Котлован платонов биография. Персоналии


Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) (1899-1951) - русский советский писатель, прозаик, один из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины XX века.
Андрей родился 28 (16) августа 1899 года в Воронеже, в семье железнодорожного слесаря Платона Фирсовича Климентова. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября.
Андрей Климентов учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. В возрасте 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет) начал работать, чтобы поддержать семью. По словам Платонова: "У нас семья была... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же... не мог кормить такую орду". «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».
До 1917 года он сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах "Очередной" (1918) и "Серега и я" (1921).
Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1918 года он публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя), а также вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.
В 1921 году вышла его первая публицистическая книга "Электрификация", а в 1922 - книга стихов "Голубая глубина". В 1924 году он оканчивает политехникум и начинает работать мелиоратором и электротехником.
В 1926 году Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. В том же году были написаны «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов», принёсшие ему известность. Платонов переехал в Москву, став профессиональным литератором.
Постепенно отношение Платонова к революционным преобразованиям меняется до их непринятия. Его проза ("Город Градов", "Усомнившийся Макар" и др.) часто вызвала неприятие критики. В 1929 году получил резко отрицательную оценку А.М. Горького и был запрещён к печати роман Платонова "Чевенгур". В 1931 году опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкое осуждение А. А. Фадеева и И. В. Сталина. После этого Платонова практически перестают печатать. Повести "Котлован", "Ювенильное море", роман "Чевенгур" смогли увидеть свет только в конце 1980-х годов и получили мировое признание.
В 1931-1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности, но продолжает писать (пьеса "Высокое напряжение", повесть "Ювенильное море"). В 1934 году писатель вместе с группой коллег едет в Туркмению. После этой поездки появились повесть"Джан", рассказ "Такыр", статья "О первой социалистической трагедии" и др. В 1936-1941 годах Платонов выступает в печати в основном в качестве литературного критика. Под разными псевдонимами он печатается в журналах "Литературный критик", "Литературное обозрение" и др. Работает над романом "Путешествие из Москвы в Петербург" (рукопись его была утеряна в начале войны), пишет детские пьесы "Избушка бабушки", "Добрый Тит", "Неродная дочь".
В 1937 году была издана его повесть «Река Потудань». В мае этого же года арестован его 15-летний сын Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. В январе 1943 года он умер.
С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины". В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом "Красной звезды". Несмотря на заболевание туберкулёзом Платонов не оставляет службу вплоть до 1946 года. В это время в печати появляются его военные рассказы:"Броня", "Одухотворенные люди" (1942), "Смерти нет!" (1943), "Афродита" (1944), "В сторону заката солнца" (1945) и др.
За напечатанный в конце 1946 года рассказ Платонова - «Возвращение» (первоначальное название «Семья Иванова»), писатель в следующем году подвергся новым нападкам критики и был обвинён в клевете на советский строй. После этого возможность печатать свои произведения была для Платонова закрыта.
В конце 1940-х годов, лишенный возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.
Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за сыном.
В 1954 году была издана его книга "Волшебное кольцо и другие сказки". С хрущёвской "оттепелью" начали издаваться другие его книги (основые произведения стали известны только в 1980-х). Однако, все публикации Платонова в советский период сопровождались значительными цензурными ограничениями.
Некоторые произведения Андрея Платонова были обнаружены только в 1990-е годы (например, написанный в 30-е годы роман "Счастливая Москва").

Биография А. П. Платонова

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семен» (1927), в котором главный герой – трогательный семилетний мальчишка, который все дни напролёт нянчит своих младших братьев и сестру. Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Работать будущий писатель начал в 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет), чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности». В 1918 году, вновь пошел учиться – в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга – сборник очерков «Электрификация» (1921).

Книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В. Брюсова. В 1921году крайне тяжёлое положение народа усугубилось разразившейся засухой, приведшей к массовому голоду среди крестьян. Платонов считает себя не вправе быть писателем в сложившихся обстоятельствах. В автобиографии 1924 г. он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой». В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, профиль его работы – мелиорация и электрификация сельского хозяйства.

В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского»города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести «Город Градов» (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.

