Что является главным в культуре. Сфера духовной культуры и ее особенности


Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

Введение

Культура как многоплановое понятие

Культура и культ

Заключение

Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Понятие культуры характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).

Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого сообщества.

Под ценностями культуры понимают основополагающие универсальные стандарты родовой человеческой деятельности, пронизывающие ее этическую (в аспекте добро - зло), эстетическую (красота - безобразное), религиозную (мысль о Боге), научную (истина - заблуждение), правовую и иные стороны.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Королев В.К., Бакулов В.Д., Драч Г.В., Круглов А., Мартынов В., Окладникова Е.А. и др.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть понятие культуры.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;

2.На основании теоретического анализа, систематизировать знания о материальной и духовной культуре;

3.Рассмотреть специфику понятий культура и культ;

4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, подходы к данной проблеме.

5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.


Культура – многоплановое понятие. Прежде всего культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только не помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура - это также усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.

Некоторые виды поведения могут быть результатом конкретных специфических обстоятельств жизни группы, зависеть от климата, географического положения, проявляться в момент опасности, открытия. Часто члены группы упорно сохраняют поведение, причина которого давно забыта. Такое поведение также является частью культуры.

По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой - как создание условий для элементов будущего действия.

Таким образом, культура - это то, что:

Разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;

Передается старшими членами группы младшим;

Формирует поведение (мораль, законы, обычаи).

В процесс человеческого развития общества и институты были созданы вокруг доминирующей деятельности, распространенной в определенном месте в определенное время. Ранняя человеческая культура, например, была организована вокруг охоты; до сих пор имеются племена, все еще живущие таким образом.

Затем господствующей тенденцией человечества стала стадия развития рабочей культуры, сосредоточенной вокруг сельского хозяйства; этот сельскохозяйственный образ жизни существует в прединдустриальных нациях.

В течение последних двух-трех сотен лет доминирующим стилем работы стал индустриальный, сосредоточенный вокруг фабричной системы и городского образа жизни.

В настоящее время считается, что происходит переход к постиндустриальной рабочей культуре, сосредоточенной на обработке информации и оказании услуг.

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная, или корпоративная, культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.

Национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране; организационная культура - культура корпорации, предприятия или ассоциации; рабочая культура - культура доминирующего вида деятельности общества; культура команды - культура рабочей или управленческой команды.

Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для конкретной группы. В некоторых культурах все члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном отношении; вместо этого подчеркивается роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сегментацию профессиональной деятельности.

Материальная и духовная культура

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир находящийся вне человека и культура как мир человека. Последнее также можно разделить на три группы: культура – мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мир духовной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

Уже здесь сложно отличить культуру материальную от культуры духовной. Н. Бердяев говорил о том, что культура всегда духовна, но вряд ли стоит оспаривать существование материальной культуры. Если культура формирует человека, то как можно исключить влияние на этот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовых вещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другой стороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным в материальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умрет вместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит о том, что любое противопоставление материального духовному и наоборот в сфере культуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры на материальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее по их влиянию на развитие личности.

Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.

Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм "Иметь или быть?" считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. "Иметь" – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому "быть" - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.

Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно "вкладывает" в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное.

Произведения материальной культуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная.

Слово «культура» имеет латинские корни и обозначает «возделывать почву». Какая же связь между земледелием и поведением человека, ведь именно к нему относятся широко используемые в русском языке фразы: речи, культурный человек, духовная культура личности , физическая культура. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое культура как общественное явление?

Действительно, связь «человек-природа» лежит в основе как сложного многообразного явления. Человек в природе нашел возможность для творческой реализации своих способностей. Деятельность человека по преобразованию природного мира, отражение природы в продуктах деятельности, влияние природы и окружающего мира на внутренность человека трактуется как культура.

Культура имеет некоторые отличительные свойства - преемственность, традиции, новаторство.

Каждое поколение несет в себе опыт культурного освоения мира предыдущих поколений, строит свою преобразующую деятельность на устоявшихся принципах, стилях, направлениях, и, как результат усвоения предшествующих достижений, рвется вперед, развивая, обновляя и совершенствуя окружающий мир.

Составные части культуры - материальная и духовная.

Включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением.

Духовная культура - это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Кроме того, говорят о видах культур. К ним относят:

Создается профессионалами, привелигированной частью общества; не всегда понятна широким слоям общества.

Народную культуру - фольклор -- создается неизвестными авторами, любителями; коллективное творчество.

Массовую культуру - подразумевают концертное, эстрадное искусство, воздействующее через СМИ.

Субкультуру - система ценностей определенной группы, общности.

Что такое культура поведения?

Это понятие определяет совокупность сформированных качеств личности, социально значимых, позволяющих основывать повседневные поступки на нормах нравственности и морали. Усвоение общечеловеческих ценностей позволяет регулировать собственную деятельность в соответствии с требованиями общества.

Однако можно констатировать тот факт, что понятие «культура поведения» и его нормы меняются в зависимости от состояния нравственности в конкретный исторический период развития обшества.

Например, всего двадцать лет назад гражданский брак и внебрачная сексуальная связь строго осуждалась в российском обществе, а сегодня в некоторых кругах считается уже нормой.

Что такое культура речи?

Культура речи - это соответствие речи нормам литературного языка. Насколько она необходима современному человеку, можно судить о возрастающей популярности учебных курсов. Высокий профессиональный уровень предполагает высокий уровень владения речевыми нормами.

Кроме того, индивидуальный уровень духовной культуры человека соответствует его культуре речи.Красивая, модная, вызывает восхищенные взгляды окружающих. Однако, стоит ей открыть рот, как поток нецензурных выражений обрушивается на слушателей. Духовная культура человека налицо.

Что такое культура общения?

Общение - феномен социального общества. Различают Умение продуктивно общаться, взаимодействовать через общение с окружающими людьми, партнерами, коллегами - социально значимое качество современного успешного человека.

Культура общения подразумевает связь трех компонентов.

Во-первых, общение связано с навыками восприятия другого человека, восприятия вербальной и невербальной информации (перцепция).

Во-вторых, большое значение имеет умение передать информацию, чувства партнеру по общению (коммуникация).

В-третьих, взаимодействие в процессе общения (интеракция) является решающим в оценке эффективности общения.

Культура - многоплановое, сложное понятие, характеризующее определенный уровень развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Лекция 5. Социология культуры

План

      Социологическое понятие культуры

      Основные элементы культуры

      Формы и разновидности культуры

      Развитие и Механизмы распространения культуры

      Культура как фактор социальных изменений. Теории культурно-исторических типов

Культура, Социальная культура, Культурнуя статика и Куль­турнуя динамика, Этноцентризм, Культурный релятивизм, Социальные ценности, Социальные нормы, Элитарная культура, Народная культура, Массовая культура, Доминирующая культура, Субкультура, Селективность, Культурный лаг, Культурная трансмиссия, Культурная аккумуляция, Культурная интеграция,

«…не существует единодушия в определении понятия культуры.

Но здесь можно выделить три основных момента этого определения.

Во-первых: Культура передается, она составляет наследство или

социальную традцию;во-вторых, это то, чему обучаются,

культура не является проявлением генетической

природы человека; и в-третьих, она является общепринятой»

Т. Парсонс

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) У европейских мыслителей 18 в. Культура приобрела духовный оттенок этим понятием стали обозначать духовное совершенство человека. В наше время содержание термина культура получило еще одно значение, которое привнесли в него антропологи. (Маргарет Мид и др.) Культура – это система убеждений и верований, выражающихся через язык, письменность, танцы, традиции, памятники материальной культуры.

в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.

В конце 70-х Моль выделил порядка 250 определений термина «культура». Впервые его применил Иоганн Гердер в «Идеи к философии истории человечества»

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом иссле­дования для самых различных научных дисциплин - философии, культурологии, истории, этнографии, со­циальной антропологии и др. Социологию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учеб­ной литературе.

Социальная культура - это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и пра­вил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Социологи и антропологи предложили множество опреде­лений человеческой культуры, отражающих различные направ­ления мысли. Э. Тайлор в своей «Первобытной культуре» (1871) дал классическое определение, согласно которому куль­тура включает в себя все способности и привычки, приобре­тенные человеком как членом общества. К. Клакхон (1967) считает: «Понятие культуры вызвано к жизни самой пластич­ностью человеческого существа. Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрог­раммированное поведение.

Л. Уайт определял культуру следующим образом: «Культу­ра представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помо­щью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, от­ношений, ценностей), выраженных в символической фор­ме» 1 . Американский культурный антрополог У. Гуденау по­лагал, что «культура общества состоит из того, что необходи­мо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы дей­ствовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые зна­чимые для них роли» 2 .

Культура формирует личности членов общества, тем са­мым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гирц (1973) называет культуру «системой регули­ рующих механизмов, включающей планы, рецепты, прави­ ла, инструкции... которые служат для управления поведени­ ем». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтан­ным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт». Ре­шительно порвав с функционализмом, Гирц заявил, что та­кие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, дол­жны рассматриваться не как отображение социальной струк­туры, но как отдельные символические системы. Он подхо­дит к культуре как к системе символов, и потому исследова­ние феноменов культуры приобретает характер поиска интерпретации этих символов.

При определении в самом общем плане, что такое культура, часто рассматривают ее как совокупность материальных и духовных цен­ностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической практики. Однако и здесь не все однозначно. Сущест­вует и такая точка зрения, что далеко не всякий материальный и духов­ный продукт, созданный людьми, охватывается понятием культура. Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общест­ва (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован. Поэтому в строгом плане понятие "культура" включает те духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвое­ны и разделяемы членами общества, а так же могут передаваться другим людям или последующим поколениям (60, с. 47, 48).

В современном значении термин "культура" весьма многозначен. Он несет большую семантическую нагрузку. Социологи находят, по мень­шей мере, пятьсот значений слова культура. Обратим внимание на са­мые основные значения, которые могут фиксироваться в этом понятии.

Под культурой следует прежде всего понимать:

Общее отличие человеческой жизнедеятельности от биоло­гической формы жизни;

Качественное своеобразие исторически-конкретных форм человеческой жизнедеятельности на различных исторических этапах, в различные исторические эпохи (античная культура, современная и т. д.)

специфику жизнедеятельности этнических и национальных культур (русская культура, американская культура и т.п.), определенный культурный тип;

специфику деятельности, поведения, сознания (мышления) людей в различных сферах общественной жизни (культура производственная, политическая культура и т. д.)

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции

6.2. Основные элементы культуры

(4.1). Эта сложно организованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

В 1959 году американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих для всех куль­тур элементов: возрастная градация, спорт, нательные укра­шения, календарь, соблюдение чистоты, общинная органи­зация, приготовление пищи, кооперация труда, космология ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, тол­кование снов, разделение труда, образование, эсхатология этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обы­чай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гиги­ена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завт­рак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправ­лении естественных надобностей, траур, музыка, мифоло­гия, число, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потреб­ности и сталкиваются с общими проблемами, которые ста­вит перед человечеством окружающая среда. Люди рождают­ся и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут со­вместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эф­фективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духов­ных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, восприни­мать и оценивать происходящее в определенном свете.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и куль­турную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая - развития культурных про­цессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: матери­альные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые - духовную.

Материальная культура - это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (ору­дия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа я т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, тра­диции, обычаи, обряды и многое другое - все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем - в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как лю­ди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм - это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культу­ры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки на­вязать тот или иной «образ жизни» и т.д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государствен­ной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий на­ционализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт , ни одна цен­ность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обще­стве - сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их само­бытность и значение.

Гирц считает, что в каждой куль­туре имеются ключевые слова-символы, значение которых открывает доступ к интерпретации целого.

От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наибо­лее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык - система знаков и символов, наделенных определенным значением. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязан­нее значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, т. н. этнический язык - конкретная реально существующая знаковая система, исполь­зуемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конк­ретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития обще­ства для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функ­ции - создание, хранение и передача информации. Высту­пая средством человеческого общения (коммуникативная фун­кция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Одним из признаков примитивного языка является отно­сительная многозначность. На языке бушменов «гоне» озна­чает «солнце», «жара», «жажда» или все это вместе (обраща­ет на себя внимание включенность значения слова в опреде­ленную ситуацию); «нени» означает «глаз», «видеть», «здесь». В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Но­вой Гвинеи) одно слово обозначает семь различных родствен­ников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры ма­тери отца, сына дочери сестры отца, сына сына" брата отца отца и сына сына сестры отца отца.

