Теоретические аспекты модельной библиотеки как перспективной формы развития сельской библиотеки. Конкурс на лучший проект «Модельная сельская библиотека – центр местного сообщества Вписать библиотеку в городской контекст
Модельная библиотека — это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии.
Первые модельные библиотеки в нашей стране появились благодаря реализации в 2002 году федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры Российской Федерации и общественной организации «Открытая Россия». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».
На базе двадцати сельских библиотек Белгородской, Рязанской, Самарской и Тверской областей опробовалась новая модель современной библиотеки универсального профиля, имеющей компьютерную технику и доступ в Интернет. Они и были названы модельными.
Проект по модернизации сельских библиотек Российской Федерации, меняя своё название, действовал и продолжает действовать сегодня. География проекта: Мордовия, Чувашия, Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Нижегородская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Тверская области. Лидерами проекта являются Чувашская Республика (500 сельских библиотек — модельные) и Белгородская область (182 модельные библиотеки).
В Чувашии Президентом республики Н. В. Федоровым было принято решение создать сеть модельных сельских библиотек. В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек — 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых...».
За 4 года были модернизированы все сельские библиотеки. В каждой центральной районной библиотеке было установлено не менее 5 компьютеров, сельской — по 1-2. Практически все районные библиотеки Чувашии получили доступ к всероссийской телекоммуникационной сети посредством высокоскоростного канала спутниковой связи.
В результате проведенного комплекса работ модельная библиотека получила возможность осуществлять свою деятельность в качестве многофункционального учреждения культуры. Второе лидирующее место в стране по количеству модельных библиотек занимает Белгородская область, из 646 муниципальных библиотек 182 модельных. Особенность работы по созданию модельных библиотек в Белгородской области заключается в том, что разработана Концепция модельной библиотеки, которая действует как модельный стандарт деятельности библиотеки этого статуса. На муниципальных уровнях приняты документы, регламентирующие основные требования к работе модельных библиотек. Федеральная Концепция модельной библиотеки, по которой статус модельной может быть присвоен только сельской библиотеке, получила в Белгородской области свое методологическое развитие. Принято методическое решение, согласно которому статус модельной может быть присвоен как сельской библиотеке, так и городской библиотеке-филиалу, а также детской сельской или городской библиотеке.
На Межрегиональном фестивале модельных сельских библиотек Приволжского федерального округа «Модельная сельская библиотека — окно в мир информации» (1-2 ноября 2011 года) заместитель Генерального директора Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» М. В. Новикова рассказала об основных этапах и тенденциях дальнейшего развития проекта «Модельные сельские библиотеки» Федеральной целевой программы «Культура России». Она отметила, что программа «Культура России» и один из её приоритетных проектов «Модельные сельские библиотеки» будут и дальше работать, но в 2012 году возникают проблемы с его финансированием. Предполагается, что финансирование будет осуществляться только с 2013 года. Говоря о развитии проекта и о состоянии модельных библиотек в регионах, М. В. Новикова сделала акцент на так называемом принципе «единого рывка», когда сначала при поддержке федеральных и муниципальных средств начинается активная работа, а потом, постепенно на местах всё затихает. Не везде проект получает поддержку муниципалитетов. Многое держится только на энтузиазме самих библиотекарей. Но качественные изменения возможны только в том случае, если проект будет носить системный характер
Модельные библиотеки Кировской области
В последние годы в библиотечной практике появилось новое понятие - модельная библиотека, под которым понимается библиотека, отвечающая нормам и требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки».
Модельный стандарт охватывает практически все основные аспекты работы библиотек:
- - размещение библиотек и организацию библиотечной сети;
- - ресурсное обеспечение (фонды и оборудование, помещения, персонал, финансирование).
В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях .
Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.
В результате каждая из модельных библиотек получает возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.
