Красивые старинные картины. Российские графини на старинных портретах


Жизнь женщин в СССР значительно отличалась от той, которую ведут современные россиянки. Частыми факторами, которые ее сопровождали, были дефицит, нехватка самых необходимых товаров и продуктов. При этом женщина всегда остается женщиной, поэтому и в те времена все мечтали выглядеть привлекательно. Как им это удавалось, и какими они были, советские женщины, расскажем в этой статье.

Женщины в СССР даже в те времена, когда настоящей проблемой было найти хорошую косметику или новую модель платья, все равно умудрялись наводить марафет. Тени в то время заменял гуталин, пудра была больше похожа на дуст, а вместе косметического карандаша пользовались самым обычным.

В период тотального дефицита женщины СССР терпели огромные неудобства ради красоты и привлекательности. Например, популярностью пользовалась химическая завивка, которая украшала голову едва ли не половины советских работниц. Смотрелась она, прямо скажем, специфически, к тому же, была очень вредной для самих волос. Но модницы все равно предпочитали жертвовать здоровьем ради стильной прически.

Не наблюдалось в то время большого разнообразия среди красок для волос, в основном, в продаже были басма и хна.

Среди парфюмерных изделий для женщин СССР, фото которых есть в этой статье, больше всего ценились духи "Красная Москва". Да и других альтернатив практически не было.

Отдельно стоит упомянуть про такую особенность советских женщин, как золотые зубы. В СССР они не считались признаком провинциальности или плохого вкуса, а сразу демонстрировали окружающим, что у человека есть деньги.

Внешний вид

Нижнее белье женщин в СССР не отличалось сексуальностью, оно было добротным, удобным, но совершенно бесформенным. Стоит признать, что винить за это женщин не стоит, особого выбора у них тогда просто не существовало, практически всю страну обеспечивал белорусский трикотаж.

Верхняя одежда была более разнообразной, но вариантов тоже было не так много. Норковые и каракулевые шубы советских модниц (на ретро-фото женщин в СССР их можно хорошо рассмотреть) были очень тяжелыми, а драповые пальто отличались весьма странным кроем.

Особым шиком считалось приобрести сапоги из Чехословакии, которые долго служили, хоть и не отличались привлекательностью. В среднем, на зарплату советского инженера можно было купить югославские сапожки, которые были настоящим чудом для того времени.

Как и в наши дни, женщины времен СССР хотели оставаться стройными и подтянутыми. Но методов липосакции тогда не знали, не существовало в Советском Союзе и порошков с таблетками для похудения. В то время все было намного сложнее.

Самое главное - отсутствовала информация о диетах и здоровом питании, получить ее было практически не откуда. Единственный способ - это передача неких способов из уст в уста, при этом никакой уверенности в их эффективности и безопасности не было. Например, в 60-е был популярен яблочный уксус для поддержания стройного тела, его, кстати, некоторые используют до сих пор. Для этого уксус разводили в воде или чае, выпивая такую смесь утром и вечером. Определенный результат можно было заметить, но скорее у женщин из-за него возникал гастрит, чем стройная фигура. В сладкий чай добавляли английскую соль, что также приводило не только к похудению, но и к проблемам с желудком.

Со временем большой популярностью стала пользоваться гимнастика, которую изначально внедряли на предприятиях для поддержания хорошего физического состояния рабочего коллектива. Многие женщины переняли ее и у себя дома. Обручи, приседания, хула-хуп помнят многие, кто хотел похудеть в советское время. Если подходить к этому с энтузиазмом, то гимнастика давала неплохие результаты.

Хватало и тех, кто пускался в крайности, практически голодая, чтобы заработать себе тонкую талию.

Семейная жизнь

В СССР официальное замужество стало очень востребованным после Великой Отечественной войны, потому что мужчин в стране просто не хватало. Девушки часто создавали семью, не особо взирая на внешность или достаток жениха.

Особенно тяжело приходилось вдовам фронтовиков, многие из мужей официально считались пропавшими без вести, а нередки были случаи, когда через много лет после получения официальной похоронки, солдат возвращался домой. Поэтому многие продолжали ждать своих любимых, оставаясь одинокими.

