Что такое иносказание. Иносказание


  • ИНОСКАЗАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    применяемый иногда в русской поэтике перевод термина «аллегория» (см.) …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный прием (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора в "Капитанской дочке" А. …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в строгом значении - то же, что аллегория; в расширительном употреблении - скрытая форма выражения, высказывание, где "буква" и …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. Говорить …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИНОСКАЗ́АНИЕ, выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как лит. приём (напр., разговор Пугачёва с хозяином постоялого двора в "Капитанской …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иносказа"ние, иносказа"ния, иносказа"ния, иносказа"ний, иносказа"нию, иносказа"ниям, иносказа"ние, иносказа"ния, иносказа"нием, иносказа"ниями, иносказа"нии, …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) Аллегория. Естественная поэзия прибегает к иносказанию (Белинский) . 2) Выражение, заключающее в себе скрытый смысл, …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. намек, …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    аллегория, парабола, …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. 2) Выражение отвлеченного понятия посредством художественного образа как литературный прием; …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    иносказ`ание, …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    иносказание, …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Орфографическом словаре:
    иносказ`ание, …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория Говорить …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный прием (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора в «Капитанской дочке» А. …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    иносказания, ср. (книжн.). То же, что аллегория (лит.). || Выражение, заключающее в себе скрытый смысл, скрытый намек. Он любит говорить …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    иносказание ср. 1) Высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. 2) Выражение отвлеченного понятия посредством художественного образа как литературный прием; …
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ИНОСКАЗАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. Высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. 2. Выражение отвлеченного понятия посредством художественного образа как литературный прием; …
  • СИМВОЛ в Словаре Аналитической психологии:
    (Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака.«Каждый психический продукт, поскольку …
  • АЛЛЕГОРИЯ в Новейшем философском словаре:
    (греч. allegoria - иносказание) - один из способов эстетического освоения действительности, прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого …
  • АГНЕЦ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (лат. ягненок) 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении …
  • АЛЛЕГОРИЯ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого allegoria - иносказание) в искусстве воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например, женщина с …
  • СИМВОЛИЗМ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    - Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, …

Иносказание - это один из художественных приемов, который широко распространен в литературном творчестве. В буквальном смысле это слово означает выражение какой-либо идеи или понятия посредством определенного художественного образа, монолога, диалога.

Другими словами, реальное явление или событие описывается с помощью отвлеченного понятия так, чтобы подчеркнуть его особенности еще выразительнее. Данный прием используется не только в литературе, но и в живописи, сценическом искусстве и киножанре.

Стоит отметить, что иносказательный образ, который основан на сходстве жизненных событий и явлений, может занимать значительное, а порой и центральное место в литературном или театральном произведении.

Описываемый или изображаемый предмет не называется прямо, а характеризуется с помощью другого предмета. Другими словами, иносказательность - это подробное уподобление одного предмета или явления другому посредством целой системы намеков. Однако смысл при этом не только не утрачивается, но и становится более очевидным, ярким и предельно понятным.

В большинстве иносказательных образов нашли свое отражение такие понятия, как добро и зло, справедливость и неравенство, любовь и ненависть. Многие нравственные ценности гораздо проще описать именно иносказательным языком, нежели высказаться прямо, назвав вещи своими именами.

Красота и величие литературных образов

В иносказании есть много общего с символичностью, но само понятие гораздо шире. Символические образы отображают жизнь природы и навеяны песенными традициями. Образы-символы вызывают эмоциональные аналогии с жизнью человека. Иносказание же отличается предвзятостью и нарочитостью, когда в описываемом предмете или жизненном явлении читатель сразу же проводит нужную параллель с реальным предметом или явлением.

Наиболее ярким примером иносказательности являются басни Крылова, где людские пороки наглядно показаны с помощью характеров животных:

  • лиса - хитрая;
  • осел - упрямый;
  • волк - злой;
  • медведь - глуповато-вальяжный;
  • баран - глупый;
  • заяц - трусливый.

Легендарный древнегреческий поэт Эзоп , который тоже писал басни, преследовал цель утвердить общественную мораль. Использование иносказания помогало ему высмеять скверные качества людей, выставив их напоказ и показав все убожество дурных черт и наклонностей.