Условия открытия модельной сельской библиотеки:
Количество читателей в селе не менее 500 человек. Наличие действующего сельскохозяйственного, перерабатывающего производства. Наличие развернутой инфраструктуры средней школы, почты, детского сада и т. д., хорошей дороги.
Библиотека должна иметь хорошее помещение не менее 70 - 100 кв. м, отдельный телефон, книжный фонд не менее 6 - 10 тыс. экз. Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной сельской библиотеки должны быть:
- - привлекательное внутреннее и внешнее оформление;
- - поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);
- - обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала) .
Необходима поддержка, как жителей села, так и главы сельского населения.
Итак, модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения .
Главная цель создания модельных библиотек - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда.
Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные .
Таким образом, модельная библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям Модельного стандарта публичной библиотеки, принятого Российской библиотечной ассоциацией. По сути, модельная библиотека - это эталон деятельности для других библиотек. Ее цель - качественное повышение уровня информационной обеспеченности всех слоев населения, обеспечение жителям равного доступа к знаниям, информации, мировым интеллектуальным ресурсам.
Практика показывает, что сегодня сельская библиотека зачастую является для населения единственным окном в мировое информационное пространство. Наличие в библиотеке выхода в Интернет добавляет к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения межличностного и профессионального общения .
Превращение имеющихся в России библиотек в современные (в полном смысле этого слова) библиотеки является не только, а может быть и не столько организационным, сколько инвестиционным проектом.
Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.
На первом этапе он кардинально меняет материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти - появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники требует модернизации библиотечного пространства: приобретение новой мебели, ремонт, создаются условия для сохранности полученного оборудования. Преображается интерьер библиотеки, благоустроены территории библиотеки.
Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки для населения и власти является важным и самым заметным результатом.
Проект преображает фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состоят из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой книги актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекает в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составляет 5,6 раза .
Техническое и ресурсное обеспечение становится основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, меняет саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.
Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека становится востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.
Кроме того, библиотека становится полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.
Итак, модельная библиотека становится центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.
Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной сельской библиотеки, являются:
- - предоставление всем гражданам равного доступа к информации;
- - доступность различного вида услуг;
- - обеспечение свободы чтения;
- - предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;
- - доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства .
Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:
- - организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
- - благоустройство прилегающей территории;
- - обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
- - текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
- - подписка на периодические издания;
- - автоматизация библиотечных процессов;
- - доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
- - обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей .
Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».
Высокая эффективность проекта во многом определялась активным участием местных и региональных органов власти. Их силами осуществлен ремонт помещений библиотек, оснащение их дополнительным библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования и другой техники и информационных ресурсов от хищений и воздействия, неблагоприятных погодно-климатических и техногенных факторов .
Участие местных властей в работах по проекту было инициировано в процессе активных действий отдела библиотек Министерства культуры РФ, предпринятых в ходе поездок по регионам, охваченным работами по проекту, выступлений на конференциях и совещаниях, индивидуальной работы с представителями местной администрации и руководителями региональных управлений культуры.
Чрезвычайно важно, что процесс модернизации сельских библиотек вызвал очень бурную ответную реакцию местного предпринимательского сообщества, принявшего самое активное участие в работах, необходимых для успешного функционирования обновленных сельских библиотек.
Итак, для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.
Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.
Ведущую роль в осуществлении проекта сыграли те регионы, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских библиотек, но самостоятельно разрабатывали и осуществляли региональные программы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республике.
В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003 - 2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .
В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек - 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .
Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .
Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2010 годы)» реализовался в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.
В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.
На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек - модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28) .
В рамках федеральной целевой программы «Культура России 2006 - 2010 гг.» в 2006 г. Челябинской области при софинансировании фонда «Пушкинская библиотека» и районных бюджетов были открыты 5 первых модельных сельских библиотек (первая в УРФО - Селезянская модельная Павленковская библиотека Еткульского муниципального района). Следующие библиотеки открывались при софинансировании из областного и районных бюджетов. Сегодня в Челябинской области открыто 38 модельных библиотек (в России в 40 регионах всего 184) (Приложение 1). Проект, к сожалению, не удалось реализовать полностью. К 2010 г. должно было быть открыто 52 модельные библиотеки .
