Фейхтвангер лион. Жизнь в США


Сын фабриканта, получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием патриархальных семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал "Зеркало", который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912-1914 путешествовал. Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, из которой был отпущен по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию, а начавшийся нацистский террор сделал возвращение невозможным. После прихода нацистов к власти в Германии Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован в лагерь, ему удалось бежать, а затем с большим трудом получить необходимые документы и вместе с женой перебраться в США. С ноября 1943 года он жил на Вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям, создал уникальную библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых фашизм, его идеология подвергались беспощадному и гневному разоблачению.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака почек.

В настоящее время Вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Литературная деятельность

Главный вопрос творчества Фейхтвангера - о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», - говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, они оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» - вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии - «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

«Москва 1937»

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провел в СССР, был принят Сталиным. Книга «Москва 1937» рассказывает о Сталине и показательных судах и расстрелах в СССР, была в Москве издана массовым тиражом. Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

«Испанская баллада» (по материалам статьи Л. Черной и изданию 1959 года)

В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза - красавица. Писатель берется за новую книгу - глубокая древность. Крестовые походы, еврейские погромы, жестокие, воинственные песни, кольчуги, кровь, убийства, фанатизм, месть… Еще в 1935 году Фейхтвангер говорил: «Тщательно исследовав свою совесть, я смею сказать, что в своих исторических романах я намеревался дать то же содержание, что и в современных». Тогда же в 1935 году в речи «О смысле и бессмыслице исторических романов» писатель очень подробно раскрывает свои взгляды на исторический роман. «Слова „исторический роман“ вызывают сегодня неприятные ассоциации. Перед глазами встают приключения, интриги, костюмы, резкие, пестрые краски, патетические речи, смесь любви и политики, искусственное сведение больших событий к маленьким личным происшествиям». Возражая против этой точки зрения Фейхтвангер говорит, что он «в каждом отдельном случае приходил к заключению, что художник не хотел ничего иного, как изобразить свое современное отношение к жизни, свое субъективное, не историческое видение ммира…» «Я никогда не собирался изображать историю ради истории: в костюмах, исторических одеждах я видел лишь простейшее стилистическое средство создать иллюзию реальности». «… Очертания горы лучше видны издалека, нежели среди самой горной цепи». Данные высказывания нельзя понимать буквально, большинство из них делалось в пылу полемики и передавало мысли писатель в резкой ультимативной оформе. Исторические герои Фейхтвангера никогда не являлись просто его современниками, переодетыми в исторические одежды, а события прошлого никогда не были лишь трамплином для прыжка в настоящее. Создавая свои исторические произведения, Фейхтвангер глубоко изучал эпоху, с тем, чтобы как можно правдивее отразить ее в своих книгах. Недаром взыскательный художник Томас Манн, восхищался его добросовестностью и умением проникнуть в суть исторических событий. Сюжет «Испанской баллады» волновал Фейхтвангера на протяжении десятилетий. Однако, читая произведения, посвященные любви Ракели и Альфонсо, (Пьеса Лопе де Вега «Еврейка из Толедо», пьеса Грильпарцера того же названия) он находил, что авторы упустили что-то важное. «Ни в одной из литературных обработок данной темы не говорится об истории страны… А между тем судьба влюбленных с ней тесно связана. И чем основательней займется исследователь положение в тогдашней Испани, тем более глубокий смысл откроет он в истории Ракели и короля». В XII веке Кастилия была одним из пяти Христианских государств на Пиренейском полуострове. Кроме нее Христианскими были Арагонское королевство, Наварра, Леон и Португалия. На юге Испании было расположено до десятка полунезависимых мавританских эмиратов, подчинявшихся султану альмохадов, который в 1147 году покорил испанских мавритан. Мусульманская Испания находилась на более высоком экономическом уровне, нежели Христианская, превосходя ее в культурном отношении. Арабская культура в Испании оказала влияние на всю Западную Европу. Образованные европейцы читали труды арабских ученых, математиков, врачей, философов… Во второй половине XI века, незадолго до событий, описываемых в «Испанской балладе», началась реконкиста - обратное завоевание Пиренейского полуострова испанцами, потерявшими его в VIII веке. Но Христианская Испания не была единой. Феодалы враждовали друг с другом и со своими королями, как, например, легендарный Сид, даже иногда не гнушаясь союзом с маврами. Страну населяли люди разных верований, на полуострове бушевали войны. Но в то же время Христианский и мусульманские государства торговали между собой и поддреживали культурные связи. В это время Европа была охвачена идеей крестовых походов. К рыцарям, устремлявшимся на восток присоединялись толпы изголодавшихся крестьян, которые бежали от нищеты, притеснений и чумы. Поэтому в центре данного романа противостояние сил мира против сил войны и реакции. С первых страниц автор вводит читателя в гущу событий - король проиграл войну с мусульманской Севильей. Народ бедствует, хозяйство страны разорено. Король 8 лет не имеет права воевать - таков главный пункт мирного договора. Эти 8 лет можно употребить на то, что бы приумножить богатства страны, помочь ремесленникам, крестьянам и поднимающимся городам, обуздать непокорных феодалов, подрывающих королевскую властью. Поэтому отношение к миру и войне разделяет героев в этом романе. По одну сторону оказывается донья Леонор, королева Кастилии, архиеписком Мартин, барон де Кастро, один из крупнейших поэтов средневековья Бертран де Борн. По другую - дон Иегуда, министр короля, его дочь Ракель, возлюбленная короля, духовник короля, каноник Родриго.

«Безобразная герцогиня»

Первый исторический роман Фейхтвангера - «Безобразная герцогиня». История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнен индивидуальной трагедией героини - энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини».

«Еврей Зюсс»

Роман «Еврей Зюсс» посвящен Германии XVIII в. История еврейского финансиста, сделавшегося первым министром у герцога Вюртембергского и проводившего жестокую, разорительную для народа политику, повернута Фейхтвангером так, чтобы «исторический пессимизм» получил моральное и философское оправдание. Роман принес автору мировую известность. Фейхтвангера за этот роман обвиняли как в еврейском национализме, так и в антисемитизме.

Трилогия об Иосифе Флавии

Фейхтвангер продолжил работу над еврейской темой в своей трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа - «Иудейская война» - вышла в 1932, вторая - «Сыновья» - в 1935, заключительная часть - «Настанет день» - в 1945 г.

