Какие правила этикета нужно соблюдать дома. Нормы и правила приличия для мужчин и женщин - основы ведения светской беседы и поведения в обществе


Нужно ли быть вежливым дома?

Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с верхней одеждой оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет воспитанным человеком.

Правила поведения при общении с другими людьми следует соблюдать всегда и везде, и прежде всего дома. Любая семья — это маленький коллектив близких людей. А для того чтобы создать в любом коллективе добрую атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и забота, которые проявляются даже в мелочах.

Если ты научишься жить в согласии и ладу со своими близкими людьми, то приобретёшь навыки поведения в любом обществе.

Запомни основные правила домашнего этикета:

Помни, что основа каждой семьи — уважение к старшим.

Если тебе необходимо задержаться в школе, на прогулке или в гостях у друга, обязательно предупреди об этом родителей, чтобы не волновать их.

Держи свои вещи в чистоте и порядке. Старайся, чтобы у каждой вещи было своё место.

Обязательно возьми на себя некоторые обязанности по хозяйству и выполняй их без лишних напоминаний.

Уважай труд тех, кто о тебе заботится. Чаще выражай искреннюю благодарность своим близким.

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро… И взрослые и дети знают, что в гостях и за столом не стоит вести себя как знаменитый Винни Пух. Придуманный Аланом Милном персонаж отнюдь не является эталоном примерного поведения. Дабы не оказаться самим в неловком положении, полезно знать основные правила этикета в гостях и за столом.

1. Этикет приема/ встречи гостей

Готовиться к приему гостей нужно по плану и без спешки, которая создает излишние тревоги.

Не следует чрезмерно украшать квартиру цветами, в таком случае те, которые принесут гости, не вызовут желанного эффекта. Непременно оставьте одну или две вазы свободными, но наполненными водой, чтобы можно было без суеты и траты времени поставить в них принесенные цветы. На столе цветы должны стоять в низеньких вазах, чтобы не закрывать лиц сидящих друг против друга.

Для курящих обязательно поставьте пепельницы и время от времени выбрасывайте из них окурки.

Хозяйка должна быть одета хорошо, но ни в коем случае не слишком дорого и не чересчур нарядно.

По этикету , хозяин дома встречает гостей на пороге квартиры, помогает им снять пальто и ведет их к хозяйке, которая представляет пришедших другим гостям.

Если гости принесли какой-нибудь подарок, хозяева благодарят их и тут же разворачивают его.

С того момента, когда гости сядут за стол, хозяева должны следить за тем, чтобы у гостей все было под рукой.

Хозяева обязаны вести разговор, не навязывая, однако, гостям тем и не мешая им свободно высказывать свое мнение.

Показывать альбомы с фотографиями и кинофильмами можно только тогда, когда все этого желают. Это относится и к прокручиванию записей или к игре на музыкальных инструментах. Принимая гостей, мы можем включить музыку или телевизор лишь в том случае, если все присутствующие этого хотят.

2. Идем в гости: этикет поведения в гостях

Но не только хозяева имеют обязанности по отношению к гостям. У гостей также есть свои обязанности. Каковы же и правила поведения в гостях по этикету ?

Когда вас приглашают в гости, вы обязаны категорично ответить, принимаете приглашение или нет. Если вы не можете прийти в гости , непременно укажите причину, которая мешает вам это сделать, в противном случае ваш отказ может быть воспринят как неучтивость.

Если вы приглашены на обед или ужин, будьте точны. Опоздать можно только на коктейль.

Вежливый гость обычно преподносит хозяйке цветы. Их можно заменить коробкой конфет, бутылкой подходящего вина или какой-нибудь изящной безделушкой.

Принято, чтобы гости отзывались с похвалой об угощении, но только в том случае, если приглашенных немного и к тому же все они друзья дома. На больших официальных приемах такие похвалы неуместны. Гость не должен ждать, чтобы хозяева уговаривали его попробовать то или иное кушанье - этот обычаи устарел. В современном обществе гость заранее принимает, что хозяевам будет приятно, если угощение ему понравится, но что они не обидятся на него, если по каким-либо причинам он съест немного или даже совсем не попробует какого-то кушанья.