Поначалу писательская судьба складывалась удачно: его заметила критика, одобрил Максим Горький. Причем отзывы последнего касаются как раз Платонова-сатирика: «В психике Вашей, – как я воспринимаю ее, – есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия». Но писатель не стал полностью следовать этому совету, написав всего несколько сатирических произведений. После сборника «Епифанские шлюзы» одна за другой вышли книги «Сокровенный человек» (1928) и «Происхождение мастера» (1929). Однако фортуна отворачивается от него после того, как рассказ «Усомнившийся Макар» получил резко отрицательную оценку Сталина. Издательства по идеологическим соображениям отклоняют его произведения.

В том же году получил разгромную рецензию А.М. Горького и был запрещен к печати роман Платонова «Чевенгур» (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).

Этот роман стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург).

Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни.

Выход в свет повести-хроники «Впрок» с разгромным послесловием А. Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. В 1931–1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности и продолжает писать. Тогда была создана пьеса «Высокое напряжение», повесть «Ювенильное море» (1934), неоконченный роман «Счастливая Москва» (1933–1934) – о судьбе девушки по имени Москва, красавицы, считающей себя счастливой, и ставшей калекой, попав на строительство метрополитена. Этот роман был обнаружен только в 1990-е годы.

В мае этого же года арестован его 15-летний сын Платон(10 лет лишения свободы за «руководство антисоветской молодежной террористической шпионско-вредительской организацией»), вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.

Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда»и писал рассказы на военную тему («Броня», «Одухотворенные люди», 1942; «Смерти нет!», 1943; «Афродита», 1944 и др.; вышло 4 книги). В ноябре 1944 он прибыл домой с тяжелой формой туберкулеза (заразился, ухаживая за сыном), но сумел еще «сбежать» на фронт, встретив окончание войны в Берлине. Только в феврале 1946 Андрей Платонов был окончательно демобилизован по болезни (его прямо с поезда принесли домой на носилках).

Все последние годы жизни Платонов фактически не вставал с постели.

После того, как его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение») в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы.

До конца 1980-х годов у себя на родине Платонов был практически неизвестен. Открыть удивительный мир его произведений представилась возможность лишь с началом перестройки, когда были опубликованы его основные произведения – романы «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море».

В мире интерес к Платонову необычайно велик. В странах Европы, США, Канаде, Японии, Индии, Китае переведена его проза, имеются специалисты по творчеству писателя. Когда в 60-е годы в Италии впервые перевели Платонова, рецензию на него написал великий Пазолини. Создано Международное общество Платонова.

1899 - 1951

Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов), (16(28).08.1899-5.01.1951), прозаик, поэт, драматург, публицист.
Родился Андрей Платонович в одном из пригородов Воронежа - Ямской слободе. Долгое время датой его рождения считали 20 августа 1899 г. по старому стилю. Однако воронежскому учёному и литературоведу О. Г. Ласунскому, работавшему накануне 100-летия со дня рождения писателя с архивными документами, удалось установить, что настоящая дата рождения писателя - 16 (28) августа.

