Что такое война судьба человека. Cочинение «Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека


Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Особенности композиции рассказа

Главный герой здесь представлен не легендарной героической личностью, а простым человеком, одним из миллионов людей, которых коснулась трагедия войны.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

марта 02 2011

О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной .

Война - это . Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время. Война бесчеловечна: ведь убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.

Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения - шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема.

Многое пришлось пережить рядовому солдату. Был он ранен трижды, попал в плен («кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука»), все ужасы концлагерей («Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.»). Погибла семья Андрея: «Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… не нашли от них и следа.» Сына, «последнюю радость и последнюю надежду» , убивает немецкий снайпер «аккурат девятого мая, в День Победы. «От такого удара у Андрея «в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается».

Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием - испытанием на человечность. Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть «словно и присыпаны пеплом», но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба «исказнила» Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.

Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это «примета» такого характера.

Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении «кульминационных» моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко.

Так, Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером. Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести («Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!») сохраняет Андрею и даже преподносит «небольшую буханку хлеба и кусок сала». Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей». В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера «поделили без обиды» («всем поровну»), хотя и досталось «каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку… ну а сала … - только губы помазать.» И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение.

Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного… в обычных условиях. Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного - «курносенького мальчишку.» Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева - предателя, руководствующегося принципом «своя рубашка ближе к телу», имеет «гуманистическую правомерность». Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, - это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон - убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, и алодушию и трусости.

Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека.

Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа «защитить ребенка» - это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной.

Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира. Таким образом, в рассказе «Судьба человека» показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую . Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…»

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема войны и гуманизма в рассказе Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!

>Сочинения по произведению Судьба человека

Человек на войне

О Великой Отечественной войне было написано немало художественных произведений, в том числе масштабных и эпических. Казалось бы, на их фоне небольшой рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» должен был затеряться. Но он не только не затерялся, а стал одним из наиболее популярных и полюбившихся читателям. Этот рассказ до сих пор изучают в школе. Такой долгий век произведения свидетельствует о том, что оно талантливо написано и отличается художественной выразительностью.

Этот рассказ повествует о судьбе обычного советского человека по имени­ Андрей Соколов , прошедшего через гражданскую войну, индустриализацию, Великую Отечественную войну, концлагерь и прочие испытания, но сумевшего остаться человеком с большой буквы. Он не стал предателем, не сломался перед лицом опасности, проявил всю свою силу воли и мужество в плену у врага. Наглядным эпизодом является происшествие в лагере, когда ему пришлось стоять лицом к лицу к лагерфюреру. Тогда Андрей был всего на волосок от смерти. Одно неверное движение или шаг, он был бы расстрелян во дворе. Однако, увидев в нем сильного и достойного противника, лагерфюрер просто отпустил его, в награду угостив буханкой хлеба и куском сала.

Другой случай, свидетельствующий об обостренном чувстве справедливости и нравственной силе героя, произошел в церкви, где ночевали пленные. Узнав, что среди них есть предатель, пытающийся выдать фашистам одного взводного в качестве коммуниста, Соколов собственноручно задушил его. Убивая Крыжнева, он не испытал жалости, ничего кроме омерзения. Таким образом, он спас неизвестного ему взводного и наказал предателя. Сила характера помогла ему бежать из фашистской Германии. Это произошло, когда он устроился на работу шофером к одному немецкому майору. Как-то по дороге он оглушил его, отобрал пистолет и сумел выехать за пределы страны. Оказавшись на родной стороне, он долго целовал землю, не мог надышаться ею.