Иосиф Флавий, патриот и участник восстания Иудеи против римского владычества, перешёл на сторону римлян и стал одним из знаменитейших писателей-историков античного мира. В «Иудейской войне» и «Сыновьях» проблема отхода от еврейства оборачивается темой борьбы за единую космополитическую культуру, в которой должно найти гармоническое сочетание всё то лучшее, что несли в себе культуры греко-римская и еврейская.

Историческая активность героя предыдущего романа Фейхтвангера, Зюсса, была объективно вредоносной, даже преступной, а трагизм личной судьбы - бесплодным. Активность Иосифа Флавия совсем иного рода, она имеет общечеловеческую цель: слить воедино два мощных культурных потока, уничтожить бессмысленную ненависть между людьми разной крови. Трагедия Иосифа в том, что он одинок в своем сознании гражданина вселенной, и потому его задача невыполнима.

«Успех»

Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В «Успехе», «Семье Опперман», «Изгнании» развернута «современная история» Западной Европы - на фоне крушения буржуазной демократии в Германии и установления нацистской диктатуры.

В романе «Успех» представлена жизнь Баварии 1919-1923 гг. Послевоенный экономический, политический и моральный кризис. Подготовка и проведение «пивного путча». Фейхтвангер дал сатирический портрет «фюрера» Руперта Кутцнера. В романе - ведущая тема отвлеченной «справедливости», воплощенная в борьбе за освобождение Крюгера, заключенного в тюрьму из политических соображений - на основании лжесвидетельства. Роман «Семья Оппенгейм» написан сразу после прихода нацистов к власти в Германии.

Последние годы творчества

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко клеветанным и отвергнутым: прогресс».

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» - процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939.

Библиография (неполная)

  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ (1923)
  • Еврей Зюсс (1926)
  • Успех (1930)
  • Иудейская война (1932)
  • Семья Опперман (1933)
  • Сыновья (1935)
  • Лже-Нерон (1936)
  • Статьи журнала «Ворт» (1936-1939)
  • Изгнание (1938)
  • Братья Лаутензак (1943)
  • Симона (1944)
  • Настанет день (1945)
  • Лисы в винограднике (1947)
  • Гойя, или Тяжкий путь познания (1952)
  • Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо (1952)
  • Испанская баллада (1954)
  • Иеффай и его дочь
  • Чёрт во Франции (1941)

Трилогия об Иосифе Флавии (годы издания см. выше)

  1. Иудейская война
  2. Сыновья
  3. Настанет день

Фильмография

  • Гойя, или Тяжкий путь познания
  • Семья Оппенгейм

Лион Фейхтвангер считается основателем нового литературного направления в исторической романистике. В его произведениях, содержащих размышления о судьбе человечества на разных этапах его развития, прослеживаются явственные параллели с событиями, происходящими в современном мире. Не менее интересна биография писателя, в которой присутствуют и служба в армии, и «книжное аутодафе», и заключение в концлагерь, и многое другое.

Ранние годы

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в немецком городе Мюнхене, в семье богатого фабриканта Зигмунда Фейхтвангера и Йоханны Боденхаймер, и был старшим из девяти детей. Его отец и мать были и мальчик с юных лет получил глубокие знания о религии и культуре своего народа. Окончив школу, Лион Фейхтвангер поступил в Мюнхенский университет, где обучался по специальностям "литература" и "философия". Затем он переехал в Берлин, чтобы пройти курс немецкой филологии и санскрита.

В 1907 году Лион Фейхтвангер получил степень кандидата наук, защитив диссертацию, посвященную произведению Генриха Гейне «Бахарахский раввин».

Начало карьеры

В 1908 году Фейхтвангер основал культурный журнал «Зеркало». Это издание имело короткую жизнь и после выпуска 15 номеров прекратило свое существование из-за финансовых проблем.

В 1912 году будущий известный писатель женился на дочери богатого еврейского коммерсанта Марте Леффлера. Причем в день свадьбы уже невозможно было скрыть от гостей, что невеста беременна. Спустя несколько месяцев Марта родила дочь, которая умерла вскоре после рождения.

В ноябре 1914 года Фейхтвангера призвали в армию в качестве резервиста. Однако вскоре оказалось, что у него не все в порядке со здоровьем, и писатель был комиссован. После войны, он познакомился с Брехтом, с которым у него завязалась дружба, продлившаяся до самой смерти Фейхтвангера.

Биография до 1933 года

Лион Фейхтвангер оказался одним из первых, кто заметил опасность, исходящую от национал-социализма. Еще в 1920-м году он уже в сатирической форме представил видения Агасфера, в которых описывал проявления антисемитизма. Кроме того, он дал точное описание «коричневого Мюнхена» в романе «Успех», в котором у главного героя Руперта Кутцнера явственно отслеживаются черты Адольфа Гитлера.

После того как некоторые произведения Фейхтвангера начали издаваться за пределами Германии, он стал довольно популярен во многих странах Европы. В результате его стали приглашать для прочтения лекций многие университеты.

В ноябре 1932 года он оказался в Лондоне. Там ему предстояло пробыть несколько месяцев, а затем отправиться в США, где он также собирался выступить с лекциями. Таким образом, на момент прихода к власти нацистов Лион Фейхтвангер находился вне пределов Германии. Вняв доводам друзей, писатель решил поселиться во французском городке Санари-сюр-Мер, где уже была небольшая колония немецких эмигрантов, бежавших из-за преследований по политическим или расовым мотивам. Так как англоязычные переводы книг Фейхтвангера издавались большими тиражами, он вел безбедную жизнь вместе с супругой Мартой, которая была его верной помощницей во всех делах.

Биография Фейхтвангера до начала Второй мировой войны

Тем временем в Германии имя Фейхтвангера оказалось в списке авторов, чьи книги подлежали сожжению, сам он был лишен гражданства, а его имущество конфисковали.

Враждебное отношение к национал-социализму стало причиной интереса писателя к СССР. Сталинская пропаганда не могла упустить такой шанс и пригласила Фейхтвангера посетить Москву, а также совершить поездку по стране с тем, чтобы увидеть своими глазами, каких успехов добилось первое в мире «Государство рабочих и крестьян». В рамках посещения СССР писатель даже взял интервью у Вождя народов.

Вернувшись во Фейхтвангер, книги которого в Советском Союзе сразу же стали издаваться многомиллионными тиражами, опубликовал свою беседу со Сталиным. Кроме того, он написал книгу «Москва. 1937», в которой поделился с европейскими читателями своим видением жизни в СССР. На ее страницах он постоянно делал сравнения между тем, что ему показали, и положением дел в Германии. При этом сравнения большей частью оказывались не в пользу последней.

Побег

В 1940 году немецкие войска вошли во Францию. Лион Фейхтвангер как бывший гражданин Германии был интернирован французами в лагерь, расположенный в местечке Ле Милль. По мере успехов армии Вермахта стало ясно, что большинству заключенных грозит смерть, если они окажутся на оккупированной территории. Тогда часть из них перевезли в лагерь недалеко от Нима. Там Лиону Фейхтвангеру и его супруге помогли сотрудники американского посольства. Они достали им фальшивые документы и, переодев писателя в женское платье, вывезли из страны. При этом Лиону и его супруге пришлось пережить множество приключений, так как сначала они долгое время скрывались в Марселе, а затем были вынуждены пробираться через Испанию и Португалию.

Жизнь в США

В 1943 году Лион Фейхтвангер, книги которого были крайне популярны в США, обосновался на вилле «Аврора» в Калифорнии. Там он много работал и создал свои самые интересные произведения. Кроме того, благодаря большим гонорарам, выплачиваемым книгоиздателями и студиями, экранизировавшими его романы, Фейхтвангер собрал роскошную библиотеку, состоящую из более чем 20 000 томов.

Если нацисты ненавидели писателя из расовых соображений, то в послевоенном США его заподозрили в симпатии к коммунистам. В этот период еще раз проявилась способность Фейхтвангера как предсказателя, так как еще задолго до начала «Охоты на ведьм» он написал пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой высказался против холодной войны и методов ее ведения.

Последние годы жизни

Несмотря на то, что писатель Лион Фейхтвангер не собирался возвращаться в Германию, благодаря своим антифашистским взглядам, он пользовался огромной популярностью в ГДР. В 1953 году ему даже присудили главную премию этой страны в области литературы.

В 1957 году у писателя был диагностирован рак желудка. К лечению Фейхтвангера привлекли лучших врачей того времени, которые сделали ему несколько хирургических операций. Попытки справиться с болезнью не увенчались успехом, и писатель скончался в 1958 году от внутреннего кровотечения.

Довоенное творчество

В ранние годы своей писательской карьеры Лион Фейхтвангер создал множество пьес, которые сам он оценивал как достаточно посредственные. Вслед за этим его заинтересовало написание публицистических статей и рецензий, что позволило как бы со стороны взглянуть на собственное творчество. В этот же период Фейхтвангер впервые задумался о возможности создания реалистичного исторического романа, на что его вдохновили произведения братьев Манн.

При этом, хотя сюжеты относились к разным эпохам, их объединял взгляд на современность сквозь призму истории. В то же время произведения Лиона Фейхтвангера, написанные после Первой мировой войны и Баварской революции, лишены эстетизма и приближены к реализму. В них часто отражается личная трагедия гуманистической личности в жестоком обществе. В частности, этой теме посвящен первый роман, который написал Лион Фейхтвангер — «Безобразная герцогиня».

Следующим произведением писателя стал роман «Еврей Зюсс», который посвящен событиям, происходящим в Германии 18 века. Он принес ему мировую славу, и в то же время его стали обвинять одновременно в антисемитизме и в еврейском национализме. И то и другое только подхлестнули интерес писателя к истории своего народа. В результате появилась трилогия об которая была издана во многих странах.

Верный своему стремлению отражать современность, отодвигая ее во времени, после вынужденной эмиграции во Францию, писатель создал роман «Лже-Нерон», в главном герое которого многие узнали фюрера.

Творчество в послевоенные годы

После переселения в США писатель продолжал много и активно работать. В частности, в 1947 году появился роман «Лисы в винограднике». Лион Фейхтвангер описал в нем события, происходящие «в закулисье» Войны за независимость. Это было его первое послевоенное произведение, в котором многие усмотрели параллели с организацией Ленд-лиза.

Спустя 4 года писателем было написано его самое знаменитое произведение — «Гойя, или Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер описал в нем жизнь и творчество известного испанского художника. Роман имел огромный успех во всем мире и неоднократно экранизировался.

Даже в последний год жизни уже тяжело больной Фейхтвангер продолжал творить. С утра и до вечера он диктовал стенографистке «Испанскую балладу» о любви короля Испании Альфонсо Восьмого к простолюдинке Фермозе.

Биография

Сын фабриканта, он получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина , где изучал германскую филологию , философию, а также санскрит .

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности . Под влиянием патриархальных семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал "Зеркало", который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В - путешествовал. Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта , с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению , а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера .

«Москва 1937»

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным . Книга «Москва 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе), была в Москве издана массовым тиражом. Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

«Испанская баллада»

В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза - красавица.

«Безобразная герцогиня»

Первый исторический роман Фейхтвангера - «Безобразная герцогиня ». История Маргариты Тирольской , южногерманской герцогини XIV века , написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнен индивидуальной трагедией героини - энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини».

«Еврей Зюсс»

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Библиография (неполная)

Романы

  • «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (нем. Die häßliche Herzogin , )
  • «Еврей Зюсс » (нем. Jud Süß , )
  • «Зал ожидания» (нем. Wartesaal , - )
    • «Успех» (нем. Erfolg , )
    • «Семья Опперман» (нем. Die Geschwister Oppermann , )
    • «Изгнание» (нем. Exil , )
  • «Иосиф Флавий» (нем. Flavius Josephus , - )
    • «Иудейская война» (нем. Der jüdische Krieg , )
    • «Сыновья» (нем. Die Söhne , )
    • «Настанет день» (нем. Der Tag wird kommen , )
  • «Лже-Нерон» (нем. Der falsche Nero , )
"Еврей-Зюсс (Jud Süß) 1940"
  • «Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack , )
  • «Симона» (нем. Simone , )
  • «Лисы в винограднике» (нем. Die Füchse im Weinberg , )
  • «Гойя, или Тяжкий путь познания» (нем. Goya oder der arge Weg der Erkenntnis , )
  • «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (нем. Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau , )
  • «Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (нем. Die Jüdin von Toledo , )
  • «Иеффай и его дочь» (нем. Jefta und seine Tochter , )

Прочее

  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. Перевод с немецкого «Художественная литература » 1937
  • Статьи журнала «Ворт» (1936-1939)
  • Чёрт во Франции (1941)

Фильмография

См. также

Примечания

Ссылки

  • Фейхтвангер, Лион в библиотеке Максима Мошкова
  • Лион Фейхтвангер - русскоязычный сайт писателя. Биография. Электронное собрание сочинений. Скачивание в различных форматах. Фотогалерея. Статьи. Стихи. Форум
  • Фейхтвангер, Лион. Генрих Гейне и Оскар Уайльд. Психологическое исследование

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 7 июля
  • Родившиеся в 1884 году
  • Родившиеся в Мюнхене
  • Умершие 21 декабря
  • Умершие в 1958 году
  • Умершие в Лос-Анджелесе
  • Писатели на немецком языке
  • Писатели Германии
  • Писатели Франции
  • Писатели США
  • Социалисты
  • Авторы исторических романов
  • Еврейские писатели
  • Эмигранты из Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

ФЕЙХТВАНГЕР ЛИОН

(род. в 1884 г. – ум. в 1958 г.)