Отец его, Платон Фирсович Климентов (1870-1952), происходил из мещан города Задонска, участвовал в революционном движении и гражданской войне, работал слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Мать, Мария Васильевна, урожденная Лобачихина (1875-1929) тоже родилась в Задонске, в семье часового мастера. Была она глубоко верующей, доброй женщиной, занималась домашним хозяйством, воспитывала детей, которых в семье было десять человек. Черты родителей с разной долей узнавания Платонов воплотил в героях своих произведений, навсегда увековечив память о самых близких ему людях.
В 1906 г. родители отдали своего первенца Андрея в церковноприходскую школу. Закончив её, Андрей поступил в мужское четырёхклассное городское училище. Училище давало завершённое начальное образование и практические навыки по ремесленному, промышленному и конторскому делу, а также садоводству, огородничеству и цветоводству. Андрей Климентов рано пристрастился к чтению и в училище приобрёл солидный багаж историко-литературных познаний, повлиявших впоследствии на его мировоззрение и жизненные приоритеты. В июне 1914 г. училище было окончено, и пятнадцатилетний Андрей вместе с отцом отправился в поместье Бек-Мармарчевых (село Устье Девицкой волости Воронежского уезда - сейчас это Хохольский район) ремонтировать сломавшийся паровой локомобиль. Починив машину, Андрей остался при ней помощником машиниста. Там он впервые столкнулся с реальным механизмом - паросиловой установкой, создававшей кинетическую энергию, изучением которой он занимался на уроках физики в училище. Работающий агрегат произвёл на подростка неизгладимое впечатление и пробудил на всю жизнь большой интерес к технике и стремление к её совершенствованию. Осенью того же года А. Климентов устроился конторским служащим в губернское отделение столичного общества «Россия», которое занималось страхованием жизни, капиталов и доходов предприятий и отдельных лиц. В обязанности конторщика входило хождение по клиентам, оформление и переписывание бумаг. С января 1915 г. до июля 1916 г. он работал конторщиком в Обществе Юго-Восточных железных дорог. К концу лета 1916 г. А. Климентов поступил в мастерскую трубочного завода, дочернего предприятия механического завода «Столль и К0». Поработав там год литейщиком, он вновь вернулся в Общество Юго-Восточных железных дорог, где работал в железнодорожных мастерских.
Революцию и социальные изменения жизни в 1917 г. А. Платонов принял с воодушевлением, искренне поверив в её идеалы.
Наравне с интересом к технике в душе Андрея Климентова жила тяга к литературе и истории. В 1918 г. он поступает на историко-филологический факультет Воронежского университета. Проучился там А. Климентов всего один курс и 31 мая 1919 г. забрал документы из университетской канцелярии, чтобы подать их на электротехническое отделение открывшегося в Воронеже железнодорожного политехникума. Летом 1920 г. курсант-электрик А. П. Климентов стажировался на электрической станции в мастерских Юго-Восточных Советских железных дорог.
Учёба в политехникуме совпала с периодом Гражданской войны и экономической разрухи в стране. Курсанты сопровождали воинские эшелоны, помогали в прокладке узкоколейки для подвоза дров и даже защищали подступы к Воронежу от белоказаков. При Политотделе ЮВЖД из добровольцев - рабочих и служащих Воронежского железнодорожного узла - был сформирован первый рабочий Коммунистический полк железнодорожной обороны Южного фронта. По собственному желанию курсант Климентов поступил рядовым стрелком в этот особый железнодорожный отряд. Этот непростой период жизни оказал на будущего писателя большое влияние. Впечатления, связанные с Гражданской войной, работой на паровозе, а также рассказы отца, который на снегоочистителе пробивал заваленную сугробами стальную колею от Воронежа до Лисок, непосредственно отразились в повести «Сокровенный человек».
Выбрав для себя техническую профессию, Андрей Климентов не забывал о литературе. Его всегда привлекала поэзия. Первые публикации стихов Платонова были напечатаны в железнодорожной периодике под псевдонимом Платонов. Будучи студентом историко-филологического факультета ВГУ, Платонов служил помощником секретаря в редакции журнала «Железный путь». Потом готовил письма читателей к печати в газете «Воронежская беднота», заведовал литературным отделом в газете «Красная деревня», печатался в ежемесячнике «Путь коммунизма». А с началом основания в Воронеже газеты «Воронежская коммуна» А. Платонов начал сотрудничать в ней, публикуя полемические и критические статьи, очерки, рассказы и, конечно, свои стихи. Как сотрудник газеты, он часто посещал спектакли в Большом Советском театре (ныне Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова), где у «коммуновцев» была забронирована ложа. После представлений нередко возникали споры и обсуждения постановок. Нужно отметить, что мнением Платонова дорожили и актёры, и режиссёры и часто пользовались его советами.
Газетные публикации сделали Платонова известным, он познакомился с людьми, близкими ему по интересам и взглядам, которые во многом определили его будущую творческую судьбу. Среди них Г. Малюченко, В. Келлер, М. Бахметьев, Г. Плетнев, А. Явич, Н. Стальский, Н. Задонский , Б. Дерптский и, конечно, Г. Литвин-Молотов, который стал инициатором издания единственного при жизни автора поэтического сборника «Голубая глубина» (Краснодар, 1922). Об этом периоде в жизни писателя написал Н. А. Задонский в очерке .
В 1919 г. А. Платонов вступил в Воронежский коммунистический союз журналистов - Комсожур. А в 1920 был избран депутатом на Всероссийский писательский съезд в Москву. В эти годы он почти не пропускал собраний в клубе-кафе «Железное перо», где писатели, журналисты, музыканты Воронежа устраивали дискуссии на разные злободневные темы. Платонов не раз выступал там с докладами, которые имели большой успех. Он поднимал острые и достаточно спорные вопросы, например такие, как судьба женщины при коммунизме; противоречие между рациональным и эмоциональным в человеческой натуре и бушующем вокруг мире. Устраивались в «Железном пере» и дискуссии на темы публикаций в городских периодических изданиях.