Гость должен стараться поддерживать разговор с остальными гостями, должен способствовать созданию приятной атмосферы, но ему не следует поглощать внимание присутствующих длинными рассказами о своей семье, о своей работе, не следует погружаться в воспоминания, вести тихие доверительные беседы (о перешептывании, разумеется, вообще не может быть и речи!) или рассказывать неприличные анекдоты.

Если гостю нужно уйти пораньше, он должен выбрать подходящий момент, попрощаться с хозяевами, поблагодарить их за прием и незаметно уйти, чтобы другие гости не восприняли его уход, как знак, что всем пора уходить. Хорошо в один из последующих дней позвонить хозяевам по телефону и еще раз поблагодарить за проведенные у них часы. А когда пройдет известное время, надо подумать об ответном приглашении в гости. Это можно заменить приглашением в театр или на концерт. Впрочем, такие приглашения не всегда обязательны. Так, например, если молодые люди были приглашены к родителям своих друзей, то они отнюдь не обязаны в свою очередь приглашать их к себе.

3. Этикет поведения за столом

Не принято ставить локти на стол и тем более подпирать щеки ладонями. Можно положить на край стола только кисть руки. Во время еды следует сидеть совершенно прямо, подносить пищу ко рту спокойными движениями рук, при этом локти должны быть почти прижаты к телу, голову следует наклонять как можно меньше. Согласно правилам, не голову надо наклонять к тарелке, а руку с ложкой или вилкой подносить ко рту. Салфетку кладут на колени. Кусок хлеба нельзя разрезать ножом, а надо разламывать рукой. Не принято крошить хлеб в суп или в соус.

Когда мы едим мясо или кушанье, которое нужно разрезать ножом, то нож держат в правой руке, а вилку - в левой. От целого куска отрезают по небольшому кусочку и кладут в рот. Некрасиво предварительно нарезать всю порцию на куски и лишь затем есть.

Согласно этикету поведения за столом , ни одно кушанье ни в коем случае нельзя есть с ножа.

Если кушанье не надо резать, его едят одной лишь вилкой, держа ее в правой руке. В

Вообще же все приборы - нож, вилку и ложку — держат в руках только тогда, когда ими пользуются. Некрасиво держать их при разговоре с соседом, а если к тому же и жестикулировать ими, то это будет выглядеть просто комично.

За столом есть нужно спокойно, не торопясь, и никогда не следует разговаривать с полным ртом.

Перед тем, как пригубить рюмку, надо вытереть рот салфеткой, так как запачканные рюмки имеют неприятный вид. Во время еды никогда не оставляют нож и вилку на скатерти, так как можно ее испачкать. Они кладутся на тарелку крест-накрест.

Окончив есть, их нужно положить на тарелку параллельно друг другу (нож справа от вилки).

Кости, косточки от фруктов и вообще все остатки от еды ни в коем случае не разрешается класть на скатерть, так как она испачкается. Их оставляют с краю на той тарелке, на которой ели.

Правильно, чтобы дама начала есть первой и закончила последней. Такая привилегия требует, однако, внимания с ее стороны, которое дало бы возможность сопровождающему ее мужчине, а также и другим мужчинам, сидящим за столом, спокойно поесть, не принято курить за столом до тех пор, пока не будет окончено с основными блюдами.

Если кушанья, салаты, закуски и гарниры подаются на стол на общем блюде, их кладут себе на тарелку только специально предназначенным для этого прибором, после чего положить обратно. Ни в коем случае нельзя брать с общего блюда своими приборами. Не стоит также забывать, что лучше два раза положить себе того или иного кушанья, чем наполнять тарелку до краев. Если кушанье горячее, то не принято, взяв вилкой кусок, дуть на него, чтобы он поскорее остыл. То же относится и к горячим супам.

Во время еды не надо чавкать, гримасничать или быстро и жадно глотать. Есть нужно с закрытым ртом, совершенно беззвучно, кладя в рот небольшие кусочки и прожевывая их тщательно и спокойно. Никогда не пейте, если рот у вас полон, а делайте это только после того, как прожуете и проглотите пищу. Вот почему при произнесении тостов и чоканьи нужно следить за тем, чтобы не поставить кого-нибудь в неудобное положение, если рот у него в этот момент полон.

