Дельцы новой формации в пьесе А. Островского “Бесприданница”


У них арифметика вместо души.
А. Н. Островский

Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России.

Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец нового времени с громадным состоянием”. Василий Данилыч Вожеватов – “представитель богатой торговой фирмы”.

Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”. Вот они герои нового времени.

Фразу “у них арифметика вместо души” произносит в пьесе Сергей Сергеич Паратов. Так он характеризует иностранцев, которые служат у него на судне. “У них душа коротка”, – говорит он с уверенностью в собственном превосходстве. Да, Паратов любит и умеет жить красиво. Он остроумен, азартен, умеет ценить красоту.

Но еще больше умеет прицениться: “Найду выгоду, так все продам, что угодно, – признается он Кнурову. – У меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски”. Как ни жаль ему расстаться со своей свободой, со своей веселой жизнью, но золотые прииски, без сомнения, ценнее и выгоднее. Кнуров и Вожеватов одобряют сделку: ведь не жениться же в самом деле на бесприданнице Ларисе!

Разве что повеселиться с ней напоследок!

Вожеватов тоже с гордостью говорит о том, что не замечает в себе того, “что любовью-то называют”. Зато хорошо знает, что “всякому товару цена есть”, и лишнего не передаст. Хоть и “дорогой бриллиант” Лариса Дмитриевна, но состояние она купцу Вожеватову не прибавит. Проиграв Кнурову возможность “прокатиться” в Париж с Ларисой, Вожеватов доволен: “Я не в убытке: расходов меньше”.

Даже слов утешения не нашлось в его душе для подруги детства. “Честное купеческое слово”, данное Кнурову в бесчестной сделке, важнее сочувствия, сострадания. Да и откуда взяться таким чувствам, если “у них арифметика вместо души”.

Почти полтора века живут на сцене герои Островского. Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова в наше время так же узнаваемы, как и на заре товарно-денежных отношений. Они носят новомодные европейские костюмы, ездят в современных автомобилях, собираются на выставку в Париж.