Стоит отметить, что в Советском Союзе было принято всерьез подходить к созданию семьи. Брак из корыстных целей легко могли осудить. К тому же, гражданский брак, хоть он, конечно, и существовал, был распространен значительно меньше, чем сейчас. Жить с мужчиной без штампа в паспорте считалось неприличным.

Определенную роль в этом играло и государство, которое оказывало помощь молодым семьям, а вот холостяков и бездетных, наоборот, обкладывало налогами.

Возможно, из-за этого в СССР детей заводили с большей охотой, чем сейчас. Советские женщины намного сильнее современных мечтали о своей семье и ребенке. Причем часто одним чадом пара не ограничивалась.

Многодетных мам было много даже в тяжелые послевоенные годы. Несмотря на все трудности, они умудрялись справляться, воспитывать здоровых и крепких мальчишек и девчонок.

Женская работа

К женскому физическому труду в советское время относились иначе, чем сейчас. Ведь во время войны и после победы требовалось помогать мужчинам, которых всегда не хватало. Когда большинство представителей сильного пола отправились на фронт, женщины встали за станки, чтобы обеспечивать армию снарядами и боеприпасами.

Стоит признать, что это сказалось на их внешности, женщины стали выглядеть грубее, но тогда об этом, конечно, не думали. После войны тоже пришлось непросто, необходимо было восстанавливать разрушенную страну, заново отстраивать города, строить новые заводы и предприятия.

Герои в юбках

Высшей наградой в СССР - звания Героя Советского Союза - удостаивались и женщины. Всего женщин-героев в СССР насчитывалось 95. Только одна из них была удостоена этого звания дважды.

Это - вторая женщина-космонавт. Она стала первой в мире женщиной, вышедшей в открытый космос. Свой первый космический полет она совершила в 1982 году. С этим полетом связан удивительный факт. По данным французской прессы, советские руководители космической отрасли тогда признали, что на борту станции "Салют-7" состоялась первая в истории попытка интимной близости в космосе. Только неизвестно, кто был предполагаемым партнером Савицкой. Вместе с ней в полете находились Александр Серебров и Леонид Попов. Официально эта информация так и не была подтверждена, сама Савицкая в интервью обходит эту тему стороной.

В 1984 году она стала первой женщиной, которая вышла в открытый космос.

Звание Героя Советского Союза имеет и первая женщина в СССР и в мире, отправившаяся в космос, это Валентина Терешкова. Она до сих пор остается единственной на планете женщиной, которая совершала полет в одиночку.

В космический полет она отправилась 16 июня 1963 года на корабле "Восток-6". За пределами земного притяжения она провела почти трое суток, если быть точным - 2 суток 22 часа и 50 минут. После этого женщин в космосе не было много лет не только в СССР, но и в остальном мире. Следующей стала Савицкая спустя 19 лет.

Женщины-преступницы

В Советском Союзе хватало не только женщин-героев, но и тех, кто нарушал закон. Как известно, в СССР действовала смертная казнь, к высшей мере наказания приговаривали и представительниц слабого пола.

Казни женщин в СССР не были распространены, но происходили. Всего их было три за все послевоенное время.

Это Антонина Макарова - палач Локотского округа в годы Великой Отечественной войны. Она действовала на территории образованной Локотской республики на стороне фашистов и русских коллаборационистов. На ее счету около полутора тысяч расстрелянных человек, окружающие дали ей прозвище Тонька-пулеметчица.

После войны ей удалось скрыться, арестовали Макарову только в сентябре 1978 года. Все эти годы она спокойно жила, завела семью, работала в швейном цехе, даже регулярно попадала на доску почета. Суд приговорил ее к расстрелу, в августе 1979 приговор был исполнен.

Берта Бородкина была руководительницей треста столовых и ресторанов в Геленджике. По версии следствия, промышляла спекуляцией в особо крупных размерах, имела прозвище Железная Белла.