Война не раз отбирала у Андрея все самое дорогое. Во время Гражданской войны он потерял родителей и сестру, которые умерли от голода. Сам он спасся только благодаря отъезду на Кубань. Впоследствии он сумел создать новую семью. У Андрея была прекрасная жена и трое детей, но и их у него отняла война. Немало горестей и испытаний выпало на долю этого человека, но он смог найти в себе силы жить дальше. Ключевым стимулом для него стал маленький Ванюша , такой же осиротевший человек, как и он. Война отобрала у Вани отца и мать, а Андрей подобрал его и усыновил. Это также свидетельствует о внутренней силе главного героя. Пройдя через череду таких тяжелых испытаний, он не упал духом, не сломался и не ожесточился. Именно эта его личная победа над войной.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» посвящен теме Отечественной войны, в частности судьбы человека, который пережил это тяжелое время. Композиция произведения выполняет определенную установку: автор делает короткое вступление, рассказывая о том, как он встретился со своим героем, как они разговорились, и завершает описанием своих впечатлений от услышанного. Таким образом, каждый читатель будто лично слушает рассказчика - Андрея Соколова. Уже из первых строк становится понятно, какая тяжелая судьба этого человека, так как писатель делает замечание: «Видели вы когда-нибудь глаза, будто присыпленные пеплом, наполненные такой невыразимой тоской, что в них тяжело смотреть?» Главный герой, на первый взгляд, - обычный человек с простой судьбой, которую имели миллионы людей, - воевал в рядах Красной армии во время Гражданской войны, работал на богатеев, чтобы помочь семье не умереть с голода, но смерть все же забрала всю его родню. Дальше работал в артели, на заводе, выучился на слесаря, со временем пришел в восхищение машинами, стал водителем. И семейная жизнь, как у многих других, - вступил в брак с красивой девушкой Ириною (сиротой), родились детки. Трое детей было у Андрея: Настуня, Олечка и сын Анатолий. Сыном особенно гордился, так как тот был настойчивым в обучении и способным к математике. И недаром говорят, что счастливые все одинаковое, а горе у каждого свое. Оно пришло в дом Андрея с объявлением войны. Во время войны Соколову пришлось испытать горя «по ноздре и выше», пережить невероятные испытания на грани жизни и смерти. Во время боя его тяжело ранило, он попал в плен, несколько раз старается убежать, тяжело работает в каменоломне, убегает, прихватив с собой немецкого инженера. Блеснула надежда на лучше, и так же внезапно и угасшая, так как пришли две страшные вести: от взрыва бомбы погибла жена с девочками, а в последний день войны погиб сын. Соколов выстоял среди этих ужасных испытаний, которые ему послала судьба. Он имел жизненную мудрость и мужество, которые опирались на человеческое достоинство, которое невозможно ни уничтожить, ни укротить. Даже тогда, когда он за миг был от смерти, все равно оставался достойным высокого звания человека, не уступил своей совестью. Это узнал даже немецкий офицер Мюллер: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных неприятелей. Стрелять в тебя я не буду». Это была победа жизненных принципов, так как война обожгла его судьбу, и не смогла сжечь душу. Для врагов Андрей был страшным и несокрушимым, и совсем другим возникает он возле маленького сироты Вани, которого встретил после войны. Соколова поразила судьба мальчика, так как он сам так много имел боли в сердце. Андрей решил приютить этот ребенка, который даже родного отца не помнил, кроме его кожаного пальто. Он становится родным отцом для Вани - заботливым, любящим, которым уже не мог быть для своих детей. Обычный человек - это, наверное, слишком упрощенно сказано о герое произведения, точнее было бы указать - полноценный человек, для которого жизнь - это внутренняя гармония, что основана на правдивых, чистых и светлых жизненных принципах. Соколов никогда не принизился до приспособленчества, это противоречило его натуре, однако как самодостаточная личность он имел чуткое и доброе сердце, и это не прибавляло снисхождения, так как он прошел все ужасы войны. Но и после пережитого не услышишь от него сетований, только «…сердце уже не в груди, а в горлянке бьется, и тяжело становится дышать». Михаил Шолохов решил проблему тысяч людей - маленьких и взрослых, - которые стали сиротами после войны, потеряв своих близких и родных. Главная мысль произведения формируется в течение знакомства с главным героем - люди должны помогать друг другу в любой беде, которая бывает на жизненном пути, именно в этом - настоящий смысл жизни.

(материалы к обсуждению с учащимися 5-6 классов).

Слово библиотекаря:

22 июня 1941 г. памятно нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой соб-ственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Но силы были неравные.

В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолётов. Мно-гие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами, дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа. Они были оклеветаны и расстреляны. Из пяти маршалов Советского Союза трое - А. И. Егоров, В. К. Блюхер, М. Н. Тухачевский - были уничтожены.

В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолётов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота.

