Признаки сентиментализма в литературе кратко. Сентиментализм в литературе


Сентиментализм - течение в искусстве и литературе, которое получило широкое распространение после классицизма. Если в классицизме доминировал культ разума, то в сентиментализме на первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе сентиментализма, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства.

Сентиментализм зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века.

Новое направление в литературе демонстрирует абсолютно новые черты:

  • Авторы произведений главную роль отводят чувствам. Важнейшим качеством личности считается умение сочувствовать и сопереживать.
  • Если в классицизме главными героями были в основном дворяне и богатые люди, то в сентиментализме это - обычные люди. Авторы произведений эпохи сентиментализма пропагандируют идею о том, что внутренний мир человека не зависит от его социального статуса.
  • Приверженцы сентиментализма писали о фундаментальных человеческих ценностях: любви, дружбе, доброте, сострадании
  • Авторы данного направления видели свое призвание в том, чтобы утешить обычных людей, задавленных лишениями, невзгодами и безденежьем, и открыть их души навстречу добродетели.

Сентиментализм в России

Сентиментализм в нашей стране имел два течения:

  • Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей.
  • Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.

Сентиментализм, в отличие от классицизма, не имел четких канонов написания произведений. Именно поэтому авторы, работающие в данном направлении, создали новые литературные жанры, а также умело их смешивали в рамках одного произведения.

(Сентиментализм в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" )

Русский сентиментализм - особое направление, которое из-за культурных и исторических особенностей России, отличалось от аналогичного направления в Европе. В качестве основных отличительных черт русского сентиментализма можно назвать следующие: наличие консервативных взглядов на общественное устройство и тенденции к просвещению, наставлению, поучению.

Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век.

XVIII век

  • I этап

В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков положил начало русскому сентиментализму.

В произведения поэтов этого периода природа и чувствительность начинают выступать критериями общественных ценностей. Авторы сосредотачивают свое внимание на отдельном человеке и его душе.

  • II этап (с 1776 г.)

На этот период приходится расцвет творчества Муравьева. Муравьев уделяет большое внимание душе человека, его чувствам.

Важным событием второго этапа стал выход комической оперы «Розана и Любим» Николева. Именно в этом жанре впоследствии пишутся многие произведения русских сентименталистов. В основу этих произведений закладывался конфликт между помещичьим произволом и бесправным существованием крепостных крестьян. Причем духовный мир крестьян зачастую раскрывается как более богатый и насыщенный, чем внутренний мир богатых помещиков.

  • III этап (конец 18 века)

()

Данный период считается наиболее плодотворным для российского сентиментализма. Именно в это время создает свои знаменитые произведения Карамзин. Начинают появляться журналы, в которых пропагандируются ценности и идеалы сентименталистов.

XIX век

  • IV этап (начало 19 века)

Кризисный этап для русского сентиментализма. Направление постепенно теряет свою популярность и актуальность в обществе. Многие современные историки и литературоведы считают, что сентиментализм стал мимолетным переходным этапом от классицизма к романтизму. Сентиментализм как литературное направление достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Родиной сентиментализма как литературного направления считается Англия. Отправной точкой можно назвать произведение «Времена года» Томсона. Этот сборник поэм раскрывает для читателя красоту и великолепие окружающей природы. Автор своими описаниями пытается вызвать у читателя определённые чувства, привить ему любовь к удивительным красотам окружающего мира.

После Томсона в похожем стиле начал писать Томас Грей. В своих произведениях он также уделял большое внимание описанию природных пейзажей, а также размышлениям о тяжелой жизни обычных крестьян. Важными фигурами данного направления в Англии были Лоренс Стерн и Сэмюэл Ричардсон.

Развитие сентиментализма во Французской литературе связано с именами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Особенность французских сентименталистов была в том, что они описывали чувства и переживания своих героев на фоне красивых природных пейзажей: парков, озер, лесов.

Европейский сентиментализм как литературное направление также достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

Жанры сентиментализма, в отличие от классицистских, звали читателя к познанию простых человеческих чувств, к естественности и добросердечности внутреннего состояния, к слиянию с живой природой. И если классицизм поклонялся только разуму, строя всё существование на логике, системе (по теории поэзии Буало), художник-сентименталист был свободен в чувстве, выражении его, в полёте воображения. Родившиеся протестом против сухости рассудка, присущей все жанры сентиментализма несут не то, что досталось им от культуры, а то, что глубины души достают со своего дна.