Считается, что за все время она получила товаров и денег на сумму около миллиона рублей. В 1982 году ее приговорили к расстрелу за взяточничество и спекуляции.

Третьей стала Она работала посудомойкой в столовой школы №16 Киева. В 1987 году сразу несколько учеников и сотрудников были госпитализированы с пищевым отравлением. Двое взрослых скончались, 9 человек оказались в реанимации.

Оказалось, что незадолго до этого умерла медицинская сестра, которая должна была контролировать качество еды. Ее смерть вызвала подозрения. При эксгумации в тканях были обнаружены следы талия.

Во время обыска у Иванютиной была обнаружена "жидкость Клеричи" - токсичный раствор, который применяют геологи. Выяснилось, что ее семья пользовалась им много лет, применяя в корыстных целях и из личной неприязни. Всего удалось установить девять ее жертв. По решению суда Иванютина была расстреляна.

Простодушные и наивные, преданные, целеустремленные, добрые, безумно привлекательные и харизматичные, немного доверчивые, но такие родные - советские девушки. Какими они были тогда?

Я взяла свой старенький блокнот, заварила вкуснейший чай и пошла к соседке, которая прошла через половину истории СССР. И вот что она мне рассказала.

Женщина при любых обстоятельствах останется женщиной. Поэтому даже в те нелегкие времена, когда прилавки не изобиловали косметикой, новинками одежды и элементарными средствами гигиены, советские красавицы все равно умудрялись наводить такой «марафет», что глаз не отвести. Я, конечно, могу себе представить, что методы и средства для были, мягко говоря, не самыми современными: тени напоминали гуталин, пудра была похода на дуст, а карандаш был не косметическим, а самым обычным.

А что делать в период жуткого дефицита ? Ради красоты девушки стоически терпели даже такие неудобства.

Чего только стоит химическая завивка, украшающая голову каждой третьей советской работницы! Она смотрелась, откровенно говоря, специфически, причем была чрезвычайно вредна для волос. Но все равно стойкие модницы жертвовали здоровьем своей шевелюры ради стильного образа. Разнообразия красок для волос тоже не наблюдалось, в основном раскупали хну и басму, а немного позже стало модным краситься «под Монро».

Особенной популярностью пользовался парфюм «Красная Москва», просто потому, что других альтернатив и не было. Отдельно надо сказать о золотых зубах. Это сейчас голды считаются пережитком прошлого или признаком провинциальности, а вот ранее они указывали на то, у человека «водятся деньги».

Говорят, что в СССР интимных отношений не было.

Это, конечно, неправда, но если взглянуть на нижнее белье светских красавиц, можно только представить, как оно должно было будоражить воображение мужчин.

Удобное и добротное, но при этом совершенно асексуальное и бесформенно. Хотя винить женщин нельзя, ведь у них не было особого выбора. Тот де на то время был одним для всех.

Верхняя одежда была «приличнее», но тоже не баловала изобилием вариантов: каракулевые и норковые шубы непомерного веса, а также странного кроя драповые пальто. Вдобавок к ним, как правило, покупали чешские сапоги, которые носились действительно очень-очень долго, хотя не блистали своим внешним видом. Но особенной удачей было достать чудные югославские сапожки, за которые нужно было выложить месячную инженерскую зарплату.

Учитывая все это, надо отдать должное женщинам СССР, которые при всем при этом умудрялись оставаться привлекательными.

В наши времена худеть значительно проще, нежели тогда. В СССР девушки не могли даже предположить, что от жира можно избавиться посредством липосакции, быстро вернуть форму с помощью таблеток и порошков для похудения. В советское время все было гораздо сложнее.

Во-первых, не было достаточной информации на тему здорового питания и диет. Все, что удавалось узнать, блуждало из уст в уста, поэтому было схоже не передачу секретной информации.

Так, в далекие 60-е, для поддержания стройной фигуры стало модным использовать яблочный уксус, который и сейчас многие употребляют в тех же целях. Его разводили в воде или в чае, выпивая этот напиток два раза в день. Причем кое-какой результат, конечно же, был заметен. Но справедливости ради скажу, что и гастрит тогда заработали многие.

Касторовое масло - это еще один ингредиент, который советские женщины применяли в борьбе с килограммами.

Его подмешивали в какао, пили ежедневно. Слабительный эффект «работал» как часы, изнуряя до синяков под глазами. Английскую соль добавляли в сладкий чай, что давало не только желанный эффект похудения, но и заболевания желудка. Но многие просто не обращали на это внимания. Если хотя бы 10 кило было сброшено, оно того стоило.

Потом огромную популярность приобрела гимнастика, которую сначала внедрили на предприятиях как пятиминутную разминку. Она очень полюбилась женщинам, перенявшим моду делать ее в домашних условиях. Ох уж эти «ножницы», «велосипед» и «крокодильчик», обручи да приседания! Все это выполнялось с особым энтузиазмом и давало неплохие результаты.

Но были девушки, которые хотели быстро заполучить талию «как у Гурченко», и для этого им приходилось сильно ограничивать себя в питании, переходя буквально на рис без масла, или вообще голодать. Да, были и такие. Конечно, подобные эксперименты ничего кроме проблем со здоровьем принести не могли. Но тогда им очень часто жертвовали, следуя экранным образам.

В отличие от современных девушек, красавицы СССР были куда менее прихотливыми к своим ухажерам, поэтому каждый мужчина имел возможность создать счастливую ячейку общества, несмотря на отсутствие машины, дачи или других благ. После второй мировой официальная регистрация брака стала очень востребованной среди населения. Потому что на тот момент представителей сильного пола подходящего возраста откровенно не хватало. И девушки брали инициативу в свои руки, создавая свое уютное семейное гнездышко пусть даже с неказистым партнером.

Несладко пришлось вдовам фронтовиков. По сути, воинов считали погибшими, но их супруги по-прежнему продолжали ждать, надеясь на чудо, и оставаясь совершенно . То же можно сказать о «старых девах». Казалось бы, разве мало мужчин, с которыми можно было построить нормальные отношения? Но выходить замуж не по любви на тот момент - нонсенс, который даже не возможно было себе представить. Браки, созданные из корыстных целей, осуждались. Поэтому женщина могла всю жизнь оставаться одна, не зная прелестей семейного счастья, потому что так и не получилось у нее найти любимого человека.

Советские девушки относились к браку очень серьезно. Конечно, и тогда существовал гражданский брак. Но он не был настолько распространен. Считалось, что такие отношения несерьезные и ничем хорошим закончиться не могут. К тому же государство всячески помогало молодым семьям, а вот на холостяков накладывали налог.

В настоящий момент поженившиеся пары заводят ребенка с меньшим энтузиазмом, нежели в советские времена. А тогда детей воспринимали несколько по-другому. Ведь сейчас практически каждая девушка сначала хочет пожить для себя, построить карьеру. И если ребенок не вписывается в ее планы, она точно не будет его заводить. Разве что, если «Бог даст». Хотя даже такие «проколы» сейчас - редкость.

А вот в Советском Союзе женщины мечтали о браке, особенно о детишках. Именно дети являлись признаком того, что семья полноценная. Причем речь идет не об одном ребенке, коим сейчас часто ограничиваются многие пары. Многодетных мам даже в тяжелые послевоенные времена было действительно много. И они, несмотря на все трудности, хорошо справлялись. И поколение того времени вспоминает свое детство только с теплотой и ностальгией.

Надо сказать, что к труду, причем физическому, женщины СССР относились совсем по-иному, нежели сейчас. Ведь тогда, в военное и послевоенное время, надо было помогать мужчинам. Когда они ушли на фронт, слабый пол стал к станкам, сел за руль трактора и асфальтоукладчика. Несомненно, это все-таки сказалось на их внешности, о которой тогда мало думали, но поставленные задачи они выполняли на ура.

Послевоенные профессии со временем сменялись более престижными, более женскими, но все равно отношение к труду осталось прежним - наши девушки готовы были работать и выкладываться на все 100 процентов.