Немецкий писатель. Романы «Еврей Зюсс», «Безобразная герцогиня», «Лже-Нерон», «Лисы в винограднике», «Гойя, или Тяжкий путь познания »; «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», «Иеффай и его дочь», «Братья Лаутензак», «Симона»; роман-трилогия: «Иудейская война», «Сыновья», «Настанет день»; роман-трилогия «Зал ожидания»: «Успех», «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), «Изгнание» и др.; пьесы «Сны Симоны Машар», «Вдова Капет» и др.; литературоведческие статьи и эссе.

Немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру на своем веку пришлось многое повидать и через многое пройти. Он побывал во многих странах, встречался с разными людьми, радовался успеху и переживал неудачи, перенес арест и эмиграцию, у него бывало и тяжелое, и благополучное материальное положение. Тем не менее, писатель не считал, что внешние обстоятельства оставили глубокий след в его творчестве. И хотя он пробовал свои силы в разных литературных жанрах – поэзии, драме, эпическом романе, комедии, политической сатире, все же настаивал на том, что всегда писал одну книгу – книгу о человеке, вынужденном выбирать между действием и бездействием, между добром и злом, властью и духовностью.

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, в семье богатого еврейского промышленника, человека религиозного и политически консервативного. Лион всегда любил Мюнхен горькой и страстной любовью и не случайно сделал его местом действия своих романов «Успех» и «Семья Опперман» (первоначальное название «Семья Оппенгейм»). Этому же городу, богатому культурными событиями, суждено было стать колыбелью германского фашизма, и это превращение Фейхтвангеру довелось увидеть и пережить лично.

После окончания гимназии Лион учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал немецкую филологию и историю литературы, овладел латынью и санскритом, древнегреческим и древнееврейским языками, а также английским и французским. Знание древних и современных языков, творчества античных классиков помогло ему позднее находить материал для исторических романов и пьес. В студенческие годы Фейхтвангер занимался и журналистикой, которую не оставлял в течение всей жизни.

В 1908 году Фейхтвангер основал литературный журнал «Шпигель», а в немецкой периодике тех лет все чаще стали появляться его литературно-критические заметки и рецензии на театральные постановки. Особенно плодотворно было его сотрудничество с журналом «Шаубюне».

Будучи большим приверженцем театра, Фейхтвангер переводил и обрабатывал трагедии Эсхила и комедии Аристофана, переносил на современную сцену произведения древнеиндийских поэтов Шудраки и Калидасы. Пробовал он свои силы и в качестве постановщика. Его друг, крупнейший немецкий драматург XX в. Бертольт Брехт, считал Фейхтвангера одним из своих «немногих учителей». И конечно же, Лион сам сочинял пьесы. Публика ими восхищалась, а властей они пугали. В годы Первой мировой войны цензура запрещала его пьесы «Уоррен Гастингс» и «Военнопленные» за пацифистские мотивы, звучащие в них, – Фейхтвангер был убежденный пацифист и противник всякого военного насилия. Правда, сам писатель не придавал своим драматическим произведениям большого художественного значения, считая их лишь ступенькой к созданию многоплановых эпических произведений.

Летом 1914 года Фейхтвангер отправился в Тунис для сбора материалов к историческим пьесам, но с началом Первой мировой войны был интернирован как германский подданный. С помощью друзей ему удалось вернуться на родину, где его ожидал призыв в кайзеровскую армию. Но воевать Фейхтвангеру не пришлось, по состоянию здоровья он был вскоре демобилизован. Этот период жизни стал переломным моментом в творчестве писателя. Он оставил на время драматургию и приступил к написанию первых романов.

Фейхтвангеру-прозаику повезло гораздо больше, чем драматургу. Его романы «Еврей Зюсс» – о событиях начала XVIII в., и «Безобразная герцогиня», действие которого происходит в XIV в., принесли писателю широкую известность, и хотя их героев (герцогиню Маргариту и Иосифа Зюсса Оппенгеймера) отделяют четыре столетия, у них удивительно много общего. И прежде всего это чувство бесконечного одиночества. Потерпев поражение в попытках устранить зло и жестокость, оба приходят к выводу, что силы добра, разума и силы подлости, мрака и невежества существуют в жизни на всех этапах ее истории в трагическом равновесии. И единственный достойный выход – отказаться от активных действий, уйти в себя, быть «над схваткой», а это означает одиночество.

В 1930 году был опубликован роман «Успех» – первое антифашистское произведение писателя. Прототипом одного из главных героев Руперта Кунцера, ловкого демагога и политикана, начисто лишенного моральных устоев, послужил Гитлер. Роман «Успех» явился первой частью трилогии, объединенной антифашистской темой. В нее вошли также романы «Семья Оппенгейм» и «Изгнание».

Волновала Фейхтвангера и проблема расизма, который проявился в фашистской Германии в обличье антисемитизма, преследования и физического истребления евреев. Герой трилогии Фейхтвангера «Иудейская война», «Сыновья» и «Настанет день» Иосиф Флавий, принявший на себя миссию мирного посредничества между Иудеей и Римом, противопоставлен шовинизму и национальному эгоизму.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фейхтвангер эмигрировал из Германии и жил во Франции. Он активно участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Брехтом издававшийся в Москве в 1936–1939 годах журнал «Слово». А летом 1936 года в Амстердаме был опубликован его «Лже-Нерон». В нем автор, пользуясь историческими реалиями Древнего Рима, сатирически изобразил приход к власти гитлеровской верхушки, ее кровавый террор и неизбежность бесславного краха.