Если нужно ненадолго выйти из-за стола, неприлично встать с полным ртом и идти, жуя. По этой же причине нетактично приглашать на танец сразу же после того, как заиграет оркестр (даже если это и ваша любимая мелодия), если дама только что положила в рот кусок. Несколько секунд вряд ли имеют значение. Внимательный кавалер никогда не станет мешать своей даме спокойно покончить с едой, если блюдо нужно есть горячим.

По этикету за столом не следует пользоваться при всех зубочисткой - это очень неприятное зрелище. Некрасиво удалять остатки пищи между зубами с помощью языка, так как при этом человек делает неприличные гримасы.

Никогда не нужно настойчиво заставлять сотрапезника есть то, что ему явно не по вкусу или от чего он отказывается, так как уже сыт. И не следует то и дело предлагать пить до дна во избежание неприятных последствий для некоторых членов компании. Не принято также наливать рюмки до краев.

Пепел от сигарет стряхивается только в специальные пепельницы, которые поставлены на стол. Нужно хорошо запомнить, что вы поставите себя в неудобное положение, если будете стряхивать пепел в тарелку, на которой ели, или - что еще хуже - потушите сигары о подставочную тарелку.

За столом следует говорить только о приятных и забавных вещах, способствующих созданию хорошего настроения. Никогда не нужно говорить того, что может омрачить настроение или испортить аппетит.

Не следует забывать, что еда для человека это не только необходимость, но и удовольствие. И рекомендуемые правила этикета созданы для того, чтобы сочетать практичное с красивым. В их рамках культурный человек сам создает тактические варианты.


Этикет - это когда ведешь себя лучше, чем это совершенно необходимо.

Вежливость проявить нетрудно, это всего лишь уважение к себе и к окружающим. Но есть несколько нюансов, о которых знают далеко не все. Мы собрали правила, которые вполне могут сделать нашу жизнь приятнее.

1. Никогда не приходите в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».

2. Зонт никогда не сушится в раскрытом состоянии - ни в офисе, ни в гостях. Его нужно сложить и поставить в специальную подставку или повесить.

3. Сумку нельзя ставить на колени или на свой стул. Маленькую нарядную сумочку-клатч можно положить на стол, объемную сумку повесить на спинку стула или поставить на пол, если нет специального стульчика (такие часто подают в ресторанах). Портфель ставят на пол.

4. Целлофановые пакеты допустимы только по возвращении из супермаркета, также как и бумажные фирменные пакеты из бутиков. Носить их потом с собой в качестве сумки - жлобство.

5. Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.

6. Домашняя одежда - это брюки и свитер, удобные, но имеющие приличный вид. Халат и пижама предназначены, чтобы утром дойти до ванной, а вечером - из ванной в спальню.

7. С того момента, как ребенок поселяется в отдельной комнате, приучитесь стучать, заходя к нему. Тогда и он будет поступать так же, прежде чем войти в вашу спальню.

8. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.

9. Общее количество украшений по международному протоколу не должно превышать 13 предметов, причем сюда включаются ювелирные пуговицы. Поверх перчаток не надевают кольцо, но браслет позволителен. Чем темнее на улице, тем дороже украшения. Бриллианты раньше считались украшением для вечера и замужних дам, однако в последнее время стало позволительно носить бриллианты и днем. На молодой девушке серьги-гвоздики с бриллиантом около 0,25 карат вполне уместны.

10. Правила оплаты заказа в ресторане: если вы произносите фразу «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите. Если женщина приглашает делового партнера в ресторан, платит она. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.

11. Мужчина всегда первым входит в лифт, но выходит первым тот, кто ближе к двери.

12. В автомобиле наиболее престижным считается место позади водителя, его занимает женщина, мужчина садится рядом с ней, и когда он выходит из машины, то придерживает дверцу и подает даме руку. Если мужчина сидит за рулем, женщине тоже предпочтительнее занять место за его спиной. Однако, где бы женщина не сидела, мужчина должен открыть перед ней дверцу и помочь выйти. В деловом этикете в последнее время мужчины все чаще нарушают эту норму, пользуясь девизом феминисток: «В бизнесе нет женщин и мужчин».