Советские женщины, чьи-то мамы, бабушки и даже прабабушки, для каждого из нас могут стать примером целеустремленности и трудолюбия, самоотверженной любви, достоинства и чести, даже в столь непростые времена не утратившие чувство женственности и красоты.

Если честно, нельзя так говорить, но судя по фотографиям тех лет, советские женщины были серыми, неухоженными и забитыми. Полные, похожие на теток уже в 30 лет, женщины-товарищи, рабочие лошадки: химзавивка, брови-ниточки и самый страшный эро-кошмар сегодняшнего мужика – повышенная лохматость.

С оветские фильмы и фотографии наших бабушек тому свидетели: советская женщина была серой и помятой. Раннее ожирение и старость уже к тридцати, жалкие потуги на элегантность при общей неухоженности. Кошмарная химзавивка, брови ниточками или брови Брежнева. Просто эротический кошмар! © - такой комментарий я поймала к одному из своих постов.

Конечно, судить женщину СССР по сегодняшним стандартам - все равно, что осуждать статую Венеры Милосской за заплывшие бедра, животик и вообще не фитоняшную фигуру. У нас - маникюры, педикюры, массажи от целлюлита и магазины на каждом шагу. Мы можем найти и купить все, что взбредет в голову. Мы можем даже заказать это из США! Советская женщина, наверное, от такой возможности в осадок бы выпала. Тем не менее, доля правды в словах автора - есть.

Идеология того времени предписывала однозначное отношение к половому вопросу: советская женщина - это, прежде всего товарищ в строительстве социализма. А товарищ на стройке - это такой мужик, который поможет тебе кирпичи таскать. Так что официальный идеал красоты в советском обществе был примерно вот такой:


Был, правда, и «бытовой» идеал - накрашенная модница с ухоженными руками - но его клеймили и осуждали всячески, достаточно посмотреть на судьбу Анфисы в «Девчатах» или, помните, ту самую «не виноватая я» в Брильянтовой руке? Этот шизофренический разрыв между официальным и социальным идеалами красоты, наверное, женщин с ума сводил. Но что все-таки так уродовало советскую женщину?


Работа. Тяжелая работа, много. Правда, феминизм в стране победившего феминизма... не победил - по дому вкалывала тоже женщина. Очаровательная повесть «Неделя как неделя» рассказывает, как главная героиня мечется между работой в НИИ, своими двумя детьми, домом, магазинами с дефицитом и мужем. Муж этот описан как положительный персонаж, но, если приглядеться, не слишком помогает жене. Беготня в стиле электронной игры «Ну, погоди!» старила женщину с бешеной скоростью. О правильном питании, SPA, восьмичасовом сне и отсутствии стрессов речи даже не шло.


У советской женщины, как правило, были дети. Это считалось само собой разумеющимся. То есть сначала она переживала роды, которые тогда были на порядок тяжелее и опаснее - сейчас медицина вроде пытается повернуться человеческим лицом и даже развиваться. Затем она фигачила по дому и одновременно заботилась о детях, обзаведясь свежими растяжками и обвисшей грудью. А далее - пошла, мать, на работу! Советская родина нуждается в тебе!


Взамен женщине советская Родина не предлагала ровным счетом ничего. Все приходилось добывать через знакомых или ждать, когда в магазин «выбросят», и брать с боем: одежду, обувь, белье. Запросто приобрести можно было только полный отстой. Те, кто соглашался на отстой, тоже находились, но выглядели совершенно одинаково.

Советская промышленность предпочитала заниматься войной, а не любовью: в основном производилось оружие, а бытовые товары - как получится. Так что замазать восторги жизни в СССР женщине было особо нечем. Не забудьте, мы говорим о женщине среднестатистической, без блата, которой негде было «достать» и некогда было «урвать». А значит, у нее была тушь «Ленинградская», в которую перед использованием надо было поплевать, крем «Балет», косметический вазелин, помада со странной сладковатой отдушкой, пара разновидностей духов и пинцет для бровей. Ну, и огурцы для масок. Никакой сахарной эпиляции, без спа и салонов. Хорошо развиты были только парикмахерские, где в основном женщинам делали это (кстати, не обольщайтесь, на фото - модели, а не просто женщины):


Да, кстати. Советская женщина пыталась как-то следовать моде. Но силы были очень ограничены: даже модные женщины получались совершенно одинаковыми: если в моде «бабетта» - на улицу выходят миллионы «бабетт», в моде пиджаки «с подплечиками» - женщины изобретают эти «подплечики» из подручных средств. Словом, быть красивой советской женщине помогал разве что строго рекомендованный всем советский оптимизм.


Несмотря на все это - советские женщины были красивыми. Очень разные, и очень натуральные. Да, они не соответствуют «золотому стандарту» нашего времени - чтобы до шестидесяти лет было гладко, упруго и без морщин, чтоб молодой любовник «на пенсии» как у Мадонны.

Но зато у них было что-то другое. Что-то нами потерянное, нежное, важное.
Настоящее.

В горячем споре о советских женщинах, сидя в роскошном парке Горького в Москве, сошлись два друга, два верных товарища, прошедших бок о бок, плечо к плечу всю жизнь. Им обоим было за 60.

Интересный спор возник тогда, когда мимо них прошла компания молодых людей, состоявшая в основном из представительниц слабого пола. Девушек всегда было больше парней, так история страны складывалась — страны, пережившей страшные войны, унесших жизни миллионов защитников своей родины, семьи, крова.

Так вот девушек было 6 или 7, а между ними вовсю распинались горе обольстители — двое щупленьких парней, с модно опущенными на тощие бедра джинсой…

Старики молча провожали взглядами эту совсем обычную компанию. И как только они прошли, принялись за то, что обычно делают бабушки на рынках — обсуждать.

Обсуждали долго, неистово, опираясь на память о тех женщинах, которые их воспитывали — на матерей и бабушек. Вспоминали свои молодые годы, юность, студенческие годы, вспоминали девушек и женщин советских времен. И оба они сошлись в едином мнении: советские женщины — это основа нравственности, духовности, красоты и непорочности.

Их рассуждения достигли определенного градуса и накала, когда они принялись перечислять самые веские аргументы в поддержку вышесказанного суждения.

В Советском Союзе жизнь была более-менее приемлемой, мы все улыбались и проблемы старались решать вместе. Женщин уважали, любили и относились, в первую очередь как к той, кто давал новую жизнь. И это таинство — быть мамой, общество оберегала и ценила. Обидеть или оскорбить девушку было неприемлемо и возмутительно. А у советских детей, любовь и уважение к женскому полу прививались с молоком матери.

Тогда еще вопросы дружбы, образованности, культуры, проблемы нравственности и морали были «в моде». Женщинам запрещали делать аборты, советские женщины рожали здоровых детишек, и вполне обычной нормой почти для каждой семьи — было не менее 3 детей.

Кстати, борьбу с абортами узаконили в 1936 г. ссылаясь на идеологическое объяснение, которое звучало вот так (прочтите до конца):

«В то время как все буржуазные страны мира не знают, куда девать своих людей, где найти им работу, чем их накормить, нам людей не хватает. Нам так много надо сделать! …Нам нужны все новые и новые борцы - строители этой жизни. Нам нужны люди. Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустим в нашем государстве строящегося социализма. Аборт - это злое наследие того порядка, когда человек жил узко-личными интересами, а не жизнью коллектива… В нашей жизни не может быть разрыва между личным и общественным. У нас даже такие, казалось бы, интимные вопросы, как семья, как рождение детей, из личных становятся общественными. Советская женщина уравнена в правах с мужчиной. Для нее открыты двери во все отрасли труда. Но наша советская женщина не освобождена от той великой и почетной обязанности, которой наделила ее природа: она мать, она родит. И это, бесспорно, дело большой общественной значимости»

Но в 1955 году аборты и уголовное преследование за него отменили. Но мы отвлеклись.

Советская женщина не порхала из бутика – к массажисту и не задумывалась, как ей убить время пятничным вечером. Она много работала, она рожала детей, она великолепно шила и вязала, успевала оставаться самой красивой и умудрялась при этом много читать.