В конце 1936 года писатель приехал в СССР, где пробыл несколько недель. В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в нем единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, – говорил Фейхтвангер, – значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

Фейхтвангер встречался и со Сталиным, их беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам писателя, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937», изданная летом 1937 года в Амстердаме и вскоре по личному указанию Сталина переведенная и изданная в СССР.

Но популярным Фейхтвангер был не только в СССР, его любили и в Англии, и в США. По свидетельству Т. Манна, в этих странах «если хотели особо похвалить какую-то книгу, о ней говорили “почти как у Фейхтвангера”». А между тем, в отличие от творческого, жизненный путь писателя никак нельзя было назвать безоблачным. В незавершенной книге «Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического сочинительства», над которой писатель работал в последние годы и которая была издана после его смерти, в 1961 году, он так говорил о себе: «Я познал… много горя и радости, большие успехи и тяжелые поражения, пережил преследования гитлеровских лет, изгнание, сожжение в Германии и бойкот моих книг в некоторых странах, каверзы бюрократии…»

В июле 1940 года войска гитлеровской Германии вторглись во Францию и оккупировали Париж. Фейхтвангер вместе с другими немецкими антифашистами был арестован, ему грозила отправка в Германию и гибель в концлагере. В сентябре 1940 года писатель с женой Мартой пешком перешли через Пиренеи границу с Испанией. Оттуда по фальшивым паспортам они перебрались в Португалию и сумели сесть в Лиссабоне на греческий пароход, на котором в октябре прибыли в Нью-Йорк.

Да, Фейхтвангеру через многое пришлось пройти. Но все же ему было легче, чем, скажем, Зегерс, Цвейгу, Брехту и другим известным немецким писателям, которые испытали в эмиграции горечь унизительных материальных лишений. В отличие от них Фейхтвангер был богат, он имел счета в иностранных банках, его книги продолжали выходить и раскупаться даже тогда, когда немецкие издательства от него отказались. Американского подданства он так и не дождался, но свой американский быт наладил отменно: выстроил настоящий замок в живописном уголке Калифорнии, на самом берегу океана, имел прекрасную библиотеку и роскошный кабинет.

В Америке писатель продолжал упорно и плодотворно работать. В 1942 году он завершил свою трилогию об Иосифе Флавии романом «Настанет день». Через год вышла в свет сатирическая повесть «Братья Лаутензак» – о жизни в Германии перед приходом Гитлера к власти. Событиям Великой французской революции XVIII в. посвящены романы «Лисы в винограднике» и «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо». В 1952 году был написан знаменитый роман «Гойя, или Тяжкий путь познания», а через три года издана «Испанская баллада» – поэтическая повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к еврейской девушке, красавице Ракели.

Как у всякого писателя, у Фейхтвангера встречались разные по силе художественного изображения романы. Но вместе взятые они выше отдельных произведений и создают общую картину примерно такую же, как в «Человеческой комедии» Бальзака. И по аналогии с ней фейхтвангеровскую прозу можно назвать «Исторической комедией». Уровни обеих эпопей, естественно, разные, но слово «комедия» применительно к Фейхтвангеру имеет тот же смысл, какой в него вкладывал и великий французский романист.

Лион Фейхтвангер скончался 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе в 74-летнем возрасте. С тех пор прошло около полувека, но писатель по-прежнему популярен, его исторические романы читаются и будут читаться во все времена. Лучшее объяснение популярности Фейхтвангера дал его соотечественник Томас Манн, назвавший его произведения «серьезными и развлекательными, глубокими и доступными, занимательными и изящными при всей чистоте их исторического фундамента».

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Л. ФЕЙХТВАНГЕР ИЗ СТАТЬИ «ЛЕНИН И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ» Гуманизм - это совокупность всех благ, возвышающих человека до уровня Человека. Понятие гуманизма неотделимо от таких понятий, как образование, справедливость, мир, демократия, свобода. Но гуманизм также тесно

Из книги Эра Лобановского автора Аркадьев Дэви Аркадьевич

Глава 11. Лион. Май. Победа! Речь пойдет о второй в истории киевского «Динамо» замечательной победе в Кубке кубков. В воспоминания об этом событии всегда наряду с радостью невольно вторгаются и горькие раздумья. Ведь финал Кубка был сыгран в самом начале мая 1986 года, когда

Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

Из книги Воспоминания автора

Из книги Фанера над Парижем. Эпизоды автора Анненский Александр

2000-е годы. Бавария (Германия), Лион (Франция), Москва (Россия) Однажды он мне реально пригодился. Я разослал несколько своих резюме и как-то, спустя месяцев пять после одного из них, мне позвонили. Мужской голос говорил по-русски и представился Петром Федоровым, руководителем

Из книги Фурье автора Василькова Юлия Валерьевна

БОРДО, ЛИОН, ПАРИЖ, МАРСЕЛЬ… Очередная командировка в Бордо нарушала все его планы: закупка новой партии товаров заставила отложить надежды на поездку в Париж.Бордо испокон был Меккой крупных купцов и мошенников. Сюда стекались колониальные товары, казалось, со всего

Из книги Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем автора Пирожкова Антонина Николаевна

СНОВА ЛИОН Почта от Мюирона продолжала регулярно приходить и после переезда Фурье в Париж. В начале 1824 года он получил сообщение, что его последователь окончил работу над книжечкой «Краткое обозрение индустриальных методов». Это был своеобразный конспект теории

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Лион Фейхтвангер и другие Лион Фейхтвангер приехал в Москву и пришел к Бабелю в гости. Это был светло-рыжий человек небольшого роста, очень аккуратный, в костюме, который казался чуть маловатым для него.Разговор шел на немецком языке, которым Бабель владел свободно. Я же,

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

Путешествие в Лион По дороге в Лион была сделана остановка в Экс-ан-Провансе. 6 ноября 1600 года Марии Медичи представили почти неизвестного поэта Франсуа Малерба. Он подарил государыне Оду на счастливое прибытие королевы во Францию: Народы, наденьте на головы Венки из всех

Из книги автора

Лион Измайлов Лион Моисеевич – человек душевный, открытый, верящий в своё писательское предназначение, и ему хорошо удаётся всегда быть на плаву. Выражу субъективное мнение: недостаток писательского таланта он компенсирует талантом административным. Мне это близко,

Лион Фейхтвангер

(Lion Feuchtwanger, 1884—1958)

Лион Фейхтвангер вошел в историю немецкой литературы как мастер социального и исторического романа. Он был выходцем из буржуазной интеллигентной среды. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал филологию и философию. Большой интерес проявлял к историческим проблемам, особенно к истории Иудеи, в чем проявилось влияние семейных традиций.