Идеальное социальное происхождение, глубокая убеждённость и гражданское сознание, стремление ощутить себя частицей сплочённого партийного товарищества привело А. Платонова к решению вступить в ряды РКП(б). В 1921 г. он был принят в губсовпартшколу. Занятия в школе занимали весь день, много учебного времени отводилось на достаточно скучные политпросветительские циклы. Со временем такое обучение разочаровало кандидата в члены РКП(б). Из школы он был исключён, из кандидатов в РКП(б) тоже.
Голод 1921 г., вызванный сильнейшей засухой, произвёл перелом в мировоззрении Платонова. Впечатления от событий того жаркого лета спустя время найдут отражения в его произведениях. А пока Платонов решил оставить на время «созерцательное дело» - литературу и на практике заняться «преодолением знойной стихии». Платонов принял активное участие в работе Губернской комиссии помощи голодающим - Губкомпомгола. С октября 1921 г. в ежедневной «Нашей газеты» Платонов стал заведовать отделом «Наш край» и вести постоянную рубрику «На бой с засухой», где делал обзор писем, пришедших из уездов Воронежской губернии. В его публицистике того периода ключевыми стали слова «гидрофикация» и «гидрофикационные проекты». В это время издана его публицистическая брошюра «Электрификация» (Воронеж, 1921).
Активность в борьбе с засухой привела Платонова 5 февраля 1922 г. на должность председателя Губкомгидро, переименованную затем в отделение гидрофикации губернского земельного управления (Губзу). Сохранилось много материалов о его гидрофикационных и мелиоративных проектах. Наравне с гидрологией и мелиорацией Платонов придавал большое значение электрификации сельского хозяйства. С сентября 1923 по май 1925 гг. он заведовал работами по электрификации сельского хозяйства в Губземуправлении.
В 1922 г. Андрей женился на Марии Кашинцевой, приехавшей в Воронеж вместе с родителями из Петрограда. 25 сентября того же года у них родился сын Платон.
22 февраля 1924 г. А. Платонова снова приняли в кандидаты РКП(б), но с принятием в члены партии снова не торопились.
В августе 1924 г. в Воронежской губернии развернулась кампания масштабных мероприятий по борьбе с засухой. А. Платонов стал губернским мелиоратором, организатором и руководителем общественных мелиоративных работ. И он сам, и его помощники-гидротехники с большим энтузиазмом взялись за новое и интересное дело. Началось строительство колодцев и прудов, осушение болот, орошение безводных участков. Работы велись в Богучарском, Россошанском, Острогожском, Валуйском уездах Воронежской губернии. Благодаря своей инициативности и работоспособности губернский мелиоратор А. Платонов приобрёл большой авторитет у Наркомата земледелия, контролирующего ход общественно-мелиоративных работ в губернии. Период с конца 1924 по начало 1925 г. стал пиком в карьере Платонова как инженера и руководителя. Его публицистика того времени была посвящена только борьбе с засухой: «Мелиоративная война против засухи» (февраль 1925), «Как единственно можно ликвидировать засуху» (март 1925). Но к концу весны 1925 г. государственное финансирование общественных мелиоративных работ сильно сократилось, а с ним рухнули надежды на реализацию грандиозных проектов гидрофикации и землеустройства. Платонов тяжело переживал крушение намеченных планов, потому что чувствовал себя ответственным за дальнейшую жизнь крестьян. Честную оценку такому трагическому итогу мелиоративных работ он дал в статье 1926 г. «Победим ли мы засуху?» Главным препятствием реализации задуманного автор увидел в непродуманной политике государства по крестьянскому вопросу. Закончена и опубликована эта статья не была.
В феврале 1926 г. на Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве Платонов выступил с докладом о положении дел в Центрально-Чернозёмной зоне страны. Участники совещания высоко оценили его как специалиста и избрали в состав ЦК профсоюза «Всеработземлес», где он занял должность заместителя ответственного секретаря Центрального Бюро землеустроителей.
В июне 1926 г. А. Платонов вместе с женой и трёхлетним сыном переехал в Москву и поселился в Центральном Доме специалистов в Большом Златоустинском переулке. На новом месте Платонов собирался осуществить свои планы по мелиорации, были у него и литературные замыслы. Но прослужил там он ровно четыре недели. Профсоюзные бюрократы не приняли провинциала-производственника. В конце 1926 г. Платонов уехал в Тамбов заведовать отделом мелиорации Тамбовского Губзу. Но и там работа не сложилась. Новаторство и энергия нового заведующего, его желание действовать, применять на практике накопленный в Воронежской губернии опыт, реализовывать свои гидрофикационные и мелиоративные проекты не понравились местным чиновникам. Платонов покинул Тамбов и всегда вспоминал о нём с горечью и раздражением. Опыт общения с тамбовскими бюрократами отразил позднее в своем гениальном «Городе Градове». Семья в это время оставалась в Москве, и он вернулся в столицу.
Уехав из Тамбова, А. Платонов остался без работы, лишился возможности реализовать себя как инженера-новатора. Но большой жизненный опыт, глубокое понимание народной жизни требовали деятельности. И с 1927 г. его главной профессией стала литература. Он настойчиво начал искать в ней своё место, пробуя себя в разных жанрах и темах. Найденные форма и стиль принесли успех и одобрение критики. Рецензенты отметили своеобразный язык Платонова и глубину его произведений - «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929) и других.
Но в 1929 г. политические изменения в стране привели к жесткому контролю в области культуры. Начались травля и аресты писателей. Социальную обстановку усугубил голод на Украине и насильственная коллективизация. Постепенно отношение Платонова к революционным преобразованиям изменилось до их непринятия.
В конце 1929 г. критика добралась и до Платонова, произведения которого были остры, поднимали идеологические темы, шли вразрез с политикой партии, смело критикуя её действия и указывая на ошибки. В основе взглядов Платонова лежал определённый идеал - коммунизм. Коммунистическое общество должно было быть основано, по мнению писателя, на содружестве людей. А советское общество конца 20-х годов не соответствовало этому идеалу. Главного врага этому он видел в бюрократизме, который разъединял людей. А самым опасным было убеждение Платонова в непобедимости бюрократизма, в безнадежности будущего страны. После публикаций очерка «Че-Че-О», рассказов «Усомнившийся Макар» и «Впрок» последовала резкая критика, Платонова обвинили в анархо-индивидуализме. Издательства по идеологическим соображениям перестали печатать его произведения.
В это время А. Платонов закончил работу над романом «Чевенгур» (1929), первоначально носившим название «Строители весны». Это социально-философская драма, в которой отразились юношеские надежды писателя на революцию, иллюзии и фантазии, связанные со строительством новой жизни. Главная тема романа - разочарование по поводу свертывания НЭПа, убывания демократии, торжества командно-бюрократической системы. Роман «Чевенгур» увидел свет лишь в 1972 г. в Париже. На русском языке он появился в печати лишь в 1989 г.
В 1930 г. было создано ещё одно крупное произведение Платонова - повесть-антиутопия «Котлован». Её герой в поисках истины попадает на символическую стройку, где возводится здание светлого будущего. Однако котлован под фундамент дома, в конце концов, превращается в могилу будущего. Эта повесть тоже увидела свет спустя много лет после смерти писателя.
Середина 1930-х гг. была заполнена напряжённой работой, замыслы переполняли писателя, им были написаны роман «Счастливая Москва», пьесы «Голос отца», «Шарманка», статьи о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском, повесть «Ювенильное море», рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном саду».
В конце марта 1934 г. писатель вместе с группой коллег посетил Туркмению. Целью такой поездки было написание коллективного сборника, посвящённого 10-летию образования Советского Туркменистана. Туркмения поразила и вдохновила Платонова, после этой поездки появилось много интересных произведений, в том числе повесть «Джан» и рассказ «Такыр». После возвращения из Туркмении, 21 мая 1934 г. Платонов был принят в Союз советских писателей. Но критика и неприятие его произведений продолжались. А арест пятнадцатилетнего сына в 1938 г. еще больше отяготил положение писателя.
С началом Великой Отечественной войны А. Платонов с семьей эвакуировался в Уфу. В июле 1942 г. военным корреспондентом газеты «Красная звезда» он ушел на фронт. В период войны отдельным изданием трижды выходил его рассказ «Одухотворенные люди», были напечатаны три сборника прозы: «Рассказы о Родине», «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). После освобождения родного Воронежа А. Платонов посетил город, впечатления от увиденного он воплотил в сказе-очерке «Житель родного города».
В конце 1946 г. был напечатан один из лучших рассказов А. Платонова - «Возвращение», в котором автор психологически точно описал те изменения, которые произошли с людьми во время войны. Но критики назвали рассказ клеветническим и тем практически положили конец прижизненным публикациям писателя.
В конце 1940-х гг., лишённый возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, писатель занялся обработкой русских и башкирских сказок.
В последние годы жизни, несмотря на туберкулёз, Платонов много работал. Последним произведением стала пьеса «Ноев ковчег». Отчаявшийся писатель, переживая многолетний запрет на публикацию его произведений, тщетно пытался сделать пьесу пригодной для печати. Завершить работу помешала смерть. Этот платоновский текст, который многие годы оставался неизвестным, был опубликован в «Новом мире» в 1993 г.
Умер А. П. Платонов 5 января 1951 г. в Москве, похоронен на Армянском кладбище рядом с сыном (04.01.1943 г.)
В 1954 г. была издана его книга «Волшебное кольцо и другие сказки». С хрущёвской «оттепелью» начали издаваться и другие его книги, хотя главные произведения А. Платонова, со значительными цензурными ограничениями, стали известны широкому читателю только в 1980-е гг. А некоторые произведения Андрея Платонова были обнаружены только в 1990-е гг. (например, написанный в 30-е годы роман «Счастливая Москва»).
Значителен вклад в платоноведение воронежцев О. Ю. Алейникова, Л. А. Ивановой, Е. Г. Мущенко, В. А. Свительского, В. П. Скобелева, Т. А. Никоновой и других.
С 1989 г. в ВГУ проходят , с 2000 г. в Воронеже издаётся информационно-справочный бюллетень «Платоновский вестник». В 2009 г. в Центре духовного возрождения Чернозёмного края издана книга «Сказки и рассказы Андрея Платонова». По мотивам рассказов Андрея Платонова в был поставлен спектакль «Как это всё далёко - любовь, весна и юность…» (режиссёр-постановщик народный артист России А. Иванов). В Воронежском театре кукол «Шут» по сказке А. Платонова с успехом идёт спектакль «Волшебное кольцо». Воронежский композитор посвятил Платонову несколько камерных сочинений. К произведениям А. П. Платонова художницей Н. Коньшиной созданы иллюстрации.
С 1999 г. в действует экспозиция «Андрей Платонов». В Воронеже имя Андрея Платонова носят Центральная городская библиотека, одна из воронежских и улиц. Именем Платонова назван электропоезд, который ходит на местных линиях. В 1999 г. открыт , установлено несколько мемориальных досок. В 2009 г. редакция воронежской газеты «Коммуна» совместно с Союзом писателей России и его воронежским отделением учредили ежегодную .
В ноябре 2010 г. постановлением правительства (№ 1016) Воронежской области учреждена .
4-17 июня 2011 г. в Воронеже состоялся , который стал ярким событием в культурной жизни Воронежского региона. Фестиваль стартовал в год 425-летия Воронежа и должен стать ежегодным.

