Основные черты романтического мировоззрения. Положения, выносимые на защиту


Цель: сформировать представления об особенностях мироощущения и миропонимания культуры романтизма, представленных в романтическом искусстве.

План:

  1. Противоречивость мироощущения романтизма как реакция на социокультурную реальность Европы конца XVIII начала XIX в.
  2. Двоемирие как основополагающая черта романтической картины мира.
  3. Романтизм как образ жизни.
Романтизм является сложной духовной реакцией на события конца XVIII-начала XIX века: энтузиазм, рожденный Великой французской буржуазной революцией, сменился глубоким разочарованием в ее итогах и абсолютным неприятием того буржуазного порядка, который все более утверждался во всем мире. Эта реакция выразилась в новом, глубоко противоречивом строе романтического мироощущения. Во-первых, произошла замена доминанты разума, призванного определять человеческое существование, на доминанту чувств, точнее страстей, сильных, открытых, бурно развертывающихся. Во-вторых, это, конечно, глубокая противоречивость чувств, где воодушевление оборачивается разочарованием, мечта разбивается, сталкиваясь с реальной жизнью (отмеченный практически во всех исследованиях романтического искусства трагический разлад между мечтой и действительностью), понимание любви как неотъемлемого чувства романтической личности, без которого она не может жить и обреченность любви в холодном и прагматичном мире. И, в-третьих, стремление к свободе сталкивается с чувством полной зависимости от судьбы, неспособностью противостоять ей.

Эти трагизм и насмешка, любовь и «горечь и злость» ярко выражены в поэзии романтизма (Г. Гейне, М.Ю. Лермонтов), что будет рассмотрено подробно на семинарских занятиях.

Историзм и «реализм» мировосприятия романтиков, с одной стороны, и его мифологизм и мистицизм, с другой, выразительно представлены прозой, живописью и музыкой романтиков (Гофман, Э. Делакруа, К. Д. Фридрих, музыка Ф. Шуберта и Ф. Шопена).

Доминанта переживания и воображения в отношении к миру способствовали тому, что романтики раскрыли возможности и значение таких, явно недооцененных предшествующей рациоцентрической культурой способностей человека как интуиция, фантазия. Возможность проникать в другие миры, постигать невидимое открылась художникам-романтикам. В искусстве романтиков доминируют, поэтому, сказки, фантастические сюжеты.

Мировоззрение романтизма столь же противоречиво: двоемирие становится основополагающей чертой романтической картины мира. Человек живет в двух противоположных мирах: первый мир - чувственный, непосредственно воспринимаемый мир социальной жизни, несущий, с точки зрения романтиков сугубо негативные значения, ибо это мир господства одних над другими и угнетения, это прозаический мир утилитарных ценностей, где царит неравенство, и нет места творчеству, свободе. Романтики, конечно, тоже живут в этом мире, но отрицая его ценности и направляя все свои творческие усилия на разоблачительную критику этого мира. Отдельный объект этой критики - люди, благополучно устроившиеся в пошлой повседневности - филистеры, довольные своим отлаженным механическим существованием. В новеллах Гофмана, которые предлагаются для анализа на семинарах - «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Песочный человек» - ярко представлены образы филистеров. Презрение к прозе жизни, критика автоматизма повседневности, утилитаризма буржуазной морали, рассудочности мировоззрения и образа жизни филистеров становится главными темами литературы и искусства романтизма. Проблема социального отчуждения становится центральной проблемой романтической рефлексии в мифологии, фантастике и «демонологии» романтиков (Ф. Гойя, Э. Т. А. Гофман, Р. Вагнер).

Но существует и другой, духовный мир, являющийся реальностью идеальных ценностей, данный нам в наших мечтах, наполняющий наши души, и это мир, где живут красота, вера, надежда, любовь, справедливость, добро. Романтики раскрыли богатство и неисчерпаемость внутреннего мира человека, не сводимого ни к каким формам социальности. Главное проявление человека в этом мире - это творчество, и главный герой романтической культуры - художник-творец, гений, способный вобрать в себя весь мир и воплотить свое переживание в искусстве. Творчество у романтиков становится способом преодоления прозаизма действительности и прорыва в другую реальность. Эта реальность существует в мечтах, сновидениях, но художник способен представить ее в произведении искусства. Мифические образы идеального мира представлены в искусстве романтиков в идеализации исторического прошлого, перемещении в экзотические страны, погружении в природу, созданную богом и живущую по другим законам, в отличие от общества. Романтический образ одухотворенной и бесконечно изменчивой природы представлен в пейзажах Констебля, У. Тернера, К. Д. Фридриха, поэзии П. Б. Шелли и Ф. Тютчева.

