Каковы особенности композиции произведения булгакова. Сюжетно-композиционные особенности романа М


Работу выполнили: Печенкин Георгий,
Мугинова Регина, Ширяев Егор,
Богатенкова Елизавета, Угарин Артем,
Цыганкова Анастасия, Бобожонов Саша.

В романе «Преступление и наказание» важную
роль играет описание интерьеров.
С помощью описания интерьеров автор передает
атмосферу произведения и помогает еще лучше
понять характер героя. То, что окружает человека
влияет не только на его взгляды и мировоззрение, но
и на его душевное состояние.

Описание каморки Раскольникова

Жилище Раскольникова играет
важнейшую роль в формировании его
душевного состояния. Каморка,
морская каюта, шкаф, сундук, гроб и
т.д. - все эти эпитеты относятся к
крошечному жилищу Раскольникова.
...там-то, в углу, в этом-то ужасном
шкафу и созревало все это вот уже
более месяца…
...дурная квартира...точно гроб...я
уверена, что ты наполовину от
квартиры стал такой меланхолик…
...ему стало душно и тесно в этой
желтой каморке, похожей на шкаф
или на сундук. Взор и мысль просили
простору...

Крошечная комната, в
которой жил студент
Раскольников, не могла
не повлиять на его
психологическое
состояние. Жизнь в
крошечной комнате,
безусловно, "сужала" его
сознание. Очевидно, что
жизнь в комнате-шкафе
не могла дать
Раскольникову простора
для мыслей и идей. Как
правильно подметила
мать Раскольникова,
такая комната только
может усилить
меланхолию.

Описание кабака

Раскольников забрел в распивочную, бродя
"как пьяный" по тротуарам от "чувства
бесконечного отвращения" сразу после
посещения Алены Ивановны. Но в этом месте
Родион, конечно, не смог развеять свои мысли.
Кабак с первых минут вызывает отвращение «из
дверей выходили двое пьяных и, друг друга
поддерживая и ругая, взбирались на улицу».
Распивочная находилась в подвальном этаже,
из-за этого там "было душно, и все до того было
пропитано винным запахом, что от одного этого
воздуха можно было в пять минут опьянеть".
Раскольников уселся "в темный и грязный угол за
липкий столик". Интерьер заведения
напоминает внешний вид хозяина, который был
"в страшно засаленном атласном жилете" с
лицом "будто смазанным маслом". Из-за давно
протухших закусок, которые предлагались
гостям "крошеные огурцы, черные сухари и
резанная кусочками рыба" в заведении очень
дурно пахнет.

«Проходной угол» Мармеладовых

Жилище семьи Мармеладовых типичное жилище бедных людей,
которые едва сводят концы с концами.
"...а живем мы в холодном угле, и она в
эту зиму простудилась и кашлять пошла,
уже кровью..."
Характерно, что комнату Мармеладова
освещает маленький огарок свечи.
Деталь эта символизирует собой
постепенное угасание жизни в этой
семье.
"...Огарок освещал беднейшую комнату
шагов в десять длиной; всю ее было
видно из сеней.
Посещение уголка Мармеладовых
оставляет неприятный осадок,
ощущение тоски и грусти, особенно на
фоне происходящих в ней событий.
После того, как Раскольников все это
увидел, он даже решил невольно
оставить несколько монет семье.

Описание комнаты Сони

Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы мы еще
лучше понимали, как трагична ее жизнь. Описание помогает понять
ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову.
Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и
одиночества. «Во всей этой большой комнате почти совсем не было
мебели». Саму комнату Достоевский называет «уродливой».
Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека.
Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву,
угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду. И мы еще
больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна.
Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня
несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет. «Огарок уже
давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой
нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за
чтением вечной книги».