13. Говорить во всеуслышание о том, что вы сидите на диете - дурной тон. Тем более нельзя под этим предлогом отказываться от блюд, предложенных гостеприимной хозяйкой. Обязательно похвалите ее кулинарные таланты, при этом вы можете ничего не есть. Также следует поступать с алкоголем. Не стоит сообщать всем, почему вам нельзя пить. Попросите белого сухого вина и слегка пригубите.

14. Темы-табу для светской беседы: политика, религия, здоровье, деньги. Неуместный вопрос: «Боже, какое платье! Сколько вы заплатили?». Как реагировать? Мило улыбнитесь: «Это подарок!» Переведите разговор на другую тему. Если собеседник настаивает, мягко скажите: «Я не хотела бы об этом говорить».

15. К каждому человеку, достигшему 12 лет, полагается обращаться на «вы». Отвратительно слышать, люди говорят «ты» официантам или шоферам. Даже к тем людям, с кем вы хорошо знакомы, в офисе лучше обращаться на «вы», на «ты» - только наедине. Исключение - если вы сверстники или близкие друзья. Как реагировать, если собеседник упорно «тыкает» вам? Сначала переспросите: «Простите, вы ко мне обращаетесь?». Иначе- нейтральное пожатие плечами: «Простите, но мы не переходили на «ты».

16. Обсуждать отсутствующих, то есть, попросту сплетничать, недопустимо. Непозволительно говорить плохо о близких, в частности обсуждать мужей, как это у нас принято. Если муж плох - почему ты с ним не разведешься? И точно также непозволительно с презрением, с гримасой говорить о родной стране. «В этой стране все жлобы…» - в таком случае Вы тоже относитесь к этому разряду людей.

17. Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина.

18. Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.

И напоследок - Джек Николсон о правилах хорошего тона:

«Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».

Этикет - правила поведения людей в обществе, которые определяют, что можно и что нельзя делать в тех или иных ситуациях. Знание этикета помогает производить на людей приятное впечатление и строить эффективное общение. Особенно полезным это будет при посещении торжественных мероприятий.

Многие из нас, попадая в дорогой ресторан или присутствуя на важной деловой встрече чувствуют себя неловко. Это происходит из-за того, что мы точно не знаем, как правильно себя вести. Основные правила этикета позволят тебе не упасть лицом в грязь в любой ситуации.

Правила поведения в обществе

Никогда не приходи в гости без звонка. А если тебя навестили без предупреждения, можешь позволить себе быть в халате и бигуди.


Если ты принял приглашение, прояви пунктуальность - не стоит говорить знаменитое «могу слегка опоздать». Приходи вовремя. Больше чем на полчаса может опоздать только очень важная персона или звезда: они, как известно, не опаздывают, а задерживаются.


Приходя в гости или на вечеринку, всегда лучше иметь под рукой подарок. Он не обязательно должен быть дорогим. Беспроигрышные варианты - вино и десерты. Если в доме есть маленькие дети, захвати что-нибудь и для них.

Формат приветствий при входе - поцелуи, объятия, рукопожатия или иные знаки уважения - определяют гости более старшего возраста. Кто бы ты ни был - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайся первым.

За столом действуют обычные правила. Ешь в том же темпе, что и остальные.

Определенных неудобных тем для разговора лучше избегать. Считается, что нельзя говорить о зарплате, политике, здоровье, религии. Удачные темы для непринуждённой беседы: спорт, погода, кулинария, домашние животные, искусство, наука, путешествия и тому подобное.


Во время еды положи салфетку на колени, а после - слева от тарелки. В свою очередь столовые приборы оставь на тарелке, а не на столе.


Не клади смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, ты показываешь, насколько важную роль в твоей жизни играет этот гаджет и насколько тебе неинтересна происходящая рядом беседа. Лучше вообще не использовать телефон во время ужина.

Всегда включай беззвучный режим или вовсе отключай телефон в театре, библиотеке, кино, на лекции. Если тебе нужно сделать или принять звонок, отойди на два-три метра в сторону, чтобы не мешать беседе друзей.


Принимая гостей, проследи, чтобы размер стола соответствовал количеству пришедших. Скатерть должна быть безупречной.Посуда должна быть из одного набора. Стоит подобрать все тарелки и прочие предметы по материалу и цветам.

Если в меню 2 типа блюд и 2 принципиально разных вина, поставь каждому гостю по дополнительному бокалу. Не забудь и о стаканах для воды.