По этим и по некоторым другим причинам Советские войска несли огромные, неоправданные потери.

В любой войне есть и пленные и пропавшие без вести. Это её неизбежные спутники.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллионов бойцов и командиров Крас-ной Армии. К весне 1942 года в живых из них осталась только четвёртая часть.

Разумеется, условия, приведшие солдата к пленению, были различны. Как правило, этому предшествовали ранение, физическое истощение, отсутствие боеприпасов. Но каждый знал, что добровольная сдача в плен по трусости или малодушию всегда признавалась воинским преступлением. Почти все, кто попадал в фашистский плен, испытали в трагический час тяжёлый психологический удар, отбросивший их их рядов советских воинов в беззащитную массу военно-пленных. Многие из них предпочитали смерть мучительному позору.

И. В. Сталин считал пленных изменниками. Подписанный Верховным Главнокомандующим приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались государственных пособий и помощи.

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о гуманном обращении с военнопленными, хотя и объявил, что будет выполнять её основные положения, за исключением права на посылки и обмена именными списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать положения конвенции по отношению к попавшим в плен бойцам и командирам Красной Армии, которые также не могли получить никакой помощи с родины.

А самым страшным было то, что пришедшего из плена ждал теперь уже на родине про-верочно-фильтрационный лагерь и СМЕРШ (Управление контрразведки «Смерть шпионам»),

Михаил Александрович отказывается признавать пленных предателями. В 1956 году он пишет рассказ «Судьба человека», в котором защищает тех, кто был в плену.

В рассказе - судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Его жизнь соотнесена с биографией страны, с важнейшими событиями истории. В мае 1942 года он попал в плен. За два года объехал «половину Германии», бежал из плена, во время войны потерял всю семью. После войны, встретив в чайной мальчика-сироту, Андрей усыновил его.

В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма - не только в истории Андрея Соко-лова. С не меньшей силой звучит оно и в истории Ванюши. Человечность пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание. (Смотрим фильм «Судьба человека» либо весь, либо с эпизода в чайной до конца).

Вопросы для обсуждения:

1. Одна из христианских заповедей гласит: «Не убивай», а Андрей Соколов убил, убил своего, русского. Почему он это сделал?

  • Зачитать в тесте от слов «Тронул я его рукой …» до «… гада ползучего задушил».

2. В чём, на ваш взгляд, суть противостояния Андрея Соколова и коменданта Мюллера?

  • Зачитать от слов: «Наливает мне комендант…» до «… не превратили, как ни стара-лись».

3. Что мы знаем о Ванюшке из рассказа?

  • Зачитать от слов «Спрашиваю: «Где же твой отец, Ванюшка?» до «А где придётся».

4. Ещё одна христианская заповедь гласит: «Не лжесвидетельствуй», т. е. не лги, а ведь Андрей Соколов сказал неправду Ванюшке, о том, что он его отец. Почему он это сделал? Всегда ли ложь плоха?

  • Порознь - пропадают, вместе спасают друг друга. У Ванюшки появился отец, опора и надежда, а у Андрея - смысл жизни.

Заключение:

Почти полвека прошло с того времени, как был напечатан рассказ «Судьба человека». Всё дальше и дальше от нас война, беспощадно перемалывающая человеческие жизни, принёсшая столько горя и мук.

Но каждый раз, когда мы встречаемся с героями Шолохова, мы удивляемся тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нём доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего.

Андрей Соколов словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза был ранен, но оба раза по лёгкости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то не показное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека.

В судьбе Андрея Соколова со страшным злом фашизма вступило в битву всё доброе, мирное, человеческое. Мирный человек оказался сильнее войны.

Именно в отношении Андрея Соколова к Ванюше, была одержана победа над античе-ловечностью фашизма, над разрушениями и утратами - неизбежными спутниками войны.

Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье много видевшего и знаю-щего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытер-петь, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».

В этом раздумье прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявше-го под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Список использованной литературы:

1. Большая школьная энциклопедия. Литература.- М.: Слово, 1999.- С. 826.

2. Что такое. Кто такой: В 3-х т.- М.: Педагогика-Пресс, 1992.- Т.1.- С. 204-205.