. Платонов А. П. Избранные произведения: в 2 т. / А. П. Платонов; вступ. ст. Е. Краснощековой. - М. : Худож. лит., 1978.
. Платонов А. П. Собрание сочинений: в 3 т. /А. П. Платонов; примеч. В. А. Чалмаева. - М.: Сов. Россия, .

***
. В прекрасном и яростном мире: Железная дорога в жизни и творчестве А. П. Платонова [буклет / сост. О. Г. Ласунский; ред.: Е. Г. Новичихин, В. Н. Рыжков]. - Воронеж: ИПФ «Воронеж», . - 20 с.
. Ласунский О. Г Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2006. - 360 с.
. Ласунский О. Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова. 1899-1926 / О. Г. Ласунский. - Изд. 2-е. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2007. - 280 c.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. - 2-е изд., доп. и испр. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2009. - С. 412.
. Архив А. П. Платонова. Кн. 1. Науч. изд. / отв. ред. Н. В. Корниенко. - М. : ИМЛИ РАН, 2009. - 696 с.
. Варламов А. Н. Андрей Платонов / А. Н. Варламов. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 544, с., л. ил. : ил., фото. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр. ; вып. 1494 (1294)). - Библиогр.: с. 543-545.
Рец.: Гришин А. Тайна за семью печатями // Нева. - 2011. - № 8. - С. 194-198.
. Алейников О. Ю. Андрей Платонов и его роман «Чевенгур»: [монография] / О. Ю. Алейников. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013. - 222 с., л. ил. : ил.

