Какие черты свойственны дворянскому. Быт и традиции русского дворянства XVIII века


К главе I

  1. Подберите необходимые ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева, Авдотьи Васильевны, Савельича, Бопре, Палашки.
  2. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в I главе романа? Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринёва и Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  3. Каков, но вашему мнению, центральный эпизод I главы? В чём его основной смысл?

К главе II

  1. Гринёв мог встретиться с Пугачёвым при различных обстоятельствах. На страницах романа встреча происходит вследствие разразившегося бурана. В чём его символический смысл?
  2. Зачитайте строчки, в которых даётся портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.
  3. Как характеризует Петра Гринёва решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Почему Гринёв не послушал Савельича и настоял на своём решении?
  4. Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передаёт его отношение к происходящему?
  5. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринёва «держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?

К главе III

  1. Каково первое впечатление Гринёва от Белогорской крепости? Что удивило и поразило юношу?
  2. Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчинёнными, женой, вновь прибывшим офицером?
  3. Назовите художественные средства, с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены.
  4. Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи капитана Миронова.
  5. Каковы обычаи в доме Мироновых? Справедлива ли их характеристика, данная Швабриным?

К главе IV

  1. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», - пишет в начале главы Пётр Гринёв. Почему изменилось настроение героя?
  2. Расскажите о занятиях Гринёва в крепости.
  3. Каков кульминационный эпизод главы? Составьте цитатный план для ответа на вопрос.
  4. В чём причина поединка и кто его инициатор?
  5. Какие человеческие качества Швабрина раскрываются в этой главе?

К главе V

  1. Определите значение слова «цирюльник».
  2. Назовите эпитеты, характеризующие чувство Маши Мироновой и Петра Гринёва. Какие ещё средства выразительности применяет Пушкин, рассказывая о любви персонажей?
  3. Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринёва о его дуэли?
  4. Как вы думаете, почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
  5. Как характеризует Машу её реакция на письмо родителей Петра Гринёва?
  6. Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

К главе VI

  1. Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы VI - «Пугачёвщина»?
  2. Насколько точна характеристика Пугачёва, данная в секретном предписании начальства?
  3. Охарактеризуйте реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей, находящихся в Белогорской крепости. Составьте тезисный план ответа.
  4. Какой эпизод главы произвёл на вас наибольшее впечатление? Почему?

К главе VII

  1. Составьте сложный план главы «Приступ».
  2. Как ведут себя капитан Гринёв, Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрип накануне решающего события и в момент штурма крепости?
  3. Подберите эпитеты, характеризующие поведение защитников крепости и пугачёвцев после взятия крепости.
  4. На первый взгляд Пушкин никак не комментирует переход Швабрипа на сторону Пугачёва. Как вы думаете, в какой части романа заключена позиция писателя, какими словами она выражена? Размышляя по этому поводу, задумайтесь над ролью эпиграфа к роману.
  5. Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация, развязка. Чем является глава «Приступ»? Обоснуйте свой ответ.

К главе VIII

  1. Прочитайте фрагмент: «Оставшись один, я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах... Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. Хотя я и предвидел скорую и несомненную перемену в обстоятельствах, но всё же не мог не трепетать, воображая опасность её положения».

    Как вы оцениваете решение героя и его анализ ситуации?

  2. Каково ваше отношение к поведению Гринёва после захвата крепости?
  3. Подробно перескажите эпизод «Гринёв у Пугачёва и пугачёвцев». Что произвело наиболее сильное впечатление на Гринёва?

К главе IX

  1. Чем могло грозить Гринёву поручение Пугачёва?
  2. Почему Гринёва испугало решение сделать Швабрина комендантом крепости?
  3. Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите ключевые слова для ответа на вопрос.