3. Бангерская Т. «Около отцовского плеча…» - Семья и школа.- 1975.- №5.- С. 57-58.

4. Великая Отечественная война. Цифры и факты: Кн. Для уч-ся ст. кл. и студентов.- М.: Просвещение, 1995.- С. 90-96.

5. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3: История России и её ближайших соседей. XX век.- М.: Аванта+, 1998.- С. 494.

Иллюстрации:

1. Отец и сын. «Судьба человека». Худож. О. Г. Верейский // М. А. Шолохов [Альбом] / Сост. С. Н. Громова, Т. Р. Курдюмова.- М.: Просвещение, 1982.

2. Андрей Соколов. “Судьба человека”. Худож. П. Н. Пинкисевич // М. А. Шолохов [Альбом] / Сост. С. Н. Громова, Т. Р. Курдюмова.- М.: Просвещение, 1982.

Кинофильмы:

1. “Судьба человека”. Худож. фильм. Реж. С. Бондарчук.- Мосфильм, 1959.

М. А. Шолохов. Судьба человека: как это было

(Литературное расследование)

Для работы с читателями 15-17 лет

В расследовании принимают участие:
Ведущий - библиотекарь
Независимый историк
Свидетели - литературные герои

Ведущий: 1956 год. 31декабря в «Правде» напечатан рассказ «Судьба человека». С этого рассказа начался новый этап развития нашей военной литературы. И тут сыграли роль шолоховское бесстрашие и шолоховское умение через судьбу одного человека показать эпоху во всей сложности и во всем драматизме.

Основной сюжетный мотив рассказа - судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Его жизнь ровесника века соотнесена с биографией страны, с важнейшими собы-тиями истории. В мае 1942 года он попал в плен. За два года он объехал «половину Герма-нии», бежал из плена. Во время войны потерял всю семью. После войны, встретив случайно мальчика-сироту, Андрей усыновил его.

После «Судьбы человека» стали невозможны недомолвки о трагических событи-ях войны, о горечи плена, пережитых многими советскими людьми. В плену оказывались и очень преданные Родине солдаты и офицеры, попадавшие на фронте в безвыходное положение, но к ним часто относились как к предателям. Рассказ Шолохова как бы сдёрнул вуаль со многого, что было скрыто боязнью оскорбить героический портрет Победы.

Давайте вернемся в годы Великой Отечественной войны, в самый трагический её период - 1942-1943 годы. Слово независимому историку.

Историк: 16 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 270, в котором говори-лось: «Командиров и политработников, во время боя сдающихся врагу, считать злостным дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину. Приказ требовал уничтожать пленных всеми «средствами как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного посо-бия и помощи».

Только в 1941 году по немецким данным, в плен попали 3 млн. 800тыс. советских военнослужащих. К весне 1942 года в живых из них осталось 1 млн. 100 тыс. человек.

Всего в годы войны из примерно 6,3 млн. военнопленных погибло около 4-х млн

Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война, отгремели победные зал-пы, началась мирная жизнь советского народа. Как сложилась в дальнейшем судьба таких людей, как Андрей Соколов, прошедших плен или переживших оккупацию? Как наше об-щество относилось к таким людям?

Свидетельствует Людмила Марковна Гурченко в своей книге «Моё взрослое детство».

(Свидетельствует девушка от лица Л.М. Гурченко).

Свидетель: В Харьков стали возвращаться из эвакуации и не только харьков-чане, но и жители других городов. Всех надо было обеспечивать жилплощадью. На остав-шихся в оккупации смотрели косо. Их в первую очередь переселяли из квартир и комнат на этажах в подвалы. Мы ждали своей очереди.

В классе вновь прибывшие объявляли бойкот оставшимся при немцах. Я ничего не понимала: если я столько пережила, столько видела страшного, меня наоборот, должны понять, пожалеть… Я стала бояться людей, которые смотрели на меня с призрением и пус-кали в след: «овчарочка». Ах, если бы они знали, что такое настоящая немецкая овчарка. Если бы они видели, как овчарка ведет людей прямо в душегубку… эти люди так бы не сказали… Когда на экране пошли фильмы и хроника, в которых были показаны ужасы казни и расправы немцев на оккупированных территориях, постепенно эта «болезнь» стала уходить в прошлое.