Сейчас почему-то не принято об этом вспоминать, но наши мамы и бабушки — достойный пример для подражания, и только им известно как они все успевали — ходить на работу, воспитывать детей, накормить детей, наводить чистоту и порядок и многое другое, и при все этом оставаться доброй, нежной, ласковой и любящей.

Нынешние женщины «хотят пожить для себя», поэтому дети ими порой рассматриваются, как обуза, как нерациональная трата денег. Наши мамы и бабушки так не считали.

Советская женщина была воспитанна, образованна, и приоритеты семьи всегда был на первом месте. Жертвенность собою, своею молодостью и красотой во благо своих детей было обычной нормой.

В вопросах моды и стиля — покупали то, что было в магазинах, и не напрягались, главное, чтобы чисто и опрятно. К вещам и к тряпкам относились соответствующе вещам. Нам — парням просто нравились девушки, и абсолютно все равно какая бирка была на вечернем платье у моей спутницы. Мы не оценивали женщин, как некую вещь. Достаточно было заглянуть в ее глаза, увидеть душу, улыбнуться ответ.

Советская женщина не переживала за свой маникюр, перемывая посуду, не боялась работать наравне с мужчинами. Я восхищаюсь советскими женщинами. Безусловно они были разными, но ценности были почти в каждой. Настоящие ценности, этому поколению неведомые.

Советские женщины любили по-настоящему, жили по-настоящему и трудились по-настоящему.











Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира для вашего вдохновения.

Бессмертными картинами великих художников восхищаются миллионы людей. Искусство, классическое и современное, это один из самых главных источников вдохновения, вкуса и культурного воспитания любого человека, а уж творческого и подавно.

Всемирно известных картин безусловно больше, чем 33. Их несколько сотен, и все они бы не поместились в один обзор. Поэтому для удобства просмотра мы отобрали несколько, наиболее значимых для мировой культуры и часто копируемые. Каждая работа сопровождается интересным фактом, объяснением художественного смысла или историей ее создания.

Рафаэль «Сикстинская мадонна» 1512

Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.


У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.

Рембрандт "Ночной дозор" 1642

Хранится в Государственном музее в Амстердаме.

Истинное название картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Обнаружившим в XIX веке картину искусствоведам показалось, что фигуры выступают на темном фоне, и ее назвали «Ночной дозор». Позднее обнаружилось, что темной картину делает слой копоти, а действие на самом деле происходит днем. Однако в сокровищницу мирового искусства картина уже вошла под названием "Ночной дозор".

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495—1498

Находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.



За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931



По признанию самого автора, картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет.

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня" 1563

Хранится в Музее истории искусств в Вене.

По мнению Брейгеля в неудаче, постигшей строительство Вавилонской башни, повинны не внезапно возникшие согласно библейскому сюжету языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915



По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин "Купание красного коня" 1912

Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.


Написанная в 1912 году, картина оказалась провидческой. Красный конь выступает в роли Судьбы России или самой России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. таким образом, художник символически предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Питер Пауль Рубенс "Похищение дочерей Левкиппа" 1617-1618

Хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.


Картина "Похищение дочерей Левкиппа" считается олицетворением мужественной страсти и телесной красоты. Сильные, мускулистые руки юношей подхватывают молодых нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Сыновья Зевса и Леды крадут невест своих двоюродных братьев.

Поль Гоген "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?" 1898

Хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.



По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов».

Эжен Делакруа "Свобода, ведущая народ" 1830

Хранится в Лувре в Париже



Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года во Франции. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать». Обнаженная грудь женщины, ведущей народ, символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.

Клод Моне "Впечатление. Восходящее солнце" 1872

Хранится в Музее Мармоттан в Париже.



Название произведения "Impression, soleil levant" с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции.

Ян Вермеер "Девушка с жемчужной серёжкой" 1665

Хранится в галерее Маурицхейс в Гааге.


Одну из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О картине очень мало известно: она не датирована, имя изображенной девушки не известно. В 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье был снят художественный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», в котором гипотетически восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.