И все считают, считают…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества. В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины, воспевались ее лучшие черты:верность, искренность, красота, ум, благородство, нежность и бескорыстная любовь. Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”. Смыслом жизни главной героини является любовь. Лариса красивая, умная, нежная, разносторонне одаренная девушка […]...
  2. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по “Грозе” дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: “блестящий барин из судохозяев” Сергей Сергеич Паратов и “небогатый чиновник” Юлий Капитоныч […]...
  3. Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из “Грозы”. Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает […]...
  4. Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет. Лариса Дмитриевна – ее дочь. Мокий Парменыч Кнуров – крупный делец, пожилой человек с огромным состоянием. Василий Данилыч Вожеватов – один из представителей богатой торговой фирмы. Юлий Капитоныч Карандышев – небогатый чиновник. Сергей Сергеевич Паратов – блестящий барин из судохозяев. Действие происходит в городе Бряхимове, […]...
  5. Пьеса ” Бесприданница ” написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса – мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом – […]...
  6. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”, красивый и эффектный мужчина, в возрасте слегка за тридцать. Паратов производит впечатление шикарного прожигателя жизни, а в финале пьесы оказывается обычным охотником за приданым богатых купчих. Черты Паратова, которые так восхищают Ларису, на самом деле пустой обман. За блестящей внешностью героя скрывается отсутствие искренних эмоций и ясности […]...
  7. Островский написал замечательную пьесу “Бесприданница”. В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств. “Бесприданница” схожа по смыслу с драмой “Гроза”. В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от […]...
  8. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, […]...
  9. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Это чувствительная девушка с открытой душой, умеющая любить и ценить красоту, прекрасное. Героиня ищет настоящей […]...
  10. 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи. В образах […]...
  11. 1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета. 2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой. 3. Представители делового мира в пьесе. 4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев. В пьесе “Бесприданница” А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: […]...
  12. Че-ло-век! Надо уважать Человека! А. М. Горький “Бесприданница” – одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохновенное утверждение необходимости чистых отношений между людьми. Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж […]...
  13. Неслучайно Островский наградил фамилией Вожеватов одного из значимых героев пьесы “Бесприданница”. Слово “вожеватый” было раньше общепонятным, так называли людей богатых, состоятельных. Василий Данилыч Вожеватов – молодой человек, одетый по-европейски и являющийся представителем богатой торговой фирмы. Это типичный представитель купеческого сословия девятнадцатого века. Он расчетлив и практичен, деньги играют в его жизни главную роль. Отношение Вожеватова […]...
  14. Островский написал драму “Бесприданница” в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы “Гроза” и “Горячее сердце”. Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в “Грозе”, Параша в “Горячем сердце”, Лариса в “Бесприданнице” – все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. […]...
  15. 1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского – […]...
  16. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров и Вожеватов, заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение “блестящим барином” Паратовым, который вскружил […]...
  17. В произведении А. Н. Островского “Бесприданница” каждый герой чем-либо соблазняется будь то деньги, любовь или социальный статус. Что касается Карандышева, то он соблазняется тем, что благодаря браку с Ларисой он может повысить свой социальный статус. Карандышев является мелким чиновником, которого никто не замечает и не уважает. Юлий Капитонович уверен, что находясь рядом с такой женщиной […]...
  18. Любовь Целых четыре года посвятил созданию своей пьесы “Бесприданница” Александр Николаевич Островский. Сегодня, благодаря нашумевшей кинокартине, она более известна, как “Жестокий романс”. Премьерные спектакли по пьесе состоялись осенью 1878 года, но не имели большого успеха. И только после смерти автора произведение получило всеобщее признание. События происходят в вымышленном городе на Волге под названием Бряхимов. Касаются […]...
  19. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, развитие его художественного таланта. Каждый персонаж “Бесприданницы” раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных […]...
  20. Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы – Карандышев. Совсем, конечно, разные люди – Паратов и Карандышев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться “блестящим барином” – таким же, как Паратов: “В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…” – и т. д. Карандышев также стремится играть […]...
  21. “Бесприданница” А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой. На мой взгляд, любовь в “Бесприданнице” – символическое, многозначное понятие. “Я любви искала и не нашла” – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в […]...
  22. 1. Мечтательная натура Ларисы Огудаловой. 2. Жених и возлюбленный. 3. Трагедия Ларисы, как влюбленной женщины. Главная героиня одной из самых известных пьес А. Н. Островского “Бесприданница” – Лариса Дмитриевна Огудалова, молодая девушка, живущая в обычном волжском городе Бряхимове вместе со своей матерью, овдовевшей небогатой дворянкой. Лариса от природы одарена чувством прекрасного, у нее мягкий, спокойный […]...
  23. “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость – все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы – результат того, […]...
  24. Поэма Гоголя “Мертвые души” была написана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталистические отношения. В этих условиях и появились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из самых ярких и интересных героев поэмы. С одной стороны, это предприимчивый человек, […]...
  25. Поэма Гоголя “Мертвые души” была напи- сана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталис- тические отношения. В этих условиях и по- явились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из са- мых ярких и интересных героев поэмы. С од- […]...
  26. В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в […]...
  27. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса ” Бесприданница […]...
  28. В ЧЕМ ПРИЧИНА ЖИЗНЕННОЙ ДРАМЫ ГЕРОИНИ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “БЕСПРИДАННИЦА”? Интерес к национально-самобытному в современной русской жизни, характерный для Островского 50-х – начала 60-х годов XIX века, привел драматурга к созданию социально-бытовой трагедии, в центре которой находится народный характер исключительной яркости, цельности и силы. Конфликт этой пьесы имеет эпохально-исторический смысл. “Бесприданница” – драма буржуазной […]...
  29. Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […]...
  30. Пьеса “Бесприданница” была написана в 60-70-е гг. 19 века. Это был период расцвета творческих сил А. Н. Островского. Никогда прежде талант драматурга не раскрывался так многогранно. В это время Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в эпоху 60-70-ых гг 19 в., точнее, изображение моральной стороны представителей этого […]...
  31. В этой пьесе купцы практически ничем не напоминают тех, с которыми мы встречались в “Грозе”. Это дельцы нового времени, приобретшие внешний лоск просвещенности. Они являются владельцами торговых фирм, а не лавок, носят европейские костюмы вместо купеческих поддевок, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями из парижских газет. Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, […]...
  32. Мир драматургии А. Н. Островского разнообразен и интересен. Со сцены на нас смотрят купцы, помещики, чиновники, студенты, актеры и многие другие герои. Они создают своеобразный мир, в котором люди “жили, трудились, копили, наживали, разорялись, влюблялись, обманывали, надеялись… “. Н. Добролюбов писал, что Островский создавал “пьесы жизни”. И таковыми они являлись потому, что сюжеты взяты из […]...
  33. Паратов Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы “Бесприданница”, блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, […]...
  34. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” — это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи […]...
  35. Действие I Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют “для моциону”, а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из […]...
  36. История создания. Драме “Бесприданница” – своему сороковому произведению – Островский отдал более четырех лет работы, отделывая ее самым доскональным образом. Написанная в 1879 году “Бесприданница” обозначила новую ступень творческой эволюции художника. В Пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике. По тому, насколько различаются картины нравов приволжских городов Калинова и Бряхимова, как изменилась ключевая […]...
  37. Я вещь, а не человек! А. Н. Островский Главный конфликт пьесы “Бесприданница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает […]...
  38. “Бесприданница” – это психологическая драма великого русского писателя Александра Островского, которая не может оставить равнодушным ни одно человеческое сердце. Автор показывает нам жизнь обычного провинциального городка, что на Волге. К сожалению, здесь все моральные ценности измеряются только деньгами. В центре событий – Ольгина свадьба, которую мать решила выдать замуж за богатого нелюбимого. Все веселятся, цыгане […]...
  39. “Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников. В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: дворяне, даже самые богатые, постепенно разоряются, купцы превращаются в хозяев жизни с миллионным состоянием, их […]...
  40. Лариса Огудалова, главная героиня пьесы – молодая девушка, живущая со своей матерью, овдовевшей дворянкой. Лариса чувственная, мягкая и спокойная девушка, ей чужды планы матери выдать его за состоятельного и приличного человека. Девушка ждет настоящей, искренней любви и находит ее к бывшему помещику, судовладельцу Сергею Сергеевичу Паратову. В “светском” окружении матери Ларисы наибольшую ценность имею деньги, […]...
Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