Первые литературные опыты Фейхтвангера относятся к началу века. Первый сборник его рассказов «Одинокие» (Die Einsamen) вышел в 1903 г., но успеха не имел. Затем Фейхтвангер увлекается театром, пишет пьесы, театральные рецензии, статьи о театре и драматургии. В эти годы известное влияние на него "оказала модернистская литература.

Первая мировая война и сопутствовавшая ей атмосфера шовинистического и милитаристского угара не сразу вызвала отрицательную оценку писателя. В самом начале войны он не свободен от некоторых шовинистических иллюзий, но довольно быстро приходит к пониманию бессмысленности войны и становится пацифистом.

Фейхтвангер приветствовал революцию 1918 г. в Германии, хотя понимал ее по-своему.

В драмах, созданных в 10—20-е гг., писатель разоблачает колониальные захваты, капиталистические грабежи. Таковы его пьесы «Калькутта, 4 мая» (Kalkutta, 4. Mai), «Нефтяные острова» (Die Petroleum-Inseln), «Будет ли амнистирован Хилл» (Wird Hill amnestiert). Позиция автора в этих пьесах весьма противоречива: с одной стороны, он разоблачает буржуазных хищников, а с другой — восхищается их деловитостью и энергией.

Широкую писательскую известность Фейхтвангеру принес исторический роман.

В 1923 году появляется «Безобразная герцогиня» (Die hapliche Herzogin), а в 1925 г. — «Еврей Зюсс» (Jud Süß), вышедший несколькими годами раньше как драматическое произведение.

В основу романа «Безобразная герцогиня» положено жизнеописание Маргариты Тирольской, жившей в XIV в. Она изображается автором вначале прогрессивной исторической деятельницей, задумавшей ряд разумных и полезных реформ. Однако все ее добрые начинания терпят неудачу, натолкнувшись на противодействие темных сил феодализма. Будучи некрасивой, она несчастна и в личной жизни.

В трактовке личности Маргариты писатель исходил из концепции, позднее изложенной им в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа» (1935). Согласно этой концепции история есть арена борьбы двух извечных начал — разума и неразумия. Носителем разума выступают одиночки, меньшинство, и поэтому они терпят поражение в борьбе с превосходящими силами мрака.

В романе «Еврей Зюсс» Фейхтвангер усиливает разоблачение сил варварства и неразумия. Главный герой его Зюсс Оппенгеимер — министр финансов герцога Вюртембергского в XVIII в. Писатель создает правдивый образ этого временщика, который, потакая герцогским прихотям, нажил огромное состояние и располагает почти неограниченной властью. Отмечая высокое повествовательное искусство первых исторических романов Фейхтвангера, нельзя пройти мимо некоторых их особенностей. Автор намеренно модернизировал, осовременивал историю, перенося в прошлое проблемы, характеры, взятые из современности. Исторические герои нередко наделялись сложной психологией людей XX в. Это можно сказать и о Маргарите, и о ряде других персонажей. Историзм романа в данном случае страдал, но зато они выигрывали в актуальности и злободневности. В упомянутой работе Фейхтвангера об историческом романе он говорит об этом: «Я писал и современные романы и исторические. И могу по совести заявить, что всегда стремился вложить в мои исторические романы такое же содержание, как и в современные. Я и думать не думал писать историю ради истории; костюмы, исторические одеяния всегда были для меня только средством стилизации, средством простейшим образом создать иллюзию».

Приведенные слова не следует понимать буквально. В них чувствуются отзвуки полемики, которую Фейхтвангер вел против реакционных писателей, стремившихся отгородить литературу от острых проблем современности. Фейхтвангер всегда тщательно изучал исторические материалы изображаемой им эпохи.

Известно, что Фейхтвангер был одним из первых крупных писателей Европы, который увидел опасность фашизма в Германии и выступил с гневным осуждением его. Это было сделано им в романе «Успех» (Erfolg, 1930), изображавшем современную Германию.

Сюжетную основу романа составляет история борьбы за освобождение из тюрьмы несправедливо посаженного в нее искусствоведа Мартина Крюгера. Честный интеллигент и свободомыслящий человек, он был упрятан властями в тюрьму, так как его откровенные и довольно смелые взгляды считались опасными.

Частный случай нарушения права давал писателю возможность показать разложение буржуазно-демократического государства, в котором на смену закону пришли произвол и беззаконие. Так началась постепенная фашизация Германии, связанная с попранием элементарных правовых норм и утверждением культа насилия.

Писатель обвинял баварское правительство в том, что оно расчищало дорогу фашизму. Фашистское движение в романе именуется движением «истинных патриотов». Оно возглавляется демагогом и авантюристом Куцнером, в котором нетрудно угадать его прототип — Гитлера, также начинавшего свою деятельность в Баварии. Писатель показывал огромную опасность нацистского движения для судеб человечества и его культуры.

Борьбу за освобождение Крюгера начинает его возлюбленная Иоганна Крайн. В эту борьбу включаются разные люди — коммунист Каспар Прекль, журналист Жак Тюверлен и другие. Прекль — талантливый инженер, честный, принципиальный человек, для которого история с Крюгером представляет удобный повод для борьбы с буржуазным правительством. Однако при всех его положительных качествах Прекль изображается автором человеком узких, догматических взглядов, мешающих ему понять сложную и разнообразную картину современного мира.

Преклю в романе противопоставлен гуманист и скептик Жак Тюверлен, наиболее близкий автору образ. Он не верит в возможность переделки мира с помощью действия, насилия. Силой, могущей изменить мир к лучшему, он склонен считать слово, убеждение, воспитание. В трактовке образа Прекля и Тюверлена проявилась буржуазная ограниченность Фейхтвангера.

Хотя в этом романе писателю удалось преодолеть некоторые иллюзии относительно буржуазной демократии, которая на его глазах перерождалась в ненавистную нацистскую диктатуру, то, что представлялось ему справедливым государственным устройством будущего, было не чем иным, как все той же, несколько улучшенной, упорядоченной буржуазной демократией.

Писатель задумал «Успех» как исторический роман. В соответствии с этим замыслом Фейхтвангер стремится быть документально точным. Он дает в книге краткие исторические и социально-экономические справки, описания обстановки.