Ведущий: … 10 лет минуло после победного 45-го года, Шолохова война не от-пускала. Он работал над романом «Они сражались за Родину» и рассказом «Судьба челове-ка».

По мнению литературоведа В. Осипова, этот рассказ не мог бы быть создан в лю-бое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм - это сталинщина. Едва вышел рассказ - так похва-лы чуть не от каждой газеты или журнала. Ремарк и Хемингуэй откликнулись - прислали телеграммы. И поныне ни одна антология советской новеллистики без него не обходится.

Ведущий: Вы прочитали этот рассказ. Пожалуйста, поделитесь своими впечатле-ниями, что вас тронуло в нем, что оставило равнодушным?

(Ответы ребят)

Ведущий: Существует два полярных мнения о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Давайте их послушаем.

(Свидетельствует юноша от лица А.И.Солженицыны)

Солженицын А. И.: «Судьба человека» - очень слабый рассказ, где бледны и не-убедительны военные страницы.

Во-первых: избран самый не криминальный случай плена - без памяти, чтобы сделать это бесспорным, обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти, как было с большинством - что и как тогда?)

Во-вторых: главная проблема представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова ни слова), а именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас объявлялись предатели…

В-третьих: сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: «СМЕРШ-проверочно-фильтрационный лагерь».

Ведущий: СМЕРШ - что это за организация? Слово независимому историку.

Историк: Из энциклопедии «Великая Отечественная война»: Постановлением Госкомобороны от 14 апреля 1943 года образовано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» - «Смерть шпионам». Разведслужбы фашисткой Германии пытались развернуть против СССР широкую подрывную деятельность. Они создали на советско-германском фронте свыше 130 разведывательно-диверсионных органов и около 60 спецразведыватель-но-диверсионных школ. В действующую Советскую Армию забрасывались диверсионные отряды и террористы. Органы «СМЕРШ» вели активный розыск вражеских агентов в райо-нах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечивали своевременно получение данных о засылке вражеских шпионов и диверсантов. После войны, в мае 1946 года органы «СМЕРШ» преобразованы в особые отделы и подчинены МГБ СССР».

Ведущий: А теперь мнение Вениамина Ларина.

(Юноша от лица В. Ларина)

Ларин В.: Рассказ Шолохова возносят только за одну тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают - безопасно для себя - истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у большого рассказа нет продолжения: как большое госу-дарство, большая власть относится к маленькому человеку, пускай и великому духом. Шо-лохов выдирает из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку - лозунги, лозунги, а какая, к чёрту, забота о человеке! Плен искромсал человека. Но он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся? Никому не нужен! Сирота! А с мальцом две сироты…Песчинки… И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов велик - не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему ге-рою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий в адрес Сталина. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека - терпеливость и стойкость.

Ведущий: Давайте обратимся к творчеству писателей, которые пишут о плене, и с их помощью воссоздадим обстановку тяжелых военных лет.

(Свидетельствует герой рассказа «Дорога в отчий дом» Константина Воробь-ева)

Рассказ партизана: В плен я попал под Волоколамском в сорок первом, и хотя прошло с тех пор шестнадцать лет, и остался я жив, и семью развел, и все такое прочее, но рассказать о том, как я прозимовал в плену - не умею: нету у меня русских слов для этого. Нету!

Бежали мы из лагеря вдвоем, а со временем собрался из нас, бывших пленных целый отряд. Климов… восстановил нам же всем воинские звания. Понимаете, был ты, ска-жем до плена сержантом, - им и остался. Был солдатом - будь им и до конца!

Бывало …уничтожишь вражеский грузовик с бомбами, сразу вроде бы и выпря-мится душа в тебе, и возликует там что-то - воюю же теперь не за одного себя, как в лагере! Победим же его сволоча, обязательно докончим, и вот так дойдешь до этого места до побе-ды то есть, так и стоп!

И то, после войны сразу же потребуется анкета. А там будет один маленький во-прос - находился ли в плену? По месту этот вопрос всего лишь для ответа одним словом «да» или «нет».