У них арифметика вместо души.
А. Н. Островский
Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России.
Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец нового времени с громадным состоянием”. Василий Данилыч Вожеватов – “представитель богатой торговой фирмы”. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”. Вот они герои нового времени.
Фразу “у них арифметика вместо души” произносит в пьесе Сергей Сергеич Паратов. Так он характеризует иностранцев, которые служат у него на судне. “У них душа коротка”, – говорит он с уверенностью в собственном превосходстве. Да, Паратов любит и умеет жить красиво. Он остроумен, азартен, умеет ценить красоту. Но еще больше умеет прицениться: “Найду выгоду, так все продам, что угодно, – признается он Кнурову. – У меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски”. Как ни жаль ему расстаться со своей свободой, со своей веселой жизнью, но золотые прииски, без сомнения, ценнее и выгоднее. Кнуров и Вожеватов одобряют сделку: ведь не жениться же в самом деле на бесприданнице Ларисе! Разве что повеселиться с ней напоследок! Вожеватов тоже с гордостью говорит о том, что не замечает в себе того, “что любовью-то называют”. Зато хорошо знает, что “всякому товару цена есть”, и лишнего не передаст. Хоть и “дорогой бриллиант” Лариса Дмитриевна, но состояние она купцу Вожеватову не прибавит. Проиграв Кнурову возможность “прокатиться” в Париж с Ларисой, Вожеватов доволен: “Я не в убытке: расходов меньше”. Даже слов утешения не нашлось в его душе для подруги детства. “Честное купеческое слово”, данное Кнурову в бесчестной сделке, важнее сочувствия, сострадания. Да и откуда взяться таким чувствам, если “у них арифметика вместо души”.
Почти полтора века живут на сцене герои Островского. Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова в наше время так же узнаваемы, как и на заре товарно-денежных отношений. Они носят новомодные европейские костюмы, ездят в современных автомобилях, собираются на выставку в Париж. И все считают, считают…

Сочинение по литературе на тему: Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

Другие сочинения:

  1. Главной героиней пьесы А. Н. Островского “Бесприданница” является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет “небольшое состояние”, давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, “любит и сама пожить весело”. Харита Игнатьевна очень ловкая: Read More ......
  2. “Бесприданница” одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода – “Бесприданница” (1878) – и некоторых отношениях напоминает “Грозу”. Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все события,- происходящие в течение одного дня, прямо связаны с Read More ......
  3. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по “Грозе” дикости и невежества. В новом положении Read More ......
  4. о А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя Read More ......
  5. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают Read More ......
  6. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Read More ......
  7. Действие пьесы “Бесприданница” развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает “чайка”). Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса – девушка умная, тонко и глубоко Read More ......
  8. Творчество А. Н. Островского принадлежит к вер­шинам русской классической и мировой драмы. Од­ной из жемчужин является его пьеса “Бесприданни­ца”. В центре пьесы – судьба ее героини, Ларисы Дмит­риевны Огудаловой. Лариса всем взяла: красотой, умом, благородными манерами. “Да-с, талантов у нее Read More ......
Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-06-27

Узнай цену своей работы

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.


Прошло двадцать лет после грозы, разразившейся над городом Калиновом, и А. Н. Островский вновь переносит действие пьесы на берега Волги в город Бряхимов. Такой город существовал когда-то в древности, но во времена Островского такого географического места уже не было. Вымышленным названием автор хочет подчеркнуть, что события, разворачивающиеся в пьесе «Бесприданница», могли произойти в любом городе России.

Он стремится придать своему произведению размах эпичности и указать на типичность протекающих в Бряхимове общественных явлений.

И снова, как и в пьесе «Гроза» ведущей является тема красоты в «жестоком мире», той самой красоты, что «ведёт в омут». Из первой ремарки мы узнаём, что ещё выше берег Волги, чем в Калинове: «так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь». А это значит, что идеал ещё более недосягаем, а судьба героини более трагична, чем судьба Катерины. Мир более жесток.

В описании места действия появляется новая деталь – «чугунная решётка», за которой открывается вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла. Эта чугунная решётка символична. Она указывает на то, что ещё более утрачено людьми чувство истинной красоты, ещё более усилено чувство несвободы, если на Волгу можно смотреть только через решётку.

Появляется кофейня – новое веяние времени. Но из диалога хозяина кофейни буфетчика Гаврилы и его слуги Ивана мы узнаём, что бульвар пуст даже по праздникам. Как тут не вспомнить слова Кулигина из «Грозы»: «Бульвар сделали, а не гуляют». За 20 лет быт бряхимовцев не изменился, они продолжают жить по старинке: поздняя обедня, обед с пирогами и щами, трёх-четырёхчасовой послеобеденный сон, а затем чай из самовара «до третьей тоски».

А что же купечество? Изменилось ли оно за 20 лет? Попробуем сравнить купеческий мир Калинова и Бряхимова.

Вот на бульваре в гордом одиночестве «проминает» себя Мокий Пармёныч Кнуров. Как всегда, Островский наделяет своего героя «говорящим» именем. Оно многое может рассказать о герое и его характере. Имя «Мокий» в переводе с греческого означает «осмеивающий» и подчёркивает высокомерие и чувство превосходства богатого купца над другими. Отчество «Пармёныч» переводится как «твёрдо стоящий» и указывает на уверенность героя в своей силе и могуществе. «Для меня невозможного нет», «Хорошо тем, у кого деньги есть» - эти высказывания «миллионщика» показывают, что его уверенность и сила проистекают от капитала. Фамилия «Кнуров» образована от слова «кнур», которое в словаре Даля истолковывается как «боров, хряк» и указывает на животное начало в герое, его бездуховность, безнравственность.