Социальная реальность в романтической картине мира подвергается беспощадной критике. Романтическая ирония становится способом отношения - критики социального мира.

Романтизм является уникальной культурой, ценности которой нашли воплощение в особом, романтическом образе жизни.

Романтическая личность и ее поведение явились практическим воплощением романтического миропонимания и идеала. Для романтика невозможна жизнь на одном месте; странствия и путешествия в экзотические страны, участие в бурях своего века - вот способ их существования. Романтики стремились включиться в революционные события, быть участниками национально-освободительного движения, и выразить свои убеждения и впечатления в искусстве. Пример тому жизнь и творчество Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевича, Ш. Петефи, декабристов. Кроме того, другая сфера свободы - природа занимает в жизни романтика особое место. Общение с природой, слияние с природной стихией, ее воссоздание в искусстве становится для романтика способом постижения мира свободы.

Именно в культуре романтизма возникают творческие художественно-бытовые содружества романтиков: "Серапионовы братья", "Арзамас", "Зеленая лампа". Творчество в сообществе родственных душ и постоянное общение с ними является чертой романтической личности. В постромантической культуре возникает феномен художественной богемы.

Говоря о романтизме как образе жизни, нельзя не вспомнить о любви, которая особо значима для романтической личности, и это чувство столь же противоречиво: невозможность для романтика быть без любви, и невозможность счастливой любви. Для романтика всегда обстоятельства складываются неблагоприятно: либо наступает разочарование в любимом, либо возлюбленная предпочитает романтику обывателя, чье положение определенно и устойчиво. Подлинным романтическим героем является Дон Жуан, находящийся в постоянном поиске ошеломляющего чувства.

Контрольные вопросы

Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века и во многом была идейным содержанием таких литературных направлений как классицизм и просветительский реализм.

Рассмотрим историческую ситуацию , в которой появился романтизм. В 1789 году началась Великая французская революция. Она стала прямым результатом идей Просвещения, попыткой воплощения их в реальности. Просветители утверждали, что в первую очередь необходимо изменить, улучшить неправильные политические и социально-экономические условия жизни (установить республику вместо монархии), жизнь людей улучшится, и человек сам собой станет лучше и счастливее. Многие мыслящие люди в Европе восприняли французскую революцию с радостью и надеждой.

Но всё оказалось гораздо сложнее. Хотя и в дальней исторической перспективе в целом Франция после революции стала экономически и политически более свободной, более прогрессивной страной, однако непосредственные, самые очевидные результаты её были таковы: смута, разруха, революционный террор, гражданская война. Кроме того, послереволюционная буржуазная Франция была почти также далека от идеала, как и дореволюционная: на первый план вышли деньги, корысть, продажность, бесчестие и т.д. Большая часть людей, которые с восторгом встретили революцию, вскоре в ней разочаровались. Разочарование в революции повлекло разочарование в Просвещении, которое породило революцию, а некоторые разочаровались вообще в реальности, в которой невозможно воплощение никаких идеалов. Именно эта разочарованная в идеях Просвещения послереволюционная интеллигенция и создала романтизм.

Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание от Просвещения?

1. В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума, рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека.

2. Новой по сравнению с сентиментализмом чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Жизнь непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сон, бред, болезнь, одержимость какой-то страстью, аффект и т.д. Всё это очень близко и писателям барокко.


3. Просветители были материалистами, романтики были идеалистами и мистиками . Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного, неземного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Это просто разные понятия. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично.

4. Романтикам присущ мистический фатализм . Это вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические высшие таинственные силы, причём силы эти не только светлые, божественные, но и тёмные, дьявольские, сам человек - лишь игрушка в их руках. Поэтому в романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы.

5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма.

Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе.

И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть.

Так вот романтики не любят мир реальный и стремятся в мир идеальный, ищут его. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала. Романтики искали идеал в природе, в искусстве, в своём внутреннем мире, в религии, в прошлом (в основном, в средневековье), в будущем. Некоторые из них уходили из реальности более радикально: сходили с ума (Батюшков), кончали жизнь самоубийством (Клейст).

7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

Основной Р. конфликт - противостояние одинокого романтического героя и большинства обычных людей.

Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время.

8. Идеальный мир для романтиков является средоточием всех основных ценностей. Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия, до которых никогда не добраться разуму и науке. Наше представление об идеальной любви во многом сформировали именно романтики. Это представление о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.

Другая важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. У романтиков совершенно особое отношение к природе, они её воспринимали как нечто живое, одухотворённое. Лучше всех это выразил гениальный русский романтик Тютчев:

Не то, что мните вы, Природа,

не слепок, не бездушный вид.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык!

Все романтики видели душу природы, за её внешней красотой старались угадать иной мистический высший мир. Они воспринимали природу как великую Тайну. Чтобы её разгадать нужен не холодный разум учёного биолога, а прежде всего любовь и благоговение, ощущение её одушевлённости, понимание её красоты.

Третья важнейшая романтическая ценность - Искусство . Оно создаёт красоту, которой нет в природе, красоту, которую художник (в широком смысле слова) подсмотрел в момент вдохновения непосредственно в иных мирах. Таким образом, искусство - это вообще высшее, что есть в жизни. Художник - идеал человеческой личности, идеальный человек, наделённый высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище.

Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа и свободна, музыка - это мгновенный вихрь невидимых звуков. В ней нет ничего рационального, логического, она обращена непосредственно к сердцу, к чувствам, и сильнее всего на них воздействует. Музыка сама по себе есть только эмоции, выраженные в звуках. Второй после музыки почитаемый романтиками вид искусства - это литература, а точнее Поэзия, Лирика, ибо это тоже царство чувств.

Тема нашего сегодняшнего урока «Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое».

Эпоха Просвещения подходила к своему закату… подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди писал:

…Зарождающийся золотой

Век должен на себе нести печать

Веков прошедших, потому что сотни

Начал враждебных, несогласий прячет

Сама природа общества людского.

И примирить их было не дано

Ни мощи человека, ни уму.

Романтизм в художественной культуре начала XIXв. Предпринял попытку в какой-то мере осуществить это примирение. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил.

Слово романтизм восходит к латинскому «romanus» - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом романтизм представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.

Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Романтики, пережившие разочарование в ФБР, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Постоянно меняющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

Героями романтических произведений становятся исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой может посвятить всю жизнь поиску своей мечты и идеала. В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром. Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грез и иллюзий. В центре внимания оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям душевным мукам отличает произведения романтизма.

В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.

В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, несуществовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. Оригинальной реабилитации подверглась эпоха Средневековья. Одних увлекала выдуманная идиллия, другие искали в нем яркие характеры, сильные пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости.

Какие исторические события в Европе предшествовали рождению романтизма?

Чем главные эстетические принципы романтизма привлекают лично вас?

В чем вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения?

Знакомы ли вам по произведениям искусства романтические герои? Расскажите о них поподробнее.

Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, неприятие реальной жизни приблизили реализм – другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре ½ XIX века.

Понятие реализм – одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В сфере художественной деятельности значение реализма еще более сложно и противоречиво. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. Истину. Дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма».

В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Осуждая основы общественного строя, художники реалисты в то же время утверждали идеалы добра, справедливости, всеобщего равенства и счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства.

Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Еще глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом.

Воспроизводя действительность такой как она есть, реалисты не стремились к ее точному копированию. В их произведениях оставалось место для творческого воображения и фантазии.

О.В. Левицкий, Национальная музыкальная академия Украины им. П.И. Чайковского, Киев

Для европейского самосознания ХIХ века романтизм представляет собой довольно емкое понятие, выходящее за пределы одного из направлений мирового искусства. Его специфика состоит в том, что он явился определенным этапом эволюции сознания и чувственной культуры в период перехода от раннебуржуазных отношений к их развитым формам. Впервые это направление было оформлено в Германии не только как реакция на события, происходившие в революционной Франции, но и как своеобразная форма поиска национальной идеи в преддверии решения исторической задачи по созданию единого немецкого государства. Реальный анализ романтизма позволяет исследователям находить романтические ценности как в искусстве, так и в религии, политической и научной сферах.

Главным, что объединяет все эти формы общественного сознания, явилась актуализация проблемы свободы -- попытки ее исторического и абстрактного определения. На первом этапе увлечения революционными событиями на западе от Рейна представление о свободе ассоциировалось с понятием революции. Поэтому в интеллектуальных кругах, в художественных салонах и кружках позициям старшего поколения немецких литераторов, таких как Клопшток, Виланд, Гете, Шиллер, были противопоставлены идеи стремления к свободе через осознание самоценности личности.

Известие о Великой французской революции вызвало в немецких литературных кругах романтическое одушевление. Романтики раннего периода целиком и полностью поддержали эту политическую акцию соседей. Эмоционально-психологической реакцией для немцев являлись восторг и воодушевление. В этот период романтики представляют собой экзальтированных энтузиастов, стремившихся к идеалу, имя которого «свобода».

Со временем, когда процессы во Франции изменились и возник террор как следствие революционного движения, для многих немцев стало очевидным, что «свобода» и «революция» -- не адекватные понятия. Впервые возникло сомнение в разумных началах человеческой истории. Лозунги революции -- «свобода, равенство и братство» -- после метаморфозы превращения гражданина Бонапарта в императора Наполеона I были превращены в пародию на первоначальный замысел. Многие из немцев в ужасе отшатнулись от своих революционных симпатий.

Сущность романтизма и его триумфальное распространение по европейскому континенту, по сути дела, представляет собой создание нового понятия «свобода».

Немецкие романтики строят свои философские и эстетические системы в период разочарования в своих революционных симпатиях. Поэтому романтическое мироощущение представляет собой сложный вид чувственно-духовного освоения реальности, которая вышла из-под контроля и полностью изменила свое содержание.

На место воодушевлению и восторгу приходят чувства разочарования и ощущения трагичности бытия. Реальный опыт французов показал немцам, что революция, ее результаты не имеют ничего общего с историческим оптимизмом просветительской идеологии, которая обеспечила подготовку к французским событиям. В немецком романтизме раннего этапа существенным моментом является разочарование в революционных идеалах и трагическое ощущение действительности, которая враждебна человеку.

В романтическом идеале противоречие между сущим и должным выразилось в ироническом мироотношении, где художник-романтик переживает не только несоответствие бытия с человеческой реальностью, но и свою собственную несостоятельность как субъекта исторических событий. Именно поэтому в художественной практике романтики идут не просто по пути «ухода от реальности», а по пути создания параллельного (фантастического) идеального мира, который уравновешивает реальный. Отсюда в искусстве романтиков наблюдается страсть к сюжетам, где задействованы фантастические элементы в виде двойников человека, говорящих вещей и животных -- одним словом, использование принципа двоемирия.

Романтики сильно переживали отказ от утопической идеи просветителей о «золотом веке». Реальность французской и немецкой истории в начале ХIХ века была основана не только на ужасах террора якобинцев, но и жестокостей насилия в период франко-немецких войн 1805-1813гг. В своем искусстве романтики обозначили страшную угрозу -- утрату человеческих ценностей. Ни философы, ни художники в романтизме не считали, что сущностью человеческой личности могут быть холодный практицизм, эгоистический расчет, финансовое преуспевание любой ценой. Романтики были первыми, кто в своем искусстве выступил против превращения человека в предмет купли-продажи. В сюжетах своих произведений они показали новый вид страшной зависимости не только человека от человека, но и человека от вещей. Проблема ужасающих масштабов товарных фетишей превратилась для них в ощущение перманентной катастрофы, в которой полностью и окончательно исчезает человеческое в человеке.

Эта установка с необходимостью привела к возникновению элитаристской направленности в романтизме. Человеку из торгового ряда, рантье, филистеру был противопоставлен человек-художник, по своей природе возвышающийся над обществом как существо гениальное, творящее идеальную реальность. Именно поэтому проблема гениальности явилась одним из основополагающих принципов романтической эстетики. Гениоцентризм как принцип сам по себе превращал свободу в индивидуальную, личную проблему. Основанием этой свободы становилась некая эфемерная реальность, которая в каждом конкретном случае как кантовская «вещь-в-себе» имела автономную сущность и неповторимое своеобразие. Ничего общего, никаких закономерностей -- только необычность и эффект гения-художника.

В романтической системе художник венчает социальную пирамиду. Во-первых, он как гений задает новые принципы и законы для своих современников, а во-вторых, в этой своей деятельности он бескорыстен, не преследует никаких эгоистических интересов, а поэтому -- абсолютно свободен, т.е. принципы романтической свободы изначально определены функциями художественного творчества романтизма -- перед нами характерный пример эстетизированной философской системы. Такая свобода трактуется как иррациональная проблема, в которой ее содержание и структура не мотивированы обстоятельствами социального бытия. Художник-романтик и в своем творчестве, и в своей личной жизни автономен от времени и от обстоятельств, в которых он живет. Подобного рода свобода превращается в абсолютный фантом, сущность которого определяется трансцендентальными законами.

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.