Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. "Дикий помещик": цитатный план произведения М


  • Всякому безобразию свое приличие.
  • Громадная сила – упорство тупоумия.
  • Мужик везде есть, стоит только поискать его.
  • Нет на свете милее доброй души человеческой.
  • У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте.
  • Человек без ума в скором времени делается игралищем страстей.
  • Литература изъята из законов трения. Она одна не признает смерти.
  • Ничем не ограниченное воображение создает мнимую действительность.
  • Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена - переходные.
  • Талант сам по себе бесценен и приобретает окраску только в применении.
  • Многие склонны путать понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство".
  • Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
  • В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
  • Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
  • При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются.
  • Не к тому будь готов, чтобы исполнить то или другое, а к тому, чтобы претерпеть.
  • Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
  • Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать.
  • Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
  • Нет задачи более достойной истинного либерала, как с доверием ожидать дальнейших разъяснений.
  • Благонадёжность - это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость.
  • Есть легионы сорванцов, у которых на языке "государство", а в мыслях - пирог с казенной начинкою.
  • Самые плохие законы - в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет.
  • Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.

«И начал он жить да поживать… »
«Ну, пускай себе до поры до времени так постоит! »
«…лешего какого-нибудь нелёгкая принесла! »
«…кишмя кишат»
«…с сумой по миру… »
«…а он уж тут как тут… »
«…как на грех… »
«…на своих двоих… »
«…сказано - сделано»
«Жил – дрожал, и умирал - дрожал»

Анализ сказки "Коняга" Салтыкова-Щедрина

В сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело.
Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных слоев, то его произведения не пустили бы в печать из-за цензуры, а, благодаря эзопову языку, он добился очень трогательного и естественного описания сословий. Что такое эзопов язык? Это особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому часто обращалась художественная литература, лишенная свободы выражения в условиях цензорского гнета. В сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга» широко используется этот прием, который позволяет обличить действительность и служит средством борьбы с ущемлением прав низших слоев общества политическими деятелями. В этом произведении показана тяжелая, даже безобразная, жизнь русского народа. Сам Салтыков-Щедрин сочувствует крестьянам, но он все равно показывает эту ужасную картину нищенского образа жизни.
Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь.
Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое.
Проблема народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.

Анализ сказки "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету "Весть"и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести". Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ".

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что"с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл". Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит. "

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано", "мужицкие портки"и т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

Дикий помещик.

Сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина о помещике который «помолился, чтобы бог избавил его от мужиков от которых дух был нехорош». Бог внял его мольбе, и мужики исчезли, после чего помещик едва не погиб с голоду.

Диктатура пролетариата не есть окончание классовой борьбы, а есть продолжение ее в новых формах.

Ленин. Предисловие к речи об обмане народа лозунгами свободы и равенства, 23 июня 1919 г.

«Диктатура сердца».

Так называлась короткая эпоха неограниченных полномочий, вверенных министру Александра II М. Т. Лорис-Меликову (1825-1888) после покушения на взрыв Зимнего дворца, устроенного Степаном Халтуриным. Назначенный главным начальником «Верховной распорядительной комиссии» для борьбы с крамолой, получив под свое начало даже Третье отделение (охранку), Лорис Меликов в своем воззвании к жителям Петербурга, наряду с угрозами расправы за «крамолу», призывал к «поддержке общества», вызвав этим обычные иллюзии либералов. 1 марта 1881 г. (убийство Александра II) положило конец «диктатуре сердца».

Дистанция огромного размера.

Скалозуб о Москве, в «Горе от ума» (действ. 2-е, явл. 5-е).

Для бедной Тани
Все были жребии равны.

«Евгений Онегин» Пушкина, гл. 8-я, строфа 57-я.

Для вдохновенья, для звуков сладких и молитв.

См. Не для житейского волненья.

Для войны нужны три вещи: деньги, деньги, и опять-таки деньги.

По сообщению итальянского автора Лодовико Гвичардини, эти слова были произнесены маршалом Тривульцио (1448-1518) в ответ на вопрос Людовика XII, какие приготовления нужны для завоевания Миланского герцогства. Первоисточником этой фразы ошибочно считается Наполеон I.

Для вящшей славы божией.

См. К вящшей славе божией.

Для камердинера нет героев.

Обычно цитируется в такой форме: «Ни один великий человек не был уважаем своим камердинером». В одном из «Опытов» знаменитого французского философа Монтеня (1533-1592) сказано: «Мир считает чудом иных людей, в которых их жена или слуга не видят ничего замечательного». Царь Македонии Антигон I Гонат (320-239 г. до нашей эры) в ответ на преподнесенное ему раболепное стихотворение, где он именовался «сыном солнца» и «богом», сказал: «Об этом мой камердинер ничего не знает».

Для сердца прошедшее вечно.

Из стихотворения «Теон и Эсхин» В. А. Жуковского (1783-1852).

«Для усмирения тишины».

Таково было провиденциальное назначение полицейских в царской России. Выражение стало крылатым после процесса о волнениях на одном из рудников Донецкого бассейна в 1908 г. Так выразился один из свидетелей по делу.

Дно.

См. На дне.

Дню вчерашнему забвенье,
Дню грядущему привет.

Из стихотворения И. С. Аксакова «Приветствие» (1858).

Добей его!

См. Pollice verso.

Добро б мечты, добро бы страсти
С мятежной прелестью своей
Держали нас в могучей власти,
Сбивали нас с прямых путей…

Стихотворение И. С. Аксакова (1823-1886).

Добродетельный самаритянин.

Образ заимствован из притчи Иисуса в 10-й гл. евангелия от Луки. Цитируется также в форме: «милосердный самаритянин».

Добру и злу внимая равнодушно.

См. Так точно дьяк, в приказах поседелый.

Добрый гений.

Построено по выражению «добрый ангел» из библии (5-я глава книги о Товии).

Добрый Пастырь (добрый пастух).

Из 10-й главы евангелия от Иоанна.

Доверенность великая
К бескорыстному труду.

См. Необузданную, дикую.

Доверие, эпоха доверия.

Так назывался краткий период (осень-зима 1904/05 г.), когда министром внутренних дел правительства Николая II был назначен кн. Святополк-Мирский; он объявил, что намерен работать в атмосфере «доверия к обществу» (!), и дал кое-какие поблажки в смысле разрешения нескольких левых газет («Сына отечества», «Наших дней» и др.). Политика «доверия» вызвана была неудачами на фронте русско-японской войны и ростом революционного движения. После 9 (22) января 1905 г. речи о «доверии» прекратились.

Довести революцию до логического конца.

Ленин, «Две тактики» (1905).

Довлеет дневи злоба его.

Из 6-й главы евангелия от Матфея. «Злоба», славянское выражение, употреблено в смысле «интереса», «задачи».

"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету "Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Только одно беспокоило помещика: "...Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!" Только ничем Бог ему помогать не стал. Решил тогда помещик ответ на вопрос искать в газете "Весть". А там написано: "Старайся!

" "И начал он стараться". Штрафы стал брать с мужиков, а если курица крестьянская к нему во двор забредет, он ее "по правилу, в суп". "Моя вода!", "Моя земля!" - кричит помещик людям. Совсем зажал крестьян и стали они тогда к Господу Богу молиться: "Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!

" Послушал Господь молитву мужицкую и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Стал тогда у помещика "воздух чистый". Обрадовался, решил театр у себя устроить. Приехал к нему актер Садовский "и актерок привез". Только ставить театр некому. И умыться гостям никто не подает. Уехал Садовский.

Решил тогда помещик с генералами в " пульку-другую сыграть!". Только поесть им никто не приготовит. Тогда и генералы ушли. Стал помещик сам раскладывать гранпасьянс.

Решил, если три раза выйдет, значит, он прав. И все у помещика вышло. Стал он тогда думать, как он "плодовый сад разведет", а потом и спать ложится. "А во сне сны еще веселее, нежели наяву, снятся. Снится ему, что сам губернатор о такой его помещичьей непреклонности узнал и спрашивает у исправника: "Какой такой твердый курицын сын у вас в уезде завелся?

" Потом снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали..." И тут к помещику приезжает сам капитан-исправник. Для него даже достал "два печатных пряника". Только исправник заставил помещика за каждого мужика подати платить. Ведь из-за него даже мяса на базаре нет.

И теперь помещика даже мышонок не боится. Понимает, "что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может". А в саду дорожки репейником поросли. Совсем одичал помещик, " ...

ногти у него сделались, как железные". Сам стал зайцев ловить. Решил с медведем подружиться. Говорит ему медведь: - Ты напрасно мужика этого уничтожил! - А почему так? - А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!

Затем поступила жалоба, что какой-то человеко-медведь чуть не задрал человека. И все решают, что это помещик. "Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд". А помещик "жив и доныне.

Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит".

Понравилась статья - ?

Вы прочитали материал на тему: Краткое содержание Дикий помещик Салтыкова-Щедрина М. Е.

16 Август 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится 1.Планирование расходов. Составлять план расходов на месяц. Не совершать покупок, если они отсутствуют Экономия нынче в моде, об Экономии говорит с трибуны президент страны, о том, что необходимо Экономить Трапляється, що фермер володіє відразу декількома ділянками землі, але вони маленькі й розрізнені.
  • На вопрос, не каждый ответит

      Тисячі років тому Земля була населена тваринами й рослинами, мало чим схожими на сучасні. Вони вимерли, але їхні сліди іноді можна зустріти у вигляді відбитків, кістяків, зліпків... Ці скам"янілості (або копалини залишки організмів) допомагають визначати відносний вік земних товщ і вивчати умови життя зниклих видів Зрештою, У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж