Григорий Мелехов в романе "Тихий Дон": характеристика. Трагическая судьба и духовные искания Григория Мелехова


В романе «Тихий Дон» М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий - старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, - это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи - Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства...» Пантелей Прокофьевич - истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое - семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца - «так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова - цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.

Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Женщины семьи Мелеховых - Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья - совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова - Василиса Ильинична - коренная казачка Верхнедонского края. Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.

Высокой лиричности исполнен образ Натальи - женщины высокой нравственной чистоты и чувства. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье. Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни. Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.

Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горячим и твердым характером, как и Григория. И это особенно ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье. Несмотря на недовольство и угрозы близких, она со свойственным ей упорством отстаивает свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийцей ее сына, понимает, что ничто не изменит отношения дочери к Михаилу. И если она полюбила его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григория к Аксинье.

Последние страницы романа возвращают читателей к тому, с чего начиналось произведение - к «мысли семейной». Дружное мелеховское семейство неожиданно распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства в период наступления красногвардейцев, смерть главы семейства в отступлении и уход в мир иной Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки - все это этапы крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о поваленных плетнях, эти слова приобретают более широкое значение. Разрушение семьи, отчего дома, коснулось не только Мелеховых, - это общая трагедия, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Рушатся вековые устои человеческой жизни.

Повествование в «Тихом Доне», как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд. Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать. В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. И несмотря на трагичность романа, отразившего события одного из самых жестоких периодов в истории нашей страны, читатель остается жить с надеждой в этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире.

Этот богатый образ воплотил в себе лихую бездумную юность казацкую и мудрость прожитой жизни, преисполненной страданиями и бедами страшного времени перемен.

Образ Григория Мелехова

Григория Мелехова у Шолохова можно смело назвать последним свободным человеком. Свободным по любым общечеловеческим меркам.

Шолохов намеренно не сделал из Мелехова большевика, несмотря на то, что роман был написан в ту эпоху, когда кощунственной была сама мысль о безнравственности большевизма.

И, тем не менее, читатель сочувствует Григорию даже в тот момент, когда он удирает на повозке со смертельно раненой Аксиньей от красноармейцев. Читатель желает Григорию спасения, а не победы большевикам.

Григорий - это честный, трудолюбивый, бесстрашный, доверчивый и бескорыстный человек, бунтарь. Его бунтарство проявляется еще в ранней молодости, когда он с мрачной решимостью, ради любви к Аксинье - замужней женщине - идет на разрыв со своей семьей.

Ему хватает решимости не устрашиться ни общественного мнения, ни осуждения хуторян. Он не терпит насмешки и снисходительности от казаков. Перечит матери и отцу. Он уверен в своих чувствах, его поступками руководит лишь любовь, которая кажется Григорию, несмотря ни на что, единственной ценностью в жизни, а значит, и оправдывает его решения.

Необходимо обладать огромной смелостью, чтобы жить вразрез с мнением большинства, жить своей головой и сердцем, не побояться остаться отвергнутым семьей и обществом. На подобное способен лишь настоящий мужчина, лишь настоящий человек-борец. Гнев отца, презрение хуторян - Григорию все нипочём. С той же отвагой он перепрыгивает через плетень, чтобы защитить любимую Аксинью от чугунных мужниных кулаков.

Мелехов и Аксинья

В отношениях с Аксиньей происходит становление Григория Мелехова как мужчины. Из лихого молодого парня, с горячей казацкой кровью, он превращается в верного и любящего мужчину-защитника.

В самом начале романа, когда Григорий лишь добивается Аксиньи, создается впечатление, что на дальнейшую судьбу этой женщины, репутацию которой он погубил своей юношеской страстью, ему совершенно наплевать. Он об этом даже говорит своей любимой. «Сучка не захочет - кобель не вскочит», - говорит Аксинье Григорий и тут же багровеет при мысли, которая ошпарила его, словно кипятком, когда он увидел слезы в глазах женщины: «Лежачего вдарил».

То, что сам Григорий поначалу воспринимал как обыкновенную похоть, оказалось любовью, которую он пронесет через всю жизнь, и эта женщина окажется не его полюбовницей, а станет неофициальной женой. Ради Аксиньи Григорий бросит и отца, и мать, и молодую жену Наталью. Ради Аксиньи он пойдет наниматься на работу вместо того, чтобы богатеть на собственном хозяйстве. Отдаст предпочтение чужому дому вместо родного.

Несомненно, это безумство заслуживает уважения, так как говорит о невероятной честности этого человека. Григорий не способен жить во лжи. Он не может притворяться и жить так, как ему велят другие. Он не лжет и жене своей. Он не лжет, когда ищет истину у «белых» и у «красных». Он живет. Григорий живет свою собственную жизнь, сам плетен нить своей судьбы и по-другому он не умеет.

Мелехов и Наталья

Отношения с женой Натальей у Григория пропитаны трагизмом, как и вся его жизнь. Он женился на той, которую не любил, и не надеялся полюбить. Трагизм их отношений в том, что и своей жене Григорий не мог лгать. С Натальей он холоден, он равнодушен. пишет, что Григорий по обязанности ласкал молодую жену, пытался горячить ее молодой любовной ретивостью, но с ее стороны встречал лишь покорность.

И тогда вспоминались Григорию исступленные потемневшие от любви зрачки Аксиньи, и понимал он, что не жить ему с леденистой Натальей. Не сможет он. Да не люблю я тебя, Наталья! - в сердцах как-то обмолвится Григорий и сам тотчас поймет - нет, и впрямь не любит. Впоследствии Григорий научится жалеть жену. Особенно после ее попытки самоубийства, но полюбить не сможет до конца ее жизни.

Мелехов и гражданская война

Григорий Мелехов - это правдоискатель. Именно поэтому в романе Шолохов изобразил его как человека мечущегося. Он честен, и потому вправе требовать честности от других. Большевики обещали равенство, что не будет более ни бедных, ни богатых. Однако в жизни ничего не изменилось. Взводный, по-прежнему, в хромовых сапогах, а вот «ванёк» и по сей день в обмотках.

Григорий вначале попадает к белым, затем к красным. Но создается впечатление, что индивидуализм чужд и Шолохову, и его герою. Роман был написан в эпоху, когда быть «отщепенцем» и быть на стороне казака-хозяйственника было смертельно опасно. Поэтому Шолохов описывает метания Мелехова во время Гражданской войны как метания человека заблудившегося.

Григорий вызывает не осуждение, а сострадание и симпатию. В романе Григорий обретает подобие душевного равновесия и нравственную устойчивость лишь после недолгого пребывания у «красных». По-другому Шолохов и не мог написать.

Судьба Григория Мелехова

В течение 10 лет, на протяжении которых развивается действие романа, судьба Григория Мелехова исполнена трагедий. Жить во время войн и политических перемен - уже само по себе испытание. А оставаться человеком в эти времена - подчас непосильная задача. Можно сказать, что Григорий, потеряв Аксинью, потеряв жену, брата, родню и друзей - сумел сохранить в себе человечность, остался собой, не изменил присущей ему честности.

Актеры, сыгравшие Мелехова в фильмах «Тихий Дон»

В экранизации романа Сергея Герасимова (1957) на роль Григория был утвержден Петр Глебов. В фильме Сергея Бондарчука (1990-91гг.) роль Григория досталась британскому актеру Руперту Эверетту. В новом сериале, снятом по книге Сергея Урсуляка Григория Мелехова сыграл Евгений Ткачук.

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви. Образ матери Григория Мелехова, Ильиничны, олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высшие нравственные качества. Жизнь с мужем была для нее несладкой. Порой, вспылив, он тяжко избивал ее. Ильинична рано постарела, много болела, однако до последнего дня оставалась заботливой и энергичной хозяйкой.

Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой» старухой. Ей присущи мудрость и справедливость. Ильинична - хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то... Бога, сынок, не забывай...». Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего - Григория. Но любит она не только детей и мужа, но и родную землю, терзаемую войнами и революциями.

Внешней и внутренней красотой отличен образ Аксиньи. Она полностью поглощена любовью к Григорию, в борьбе за счастье она проявляет гордость и мужество. Рано испытавшая всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним - это борьба за утверждение своих человеческих прав.

Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Любит Григория и Наталья, женщина высокой нравственной чистоты. Но она нелюбима, и ее судьба отмечена страданием. Однако Наталья надеется на лучшую долю. Она проклинает Григория, однако любит его бесконечно. И счастье приходит, в семье воцаряются согласие и любовь. Она родила двойню - сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей и заботливой матерью, какой была и женой. Но в конце концов Наталья не может простить неверность мужа, отказывается от материнства и погибает. Уничтоженной и оскорбленной Наталья не хотела жить, потому что идеал ее жизни - чистота.

Полная противоположность ей - Дарья Мелехова, разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час - час испытаний, и за этой уличной моралью, за развязностью открывается что-то другое, доселе скрытое, что обещало другие возможности, другое направление и развитие характера. Дарья решила умереть, чтобы не быть обезображенной «дурной болезнью». В этом решении гордый вызов и человеческая сила.