***
. Жизнь и творчество А. П. Платонова в работах воронежцев (1963-1999) : библиогр. указ. / ВОУНБ им. И. С. Никитина. - Воронеж, 1999. - 39 c.
. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество: биобиблиогр. указ. произв. писателя на рус. яз., опубл. в 1918 - янв. 2000 г. Лит. о жизни и творчестве / РГБ; сост.-ред. В. П. Зарайский. - М. : «Пашков дом», 2001. - 340 с.
. А. П. Платонов в печати (1922-2009) : из собраний О. Г. Ласунского и А. Я. Приходько в фондах Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина / сост. О. Б. Калинина; [ред. Л. В. Символокова; вступ. ст. О. Г. Ласунского]. - Воронеж: ВОУНБ им. И. С. Никитина, 2011. - 144 с. : цв. ил.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БИОГРАФИЯ Андрея Платоновича Платонова Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

Андрей Платонович Платонов 20.08.1899 – 05.01.1951 русский советский писатель и драматург

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в Воронеже. Отец – Климентов Платон Фирсович работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. О нём не раз писали губернские газеты как о талантливом самоучке-изобретателе. Дважды ему присваивали звание Героя труда, а в 1928 году он вступил в партию. Мать – Лобочихина Мария Васильевна – дочь часового мастера, домохозяйка. Семья была большая (11 детей), а Андрей – старший, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе – литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста.

В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле.

С осени 1915 по весну 1918 Андрей работает во многих воронежских мастерских – по изделию мельничных жерновов. В 1918 году поступает в Воронежский политехнический институт; служит в редакции журнала «Железный путь», в котором публикует свои стихи.

Книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А. Кашинцевой, которой посвятил повесть «Епифанские шлюзы» (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница». В 1922 году у супругов родился сын Платон.

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров - повесть "Котлован" (впервые опубликована в СССР в 1987) - социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма. В середине 1930-х Платонов - писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает. В это время им были написаны роман "Счастливая Москва", пьеса "Голос отца", статьи о литературе. В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть "Джан". В 1928 Платонов завершает работу над романом "Чевенгур", однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими иллюзиями.

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов "Река Потудань", который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием - в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз.

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты "Красная звезда". В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ "Семья Ивановых" ("Возвращение") вызвал резкую критику за "клеветничество" в адрес советской семьи.

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. У сына, в свою очередь, уже был свой ребёнок, Платонов успел стать дедом. Похоронен на Армянском кладбище.

Центральная городская библиотека им.А.Платонова сегодня (г. Воронеж) Памятник на родине писателя в городе Воронеже

http://hrono.ru http://orel.rsl.ru http://www.prosv.ru http://www.ucheba.ru ИСТОЧНИКИ.


Платонов (настоящая фамилия – Климентов), Андрей Платонович, писатель, драматург (1.9. 1899, Воронеж – 5.1.1951, Москва). Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 1913 работал подсобным рабочим, слесарем, литейщиком и т. п. Участвовал в Гражданской войне на стороне красных – сначала военным корреспондентом, потом рядовым стрелком в отряде ЧОНа . В 1924 закончил Воронежский политехнический институт, работал инженером в области мелиорации и специализировался по электрификации сельского хозяйства.