Описание трактира

В сцене Раскольников гуляет по Санкт Петербургу и ищет встречи с
Свидригайловым. Поворачивая на проспект, по которому еще не ходил, он
натыкается на трактир, в котором совершенно случайно видит
Свидригайлова.
Достоевский в этой главе уделяет внимание описанию интерьера
трактира. То, что в трактире отворены все окна, показывает, что в нем душно
из-за большого количества людей. И, действительно, Раскольников видит
много фигур в окне. Шум из трактира слышен даже на улице, и, чтобы мы
лучше поняли всю обстановку, автор использует слова: «набит битком»,
«звенели», «гремел». Внутри же самого трактира не протолкнуться. Из-за
большого количества гостей, трактир был грязным, как говорит автор,
«трактир был даже не средней руки».
Обстановка трактира нисколько не смущала Свидригайлова, наоборот,
он находился здесь каждый день.
Раскольникову же было крайне неуютно
в этом помещении. Неприятный разговор
с Свидригайловым еще больше давил
на него. Раскольникову хотелось покинуть
это ужасное место.

У Достоевского интерьер играет важную роль в
характеристике героев. Хотя он не дает полного
описания, а лишь дополняет его. Иногда именно
интерьер помогает полностью понять героя, его
внутренний мир.

Роман «Мастер и Маргарита» . Многоплановость композиции, проблематика, система образов Опорный конспект презентация к уроку русской литературы в 11 классе по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Замысел возникает в конце 1928 г. Начатый роман носил назва ние «Копыто инженера» . В целом роман пережил три редакции, и косвенное представление об изменении замысла дает эволюция названия. Вот как оно менялось: «Чёрный маг» - «Копыто инженера. » - «Жонглер с копытом» - «Гастроль Воланда» - «Великий канцлер» - «Сатана» - «Черный богослов» - «Он появился» - «Подкова иностранца» - «Пришествие» - «Чер ный. маг» - «Князь тьмы» - «Мастер и Маргарита» . Роман писался более 10 лет. Это роман завещание. «Мастер и Марга рита» - одно из загадочных явлений русской литературы XX в. Имеет множество вариантов прочтения. Книгу о Воланде, Мастере, Иешуа и Маргарите надо уметь прочитать, ибо она - «огромная криптограмма, зашифрованный текст» .

История создания романа 1929 Начало работы 1928 – 1938 8 редакций Первоначально роман о Дьяволе, без Мастера и Маргариты 1930 Сжёг рукопись 1931 – 1932 Продолжение работы, появление образов Мастера и Маргариты 1936 Заключительная глава 1936 Название романа 1940 Редактирование, переписывание 1928 Замысел Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966– 1967 г. г.

«При всей цельности этого произведения внутри него выделя ются отдельные микророманы: микророманы ü произведение Мастера с главными действующими лицами: Понтий Пилат, Иешуа, Левий Матвей; ü “роман” самих героев - Мастера и Маргариты; ü судьба поэта Ивана Бездомного; ü “роман” Воланда и его “свиты”, “жестокий” роман - с убий ствами, поджогами и т. п. вещами» (Л. Киселева). Каждый сюжет выдержан в своем стиле: суровое, эпиче ски есстрастное повествование о всесильном прокураторе Иудеи б и гибели бродячего философа; откровенный фарс, разыгранный на улицах Москвы, как на огромной сцене; взволнованная история неземной любви. «Это философский роман, воплотивший духовный путь автора и его героев в своем времени и в вечности по направлению к истине. Каждая часть имеет свой сюжет, свою композицию, систему персонажей, своего главного героя, свою стилевую окраску. В их единстве возникает новый уровень сюжета, герой которого - человек в его социальном, историческом и космическом аспекте, человек как частица вечности и вселенной. Роман посвящен не судьбе отдельного человека или группы лиц, но судьбе челове ческой личности и всего человечества на протяжении почти двух тысячелетий»

Темы, раскрываемые в романе Темы: творчества; любви; трусости и раскаяния; современ ной автору Москвы; свободы и несвободы; веры; борьбы Добра и Зла в человеке; тема Дома и Антидома. Главная тема - тема любви, дающей силы, стимулирующей тема творчество. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. О первенстве этой темы свидетельствует заглавие романа. Роман посвящен вечным проблемам, и они существуют в на стоящем так же, как и много веков назад. Какие это проблемы? 1. Что такое истина? 2. Человек и власть. 3. Внутренняя свобода и несвобода человека. 4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. 5. Верность и предательство. 6. Милосердие и всепрощение.

Воланд …так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Гёте, Фауст Воланд является символом зла, но способствует установлению справедливости. Он не сеет зло, не искушает, он всего лишь вскры вает и наказывает зло. Воланд знает подлинную цену всему: без духовности, невежества. Он признает то, что истинно. Он - властитель тьмы, но не позволяет шуток по поводу света. Только суду дьявола и может быть отдана та система, которая не подчиняется нравственному (божьему) суду. Будучи злой силой, Воланд объ ективно творит добро. Имя Воланд возникает в «Фаусте» Гете один раз. Так называл себя Мефистофель.

Учения о тройственности бытия Павел Флоренский Важнейшей целью познания является обретение Истины. Процесс обретения истины Флоренский разделяет на три этапа. Первый - этап логистики, когда человек пользуется способами рациональной философии. На этом этапе Истину обрести невозможно, ибо рациональная философия бессильна перед раздробленностью и множественностью мира. Второй этап - этап пробабилизма, т. е. осмысление определенных качеств истины, в том случае, если она существует. На этом этапе, достигается познание главных свойств Истины, к каковым Флоренский относит следующие характеристики: Истина есть "интуиция дискуссия", "актуальная бесконечность", "совпадение противоположностей" и др. И наконец, Истина предстает, как важнейший христианский догмат: "Истина - …Отец, Сын, Дух… истина есть единая сущность о трех ипостасях… Троица единосущная и нераздельная". На третьем этапе, который Флоренский характеризует понятием "подвижничество", как данность уже полностью принимается необходимость существования Истины. В данном случае познание истины невозможно без веры и религиозно-духовной практики. С помощью веры и евангельской любви Истина утверждается как Святая Троица. Но здесь важен еще и сам процесс познания Истины - совершая восхождение по этапам познания Истины, человек познает любовь и включается в связуемую любовью общность людей.

Учения о тройственности бытия Григорий Сковорода Философское учение Григория Сковороды включает в себя теорию трех миров, состоящую из Макромира космоса, Микромира человека, и Символического мира библии. Все три мира объединены двойственностью: видимыми и невидимыми реалиями.

Проблематика романа В основе романа – осмысление устоев общества 30 х годов двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени. Художник и общество Что такое истина Человек и власть

Жанр Определен М. А. Булгаковым как фантастический роман Но: философская 4 сюжетные линии любовная мистическая сатирическая

Композиция романа роман в романе Роман М. Булгакова Роман Мастера переплетение двух пластов времени Библейский, 1 век н. э. Современность Булгакова (30 -е годы 20 в.)

Система образов Определяется сюжетными линиями романа: философская Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри любовная Мастер и Маргарита мистическая Воланд и его свита сатирическая Москва и москвичи

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания. Особенности жанра и композиции .

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить историей создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

2. Определить особенности жанра и композиции романа;

3. Формировать умение самостоятельно анализировать произведение, пользоваться справочной литературой.

4. Воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова

ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, презентация, сообщения учащихся, тесты.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Мы продолжаем с вами знакомство створчествомМ.Булгакова. И наш урок мне хотелось бы начать с биографической разминки. Отвечаем по цепочке на мои вопросы.

    Биографическая разминка

    Годы жизни М. Булгакова.(1891 – 1940)

    Какое образование получил писатель? (медицинский факультет Киевского университета)

    Когда он окончательно бросил «звание лекаря с отличаем» и перешел в литературу? (в 1921 г. уехал в Москву)

    Какая газета стала постоянным местом службы Булгакова? (газета железнодорожников «Гудок»)

    Назовите известные вам произведения М.Булгакова

    Какие события в жизни писателя подтолкнули его к написанию романа «Белая гвардия»? (в 1918г. в Киеве 14 переворотов, его мобилизовывали как врача петлюровцы, красные, деникинцы)

    Какая пьеса, по словам Б.Пастернака, получила «охранную грамоту»? («Дни Турбиных», Сталин смотрел 15 раз)

Методические приемы:лекция учителя,с элементами беседы и использованием ЭОР.

УЧИТЕЛЬ

Сегодня мы с вами начнем разговор о произведении Булгакова, которое было издано спустя много лет после смерти писателя и произвело ошеломляющее действие на читателей, поставило в тупик критиков, потому что до этих пор советская литература не знала ни одного подобного произведения. Споры о нем не утихают и по сей день. Я думаю, что вы догадались: речь идет о романе «Мастер и Маргарита ».

СЛАЙД 1

Цели: мы познакомимся с творческой историей и судьбой романа, определим особенности жанра, композиции и проблематику романа

СЛАЙД 2

УЧИТЕЛЬ

Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют « закатным романом»

М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. Этот роман, никого не может оставить равнодушным. И разговор о нем мне хочется начать стихотворением А. А.Ахматовой «Памяти М.А.Булгакова »

СЛАЙД 3

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, всех забывшей,-

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

1940 . А.Ахматова

Эти скорбные строки Анны Андреевны правдиво рассказывают о жизни Булгакову в те годы, когда он работал над романом. Давайте послушаем сообщение.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

7 мая 1926 года к Булгакову в квартиру постучались гости… с обыском. Хозяина квартиры не оказалось дома, гости молчали до прихода хозяина, а потом взялись за дело: не церемонились, переворачивали кресла, кололи их какой-то длинной спицей.

С этого времени над Булгаковым был установлен надзор: и за его жизнью, и за еготворчеством . Во время обыска были изъяты произведения: «Собачье сердце» и «Мой дневник». Писатель обращается в Совнарком с заявлениями о возврате его рукописей,… но летят месяцы, годы, всё сильнее захлёстывает его удавка, государственная петля, и чем настойчивее сопротивляется писатель, тем туже она затягивается.

3 октября 1929 года ему наконец отдают рукописи. Булгаков уничтожил свой дневник, но прежде вырезал из него ножницами четыре крохотных фрагмента… Но рукопись не исчезла, копию её сохранили там… в ОГПУ.

К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Он отверг унизительные хождения с жалобами и обратился с письмом в правительство СССР. Он писал, что не собирается создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать и видеть по – своему. Просил предоставить ему работу.

В июле 1929 года Булгаков пишет в письме Сталину: «В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР…Но чем большую известность приобретало мое имя в СССР и заграницей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.

К концу 10 года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей, которая к прошению этому присоединяется.»

Нищета, безвестность в Москве, публичное отчуждение, а потом и тяжелая неизлечимая болезнь – вот та атмосфера, в которой Булгаков создает свой роман.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

СЛАЙД 4

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА.
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом
. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Он представлял собой развёрнутую дьяволиаду, где действие концентрировалось вокруг московских похождений Воланда. и Первая редакция «МастераМаргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году . К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянныйспутник, именуемый Фаустом, а в окончательном тексте – Мастером, а Воланд обзавелся своей буйной свитой . Вторая редакция имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».
Во второй половине 1936 года Булгаков написал новые варианты первых пяти глав.Так была начата работа над третьей редакцией романа , которая первоначально называлась « Князь тьмы », но уже хорошо в 1937 году появилось известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита ». В мае – июне 1938 года полный текст впервые былперепечатан. Эпилог же был написан М.Булгаковым 14 мая 1939 год а.

Михаил Афанасьевич очень строго относился к написанному. На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы слов или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что – то нужно, что он чего – то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера и Маргариту?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».


Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности. 12 лет

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни авторане был опубликован . Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. Она стала ангелом – хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, своей верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: « Против меня был целый мир –и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать 6 или 7 раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. Через 26 лет после смерти Булгакова в 1966 году в журнале «Москва» роман был напечатан, правда, в сокращенном варианте (всего было сделано 159 изъятий текста). В том же году в Париже роман был напечатал полностью и сразу же переведен на многие европейские языки. На родине Булгакова п олный текст «Мастера и Маргариты» появился только в 1973 году.

СЛАЙД 5 ( Варианты названий)

Посмотрим фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита» Узнали ли вы героев?

БЕСЕДА

Слово учителя

Учитель: 12 лет упорного труда и разочарований, 8 редакций романа, почти 50 лет забвения. Этот «невозможный» роман. Давайте попробуем разобраться в нём. Начнём с определения жанра, по поводу которого и сейчас идёт полемика. Начнём с определения жанра. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается. Давайте вспомним определение

»

СЛАЙД 6 Жанр

Определение жанра романа

Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Ученики приводятдоказательства. Какие признаки романа вы можете назвать?

Слайд 7 признаки романа

1. Много героев

2. Действие на протяжении длительного времени

3. Перенос действия в разные места

4. Несколько сюжетных линий

4 сюжетные линии :

Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри

Любовна я - Мастер и Маргарита

Мистическая – Воланд и его свита

Сатирическая– Москва и москвичи.

Слово учителя

перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т.д., все зависит от тематики или идейно -эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать. Обратите внимание на сюжетные линии

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

    Любовный (история

    Мистический

    Фантастический Приведите примеры

    Бытовой (картины

    Философский

    Автобиографический

Слово учителя

В критической литературе существует набор таких определений этого произведения: роман-миф, роман-мистерия, роман-утопия, роман-притча, приключенческий, исторический, философский, сатирический… а в черновиках романа существует запись рукой М. Булгакова «фантастический роман» Т. о. вопрос о жанровой природе романа до сих пор еще не решен. Однозначного определения этому роману дать невозможно, потому что этот роман многожанров и многопланов .

Но самая яркая его особенность – это, конечно же, его композиция .

А теперь давайте вспомним определение композиции. Что такое композиция?

СЛАЙД 8

Определение Композиция 7 ( от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сообщение учащегося. Особенности композиции романа.

Сообщение учащегося. Особенности композиции романа

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой оПонтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаимом; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-егоды I века новой эры . Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

Действия романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основнымгероем романа является любовь . Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автор, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Композиция романа «Мастер и Маргарита» и ее особенности обусловленынестандартными приемами автора , такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их. Завязка романа : встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XIX века. Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Ешуа.

Далее следует завязка. Это проделки Воладна и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казньИЕшуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка : в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата. «Свободен! Он ждет тебя!» – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты - его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями.

Слово учителя. Обобщение

Так в чем же особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»? (Роман в романе:Булгаков пишет роман о Мастере, а Мастер - о Понтии Пилате)

В каких главах рассказывается о Понтии Пилате ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (работа с текстом)

Глава 2 Глава16 Глава 19

Слово учителя

Вы,наверное обратили внимание,что

Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.

Чтобы связать все воедино, М.А. Булгаков использует особый композиционный прием скрепы ”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую ( приведите примеры скреп из текста).

УЧАЩИЕСЯ ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА

Романы написаны как бы разными людьми , следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.

Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме , холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе - ни обращениям и к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.

Совсем иначе написан роман о мастере , Воланде, москвичах . Он отмечен персонифицированной личностью автора , который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

Итог урока.Обобщение жанр и композиция, время действия и система образов

СЛАЙДЫ 8,9, 10

1 Когда был напечатан в нашей стране роман « Мастер и Маргарита»? 1973

2 В чём состоит его жанровое своеобразие? многожанров

3 Чем интересна композиция романа? Роман в романе

Исследователи неоднократно отмечали, что «Мастер и Маргарита» - двойной роман . Он состоит из романа мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого мастера. Эти романы во первых: противопоставлены друг другу , а во вторых – образуют такое органическое единство , что выводит «Мастера и Маргариту» за пределы романного жанра. Это произведения посвящено не судьбе отдельного человека, семье, или группы лиц, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии , судьбу человеческой личности, как составляющей человечества..

Слово учителя. Подводя итог всему сказанному на сегодняшнем уроке , мне ещё раз хочется сказать, что произведение Булгакова необычно и по жанру, и по композиции. Я думаю, что вы смогли в этом сегодня убедиться. А ведь мы только начали изучение романа, и впереди нас ждет еще много удивительных открытий.

Роман стал классикой мировой литературы , выдержал многомиллионные тиражи у нас и за рубежом. Переведен на многие языки Европы, Америки и Азии. Многократно инсценирован и экранизирован. На его сюжет созданы музыкальные произведения , оперы, балеты, мюзиклы. Давайте послушаем песню.

Песня А.Розенбаума «Мастер и Маргарита» с видеорядом

Слово учителя. Слайд 11

Закончить урок я хочу такими словами: Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят!..

Свидетельство этому – самые известные цитаты, ставшие афоризмами.

Слайды 12-19

ИНСТРУКТАЖ

Домашнее задание.

ТЕСТ

    Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри?

    Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?

    Что больше всего ненавидел прокуратор?

    Кличка собаки Понтия Пилата.

    Где Левий Матвей раздобыл нож?

    Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?

    Какими были последние слова Иешуа?

    Какое прозвище имел прокуратор?

    Назовите героев

А) «О, я глупец! – бормотал он, раскачиваясь на камне в душевной боли и ногтями царапая смуглую грудь, - глупец, неразумная женщина, трус! Падаль я, а не человек!»

Б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной

В) «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания

уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…»

ТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ

    Имя и фамилия поэта Бездомного?

    Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?

    Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

    Какими словами заканчивался роман Мастера?

    Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?

    В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?

    Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?

    Как имя женщины, которая пролила масло недалеко от трамвайных путей?

    Кто был Мастер по образованию?

    Из чего пил Воланд на балу?

4. Свита Воланда.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав

ТЕСТ

1.Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри

2.Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?

3.Что больше всего ненавидел прокуратор?

4.Кличка собаки Понтия Пилата.

5.Где Левий Матвей раздобыл нож?

6.Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?

7.Какими были последние слова Иешуа?

8.Какое прозвище имел прокуратор?

9.Назовите героев

2. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав

ТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ

1.Имя поэта Бездомного?

2.Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?

3..Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

4.Какими словами заканчивался роман Мастера?

    Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами?

5.Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?

6.В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?

7.Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?

8.Как имя женщины, которая пролила масло недалеко от трамвайных путей?

9.Кто был Мастер по образованию?

10.Из чего пил Воланд на балу?

Проблемы романа.

Человек и власть.

Милосердие и всепрощение.

Борьба добра и зла.

Что такое истина?

Верность и предательство.

Внутренняя свобода и несвобода человека

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

1.Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)

2.Мистический (Воланд и его свита, бал сатаны)

4. Бытовой (картины московского быта 20 -30 годов)

5. Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т.д.)

6. Автобиографический (обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (работа с текстом)

Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме) Глава 19 - Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.

Примеры фантастики и мистики в романе

1. Переселение Степана Лиходеева.

2. Фантастические события в Варьете: денежный дождь, посыпавшийся на зрителей; трюк с появившимся из ниоткуда парижским модным магазином.

3. Волшебный крем Азазелло наделил Маргариту не только чудесной красотой, она стала невидимой.

4. Свита Воланда.

5. Погоня Бездомного, происходящая с фантастической быстротой, за нечистой силой.

Какое ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫ БЫ ДАЛИ РОМАНУ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

1.Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)

2.Мистический (Воланд и его свита, бал сатаны)

3. Фантастический Приведите примеры

4. Бытовой (картины московского быта 20 -30 годов)

5. Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т.д.)

6. Автобиографический (обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

В каких главах рассказывается о Понтии Пилате?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (работа с текстом)

Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме) Глава 19 - Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.

Примеры фантастики и мистики в романе

1. Переселение Степана Лиходеева.

2. Фантастические события в Варьете: денежный дождь, посыпавшийся на зрителей; трюк с появившимся из ниоткуда парижским модным магазином.

3. Волшебный крем Азазелло наделил Маргариту не только чудесной красотой, она стала невидимой.

4. Свита Воланда.

5. Погоня, происходящая с фантастической быстротой Бездомного за нечистой силой.

6. Полет Маргариты на шабаш ведьм.

Особенности композиции, жанровое своеобразие романа

«Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок-исследование

Все сбылось… Каждому Цель урока:

будет дано по его вере! 1) понять замысел писателя,

поразмышлять о жанре и

композиции романа, заме-

тить и осмыслить перекли-

чки линий произведения,

уяснить идею романа;

2) развивать аналитическое

мышление, навыки работы

с художественным текстом,

с ИКТ, монологическую речь;

3) прививать интерес к творчес-

тву писателя, уяснить нрав-

ственные уроки

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя .

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» многолик, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Во многих смыслах это и роман тайн, которые открываются не всем и не каждому. Попробуем приоткрыть завесу тайн и заглянуть в мир булгаковских героев. Постараемся понять, в чем суть многоплановости и разноуровневости повествования, для чего написан такой роман, какие уроки мы должны извлечь из этого произведения.

Роман, вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, интересенн и сегодня, потому что он о трагедии таланта и любви, о добре и зле, о муках совести. А это свойственно людям во все времена. Он и сегодня не позволяет нашей душе лениться, заставляет размышлять над проблемами романа, а, значит, коснуться и наших.
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? А если жизнь человека действительно соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-то неизменные категории или она текучи, изменчивы, и тогда нами движет только страх перед силой или смертью, жажда власти и богатства? – вот те вопросы, которые ставит автор в своем романе. А разве это и не наши вопросы, вопросы жизни сегодняшней?
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" уникален. И, как всякое значительное произведение, таит в себе неизведанные глубины.

Заполним таблицу «Знаю, узнал, хочу знать»

Знаю

Узнал

Хочу знать

2. Стадия вызова. Слово учителя:

Я раздаю карточки с текстом.

Вы графическими значками пометьте + - знал, ? – непонятно, - не согласен, * - могу дополнить.

ИНСЕРТ

Булгаков читал роман «Мастер и Маргарита» сначала своим знакомым, причем роман, отличавшийся большой политической остротой, произвел большое впечатление на слушателей. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем, остались одни корешки рукописи. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Из-за работы в Большом театре Булгаков не успевал выправлять написанный текст, и у него возникла мысль оставить работу в театре. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц, чувствуя приближение роковой болезни – нефросклероза.

Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был и сеанс черной магии, и сцена с фантастическими деньгами, и похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, Ф. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А. Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета », Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934 году, а последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа, который прочитали далеко не все, пусть даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.

Роман пользуется огромной популярностью, вниманием, как со стороны читателей, так и со стороны критиков-литературоведов.

Слово учителя:

Роман «Мастер и Маргарита» имеет очень сложную композицию. Литературоведы выделяют в нем три разных мира: ершалаимский времен Иисуса Христа, современный автору - действие происходит в Москве, вечный надмирный потусторонний.

Вопрос: Почему действие происходит в современной Булгакову обстановке понятно, но как объяснить параллельное обращение писателя к евангельским событиям двухтысячелетней давности, к миру потустороннему?

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА.

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Он представлял собой развёрнутую дьяволиаду, где действие концентрировалось вокруг московских похождений Воланда. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник, именуемый Фаустом, а в окончательном тексте – Мастером, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».

Во второй половине 1936 года Булгаков написал новые варианты первых пяти глав. Так была начата работа над третьей редакцией романа, которая первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 года полный текст впервые был перепечатан. Эпилог же был написан М. Булгаковым 14 мая 1939 года.

Михаил Афанасьевич очень строго относился к написанному. На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы слов или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что – то нужно, что он чего – то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера и Маргариту?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений:

Московский быт, запечатленный в очерках «Накануне»,

Сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов,

Мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», - драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не был опубликован. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. Она стала ангелом – хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, своей верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: « Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать 6 или 7 раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. Через 26 лет после смерти Булгакова в 1966 году в журнале «Москва» роман был напечатан, правда, в сокращенном варианте (всего было сделано 159 изъятий текста). В том же году в Париже роман был напечатал полностью и сразу же переведен на многие европейские языки. На родине Булгакова полный текст «Мастера и Маргариты» появился только в 1973 году.

3.Осмысление

1. А сейчас давайте попытаемся определить жанр произведения. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается. Просто мы ещё раз вспомним определение этого жанра, пользуясь справочниками.

Работа со справочниками.(Презентация)

Составление кластера (приложение №2)

Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

^ Ученики приводят доказательства

Персонажей в романе – 150

Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям

4 сюжетные линии:

Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри

Любовная - Мастер и Маргарита

Мистическая – Воланд и его свита

Сатирическая – Москва и москвичи.

^ Слово учителя

Итак, я считаю, что вы смогли доказать, что перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т. д., все зависит от тематики или идейно - эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать.

Ответы учащихся.

Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)

Мистический (Воланд и его свита, бал сатаны)

Фантастический

Бытовой (картины московского бытагодов)

Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т. д.)

Автобиографический (обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

(ребята составляют кластер, зачитывает один из пары)

2. А теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?

(приложение №4), составление кластера

^ Работа со справочником

Вопрос: В чем необычность построения (композиции) романа «Мастер и Маргарита»?

В соединении в одном романе повествования об этих двух мирах. Это роман в романе. И один мир отражается в мире другом, как в зеркале.

