Что такое олицетворение в искусстве. Значение слова олицетворение в литературной энциклопедии


Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека [...Звезда с звездою говорит (Л.); Спит земля в сиянье голубом... (Л.)]. Олицетворение - один из самых распространенных тропов. Традиция его употребления восходит к устной народной поэзии (Не шуми, мати, зеленая дубравушка, не мешай мне, доброму молодцу, думу думати...).

Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать

Особым видом олицетворения является персонификация (из лат. persona - лицо, facere - делать) - полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик:

Аллегория

Аллегорией (гр. allēgoria - иносказание, из allos - иной, agoreúo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать «наступила старость»,.

Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у А.С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк», «Соловей и роза»; у М.Ю. Лермонтова - стихотворений «Кинжал», «Парус», «Утес» и др.

Метонимия

Метонимией (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе (П

Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание перекрахмаленный нахал характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определение перекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, но в образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе встречаются примеры подобной метонимии (Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. - Бун

Антономасия

Особый вид метонимии - антономасия (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др.

Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей [Мы все глядим в Наполеоны... (П.)].

Неиссякаемым источником антономасии является античная мифология и литература.

Однако до сих пор сохраняет свою выразительную силу антономасия, основанная на переосмыслении имен исторических деятелей, писателей и литературных героев. Публицисты используют этот троп чаще всего в заголовках.

Синекдоха

Разновидностью метонимии является синекдоха в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист). (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя

Эпитетом (от гр. epitheton - приложение) называется образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. - П.).

Бывавют точные красная калина

(золотая осень, заплаканные окна),

Эпитеты - это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок - лимонный свет луны; седой старик - седой туман; он лениво отмахивался от комаров - река лениво катит волны).

Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими (Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя... - Л.).

В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (...Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах... - Л. Т.). Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам [картонная любовь (Г.); мотыльковая красота, слезливое утро (Ч.); голубое настроение (Купр.); мокрогубый ветер (Шол.); прозрачная тишина (Пауст.)].

Олицетворение - довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи. Этот художественный прием - разновидность . С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст. Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом. Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация - миф . В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ. Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке . Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно - персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе , хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной. Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность. Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение - это когда не человек наделяется человеческими качествами . Пример - солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Чем отличается олицетворение от аллегории?

Очень часто можно спутать олицетворение и . Ну действительно, и там, и там определенные качества воплощаются в конкретных предметах или живых существах. Тем не менее, разница между этими понятиями есть. Олицетворение является разновидностью метафоры и являет собой простой ассоциативный художественный прием.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.

2 комментария

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в существование духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности.
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.


Примеры олицетворения в русском языке

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.


Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья .

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Значение слова ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Литературной энциклопедии

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

[или персонификация] — выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить

284 стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д. О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», [СПБ], 1730. О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). См. « Тропы ». Л. Т.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ("Ее сиделка - тишина...", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    прозопопея (от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких-н. черт, свойств. Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЛИЦЕТВОР́ЕНИЕ (прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые ("Её сиделка - тишина...", А.А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"ния, олицетворе"ний, олицетворе"нию, олицетворе"ниям, олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"нием, олицетворе"ниями, олицетворе"нии, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. prosopopoieia, от prosopon — лицо + poieo — делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    ‘выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств’ Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    олицетворение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= олицетворить олицетворение (о живом существе) воплощение каких-нибудь черт свойств Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (прозопопея) , вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные («Ее сиделка - тишина…", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-н. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    олицетворение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа. отт. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Результат такого действия; воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо. отт. Воплощение …
  • ФЕМИНИЗМ в Новейшем философском словаре.
  • ТРИМУРТИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и …
Глава II Систематизация теоретико-литературного понятия «олицетворение»

2.1. Олицетворение - художественный троп литературы

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) - троп , присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Примеры:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось ,
Мочалами ноги изопутаны.

В народной песне

Государство , словно отчим злой ,
от кого, увы, не убежать,
ибо невозможно взять с собой
Родину – страдающую мать .

Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от фольклорной лирики до стихотворных произведений поэтов-романтиков, от прециозной поэзии до творчества (из материалов сети ИНТЕРНЕТ: учителя-новаторы).

Олицетворение , как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом;

И снег, и мразь, и иней сыплет,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее дыханья

Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло глядит.

Вслед за нею зима

В теплой шубе идет,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит...

(Кольцов)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими чувствами и способностью говорить; стилистический прием, очень распространенный всех веков и народов. Такое определение дает автор-составитель словаря поэтических терминов литературовед А.П.Квятковский (17).

Олицетворение , прозопопея (от греч. prósōpon - лицо и poiéō - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - делаю), особый вид метафоры : перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации Олицетворение в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве.

1) Олицетворение как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет».

2) Олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, Ф.Тютчева, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия.

3) Олицетворение уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через «родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном - Небом и Геей - Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека.

4) Олицетворение как символ , непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных Олицетворение. Поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана олицетворение -метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п. Из их совокупности возникает верховное олицетворение : «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, - многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. Олицетворение такого рода близко к мифологическому олицетворение по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии (18).

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Реже олицетворения связаны с предметным миром:

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).

Развивающие задания:

1. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)

2. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)
5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)
6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку - печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами - рука в руке. (Т. Н. Толстая)

3. Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.

1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)

Глава III Методическая организация уроков по изучению теоретико-литературных понятий в группах с русским языком обучения профессиональных колледжей

Цели урока :


  1. Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева.

  2. Развитие навыков литературного анализа поэтического текста при акцентировке на теоретико-литературное понятие «олицетворение».

  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход урока

Первая учебная ситуация: вступительное слово учителя.

Сегодня мы поразмыслим над стихами Фёдора Ивановича Тютчева, попробуем выразить свои чувства, уловить настроения, музыку его стихотворений.. Задача непростая: Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом.

Вторая учебная ситуация: выразительное чтение и комментирования стихотворений Тютчева о природе.

Учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всей группой пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта.

Третья учебная ситуация: анализ стихотворения «Весенняя гроза».

Стихотворение «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «Солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли.

Четвертая учебная ситуация: анализ стихотворения «Неохотно и несмело».

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «неохотно и несмело» ... Стихотворение «Неохотно и несмело» -- создает олицетворенный образ природы. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «все сердитей», а земля «принахмурилась», но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несет блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».

Пятая учебная ситуация: анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» и снова видим действие на земле и изумленное вертикальное движение с неба.

Шестая учебная ситуация: анализ стихотворения «Чародейкою зимою околдован лес стоит».

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: «околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою».

Седьмая учебная ситуация: эвристическая беседа.

В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Восьмая учебная ситуация: анализ стихотворения « О чем ты воешь, ветер ночной?» Аналитический полилог.

Вопросы и задания:

1) Каков центральный образ стихотворения?

2) Как он меняется? (Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бури в «смертной… груди»)

3) Какой звук слышен в 1 строфе?

4) Можно ли сказать о том, что поэт использует ассонансы?

5) Что осознает лирический герой? (Вой ветра. Для лирического героя в нем то «глухая» жалоба, то «шумное» негодование. Главное – он созвучен «безумным «сетованиям» его души. Его странный голос отзывается в сердце, но сознанию смысл непонятен. Это противоречие поражает лирического героя.

6) Назовите глаголы, определяющие характер действия языка ветра на лирического героя. (воешь, сетуешь, роешь, взрываешь) Мы подошли к бездне, к предмету песни ветра – хаосу.

7) О чем говорят сочетания «древний хаос», «родимый хаос»? (О допорядковом начале мира, о родовой близости хаоса человеку).

8) Прочитайте строки:

Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!..
С каким словосочетанием грамматически связано местоимение «он»? Каков смысл в этой связи? Местоимение «он» может грамматически соотноситься только с «миром души ночной». «Мир» означает все-таки некий лад, гармонию. И этот мир рвется навстречу хаосу, они родственны. Единение мира и хаоса, человека и природы возможно, потому, что их связывает одна основа: происхождение мира из хаоса. В стихотворении природа является посредником между высшими силами и человеческой душой.

Девятая учебная ситуация: работа учащихся в интерактивном режиме в малых группах.

А) Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Настроение лирического героя выражено в исповедальной форме. Однако для того, чтобы оно стало слышно, должно было замолкнуть все движение жизни, в сумраке сглаживаются противоречия. Единство с миром оказывается недостижимым для лирического героя. Впечатление гармонии обманчиво. Чувство дисгармонии подчеркнуто тем, что изображено мгновенное явление. Пейзажные характеристики меркнут – душа пробуждается. Стремление раствориться в природе оказывается одним из главных в человеке.

Б) Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»).

Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

В стихотворении создается картина приближения светлой, праздничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело. Весна - сказочная королева, окруженная свитой – хороводом дней. Ощущение волшебства, наполняющего душу лирического героя. Весна – олицетворение жизненной силы. «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны, - метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия.

В) Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...». (Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»)

Десятая учебная ситуация: Думаем, размышляем, делаем выводы….

Для поэзии Ф.И. Тютчева характерно:


  1. Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).

  2. Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.

  3. Размышления о божественном начале Вселенной.

  4. Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.

  5. Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.

  6. Пейзажно-философская лирика.

  7. Человек в мире и его Судьба.

  8. Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.

  9. Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Функция олицетворения в лирике Тютчева».

Учебные материалы к работе в малых группах

А). Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Б). Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»):

В) Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

Согласны ли вы со словами Н.А. Некрасова о строках из этого стихотворения «Весна идет, весна идет / Мы молодой весны гонцы / Она нас выслала вперед»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе. Как будто несколько лет свалилось долой с плеч, -- когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не полетам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему...»

Г). Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: « Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…».

3.2. Фрагменты урока по изучению лирики С.Есенина. Функция «олицетворения» (символ – олицетворение)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 - 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.

Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.

Повторение изученного

1. Сообщение учащегося.

Символ (от греч. – знак, примета) - один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.

Символ наделён огромным множеством значений.

Откуда же берётся символический смысл образов? Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.

2. Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.

Формулировка темы. Постановка цели. Работа с эпиграфом.

Каждый язык содержит определённое количество олицетворений. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. Вот о таких словах и будем мы сегодня говорить на уроке. Запишите тему: «Олицетворение» в лирике Сергея Есенина.

Чтение стихотворения Я.Смелякова

Я, запозднясь, благодарю

Того, кто был передо мною

И кто вечернюю зарю

Назвал вечернею зарёю.

Того, кто первый услыхал

Капель апреля, визг мороза

И это дерево назвал

Так упоительно – берёзой.

Потом уже, уже потом

Сюда пришёл Сергей Есенин

Отогревать разбитым ртом

Её озябшие колени.

Я.Смеляков.

Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.

О каком образе говорится в стихотворении?

О мире природы

Какой образ он выделяет в мире природы?

Березу.

Какого поэта называет?

Сергея Есенина.

Берёза – образ одного ряда с такими образами-символами: летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река. Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?

В них ощущение Родины, её простора, приметы родной земли.

В русской поэзии Х1Хвека при изображении родного пейзажа очень часто используются названия деревьев. Давайте вспомним их.

Дуб - символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта.

Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начинается с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве поэта ХХ века Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было.

Сообщение одного из учащихся

Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.

А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оставил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»

В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:

…душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Для него берёза - символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо.

Нам здесь и ты, берёза, словно

От милой матери письмо.

У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсеместной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой

Чету белеющих берёз.

После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов. Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли.

О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К.Толстой:

То было раннею весной

В тени берёз то было.

То было в утро наших лет

О счастие! О слёзы!

Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания

Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:

Берёзки!

Девушки - берёзки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?

Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.

Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.

Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…

Берёза - невеста, девушка, свечка…

Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…

Как относится Есенин к берёзке? Почему поэт ее оживляет?

Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласкательный суффикс -к-: берёзка. Здесь выражается искреннее человеческое отношение к миру. Оживляется природа вместе с есенинскими строками.

Работа в группах. Сравнительный анализ стихов.

Из множества стихов Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).

Вопросы для сравнительного анализа

Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?

Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?

Какие виды тропов использует поэт?

Отметьте композиционные особенности стихотворений.

Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?

Что общего в этих стихотворениях?

Примерный анализ

«Берёза» (1913) Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков с и р (в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.

И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:

Прикрылась снегом,

Точно серебром.

Обсыпает ветки