К главе X

  1. Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачёва?
  2. Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников?
  3. «Все чиновники говорили о ненадёжности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия». Эти высказывания предваряет суждение Гринёва: «Все мнения оказались противными моему». Каково было мнение Гринёва? Почему?
  4. На основании письма Маши Мироновой к Гринёву охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. В текст своего рассказа вводите слова и обороты, передающие её чувства, надежду.

К главе XI

  1. Как вы оцениваете решение Гринёва ехать в крепость ради спасения любимой девушки?
  2. Гринёв вспоминает: «...общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало моё воображение». Как вы думаете, почему? Зачитайте фрагменты из главы, в которой даны портреты сподвижников Пугачёва.
  3. Как характеризует Пугачёва его отношение к известию о поступке Швабрина?
  4. Перечитайте диалог Пугачёва и Гринёва, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачёва?
  5. В чём смысл калмыцкой сказки? Какова её роль в романе?

К главе XII

  1. Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачёва, Швабрина и Гринёва в начале главы.
  2. Какие качества личности Пугачёва проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гринёву?
  3. Желая спасти Машу, Гринёв обратился за помощью к своему начальнику по службе, но получил отказ. В роли спасителя Маши (как и Гринёва) выступает «мужицкий царь» Пугачёв. Как вы думаете, почему так происходит и что этим хотел сказать Пушкин?

К главе XIII

  1. Можно ли считать решение Гринёва отправить в деревню Машу в сопровождении Савсльича единственно верным? Обоснуйте своё мнение.
  2. Отношение к событиям передано Пушкиным через восприятие Савельича. Почему это особенно важно для данной ситуации?
  3. С каким чувством думает Гринёв о Пугачёве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста главы.
  4. Закономерен ли арест Гринёва? Вы ожидали такое развитие сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события.

К главе XIV

  1. Гринёв «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным». Как вы относитесь к его решению?
  2. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану.
  3. Кто явился причиной новой неприятности Гринёва? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным?
  4. Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чём вы видите причину такого его поведения?
  5. Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого - это жест отчаяния, последняя надежда или что-то ещё? Дайте развёрнутый ответ.
  6. Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Как вы думаете, почему она так формулирует свою цель?
  7. Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринёва?
  8. Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринёва?

XVIII век принято называть эпохой перелома, что подтверждается, в первую очередь, петровскими преобразованиями, направленными на соз­дание новой системы государственного правления, новой армии, флота и новой культуры. Именно петровские реформы способствовали созданию одной из самых ярких культур, которые только знало человечество. Поро­ждением Петровской эпохи стало и то русское дворянство, каким мы его видим в XVIII - XIX веках.

Материалом, из которого это сословие соста­вилось, было допетровское дворянство Московской Руси. Оно представля­ло собой "служилый класс", то есть состояло из профессиональных слуг государства, которых за службу "верстали" деревнями и крестьянами. Пе­реставая служить, дворянин был обязан вернуть земли в казну или поста­вить на свое место нового воина. Правда, за особые заслуги земли могли пожаловать в наследственное владение, и "воинник" становился "вотчин­ником"". Патриотизм "вотчинника"-боярина уже не был столь ярко окра­шен личной преданностью государю; он был связан с привязанностью к земле, с памятью о службе, которую нес род, о чести, которой он пользо­вался. Ещё в XVII веке началось стирание различий между поместьем и вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича (1682), возвестивший уничто­жение местничества, показал, что господствующей силой в государстве будет дворянство.

Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство - и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, отменившая распределение мест по крови. Главной идеей Табели о рангах явилось следующее соображение; люди должны занимать должно­сти по своим способностям и реальному вкладу в государственное дело. Все виды службы соответственно Табели о рангах делились на воинскую, статскую и придворную. Все чины были разделены на 14 классов.

Табель о рангах ставила военную службу в привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в военной службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с VIII класса. Это означало, что самый низший обер-офицерский чин в военной службе уже давал потомственное дворянство, между тем как в статской для этого надо было дослужиться до коллежского асессора или надворного советника.