Существует даже термин «Эзопов язык», означающий некую литературную тайнопись, умышленно маскирующую авторскую мысль. Это своего рода «система обманных средств», которую вынужден был использовать раб Эзоп, ведь обличить своих господ впрямую он не мог.

Литература и цензура: уловки русских классиков

Русские писатели применяли иносказание для того, чтобы обойти цензуру. Особенно часто можно встретить такой прием в произведениях Салтыкова-Щедрина, который взаимодействовал со своим читателем, скрывая истинный смысл от цензоров. Сказка «Премудрый пескарь» весьма богата с художественной стороны - в ней прослеживается не только желание обмануть цензуру, но и вскрыть сущность некоторых жизненных явлений.

Рисуя образ «мелкой рыбешки», жалкой и трусливой, писатель как нельзя лучше отразил сущность иного обывателя. Меткая характеристика попадает прямо в цель, иллюстрируя породу мелочного и никчемного гражданина посредством пескаря.

Наделяя рыбу человеческими качествами , Салтыков-Щедрин в своем произведении затрагивает философскую проблему поиска смысла жизни и предназначения человека.

Еще одним примером иносказания является поэма «Мертвые души», где скрытый смысл заложен даже в фамилиях персонажей - Собакевич, Плюшкин. В этом произведении есть целый аллюзорный мир, показывающий всю Россию в разрезе вместе с ее пороками и недостатками.

Жизненный уклад того времени, в котором жил Гоголь, описан весьма образно - чего стоит один только аллегорический мир умерших или сбежавших от своих хозяев крестьян! Этот мир как бы противопоставляется миру живущих, подчеркивая тем самым бедность нравов основных персонажей.

В зарубежной литературе тоже есть немало произведений, в которых используется иносказание. Например, Данте изобразил в своей «Божественной комедии» человеческие страсти в виде животных:

  • пантера - чувственность;
  • лев - гордость и честолюбие;
  • волчица - алчность.

Полна аллегориями и средневековая восточная поэзия - Алишер Навои в «Семи планетах» рассказывает о любви и параллельно в иносказательной форме обличает тогдашних правителей. Султан Хусейн-Мерзы и его придворные подвергаются завуалированной критике - автор изобличает иносказательными литературными средствами тиранию, корыстолюбие, невежественность и жестокость.

Таким образом, иносказание - это способ придать произведению яркость , самобытность, выразительность и оригинальность. Посредством скрытого намека можно выразить идею ярче, а образ - колоритнее, что не всегда удается при использовании обычного повествования.

Видео

Из этого видео вы узнаете об изобразительно выразительных средствах в литературе.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Различные виды тропов и простых сравнений жили и живут веками в разговорной, а также и в нехудожественной литературной речи. Они или совсем не осознаются говорящими и пишущими в своем изобразительно-иносказательном значении, или же осознаются ими слабо. Художественная речь значительно отличается в этом отношении от практической разговорной и нехудожественной литературной речи. Словесное искусство придает традиционным формам иносказательности слов ощутимую семантическую значимость. Выражая идейно-эмоциональную направленность своих произведений, писатели в большинстве случаев не ограничиваются подбором слов в их номинативном значении, не довольствуются часто и лексической выразительностью слов в их корневых значениях, суффиксах и приставках. Стремясь придать своей речи еще более ощутимую, действенную экспрессивность, они, исходя из традиционных форм словесной иносказательности, развивают их, обновляя старую и применяя новую иносказательность слов и оборотов. В речевом контексте произведения они создают тем самым новые эмоционально-изобразительные оттенки значения слов, выступают творцами оригинального художественно-речевого строя. Это относится к писателям-про- заикам, но в еще большей мере - к писателям-стихо- творцам. Стихотворная речь обычно бывает более изощренно организованной по сравнению с прозаической. В зависимости от особенностей творческого мышления писателей, от идейного содержания произведений иносказательность их художественной речи совершенно различна. Например, творческое мышление поэтов русского классицизма с их гражданско-моралистическими идеалами отличалось значительной степенью рационализма, рассудочности. Отсюда в семантике их произведений преобладают метонимические принципы иносказательности. Дело в том, что в связывании представлений о жизненных явлениях по их смежности, лежащей в основе всех видов метонимий, в большей мере проявляется умственная, а не эмоциональная активность человеческого сознания. Так, для стихотворений крупнейших поэтов русского классицизма характерно широкое применение разного вида синекдох: «Не швед ли мнил, что он главою, || Как Атлас, держит целой свет?»; «Что может собственных Платонов || И быстрых разумом Невтонов (Ньютонов) || Российская земля рождать»; «Но требует к тому Россия || Искусством утвержденных рук» (Ломоносов); «Идет седая чародейка, || Косматым машет рукавом» (Державин). Особое место занимали в их творчестве также метонимии места: «Брега Невы руками плещут»; «Блаженство сел, градов ограда, || Коль ты полезна и красна!» (Ломоносов); «Ты Темзу в фижмы наряжаешь, || Хохол Варшаве раздуваешь»; «Вокруг вся область почивала, || Петрополь с башнями дремал» (Державин); метонимии средства: «Се хощет лира восхищенна || Гласить велики имена» (Ломоносов); «И все из своего пера || Блаженство смертным проливаешь» (Державин); метонимии признака: «Младенцы купно с сединою || Спешили следом за тобою» (Ломоносов); «Но где твой трон сияет в мире?»; «А ты спеши скорей, Голицын, || Принесть в свой дом с оливой лавр» (Державин). Большое развитие получила в творчестве этих поэтов своеобразная разновидность метонимии принадлежности, основанная на том, что различные явления природы или культуры обозначались именем тех античных богов, которые, по мифологическим представлениям древних греков и римлян, в этих явлениях воплощалась или ими ведали и управляли. Например: «В полях кровавых Марс страшился, || Свой меч в Петровых зря руках»; «И се Минерва ударяет || В верьхи Рифейски копием» (Ломоносов); «Борей на Осень хмурит брови || И Зиму с севера зовет»; «И как вертится всеминутно || Людской Фортуны колесо»; «Почто меня от Аполлона, || Меркурий! ты ведешь с собой?» (Державин). Марс - бог войны - у Ломоносова становится ее метонимическим обозначением; Минерва - богиня мудрости, науки - в приведенном примере - метонимическое обозначение науки. Борей - иносказательный образ северного ветра, Фортуна - образ человеческой судьбы, Аполлон - бог и покровитель искусств, Меркурий - бог торговли также использованы для метонимического обозначения соответствующих понятий. Очень значительны у названных поэтов такого рода иносказательные обороты: «Премудрость тамо зиждет храм. || Невежество пред ней бледнеет» (Ломоносов); или: «Где старость по миру не бродит? || Заслуга хлеб себе находит?» или: «Злость поверженна скрежещет, || Во узах ябеда трепещет» (Державин). Подобные словесные обороты, казалось бы, можно рассматривать как олицетворения отвлеченно осознанных свойств человеческой жизни и, значит, как разновидность метафоры. Но правильнее, видимо, считать их обозначениями целого конкретного явления через отдельное отвлеченно осознанное его свойство, т. е. полагать, что иносказательность таких оборотов основана все же на ассоциации по смежности, а не по сходству и представляет собой разновидность метонимического словесного мышления. Будем называть такие обороты отвлеченной метони- м и е и34. Нередки у Ломоносова и Державина и метонимиче ские эпитеты. Например: «Мы дерзкий взор врагав потупим, || На горды выи их наступим»; И в храбры руки днесь возьмите || Зелены ветви и цветы»; «С полнощных стран встает заря»; «Светило дневное блистает» (Ломоносов); «Гремит музыка, слышны хоры || Вкруг лакомых твоих столов» (Державин). «Дерзки» не сами «взоры» врагов - они лишь выражают дерзость их стремлений; «храбры» не руки, а люди, ими действующие; «лакомы» не столы, а яства, на них стоящие, и т. д. Таковы же у них й метонимические перифразы. Например: «Великая Петрова дщерь || Щедроты отчи превышает»; «Помысли, земнородных племя» (Ломоносов); «Певец весенних дней пернатый» (Державин). Наконец, надо обратить внимание, особенно в стихах Державина, еще на один очень характерный семантический прием. Это своеобразный вид метафор, который, по своей отвлеченности, вполне гармонирует с общим метонимическим строем художественной речи. Например: «Друг честности и друг Минервы» или «Сын роскоши, прохлад и нег, || Куда, Мещерский, ты сокрылся?». Дружба - тесный нравственный союз людей; выражение «друг честности» или «друг Минервы» (мудрости) метафорически обозначает нравственный союз человека с этими отвлеченно осознанными добродетелями, его крепкую причастность к ним. Сын воспитывается родителями; выражение «сын роскоши» отвлеченно, метафорически означает воспитание человека в роскоши и т. д. В единстве этих семантических средств, почти всецело метонимических, лирика русских классицистов, при всей своей архаичности, - явление, несомненно, художественно изысканное и законченное. И в свое время оно было оригинальным и значительным вкладом в развитие национального словесного искусства. Прямым продолжателем стилистических традиций лирики классицизма был Пушкин, особенно в ранний период своего поэтического развития. В дальнейшем, при усвоении гражданско-романтического пафоса творчества, а затем и реалистического принципа отражения жизни, он лишь отчасти преодолевал такие традиции. Вот отдельные примеры из пушкинской поэзии: «От суеты столицы праздной, || От хладных прелестей Невы...»; «В печальной праздности я лиру забывал»; «Увы, куда ни брошу взор, || Везде бичи, везде железы»; «Здесь тягостный ярем до гроба все влекут»; «Падет преступная секира, || И се злодейская порфира || На галлах скованных лежит»; «И слышит Клии страшный глас»; «Ленивый Пинда гражданин, || Свободы, Вакха верный сын»; «Друг Марса, Вакха и Венеры»; «Утешится безмолвная печаль, || И резвая задумается радость»; «Встает купец, идет разносчик, || На биржу тянется извозчик»; «Все, чем для прихоти обильной || Торгует Лондон щепетильный»; «Я пью один и на брегах Невы || Меня друзья сегодня именуют»; «Партер и кресла, все кипит»; «Узрю ли русской Терпсихоры || Душой исполненный полет?» «Британской музы небылицы || Тревожат сон отроковицы». Из сказанного, конечно, не следует, что в стихах поэтов классицизма и Пушкина метонимизм оказывается единственным видом иносказательности художественной речи. В ней также встречаются метафоры, но они не имеют ведущего значения, не определяют собой семантического строя произведений. В начале XIX в. на смену поэзии, в основном метонимической по своему семантическому строю, появилась поэзия метафорическая. Она развивалась по преимуществу у тех поэтов-романтиков, которые тяготели к религиозно-моралистической и философско-идеалистической проблематике. Зачинателем ее был Жуковский в зрелый период своего творчества. У него были свои предшественники - поздний Херасков, Карамзин, но он впервые в истории русской поэзии создал изысканный и законченный метафорический строй стихотворной речи. На первом месте у Жуковского стоят метафоры, представляющие собой романтические олицетворения явлений и процессов природы. Например: «Последний луч зари на башнях умирает..; || Все тихо; рощи спят...О, тихое небес задумчивых светило...»; или: «Я знаю край! Там негой дышит лес»; «Уже утомившийся день || Склонился в багряные воды»; «И ветер улегся на спящих листах». Еще значительнее у поэта метафоры, олицетворяющие чувства и душевные движения. Например: «Минувших дней очарованье, || Зачем опять воскресла ты? || Кто разбудил воспоминанье || И замолчавшие мечты?»; или «Сие шепнувшее душе воспоминанье...»; «Все необъятное в единый вздох теснится, || и лишь молчание понятно говорит». Немало у Жуковского метафор и более отвлеченного значения. Например: «Но в мире он минутный странник был»; «Сии столь яркие черты, || Легко их ловит мысль крылата»; или: «Страна, где я расцвел в тени уединенья»; «Где вера в тишине святые слезы льет, || И меланхолия печальная живет». Очень часты у поэта также метафорические э п и т е - т ы: «Как сладко в тишине у брега струй плесканье»; «С сей очарованной мешаясь тишиною»; «С пленительным простившись ожиданьем...»; «Тогда постигну ход таинственных небес» и т. п. Продолжателями Жуковского в этом отношении были Тютчев и Фет. Последний внес в русскую поэзию очень оригинальные и смелые приемы метафоризма. Например: «Какие-то носятся звуки || И льнут к моему изголовью»; «И в воздухе за песней соловьиной || Разносится тревога и любовь»; «Но память былого || Все крадется в сердце тревожно»; «Но песня разлуки || Несбыточной дразнит любовью» и т. п. Позднее русские поэты-символисты, по-своему развивающие романтические мотивы, обогатили поэтическую семантику еще более изысканным и сложным метафорическим выражением внутреннего мира. Например, Блок: «И ушла в синеватую даль... || Где кружилась над лесом печаль»; «В этом поезде тысячью жизней цвели || Боль разлуки, тревога любви»; «И мгновенно житейское канет, || Словно в темную пропасть без дна, || И над пропастью медленно встанет || Семицветной дугой тишина»; «И перья страуса склоненное || В моем качаются мозгу, || И очи синие бездонные || Цветут на дальнем берегу». Своеобразную метафорическую палитру художественной семантики являет ранняя поэзия Есенина. Она очень богата смелыми и утонченными метафорами, выражающими восторженное и грустное любование природой. Например: «Кудрявый сумрак за горой || Рукою машет белоснежной»; «А месяц будет плыть и плыть, || Роняя весла по озерам»; «Стережет голубую Русь || Старый клен на одной ноге»; «Отговорила роща золотая || Березовым, веселым языком». Но в поэзии Есенина не менее значительны и такие метафоры, которые выражают переживания через изображение природы. Например: «И душа моя, поле безбрежное, || Дышит запахом меда и роз»; «О моя утраченная свежесть, || Буйство глаз и половодье чувств»; «О Русь, малиновое поле, || И синь, упавшая в реку, || Люблю до радости и боли || Твою озерную тоску» и т. п. Названные поэты обогатили русскую литературу новыми формами метафорической семантики, не существовавшими до них ни в разговорной речи, ни в произведениях словесного искусства. Особенно следует остановиться на такой разновидности этого рода словесной иносказательности, как двучленная метафора. Иносказательные слова и обороты вообще характеризуются тем, что в каждом из них одно слово заменяется другим по принципам сходства (смежности, контраста) обозначаемых ими явлений жизни. Так строятся обычные одночленные метафоры. Например, в выражении «лучи глаз» слово «лучи» означает лучистый, сияющий взгляд глаз, здесь «лучи» - одно из свойств взгляда. Иное соотношение представлений и выражающих их слов в метафорическом обороте «звезды глаз». Лучистые по своему взгляду глаза по сходству отождествляются со «звездами», но «звезды» не одно из свойств «глаз», а сами «глаза» в их целостности. Здесь иносказательное обозначение явления не заменяет прямого, а стоит с ним рядом в словесном контексте. Это - двучленная метафора в грамматической форме родительного падежа. Еще примеры: «Того змея воспоминаний, || Того раскаянье грызет», «Телега жизни»; «Его порой волшебной славы || Манила дальняя звезда» (Пушкин); «Мы пьем из чаши бытия || С закрытыми очами» (Лермонтов); «Ты, знающая дальной цели || Путеводительный маяк» (Блок); «Клячу истории загоним» (Маяковский). Нередко в двучленных метафорах явления отождествляются по сходству