Тургенев отцы и дети жизненный путь базарова. Помогите,пожалуйста,написать сочинение на тему: "Путь духовных исканий Евгения Базарова"


Пока что мы анализировали лишь отдельные эпизоды романа. Теперь попробуем проследить всю цепочку событий, происходивших с главным героем, Евгением Базаровым, и посмотрим, какие выводы о персонаже и о произведении в целом можно сделать на основании сюжетной схемы. Читая схему, подчеркните глаголы, которые дают представления о действиях Базарова.

1. Базаров вместе с Аркадием приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия).
Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город С***. Аркадий едет с ним.
2. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи (Кукшина, Ситников). Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой.
Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина.
3. Базаров и Аркадий, увлеченные Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском.
После неудачного объяснения в любви, испугавшего Одинцову, Базаров вынужден уехать. Он едет к родителям, вместе с ним едет Аркадий.
4. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей.
Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать и вместе с Аркадием возвращается в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино
5. Базаров живёт некоторое время в Марьино. Флиртует с Фенечкой, молодой любовницей Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё дерётся на дуэли с Павлом Петровичем. Едва возвратившись в Марьино, Аркадий один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей.
Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров едет в Никольское, где гостит в это время Аркадий.
6.Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадии объясняется Кате в любви
Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям.
7. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает, случайно заразившись тифом. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе
8. Аркадий Кирсанов женится на Кате.

Проследите по сюжетной схеме, чем заканчивается каждый эпизод скитаний Базарова. Что, исходя из сюжетной схемы, можно сказать о Базарове, какие выводы сделать о его судьбе, об отношении с людьми, о месте в жизни, ему уготованном? Коротко запишите результаты своих наблюдений.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полемика вокруг романа

После выхода в свет роман «Отцы и дети» получил множество откликов в журнальной критике. Познакомьтесь с отрывками из двух статей современников И. С. Тургенева, в которых идёт речь о главной идее «Отцов и детей» и об отношении к своим героям самого автора произведения. Читая, подчёркивайте в текстах статей основные тезисы, объясняющие смысл тургеневского романа. Напоминаем, что тезисы - это кратко сформулированные положения, основные мысли статьи. Как правило, каждый абзац статьи содержит в себе некий тезис и его развитие. Например, прочитайте абзац из статьи Д. Писарева «Базаров»:

Итак, Тургенев никому и ничему в своём романе не сочувствует вполне. Если бы сказать ему: «Иван Сергеевич, вам Базаров не нравится: чего же вам угодно?» - то он на этот вопрос не ответил бы ничего. Он никак не пожелал бы молодому поколению сойтись с отцами в понятиях и влечениях. Его не удовлетворяют ни отцы, ни дети, и в этом случае его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они соль земли и чистейшее выражение полной человечности, В разрушении своём эти люди, может быть, правы, но в наивном самообожании или в обожании того типа, к которому они себя причисляют, заключается их ограниченность и односторонность. Таких форм, таких типов, на которых действительно можно было бы успокоиться и остановиться, ещё не выработала и, может быть, никогда не выработает жизнь. Те люди, которые, отдаваясь в полное распоряжение какой бы то ни было господствующей теории, отказываются от своей умственной самостоятельности и заменяют критику подобострастным поклонением, оказываются людьми узкими, бессильными и часто вредными. Поступить таким образом способен Аркадий, но это совершенно невозможно для Базарова, именно в этом свойстве ума и характера заключается вся обаятельная сила тургеневского героя. Эту обаятельную силу понимает и признает автор, несмотря на то, что сам он ни по темпераменту, ни по условиям развития не сходится со своим нигилистом. Скажу больше: общие отношения Тургенева к тем явлениям жизни, которые составляют канву его романа, так спокойны и беспристрастны, так свободны от раболепного поклонения той или другой теории, что сам Базаров не нашёл бы в этих отношениях ничего робкого или фальшивого. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера.



Основной тезис этого отрывка может быть сведен к следующему:

Тургенева «не удовлетворяют ни отцы, ни дети, и в этом случае его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они соль земли и чистейшее выражение полной человечности». «Отношения Тургенева к тем явлениям жизни, которые составляют канву его романа, <...> спокойны и беспристрастны <...>. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Конечно, этот тезис можно сформулировать ещё короче, но на первых порах не стоит стремиться к предельной краткости.

Итак, читайте и подчёркивайте:

Д. Писарев. «Базаров»

С недобрым чувством начал Тургенев своё последнее произведение. С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность, с Аркадием он держит себя деспотически-небрежно, к Николаю Петровичу относится без нужды насмешливо, и всё сочувствие художника лежит на стороне тех людей, которых обижают, тех безобидных стариков, которым велят глотать пилюлю, говоря о них, что они отставные люди. И вот художник начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабого места; он ставит его в разные положения, вертит его на все стороны и находит против него только одно обвинение - обвинение в чёрствости и резкости. Всматривается он в это тёмное пятно; возникает в его голосе вопрос: а кого же станет любить этот человек? В ком найдёт удовлетворение своим потребностям? Кто его поймёт насквозь и не испугается корявой оболочки? Подводит он к своему герою умную женщину; женщина эта смотрит с любопытством на эту своеобразную личность; нигилист с своей стороны вглядывается в неё с возрастающим сочувствием и потом, увидав что-то похожее на нежность, на ласку, кидается к ней с нерассчитанною порывистостью молодого, горячего, любящего существа, готового отдаться вполне, без торгу, без утайки, без задней мысли. Так не кидаются люди холодные, так не любят чёрствые педанты. Беспощадный отрицатель оказывается моложе и свежее той молодой женщины, с которой он имеет дело; в нём накипела и вырвалась бешеная страсть, в то время когда в ней только что начинало бродить что-то вроде чувства; он бросился, перепугал её, сбил её с толку и вдруг отрезвил её; она отшатнулась назад и сказала себе, что спокойствие всё-таки лучше всего. С этой минуты всё сочувствие автора переходит на сторону Базарова, и только кой-какие рассудочные замечания, которые не вяжутся с целым, напоминают прежнее недоброе чувство Тургенева.

Автор видит, что Базарову некого любить, потому что вокруг него всё мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умён и крепок; автор видит это и в уме своём снимает с своего героя последний незаслуженный упрек. Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и в условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он живёт бобылём, умрёт, как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкой любовью. А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать. Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он изменил себе, весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветой на молодое поколение, незаслуженным укором; этим романом Тургенев сказал бы: вот посмотрите, молодые люди, вот случай: умнейший из вас - и тот никуда не годится! Но у Тургенева, как у честного человека и искреннего художника, язык не повернулся произнести теперь такую печальную ложь. Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

Н. Страхов. «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"»

Какой же смысл романа? - спросят любители голых и точных выводов. Составляет ли, по-вашему, Базаров предмет для подражания? Или же, скорее, его неудачи и шероховатости должны научить Базаровых не впадать в ошибки и крайности настоящего Базарова? Одним словом, написан ли роман за молодое поколение или против него? Прогрессивный он или ретроградный?

Если уж дело так настоятельно идет о намерениях автора, о том, чему он хотел научить и от чего отучить, то на эти вопросы следует, как кажется, отвечать так: действительно, Тургенев хочет быть поучительным, но при этом он выбирает задачи, которые гораздо выше и труднее, чем вы думаете. Написать роман с прогрессивным или ретроградным направлением ещё вещь нетрудная. Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний. В этом случае его можно сравнить с математиком, старающимся найти какую-нибудь важную теорему. Положим, что он нашел, наконец, эту теорему; не правда ли, что он должен быть сильно удивлён и озадачен, если бы к нему вдруг приступили с вопросами: да какая твоя теорема - прогрессивная или ретроградная? Сообразна ли она с новым духом или же угождает старому? <...>

Глядя на картину романа спокойнее и в некотором отдалении, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою выше всех других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий, поклоняемый, уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы найдём, что это высшее - не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет. Выше Базарова - тот страх, та любовь, те слезы, которые он внушает. Выше Базарова - та сцена, по которой он проходит. Обаяние природы, прелесть искусства, женская любовь, любовь семейная, любовь родительская, даже религия, всё это - живое, полное, могущественное, - составляет фон, на котором рисуется Базаров. Этот фон так ярок, так сверкает, что огромная фигура Базарова вырезывается на нём отчётливо, но, вместе с тем, мрачно. Те, которые думают, что ради умышленного осуждения Базарова автор противопоставляет ему какое-нибудь из своих лиц, например Павла Петровича, или Аркадия, или Одинцову, - странно ошибаются. Все эти лица ничтожны в сравнении с Базаровым. И, однако же, жизнь их, человеческий элемент их чувств - не ничтожны.