Дома вы должны были составить таблицу и ее заполнить:

«Два мира. Параллели и отражения»

Мир Москвы 30-х гг. 20в.

Мир Ершалаима нач. нашей эры.

1. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия).

1. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат. Все шепчут про него, что он жестокое чудовище).

2. В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе.

2. В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность.

3. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т. д.

3. Наказание Иуды, наказание Пилата и тд.

Таблицу продолжают ученики, зачитывают возможные параллели и объясняют, почему решили, что эпизоды параллельны.

Таблицу можно оформить в виде индивидуальной карты на компьютере. Или предложить создать электронную книжку-энциклопедию, где на отдельных страницах будут отражаться все этапы анализа романа.

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

В чем же особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»? (Роман в романе: Булгаков пишет роман о Мастере, а Мастер - о Понтии Пилате)

Чем отличается композиция романа «Мастер и Маргарита» от других романов в романе? В каких главах рассказывается о Понтии Пилате?

^ Ответы учащихся (работа с текстом)

Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме) Глава 19- Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.

^ Слово учителя

Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.

Чтобы связать все воедино, использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую (ученики приводят примеры из текста).

Романы написаны как бы разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.

Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме, холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе - ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.

Совсем иначе написан роман о мастере, Воланде, москвичах. Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

Сюжет романа, написанного Мастером, является одной из глубинных традиций мировой литературы. Достаточно вспомнить в связи с этим такие произведения, как «Возвращенный рай» Дж. Мильтона, «Иисус Христос во Фландрии» О. Бальзака, «Христос в гостях у мужиков» Н. Лескова и другие. Мы уже с вами отмечали, что в романе Булгакова есть много фантастических сцен. Давайте подумаем,

В какой части произведения должны происходить чудеса? Почему вы так считаете? Так ли на самом деле в романе Булгакова? От описания каких событий вообще отказался автор?

Где происходят фантастические события? Приведите примеры.

3. Рефлексия

Учитель

· Нашли ли мы ответ на вопрос, поставленный в начале урока?

Подводя итог всему сказанному на сегодняшнем уроке, мне ещё раз хочется сказать, произведение Булгакова необычно и по жанру, и по композиции. Я думаю, что вы смогли в этом сегодня убедиться. А ведь мы только начали изучение романа, и впереди нас ждет еще много удивительных открытий.

^ Домашнее задание.

Мы с вами на следующем уроке остановимся на событиях, происходивших в Ершалаиме. Назовите имена героев, которые будут звучать на следующем уроке. (Понтий Пилат, Иешуа Га - Ноцри, Левий Матвей, Иуда, Крысобой, Каифа, Афраний)

2.По желанию подготовьте сообщение об одном из персонажей.

3. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав

О романе Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.


История создания романа Первая редакция Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.


История создания романа Вторая редакция Вторая редакция создавалась до 1936 года. Третья редакция Третья редакция была начата во второй половине 1936 года. 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940), Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»… Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.




Жанр Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» - «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман- миф, философский роман, мениппея, роман- мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма «Мастера и Маргариты» и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».


Композиция Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.




Время и пространство Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.




Герои романа. Ершалаимские главы Бродячий философ Иешуа, по кличке Га- Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.


Понтий Пилат Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Фотоиллюстрация Ретрограда


Пилат объявляет приговор: «Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама. И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.» Иллюстрация Николая Королева


Воланд и его свита …ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ» Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Иллюстрация Николая Королева


Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева «Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб» Иллюстрация Николая Королева


Роль библейских глав В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы». Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.




Азазелло Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца". Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Этот персонаж олицетворяет собой смерть. Фотоиллюстрация Ретрограда


Кот Бегемот Кот Бегемот – кот- оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу. Фотоиллюстрация Ретрограда




Роль свиты Воланда Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые. Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.


«Московские» главы. МАССОЛИТ Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др.. Главная достопримечательность - ресторан. "Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.


Берлиоз Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом. Фотоиллюстрация Жана Лурье










Маргарита В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу. Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий. Фотоиллюстрация Ретрограда Мастер и Маргарита История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Фотоиллюстрация Ретрограда


«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем» Фотоиллюстрация Ретрограда


Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Булгакова Мастер и Маргарита - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти… Такие рукописи действительно не горят!..