еще более прямо и непосредственно. Тогда метафора тут же раскрывается в форме грамматического «приложения». Например: «И пристань горестных сердец - могила» (Жуковский); «Ягненочек кудрявый, месяц || Гуляет в голубой траве» (Есенин). Иногда члены такой метафоры синтаксически меняются местами. Например: «Вперед, мечта, мой верный вол» (Брюсов); «И следом за ними... солнце погналось, желтый жираф» (Маяковский). Двучленные метафоры не надо смешивать с простыми сравнениями, и не только с «союзными», но и со сравнениями в творительном падеже. Так, у Есенина: «Взбрезжи, полночь, луны кувшин || Зачерпнуть молока берез» и «Ковригой хлебною под сводом || Надломлена твоя луна» - выражения, не одинаковые по своей семантической образности. Метафорическое отождествление «луны» с «кувшином» в первом из них более непосредственно и эмоционально образно, нежели сравнение «луны» с «ковригой» хлеба во втором. В русской советской поэзии двучленные метафоры получили в дальнейшем большое распространение. Напри мер: «Все чаще думаю, || Не поставить ли лучше || Точку пули в своем конце» (Маяковский); «Разве хмурый твой вид передаст || Чувств твоих рудоносную залежь. Сердца тайно светящийся пласт» (Пастернак); «Свежак надрывается. Прет на рожон || Азовского моря корыто» (Багрицкий); «Но «Яблочко»-песню || Играл эскадрон || Смычками страданий || На скрипках времен» (Светлов). Приведенные примеры на метафоризм поэтической семантики взяты из стихотворений и поэм. Однако и идейно-эмоциональная направленность прозаических произведений часто создает ощутимость метафоричности художественной речи. Очень богата ею проза Тургенева. Например: «...Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу, но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, со- дрогалось... тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом». Подобный же пример из романа Горького «Мать»: «Павел махнул знаменем, оно распласталось в воздухе и поплыло вперед, озаренное солнцем, красно и широко улыбаясь... И народ бежал навстречу красному знамени... и крики его гасли в звуках песни... на улице она текла ровно, прямо, со страшной силой». Среди других разновидностей словесной иносказательности в художественной литературе относительно меньшее развитие получила ирония. Она применяется преимущественно в таких произведениях или в таком изображении отдельных персонажей, которые обладают юмористической или сатирической идейной направленностью. Так, Пушкин, изображая в восьмой главе «Евгения Онегина» враждебное ему столичное светское «общество», писал: Тут был, однако, цвет столицы, И знатьу и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы... Одного из гостей Лариных он охарактеризовал так: «Гвоз- дин, хозяин превосходный, || Владелец нищих мужиков». Богата в этом отношении художественная речь повестей Гоголя. Он часто изображает своих низменных героев тоном высоких восхвалений. Например: «Итак, два почтен- нейших мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой! и за что? за вздор, за гусака» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Или: «Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал в свете. Хотя он и должен был вначале протираться в грязном обществе, но в душе всегда сохранял чистоту, любил, чтобы в канцеляриях были столы из лакированного дерева и все бы было благородно» и т. п. Или: «Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и доюкность свою постигнул в совершенстве». Или: «Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». В стихотворениях и поэмах писателей-демократов 60-х годов XIX в. ирония как иносказательное словосочетание также получила большое распространение. Например, у Некрасова: И сойдешь ты в могилу... герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. («Размышления у парадного подъезда») Или: Выпряг народ лошадей - и купчину С криком «ура!» по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. («Железная дорога») Итак, художественная словесность, в особенности стихотворная, не только развивает и обогащает для выражения своего специфического содержания все те разновидности иносказательности слов и оборотов, какие существуют в языке и применяются в разговорной речи, но и создает новые, более сложные ее виды. Этот процесс усложнения словесной изобразительности и выразительности начался еще в устном народном творчестве и продолжается до нашего времени.