И тому, кто вручит тебе эту анкету совсем не важно, что ты делал в войну, а важ-но, где ты был! Ах, в плену? Значит… Ну, что это значит - вы сами знаете. По жизни и по правде такое положение должно было быть совсем наоборот, а вот поди ж ты!...

Скажу коротко: ровно через три месяца мы присоединились к большому парти-занскому отряду.

О том, как мы действовали до самого прихода своей армии, я расскажу другой раз. Да это, думаю, и не важно. Важно то, что мы не только живыми оказались, но и челове-ческий строй вступили, что мы опять превратились в бойцов, а русскими людьми мы оста-лись и в лагерях.

Ведущий: Давайте вслушаемся в исповеди партизана и Андрея Соколова.

Партизан: Был ты, скажем, до плена сержантом - им и оставайся. Был солдатом - будь им до конца.

Андрей Соколов: На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.

И для одного, и для другого война - тяжелая работа, которую нужно сделать доб-росовестно, отдать всего себя.

Ведущий: Свидетельствует майор Пугачёв из рассказа В. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»

Чтец: Майор Пугачев вспомнил немецкий лагерь, откуда он бежал в 1944 году. Фронт приближался к городу. Он работал шофером на грузовике внутри огромного лагеря на уборке. Он вспомнил, как разогнал грузовик и повалил колючую, однорядную проволоку, вырывая наспех поставленные столбы. Выстрелы часовых, крики, бешенная езда по городу в разных направлениях, брошенная машина, дорога ночами к линии фронта и встреча - допрос в особом отделе. Обвинение в шпионаже, приговор - двадцать пять лет тюрьмы. Приезжали власовские эмиссары, но он не верил им до тех пор, пока сам не добрался до красноармейских частей. Все, что власовцы говорили, было правдой. Он был не нужен. Власть его боялась.

Ведущий: Выслушав свидетельство майора Пугачева, невольно отмечаешь: его рассказ прямое - подтверждение правоты Ларина: «Он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен! Сирота!»

Свидетельствует сержант Алексей Романов, в прошлом школьный учитель исто-рии из Сталинграда, реальный герой рассказа Сергея Смирнова «Путь на Родину» из книги «Герои великой войны».

(Свидетельствует читатель от лица А. Романова)

Алексей Романов: Весной 42-го я попал в интернациональный лагерь Феддель, на окраине Гамбурга. Там, в Гамбургском порту, мы пленные, работали на разгрузке кораб-лей. Мысль о побеге меня не оставляла ни на минуту. С моим другом Мельниковым решили бежать, продумали план побега, прямо скажем, план фантастический. Бежать из лагеря, проникнуть в порт, спрятаться на шведском пароходе и доплыть с ним в один из портов Швеции. Оттуда можно с британским судном добраться до Англии, а потом с каким-нибудь караваном союзных судов прийти в Мурманск или Архангельск. А затем опять взять в руки автомат или пулемет и уже на фронте расплатиться с гитлеровцами за все, что пришлось пережить в плену за эти годы.

25 декабря 1943 года мы совершили побег. Нам просто сопутствовала удача. Чу-дом удалось перебраться на другую сторону Эльбы, в порт, где стояло шведское судно. За-брались в трюм с коксом, и вот в этом железном гробу без воды, без пищи мы плыли на Ро-дину, а ради этого мы были готовы на все даже на смерть. Очнулся через несколько дней в шведской тюремной больнице: оказалось, что нас обнаружили рабочие, разгружающие кокс. Вызвали врача. Мельников был уже мертв, а я выжил. Я стал добиваться отправки на Роди-ну, попал к Александре Михайловне Коллонтай. Она и помогла в 1944 г. вернуться домой.

Ведущий: Прежде чем мы продолжим наш разговор, слово историку. Что говорят нам цифры о дальнейшей судьбе бывших военнопленных

Историк: Из книги «Великая Отечественная война. Цифры и факты». Вернувшиеся из плена после войны (1 млн. 836 тыс. человек) были направлены: более 1 млн. человек - для дальнейшего прохождения службы в частях Красной Армии, 600 тыс. - для работы в промышленности в составе рабочих батальонов, и 339 тыс. (в том числе некоторая часть гражданских лиц), как скомпрометировавшие себя в плену - в лагеря НКВД.