Если кто-то пришёл к тебе впервые, сначала покажи гостю, где можно вымыть руки и привести себя в порядок, а затем пригласи в гостиную.

Если среди гостей есть незнакомые люди, их обязательно нужно представить друг другу. При знакомстве представляют: мужчину - женщине, младших по возрасту и положению - старшим, пришедших позже - уже присутствующим. При этом человек, которому ты представляешь незнакомца, упоминается первым, а тот, кого ты представляешь, - вторым.

Представительницам прекрасного пола не рекомендуется проверять или наносить макияж во время беседы или за столом, а мужчинам - расчесывать волосы, трогать прическу или бороду.Не забывай благодарить! Скажи «спасибо» хозяину и, по возможности, остальным, с кем вы беседовал, за интересный разговор. Хозяину стоит поблагодарить всех гостей, упомянув, что именно их приход сделал это мероприятие особенным.


Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Правила этикета достаточно просты и основываются на здравом смысле. Ты проявляешь их по отношению к другому человеку, он проявляет их по отношению к тебе. Таким образом выигрывают все.
И напоследок - Джек Николсон о правилах хорошего тона: «Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».

В современном обществе важно иметь хорошие манеры, уметь правильно вести себя в разных жизненных ситуациях. Этикет имеет множество особенностей и является сложной наукой. Главная тонкость – нет четко прописанных норм поведения, все зависит от обстоятельств, времени и места. Правила этикета между мужчиной и девушкой сделают общение более приятным, а хорошие манеры помогут оказать психологическое влияние на партнера.

Что такое правила этикета

Понятие произошло от французского слова «etiquette», что означает совокупность общепринятых правил поведения, знание основ вежливости. Существует несколько основных видов этикета:

  • умение подать себя: формирование гардероба, уход за внешностью, физическая форма, жесты, позы, осанка;
  • речевая форма: умение говорить комплименты, приветствия, благодарности, манера речи;
  • столовый этикет: умение принимать пищу, знание норм сервировки, манеры за столом;
  • поведение в обществе: как вести себя в офисе, магазине, на выставке, в музее, ресторане, театре, суде;
  • деловой этикет: отношения с начальством, коллегами, деловые переговоры.

Правила хорошего тона для мужчин

Если представителю сильного пола дорога репутация в социуме, он всегда будет соблюдать умеренность в одежде. Шорты и футболки уместны на семейном ужине или во время загородного отдыха. Для неформальной обстановки подойдет спортивная или классическая одежда, а для деловых встреч требуется галстук и пиджак. Что касается хороших манер, то воспитанного мужчину не затруднит вежливый кивок в ответ на приветствие даже малознакомого человека. Как следует общаться с женщиной, начальством, родственниками будет рассмотрено ниже.

Современный этикет для женщин

Первое правило для женщины – это тактичность в любых ситуациях. Уроки этикета предполагают вести себя уважительно со всеми, будь то соседка, деловой партнер или уборщик подъезда. Если женщина любить шутить, то следует четко определять, в какой ситуации можно позволить шутку, а с кем нужно быть серьезной. Необходимо соблюдать культуру общения с противоположным полом. С мужчинами незнакомыми и знакомыми не следует флиртовать, заигрывать и строить глазки – это нарушение этикета. Вежливость предполагает простое общение без интриг, сплетен и слухов.

Нормы этикета для детей

Правила поведения в обществе существуют и для детей. От знаний, которые ребенок получит в детстве, будет зависеть дальнейшая успешность, карьера, окружение. Самые простые приемы освоения правил этикета – это чтение сказок, просмотр мультфильмов, использование настольных игр по данной тематике, напевание песен. Основное правило вежливости для ребенка – это уважение ко всем без исключения взрослым, детям, животным. Из этого уже плавно вытекают и все остальные.

Как вести себя в обществе

Основной свод правил этикета для мужчин и женщин:

  1. Не приходить в гости без звонка. Только если вас без предупреждения навестили, можно позволить себе встретить человека в домашней одежде.
  2. Не ставьте сумку на стул или на колени. Объемный рюкзак можно повесить на спинку стула. Барсетка или маленькая сумочка ставится на стол, а если мужчина носит портфель, то его надо оставлять на полу.
  3. При знакомстве называть свое имя первым, если предстоит общение с группой лиц. Подавать следует только правую руку.
  4. В автомобиль пассажиру нужно садиться на заднее сидение. Самым престижным считается место, расположенное за водителем.

