Сложный план после бала. Сочинения с планом по рассказу Толстого «После бала


МБОУ «Большеберезниковская общеобразовательная школа»

Провела: Зевайкина Н.М.

2015 год

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование:

  • Н. Ге «Портрет Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация
  • Ход урока:
  • 1.Создание ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)
  • - Добрый день, ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву первой фигурой в русской литературе.

Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником Николаем Ге

"Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника"

На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а опубликован уже после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец ее распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя. В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Композиция –

Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс.
На фоне мелодии
учитель музыки:
- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

Какие две сцены противопоставлены?

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой мспользует приём «рассказ в рассказе» с плмлщию этого

Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей : торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.
У
читель музыки:
- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Начало перекликается с концовкой. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
Таким образом, в реплике героя как будто определена тема: «А я думаю, что все дело в случае». Такой «случай» и составляет сюжет.

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
- А зачем писателю понадобилась первая часть?
- Как называется такой прием?
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция). Экзекуция - порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.

Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?
(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).
Весь рассказ построен на контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев.

ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

Для чего здесь используется этот прием?
- Что помог передать контраст?
III. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.
– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.
(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).
– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках ?
(Он счастлив, влюблен).
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.
– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?
– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?
– Что они ему несут?
– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано за этими словами?
– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.
- За что полковник Б. бил солдата по лицу?
– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?
Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?
– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?
(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).
– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?
(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события?
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье?
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым?
(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?
(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?
– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?
– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
–Какие основные мотивы присутствуют в рассказе?
(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев. Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях.
IV. Подведение итогов урока.
Какова идея рассказа «После бала»? (человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что соверша¬ется в мире)
Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы.

5.4. Обобщение.

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. (Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест.

6 . Итог урока.

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к окружающим.

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.


2. Бал у губернского предводителя.

А) Счастливый влюбленный.

Б) Танец Вареньки с отцом.

3. Прогулка на рассвете.

А) Наказание беглого татарина.

Б) Встреча с отцом возлюбленной.

В) Ужас и переживания героя.

4. Выбор молодого человека.

Рассказ “После бала” относится к поздним произведениям Л. Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что вариантов названий для рассказа у автора было несколько. В начале этого произведения Л. Н. Толстой поднимает вопрос, что нужно человеку для его совершенствования? Влияет ли окружающая среда на этот процесс? Через историю, которой поделился главный герой, Иван Васильевич, писатель пытается ответить на эти вопросы. Почему же рассказ называется “После бала”?

Историю можно разделить на две части: бал и то, что случилось утром. Писатель при построении сюжетной линии использует контраст. На балу – добродушные симпатичные хозяева, зал прекрасный, буфет великолепный и море шампанского. Главный герой, Иван

Васильевич переполнен самыми радужными мечтами. Его волнует самая большая любовь в жизни – красавица Варенька. Девушка восхищает его, Ивану Васильевичу дорого даже перышко от веера любимой. Варя затмила всех женщин на балу. Мир кажется прекрасным, и молодого человека переполняют чувства. Ко всем окружающим искренний Иван Васильевич испытывал “восторженно-нежное” чувство.

Танец Вари с отцом играет большую роль в сюжете и служит кульминацией. Иван Васильевич восхищается стройным, крепким стариком и его грациозной дочерью. Толстой подчеркивает детали: у отца Вари старомодные сапоги. Вероятно, он экономит средства, чтобы иметь возможность наряжать и вывозить в свет дочь. Старик показался молодому человеку очаровательным. Юноша возвращается домой, он счастлив. Его “душа пела”. Любовь не дает уснуть, и Иван Васильевич отправляется на прогулку.

Противопоставляя бал сцене наказания арестанта, писатель использует яркие художественные детали и эпитеты. Так, мелодия – “неприятная, визгливая”, а музыка – “жесткая, нехорошая”. Неузнаваем и отец Вари, который командует солдатами. У него “оттопыренная губа”, злобный взгляд. Старик бьет по лицу слабосильного солдата. Спина арестанта, которого проводят сквозь строй и бьют, превращается в кровавое месиво. Бедный осужденный татарин корчится, вздрагивает, страдает.

Молодой человек, которому еще пару часов назад мир казался трогательным и прекрасным, потрясен. Писатель огромное внимание уделяет внутреннему миру героя. Теперь уже ужас не дает ему заснуть.