Было бы очень правильно возобновление проекта по открытию модельных библиотек. Работа в этом направлении не прекращается: за счет муниципальных средств готовятся к открытию модельные библиотеки в Троицком МР (Н.-Санарская), Сосновском МР (Мирненская и Кременкульская), В.-Уральском МР (Межозерная).
Проект «Модельная городская библиотека» реализуется в г. Златоусте. В Объединении городских библиотек Магнитогорска из 12 библиотек - 5 имеют статус «эталонной библиотеки» .
Таким образом, в понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.
Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций.
В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.
Итак, модельная библиотека организуется с целью создания условий для реализации информационных, культурных и досуговых потребностей населения обслуживаемого поселения, обеспечения свободного, оперативного и наиболее полного доступа к информации путем модернизации ресурсного обеспечения и библиотечной деятельности.
Основными задачами модельной сельской библиотеки являются:
- - организация библиотечного обслуживания населения на основе использования новейших информационных технологий, предоставления пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети, обслуживание пользователей в режимах локального и удаленного доступа.
- - сохранение, систематизация и пополнение фондов;
- - изучение потребностей пользователей в целях обеспечения прав населения на приобщение к ценностям культуры и науки;
- - широкая пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности, воспитание культуры чтения;
- - организация содержательного досуга пользователей;
- - выполнение социально-профилактических, социально-реабилитационных и других социальных задач .
С первых дней создания модельных сельских библиотек, важной особенностью является выбор основного направления деятельности, специализация каждой библиотеки. На сегодняшний день среди них есть специализированные краеведческие, экологические, информационно-образовательные центры, библиотеки-музеи, юношеские и детские библиотеки, центры поддержки малого предпринимательства и органов местного самоуправления, семейного чтения и пр. Так, Усень-Ивановская модельная библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан является информационным центром по творческому наследию Марины Цветаевой. Основная цель деятельности центра - создание оптимальной модели информирования и просвещения жителей села, гостей Цветаевских праздников, туристов по вопросам краеведения, местного самоуправления, экологии, литературы и культуры . Янаульская модельная сельская библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан позиционирует себя как информационно-культурный и эстетический центр. В нём находится единственный в республике музей кукол .
Модельная сельская библиотека Красноярского района Астраханской области первые в области, опередив читательский спрос, создали систему экологического просвещения, стали авторами первой региональной программы «Экологическое просвещение и библиотека» .
То, что модельная сельская библиотека - основной информационный центр села, бесспорно. С приобретением набора технических средств - компьютерной и множительной техники - услуги сельских библиотек расширились. Поиск необходимой сельчанам информации в электронных справочно-поисковых системах намного оперативнее и выполнение запросов полнее. Так, наличие в модельной библиотеке справочно-правовой системы типа «Консультант Плюс» позволяет оперативно по различным параметрам найти необходимый пользователю документ и получить его электронную копию или распечатать его (или его фрагмент) для дальнейшего использования . Например, с 2002 года при Модельная сельской библиотеки с. Щельяюр Ижемского района республики Коми действует Центр правовой информации, который предоставляет правовую информацию всему населению. С помощью справочно - поисковой системы «Консультант Плюс» Центр проводит Дни информации «ЦПИ в библиотеке: цели, возможности, перспективы», «Все о пенсиях, льготах, пособиях», вечера вопросов и ответов «Защити себя сам», цикл бесед и обзоров по местному радио «Новинки правовой литературы» и т.д. .
Население должно постепенно понять, что библиотека содержит или способна произвести поиск информации по любому запросу, касающемуся жизнедеятельности жителей села: работа, учеба, быт, досуг и т.п. Библиотекарь найдет информацию из различных источников, документов всех типов и видов, баз и банков данных.
Неоценимую информационную помощь библиотека может оказать работникам всех сфер: образования, бизнеса, сельского хозяйства и т.п.
Учителя получат в библиотеке информацию в помощь преподаванию различных учебных предметов, руководители хозяйств - в помощь реализации сельскохозяйственной продукции, приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, семян и новых пород сельскохозяйственных животных.
Большую помощь в этом окажет наличие в модельной сельской библиотеке входа в Интернет. Руководитель хозяйства, выгодно реализовавший продукцию своего предприятия на столичных рынках с помощью информации, предоставленной ему сельским библиотекарем, несомненно, поддержит модельную библиотеку и поможет ей финансами или другим способом.
Сотрудники органов местного самоуправления - та категория пользователей, от которой зачастую зависит деятельность библиотеки. Библиотекари должны уметь работать с представителями органов местного самоуправления, выявлять их информационные потребности и оперативно и полно удовлетворять их запросы.
Библиотека может стать посредником между органами местного самоуправления и населением: транслировать решения органов местного самоуправления жителям села, а также собирать и передавать наказы и пожелания от жителей села в адрес органов местного самоуправления .
Форм и методов работы модельных сельских библиотек в данном направлении множество:
- - создание информационных центров и уголков информации в библиотеке; оформление специальных стендов, на которых помещается информация по жизнедеятельности села (газификация, коммунальные платежи, налоги, решения органов местного самоуправления, …),
- - организация встреч представителей органов местного самоуправления с жителями села и т.п.
Набор форм и методов информационной работы разнообразен. С применением технических средств он значительно расширяется, так как библиотека может использовать не только собственные информационные ресурсы, но и ресурсы других библиотек и информационных центров и систем. Например, в модельной сельской библиотеке Чебоксарского района Республики Чувашии создаются информационные стенды «Местная власть день за днем». Библиотека работают с представителями органов местного самоуправления, выявляют их информационные потребности и оперативно удовлетворяют их запросы: Постановления, принятые органами местного самоуправления собираются по папкам - накопителям: Здравоохранение. Экология; Военная служба. Гражданская оборона; Транспорт; Сельское хозяйство; Дела земельные; Строительство; Благоустройство. ЖКХ; Образование; Культура и т.д. Библиотека стремится к удовлетворению всех информационных потребностей своих пользователей, а также преобразованию библиотеки в центр чтения и информации, к освоению мирового информационного пространства через Интернет, а также предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий
Электронная доставка документов (ЭДД) для читателей публичной библиотеки на селе должна быть такой же реальностью, как и для читателей столичных библиотек. Для библиотеки на селе ЭДД - зачастую единственный способ доставить необходимый читателю документ из библиотеки федерального уровня. Если жители столицы могут получить необходимые документы непосредственно в библиотеках, то для сельского жителя поездка в Москву - проблема. А ЭДД - это оперативно и относительно просто. Необходимо для этого иметь выход в Интернет и возможность получить документ по электронному адресу библиотеки.
Для школьников библиотека - не менее важна, чем школа. В библиотеке можно подготовиться к занятиям, получив полную информацию для написания рефератов, сочинений, докладов и т.п.
Библиотека может предоставить информацию для будущих абитуриентов, помочь в выборе учебного заведения, предоставить «репетитора» (на CD-ROM) для подготовки к сдаче экзаменов.
Таким образом, в работе модельной библиотеки имеется оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения.
Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются :
- - Предоставление всем гражданам равного доступа к информации.
- - Доступность различного вида услуг.
- - Обеспечение защиты свободы чтения и информации.
- - Предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями.
- - Доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.
- - Бесплатность обслуживания.
Основные требования и характеристики к ресурсному обеспечению, организации библиотечного обслуживания должны интерпретироваться в контексте функций и целей конкретной модельной публичной библиотеки и корректироваться с учетом изменений, происходящих в процессе развития библиотечной деятельности.
