А. Н


Александр Николаевич Островский - знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. Он сформировал новую школу реалистической игры и написал немало замечательных произведений. В этой статье будут изложены основные этапы творчества Островского. А также самые значимые моменты его биографии.

Детство

Александр Николаевич Островский, фото которого представлены в этой статье, появился на свет в 1823 году, 31 марта, в Москве, в районе Его папа - Николай Федорович - вырос в семье священника, окончил Московскую духовную академию сам, однако служить в церкви не стал. Он стал судебным стряпчим, занимался коммерческими и судебными делами. Николаю Федоровичу удалось дослужиться до чина титулярного советника, а позднее (в 1839 году) получить дворянство. Мама будущего драматурга - Саввина Любовь Ивановна - была дочерью пономаря. Она скончалась, когда Александру было всего семь лет. В семье Островских подрастало шестеро ребятишек. Николай Федорович сделал все, чтобы дети росли в достатке и получили достойное образование. Через несколько лет после смерти Любови Ивановны он женился вторично. Его супругой стала Эмилия Андреевна фон Тессин, баронесса, дочь шведского дворянина. Детям очень повезло с мачехой: она сумела найти к ним подход и продолжила заниматься их образованием.

Юность

Александр Николаевич Островский провел детство в самом центре Замоскворечья. У его отца была очень хорошая библиотека, благодаря которой мальчик рано познакомился с литературой русских писателей и почувствовал склонность к сочинительству. Однако отец видел в мальчике только юриста. Поэтому в 1835 году Александра отдали в Первую Московскую гимназию, после обучения в которой он стал студентом Московского университета. Однако получить диплом юриста Островскому так и не удалось. Он поссорился с преподавателем и ушел из университета. По совету отца Александр Николаевич пошел на службу в суд писцом и трудился на этой должности несколько лет.

Проба пера

Однако Александр Николаевич не оставил попытки проявить себя на литературном поприще. В своих первых пьесах он придерживался обличительного, «нравственно-общественного» направления. Первые были напечатаны в новом издании, «Московском Городском Листке», в 1847 году. Это были наброски к комедии «Несостоявшийся должник» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Под публикацией значились буквы «А. О.» и «Д. Г.» Дело в том, что некий Дмитрий Горев предложил молодому драматургу сотрудничество. Оно не продвинулось дальше написания одной из сцен, однако впоследствии стало для Островского источником больших неприятностей. Некоторые недоброжелатели потом обвиняли драматурга в плагиате. В дальнейшем из-под пера Александра Николаевича выйдет немало великолепных пьес, и уже никто не посмеет усомниться в его таланте. Далее будут подробно изложены Таблица, представленная ниже, позволит систематизировать полученную информацию.

Первый успех

Когда же это случилось? Большую популярность творчество Островского получило после публикации в 1850 году комедии «Свои люди - сочтемся!». Это произведение вызвало доброжелательные отзывы в литературных кругах. И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь дали пьесе положительную оценку. Однако в эту бочку меда попала и внушительная ложка дегтя. Влиятельные представители московского купечества, обиженные за сословие, пожаловались в высшие инстанции на дерзкого драматурга. Пьесу тут же запретили к постановке, автор был выдворен со службы и отдан под строжайший надзор полиции. Причем это случилось по личному распоряжению самого императора Николая Первого. Надзор был ликвидирован только после того, как на престол взошел император Александр Второй. А комедию театральная публика увидела лишь в 1861 году, после снятия запрета на ее постановке.

Ранние пьесы

Раннее творчество А. Н. Островского не оставалось без внимания, работы печатались в основном в журнале «Москвитянин». Драматург активно сотрудничал с этим изданием и как критик, и как редактор в 1850-1851 годах. Под влиянием «молодой редакции» журнала и главного идеолога этого кружка, Александр Николаевич сочинил пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется». Темы творчества Островского в этот период - идеализация патриархальности, русских старинных обычаев и традиций. Эти настроения слегка приглушили обличительный пафос творчества писателя. Однако в произведениях этого цикла выросло драматургическое мастерство Александра Николаевича. Его пьесы стали известными и востребованными.

Сотрудничество с «Современником»

Начиная с 1853 года, в течение тридцати лет, пьесы Александра Николаевича каждый сезон демонстрировались на сценах Малого (в Москве) и Александринского (в Петербурге) театров. С 1856 года творчество Островского регулярно освещается в журнале «Современник» (печатаются произведения). Во время общественного подъема в стране (перед отменой крепостного права в 1861 году) произведения писателя вновь приобрели обличительную остроту. В пьесе «В чужом пиру похмелье» писатель создал внушительный образ Брускова Тита Титыча, в котором воплотил грубую и темную силу домашнего самовластья. Здесь впервые прозвучало слово «самодур», закрепившееся впоследствии за целой галереей персонажей Островского. В комедии «Доходное место» высмеивалось ставшее нормой жизни продажничество чиновников. Драма «Воспитанница» являлась живым протестом против насилия над личностью. Ниже будут описаны и другие этапы творчества Островского. Но вершиной достижения этого периода его литературной деятельности стала социально-психологическая драма «Гроза».

«Гроза»

В этой пьесе «бытовик» Островский нарисовал унылую атмосферу провинциального города с ее ханжеством, грубостью, непререкаемым авторитетом «старших» и богатых. В противопоставление несовершенному миру людей Александр Николаевич изображает захватывающие картины поволжской природы. Образ Катерины овеян трагической красотой и мрачным обаянием. Гроза символизирует душевное смятение героини и в то же время олицетворяет бремя страха, под которым постоянно живут простые люди. Царство слепой покорности подтачивают, по Островскому, две силы: здравый смысл, который проповедует в пьесе Кулигин, и чистая душа Катерины. В своем «Луче света в темном царстве» критик Добролюбов истолковал образ главной героини как символ глубокого протеста, исподволь зреющего в стране.

Благодаря этой пьесе взлетело на недосягаемую высоту творчество Островского. «Гроза» сделала Александра Николаевича самым известным и почитаемым российским драматургом.

Исторические мотивы

Во второй половине 1860-х годов Александр Николаевич принялся за изучение истории Смутного времени. Он начал переписываться с известным историком и Николаем Ивановичем Костомаровым. На основе изучения серьезных источников драматургом был создан целый цикл исторических произведений: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино». Проблемы отечественной истории были изображены Островским талантливо и достоверно.

Другие пьесы

Александр Николаевич по-прежнему оставался верным своей любимой теме. В 1860-х годах он написал множество «бытовых» драм и пьес. Среди них: «Тяжелые дни», «Пучина», «Шутники». Эти произведения закрепляли уже найденные писателем мотивы. С конца 1860-х годов творчество Островского переживает период активного развития. В его драматургии появляются образы и темы «новой», пережившей реформу России: дельцы, приобретатели, вырождающиеся патриархальные толстосумы и «европеизированные» купцы. Александр Николаевич создал блестящий цикл сатирических комедий, развенчивающих пореформенные иллюзии граждан: «Бешеные деньги», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Лес». Нравственным идеалом драматурга являются чистые душой, благородные люди: Параша из «Горячего сердца», Аксюша из «Леса». Представления Островского о смысле жизни, счастье и долге воплотились в пьесе «Трудовой хлеб». Почти все произведения Александра Николаевича, написанные в 1870-х годах, публиковались в «Отечественных записках».

«Снегурочка»

Появление этой стихотворной пьесы было совершенно случайным. Малый театр в 1873 году был закрыт на ремонт. Его артисты перебрались в здание Большого театра. В связи с этим комиссия по управлению московскими императорскими театрами решила создать спектакль, в котором будут задействованы три труппы: оперная, балетная и драматическая. Написать подобную пьесу взялся Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» была написана драматургом за очень короткий срок. За основу автор взял сюжет из русской народной сказки. Во время работы над пьесой он тщательно подбирал размеры стихов, советовался с археологами, историками, знатоками старины. Музыку к пьесе сочинил молодой П. И. Чайковский. Премьера пьесы состоялась в 1873 году, 11 мая, на подмостках Большого театра. К. С. Станиславский отзывался о «Снегурочке» как о сказке, мечте, рассказанной в звучных и великолепных стихах. Он говорил, что реалист и бытовик Островский написал эту пьесу так, словно до этого ничем не интересовался, кроме чистой романтики и поэзии.

Работа в последние годы

В этот период Островский сочинил значительные социально-психологические комедии и драмы. Они повествуют о трагических судьбах тонко чувствующих, одаренных женщин в циничном и корыстолюбивом мире: «Таланты и поклонники», «Бесприданница». Здесь драматург разработал новые приемы сценической выразительности, предвосхитившие творчество Антона Чехова. Сохраняя особенности своей драматургии, Александр Николаевич стремился воплотить в «интеллигентной тонкой комедии» «внутреннюю борьбу» героев.

Общественная деятельность

В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский, Г. Н. Федотова, М. Е. Ермолова, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Турчанинов.

В 1874 году в России было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Председателем объединения был выбран Александр Николаевич Островский. Фотографии известного общественного деятеля были известны каждому любителю сценического искусства в России. Реформатор приложил немало усилий для того, чтобы законодательство театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и тем самым значительно улучшил их материальное и общественное положение.

В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью и сделался начальником театрального училища.

Театр Островского

Творчество Александра Островского неразрывно связано со становлением настоящего русского театра в современном его понимании. Драматург и писатель сумел создать собственную театральную школу и особую целостную концепцию постановки театральных спектаклей.

Особенности творчества Островского в театре заключаются в отсутствии противодействия актерской натуре и экстремальных ситуаций в действии пьесы. В произведениях Александра Николаевича происходят обычные события с обыкновенными людьми.

Главные идеи реформирования:

  • театр должен строиться на условностях (присутствует незримая «четвертая стена», которая отделяет зрителей от актеров);
  • при постановке спектакля ставку необходимо делать не на одного известного актера, а на команду хорошо понимающих друг друга артистов;
  • неизменность отношения актеров к языку: речевые характеристики должны выражать почти все о представленных в пьесе героях;
  • люди приходят в театр смотреть на игру артистов, а не для того, чтобы ознакомится с пьесой - ее они могут прочитать и дома.

Идеи, которые придумал писатель Островский Александр Николаевич, были впоследствии доработаны М. А. Булгаковым и К. С. Станиславским.

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга была не менее интересной, чем его литературное творчество. В гражданском браке с простой мещанкой прожил почти двадцать лет Островский Александр Николаевич. Интересные факты и подробности супружеских отношений писателя и его первой жены до сих пор волнуют исследователей.

В 1847 году, в Николо-Воробьиновском переулке, рядом с домом, где проживал Островский, поселилась вместе со своей тринадцатилетней сестрой молодая девушка - Агафья Ивановна. У нее не было ни родных, ни друзей. Никому неизвестно, когда она познакомилась с Александром Николаевичем. Однако в 1848 у молодых людей появился сын Алексей. Для воспитания ребенка условий не было никаких, поэтому мальчика временно поместили в воспитательный дом. Отец Островского был страшно разгневан тем, что его сын не только бросил престижный университет, но и связался с простой мещанкой, живущей по соседству.

Однако Александр Николаевич проявил твердость и, когда его отец вместе с мачехой уехал в недавно купленное имение Щелыково в Костромской губернии, поселился вместе с Агафьей Ивановной в своем деревянном доме.

Писатель и этнограф С. В. Максимов в шутку называл первую жену Островского «Марфой Посадницей», потому что она была рядом с писателем во времена суровой нужды и тяжелых лишений. Друзья Островского характеризуют Агафью Ивановну как человека от природы очень умного и сердечного. Она замечательно знала нравы и обычаи купеческой жизни и оказала безусловное влияние на творчество Островского. Александр Николаевич часто советовался с ней по поводу создания своих произведений. Кроме того, Агафья Ивановна была замечательной и гостеприимной хозяйкой. Но официальный брак с ней Островский не оформил даже после смерти отца. Все дети, рожденные в этом союзе, умерли совсем маленькими, только самый старший, Алексей, ненадолго пережил мать.

Со временем у Островского появились другие увлечения. Он был страстно влюблен в Любовь Павловну Косицкую-Никулину, которая сыграла Катерину на премьере «Грозы» в 1859 году. Однако вскоре произошел личный разрыв: актриса бросила драматурга ради богатого купца.

Затем у Александра Николаевича возникла связь с молоденькой артисткой Васильевой-Бахметьевой. Агафья Ивановна знала об этом, но стойко несла свой крест и сумела сохранить уважение к себе Островского. Женщина умерла в 1867 году, 6 марта, после тяжелой болезни. Александр Николаевич не отходил от ее постели до самого конца. Место захоронения первой жены Островского неизвестно.

Через два года драматург женился на Васильевой-Бахметьевой, которая родила ему двух дочерей и четырех сыновей. С этой женщиной Александр Николаевич прожил до конца своих дней.

Кончина писателя

Напряженная общественная и не могла не сказаться на состоянии здоровья писателя. К тому же, несмотря на хорошие сборы с постановки пьес и ежегодную пенсию в размере 3 тысяч рублей, денежных средств Александру Николаевичу все время не хватало. Истощенный постоянными заботами, организм писателя в конце концов дал сбой. В 1886 году, 2 июня, писатель скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Император пожаловал на погребенье драматурга 3 тысячи рублей. Кроме того, вдове писателя он назначил пенсию в размере 3 тысяч рублей, а на воспитание детей Островского - еще 2400 рублей в год.

Хронологическая таблица

Жизнь и творчество Островского кратко можно отобразить в хронологической таблице.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество

А. Н. Островский появился на свет.

Будущий писатель поступил в Первую Московскую гимназию.

Островский стал студентом Московского университета и начал изучать право.

Александр Николаевич покинул университет, так и не получив диплома об образовании.

Островский начал служить писцом в московских судах. Он занимался этой работой до 1851 года.

Писателем задумана комедия под названием «Картина семейного счастья».

В «Московском Городском Листке» появился очерк «Записки замоскворецкого жителя» и наброски пьесы «Картина семейного счастья».

Публикация комедии «Бедная невеста» в журнале «Москвитянин».

Первая пьеса Островского сыграна на сцене Малого театра. Это комедия под названием «Не в свои сани не садись».

Писателем написана статья «Об искренности в критике». Состоялась премьера пьесы «Бедность не порок».

Александр Николаевич становится сотрудником журнала «Современник». Он также принимает участие в волжской этнографической экспедиции.

Островский заканчивает работу над комедией «Не сошлись характерами». Его другая пьеса - «Доходное место» - запрещена к постановке.

Состоялась в Малом театре премьера драмы Островского «Гроза». Выходит собрание сочинений писателя в двух томах.

«Гроза» публикуется в печати. Драматург получает за нее Уваровскую премию. Особенности творчества Островского изложены Добролюбовым в критической статье «Луч света в темном царстве».

Печатается в «Современнике» историческая драма «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Начинается работа над комедией «Женитьба Бальзаминова».

Островский получил Уваровскую премию за пьесу «Грех да беда на кого не живет» и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

1866 год (по некоторым данным - 1865 год)

Александр Николаевич создал Артистический кружок и стал его старшиной.

Представлена на суд зрителей весенняя сказка «Снегурочка».

Островский стал главой Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью театров города Москвы. Он также стал начальником театрального училища.

Писатель умирает в своем имении под Костромой.

Такими событиями были наполнены жизнь и творчество Островского. Таблица, в которой указаны основные происшествия в судьбе писателя, поможет лучше изучить его биографию. Драматургическое наследие Александра Николаевича трудно переоценить. Малый театр еще при жизни великого художника стали называть «домом Островского», а это говорит о многом. Творчество Островского, краткое описание которого изложено в этой статье, стоит того, чтобы его изучить подробнее.

1. Место творчества Островского в русской драматургии.
2. «Народная драма» в театре Островского.
3. Новые герои.

Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз.
В. Г. Маранцман

Драматургия — это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором. А. Н. Островский считал, что драматургия сильно воздействует на общество, текст — часть спектакля, но без постановки пьеса не живет. Просмотрят ее сотни и тысячи, а прочитают гораздо меньше. Народность — главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. Творчество Островского было в центре драматургии этого времени, Ю. М. Лотман называет его пьесы вершиной русской драматургии. Создателем « , «русского национального театра» называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы — «пьесами жизни», так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества. В первой большой комедии «Свои люди — сочтемся» (1850) именно через внутрисемейные конфликты показаны противоречия общественные. Именно с этой пьесы начался театр Островского, именно в ней впервые появились новые принципы сценического действия, поведения актера, театральной зрелищности.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем. Свою обязанность как драматического писателя Островский видел в том, чтобы сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. «Драматический писатель... не сочиняет, что было — это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» — вот в чем, по мнению автора, выражается сущность драмы. Островский относился к драматургии как к массовому искусству, воспитывающему людей, определял назначение театра как «школы общественных нравов». Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с «горячим сердцем». Драматург творил, «соединяя высокое с комическим», он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев.

Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. И если в «Снегурочке» он воссоздает патриархальный мир, через который лишь угадывается современная проблематика, то его «Гроза» — это открытый протест личности, стремление человека к счастью и независимости. Это воспринималось драматургами как утверждение созидательного начала свободолюбия, которое могло стать основой новой драмы. Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы», иногда снабжая пояснениями в духе «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья», указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: без дидактики автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе.

Исторический подход к семейным и социальным отношениям — пафос творчества Островского. Среди его героев — люди разного возраста, разбитые на два лагеря — молодые и старые. Например, как пишет Ю. М. Лотман, в «Грозе» Кабаниха — «хранительница старины», а Катерина «несет в себе творческое начало развития», именно поэтому она хочет летать, как птица.

Спор старины с новизной, по замечанию литератуоведа, составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность... Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт». Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность. Название статьи А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» полностью отражает роль этих героев в обществе. Они психологически похожи друг на друга, автор часто использует уже разработанные характеры. Тема положения женщины в мире расчета также повторяется в «Бедной невесте», «Горячем сердце», «Бесприданнице».

Позже в драмах усилился сатирический элемент. Островский обращается к гоголевскому принципу «чистой комедии», на первое место выводя характеристику социальной среды. Персонаж его комедий — ренегат и лицемер. Также Островский обращается к историк-героической тематике, прослеживая становление социальных явлений, рост от «маленького человека» до гражданина.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» - Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон - добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» - Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.

Какой смысл названия пьесы «Гроза»? Отвечая на этот вопрос, нужно, в первую очередь, вспомнить о времени ее создания. Им является 1859 год - время, непосредственно предшествующее кардинальным переменам в жизни России. Одна из главных перемен - отмена крепостного права, явившаяся результатом умонастроений в обществе того периода. Не разобравшись в их сути, будет трудно объяснить смысл названия пьесы Островского «Гроза». Поэтому вкратце затронем и эту сторону вопроса.

Отражение настроений в российской провинции середины XIX века

Непосредственно перед написанием пьесы автор совершил путешествие по маленьким приволжским городкам. Поэтому в ней нашли отражение быт и нравы провинциальных жителей. Хотя тема крепостного права напрямую не затрагивается в «Грозе», в ней передано настроение острого общественного конфликта - конфликта «темного царства» (крепостнической России) и людей нового типа.

Это настроение ассоциировалось у писателя с состоянием природы, которое бывает перед грозой. Для него характерны сгустившиеся тучи, закрывающие солнечный свет, тяжелый влажный воздух и духота. Отсюда и начинается понимание того, в чем смысл названия пьесы «Гроза». Ее действие разворачивается в вымышленном маленьком городе Калинове, что подчеркивает мысль Островского о том, что «предгрозовая» атмосфера была характерна для всей России.

Обстановка в семье

Для семейства, возглавляемого Марфой Игнатьевной Кабановой, как и для многих других купеческих семей, была характерна обстановка жесткого домостроя. Выйдя замуж за сына Кабанихи Тихона, Катерина (главное действующее лицо), ранее окруженная любовью матери, попала «из огня в полымя».

Ей чужда подневольная жизнь в атмосфере угнетения личности, самодурства и постоянного давления на ее свободолюбивую натуру. Всем известно, что А. Н. Добролюбов охарактеризовал Катерину как луч света, проглянувший в темном царстве, что также навевает ассоциацию с лучами солнца, которыми освещается небо после бури. Это видение образа главной героини также помогает понять, в чем заключается смысл названия пьесы «Гроза».

Изображение грозы в природе и в душе персонажей

Между жертвами домостроя - Катериной, ее возлюбленным Борисом, мужем Тихоном, его сестрой Варварой и представителями «темного царства» - Марфой Кабановой и Диким назревает конфликт, который является центральным в пьесе. Развитие этого конфликта Островский художественно отображает путем параллельного описания изменений, происходящих в природе и в жизни людей.

Сначала рисуется прекрасная, безмятежная природа, на фоне которой происходит невыносимая жизнь героев пьесы под гнетом купцов-самодуров. Ее тягостей не выдерживает Катерина. Унижение человеческого достоинства противоречит ее характеру. В свидетели этих душевных метаний автор как бы призывает саму природу, в которой ясно ощущается приближение грозы. Краски сгущаются, небеса темнеют - надвигаются грозные события в жизни героев. И в этом снова ощущается смысл названия пьесы «Гроза» Островского.

Гроза в речи героев пьесы

Первый раз слово «гроза» в пьесе произносится Тихоном, когда он уезжает из дому. Он говорит, что целых две недели никакой грозы над ним не будет. Тихон всей душой стремится вырваться из-под гнета матери, вдохнуть свежего воздуха после удушливой домашней атмосферы. Он хочет отгуляться на весь предстоящий и, как всегда мучительный, год.

Для Тихона гроза - это неограниченная власть Кабанихи над ним, страх перед ее грозной натурой, а также боязнь ответственности за свои грехи.

Купец Дикой говорит механику-самоучке Кулигину о том, что гроза посылается людям в наказание за их вольнодумство и непослушание. И боязнь наказания присуща всем персонажам, в том числе и Катерине.

Она крайне религиозна, свою любовь к Борису считает большим грехом, борется с ней как может, но безрезультатно и ждет возмездия. Здесь мы видим еще одну грань того, в чем состоит смысл названия пьесы «Гроза». Это прием, с помощью которого отображается мысль автора о том, что люди, будучи несвободными, в то же время ощущают себя виноватыми и бояться новой жизни.

Что видит в грозе механик Кулигин

Продолжая разбираться в вопросе, в чем смысл названия пьесы «Гроза», нельзя не рассмотреть отношение к грозе Кулигина. Он один из всех героев не боится ее. Он делает попытку противостояния этому мощному явлению природы, смастерив громоотвод. В грозе механик видит не страшную карающую силу, а чудесное, величественное зрелище, мощную, очищающую силу.

Он, как ребенок, радуется изменениям в природе, призывая не бояться грозы, а восхищаться ею. Он говорит, что каждая травинка и цветочек приветствуют грозу, а люди прячутся от нее, словно от напасти, делают из нее пугало. В чем смысл названия пьесы «Гроза», если судить о нем, исходя из отношения к этому явлению Кулигина?

Считается, что его прообразом был изобретатель Иван Кулибин, что позволяет судить о Кулигине как о носителе новых, прогрессивных взглядов, готовом делать окружающую жизнь лучше, бороться с трудностями, а не бояться их. Не опасаться наступления грозы, а воспринимать ее, как приход новой, светлой, свободной жизни. Этот взгляд противопоставляется взглядам остальных персонажей.

Гроза как символ любви Катерины и Бориса

Изучая, в чем смысл названия пьесы «Гроза», необходимо коснуться и отношений Катерины и Бориса, племянника Дикого. Гроза символизирует и эту сторону в жизни героини. В любви молодых людей ощущается присутствие бурной стихии, которой они так боятся.

Их чувство сильное, страстное, но оно не приносит ни радости, ни счастья их душам, не помогает сплотиться в борьбе с действительностью. Будучи замужем, Катерина терзается тем, что не любит Тихона, хотя и старалась полюбить. Но тот не был способен ни понять свою жену, ни защитить ее от произвола свекрови.

Жажда любви, сердечное смятение, которые привели к появлению чувства привязанности к Борису, также вызывают ассоциации с предгрозовым состоянием природы. Однако Борис не понял стремлений Катерины к личному счастью, он оказался не тем человеком, который ей был нужен. Таким образом, развитие любовной линии является отображением нарастающего конфликта, то есть символом зарождающейся грозы.

Вывод

Название произведения теснейшим образом связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза является самостоятельным действующим лицом пьесы. Она присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.

Катерина не может жить по-прежнему, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, разражается гроза. Сначала она бросается в любовь, как в пучину, а затем, не найдя в себе сил бороться, - и в Волгу.

В конце пьесы, на фоне громовых ударов, появляется сумасшедшая барышня, которая предрекает близкую гибель Катерине. Здесь образ грозы выступает как толчок к развязке конфликта. Несмотря на трагический конец, Островский показал, что главная героиня не смирилась с ненавистной действительностью и пошла ей наперекор.

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

«Средняя образовательная школа № 14»

Характеристика героев пьес

А.Н. Островского с позиции народной нравственности

МОУ СОШ № 14 г. Нягань

Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна

Нягань2011

Введение………………………………………………………………………………3

Краткое содержание в тезисах и выводах……………………………………….4

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности …………………………………………………………………….6

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры………………………………………………………………..9

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»…………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список изученной литературы……………………………………………………12

Россия

Тюменская область

Г. Нягань

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №14»

Научная статья

Введение

Актуальность данной исследовательской работы определяется тем, чтобы привлечь внимание читателя к драматургии А.Н.Островского как драматургу, чьё творчество является творчеством «пословичной мудрости».

Проблема в том, что увлечённые процессом вовлечения в мировую культуру, мы мало знакомы с культурой своего народа.

Чтобы понять это, объектом данного исследования стали публикации о творчестве А.Н.Островского и его драмы.

Предметом изучения стали произведения А.Н. Островского и статьи о нём, которые дают представление о драматурге как обличителе порока в свете народной мудрости.

Цель – узнать, какие нравственные и гуманные ценности утверждал А.Н. Островский и понять, насколько они важны для современной молодёжи.

Задачи:

а) изучить по возможности подробно творчество с позиции народной мудрости;

б) найти то, что может заинтересовать современного юного читателя;

в) предоставить вниманию учащихся своей школы исследование избранных произведений драматурга.

В качестве метода исследования принят герменевтический подход к изучаемым текстам, т. е. осмысление и индивидуальная трактовка с позиции личного опыта.

Новизна состоит в попытке через данную исследовательскую работу привлечь внимание к нравственным проблемам современного общества.

Практическая значимость в попытке внести материалы исследований в школьный учебный процесс.

Гипотеза: юные читатели смогут оценить предоставленные им произведения А.Н.Островского и выразят желание обратить внимание на другие произведения автора.

Краткое содержание в тезисах и выводах

«Каков строитель, такова и обитель».

Фигура Большова трагична: «все мошенники».

«Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел».

Народная мудрость гласит:

1.Худые дела не доведут до добра.

2.Грехи любезны доводят до бездны.

3.Без причины нет кручины.

4.«Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология

Большов не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны .

И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его.

СВОИ:

Подхалюзин

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

1.Не всё золото, что блестит.

2.Красна ягодка, да на вкус горька.

3.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные:

«Видно, не бывать-с по вашему желанию»

Липочка — дочь Большова

«

Не «безвредная дурочка», а барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

1. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

2.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

3. Неразумная опека хуже безнадзорности.

Эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

«Не доставляют пользы сокровища неправедные»,

«Воздаяние человеку – по делам рук его»,

«Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — это библейские истины.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Жестокость познаётся там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане.

Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

«

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, она в первую очередь и несёт ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил.

Отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, Катерина впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусстванаполняют Божью землю расплясавшимися харями ».

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков .

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, потерявших силу и уверенность Дикого и Кабанихи.

Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом.

Не в состоянии он создать и полноценную семью.

В Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо»

Героем новой эпохи становится Хлынов, более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы.

Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка.

«Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум».

Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей.

Только вот желания истратить деньги с пользою для народа у Хлынова нет.

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности

Лучший критик Островского – Н.А. Добролюбов в статьях «Тёмное царство», «Луч света в тёмном царстве» оставил замечательную характеристику его пьес первого периода деятельности: от драматического первенца – комедии «Свои люди – сочтёмся!» и до «Грозы». Суждения и оценки Добролюбова, относившиеся к ранним пьесам Островского, зачастую просто переносили на последующие его сочинения.

Я же хочу рассмотреть великие творения драматурга с позиции народной культуры, ведь написанные им в разные годы пьесы, при видимой их «неизменности», отмечались «пословичной мудростью», нравственным самостоянием и должны пониматься так, как хотел бы того автор, т. е. в « добросовестном обличении порока…» .

Напомним её суть. Купец первой гильдии Самсон Силыч Большов надумал объявить себя банкротом, или, иначе говоря, несостоятельным должником, хотя таковым не являлся.

Будучи неплохим человеком, Большов не чувствует никаких угрызений совести, потому что живёт в обществе с ложной нравственностью, где, по его мнению, «все мошенники». Хочется тут же вспомнить пословицу: «Храни себя от бед, пока ещё их нет», — гласит народная мудрость, то есть упреждай беду, то есть думай о последствиях заранее.

Самсон Силыч просто стремился, как он объясняет, урвать побольше для себя за счёт других: «Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел». Его вполне устраивают доводы стряпчего Рисположенского:

«Не вы первый, не вы последний; нешто другие-то не делают?»

«Как не делать, брат, и другие делают, — охотно подхватывает Большов

Характерно, что, хотя почти каждый из этих банкротов должен и самому Большову, но Самсон Силыч не очень сердится на то, что «этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет». «Сочтёмся как-нибудь», — примирительно роняет он.

Пока он скорее завидует им, чем возмущается, — ведь он сам собирается ту же «механику подсмолить», не осознавая, что «рубит сук, на котором сидит».

Самсон Силыч потерпит огромное нравственное поражение, когда Липочка и некогда мальчик на побегушках, а теперь Лазарь Елизарыч обманет «обманщика». И здесь самое время вспомнить народную мудрость:

    Худые дела не доведут до добра.

    Грехи любезны доводят до бездны.

    Без причины нет кручины.

    «Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология велит Большову думать, что, самой природой определено, что своим доверять можно, что они будут подчиняться его воле и пребывать в послушании.

Он не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны.

«Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня? (Молчит.) Любишь, что ли? Что ж ты молчишь? (Молчание.) Поил, кормил, в люди вывел, кажется».

Молчание Лазаря многое объясняет. Ему неведомо, что значит любить, хотя в ответ и произнесёт он слова, которые будут милы сердцу Самсона Силыча: «Мне, Самсон Силыч, окромя вашего спокойствия, ничего – с. Как жимши у вас с малолетства и видемши все ваши благодеяния; можно сказать, мальчишкой взят-с лавки подметать, следовательно, должен я чувствовать». Но вряд ли понял смысл слов Подхалюзина Самсон Силыч Большов.

«Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая тут совесть!» — это слова того же Подхалюзина Лазаря Елизарыча, в преданности которого Самсон Силыч не сомневается, хотя должен бы понимать: «Каков строитель, такова и обитель».

Какой была жизнь Подхалюзина, когда он был мальчишкой можно понять из слов Тишки, которого, как когда-то Подхалюзина взяли лавки подметать: «всякая шваль над тобой командует. Вот она жисть-то какая анафемская!»

Готовый обмануть всех кругом, Большов проявляет доверчивость к Подхалюзину, и тот использует слабость хозяина – «чтобы ему не перечили ни в чём». Он стелется перед ним, поддакивает, угодничает, заискивает, льстит. О таких подхалюзиных народ сложил немало пословиц:

1.На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

2.Не всё золото, что блестит.

3.Красна ягодка, да на вкус горька.

4.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина.

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные.

«Видно, не бывать-с по вашему желанию», — лицемерно разогревает Большова Подхалюзин. И Самсон Силыч, мгновенно разъярившись, силой отдаёт Липочку за своего приказчика, услаждая себя сознанием своей власти: «Моё детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю».

Большов отказывает своему будущему зятю дом и лавки и попадает в расставленную ему западню, хотя мог бы вспомнить пораньше: «сколько раз замечал», что тот на руку нечист. «Что ж? Я ведь не прогнал тебя, как скота какого, не ославил на весь город», — тщетно призывает к совести Подхалюзина Большов.

Фигура Большова трагична. И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его, когда в последнем акте пьесы является он из «ямы», опозоренный и несчастный., потому что возмездие Большову несёт ещё больший плут и негодяй, для которого нет ни «СВОИХ», ни «ЧУЖИХ», а только личный интерес.

Если Большов – самодур патриархального склада, то Подхалюзин с Липочкой представляют отвратительную разновидность «мещанского» самодурства.

Отвратителен образ дочери Самсона Силыча Липочки. Не удивительно, что она столь безжалостна к отцу. Поначалу дочь Самсона Силыча может кому-то показаться «безвредной дурочкой». Но это не так. Липочка — барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

Вспомним её жуткий разговор с матерью, когда Большов униженно просит Подхалюзина так необходимые ему деньги.

«Аграфена Кондратьевна Подхалюзину . Варвар ты, варвар! Разбойник ты эдакой! Нет тебе моего благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами-то иссохнешь, не доживя веку. Разбойник ты, эдакой разбойник!

Олимпиада Самсоновна встаёт на сторону Подхалюзина. Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклясть в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей-то бог не дал.

Аграфена Кондратьевна. Сама ты молчи, беспутная! И одну-то тебя бог в наказание послал».

Мы видим прозрение купца Большова, когда он произносит слова: «Сама себя раба бьёт, коли не чисто жнёт!»

Липочка, родная дочь, самый близкий, «свой человек», оказывается самой чужой отцу.

Такой беды могло не быть, если бы родители придерживались народной мудрости:

1. Неразумная опека хуже безнадзорности.

2. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

3.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

Итак, эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

1.Сердце родителей в детях, сердце детей в камне.

2.У каждого плода свои семена.

Но торжество Подхалюзина не вечно. Ведь, обманывая всех вокруг, легко самому стать жертвой нового обмана, потому что уже недоброй завистью горят глаза выглядывающего из-за плеча Подхалюзина и жадно считающего свои медяки Тишки.

Думаю, Островский ещё раз хотел нам напомнить, что истина проста. «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай», то есть не зарься на чужое добро, а довольствуйся тем, что сам заработаешь. Об этом же и пословица: «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели». Воровство не приносит вору прибыли – дурно приобретённое непрочно. Неправедно нажитое впрок не идёт. Воровское стяжание впрок не пойдёт.

«Не доставляют пользы сокровища неправедные», «Воздаяние человеку – по делам рук его», «Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — эти библейские истины были хорошо знакомы Островскому.

Народ наш всегда придерживался истины:: «Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи». Поговорка настаивает на том, чтобы долги уплачивались возможно скорее. Лучше отказаться от ржи и питаться репою, чем пользоваться чужим добром. И уж, конечно, не мог не знать этого Самсон Силыч. Поддавшись же ложным нравственным понятиям, он оказался у «разбитого корыта». Во лжи живущий и не думающий, чем может

обернуться такая жизнь, он не сумел воспитать дочь по совести, что и породило жестокость в её сердце.

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры

Вспомним знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — из хорошо знакомой нам пьесы «Гроза», в которой драматург наглядно показал, что жестокость познаёт там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане. Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

Образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский предупреждает нас о неминуемой грозе, что непременно произойдёт, если жестокосердие не уступит место милосердию.

Думаю, что Островский хотел обратить своих читателей прежде всего к библейскому писанию: «Не имеющий любви – не от Господа. Имей всё, что хочешь, но если только ты не будешь иметь любви, ничто тебе не поможет. Если ты даже не будешь иметь ничего иного, имей любовь, и ты исполнишь закон. Следовательно, раз навсегда тебе предписывается краткое правило: возлюби и делай, что хочешь (Св. Августин Блаженный).

Умеющий любить не совершит безнравственного поступка, потому что любовь к ближнему не позволит ему этого совершить.

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь. «Или не учи, или учи своим образом жизни. Не привлекай одной рукою (т.е. словами), а другою же (т.е. делами) не отталкивай от себя. Делая то, что должно, ты менее будешь нуждаться в речи», — учит нас Григорий Палама.

Лишённая человеческого участия, сочувствия, любви Катерина воспринимает даже жалость Варвары как любовь.

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась для неё смертью, т.о есть тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Не смерть желанна, а жизнь невыносима в семье, где законы Божии подменяются диктатом родителей, не считающихся с достоинством детей.