С 1918 регулярно появлялись его стихи и проза в местной периодике. Первый сборник стихов вышел в 1922, первый сборник рассказов – в 1927. В том же году Платонов переехал в Москву для инженерно-административной работы, но скоро оставил ее и стал заниматься только литературной деятельностью.

Андрей Платонович Платонов

Будучи уже автором многочисленных книжных и журнальных публикаций, Андрей Платонов в 1929 подвергся резкой критике за рассказ Усомнившийся Макар , что было связано в том числе с его кратковременным вхождением в группу «Перевал ». Набранный в гранках роман Платонова Чевенгур в 1929 не разрешено было печатать.

Повесть Впрок , где высказано ироническое отношение автора к принудительной коллективизации , послужила причиной почти полного запрета на творчество Платонова в 1931. Роль зачинщика в кампании против Платонова играл А. Фадеев , который и напечатал Впрок в журнале «Красная новь». После публикации повести Сталин лично отправил в этот журнал письмо, где назвал произведение Платонова «рассказом агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения» и потребовал наказать автора.

В 1933 Платонов был включен в состав группы писателей, путешествовавших по Туркменистану; факт этого включения приравнивался к частичной реабилитации. В 1934-37 иногда публиковались некоторые произведения Платонова, в том числе рассказы Фро , Бессмертие , Глиняный дом в уездном саду , повесть Река Потудань . В 1937 вышел сборник прозы, в последующие годы его публикации ограничивались литературно-критическими статьями (в том числе о Пушкине , Хемингуэе , Чапеке, Грине , Паустовском ) под псевдонимами Ф. Человеков (1937-41) и А. Фирсов (1938-40). Однако в мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон.

С октября 1942 Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда», публиковал много рассказов, вышло шесть небольших сборников его прозы. Но в отличие от многих других военных корреспондентов (Симонов , Шолохов , Гроссман и др.) он по окончании войны был награждён только медалью «За победу над Германией».

В связи с ужесточением литературной политики, наступившим после партийного постановления от 14.8.1946 , В. Ермилов выступил с уничтожающей критикой рассказа Платонова Семья Иванова (позже – под названием Возвращение ), обвиняя автора в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». Вычеркнутый из советской литературы, Платонов умер в 1951 от туберкулеза, которым он заразился от своего сына, в 1940 тяжелобольным вернувшегося из ссылки.

Если не считать публикации четырех коротких текстов Платонова после 1946, его прозаические произведения только после XX съезда партии стали снова доступны советскому читателю. С помощью жены писателя, М. А. Платоновой, были впервые опубликованы некоторые тексты, находившиеся в рукописях. Однако большинство пьес Платонова не печаталось очень долго, а его главные книги – Чевенгур , написанная в 1929/30 повесть об индустриализации и коллективизации Котлован и другие произведения появились только на Западе.

Андрей Платонов. Видеофильм

Все творчество Платонова определяет принцип безоговорочной искренности. Его ранняя проза еще близка к орнаментальному стилю, но с годами она становится сжатой и строгой. В лучших своих рассказах и повестях 1920-х годов Платонов смешивает лирическое с иронией, часто пользуется контрастами возвышенного и сниженного, героического и смешного. Город Градов (1926) – это острая и глубокая сатира на советскую бюрократию.

В 30-е годы у Платонова преобладает тема тяжелого труда железнодорожников, который изображается не по схеме и с подлинным сочувствием. В повести Джан (писавшейся в 1933-35 после поездки в Туркменистан и опубликованной только в 1964) верящий в партию идеалист терпит неудачу, пытаясь навязать коммунистическую идеологию обнищавшему народу пустыни; здесь тесно реалистическое переплетается с чудесным на фоне мыслей общечеловеческого плана.

Военные произведения Платонова сочетают патриотическое сознание с беспощадным показом жестокости, которая входит с войной в семьи людей.

В центре его прозы, пронизанной тонким психологическим чутьем, всегда находится человек. «Его фразы обладают тягучим, как при священнослужении, точно размеренным ритмом деревенских рассказчиков» (Drawicz).

См. на нашем сайте краткие содержания произведений А. Платонова: