Старинный быт русского народа. Русский народ: культура, традиции и обычаи


Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранилась традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт Древней Руси интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда. богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделение полов - на два противоположных начала - "доброе" и "злое". Последнее олицетворялось в женщине, определяя ее положение в обществе и семье.

У российских народов долгое время бытовало большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлось коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли, обычно, из двух поколений родителей и детей. Семьи феодалов были, как правило, малыми, так сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой собственный отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный христианский свадебный обряд ("веселие") сохранялся на Руси еще примерно в течении шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: "бесноватость" жениха или невесты. Но в реальной жизни ограничения были довольно жесткими, прежде всего в социальном отношении, которые регулировались обычаями. Закон формально не запрещал феодалу жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами своего круга, а с ровней. Вольный человек мог жениться на крепостной, но должен был получить разрешение у барина и уплатить определенную сумму по договоренности. Таким образом, и в древне, и в городе браки, в основном, могли совершаться только внутри одного класса-сословия.

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После пострижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела"), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль ее главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже - в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. "Домострой" - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

Внутриусадебный семейный быт был долгое время сравнительно замкнутым. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о теремном затворничестве русских женщин относится, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь.

Сведений о распорядке дня людей в средневековье осталось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января ст. ст. В этот день патриарх освящал воду Москва - реки, а население города совершало обряд Иордани (омовения святой водой). По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако расхожие представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Содержание частных кабаков строго преследовалось.

Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т.п. . Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада. Любимым развлечением царей и знати была охота.

Таким образом, хотя жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки не всегда обращают должное внимание

В исторической литературе на рубеже 15 - 16 вв. устанавливаются рационалистические взгляды на исторические события. Некоторые из них объясняются причинными связями, обусловленными деятельностью самих людей. Авторы исторических произведений (например, "Сказания о князьях Владимирских", конец 15 в.) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Аналогичные идеи высказывались в хронографах - сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.

Расширялись не только исторические. но и географические знания людей средневековья. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией Русского государства стали составляться первые географические карты ("чертежи"). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. Русские мореплаватели внесли большой вклад в географические открытия на Севере. К началу 16 века ими были обследованы белое, Студеное (Баренцево) и Карское море, открыто много северных земель - острова Медвежий, Новая Земля, Колгуев, Вйгач и др. Русские поморы первыми проникли в ледовитый океан, создали первые рукописные карты обследованных северных морей и островов. Они одними из первых освоили Северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова.

Определенный прогресс наблюдался в области технических и естественно - научных знаний. Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие строительные механизмы. Для добычи соляных растворов применялось глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.

В 17 веке роль церкви в влиянии на культуру и быт русского народа усилилась. В то же время государственная власть проникала всё больше и больше в дела церкви.

Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель, необходимых для обеспечения энергично создававшегося дворянского войска.

Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав ("Стоглав") .

На первый план в работах Стоглавого собора были выдвинуты вопросы внутрицерковного порядка, прежде всего связанные с жизнью и бытом низшего духовенства, с отправлением им церковной службы. Вопиющие пороки духовенства, небрежное выполнение церковных обрядов, к тому же лишенных какого-нибудь единообразия - все ото вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви, порождало вольномыслие.

Чтобы пресечь эти опасные для церкви явления, рекомендовалось усилить контроль над низшим духовенством. С этой целью создавался особый институт протопопов (протопоп - главный среди священников данной церкви), назначаемых "по царскому велению и по благословению святительскому, а также поповских старост и десятских священников". Все они обязаны были неустанно надзирать за тем, чтобы рядовые священники и дьяконы исправно отправляли богослужение, в церквах "стояли со страхом и трепетом", читали бы там Евангелия, Золотоуст, жития святых.

Собор унифицировал церковные обряды. Он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и "сугубую аллилуйю". Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы и оправдание своей приверженности старине.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.

Перечисленные мероприятия и частичные уступки не могли, однако, сколь - нибудь разрядить напряженную обстановку в стране и в самой церкви. Предусмотренная Стоглавым собором реформа не ставила своей задачей глубокое преобразование церковного устройства, а лишь стремилась укрепить его путем устранения наиболее вопиющих злоупотреблений.

Своими постановлениями Стоглавый собор пытался наложить печать церковности на всю народную жизнь. Под страхом царского и церковного наказания запрещалось читать так называемые "отреченные" и еретические книги, то есть книги, составлявшие тогда почти всю светскую литературу. Церкви предписывалось вмешиваться в повседневный быт людей - отвращать от брадобрития, от шахмат, от игры на музыкальных инструментах и т.д., преследовать скоморохов, этих носителей чуждой церковности народной культуры.

Время Грозного - время больших перемен в области культуры. Одним из наиболее крупных достижений 16 века явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. К числу наиболее ранних печатных книг относятся "Триодь постная", изданная около 1553 г., и два Евангелия, напечатанные в 50-х гг. 16 века.

В 1563 г. организация "государева Печатного двора" была поручена выдающемуся деятелю в области книгопечатания в России Ивану Федорову. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. он выпустил книгу "Апостол", а в следующем году "Часовник". С именем Ивана Федорова мы связываем и появление в 1574 г. во Львове первого издания российского Букваря.

Под влиянием церкви было создано и такое своеобразное произведение, как "Домострой", что уже отмечалось выше, окончательная редакция которого принадлежала протопопу Сильвестру. "Домострой" - это кодекс морали и житейских правил, предназначенных для зажиточных слоев городского населения. Он пронизан проповедями смирения и беспрекословного подчинения властям, а в семье - повиновения домовладыке.

Для возросших потребностей Русского государства нужны были грамотные люди. На созванном в 1551 г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монастырях. Помимо этого среди богатых людей было распространено домашнее обучение.

Напряженная борьба с многочисленными внешними и внутренними врагами способствовали возникновению в России обширной исторической литературы центральной темой которой являлся вопрос о росте и развитии русского государства. Наиболее значительным памятником исторической мысли рассматриваемого периода были летописные своды.

Одним из крупных исторических произведений этого времени является Лицевой (т.е. иллюстрированный) летописный свод: он насчитывал 20 тыс. страниц и мел 10 тыс. прекрасно выполненных миниатюр, дающих наглядное представление о различных сторонах русской жизни. Этот свод составлялся в 50-60-х годах 16 века при участии царя Ивана, Алексея Алексея Адашева и Ивана Висковатого.

Особенно значительным в конце 15 и в 16 веке были достижения в области архитектуры. В 1553-54 годах был построен храм Иоана Предтечи в селе Дьякове (неподалеку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла. непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году храм Покрова на Рву (Василия Блаженного). Этот собор был сооружен в ознаменование покорения Казани.

Ольга Люхина
Конспект занятия «Быт русского народа»

Цель : Формирование представлений о жизни и быте русского народа , о его традициях.

Задачи : Познакомить детей с избой и русским бытом людей . Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог. Прививать интерес к русской культуре , истории своего народа .

Материал : иллюстрация избы, домашняя утварь : кочерга, ухват, лопата для хлеба, люлька и т. д. Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)

Методы :

словесные

наглядные методы

практический методы.

Приемы :

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме ) ;

рассматривание предметов быта, макета русской избы ;

рассказ, показ, беседа;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят : «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать :

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку :

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи , кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут» ?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка : варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе ? Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар) .

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит» .

Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час» , говорят русские люди . Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу.

За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

(воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа) .

воспитатель :

- А называется игра : «Жмурки Машеньки и Ивашеньки» . До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей) .

Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.) . Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку : «Маша, где ты?» , а Маша грубым голосом отвечать : «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.

Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель : Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком. Воспитатель угощает детей хлебом и чаем.

Публикации по теме:

«Светлая Пасха» - традиция русского народа «Светлая пасха» - традиция русского народа. Воспитатель средней группы: Битарова О. С. с. Эльхотово,2016г Тема: «Светлая пасха».

Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.

Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Тема: «В гостях у Пелагеюшки» Интеграция:.

АРЗАМАССКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

им. А.П.ГАЙДАРА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

А.С. НИКОНОВА

студентка 5 курса

дневного отделения

исторического факультета

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЫТА

РУССКОГО НАРОДА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Научный руководитель

доктор исторических наук,

профессор Е.П. ТИТКОВ

АРЗАМАС, 2003

ВВЕДЕНИЕ ........................................……………….. 3

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА 15

§1. КРЕСТЬЯНСКИЙ СХОД..............…………........... 15

§2. ПОМОЧИ.......................…………………….......... 21

§3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРЕСТЬЯН.......…............ 26

ГЛАВА II. СЕМЕЙНЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА ........ 32

§1. ОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ СЕМЬИ......... 32

§2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.......................………..... 38

ГЛАВА III. ЯЗЫЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ

В БЫТУ РУССКОГО НА­РОДА .................….. 42

§1. ВЕРОВАНИЯ. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ....… 42

§2. ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЧИТАНИЕ.... 48

§3. ПРАЗДНЕСТВА...........................……………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........……………………………………...…. 59

ПРИМЕЧАНИЯ ...........……………………………….……....... 62

ПРИЛОЖЕНИЯ .........………………………………………...... 67

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 69

ВВЕДЕНИЕ

В позапрошлом столетии, не столь уж и отдаленном от нас, мно­гое, о чем сейчас приходится вспоминать, собирать по крупицам, яв­лялось естественным, а в ряде случаев и обязательным для русского народа. Если воспринимать историю как цепь, а быт - как звено, то напрашивается следующее сравнение: оборви это звено и нарушится прее­мственность поколений, потеряются традиции нации, а новая жизнь будет строиться на обрывках прошлого и элементах чужого, инород­ного.

Десятилетия жестокой борьбы XX века не только со всем церков­ным, религиозным, но и со всем истинно народным, традиционным, национальным дали свои плоды: звено было разорвано. Бытовая нить русской жизни потерялась во времени. Наша страна начала совершен­но иной период истории, не позаботившись о восстановлении старого для возрождения народа. Но произошедшие в последние года измене­ния в России позволили актуализировать разнообраз­ные вопросы прошлого, в том числе и вопрос о быте русского наро­да. Традиции возрождаются, стремление следовать им усиливается. Конечно, невозможно в полной мере вернуть це­лостный пласт быта прошедших столетий. Сейчас иное время, иной уклад жизни. Но необходимо отметить то, что в истории быта форма меняется, а функция при этом остается.

«Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие эко­логические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия. Быт - это наше духовное богатство, наша экологическая среда, точно также требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим» .

Русский быт складывался веками, и он обладает глубокой преем­ственностью. Шагнуть вперед при этом можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение же от ничего или из ничего не­возможно. Многие беды в прошлом и настоящем случаются из-за безо­глядного разрушения традиционной культуры, неприятия более давне­го. На него нужно взглянуть, познать его и взять из него лучшее. Иначе мы будем разрушителями, отшатнувшимися от своих традиций, сотворившими многочисленные беды и творящие новые.

Если мы хотим познать прошлое таким, какое оно было «на самом деле», то надо выработать стремление изучить народную жизнь изну­три, представить ее как бы с позиции носителей русской народной культуры.

Стоит отметить и то, что каждое сословие в России имело свой быт, свои нравы иуклад жизни. Но в данной работе под словом «на­род» имеется в виду крестьяне. Употребление в качестве синонимов терминов «крестьянство» и «народ» представляется, в данном случае, вполне правомерным, так как крестьянство не только являлось самым многочисленным сословием России, но и хранителем традиционной этической культуры. Это сословие отличалось стойкостью в соблюде­нии церковных канонов и нравственных принципов.

В конце XIX века член Этнографического Бюро князя Тенишева, П. Кашинский, писал: «Когда мы познакомимся сами и познакомим чита­теля, как мыслит крестьянин, когда мы наглядно покажем, как пре­ломляются потребности человеческой природы в его сознании, тогда любой в состоянии будет глубоко понять формы крестьянского быта, весь уклад крестьянской жизни. Станут понятны психологические мотивы поступков крестьянина» .

В основной своей массе крестьянство было бедно, бедно материа­льно, но неизмеримо богат был его быт. Не ограниченный теориями, формулами он заполнялся веками самой жизнью, дышащей природой.

Следует отметить, что невозможно охватить все стороны быта русского народа: он велик и разнообразен. У каждой семьи - свои порядки, у каждой общины сформировывались свои традиции. Конечно, многое в целом было одинаково, лишь с небольшими изменениями. Но в данной работе внимание уделяется лишь отдельным формам семейно­го и общественного быта. Они переходили из одного поколения в другое, дополнялись новыми элементами, становились традиционными, «искони условно принятыми» .

Семья и община служили организующим началом во многих явлениях обычной жизни крестьян. Опыт крестьян, проявлявшийся, прежде всего, в жизни семьи и общины, их взаимодействии, был богат и многообра­зен. Каждый в крестьянской общине являлся звеном цепи сложных взаимоотношений. Община хранила и передавала традиции. Она собирала, на­капливала знания, вырабатываемые каждым поколениям, соединяла их в единое целое. Семья составляла основу крестьянской жиз­ни. Она устанавливала распорядок дня и труда, организовывала до­машнее хозяйство. Важную роль играла семья в воспитании детей, в постепенном и естественном их подключении ко всем задачам семей­ного быта.

Своеобразную взаимосвязь семьи и общины осуществляли верова­ния, церковь, праздники. Каждый крестьянин должен был принимать участие в различных обрядах и действиях, в которых религиозно-христианские эталоны и языческие традиции теснейшим образом переплетались с бытовыми.

Проведение исследования традиционных форм быта русского народа во второй половине девятнадцатого века и является целью данной рабо­ты.

Для этого необходимо поставить следующие задачи:

Во-первых , русская крестьянская община выступала наиболее пол­ной социальной единицей, воспроизводящей и передающей свой груп­повой опыт, и как единица являлась носителем бытовых элементов. В связи с этим важной задачей представляется раскрытие традиционных форм быта русской общины во второй половине XIX века, а именно: что из себя представлял крестьянский сход, как он проис­ходил, что регулировал; как осуществлялись помочи, какие сохраня­лись в них традиции; какие отношения развивались между крестьяна­ми, как развито было гостеприимство, хлебосольство.

Во-вторых , крестьянская семья являлась ячейкой общины, она становилась фундаментом построения быта. Поэтому, освещение се­мейного быта русского народа во второй половине XIX века: какой был обычный порядок жизни семьи, как распределялись в семье хо­зяйственные отношения, как ели члены семьи, когда вставали и ког­да ложились; как происходило воспитание детей является следующей важной задачей данной работы.

В-третьих , жизнь семьи и общины пересекалась в различных обря­дах, ритуальных действиях, праздниках. Причем все это было связа­но с язычеством и православной религией. Отсюда вытекает еще одна задача данной работы: выявить как проявлялось язычество и православие в быту русского народа, а именно, какие верования существовали в крестьянской среде, и имея в виду то, что крестьянин - человек сельскохозяйственный, верования, которые связанны с природой; как связывалась жизнь крестьян с православной верой, когда посещали они церковь, какие действия православного характера проводили до­ма; как проходили праздники, то есть время, отделявшееся от обыч­ной жизни, но имевшее свой быт и сочетавшее элементы язычества и православия.

Характеристика источника. Очерченный круг задач обеспечен доста­точно солидными материалами Этнографического Бюро князя В.Н. Тенишева, которые представляют из себя записи наблюдателей по заданной программе, составленной с исследовательской целью. Опубликованным источником данного Бюро стала книга: «Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии)» .

Князь В.Н. Тенишев был озабочен судьбами России и доказывал концептуально, что знание жизни основных классов народа является важнейшей предпосылкой для управления государством и обществом того времени. Он основал Этнографическое Бюро, поставив перед со­бой цель - собрать этнографические сведения о крестьянстве, соз­дал программы сбора интересовавших его сведений, реализовавшиеся с помощью сети «внештатных» корреспондентов.

Тенишевская «крестьянская» программа занимает особое место в своем классе научных материалов по русской историографии. Программа была изначально ориентирована на собирание самых обширных све­дений о быте крестьян центральных губерний России. Поскольку ее автор намеревался создать монографическую работу о русских крестьянах-землепашцах, постольку в круг его научных интересов попали едва ли не все стороны тогдашней жизни крестьянства. Тем более, стоит заметить, что вторая половина XIX века - это время реформирования жизни крестьян, а значит появление новых элементов в быту. Было необходимо собрать все, что возможно, пока различные введения полностью не изменили существующий порядок. В языке программы эти намерения материализовались в вопросах, охватываю­щих и характеризующих физические свойства крестьян; местные усло­вия их жизни; общие указания об образе жизни крестьян; обществен­ные установления, обычаи или законы, регулирующие отношения кре­стьян к обществу; отношения крестьян между собой и к посторонним лицам; верования, знания, язык, письмо и искусства; семью и обыч­ный порядок жизни; сближение полов; рождение детей, их воспитание и обучение; поведение крестьян в выходящих из ряда обстоятельст­вах. Около 500 вопросов включил Тенишев в свою программу, каждый из которых имел непосредственное отношение к быту. Многие пункты программы разработаны подробно, предусматривали варианты; были снабжены примерами; вопросы нередко носили подсказывающий харак­тер, и подсказка, опиралась на вполне конкретные факты, зафикси­рованные ранее специалистами и неоднократно уже подтвержденные к тому времени.

«Устное народное творчество» - Лирика – род литературы, в котором автор выражает свои чувства. (с)Максимова Г.Г. Учитель русского языка ГОУ СОШ №156 2007 год. Фольклор народов России. Под ред. Н.И.Кравцова. Содержание: Устная словесность, устное поэтическое творчество. Фольклорные жанры. Любое народное искусство (танцы, музыка, резьба по дереву и пр.).

«Русское народное творчество» - Пословицы и поговорки (сост. Основополагающий вопрос: Как в русском народном творчестве отражаются нравственные качества? Что такое потешки? Дидактические задачи: Авторы проекта: Кудрявцева Анастасия Николаевна Попова Ирина Вячеславовна. Работа детей по обсуждению задания каждого в группе. – 5 занятие.

«Быт русского народа» - Осень. ВОЗДВИЖЕНИЕ о празднике Возвдижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сенокос. З и м а. Проект. ГАДАНИЯ об одном из наиболее древних обрядов русского народа. Весна. Директор школы «ВОЗМОЖНОСТЬ» г. Дубны Московской области Игнатович Светланы Николаевны. Прядение. Сбор ягод и грибов.

«Русские традиции» - Цель: Русские народные традиции. Итоги нашей работы. Какие традиции были у наших предков осенью? Фоторепортаж. Убранство русской избы. Колядки масленица. Большой стол Самовар Длинные лавки Домотканые половики Русская печь. Весенние традиции. Зимние традиции. Традиции. Мы узнали много нового о жизни наших предков и попытались рассказать вам.

«Русские былины» - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Алёша Попович и красна девица. Авдотья-рязаночка. Вольга Всеславьевич. Герои русских былин. Святогор и Илья Муромец. Вольга и Микула Селянинович. Добрыня особождает Забаву от змия. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Святогор. Садко и царь морской. Святогор и кузнец судьбы.

«Русские писатели» - Александр Сергеевич Пушкин. Самуил Яковлевич Маршак. Павел Петрович Бажов. Корней Иванович Чуковский. Анна Андреевна Ахматова. Владимир Владимирович Маяковский. Марина Ивановна Цветаева. Николай Николаевич Носов. Сергей Александрович Есенин. Лев Николаевич Толстой. Николай Алексеевич Некрасов. Агния Львовна Барто.

Всего в теме 11 презентаций