Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют? Общественная ценность фольклора
Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.
Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.
Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.
Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.
Что такое аллитерация
Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.
Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш] )
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
(А. С. Пушкин)
Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.
Примеры аллитерации в литературе
Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.
Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский , придавая своим текстам особенную выразительность:
Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Ассонанс на звук [а].
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(А. Л. Барто)
В данном примере повторяется гласная [ю] .
Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.
По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!
Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака :
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь
Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.
Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.
Ассонанс в литературе
Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.
Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:
«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»
Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:
Мели, Емеля, - твоя неделя.
В этой пословице присутствует ассонанс - повторяется гласная [е] .
Аллитерация
Аллитера́ция - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма .
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя »), а также скороговорки («Купи кипу пик »).
Примеры аллитераций в русской поэзии
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.
Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова , где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:
Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.
В зарубежной литературе
В зарубежной литературе аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.
Пример аллитерации в зарубежной литературе: f ew f locked to the f ight.
Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: m amm als nam ed Sam .
См. также
Примечания
Литература
- А. Ханмагомедов. Уважаемые палиндромисты! «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. – Пермь, 2003. – с. 14
- Николаев А. И. Грамматические, словообразовательные и фонетические особенности художественной речи // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 147–152.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:
В узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия
- (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов
Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия
- (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова
Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Аллитерация (от лат. аl - при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую. И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности. Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма. Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».
Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи. Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы. При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).
В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:
Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн...
Как вспоминает И. Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть. Тот же Бунин в великолепном стихотворении "Берег" для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.
Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:
Провода электрички чертили
В небесах невесомые кубы.
(Д. Самойлов)
Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:
Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне...
Эта бунинская аллитерация на "ль" создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.
Сразу радугу вскинув,
Сбавив солнечный жар,
Дружный дождь за машиной
Три версты пробежал...
—
читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.
Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:
Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами "л", "р", "б" и другими причудливыми сочетаниями звуков. Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю. В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже "скромнее и проще", без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.
Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977. № 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но... но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма. Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.
Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.
АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация).
2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «Милых лад ни мыслию смыслити…» («Слово о полку Игореве»).
АЛЛИТЕРАЦИЯ - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Вернемся к итогам конкурса лета 2011г — «Мастер класс» и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации. По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.
Аллитерация. Примеры из художественной литературы
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных».
Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:
В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.
В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер. Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.
Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.
И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Армия и общество», Фомушкина Ольга Викторовна
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.
Основные функции звукописи
1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ. В статье предпринята попытка рассмотреть аллитерацию как один из стилистических приемов, характерных для английской поэзии, особенно древнеи среднеанглийского периодов.
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества.
Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны… Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.
Аннотация научной статьипо языкознанию, автор научной работы - Фомушкина Ольга Викторовна
В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Мы живем в мире звуков. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи являетсязвуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.
Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Аллитерация - происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.