Жизнь лишь бы жить – нехорошо, это недостойно человека. Жить – это значит быть самой собой. Не быть собой – это значит не жить.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза» предстают в освещении, лишённом какого бы то ни было авторского сочувствия.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, они в первую очередь и несут ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил. Это они провоцируют трагедию Катерины, ибо, отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, она впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Мудрый Островский раскрывает в «Грозе» глубинные истоки великой религиозной трагедии русского народа, разыгравшейся в начале 20 века, когда он в «прельщении» своём увидел «святость» там, где не было.

В этом качестве «Гроза» Островского имеет пророческий смысл, который не был понят ни современниками, ни потомками национального драматурга.

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусства наполняют Божью землю расплясавшимися харями».

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»

По мнению литературоведа В Лакшина, в пьесе «Горячее сердце», где действие происходит в знакомом нам городе Калинове, особенно наглядна перекличка с «Грозой»: место Дикого занимает здесь Курослепов, Катерины – Параша, Бориса – Вася и т. п.

В основе пьесы – своего рода уездный детектив, загадочная кража денег, расследование которой оборачивается разоблачением скандальной любовной интрижки хозяйки дома.

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков. Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом. Не в состоянии он создать и полноценную семью .

А в Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо».

Жена же Курослепова Матрёна вступает в греховную связь с приказчиком и ворует для него деньги.

«Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения» (Даниил Заточник).

Расслабленный вином и бездействием, дошедший до умопомрачения, Курослепов большую часть времени проводит в состоянии среднем между сонной одурью и белой горячкой. Его дочь Параша самовольно уходит из дому.

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, и потерявших силу и уверенность Дикого Кабанихи.

Теперь героем новой эпохи становится Хлынов. Более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы , Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка. Он возит с собой как декоративное украшение барина с усами, богатого на выдумку Аристарха, суля ему «капитал» И очень плохо, что Аристарх в «Горячем сердце», в котором литературовед Лакшин видит Кулигина из «Грозы», талантливого учёного-самоучку, острого наблюдателя обывательского быта, проделал печальную эволюцию и оказался теперь на службе у Хлынова. Его талант, его выдумка, которая раньше шла на изобретение громоотвода и «вечного двигателя», тратятся нынче на невероятные потехи загулявшего барина, в шуты попадает купчик Вася, что напоминает нам безвольного Бориса из «Грозы».

С градоначальником у Хлынова налажены самые тёплые отношения, поскольку за всякое своё безобразие он готов платить штраф по сто рублей серебром. Да что там говорить, если с самой губернаторшей Хлынов чай и кофей пьёт – « довольно равнодушно». Хлынов не знает, в чём найти спасение от скуки, когда всё перепробовано, он «безобразничает» , пускаясь в самые нелепые затеи.

Суть этого этого персонажа верно выражает пословица: «Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум». Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей. Только вот желания истратить деньги с пользою для большинства тех, у кого они есть, мы не видим. И в этом можно увидеть недоброе, что может обернуться катастрофой, что в будущем и произошло.

Заключение

Конечно, кому-то «добропорядочный морализм» Островского покажется в чём-то отжившим, старомодным. В самом деле, само действие пьес драматурга раскрывается в пределах резко полярных и несколько отвлечённых противоположностей: богатства – бедности, счастья – несчастья, лицемерия – прямоты, жадности – бескорыстия и т. п. Но в прямоте и безусловности моральных аксиом у Островского есть своя сила: стойкая вера в те коренные понятия о достоинстве и справедливости, которые всегда живут в народе и противостоят болезненной изощрённости и искушённой лжи.

«Пьесами жизни» называл пьесы Островского Добролюбов.

Возможно, сегодня мы станем свидетелями нового прочтения, нового истолкования творчества Островского и новой жизни его пьес, которые дадут нам образное представление о народной мудрости.

Как известно, когда человек поступил плохо, ему говорят: «Ты человек или нет?» или «Будь человеком!»

Наш народ всегда видел в нравственности залог безопасности граждан и понимал, что безнравственность приводит к разрозненности и слабости; объединение же в нравственности даёт силу.

Вместе мы – громадная сила, а порознь – ничто.

При отсутствии единодушия даже знаменитейшие герои не могли предохранить себя от поражений. «В согласном стаде и волк не страшен, и храбрость крепче стен и башен»,- именно к дружбе, согласию, объединению сил призывает нас народная мудрость. Как известно, силён лишь тот народ, который способен создать прочную семью, где каждый друг друга поддержит и поможет в трудных обстоятельствах, в том числе поможет справиться и с соблазнами, которых немало в обществе. На мой взгляд, пьесы А. Н. Островского – благодатный материал, который укрепит в нашем сознании народную мудрость и предохранит нас от бездуховности.

Список изученной литературы

1.Холодов Е. А.Н.Островский. – Ярославль, 1968г.

2.Журавлёва А.И. Театр А.Н. Островского. – М. Изд-во «Просвещение». 1986г.

3. Влащенко В.И. «Гроза» Островского X классе. – Литература в школе №3, 1995г.

4.Лебедев Ю.В. У истоков «русской трагедии». — Литература в школе №3, 1995г.

5. Островский А.Н. Свои люди – сочтёмся.

6. Островский А.Н. Гроза.

7. Островский А.Н. Горячее сердце.

8. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. – Ростов на Дону, изд-во «Феникс», Москва, изд-во «Цитадель», 2005г.

9. Великие мысли великих людей. — Лениздат, 2007г.