Иван Айвазовский «Девятый вал» 1850

Хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.

Иван Айвазовский - всемирно известный российский художник-маринист, посвятивший свою жизнь изображению моря. Им создано около шести тысяч произведений, каждое из которых получило признание при жизни художника. Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».

Андрей Рублев "Троица" 1425-1427


Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, является одной из самых прославленных русских икон. Икона представляет собой доску вертикального формата. Цари (Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович) "обкладывали" икону золотом, серебром и драгоценными камнями. Сегодня оклад хранится в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.

Михаил Врубель "Демон сидящий" 1890

Хранится в Третьяковской галерее в Москве.



Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

Уильям Блейк "Великий архитектор" 1794

Хранится в Британском музее в Лондоне.


Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога. Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения.

Эдуар Мане "Бар в «Фоли-Бержер»" 1882

Хранится в Институте искусства Курто в Лондоне.


«Фоли-Бержер» — это варьете и кабаре в Париже. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю перед своей смертью в 1883 году. За стойкой бара, посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, стоит поглощенная собственными мыслями барменша, наблюдающая за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.

Тициан "Любовь земная и Любовь небесная" 1515—1516

Хранится в Галерея Боргезе в Риме.



Примечательно, что современное название картины не было дано самим художником, а начало употребляться лишь два века спустя. До этого времени у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и, в конце концов, «Любовь земная и Любовь небесная» (1792 и 1833).

Михаил Нестеров "Видение отроку Варфоломею" 1889—1890

Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.


Первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: "Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я."

Питер Брейгель Старший "Притча о слепых" 1568

Хранится в Музее Каподимонте в Неаполе.


Другие названия картины — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».

Виктор Васнецов "Аленушка" 1881

Хранится в Государственной Третьяковской галерее.

За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот. "Аленушка", - рассказывал впоследствии сам художник, - "как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".

Винсент ван Гог «Звёздная ночь» 1889

Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.


В отличие от большинства картин художника, "Звездная ночь" была написана по памяти. Ван Гог находился в то время в лечебнице Сен-Реми, терзаемый приступами безумия.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1830-1833

Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905

Хранится в Пушкинском музее, Москва

Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову, который в 1913 г. приобрел ее за 16 000 франков. В 1918 г. личная коллекция И. А. Морозова была национализирована. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" 1491

Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. Существует предположение, что фигура младенца была написана не Леонардо да Винчи, а принадлежит кисти одного из его учеников. Об этом свидетельствует необычная для авторской манеры поза младенца.

Жан Энгр "Турецкие бани" 1862

Хранится в Лувре в Париже.



Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Изначально полотно было в форме квадрата, однако через год после его завершения художник превратил его в круглую картину - тондо.

Иван Шишкин, Константин Савицкий "Утро в сосновом лесу" 1889

Хранится в Третьяковской галерее в Москве


«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.

Михаил Врубель "Царевна-Лебедь" 1900

Хранится в Государственной Третьяковской галерее


Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.

Джузеппе Арчимбольдо "Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна" 1590

Находится в Замке Скоклостер в Стокгольме.

Одна из немногочисленных сохранившихся работ художника, который составлял портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и так далее. «Вертумн» - это портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования. На картине Рудольф полностью состоит из плодов, цветов и овощей.

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы" 1897

Находится в Музее искусств им. А. С. Пушкина в Москве.


Дега был большим поклонником балета. Его называют художником балерин. Произведение "Голубые танцовщицы" относится к позднему периоду творчества Дега, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» 1503—1505

Хранится в Лувре, Париж.

"Мона Лиза" возможно не получила бы всемирную известность, если бы ее не похитил в 1911 году работник Лувра. Картину нашли спустя два года в Италии: вор отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Все это время, пока шло следствие, "Мона Лиза" не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486

Хранится во Флоренции в галерее Уффици

Картина иллюстрирует миф рождения Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. «Рождение Венеры» хорошо сохранилось благодаря тому, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка.

Микеланджело "Сотворение Адама" 1511

Находится в Сикстинской капелле в Ватикане.