Иносказание прежде всего является инструментом, средством, которое призвано максимально ярко и точно передать авторскую мысль. Оно помогает выразительнее передать идею на письме. Талант автора заключается в блестящем владении и широком использовании всех элементов иносказательного языка.

Значение понятия «иносказание»

Есть много объяснений, расшифровывающих, что такое иносказание. Все они означают одно. Прежде всего иносказание является литературным приемом, употребляемым, чтобы выразить абстрактное понятие в конкретном художественном образе. Оно всегда несет в себе скрытый смысл, намек.

Виды иносказаний


Что такое иносказание: примеры в литературе

Иносказание можно считать особенностью литературы, как вида искусства. Целые произведения строятся по этому принципу. Русские народные сказки, басни Эзопа, рассказы Гаршина, пьесы Метерлинка, сказки Уайльда создавались посредством этого особого языка. Именно примеры из литературы помогут раскрыть смысл понятия иносказание. В сказке Щедрина «Коняга» есть аллегорические образы коней как представителей разных сословий. В народных песнях семейная пара уподобляется паре птиц: голубей, павлинов или соколов.

В лирических произведениях эта особенность литературы встречается даже больше, чем в прозе. У поэта Геннадия Айги иносказательность сквозит в каждом слове. Его стихотворения подобны шифру, который разгадать способен далеко не каждый человек. Автор, чьи строки еще более иносказательны, чем у Геннадия Айги - это Владимир Казаков. В его произведениях нет целостности, но есть бесконечное повторение слов-образов. Например, «зеркало», «часы», «чай» встречаются очень часто в его творениях, нередко меняя свой смысл.

Ярче всего иносказание проявляется в фантастике. Авторы подобных произведений передают реальные явления жизни через вымысел. Использование многочисленных приемов иносказания позволяет зримо и образно передать то, что происходило тысячи лет назад или будет происходить в будущем.

Функции иносказания в других сферах жизни человека и общества

Иносказание используется как средство описания объектов окружающего мира, которые плохо поддаются наименованию. Оно помогает овладеть нефизическими предметами, явлениями. Иносказание развивает аналитическое мышление, способом постижения мира которого является разделение.

Назначение искусства в жизни человека - достичь совершенства. Чтобы донести те или иные явления жизни, необходимо создать яркие символы и подчеркнуть их свойства и различия. Поэтому поэтический язык всегда многообразен и расшифровывается в зависимости от понимания конкретного человека. Каждый настоящий мастер слова понимает, что такое иносказание, метафора, олицетворение, эпитет, символ и умеет правильно использовать их в своих произведениях.

Определение

Иносказание, согласно Большому Энциклопедическому Словарю, - это литературный прием, выражение со скрытым смыслом. В строгом значении иносказание является синонимом . В более расширенном толковании - это высказывание, в котором "буква" и "дух" не совпадают, даже могут быть противоположны. Именно поэтому в , содержащих иносказания, смысл не всегда «лежит на ладони» - его нужно увидеть, нужно правильно понять мысль, которую хотел донести до читателя . Тот же БЭС относит к иносказаниям иронию и эзопов язык. С другой стороны, чувства или иные понятия, не имеющие видимой формы, благодаря применению иносказаний, становятся доступными, узнаваемыми. Воплощенные в образы, они помогают максимально точно выразить отвлеченное понятие.

Виды иносказаний

1. Олицетворение (иначе – персонификация)– наделение чертами живого существа неодушевленных предметов: «оживление» («царица-ночь», «волшебница-зима») или употребление , применяемого в отношении живых существ, в переносном значении по отношению к неодушевленным предметам (заиграло , шепчутся березки).
2. Косвенная сатира – произведения, показывающие, высмеивающие, осуждающие недостатки своего времени под маской перенесенности действий ( , будущее время либо вымышленные миры и лица. Сюда могут входить и , например, «Премудрый пескарь»).
3. – изображение идей, понятий в некоем образе, связь с которым устанавливается по аналогии через определенные . Под многие аллегоричные выражения подведена мифологическая или фольклорная база. Примеры аллегорий: лев – знак силы, заяц – трусости, правосудие – Фемида с мечом и весами.
4. Эвфемизм – или выражения, замещающие слова, синонимичные по смыслу. Для эвфемизма характерна мягкость, собирательность. Употребляются в ситуациях, когда иные обозначения нежелательны (невежливы, слишком резки). Примеры: лицо нетрадиционной ориентации - гей, афроамериканец – негр и прочие.

Применение

Иносказания используется очень часто в и прозе для придания образам яркости, колоритности, как способ избежать банальностей. Однако, стараясь сделать свое произведения запоминающимся посредством применения данного приема, начинающие авторы рискуют столкнуться с противоположным эффектом, так как многие, наиболее часто употребляемые олицетворения, аллегории уже сами стали избитыми. На другом конце крайности – изобилие и переплетение различных видов иносказаний, делающее произведение крайне сложным для чтения и понимания. Важно найти «золотую середину», что в большинстве случаев достигается путем тренировок и увеличением творческого опыта.