От своего неграмотного и невежественного собрата Кнурова отличает европейская образованность, например, он читает французскую газету. Ограниченному существованию Савёла Прокофьевича противопоставлен широкий кругозор Кнурова, имеющего широкие международные связи, совершающего поездки за границу и собирающегося на выставку в Париж. Дикой собирает своё состояние по копейкам, обсчитывая мужиков. Из-за нежелания расставаться с деньгами скупой и алчный Дикой раздражителен и вспыльчив. «Миллионщика» Кнурова отличает спокойствие и невозмутимость. Он уверен, что за деньги можно купить всё, даже любовь и красоту. Самодурство Дикого проявляется в его своеволии и самоуправстве. Его жизненное кредо заключено в двух фразах: «Кто мне запретит??» и «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». В отличие от «значительного лица» Калинова Мокий Пармёныч боится людского осуждения, соблюдая лишь внешние приличия: например, он пьёт шампанское из чайника. Но в то же время, предлагая Ларисе стать его содержанкой, он говорит ей, чтобы она не боялась людского осуждения. он обещает ей такое содержание, которое заставит замолчать любого ревнителя нравственности. В душе Дикого ещё живёт тусклый свет нравственности. Во время поста, обидев мужика, пришедшего за расчётом, Савёл Прокофьевич просит у него прощения, кланяясь в ноги. Для Кнурова же характерна полная бездуховность.

Ещё один достойный преемник «миллионщика» - молодой купец Василий Данилович Вожеватов. Фамилия этого героя образована от слова «вожеватый» - то есть тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приятный в общении. «Пожилой человек с громадным состоянием» Кнуров – представитель «крупных дельцов последнего времени. Он ни с кем не разговаривает в Бряхимове, «разговаривать» ездит в столицу. Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, одетый, как европеец. Разговорчивость его объясняется молодостью. «…малодушеством занимается, ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет», - говорит слуга Иван.

Жестокость и безнравственность этих купцов проявляется в отношении к бесприданнице Ларисе. Узнав о том, что Паратов обманул девушку, они разыгрывают её в решку.

Мы видим, что мир патриархальных купцов сменяется царством хищных, цепких и умных дельцов, обладающих большей жестокостью и безнравственностью. Положение красоты в мире золота и чистогана становится ещё более трагичным. Гибель талантливой, чувствительной Ларисы в этом жестоком мире предопределена.

Ещё один представитель «жестокого мира» - блестящий барин Паратов. В фамилии этого героя скрестились значения двух слов: «парад» и «барат». Барат – обмен товара на товар, «баратерия» - обман по счетам торговли. Промотавшийся барин продаёт своё судно «Ласточку» дёшево и заявляет покупателю Вожеватому: «Что такое жаль, я не знаю». Судохозяин продаёт свою свободу за золотые прииски невесты. Вновь увлечённый Ларисой, он даёт ей обещание и обманывает вверившуюся ему девушку, расчёт и стремление к выгоде побеждают. Этот герой любит «парадировать», то есть «щеголять, франтить напоказ». Он едет на полном ходу на «Ласточке», стремясь обогнать пароход «Самолёт». Разгорячившись, подбрасывает в топку дрова. Но машинист останавливает барина, опасаясь, что котёл взорвётся. Встречая блестящего барина, бряхимовцы в честь него палят пушки. За ним едет коляска с четырьмя иноходцами в ряд. В городе царит ажиотаж: «Барин приехал!» Привыкший жить на широкую ногу, Сергей Сергеевич Паратов не жалеет денег, живёт на широкую ногу.

Стремление к материальным благам характерно и для Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. «Любит и сама пожить весело». А средства у неё невелики», - говорит о ней Вожеватов. Средством для добывания денег становятся её дочери. Её дом, по выражению Карандышева, похож на цыганский табор, она держит его открытым, надеясь привлечь богатых женихов. Эта вдова средних лет одета изящно, но смело и не по летам, что оправдывает её имя. Харита – значит «любезная, прелестная», но этим именем чаще всего называли цыганок в хоре, а Игнатами каждого из цыган. Фамилия этой бойкой женщины произведена от глагола «огудать» - «обольстить, обмануть, надуть, провести». она и добывает деньги обманом. Вожеватов дарит Ларисе на день рождения подарок за 500 рублей. Огудалова говорит Кнурову, что хочет сделать дочери подарок, и тот даёт ей за подарок Вожеватого тысячу рублей. Такую уловку она проделывает и с Паратовым. Но тот знает о хитрости этой женщины и говорит ей: «Тётенька, тётенька! Ведь уж человек с трёх взяла. Я тактику-то вашу помню». Он обещает привезти подарок «получше».