Из этого положения в дальнейшем проистекало различие между наследственными ("столбовыми") дворянами и дворянами личными. К по­следним относились статские и придворные чины XIV - IX рангов. Впо­следствии личное дворянство давали ордена и академические звания. Лич­ный дворянин пользовался рядом сословных прав дворянства, однако не мог передать этих прав своим детям, не имел права владеть крестьянами, участвовать в дворянских собраниях и занимать дворянские выборные должности. Такая формулировка закона открывала, по мысли Петра I, дос­туп в высшее государственное сословие людям разных общественных групп, отличившимся в службе, и, напротив, закрывала доступ "нахалам и тунеядцам".

Военная служба считалась преимущественно дворянской службой, статская не считалась "благородной". Ее называли "подьяческой", в ней всегда было больше разночинцев. Лишь в александровское и позже, в ни­колаевское, время статский чиновник начинает в определенной мере пре­тендовать на общественное уважение рядом с офицером. Табель о рангах создала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на двух фигурах - офицере и чиновнике. «Чиновник» происходит от слова "чин"", что в древнерусском языке озна­чало "порядок". Чиновник - человек жалованья, его благосостояние непо­средственно зависит от государства. Запутанность законов и общий дух государственного произвола привели к тому, что русская культура XVIII века практически не создала образов беспристрастного судьи, справедли­вого администратора. Чиновник в общественном сознании ассоциировался с крючкотворством и взяточничеством. Русская бюрократия почти не оставила следа в духовной жизни России: она не создала ни своей культуры, ни даже своей идеологии.

Человек в Росси, если он не принадлежал к податному сословию, не мог не служить. Без службы нельзя было получить чина, а человек без чи­на должен был подписываться: "недоросль такой-то". Если дворянин дей­ствительно никогда не служил, то родня устраивала ему фиктивную служ­бу. Знатный вельможа мог служить фиктивно где-нибудь в придворной службе. Такой человек не был заинтересован в чинах, а даровитый чиновник мог выбиться в люди, получить дворянство. В кругах поместного дворянства, зачастую родовитого, считалось хорошим тоном демонстриро­вать презрение к чину.

Развитие крепостного права изменило само понятие слова "помещик". Это был уже не условный держатель государевой земли, а абсолют­ный и наследственный собственник как земли, так и сидящих на ней кре­стьян. По мере усиления независимости дворянства оно начало тяготиться двумя основными принципами петровской концепции службы: обязатель­ностью ее и возможностью для недворянина становиться дворянином по чину и службе. Оба эти принципа подверглись уже со второй трети XVIII века энергичным атакам. Отделение дворянских привилегий от обязатель­ной личной службы и утверждение, что самый факт принадлежности к со­словию дает право на душе- и землевладение, было оформлено двумя ука­зами: указом Петра III от 20 февраля 1762 года ("Манифест о вольности дворянства") и Екатерины II от 21 апреля 1785 года ("Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства").

По этим документам дарование дворянам сословных прав: освобож­дение от обязательной службы, от телесных наказаний, право "беспрепят­ственно ездить в чужие края" и "вступать в службы союзных держав" - получало и более широкую трактовку. В Грамоте Екатерины II писалось: Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу"- При этом дворянину га­рантировалась неприкосновенность "чести, жизни и имения".

Так создалась своеобразная социокультурная ситуация: дворянство окончательно закрепилось как господствующее сословие. Более того, именно за счет положения крестьян, которые после указа 13 декабря 1760 года (дававшего помещикам право ссылать крестьян в Сибирь на поселе­ние "с зачетом их в рекруты"") и 17 января 1765 года (расширявшего это право до возможности помещикам по собственному произволу отправлять неугодных крестьян на каторгу) были практически низведены до степени рабов ("крестьянин в законе мертв", - писал Радищев), дворянство в Рос­сии получило вольность и свободу. Культурный парадокс сложившейся в России ситуации состоял в том, что права господствующего сословия фор­мулировались именно в тех терминах, которыми философы Просвещения описывали идеал прав человека.