В общении с людьми

Типичный день для современного человека включает в себя много ситуаций, при которых проверяется культура поведения и манера держаться: общение в магазинах, в общественном транспорте, знакомство с коллегами, правила речевого этикета на официальных приемах и прочее. Что касается первой встречи с человеком, то впечатление создается от того, насколько собеседник умеет представляться. В повседневном этикете первыми знакомятся младшие по возрасту или мужчины. Чтобы произвести приятное впечатление, следует всегда начинать общение с улыбки.

Как девушка должна вести себя с парнем

Современный этикет для девушек предусматривает знание элементарных правил поведения с противоположным полом. При первой встрече с мужчиной не стоит ему бросаться на шею, будет уместно просто протянуть руку. На свидании нужно вести себя легко и непринужденно, шутить и улыбаться, но не обижаться. Нельзя не рассказывать мужчине о своих недостатках или неудачных опытах отношений на первой встрече. О достоинствах тоже не надо кричать, можно указать о них, но вскользь.

Основы этикета

Правила культурного поведения просты: культура речи, которая имеет стилистическую и грамматическую направленность, ухоженный внешний вид, внимательность по отношению к собеседнику, умение оказать услугу нуждающемуся, выслушать говорящего. Норма знакомства и последующего общения является условной, поэтому носит характер неписаного соглашения о том, что является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен знать и соблюдать правила этикета, понимая их необходимость для общества.

Хорошие манеры

Воспитанного человека сразу выделяют из толпы. Его отличают знание этикета и определенная манера поведения: интонация голоса, употребляемые в речи выражения, походка, мимика, жестикуляция. Это сдержанность, скромность, умение контролировать эмоции, поступки, слова. Чтобы соответствовать понятию светского воспитанного человека, необходимо знать и соблюдать определенные правила, которые считаются обязательными в приличном обществе:

  • здороваясь, женщина первая подает руку мужчине;
  • мужчины приветствуют стоя всех без исключения;
  • при представлении гостя другим людям (при знакомстве) называют его имя, фамилию, отчество (во время делового общения – профессию);
  • в гости не приносят плохого настроения, а если присутствуют негативные эмоции, то от визита следует отказаться;
  • нельзя позволять детям вмешиваться в разговор взрослых, прерывать старших, шептать на ухо;
  • чужим детям в присутствии их родителей замечания не делают;
  • делая подарки людям, следует соблюдать такт, принимая во внимание пол, возраст, профессию.

Умение одеваться

Правила этикета обязывают не только знать правильную манеру приветствия знакомых и незнакомых людей, уметь поддерживать светскую беседу и придерживаться приличий в поведении, но и правильно носить одежду, соответствующую случаю. Ничто так не бросается в глаза, как пестрые вещи. К разряду неуместных для мужчины вещей относятся вышитые рубашки, вульгарные костюмы, слишком яркие галстуки. Деловая одежда должна быть в меру модной. Утром разрешено надевать жакетную, сюртучную или пиджачную пару. Цвет должен соответствовать сезону: летом – светлый, зимой – темный.

Умение со вкусом одеваться – первый признак воспитанности женщины. Энциклопедия этикета содержит круг правил, относящихся к одежде, соблюдение которых отличает настоящую леди. Женская одежда должна соответствовать характеру работы. Имидж, допустимый для дома моделей, будет недопустим в маклерской конторе. Бизнес леди для делового обеда или конференции не подойдет слишком короткая юбка или глубоко декольтированная блузка. Если встреча будет в курортной гостинице или клубе, необходимо взять несколько нарядов, которые будут подходить для разных ситуаций.

Как правильно подать себя

Еще несколько общепринятых норм этикета:

  • ходить надо с прямой осанкой, подтянутым животом и выпрямленными плечами;
  • нормы общения, касающиеся приветствий, включают в себя вежливые слова, но они не всегда корректны, к примеру, «добрый день» не стоит говорить человеку с расстроенным лицом;
  • даже незнакомые мужчины должны помогать дамам входить в помещения, придерживая входную дверь;
  • слово «пожалуйста» должно звучать при любой просьбе;
  • перед тем как попрощаться с собеседником, следует сначала для этого подготовить: « к сожалению, уже поздно», а потом сказать слова благодарности или комплимент (если это женщина).