Каждая из женщин - героинь романа «Тихий Дон» - проходит свой крестный путь. Этот путь отмечен любовью не всегда счастливой, чаще - мучительной, но всегда - подлинной.

Главные герои романа - люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. , чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время. С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы. Автор романа создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям - проникнуться силой и красотой жизни казачества.

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Уже в самом начале романа мы видим самобытные яркие характеры героев, чьи чувства противоречат общепринятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются характерные черты казачества. История женитьбы Григория говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца. На примере судьбы Григория мы видим, насколько решение отца могло определить ход всей дальнейшей жизни его сына. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Это решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых и любящих Григория женщин. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи...

Мы видим, как расходятся жизненные пути бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идея справедливости, равенства и братства настолько овладевает Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Григорий - его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», - думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уверенность в правоте своих мыслей и поступков свойственна и другим героям-коммунистам, изображенным Шолоховым в романе.

Совсем по-иному изображает писатель Григория Мелехова. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последовавшие затем Октябрьская революция и гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. А когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски этим шолоховским героем истины так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.

Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каждого своя , своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться... Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее».

Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу, нескошеный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны, в конце концов? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице - все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле. Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять... Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить. Хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Незыблемость в среде казачества дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие.

Соперница Натальи Аксинья - красавица с независимым смелым характером, бурным темпераментом - дополняет женский образ казачки, делая его более ярким. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств. К этой мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории. В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе.

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Тест по произведению

(446 слов)

Главным героем романа М.А. Шолохова является донской казак Григорий Мелехов. Мы видим, как драматично развивается судьба Григория на одной из самых противоречивых и кровавых страниц нашей истории.

Но роман берёт своё начало задолго до этих событий. Сначала нас знакомят с бытом и нравами казаков. В это мирное время Григорий живёт спокойной жизнью, ни о чём не заботясь. Однако тогда же случается первый душевный перелом героя, когда после бурного романа с Аксиньей Гришка осознаёт важность семьи и возвращается к своей жене Наталье. Чуть позже начинается Первая мировая война, в которой Григорий принимает активное участие, получив множество наград. Но сам Мелехов разочаровывается в войне, на которой он увидел лишь грязь, кровь и смерть, вместе с этим приходит и разочарование в императорской власти, которая отправляет на смерть тысячи людей. В связи с этим главный герой попадает под влияние идей коммунизма, и уже в семнадцатом году встаёт на сторону большевиков, веря, что они смогут построить новое справедливое общество.

Однако почти сразу же, когда красный командир Подтелков устраивает кровавую расправу над пленными белогвардейцами, приходит разочарование. Для Григория это становится страшным ударом, по его мнению, нельзя бороться за лучшее будущее, при этом творя жестокость и несправедливость. Врождённое чувство справедливости отталкивает Мелехова от большевиков. Вернувшись домой, он хочет заниматься семьёй и хозяйством. Но жизнь не даёт ему этого шанса. Его родной хутор поддерживает белое движение, и Мелехов следует за ними. Гибель брата от рук красных только подогревает ненависть героя. Но когда сдавшийся отряд Подтелкова безжалостно истребляют, Григорий не может принять такого хладнокровного уничтожения ближнего.

Вскоре недовольные белогвардейцами казаки, в числе которых был и Григорий, дезертируют и пропускают красноармейцев через свои позиции. Уставший от войны и убийств герой надеется, что его оставят в покое. Однако красноармейцы начинаю творить разбой и убийства, и герой, чтобы защитить свой дом и семью, присоединяется к восстанию сепаратистов. Именно в этот период Мелехов сражается наиболее рьяно и не мучает себя сомнениями. Его поддерживает осознание того, что он защищает своих близких. Когда донские сепаратисты объединяются с белым движением, Григорий вновь испытывает разочарование.

В финале Мелехов окончательно переходит на сторону красных. Надеясь заслужить прощение и шанс вернуться домой, он сражается, не жалея себя. За время войны он потерял брата, жену, отца и мать. Всё, что у него осталось — это дети, и он хочет лишь вернуться к ним, чтобы забыть о борьбе и никогда не брать в руки оружие. К сожалению, это невозможно. Для окружающих Мелехов — предатель. Подозрительность оборачивается откровенной враждебностью, а вскоре советская власть начинает настоящую охоту за Григорием. Во время бегства гибнет всё ещё любимая им Аксинья. Проскитавшись по степи, главный герой, постаревший и поседевший, окончательно падает духом и возвращается в родной хутор. Он смирился, но желает, возможно, в последний раз увидеть сына, прежде чем принять свою печальную участь.