модельный сельский библиотека
Библиотека в стиле А R Т
(креатив-территория « S ТА R Т»)
«Путь к успеху - через библиотеку!»
Описание Проекта
Молодежь - самый подвижный отряд человечества, жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. Именно ей предстоит не только жить в новом обществе, но и строить его. И в этом активно помогают библиотеки.
В современной библиотеке реализуются успешные проекты, касающиеся самых разных сфер нашей жизни. Сегодня мы позиционируем библиотеку как территорию новых возможностей, а эта территория как раз для молодежи.
Библиотека - открытый институт, ориентированный на удовлетворение культурных и информационных ожиданий населения. Что мы можем сегодня сделать для того, чтобы библиотека для молодых людей стала интересной и популярной? Искать новые динамичные формы работы, пополняя их содержанием, соответствующим духу времени.
От досуга других возрастных групп досуг молодежи существенно отличается в силу специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Молодых людей интересует все новое, необычное. Для них характерно преобладание поисковой активности, их привлекают развлечения, зрелища, легкая музыка, танцы, игры. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определить способы влияния на досуговую сферу жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. И здесь заметную роль способна сыграть библиотека. Она открыта для молодых людей, является площадкой для их непосредственного общения, взаимодействия друг с другом, с обществом, для обмена мнениями и идеями.
В МАУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район количество молодых людей от 15 до 24 лет составляют 30% от общего числа пользователей. В Городской модельной библиотеке № 4, которая является базой для реализации данного проекта, число молодежи составляет 39%. В основном это учащиеся, студенты, молодые специалисты, рабочие. Работа с учащимися, студентами - как наиболее творческой, живой и отзывчивой аудиторией, всегда активна и последовательна.
Ни для кого не является секретом, что у современной молодёжи не так много свободного - от учёбы и работы - времени, как, очевидно, хотелось бы. Поэтому вопрос досуга этой категории читателей библиотеки стоит довольно остро. Разумеется, библиотека в данном случае далеко не единственный и не первый охотник за досуговым временем молодёжи. Это могут быть кафе, кинотеатры, клубы, дискотеки и пр., где молодые люди предпочитают собираться компаниями сверстников и единомышленников.
Для того, чтобы достойно соперничать со столь серьёзными конкурентами, библиотека могла бы заинтересовать молодёжь предоставлением интегрированных услуг: не только информационных, но и услуг с погружением в культуру, в творчество.
В ходе реализации проекта мы надеемся выявить особую категорию молодежи, обладающую творческим потенциалом и креативным мышлением и сформировать у них привычку систематического посещения библиотеки, чтобы превратить их досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Библиотека сегодня готова к откровенному разговору с молодёжью, мы жаждем изменений и перемен, хотим работать для молодых и вместе с молодыми.
Цель проекта:
Создание на базе Городской модельной библиотеки № 4 «Креатив-территории SТАRТ».
Задачи проекта:
- Обеспечить единство и доступность культурного пространства для молодёжи с учётом их культурных интересов и информационных потребностей.
- Всестороннее раскрыть литературно-творческие, исследовательские, коммуникативные, культурологические способности молодежи.
- Стимулировать интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры.
- Повысить уровень интеллектуального и духовного развития молодёжи.
- Создать в библиотеке условия для творческой самореализации молодёжи.
- Организовать работу библиотеки на новом уровне, тем самым увеличить количество пользователей молодежной категории.
- Повысить имидж библиотеки как культурного, образовательного и досугового центра.
- Поиск, разработка и внедрение новых форм и направлений в организации работы с молодёжью.
База для реализации Проекта:
Городская модельная библиотека № 4 - крупнейшее структурное подразделение МАУК «МЦБ» муниципального района Туймазинский район. Общая площадь библиотеки - 324 кв.м. Библиотечный фонд - более 36 000 экз. изданий. Библиотека ежегодно обслуживает 4050 пользователей, которым выдается более 100 000 изданий. Число посадочных мест - 70. Число персональных компьютеров - 2, есть подключение к сети Интернет. Для пользователей имеется правовая система "КонсультантПлюс".
Библиотека расположена в центре города, что удобно для пользователей. В зоне обслуживания ГМБ № 4 - 2 общеобразовательные школы, средне-специальное учебное заведение, ряд предприятий и организаций. Отсутствие в данном районе города доступных культурно-досуговых учреждений дает возможность библиотеке реализовать данный Проект.
В ГМБ № 4 создана комфортная обстановка и благоприятная информационная среда, способствующая самореализации молодых пользователей, развитию их творческих способностей.
Сотрудники ГМБ № 4 - в основном молодые творческие библиотекари, имеющие определенный опыт работы с молодежной аудиторией, они умеют работать ярко, хотят общаться, проявлять себя, что позволяет легко устанавливать контакты в молодежной среде. Библиотечная молодежь - мобильна, быстро и результативно подхватывает инновационные, креативные идеи и успешно их реализует.
Социальная значимость Проекта:
Проект создаст условия для проведения культурного досуга молодежи и реализации их творческого потенциала, а также поддержит дальнейшее устойчивое инновационное развитие библиотечного обслуживания населения Туймазинского района, скоординирует деятельность всех организаций и учреждений, работающих с молодежью.
Сроки реализации проекта:
Апрель 2012 г. - апрель 2013 г.
Партнёры проекта:
Комитет по молодёжной политик и спорту Администрации МР Туймазинский район; - Отдел образования Администрации МР Туймазинский район;
Комиссия по делам несовершеннолетних;
Подростковые клубы;
Литературное объединение «Алтын башак»;
Детская художественная школа;
Туймазинская детская музыкальная школа;
Танцевальные коллективы;
Татарский государственный драматический театр;
Туймазинская студия телевидения;
Редакция газеты «Туймазинский вестник»;
Радио «Хит-ФМ Туймазы».
Этапы реализации Проекта:
I.Выявление и создание инициативной группы участников из числа молодых пользователей библиотеки.
II. Подготовка помещения библиотеки для проведения проектных
мероприятий.
III. Организация проектных мероприятий.
Перечень проектных мероприятий:
Название мероприятия |
Срок проведения |
Участники |
|||||
Арт-площадка «Выход» |
Апрель 2012 г. |
Исполнители рэпа А.Дружков, А.Асмандияров, фотограф И.Тухватуллин, художник А.Габдрахманов |
|||||
Хэнд-мейд-класс «Креатив-технологии» (декоративно-прикладное искусство) |
Художественная школа, самодеятельные мастера |
||||||
Фотовернисаж «Город и люди» |
Август 2012 г. |
Молодые фотографы |
|||||
Молодёжная площадка Воок-аrt» (открытый просмотр фильма с последующим обсуждением по книге Паоло Коэльо «Вероника решает умереть») |
Сентябрь |
Авто проекта и пользователи библиотеки |
|||||
Творческая студия «Театральный сезон» (основы актёрского мастерства, грима, костюмирования) |
Октябрь 2012 г. |
Татарский драматический театр |
|||||
Имидж-студия «Создай свой стиль» |
Ноябрь 2012 г. |
Парикмахер-визажист, мастер по маникюру |
|||||
Творческая лаборатория «Живое искусство ТV» (телевизионная журналистика) |
Январь 2013 г. |
Туймазинская студия телевидения |
|||||
Школа художественного мастерства«АRТиК 0 » (обучение основам различных стилей и техник рисования) |
Художественная школа, самодеятельные художники |
||||||
Мастерская писателей «Проба пера» (советы, консультации, обсуждение произведений молодых авторов) |
Март 2013 г. |
Литературное объединение «Алтын башак» («Золотой колос») |
|||||
Библиотечная тусовка «Есть контакт!» (заключительное мероприятие проекта) |
Апрель 2013 г. |
||||||
Ожидаемые результаты проекта:
Обеспечение доступности культурного пространства для молодёжи с учётом их культурных интересов и информационных потребностей.
Всестороннее раскрытие литературно-творческих, коммуникативных, культурологических способностей молодежи.
Стимулирование интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры.
Повышение уровня интеллектуального и духовного развития молодёжи.
Создание в библиотеке условий для творческой самореализации молодёжи.
Организация работы библиотеки на новом уровне, что приведет к увеличению количества пользователей молодежной категории.
Внедрение новых форм и направлений в организацию работы с молодёжью.
Повышение имиджа библиотеки как культурного, образовательного и досугового центра.
Перспективы дальнейшего развития:
Креатив-территория SТАRТ - это начальный пример наиболее востребованных форм организации свободного времени молодёжи. Привлечение внимания к проекту позволит выявить другие направления активного и полезного времяпровождения молодого населения города и вовлечь в эту деятельность как можно больше учреждений культуры, спорта и пр.
Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .
Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.
Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.
Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной
базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение
квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
-
создание положительного имиджа библиотеки.
Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:
1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.
2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.
3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.
4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).
5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.
6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.
7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.
9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.
В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.
10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).
11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).
12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.
13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.
14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.
15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.
Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете
Завтра в Петербурге откроется обновлённая детская библиотека № 5 Красногвардейского района. The Village посмотрел, как устроен передовой читальный зал и поговорил с куратором проекта.
Библиотека представляет собой город в миниатюре, разделённой на пять функциональных площадок. Первая - «Маленький город», где выставлены книги для детей от шести месяцев и старше. Читатель может воспользоваться единым электронным билетом, самостоятельно оформить и сдать книги с помощью станции книговыдачи. Пространство наполнено игровыми развивающими компонентами: здесь есть конструкторы, сборная железная дорога, сенсорный игровой терминал и игровые модули, собранные по методике Монтессори - для развития моторики, внимания, воображения и других важнейших основ становления малыша.
На второй площадке - «Большой город» - собрали книги по всем отраслям знаний для читателей среднего и старшего школьного возраста. Есть Wi-Fi, компьютеры, столы для работы и коллекция художественных и мультипликационных фильмов.
Далее идут «Аллея» и «Парк развлечений», где можно сыграть в напольные шахматы, Xbox и многочисленные развивающие игры. Здесь же будут проходить семейные мероприятия, которые помогут подучить биологию, физику, этнографию и другие науки. Рядом расположена «Академия» - небольшой конференц-зал для детских лекций, мастер-классов, встреч с писателями и выдающимися людьми. Он оснащён проектором, интерактивной доской, домашним планетарием.
Наконец, тут есть «Театральная площадь» - театральный мини-зал, который может трансформироваться под разные события: лекции, концерты, мастер-классы, встречи, выступления кукольного театра.
ЕЛЕНА ШПАКОВСКАЯ
куратор проектов библиотек Красногвардейского района
Проекты обеих библиотек (этой и Гоголя) разрабатывались одновременно. Инициаторами этих перемен ещё с 2011 года являются коллектив и директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района.
По нашей концепции, библиотеки - это пространство для развития и действия. Мы создаём для жителей района детскую библиотеку нового поколения, мультикультурный развивающий социально ориентированный центр для детей и родителей, в котором комфортно читать, отдыхать, познавать новое, встречаться с друзьями и интересными людьми.
Помимо традиционных форм библиотечного и информационного обслуживания, в пространство библиотеки органично включаются зоны эдьютейнмента с игровым/развивающим оборудованием для детей разного возраста. Для родителей специально заказаны книги о том, как развивать своего ребёнка.
Следующий проект - реконструкция библиотеки Ржевской в Красногвардейском районе - там будет создан современный технологичный полифункциональный информационный центр, включающий самые разные форматы существования человека в информационном пространстве: от коворкинга до профессионального общения
ФОТОГРАФИИ: Яся Фогельгардт