Документальность сочетается с яркими психологическими характеристиками персонажей, причем психологизм носит целенаправленный характер. Автор выделяет те черты, которые характеризуют социальную сущность того или иного героя.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов, Фейхтвангер эмигрировал во Францию, где он включился в активную антифашистскую деятельность. В 1937 г. он посетил Советский Союз. Результатом поездки по нашей стране явилась его книга «Москва, 1937» (Moskau, 1937), в которой он с большой симпатией пишет о нашей стране.

В эмиграции Фейхтвангер создает ряд крупных антифашистских романов, и прежде всего «Семью Оппенгейм» (Die Geschwister Oppenheim, 1933), впоследствии названную им «Семья Опперман». В центре внимания писателя —трагическая судьба буржуазной еврейской семьи, которая всегда стояла в стороне от политики и не видела фашистской опасности, надвигавшейся на Германию.

Показывая страдания обреченной на гибель семьи Оппенгейм, автор призывал к борьбе против нацистских вандалов. Сила слова, убеждение, которые он недавно рекомендовал в качестве средства улучшения общественной жизни, признаются сейчас явно недостаточными, чтобы противодействовать нацизму. Лишь активная борьба, революционное насилие способно уничтожить фашизм.

Однако антифашистская тема сужена в романе, она сводится главным образом к разоблачению антисемитизма нацистов.

Мысль о необходимости активной борьбы с фашизмом становится главной в романе «Изгнание» (Exil, 1940), где на первом плане уже не пассивный созерцатель творящегося зла, не беззащитный страдалец, а человек, убежденный в необходимости борьбы с фашизмом. Таков Зепп Траутвейн, талантливый композитор, антифашист.

Траутвейн уже сделал выбор между действием и пассивным созерцанием. Для него вопрос стоит иначе — как действовать, с кем идти, ибо борьба в одиночку не может принести успеха.

После мучительных поисков, колебаний он приходит к выводу, что лишь социализм, освободительная борьба народов открывают перспективу счастливого будущего. Признание этой истины было чрезвычайно важным шагом в идейном развитии Фейхтвангера.

Проблема выбора пути стоит и перед знаменитым историком древности Иосифом Флавием, главным героем трилогии «Иосиф» (Josephus-Trilogie), в которую вошли романы «Иудейская война» (Der judische Krieg, 1932), «Сыновья» (Die Sohne, 1935) и «Настанет день» (Der Tag wird kommen, 1942).

Иосиф Флавий вначале выступает одним из руководителей восстания иудейского народа против Рима, покорившего Иудею. Со временем его взгляды меняются. Он приходит к выводу, что Рим является носителем более высокой цивилизации. Рим может помочь Иудее преодолеть ее националистическую ограниченность и замкнутость. Иосифу становятся ненавистными религиозный фанатизм и нетерпимость руководителей еврейской общины. Он сторонник дружбы народов, взаимного духовного обогащения различных наций.

Иосиф порывает с иудейством и переходит на сторону Рима. За это его проклинают соплеменники, презирают римляне. И судьба его складывается трагически.

В разработке темы Иосифа Флавия писатель верен своей концепции исторического романа. Как обычно, он стремился к сравнительно точному воспроизведению фактов, подробностей, «исторических костюмов», но трактовка этих фактов давалась исходя из современных задач борьбы с националистической, шовинистической идеологией фашистов. Картина Древнего Рима в романе явно модернизирована.

С таких же позиций Древний Рим освещен в сатирическом романе «Лже-Нерон» (Der falsche Nero, 1936). На материале древнеримской истории в нем разрабатывается современная проблематика. Это очень острый, злободневный роман, написанный большим мастером-сатириком.

В романе рассказывается вымышленная история горшечника Теренция, внешне похожего на умершего императора Нерона. Находятся влиятельные люди, заинтересованные в своеобразном воскрешении покойного императора. На короткий срок судьба возносит Теренция—Лже-Нерона на вершину государственной власти. Марионетка становится могущественным человеком. Он приходит к власти с помощью обмана, беспардонной демагогии и авантюризма. Внимательный читатель невольно сравнивал судьбу римского авантюриста с судьбой правителя фашистской Германии. В приближенных Лже-Нерона (Кнопсе, Треббоне) можно было узнать приближенных Гитлера — Геббельса, Геринга.

Цикл антифашистских романов замыкает роман «Симона» (Simone, 1944), посвященный борьбе французских патриотов против немецких оккупантов. Олицетворением борющейся Франции выступает юная девушка, сирота Симона Мошар, образ которой сравнивается с национальной героиней французского народа Жанной д"Арк. Симона мужественно вступает в неравную борьбу с поработителями ее родины. Она возмущена действиями буржуа, которые, желая сохранить свои капиталы, предают национальные интересы и сотрудничают с оккупантами.

В 40-е гг. Фейхтвангер был свидетелем огромных исторических событий — разгрома фашизма, победы Советского Союза в Отечественной войне, приведшей к усилению притягательной силы идей социализма, возникновения социалистического лагеря. Все эти коренные социальные перемены нашли своеобразное отражение в идейной эволюции писателя, который проявляет все больший интерес к проблемам революции, народа, его роли в истории. Он создает такие значительные произведения, как «Лисы в винограднике» (Die Füchse im Weinberg, 1947), «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952), посвященные изображению французской буржуазной революции 1789—1794 гг.

В «Лисах в винограднике» изображается Франция накануне революции 1789 г., ее одряхлевший режим феодального абсолютизма. Королевскому двору, знати, являющимся выразителями отжившего мира, автор противопоставил тех, кто идейно подготовил французскую революцию — просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше.

Наиболее полно и многосторонне раскрыт в романе образ Бомарше. Он представлен во всей сложности и противоречивости своего характера. Это и просветитель, воодушевленный идеалами свободы, комедиограф, создавший остроумную сатирическую трилогию о Фигаро, и ловкий человек и делец, не забывающий о своих личных интересах. Он искренне хочет помочь освободительной войне американцев и снабжает их оружием, одновременно питая надежды нажить на этом изрядный капитал. Образ Бомарше исторически правдив и убедителен.

Но с наибольшей симпатией автором изображен Б. Франклин— мудрый политик, писатель, ученый и дипломат, представляющий американских повстанцев при дворе французского короля. Он понимает неизбежность революционного насилия в деле завоевания свободы. По его словам, свободу и лучший порядок нигде нельзя установить без насилия.

Еще более четкое понимание революции и роли народа появляется в романе «Мудрость чудака».

В этом произведении писатель создает яркий образ Руссо и показывает влияние его идей на подготовку французской революции. Вокруг его имени велась ожесточенная борьба. Силы старого мира подвергли просветителя гонениям и преследованиям. Он остается в одиночестве, даже близкие ему люди, в том числе жена Тереза Левассер, плохо понимают его. Но это временное одиночество человека, который опередил свое время, и люди лишь до поры до времени не понимают его. Скоро этому одиночеству придет конец. Идеи Руссо о равенстве и народовластии будут подхвачены его учениками, а затем и широкими слоями французского народа и станут большой силой.

Если в ранних романах Фейхтвангера гуманист-одиночка страдал, до конца оставаясь непонятым неразумным большинством, то сейчас писатель по-другому рассматривает проблему взаимоотношения выдающейся личности и народа: прогрессивные идеи великих людей рано или поздно дойдут до народа. Так, крестьянский юноша Мартин Катру вначале не понимал Руссо и смотрел на него как на чудака: «Я считал Жан-Жака юродивым. Я смеялся над ним», — признается он. С годами Катру начинает постигать мудрость идей великого просветителя, становится страстным поборником его «Общественного договора» и деятельным участником революции. Он превратится в известного революционного деятеля, человека смелого, решительного, принципиального, верного защитника народных интересов.

Катру — сторонник решительных мер в отношении врагов революции. Но он достаточно осмотрителен и понимает, что не было смысла подвергать аресту Фернанда, который, вопреки своему дворянскому происхождению, стал искренним сторонником революции.

Своеобразным руссоистом предстает и один из вождей революции—Робеспьер. В молодости он посетил Руссо, высказав ему свое восхищение демократизмом его идей. Он дал клятву служить делу свободы, претворить эти идеи в жизнь.

Роман завершается торжеством революционного народ триумфом идей Руссо. Недаром в последней главе рома изображено перенесение праха философа в Пантеон, усыпальницу великих людей Франции.

В «Мудрости чудака» Фейхтвангер во многом преодолел свою ошибочную историческую концепцию. Общий характер деятельности Руссо, значение его идей для французской революции изображаются в основном в соответствии с исторической правдой. Впервые Фейхтвангер с такой силой подчеркнул значение народа в свершении исторических событий. Великие перемены, по мысли автора, могут совершаться только снизу, народными массами. Однако в процессе коренной переоценки проблемы взаимоотношения личности и народа Фейхтвангер впал в известную крайность и намеренно принизил своего героя, выпятив мелкие черты его характера. Он изобразил Руссо не только мудрым, добрым, искренним человеком, любящим людей, но и чудаком, «блаженным», которого обманывает собственная жена.

К лучшим страницам романа относится описание французской революции, показанной событием огромного исторического значения. С большой симпатией нарисованы ее вожди Робеспьер, Сен-Жюст. Они не походят на фанатиков, какими раньше выглядели революционеры у Фейхтвангера.

Широкой известностью пользуется исторический роман писателя «Гойя, или Тяжкий путь познания» (Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis, 1952), посвященный жизни великого испанского художника конца XVIII — начала XIX в. Из задуманных двух романов Фейхтвангер успел написать лишь один. В нем изображена жизнь Гойи в период с 1793 по 1806 г.

В подзаголовке романа заключено указание на идейный замысел произведения. В книге показан не только путь Гойи к достижению вершин изобразительного искусства, но и трудные искания смысла жизни и места в ней художника.

Гойя был талантливым выходцем из народа, личностью самобытной, сильной. Став знаменитым художником, президентом королевской Академии художеств, он не утратил плебейской гордости и независимости. Но путь его к познанию роли художника поистине мучителен. Лишь после долгих поисков, ошибок и заблуждений приходит он к пониманию подлинного призвания художника, обязанного своим искусством служить народу.

Вначале он поглощен искусством, которому страстно предан. Ничего другого, кроме искусства, он знать не хочет. Он ослеплен придворной жизнью и далек от понимания своих обязанностей по отношению к народу.

Тяжелые испытания, выпавшие на его долю — несчастная любовь, болезнь, гибель жены и ребенка, — сделали его более восприимчивым к народному страданию. Решающую роль в его превращении в художника-гражданина сыграла революционная эпоха, идеи французской революции, современником которой он был. Гойя находит единомышленников в среде испанских вольнодумцев, добивавшихся изменения прогнившего королевского строя. Он создает свои знаменитые «Капричос», явившиеся беспощадной сатирой на королевский двор, придворную знать, духовенство.

Характерной особенностью романа является органическое сочетание в нем художественного произведения и искусствоведческого исследования. Многие страницы книги посвящены тонкому, проникновенному анализу картин Гойи. Это дает автору возможность глубже раскрыть характер художника, его взгляды на окружающий мир, на искусство и его задачи.

Фейхтвангер издавна проявлял глубокий интерес к творчеству испанского художника-реалиста. Он посвятил ему немало страниц еще в «Успехе».

Если в ранних исторических романах писателя в сильной мере ощущалась модернизация прошлого, то в «Гойе» проявляется стремление к сохранению исторического и национального колорита. Много места в романе уделено описанию национальных обычаев, одежды, танцев, песен. Ко всему этому внимательно присматривается Гойя. Здесь он находит материал для своего искусства.

Запоминается яркий образ матери Гойи, простой, умной и чуткой женщины, которая напоминает ему о принадлежности к народу.

В последние годы жизни Фейхтвангер писал теоретические статьи и эссе. Неоконченную критическую работу «Дом Дездемоны» (Das Haus der Desdemona, 1961) он посвятил своему любимому жанру — историческому роману. Она написана на весьма обширном материале литературных произведений на исторические темы.

В этой работе писатель подводит итоги своим раздумьям над историческим романом, пересматривает некоторые свои идеи, высказанные им в свое время в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа».

Фейхтвангер прослеживает основные вехи в развитии исторического романа начиная с античности. Подлинным творцом этого жанра он вполне обоснованно считает В. Скотта. Его романам присущ подлинный историзм, который, по мысли автора, должен иметь место при изображении прошлого. Тем самым Фейхтвангер отходил от своей ошибочной точки зрения, провозглашавшей право писателя на модернизацию прошлого. Благотворные изменения во взглядах писателя в сторону более реалистического изображения прошлого стали возможными под влиянием участия Фейхтвангера в антифашистском движении народов Европы.