Одно и то же слово часто выполняет несколько различных функций. Например, у бушменов «на» означает «давать». Одновременно «н"а» является частицей, указывающей на да­тельный падеж. В языке эве дательный падеж также строит­ся с помощью глагола «на» («давать»).

Мало слов, обозначающих родовые понятия. У бушме­нов есть много слов для называния различных плодов, но нет слова для соответствующего общего понятия. Слова на­сыщены наглядными аналогиями. По-бушменски выраже­ние «к"а-та» - это «палец», но при буквальном переводе оно означает «голова руки». «Голод» переводится как «живот уби­вает человека»; «слон» - «зверь ломает деревья» и т. д. Дей­ствительный элемент включен здесь в само название объекта или состояния. Будучи исходным услови­ем образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет раз­нообразные функции, главная из которых - создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социаль­ное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. ее распространения. На­конец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

Какие же признаки характеризуют основные тенденции развития языка к более совершенным формам? Прежде всего, происходит замена грубых, трудно различимых звуковых ком­плексов более дробными единицами с четкими дискретными смыслоразличительными признаками. Такими единицами являются наши фонемы. Благодаря обеспечению лучшего распознавания речевых сообщений резко снижаются энерге­тические затраты участников процесса речевой коммуника­ции. Исчезает и повышенная эмоциональная экспрессив­ность, заменяясь относительно нейтральной формой выраже­ния. Наконец, значительное развитие претерпевает синтак­сическая сторона речи. Из сочетания фонем образуются сло­ва устной речи.

«Гипотеза языковой относительности», или гипотеза Сепи- ра-Уорфа связана с идеей В. Гумбольдта (1767-1835) о том, что каждый язык есть своеобразное мировоззрение. Особен­ность гипотезы Сепира Уорфа состоит в том, что она была построена на обширном этно-лингвистическом материале. Согласно этой гипотезе, естественный язык всегда наклады­вает свою печать на мышление и формы культуры. Картина мира в значительной степени бессознательно строится на ос­нове языка. Таким образом, язык неосознанно для его но­сителей формирует их представления об объективном мире вплоть до основных категорий времени и пространства; так что, например, эйнштейновская картина мира была бы иной, если она создавалась на основе, скажем, языка ин­дейцев хопи. Это осуществляется благодаря грамматической структуре языков, которая включает в себя не только спосо­бы построения предложений, но и систему анализа окружа­ющего мира.

Сторонники невозможности культурного диалога ссылают­ся прежде всего на слова Б. Уорфа о том, что человек живет в своего рода «интеллектуальной тюрьме», стены которой воз­ведены структурными правилами языка. И многие люди даже не подозревают о факте своего «заключения».

2. Социальные ценности - это социально одобряемые и принятые убеждения относительн оттого,к чему человек должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они опреде­ляют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существу­ет и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществу в целом.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, со­лидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют поня­тие «ценностные ориентации». Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах соз­нания личности.

На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятель­ности людей - социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

3. Социальные нормы - это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодейст­вия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных от­ношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении цен­ностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые про­являются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых обра­зует еще один важный компонент культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды - это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется вы­полнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции - замечания, неодобрение, порицания и т.д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нра­вы. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приоб­ретают характер традиций.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд - это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и тради­циями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т.д. Сила обрядов за­ключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последо­вательность символических действий, по поводу какого-либо торжественного события (коронации, награж­дения, посвящения в студенты и т.д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых - вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь, язык, ценности, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы пове­дения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную систему функционально взаимосвязанных эле­ментов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное про­странство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

Чрезвычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся знаки, символы, язык, ценности, нормы, манеры, этикет, ритуалы, обычаи, традиции.

Знаки - материально, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия, отношения), служащие для обозначения других предметов, явлений, действий, а также передачи и переработки информации (знаний).

Символы — это тоже знаки, но такие, которые вызывают однозначную социальную реакцию и служат средством социального взаимодействия.

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения:

  • язык вообще, т.е. язык как определенный класс знаковых систем;
  • конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык - объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Понятие «язык» имеет два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей и поэтому является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности - это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе. Ценности демонстрируют прежде всего ту значимость, которую имеют для людей те или иные предметы, отношения, явления, нормы, идеалы, правила. Ценности могут быть моральными, политическими, религиозными, экономическими, эстетическими и др.

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Например, в христианской морали десять заповедей указывают, что ценностями, в частности, являются сохранение человеческой жизни («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй»), уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что ею не является.

Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами. Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения, называемые санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся выговор, штраф, тюремное заключение и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка — это установившаяся схема поведения, или, другими словами, стереотип поведения в определенных ситуациях.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную опенку окружающих и основанные на привычках. Они отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры — путем воспитания. Манеры чрезвычайно разнообразны: одни относятся к светским, другие — к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом.

Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы, характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычаи - традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Иначе говоря, если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. В то же время слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

С понятием «традиция» тесно связано понятие традиционного общества , под которым принято понимать все типы общества, отличающиеся от социальных моделей Нового времени (общества античности, Средневековья, а также большинство цивилизаций Востока). Главным отличительным признаком такого общества является то, что центральное место в нем принадлежит религиозным и мифологическим системам, лежащим в основании всех социально-культурных и политических институтов. Традиционное общество занимает самый большой отрезок времени в истории человечества. К нему относят три исторические эпохи — первобытность (охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития), рабовладельческую античность и средневековый феодализм.

Отличительное свойство традиционного общества заключается в том, что прошлое господствует над настоящим, определяя его ход и развитие, а традиция выступает способом или механизмом передачи исторического опыта, обеспечения преемственности и устойчивости в индивидуальном и социальном развитии людей. Традиция является определенным образцом в обществе, следование которому предполагает отрицание инноваций, креативности, давая им однозначно негативную оценку, особенно если они грозят старым традиционным устоям общества.

В традиционном обществе отсутствует выбор как таковой, поскольку опыт каждого нового поколения основывается на социальном опыте старшего поколения. Традиция есть нечто вроде социального инстинкта, т.е. исторически унаследованной способности совершать действия (целесообразные и не очень), следуя безотчетному побуждению. Это некий автоматически работающий механизм, пользующийся почетом и уважением, как правило, религиозно освященный. Традиция пронизывает всю социальную сферу жизнедеятельности людей, ограничивая возможности личностного развития, свободного самовыражения.

Традиция определяет статусные позиции в обществе, задает ее ориентиры и принципы, и это означает, что не личность определяет статус, а, наоборот, статус определяет личность и функции или роли, выполняемые человеком, находятся в зависимости от таких аскриптивных (предписанных) вещей, как возраст, пол, принадлежность к той или иной общине — родовой, семейной, клановой, территориальной и т.д. При этом члены традиционного общества принимают как должное сложившийся социальный порядок и редко пытаются его изменить. В итоге социально-статусная предопределенность человека практически не оставляет возможности для индивидуального самоопределения. Когда традиция мешает прогрессивному развитию общества, которое не может функционировать в рамках сложившейся традиционной системы, наступает гибель такого общества, если не будут произведены адекватные ситуации изменения. Это убедительно подтверждает исчезновение многих древних народов, некогда цветущих государств и цивилизаций.

Отметим, что вплоть до 1960-х гг. научный взгляд на понятие «традиция» и ее функциональность определялся подходом, разработанным М. Вебером и сводившимся к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. В рамках мо- дсрнизационного подхода традиционное, препятствующее развитию общества, рассматривалось преимущественно в негативном свете, поскольку традиция считалась явлением отмирающим, не способным ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. Но с середины XX в. взгляд на природу традиции изменился и стала высказываться мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Это доказывает современное российское общество, в котором тесно переплетено традиционное и современное. Сейчас в социологической теории принят термин «переходное общество», применяющийся для обозначения обществ трансформационного типа. В этот «переходный» период традиционные общества и институты, реорганизуясь, приспосабливаются к изменяющимся условиям, а традиционные ценности в некоторых случаях могут служить источником легитимации новых ценностей для достижения новых целей.

Ритуал (обряд) - совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать описание человеческой реальности.

Культурные универсалии

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью; они живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектами социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте можно сказать, что социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Американский социолог и этнограф Д. Мердок в 1959 г. выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.