Мы говорили о том, как развивался и складывался нравственный об­лик человека XVIII столетия, при этом ведя речь о мужчинах. Между тем женщина этой поры не только была включена в поток бурно меняющейся жизни, но начинала играть в ней все большую роль. И женщина очень ме­нялась.

Петровская эпоха вовлекла женщину в мир словесности: ей потребо­валась грамотность. Уже у Фонвизина неграмотная женщина - сатириче­ский образ. Художественная литература, сохраняя и увеличивая свою не­зависимость от прямых поучений государства, завоевывает место духовно­го руководителя общества. К концу XVIII века появляется новое понятие - женская библиотека. Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, "женский мир" становится все более духовным. До­машние библиотеки женщин конца XVIII века сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи.

В XVIII веке реформы Петра I перевернули не только государствен­ную жизнь, но и домашний уклад. Первое последствие реформ для жен­щин - это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу за­падноевропейской женщины. Семья в начале XVIII века подверглась по­верхностной европеизации. Женщина стала считать модным иметь любов­ника, без этого она "отставала" от времени. Кокетство, балы, танцы - вот женские занятия. Семья, хозяйство, дети отходили на задний план; ребе­нок вырастал почти без матери.

Затем произошли важные перемены. К 70-м годам XVIII века в Ев­ропе зарождается романтизм, и модным становится стремиться к природе, к естественности. Это оказало влияние и на семью. Во всей Европе кор­мить детей грудью стало признаком нравственности. С этого же периода стали ценить ребенка, детство. Раньше в ребенке видели маленького взрослого, что было очень заметно по детской одежде: в начале XVI11 века детям шьют маленькие, но по фасону - взрослые одежды. Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок и есть нормальный че­ловек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представле­ние о том, что играть - это хорошо. Так в домашний быт вносятся отноше­ния гуманности, и это - заслуга женщины. Именно женщина создает дет­ский мир, и для этого ей надо много пережить, перечувствовать. И здесь помогает литература - в 70-е - 90-е годы XV11I века женщина становится читательницей. Первым в эпоху Просвещения подготовить круг женского и детского чтения поставил целью Н.И. Новиков. Под его руководством начал свою просветительскую деятельность Н.М. Карамзин. Вместе со своим другом А.П. Петровым он редактировал новиковский журнал "Дет­ское чтение для сердца и разума""(1785 - 1789}.

Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отно­шением к ее образованию. В петровскую эпоху проблема женского обра­зования возникла в исключительно своеобразной форме; Петр специаль­ным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не мо­гут подписать хотя бы свою фамилию, не венчать. Необходимость жен­ского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта.

Подлинный переворот в педагогических представлениях русского общества XVIII века внесла мысль о необходимости специфики женского образования. Возникла идея просвещения всех дворянских женщин, по­этому необходимо было выработать систему женского обучения. Сразу же встала проблема учебных заведений. Учебные заведения для девушек приняли двоякий характер: появились частные пансионы, но одновременно возникла и государственная система образования. Становление ее связано с именем известного деятеля культуры XVIII века И.И. Бецкого. Бецкой был приближен к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины II. И в итоге было создано то учеб­ное заведение, которое потом существовало долго и называлось по поме­щению, где око располагалось, Смольным институтом, а ученицы его - смолянками. Основную массу учениц составляли девушки дворянского происхождения, но при институте существовало "Училище для малолет­них девушек" недворянского происхождения. Обучение длилось девять лет, в течение которых девушки были практически изолированы от дома.

Обучение было поверхностным, исключение составляли лишь языки. В этой области знаний требования действительно были очень серьезными, и воспитанницы достигали больших успехов. Из остальных предметов значение фактически придавалось только танцам и рукоделию. Физика сводилась к забавным фокусам, математика - к самым элементарным зна­ниям. Только литературу преподавали немного лучше, особенно в XIX ве­ке, в пушкинскую эпоху, когда преподавателями в Смольном институте стали А.В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П.А. Плетнев, приятель Пушкина, которому поэт посвятил "Евгения Онегина".