Предпосылки возникновения сентиментализма

Абсолютистский режим феодализма впал в глубочайший кризис. На смену общественным ценностям пришли ценности, заключённые в человеческой личности, причём всесословной. Сентиментализм - определение в литературе настроений самых широких слоёв общества с мощнейшим антифеодальным пафосом.

Третье сословие, экономически состоятельное, но социально и политически бесправное, активизировалось против аристократии и духовенства. Именно там, в третьем сословии, и родилось знаменитое: - ставшее лозунгом всех революций. Социальная культура общества требовала демократизации.

Рационалистическое мировосприятие выставило постулатом первенство идеи, отсюда и идеологический характер кризиса. Абсолютная монархия как одна из форм устройства государства пришла в упадок. Идея монархизма дискредитировалась, идея просвещённого монарха - тоже, поскольку практически ни то ни другое не соответствовало реальным потребностям общества.

Завоевание культуры

Возможности буржуазии ко второй половине 18-го века возросли настолько, что она стала диктовать условия всем остальным классам, через культуру особенно. Будучи сторонницей идей прогресса, она распространила их на литературу и искусство.

Более того, она оккупировала их представителями своей среды: Руссо - из семьи часовщика, Вольтер - нотариуса, Дидро - ремесленника... О художниках и вспоминать нет смысла, так как они полностью третье сословие, единственно и исключительно.

Хотя во всех слоях общества 18-го века демократические настроения росли как на дрожжах не только в третьем сословии. Вот эти настроения и потребовали от позднего Просвещения других героев, особой обстановки и новых чувствований. Однако жанры сентиментализма в литературе новичками не были. Элегическая лирика, мемуары - все давно известные формы наполнялись новым содержанием.

Основные черты сентиментализма в литературе

Как альтернатива рационалистическому принципу Просвещения в философии проясняется другое средство мировосприятия: не умом, а сердцем, то есть обращаясь к категории ощущений и чувств. Литература - именно то поле, где пышно расцвели все жанры сентиментализма.

Сентименталисты были уверены, что человек по натуре своей должен быть чужд расчётливости и рациональности, ему близка естественная среда, которая путём воспитания чувств дарует внутреннюю гармонию. Добродетель должна быть естественна, писали они, и только при высокой степени чувствительности человечество может получить настоящее счастье. Основные жанры сентиментализма в литературе потому и выбирались по принципу камерности: пастораль, идиллия, путешествия, личные дневники или письма.

Опора на естественные начала и пребывание в естественной среде - на природе - это те два столпа, на которых зиждутся все жанры сентиментализма.

Технический и государство, общество, история, образование - эти слова в русле сентиментализма по большей части ругательные. Прогресс как фундамент, на котором учёными-энциклопедистами была построена эпоха Просвещения, был сочтён излишним и весьма вредным, а любые проявления цивилизации - губительными для человечества. В культ возносилась как минимум частная сельская жизнь, а как максимум - жизнь первобытная и насколько возможно дикая.

Героических историй прошлого жанры сентиментализма не вместили. Повседневность, простота впечатлений наполняли их. Вместо ярких страстей, борьбы пороков и добродетелей сентиментализм в предъявил чистоту чувств и богатство внутреннего мира обычного человека. Чаще всего выходца из третьего сословия, происхождения иногда самого что ни на есть низкого. Сентиментализм, определение в литературе демократического пафоса, напрочь отрицает сословные различия, навязанные цивилизацией.

Внутренний мир человека: другой взгляд

Завершая эпоху Просвещения, новое направление, безусловно, не ушло далеко от просветительских принципов. Тем не менее, сентиментализм и легко различить: у классицистов-писателей персонаж однозначен, в характере - преобладание какой-то одной черты, обязательная моральная оценка.

Сентименталисты же показывали героя как личность неисчерпаемую и противоречивую. Он мог совместить и гения и злодейство, поскольку от рождения в него заложено и добро и зло. Причём природой - доброе начало, цивилизацией - злое. Односложная оценка чаще всего не подходит действиям героя сентименталистского произведения. Он вполне может быть злодеем, но никогода абсолютным, ибо у него всегда есть возможность внять естеству и вернуться на путь добра.

Вот этой дидактичностью, а порой тенденциозностью, и связан сентиментализм крепко-накрепко с эпохой, его породившей.

Культ чувства и субъективизм

Основные жанры сентиментализма в высокой степени относятся к субъекту, именно таким образом они наиболее полно способны показать движения человеческого сердца. Это романы в письмах, это элегии, дневники, мемуары и всё то, что позволяет рассказывать от первого лица.

Автор не отстраняется от предмета, который он изображает, и его рефлексия - самый важный элемент повествования. Структура тоже более свободна, литературные каноны не сковывают воображение, композиция произвольна, и сколько угодно лирических отступлений.

Рождённые в десятых годах на берегах Англии, основные жанры сентиментализма ко второй половине века уже расцвели по всей Европе. Наиболее ярко - в Англии, Франции, Германии и России.

Англия

Лирика первой впустила в свои строки черты сентиментализма в литературе. Самые яркие представители: последователь теоретика классицизма Никола Буало - Джеймс Томсон, посвятивший английской природе свои элегии, полные пессимизма; основатель "кладбищенской" поэтики Эдвард Юнг; поддержавшие тему шотландец Роберт Блэр с поэмой "Могила" и Томас Грей с элегией, сочинённой на сельском кладбище. У всех этих авторов главной является идея равенства людей перед Смертью.

Затем - и наиболее полно - черты сентиментализма в литературе проявились жанром романа. решительно порвал с традициями приключенческого, авантюрного и плутовского романа, сочинив роман в письмах. "Отцом" направления стал Лоуренс Стерн после сочинения романа "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика", который и дал название направлению. Пиком же критического английского сентиментализма по праву считается творчество Оливера Голдсмита.

Франция

Наиболее классическая форма сентиментализма наблюдается в первой трети восемнадцатого века во Франции. Де Мариво оказался у самых истоков такой прозы, описав жизнь Марианны и крестьянина, вышедшего в люди. Аббат Прево обогатил палитру описанных литературой чувств - страсть, ведущую к катастрофе.

Кульминация сентиментализма во Франции - Жан-Жак Руссо с его эпистолярными романами. Природа в его сочинениях самоценна, человек естественен. Роман "Исповедь" - откровеннейшая автобиография в мировой литературе.

Де Сен-Пьер, ученик Руссо, продолжил обоснование истины, которую проповедуют основные жанры сентиментализма: счастье человека в согласии с добродетелью и природой. Он же предвосхитил цветение "экзотического" в романтизме, изобразив тропические земли за далёкими морями.

Также не сдавал позиции последователей Руссо и Ж.-С. Мерсье, сталкивая в романе "Дикарь" первобытную (идеал) и цивилизационную формы существования. Плоды же цивилизации Мерсье определил как публицист в "Картине Парижа".

Писатель-самоучка де Ла-Бретонн (двести томов сочинений!) один из самых преданных последователей Руссо. Он написал о том, как губительна городская среда, превращающая в преступника нравственного и чистого юношу, а также обсудил идеи педагогики в плане женского обучения и воспитания.

С началом революций черты сентиментализма в литературе естественным образом исчезли. Жанры сентиментализма в литературе обогатились новыми реалиями.

Германия

Новый взгляд на литературу в Германии сформировался под влиянием Г.-Э. Лессинга. Началось всё с полемики профессоров цюрихского университета Бодмера и Брейтингера с ярым приверженцем классицизма - немцем Готшедом. Швейцарцы ратовали за поэтическую фантазию, а немец не соглашался.

Ф.-Г. Клопшток укрепил позиции сентиментализма с помощью фольклора: средневековые германские традиции легко переплелись с чувствованиями германского сердца. Но самый расцвет немецкого сентиментализма наступил только в семидесятых годах 18-го века в связи с работой по созданию национальной самобытной литературы участниками движения "Буря и натиск".

К этому направлению в свои молодые годы принадлежал и И.-В. Гёте. "Страданиями молодого Вертера" Гёте влил провинциальную германскую литературу в общеевропейскую. Явное влияние "Бури и натиска" несут и драмы И.-Ф. Шиллера.

Россия

Русский сентиментализм открыт Николаем Михайловичем Карамзиным - "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" - шедевры сентиментальной прозы. Чувствительность, меланхолия, тяга к самоубийству - основные черты сентиментализма в литературе - у Карамзина сочетались со многими другими новшествами. Он стал основателем группы российских литераторов, боровшихся против высокопарной архаики слога и за новый поэтический язык. К этой группе принадлежали И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский и другие.

Сентиментализм - это не только направление в культуре и литературе, это в первую очередь умонастроение человеческого общества на определенном этапе развития, который в Европе начался несколько раньше и длился с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России он пришелся на конец XVIII - начало XIX веков. Основные признаки сентиментализма таковы - в человеческой природе признается главенство чувств, а не разума.

От разума к чувствам

Сентиментализм замыкает которая охватила весь XVIII век и породила ряд Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.

Навстречу природе

Это направление в литературе от предшествующих и последующих течений отличает в первую очередь культ человеческого сердца. Предпочтение отдается простоте, естественности, героем произведений становится более демократичная личность, часто представитель простого народа. Огромное внимание отдается внутреннему миру человека и природе, частью которой он является. Таковы признаки сентиментализма. Чувства всегда свободней разума, которому поклонялся, или даже обожествлял классицизм. Поэтому литераторы-сентименталисты обладали большей свободой воображения и его отображения в произведении, которое тоже уже не втискивалось в строгие логические рамки классицизма.

Новые литературные формы

Основные - это путешествия и романы, но не просто, а поучительные или в письмах. Письма, дневники, воспоминания - наиболее часто применяемые жанры, так как они дают возможность шире раскрыть внутренний мир человека. В поэзии преимущество отдается элегии и посланию. То есть сами по себе, тоже признаки сентиментализма. Пастораль не может принадлежать ни к какому другому направлению, кроме описываемого.

В России сентиментализм был реакционным и либеральным. Представителем первого являлся Шаликов Петр Иванович (1768-1852). Его произведения представляли собой идиллическую утопию - бесконечно добрые цари, посланные богом на землю исключительно ради крестьянского счастья. Никаких социальных противоречий - прекраснодушие и всеобщая благость. Наверное, благодаря таким кисло-сладким произведениям за этим литературным направлением закрепилась некая слезливость и надуманность, которые иногда воспринимаются как признаки сентиментализма.

Основоположник российского сентиментализма

Яркими представителями либерального направления являются Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) и ранний Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), это из известных. Можно еще назвать нескольких прогрессивных либерально-мыслящих писателей - это А. М. Кутузов, которому Радищев посвятил «Путешествие из Петербурга в Москву», М. Н. Муравьев, мудрец и поэт, поэт, баснописец и переводчик, В. В. Капнист и Н. А. Львов. Самым ранним и самым ярким произведением этого направления стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Надо отметить, что признаки России имеют отличительные от Европы черты. Главным является поучительный, нравственный и просветительский характер произведений. Карамзин говорил, что писать надо так, как разговариваешь. Таким образом, еще одной особенностью русского сентиментализма является совершенствование литературного языка произведения. Хочется отметить, что положительным достижением или даже открытием этого литературного направления является то, что оно первым обратилось к духовному миру людей нижних сословий, раскрывая его богатство и щедрость души. До сентименталистов бедный люд, как правило, показывался грубым, черствым, неспособным ни к какой духовности.

«Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма

Каковы же признаки сентиментализма в «Бедной Лизе»? Сюжет повести незамысловат. Прелесть ее не в том. Сама идея произведения доносит до читателя тот факт, что природная естественность и богатый мир Лизы, простой крестьянки, несопоставимо выше мира хорошо образованного, светского, вышколенного Эраста, в общем-то, и неплохого человека, но зажатого рамками условностей, не позволивших ему жениться на любимой девушке. Но он и не думал жениться, потому что, добившись взаимности, Эраст, полный предубеждений, потерял к Лизе интерес, она перестала быть для него олицетворением чистоты и непорочности. Бедная крестьянская девушка, даже преисполненная достоинств, доверившись богатому юноше, снизошедшему к простолюдинке (что должно говорить о широте души и демократичности взглядов), изначально обречена на финальный пробег к пруду. Но достоинство повести в совершенно другом подходе и ракурсе освещаемых довольно банальных событий. Именно признаки сентиментализма в «Бедной Лизе» (красота души простого человека и природы, культ любви) сделали повесть невероятно популярной у современников. И пруд, в котором утопилась Лиза, стал называться ее именем (место в повести указано довольно точно). О том, что повесть стала событием, говорит и тот факт, что и среди нынешних выпускников советских школ почти все знают, что «Бедную Лизу» написал Карамзин, как «Евгения Онегина» Пушкин, а «Мцыри» Лермонтов.

Родом из Франции

Сам сентиментализм - явление в художественной литературе более значительное, чем классицизм с его рационализмом и сухостью, с его героями, которые, как правило, были коронованными особами или полководцами. «Юлия, или Новая Элоиза» Жана-Жака Руссо ворвалась в художественную литературу и заложила основы нового направления. Уже в произведениях основоположника направления появились общие признаки сентиментализма в литературе, формирующие новую художественную систему, которая воспевала простого человека, способного безо всякой корысти сопереживать другим, бесконечно любить близких, искренне радоваться счастью других.

Сходства и различия

И сентиментализма во многом совпадают, потому что оба эти направления относятся к эпохе Просвещения, но есть у них и различия. Классицизм воспевает и обожествляет разум, а сентиментализм - чувство. Главные лозунги этих направлений тоже разнятся: у классицизма это «человек, подчиненный диктату разума» у сентиментализма - «человек чувствующий». Разнятся и формы написания произведений - логика и строгость у классицистов, и богатые отступлениями, описаниями, воспоминаниями и письмами произведения авторов более позднего литературного направления. Исходя из вышесказанного, можно ответить на вопрос о том, каковы основные черты сентиментализма. Основная тематика произведений любовная. Жанры специфические - пастораль (элегия), сентиментальная повесть, письма и путешествия. В произведениях - культ чувств и природы, уход от прямолинейности.

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века .

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма . Не порывая с Просвещением , сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг , Томас Грей , Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Сентиментализм в английской литературе

Томас Грей

Родиной сентиментализма была Англия . В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и т. п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными () под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей , автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (), «Кларисса Гарло» (), «Сэр Чарльз Грандисон» () - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» ( -) и «Сентиментального путешествия» ( ; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер , в своём знаменитом произведении «Поль и Виргиния» () переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Сентиментализм в русской литературе

Николай Михайлович Карамзин

Первые русские переводы произведений западноевропейских сентименталистов появились сравнительно поздно. «Памела» была переведена в , «Кларисса Гарло» в - , «Грандисон» в - ; вслед за тем появилось подражание первому роману - или, точнее, одной из его французских переделок: «Российская Памела» Львова. В г. было переведено «Сентиментальное путешествие» Стерна. «Ночи» Юнга были переведены масоном Кутузовым и изданы в в Москве под заглавием «Плач Юнга, или Нощные размышления о жизни, смерти и бессмертии». «Сельское кладбище» Грея было переведено на русский язык только в Жуковским . Очень рано появился русский перевод «Новой Элоизы» (); в начале 90-х годов этот роман был переведён вторично.

Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина ( -). Автор «Писем» не скрывает своего восторженного отношения к Стерну, неоднократно упоминает о нём, в одном случае цитирует отрывок из «Тристрама Шэнди». В чувствительных обращениях к читателю, субъективных признаниях, идиллических описаниях природы, восхвалениях простой, непритязательной, нравственной жизни, обильно проливаемых слезах, о которых автор каждый раз сообщает читателю, сказывается одновременно влияние Стерна и Руссо, которым также восторгался Карамзин. Приехав в Швейцарию, путешественник видит в швейцарцах каких-то детей природы, чистых душою пастухов, живущих в стороне от соблазнов суетной городской жизни. «Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями!» - восклицает он по этому поводу.

«Бедная Лиза » Карамзина - также прямой продукт влияния западноевропейского сентиментализма. Автор подражает Ричардсону, Стерну, Руссо; совершенно в духе гуманного отношения лучших представителей сентиментализма к их несчастным, гонимым или безвременно погибающим героиням Карамзин старается растрогать читателя судьбою скромной, чистой крестьянской девушки, сгубившей свою жизнь из-за любви к человеку, который безжалостно покидает её, нарушив своё слово.

