Самодурство как социально историческое явление. Cочинение «Образы самодуров в драме А


А.Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского - Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его (Дикого) «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом». Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит «с езуитом» вместо «с иезуитом»), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью («Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!»), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее... Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: «Ну, ты не очень горло-то распускай!» - обращается она к Дикому.
Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде.

В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха - угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего».

К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины).

Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.

Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», - говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» - говорит она ему властным голосом.

Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.

Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства».

Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.

Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» - Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть. Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все.

Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел. Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой.

Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому - «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении...

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще!..

Хороша тоже и Ка­баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова - Ди­кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги - это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - поми­лую, захочу - раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора - черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное - соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни».

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он - что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством - это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...

Чрезвычайно важна роль Островского в истории рус-ской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюби-вой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному разви-тию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения. Это тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купе-ческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциаль-ном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нра-вы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и обра-зумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одни олицетворяют гнетущую власть «темного царства» (Дикой, Кабаниха), а другие — жертв «темного царства» (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш, Варвара). Они одинаково ощущают грубую силу «темного царства», но по-разному выражают свой протест против этой силы.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства». Смысл жизни для Дикого — приобретать, уве-личивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал раз-вязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.»; Кудряш: «...у него вся жизнь основана на ругательстве... А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходит-ся... А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит. Целый день ко всем придирается.» Грубый и бесцеремонный Ди-кой куражится перед племянником Борисом, перед до-машними. Борис замечает: «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»; «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!». Прижимистость и разнузданность — это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Каба-новой позволяет нам познакомиться еще с одной разно-видностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, в ее ре-чах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, униже-ния. Она тиранит своих близких, «поедом ест», «точит, как ржа железо»; «ханжа, сударь! Нищих оделяет, а до-машних заела совсем». Кабаниха считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеж-дению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе пе-ред ним, как того «требует порядок». Она вразумляет Ти-хона, не понимающего, для чего Катерина должна его бо-яться: «Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет?» Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обя-зана долго и громко выть, проводив мужа. Кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для нее — только средство держать в повиновении окружаю-щих («Весь дом... на обмане держится»).

Зло, ханжество, ложь — вот черты нравственного об-лика «темного царства».

А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи? Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об «общей пользе, о всеобщем бла-годенствии», но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары — «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возмож-ности весело жить и в среде Диких. Тихон, человек доб-рый, но безвольный, под давлением матери потерял вся-кую способность думать и жить самостоятельно.

И только Катерина смогла бросить протест миру жес-токости и деспотизма. Протест Катерины, конечно, сти-хийный. Но он по-своему отразил недовольство обще-ственным и семейным неравенством, тиранией имущих. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном цар-стве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробуд-ный мрак «темного царства».

(сочинение разбито на страницы)

Самодурство русского человека давно стало притчей во языцех. Его высмеивали Фонвизин, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Гоголь, Чехов. Список авторов можно продолжать бесконечно. Островский - один из таких авторов; его отличие от всех опальных состоит в том, что он был драматургом. В пьесе не может быть слишком длинных ремарок (отнюдь не они раскрывают характер героев), автор не имеет возможности выказать свое отношение к тому или иному герою или пуститься в длинные рассуждения. Для драматурга важно, чтобы характер герои был с максимальной полнотой очерчен с помощью его собственных реплик, а также характеристик, которые дают ему другие в глаза или за глаза. В этом сложность драматического произведения. Но русское самодурство Островский сумел раскрыть в полной мере: недостаток художественных средств компенсировался талантом автора.

Кто же предстает самодурами в пьесах Островского? Это представители и старшего, и младшего поколений: Дикой и Кабаниха в "Грозе"; Огудалова, Вожеватов, Паратов - в "Бесприданнице". Следовательно, самодурство связано вовсе не с солидным возрастом (всем известно, что родители любят ворчать на своих детей и часто недовольны их поведением), а с тем, что все эти люди - представители патриархального мира, наделенные хотя бы маленькой толикой власти.

В драме "Гроза" всем заправляют два ярких представителя патриархального мира - Кабаниха и Дикой.

Дикой - удачный портрет помещика-самодура. В самом начале пьесы мы слышим от Кулигииа рассказ о том, как Дикой удерживает с мужиков их жалкие гроши, наживая себе состояние. Да и Борис отзывается о своем дядюшке крайне нелестно. Но истинную природу характера Дикого мы понимаем в его разговоре с Кабанихой, когда он сам рассказывает о себе. У Дикого заведен обычай обругивать тех, кому он должен денег. Он себя специально настраивает так, чтобы обругать человека, и без этого уже не может. Именно такое поведение и называется самодурством: Дикому нет никакой пользы, выгоды от того, что он будет кричать на людей, однако он делает это исключительно ради собственного удовольствия.

Интересный персонаж Кабаниха. У нее нет никаких сомнений относительно правильности иерархических отношений патриархального быта. Она не считает себя неправой, когда всячески придирается (иное слово подобрать трудно) к Катерине. По мнению Кабанихи, правильный семейный порядок и уклад держатся на дисциплине и повиновении младших старшим. Таким образом, ключевые понятия для благополучия семьи в глазах Кабанихи - "страх" и "приказ". Это особенно хорошо видно в сцене отъезда Тихона, когда мать наказывает сыну держать жену в послушании.

Кабаниха подчиняет все в доме своей воле, причем это подчинение доходит до крайности, до нелепости. Она буквально перекрывает кислород своим детям. Хорошо хитрой Варваре, которая лишь внешне поддается власти матери. Но каково свободолюбивой и независимой Катерине, которая волей-неволей вынуждена подчиняться приказам свекрови?

Самое интересное, что Кабаниха не одобряет самодурства Дикого. Она с некоторой долей презрения относится к его буйству и к тому, что он выносит все происходящее у него в доме на люди. Сама она никогда не пожалуется посторонним на непорядки в семье. Но в одном они с Диким схожи: они чувствуют себя полновластными хозяевами в доме, маленькими царьками, требуют себе полного подчинения и повелевают людьми, не считаясь с их чувствами и желаниями.

Самодурство несколько иного рода показано в "Бесприданнице". Во-первых, главными действующими лицами являются люди молодые, если не считать Огудаловой и Кнурова. Но Кнуров полон сознания собственной значимости, ему ни к чему ее доказывать кому-то, поэтому поведение этого персонажа трудно анализировать.

На Огудаловой автор не слишком сильно сосредоточивает внимание. В ее отношении можно только сказать, что и она имеет в своем подчинении вполне свободного человека, а именно, - Ларису. Харита Игнатьевна пытается строить жизнь собственной дочери, неособенно согласуясь с нравственными принципами Ларисы. Так, она принимает подарки и деньги от Вожеватова и Кнурова и толкает дочь на сближение с ними. Всю жизнь мать как будто выставляла своих трех дочерей на торгах. Как мы узнаем, это не закончилось счастливо ни для одной из них. Но больше всех, конечно, страдала Лариса, потому что ее уже откровенно продавали, как залежавшийся товар на базаре.