Ведущий: Война - это материк жестокости. Оградить сердца от сумасшествия ненависти, ожесточения, страха в плену, в блокаде порой не возможно. Человек буквально подводится к вратам страшного суда. Порой вынести, прожить жизнь на войне, в окружении труднее, чем вынести смерть.

Что же общего в судьбах наших свидетелей, что роднит их души? Справедливы ли упреки адрес Шолохова?

(Выслушиваем ответы ребят)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в «Бородине», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Лев Толстой. Все это есть Андрея Соколова, у партизана из рассказа Воробьева, у майора Пугачева, у Алексея Романова.

Остаться на войне человеком - это не просто выжить и «убить его» (т. е. врага). Это - сохранить свое сердце для добра. Соколов ушел на фронт человеком, им же остался и после войны.

Чтец: Рассказ на тему трагических судеб пленных - первый в советской литера-туре. Писался в 1955-м! Так почему Шолохов лишен литературного и нравственного права начинать тему так, а не иначе?

Солженицын попрекает Шолохова, что писал не о тех, кто «сдался» в плен, а о тех, что «попали» или «взяты». Но не учел, что Шолохов иначе не мог:

Воспитан на казачьих традициях. Не случайно отстаивал перед Сталиным честь Корнилова примером бегства из плена. И в самом деле, человек с давних батальных времен прежде всего сочувствие отдает не тем, кто «сдался», а тем, кто «попадал-брался» в плен по неодолимой безысходности: ранение, окружение, безоружие, по измене командира или пре-дательства правителей;

Взял на себя политическую смелость отдать свой авторитет, чтобы защитить от политической заклейменности тех, кто был честен в исполнении воинского долга и мужской чести.

Может, приукрашена советская действительность? Последние строки о горемы-ках Соколове и Ванюшке начинались у Шолохова так: «С тяжелой грустью смотрел я им вслед…».

Может, приукрашено поведение Соколова в плену? Нет таких упреков.

Ведущий: Сейчас легко анализировать слова и поступки автора. А может стоит задуматься: легко ли было ему прожить его собственную жизнь? Легко ли было художнику, который не смог, не успел сказать все, что хотел, и, конечно, мог сказать. Субъективно мог (хватало и таланта, и мужества, и материала!), но объективно не мог (время, эпоха, были таковы, что не печаталось, а потому и не писалось…) Как часто, как много во все времена теряла наша Россия: не созданные скульптуры, не написанные картины и книги, как знать, может быть, самые талантливые…Большие русские художники рождались не вовремя - то ли рано, то ли поздно - неугодными правителям.

В «Разговоре с отцом» М.М.Шолохов передает слова Михаила Александровича в ответ на критику читателя, бывшего военнопленного, пережившего сталинские лагеря: «Ты что же полагаешь, я не знаю, что бывало в плену или после него? Что мне, неизвестны край-ние степени человеческой низости, жестокости, подлости? Или считаешь, что, зная это, я сам подличаю?… Сколько умения надо на то, чтобы говорить людям правду…»

Мог Михаил Александрович в своем рассказе о многом умолчать? - Мог! Время научило его молчать и недоговаривать: умный читатель все поймет, обо всем догадается.

Немало лет прошло с тех пор, как по воле писателя все новые и новые читатели встречаются с героями этого рассказа. Думают. Тоскуют. Плачут. И удивляются - тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нем доброта, неистребима потребность убе-речь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего.

Литература:

1. Бирюков Ф.С. Шолохов: В помощь преподавателям, старшеклассникам и аби-туриентам. -М.: Изд Моск. ун-та, 1998.

2. Жуков И. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве. -М.: Вос-кресенье,1994

3. Осипов В.О. Тайная жизнь Михаила Шолохова: Док. хроника без легенд - М.: Либерия, Раритет, 1985.

4. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. «Бессмертные име-на».- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.- 895с.

5. Русская литература XX в.: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - СПб: Изд. Дом «Нева», 1998.

6. Чалмаев В.А. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской про-зы 60-90-х гг. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд. Моск. ун-та, 1998

7. Шолохова С.М. Казненный замысел: К истории ненаписанного рассказа // Кре-стьянин.- 1995. - № 8.- февр.

Судьба человека на войне