План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы. Конспект НОД в средней группе детского сада


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №67

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.

Составила воспитатель гр 6 1 квалификационная категория

Ибрагимова Н. Н.

Г. Ангарск 2015 г.

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Форма проведения: литературно – художественная гостиная.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).

Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».

Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. (Вводный этап)

В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.

2 часть. Основная. (Основной этап).

В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них».

В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.

2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? («Снегурочка»).

3. Чтение сказки.

В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»? (словарная работа).

Выразительное чтение сказки с показом слайдов.

Русская народная сказка «Снегурочка»

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

  • А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега
    дочку сделаем.
  • Давай, - говорит старуха.
  • Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

  • Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая
    невеселая стала? Иль тебе неможется?
  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

  • Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
    Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!
  • Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
  • А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
  • Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они - а Снегурочки нет.

Стали они кликать ее:

Ау, ау, Снегурочка!

Только эхо им в лесу откликнулось.

Беседа по содержанию:

Понравилась сказка?

Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

Какой получилась у стариков доченька?

Красивая?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка, вот какая.

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).

Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

4. Подвижная игра «Заря – заряница».

В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.

5. Игра «Переводчики».

А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)

А есть те слова, которые не понятны?

Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

Грустный конец у этой русской народной сказки?

А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)

А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

А как?

Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

6. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.



На тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы
(разработан в соответствии с тематической неделей «Домашние животные»)
Составитель:

Воспитатель подготовительной группы
Катайск, 2013г.
Цель НОД: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Вид деятельности: Интегративная (коммуникативно-познавательная). Восприятие художественной литературы, продуктивная.
Форма проведения: Фронтальная.
Задачи НОД: Чтение художественной литературы.
Интеграция (образовательные области): познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Задачи по образовательным областям:
Чтение художественной литературы: Воспитывать желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему. Развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа.
Познавательная: Расширять кругозор детей, развивать умение слушать. Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Коммуникация: Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать слуховое внимание. Обогащать и активизировать словарь детей.
Социализация: Формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь.
Физическая культура: Воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать умение согласовывать движения с речью.
Художественное творчество: Закреплять умение рисовать и закрашивать их в пределах контура. Развивать у детей навыки работы с кистью и красками.
Предполагаемый результат: Полный ответ каждого ребёнка на вопрос воспитателя. Умение детей последовательно передавать литературный текст.
Умение слушать сверстника.
Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.
Предварительная работа: Чтение произведений К. Ушинского. Подготовка с детьми рассказа об К. Д Ушинском. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К. Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К. Ушинского.
Оборудование: портрет и выставка книг, заготовки контуров лошадей, восковые мелки, цветной зелёный и жёлтый картон, колечки Су-Джок, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».
Методы: Наглядные, словесные, практические.
Приёмы: Показ, загадка, речевое общение, поощрения, вопросы, сообщения детей об авторе.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
2. Выставка книг Ушинского.
- Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома, много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто автор этих книг?
- Ребята, вы узнали кто это?
3. Рассказ об Ушинском.
- Сегодня девочки Вера и Лиза Тюкалова приготовили для нас рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.
Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы. Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком.

Учился на хорошо и отлично. (Вера)
После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. (Лиза)
- Ребята, какие произведения вы знаете? О ком эти произведения?
- Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
4. Сюрпризный момент.
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это – резвая...(Лошадка)
5. Словарная работа.
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома , избы, а также сама крыша, кровля , обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
6. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
7. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
8. Разбор прочитанного.
- О ком эта сказка?
- Кем был для Уседома Догони-Ветер?
- Что однажды приключилось с купцом?
- Кто спас Уседома?
- Что обещал хозяин своему коню?
- Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
- Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?
- Как чувствовал себя Догони-Ветер? (Одиночество.) /Как вы понимаете слово «одиночество»?/
«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
- Чем закончилась сказка?
- Вот какой у нас получился пересказ «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?
9. Пословицы о дружбе, доброте.
- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».
10. Пальчиковая гимнастика «Скакала лошадка»
Скакала лошадка
По полю, по полю.
Скакала лошадка
На воле, на воле.
Скакала лошадка,
И ветер летел, за быстрой лошадкой
Угнаться хотел!
Су-Джок с мизинчика и разминайте пальчики от кончиков к ладошке:
Скакала лошадка
Вдоль маленькой речки.
Бежали за нею (безымянный)
Толпою овечки.
По мостику стала (средний)
Лошадка бежать
За ней лягушата (указательный)
Решили скакать!
Лошадка, лошадка, (большой)
Довольно скакать,
Всем вместе приходит
Пора отдыхать!
11. Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лошадка, вам нужно определить её масть и раскрасить, работать будем восковыми мелками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в специальный большой загон для лошадей, где они могут пощипать зелёную травку. Вы удивитесь и спросите, какая же может быть травка? Ведь кругом лежит снег, но, ведь наши лошадки особенные, и загон для них мы подготовили заранее, в нём всегда найдётся достойный корм для всех лошадей.
Работа с восковыми мелками. Раскрашивание лошадок.
Составление коллажа «Лошадиная ферма».
12. Рефлексия.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»
- Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО"

Средняя группа

ЦЕЛЬ: Продолжать работу по формированию у детей интереса к книге.

ЗАДАЧИ: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; отвечать на вопросы по содержанию сказки словами и фразами из текста. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: вводить в активный словарь детей уменьшительно-ласкательную форму существительных.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: презентация картинок - коса, косарь, кузница, кузнец, хозяйка доит корову.

Рассматривание бобов, сортировка бобовых - горох, фасоль, бобы. Чтение русских народных сказок, выставка книг в книжном уголке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная беседа: - Ребята, вы любите читать книги?

Какие произведения вам больше нравятся? (рассказы, стихи, сказки)

Если любите сказки, то легко угадаете героев. (показываю иллюстрации книги " Из какой мы сказки ")

К нам пришёл сказочный герой. угадайте, какой?

ПТИЦА ХОДИТ ПО ДВОРУ,

БУДИТ ДЕТОК ПО УТРУ.

НА МАКУШКЕ ГРЕБЕШОК,

КТО ЖЕ ЭТО?

(ПЕТУШОК)

Показываю игрушку-петушка:

Полюбуйтесь, какой красавец! Петя-петушок, мы про тебя потешку знаем.

Пальчиковая гимнастика:

ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ, дети сжимают и разжимают кулачки

ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ!

КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ хлопают в ладоши, затем кулачками

КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ!

МОЛОТОК ТУК-ТУК, правым кулачком бьют по левой ладошке,

МОЛОТОК ТУК-ТУК! левым кулачком бьют по правой ладошке

ПОМОГАТЬ ИДЁТ ПЕТУХ! указательным и средним пальцами "идут" по коленям

Ребята, а в каких сказках мы встречали петушка, кто помнит?

("Зимовье зверей", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса")

Послушайте ещё одну сказку. Называется она "Петушок и бобовое зёрнышко"

Показываю книгу, титульный лист, читаю сказку.

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

Понравилась сказка?

Кто помнит, как она называется?

Что случилось с петушком?

Почему такая беда приключилась?

Кто помогал петушку?

Чему учит нас сказка? Как надо вести себя во время еды?

Молодцы, вы правильно поняли сказку и запомнили её содержание.

ФИЗМИНУТКА "ПЕТУШОК"

ПЕТЯ, ПЕТЕНЬКА, ПЕТУХ! идут по кругу, взявшись за руки

ЧТО ЗА ПЕРЬЯ, ЧТО ЗА ПУХ! в круг лицом, бьют руками по бокам

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕСЬ, ЦВЕТНОЙ, идут по кругу, руки сцепить в замок за спиной

И КРИЧИТ, КАК ЗАВОДНОЙ! остановиться, повернуться лицом в круг

КУ-КА-РЕ-КУ!

Повторное чтение сказки, рассматривание иллюстраций на интерактивной доске.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"

Ребята, вы обратили внимание, как много в сказке "ласковых" слов: хозяюшка, коровушка...

Становитесь в круг, поиграем с вами в игру "Назови ласково". Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы будете возвращать мне его вместе с " ласковым" словом.

ЗАДАЧИ:

Закреплять знания о признаках осени;

Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;

Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове;

Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой осенью, отгадывание загадок по теме, рассматривание осенних листьев с разных деревьев, разучивание имитационных движений, прослушивание музыкальных произведений об осени.

ОБОРУДОВНИЕ: ИКТ, иллюстрации с осенними пейзажами (разными по настроению), рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», музыка Чайковского «Времена года. Осень»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель вносит кленовый листок в группу и говорит, что нашла листок на улице перед входом в детский сад, но этот листок необычный: кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку…

Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья.

С севера туман ползет,

Тучи грустные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся милый друг,

Что за время года?...

Дети отвечают: Осень

Воспитатель обращает внимание на тропинку из листочков и говорит:

Ребята, посмотрите, на что это похоже выложенные листочки…

Дети отвечают.

Правильно, вы знаете, что дорожка, которая ведет в лес называется тропинка. Давайте, отправимся по этой тропинке в гости к ОСЕНИ (дети змейкой проходят к ИКТ)

На ИКТ изображена девушка в наряде осени, которая встречает их в лесу, Приветствуя их (демонстрируется слайды с осенними пейзажами и сезонными изменениями) дети отправляются в путешествие в осенний лес, звучит мелодия Чайковского «Времена года. Осень»

После просмотра звучит музыка дождя…

В.:-приглашает на физкультминутку

Физкультминутка:

Меж еловых мягких лап Дети поочередно то поднимают,то опускают руки перед собой Дождик тихо кап,кап, кап! ладонями вверх

Где сучок давно засох, Медленно приседают с опущенными прижатыми к корпусу

Вырос серый мох, мох, мох! руками. кисти рук слегка отведены в стороны, ладони смотрят

Вниз

Где листок к листку прилип, Дети медленно поднимаются, держась, руками за голову, как за шляпку

Появился гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзей? Стоят прямо,пожимая плечами.

Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой

В.: Ребята, занимайте в лесу удобные места на пенечках. Вы наблюдали за изменениями, которые происходят в природе осенью. Что давайте их вспомним и назовем.

Дети отвечают.(меняют цвет листья и опадают на землю, солнце меньше греет, часто идет дождь, дует холодный сильный ветер, птицы улетают в теплые края, поспевают урожаи грибов и ягод, дикие животные делают запасы на зиму).

В.: Осень можно изобразить не только с помощью красок, не только с помощью музыки и движений, но также с помощью слов, как это делают поэты, вот послушайте сами стихотворение об осени.

Дети отвечают.

В.: Послушайте стихотворение И. Мазнина «Осень». Подумайте, о каком периоде осени говорится в этом стихотворении.

ОСЕНЬ

Что ни день-то резче вечер

Рвет в лесу листву с ветвей …

Что ни день-то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко как-будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед. И. Мазнин

После чтения стихотворения воспитатель задает вопросы.

В.:-О каком периоде осени написал стихотворение поэт? Почему вы так думаете?

Как об этом говорится в стихотворении?

Дети отвечают.

В,:- Вспомните, как говорится о ветре. Что он делает? Как вы понимаете эти слова? Что сказано о солнышке?

Дети отвечают. Воспитатель повторно читает стихотворение.

В.:-Как вам кажется, какое это стихотворение по настроению?

В.:-Как его надо рассказывать?

Дети отвечают.

Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание.(в дальнейшем заучиваем стихотворение).

Воспитатель: А теперь давайте стихотворение, которое мы учили попробуем рассказать ОСЕНИ.

Дети отвечают.

Осень благодарит детей и уходит дальше украшать деревья в лесу.

В.: Ребята, и нам с вами пора возвращаться по тропинке в детский сад,чтобы всем рассказать о нашем увлекательном путешествии.

Вернувшись в детский сад воспитатель предлагает вспомнить то, что увидели и услышали дети во время путешествия.

План - конспект

по восприятию художественной литературы и фольклора.

(Подготовительная к школе группа)

Составил

воспитатель ГКОУ для детей- сирот

Петрова С.И.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение: К.Ушинский «Слепая лошадь»

И. О.О.: Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

ОО Речевое развитие»

1.Формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

2. Учить детей внимательно слушать литературное произведение;

3.Формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;

4. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;

5. Развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;

ОО «Социально - коммуникативное развитие»

1. Воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;

2. Выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.

ОО «Физическое развитие»

1. Формировать потребность в двигательной активности.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание художественной литературы с сказками, рассказами К.Д.Ушинского

Словесные: загадки, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

Практические: динамическая пауза.

Материалы и оборудование: портрет и выставка книг К. Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, карандаши, презентация с иллюстрациями к сказке.

Словарная работа.

Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Логика образовательной деятельности

I ч. Оргмомент

Вос-ль загадывает загадки о книге и о том, где живут книжки.

Предлагает посетить групповую библиотеку, выставку книг

К. Д. Ушинского.

Задает вопросы: «Какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете?», « О ком эти произведения?», «А что объединяет все эти книги?»

Отгадывают загадки.

Рассматривают книги.

Отвечают на вопросы.

Мотивация детей к предстоящей деятельности.

Выяснение о начальных представлений детей о книгах К.Д.Ушинского.

II ч. Рассказ о К.Д. Ушинском.

Вос-ль кратко знакомит детей биографией К.Д.Ушинского.

Задает вопросы.

Вос-ль предлагает познакомиться с еще одним произведением К.Д.Ушинского

«Слепая лошадь»

Слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Соглашаются.

Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского.

Проявление интереса.

Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы взрослого

III ч. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».

Вос-ль читает сказку.

Дети слушают сказку.

Формирование умения слушать новое литературное произведение.

IV ч. Динамическая пауза

Организовывает динамическую паузу

« Конь меня в дорогу ждет».

Выполняют движения в соответствии стихотворному тексту.

Активизация двигательной активности.

V ч. Беседа по содержанию

Задает детям вопросы по содержанию сказки К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»

Отвечают на вопросы по содержанию сказки.

Формирование навыков анализа худ. произведения с точки зрения его жанра;

Развитие умения делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение.

VI ч. Рефлексия

Задает вопросы.

Предлагает вспомнить, какие пословицы дети знают о дружбе, доброте, о честности.

Знакомит еще одной пословицей «Друга ищи, а найдешь, береги!»

Отвечают на вопросы.

Дети рассказывают пословицы.

Знакомятся с новой пословицей.

Формирование умение отвечать на вопросы.

Развитие памяти. Воспитание доброты, чуткости, сострадания.