Смольный был не единственным учебным заведением, возникали ча­стные пансионы. К концу XVIII века по проверке их оказалось несколько десятков в Петербурге, десять - в Москве и ряд - в провинции. Пансионы были иностранные.

Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30-х годах XVIII века. Напомним хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и ее союзницы княгини Дашковой. Однако в целом женское образование в России XVIII - начала XIX века не имело ни своего Лицея, ни своего Московского или Дерптского университета. Тип высоко­духовной русской женщины сложился под воздействием русской литера­туры и культуры эпохи.

Этот вопрос освещён по книге Ю.М.Лотмана «беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)». – СПб, 1994. – 399 с.

Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей.

Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями.

Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает оценку происходящему. Через восприятие довольно типичного героя своего времени мы можем не только увидеть, что происходило в России в те времена, но и узнать о жизни различных дворянских семей, их нравственных ценностях, взглядах, познакомиться с бытовыми подробностями.

С иронией вспоминает Петруша Гринев свои детские годы типичного дворянского ребенка, выросшего в семье отставного премьер-майора. Еще до рождения он «был записан в Семёновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за ним присматривал пожалованный ему в дядьки Савельич, затем, по дворянским правилам, «выписали» француза Бопре, которого впоследствии выгнали из дома за пьянство, беспутство и за пренебрежение к учительским обязанностям.

Отражая нравы дворянства екатерининской эпохи, Пушкин показывает дворян среднего слоя, которые читают «ежегодно получаемый» «Придворный календарь», испытывают почтение к своей службе и ценят верность отечеству. Дворянские дети, как правило, растут недорослями, «играя в чехарду с дворовыми мальчишками», как это делал юный Гринев.

Преданный Отечеству, старший Гринев отправляет своего сына в 17 лет на военную службу в Оренбург, решив, что Петр должен в армии «потянуть лямку» и «понюхать пороху». Интересны наставления отца сыну верой и правдой служить, «кому присягаешь», и беречь честь смолоду.

В повести мы видим еще одну дворянскую семью Мироновых, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, живущих в Белогорской крепости. Туда был отослан из Оренбурга на службу Петр Гринев. Его глазами мы смотрим на деревушку, окруженную деревянным забором, «храбрый гарнизон» инвалидов и пушку, забитую мусором.

Безыскусная простая жизнь офицера, выбившегося «из солдатских детей», человека необразованного, но честного и доброго, и его хозяйственной жены пришлась по душе Петру Гриневу. Он влюбляется в их дочь, «благоразумную и чувствительную девушку».

Еще одна грань дворянства того времени отражена в образе поручика Швабрина – типичного представителя тогдашней «золотой» молодежи. Циник, эгоист, скептик, он равнодушно и с чувством глубокого презрения относится к простым людям.

В повести не обошлось и без дуэли – обычного явления того времени. Гринев с помощью шпаги отстаивает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин.

И, наконец, еще один исторический образ повести помогает понять реально существовавшую связь между «казанской помещицей» (царицей Екатериной ІІ) и широкими кругами дворянства. Именно к ней в Петербург едет Маша, чтобы спасти от ссылки и позора своего возлюбленного. В Царском Селе она встречает даму, привлекшую ее сердце. Оказавшаяся императрицей дама помогла Маше, искренне рассказавшей ей свою историю. Гринев был помилован.

Читая «Капитанскую дочку», мы как будто окунаемся в атмосферу, царившую в те далекие времена. Соблюдая все исторические реалии, Пушкин показал нам жизнь дворян и крестьян, уставших терпеть несправедливость. По словам Белинского, эта повесть стоит в ряду лучших произведений русской литературы.

    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых...хвалят все, питают - лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо... Их жизнь - ряд […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]