Рассказ называется “После бала” потому, что именно события утра имели решающее значение в судьбе молодого человека, поменяли его планы. Каждый раз, когда молодой человек смотрел на девушку – он представлял себе ее отца на площади. Иван Васильевич не стал заниматься военным делом и не женился на Варе. Тем самым, писатель возлагает ответственность за свою судьбу на самого человека и отвечает на вопрос, поставленный в начале произведения. После бала произошло знакомство молодого человека со страшной действительностью, крушение юношеских надежд. Вместе со своим героем Л. Н. Толстой не понимает, что заставляет человека проявлять жестокость по отношению к другим людям.

В рассказе Льва Толстого “После бала” три главных героя: молодой человек Иван Васильевич, его возлюбленная Варенька, отец девушки Петр Владиславович. Второстепенные персонажи появляются в рассказе на короткое время. С их помощью автор подчеркивает контраст между событиями. Так, хозяйка бала – “добродушная”, а кузнец, свидетель наказания, “сердито говорит”. Лакея, брата влюбленный Иван Васильевич готов расцеловать.

Повествование идет от первого лица – влюбленного юноши. Этот положительный герой вызывает огромную симпатию. В молодом возрасте он “веселый, бойкий” и богатый. Состарившись, он остается уважаемым всеми. Главный герой описывает события давно минувшие, но оставившие огромный след в его жизни. В молодости герой был полон жизни, не знал зла и был способен только на добрые поступки. Его чувства к Варе – пылкие, восторженные, искренние.

Девушка милая, обаятельная. У нее сияющее с ямочками лицо, веселая улыбка. Особенно нравилась Ивану Васильевичу ее царственная осанка. Даже в 50 лет она осталась красивой. Несмотря на то, что чувства были взаимны – влюбленные расстались.

Иван Васильевич столкнулся с жестокостью отца Вари, которым восхищался еще пару часов назад. Большое внимание уделяется переживаниям героя. Он пересмотрел и свое отношение к девушке, и к планам стать военным. На балу отец Вари вызывал у присутствующих умиление и восторг. Этот очаровательный старик любил свою дочь. Петр Владиславович – “свежий, крепкий” с длинными стройными ногами. Сложен был прекрасно. У него румяное лицо, блестящие глаза, приятная улыбка. Петр Владиславович заслужил уважительное отношение со стороны молодого ухажера своей дочери. Во время танца на балу молодой человек объединил дочь и отца в единое целое. Все изменилось, когда парень встретил отца Вари после бала. Старик следил за наказанием беглого татарина и предстал перед молодым человеком в самом неприглядном свете. Петр Владиславович бьет по лицу малорослого солдата за слабый удар. После этого парень не смог по-прежнему относиться к Варе.

На протяжении всей жизни главный герой так и не понял, как люди могут быть благородными в светском обществе, и одновременно проявлять жестокость по отношению к подчиненным и другим людям. Через главного героя писатель выражает свое непринятие зла и двуличия.

В произведении “После бала” Л. Н. Толстой поднимает ряд острых социальных проблем. Одна из них – это телесные наказания в армии, которые часто применялись в России во времена писателя. Недаром, в основу произведения легли реальные события, которые в свое время потрясли Л. Н. Толстого. Автор называет это постыдное явление “дурным делом”. Он вместе со своим героем удивляется, почему телесные наказания признаются в обществе “всеми необходимым”? У Ивана Васильевича вид окровавленного беглого солдаты вызывает ужас.

Второй вопрос, который писатель освещает в рассказе – это самосовершенствование. Зависит ли оно от среды, в которой человек живет? Какое влияние она оказывает на личность? Главный герой сталкивается с тем, каким разным может быть один и тот же персонаж в светской обстановке на балу и среди подчиненных ему людей. Молодой человек, незнакомый со злом, так и не смог понять, как может жестокий, вспыльчивый военачальник быть любящим отцом и одновременно почтенным гостем бала?

Иван Васильевич сделал свой жизненный выбор в соответствии со своими убеждениями и совестью. Собеседники называют главного героя уважаемым человеком. Он не стал военным и не женился на девушке, которую сильно любил. Настолько сильно потрясло его увиденное после бала. Писатель подчеркивает, что судьба каждого человека зависит от принимаемых им решений.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Иван Васильевич – герой рассказа Л. Н. Толстого “После бала” – типичный представитель своего времени, студент, обыватель, стоящий в стороне от больших дел, живущий скромно...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема урока : «"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока :

1. Обучающие:

1) расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;

2) познакомить с его взглядами на ближайшую историю, с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»;

3) рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;

4) показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

5) увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения;

6) раскрыть его гуманистический пафос.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

4) развивать коммуникативные компетенции.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать гармоничную и духовную личность;

2) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, метод словесного рисования, иллюстративный метод.

Опережающее задание: прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Материалы и оборудование: учебник по литературе для 8 класса Г.С. Меркина, мультимедийная презентация.

План урока:

– 5 мин.

II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала» – 5 мин.

III. Аналитическая работа по произведению – 10 мин.

IV. Беседа о главных героях – 20 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя . Сегодня мы обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика Л.Н. Толстого. В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата (слайд 1) . Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.

II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884) (слайд 2). «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идет о рассказе «После бала» (слайд 3). Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть (слайд 4).

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа? (слайд 5). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

III. Аналитическая работа по произведению. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

(Ответы учащихся).

– Прочтите вступление. Какова его роль?

(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь».

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).

– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа.

(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика) (слайд 6).

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции).

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?

(Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).

– Как называется такой прием?

(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

– А какие образы объединяют части рассказа?

(Образы полковника и Ивана Васильевича).

IV. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен).

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога, предупреждение).

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном ? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека).

– Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?

(Красный, белый).

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?

(Мука, боль).

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?

(«Надо все по закону»).

– Толстой использует прием зеркального отражения : полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

(По закону военной жизни).

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

(Жестокость).

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд ).

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон , по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?

(Божеский).

– В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым?

(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день ? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?

(Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан).

– В чем корень этих противоречий, по мнению Толстого?

(В том социальном и политическом порядке, который был в России в николаевское время).

В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд 7).

(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).

– Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

(Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).

V. Подведение итогов урока . Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы: «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь» (Л.Н. Толстой. «Николай Палкин») (слайд 8).

Д/з: Написать сочинение на одну из тем:

1. «Полковник на балу и после бала».

2. «Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала».


План пересказа

1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь.
2. Описание бала. Влюбленность героя.
3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки.
4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

Пересказ

Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.

План

1. Вступление

2. Восторг

3. Смятение

4. Заключение

Рассказ "После бала" описывает не события и исторические моменты, он раскрывает чувства, эмоции его автора, то, как стремительно могут нарастать и также быстро стихать невероятные душевные волнения главного героя - Петра Васильевича. О том, что жизнь человека, его мировоззрение может в миг изменить лишь один случай.

Первая часть произведения повествует о бале. Рассказчик, красивый и достаточно состоятельный молодой человек приглашён на бал, где присутствует уже знакомая ему девушка Варенька. Автор описывает её очень восторженно, любая мелочь, будь то розовая лента на поясе, атласные туфли или ямочки на щеках упоминаются с таким обожанием, что улыбка невольно трогает читателя. Каждое её движение, предмет туалета, черта лица настолько трогательно обрисованы, что сомнений не остаётся - Пётр Васильевич не просто влюблён, он окрылён нежнейшим чувством.

Отец Варвары представлен статным генералом, о нём автор говорит в очень уважительной манере с истинным почтением. Черты лица, стан, мундир, движения-всё в его облике вызывает у Петра неподдельное почитание. Хозяйка бала с "елисаветинским бюстом", лакеи, гости, инженер Ансимов-все кажутся влюблённому юноше лучше и красивее.

Во второй части рассказа Пётр Васильевич испытывает смятение, отодвинувшее восторг на задний план. Автор становится свидетелем сцены потрясшей его до глубины души. Не только сам факт избиения татарина, его спина, больше похожая на разноцветный лоскут, но и жёсткость генерала, ударившего по лицу солдата, наносившего слабые удары арестанту, стали предметом раздумий главного героя. Теперь уже не перчатка Вареньки, а мольбы "Ребятушки, помилосердствуйте" и гневное "Я тебе помажу"занимают мысли Петра.

Больше нет трогательного отца, танцующего кадриль, теперь это властный военный. В ушах не звучат аккорды мазурки и вальса, только барабанная дробь и звуки флейты не дают уснуть встревоженному сознанию. Не возможно понять, что более потрясло автора: измождённый татарин с окровавленным торсом; усердие большинства солдат, с которым они безжалостно истязали человека; или бездушие командующего этим трагичным действом. Пётр Васильевич не стал любить Варвару меньше, но душу его уже занимали совсем другие раздумья. Ему казалось, что он не знает чего-то, что позволяет генералу быть таким безжалостным. Именно это чувство недостаточной осведомлённости в тонкостях военного дела навсегда отбивает у него стремление пойти на службу.

"После бала" заставляет читателя размышлять, но не сцены произведения становятся причиной тому, а собственный опыт. Ведь многим знакомо, насколько кардинально может изменить мировоззрение человека всего одно событие.