В литературном отношении «Бедная Лиза», как и другие повести Карамзина, - произведение довольно слабое; русская действительность почти не отразилась в ней или изображена неточно, с явною склонностью к идеализации и приукрашению. Тем не менее, благодаря своему гуманному, мягкому колориту эта повесть, заставившая широкий круг читателей проливать слёзы над судьбою совершенно незаметной, скромной героини, составила эпоху в истории русской повествовательной литературы и оказала довольно благотворное, хотя и непродолжительное влияние на читающую публику. Даже в повести «Наталья, боярская дочь» (), сюжет которой взят из старой русской жизни, сентиментальному элементу принадлежит первое место: старина идеализирована, любовь носит томный и чувствительный характер. Сочинения Карамзина вскоре стали предметом подражания.

Окончательный удар сентиментализму в русской литературе нанесло возникновение реального романа, представленного сначала Нарежным , потом Гоголем и наглядно показавшего всю условность прежних сентиментальных повестей. Впрочем, в ранних произведениях самого Гоголя, так в его «Вечерах на хуторе», ещё чувствуются отголоски сентиментального направления - наклонность к идеализации сельской жизни и возделыванию идиллического жанра.

Особенности русского сентиментализма заключаются в сильных дидактических установках,выраженном просветительском характере,совершенствовании русского языка (становится более понятным,уходят архаизмы).

Основная идея:мирная,идиллистическая жизнь на лоне природы.Резко противопоставляется деревня (сосредоточие естесственной жизни,нравственной чистоты) городу (символу зла,неестественности,суеты).

Основная тематика-любовная.

Основные жанры:повесть,путешествие,идиллия.

Идейная основа-протест против испорченного аристократического общества.

В основе эстетики- "подражание природе" (как и в классицизме);элегические и пасторальные настроения;идеализация патриархального быта.

Особое внимание уделяется пейзажам.Пейзаж идиллический,сентиментальный:речка,журчащие ручейки,лужок-созвучен личному переживанию.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак,приняв во внимание все вышеперечисленное,можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма:уход от прямолинейности классицизма,подчеркнутая субъективность подхода к миру,культ чувства,культ природы,культ врожденной нравственной чистоты,неиспорченности,утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

В живописи

Литература

  • E. Schmidt, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).
  • Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).
  • P. Stapfer, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).
  • Joseph Texte, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).
  • L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).
  • H. Котляревский, «Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века» (СПб., 1898).
  • «История немецкой литературы» В. Шерера (русский перевод под ред. А. Н. Пыпина, т. II).
  • А. Галахов, «История русской словесности, древней и новой» (т. I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).
  • M. Сухомлинов, «А. Н. Радищев» (СПб., 1883).
  • В. В. Сиповский, «К литературной истории Писем Русского Путешественника» (СПб., 1897-98).
  • «История русской литературы» А. Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).
  • Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).
  • С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).

Ссылки

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII в. в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.

Представители сентиментализма

Англия. Л. Стерн (роман "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), О. Голдсмит (роман "Векфильдский священник"), С. Ричардсон (роман "Памела", или Вознагражденная добродетель", роман "Кларисса Гарлоу", "История сэра Чарльза Грандисона").

Франция. Ж.-Ж. Руссо (роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), П. О. Бомарше (комедии "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро").

Германия. И. В. Гёте (сентиментальный роман "Страдания молодого Вертера"), А. Лафонтен (семейные романы).

Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма

Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, "природной" жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Дж. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди – дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения "маленького человека".

Сентиментализм но многом придал литературе демократический характер.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского "я", а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, "мещанская драма", "чувствительная" повесть, "буржуазная трагедия", "слезная комедия"; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон "трех единств" ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма

В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII в. и угасает после 1812 г., в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма – дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина. Сентиментализм в России представлен двумя течениями:

  • 1. Сентиментально-романтическое – Η. М. Карамзин ("Письма русского путешественника", повесть "Бедная Лиза), Μ. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки "Модная жена", "Причудница"), Ф. А. Эмин (роман "Письма Эрнеста и Доравры"), В. И. Лукин (комедия "Мот, любовью исправленный").
  • 2. Сентиментально-реалистическое – А. II. Радищев ("Путешествие из Петербурга в Москву").