Правила этикета при общении

Должны соблюдаться правила этикета при общении женщин и мужчин. Представитель мужского пола должен следовать слева от спутницы и первым заходить в ресторан. Если дама приветствует знакомых, кавалер тоже должен с ними поздороваться, даже если люди ему незнакомы. Без одобрения женщины мужчина не имеет права ее касаться. Разрешается только в моменты помощи (посадка в авто, переход через дорогу). Курить в присутствии другого человека, независимо от пола, можно только с разрешения собеседника.

Существуют определенные правила речевого поведения. Так, если вас оскорбили в присутствии других людей, не стоит поддаваться на провокации. Встаньте и покиньте место происшествия. Нельзя спрашивать у собеседника сведения о его материальном благополучии, любовных связях и других личных вещах. Если приглашаете делового партнера на встречу, не нужно забывать о пунктуальности. Особое уважение следует проявлять к людям, которые проявили щедрость или пришли к вам на помощь в трудную минуту – они не обязаны были этого делать.

Разговорный этикет

Правила учтивости существуют при любом разговоре. Речевое поведение подразделяется на письменную и устную форму, при этом первая имеет более строгие правила. Выделяют несколько видов разговоров: деловой, официальный, неформальный. Устная форма имеет более простые правила, к примеру, вместо речевого приветствия можно обойтись кивком головы. Умение вести вежливую речь – это говорить собеседнику только те вещи, которые сам хотел бы услышать. Базовые принципы разговора – правильность, краткость, точность, уместность.

Как общаться с собеседником по телефону

Соблюдение правил сетевого этикета должно быть и во время общения по телефону. В процессе разговора надо внимательно следить за интонацией, поскольку собеседник не видит вашего лица и может неправильно понять смысл сообщения. Не стоит заставлять ждать звонившего человека, максимальное время поднятия трубки достигает шести гудков. Бросаться к телефону тоже не надо – отвечать лучше после третьего гудка. Принято называть собеседника по имени, если он знаком. Если нет, то желательно представиться первым.

Хорошие манеры и деловой этикет

К основным нормам поведения относятся правила делового общения. Но не только речевая составляющая важна при контакте с партнерами, язык тела тоже играет немаловажную роль. Например, разговаривая, не надо расставлять ноги широко, держать руки в карманах или горбиться. Не приветствуется и излишняя жестикуляция – чтобы не смущать собеседника жесты должны быть сдержанными. Уделяйте внимание личному пространству человека – дистанция должна быть не меньше размера вытянутой руки.

Правила домашнего этикета

Члены семьи должны особенно быть вежливыми друг с другом. Чтобы сохранить теплые отношения, надо постоянно следить за психологическим климатом, искренне радоваться успехам близких, не переходить на оскорбления во время ссор, использовать для общения слова «извини», «спасибо», «доброе утро» и прочие. Необходимо уважительно относиться к старшему поколению и не читать личные записи своих детей без разрешения.

Как вести себя за столом

Главное правило поведения за столом – нельзя жевать с отрытым ртом. Разговаривать тоже нежелательно, особенно, когда пережевывается пища. Прежде чем положить к себе в тарелку часть из общего блюда, сначала надо предложить его остальным присутствующим. Не стоит подавать собственную тарелку первым, а дать возможность сделать это гостям или старшим членам семьи. При сервировке стола возле каждого блюда кладут общие столовые приборы. Суп необходимо подавать в специальных тарелках от сидящего человека справа.

Этикет в гостях

Принимать друзей и ходить к ним гости – хорошая практика этикетной формы знакомства. Для приема считается лучшим временем – ужин, но приглашать людей надо заранее, чтобы они смогли подкорректировать свои планы. Форма одежды может быть неформальной. Согласно этикету, незнакомому гостю называют всех присутствующих по именам только после его собственного представления. В дружеской компании можно пропустить подачу основного блюда, но при деловом ужине это недопустимо. Важно уметь пользоваться столовыми приборами разного вида, даже если хозяева других национальных традиций.

Видео