Не будем говорить здесь об описании природы, той русской природы, которую так трудно описывать и на описание которой Тургенев такой мастер. В новом романе он таков же, как и прежде. Небо, воздух, поля, деревья, даже лошади, даже цыплята - всё схвачено живописно и точно.

Возьмём прямо людей. Что может быть слабее и незначительнее юного приятеля Базарова, Аркадия? Он, по-видимому, подчиняется каждому встречному влиянию; он - обыкновеннейший из смертных. Между тем он мил чрезвычайно. Великодушное волнение его молодых чувств, его благородство и чистота подмечены автором с большою тонкостью и обрисованы отчётливо. Николай Петрович, как и следует, - настоящий отец своего сына. В нём нет ни единой яркой черты и хорошего только одно, что он человек, хотя и простейший человек. Далее, что может быть пустее Фенички. «Прелестно было, - говорит автор, - выражение её глаз, когда она глядела как бы исподлобья, да посмеивалась ласково и немножко глупо». Сам Павел Петрович называет её пустым существом. И, однако же, эта глупенькая Феничка набирает чуть ли не больше поклонников, чем умница Одинцова. Её не только любит Николай Петрович, но в неё, отчасти, влюбляется и Павел Петрович, и сам Базаров. И, однако же, эта любовь и эта влюблённость суть истинные и дорогие человеческие чувства. Наконец, что такое Павел Петрович, щеголь, франт с седыми волосами, весь погружённый в заботы о туалете? Но и в нём, несмотря на видимую извращённость, есть живые и даже энергические звучащие сердечные струны.

Когда Базаров заболевает, когда он заживо гниёт и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, жизнь, его окружающая, становится тем напряжённее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова всё становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы, и на неё льются слезы...

Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развёртывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей её красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.

Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. Что же мы сказали? Выходит, что Тургенев стоит за то же, за что стоят все поэты, за что необходимо стоит каждый истинный поэт. И следовательно, Тургенев в настоящем случае поставил себя выше всякого упрека в задней мысли; каковы бы ни были частные явления, которые он выбрал для своего произведения, он рассматривает их с самой общей и самой высокой точки зрения.

Общие силы жизни - вот на что устремлено все его внимание. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове, в том самом Базарове, который их отрицает; он показал нам, если не более могущественное, то более открытое, более явственное воплощение их в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров - это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою.

Как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён; побеждён не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость, чтобы он был возвеличен настолько, насколько ему свойственно величие. Иначе в самой победе не было бы силы и значения.

Выпишите тезисы, которые вы подчеркнули, не забывая при этом брать слова Писарева и Страхова е кавычки. Каждый тезис записывайте отдельно, чтобы потом легко было его найти глазами.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста.

В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная. Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти?

Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти. Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден. Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове». Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной. Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее. Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный». Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью. И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева. Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.

Базаров - предмет подражания и ненависти героев романа

В романе «Отцы и дети» воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии... Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, представляют не только идеи двух различных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.
Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, очень интересным. Есть все основания сколь угодно долго восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом, «самоломанность». Обстановка «передовой жизни» оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в возможность познания мира силами человеческого разума.
Несмотря на желание «возиться с людьми», Базаров бесконечно одинок. «Нас не так мало, как вы полагаете», - говорит он Павлу Петровичу, но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. Зато мы встретили его мнимых учеников. Это прежде всего Аркадий, а также Ситников и Кукшина. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, но очень скоро убедился, что не в силах этого сделать. «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, - прозорливо замечает Базаров. - Ты нежная душа. Размазня, где тебе ненавидеть!..» Но, несмотря на это, Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он искренне привязался.
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее «белибердой, непростительной дурью». Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело-отношения с Одинцовой.
Чувство Базарова - это не только физическая страсть, «голос крови», это -любовь. Любовь Базарова весьма отличается от любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. В Анне Сергеевне героя привлекают глубокий ум («баба с мозгом»), независимость суждений, внутренняя свобода. Борьба Базарова со своим чувством обречена. И не случайно своим романом Тургенев утверждал вечную ценность для человека любви, красоты, искусства, природы.
Базаров не оставил после себя учеников, не изменил окружающего мира. Какой же смысл имела судьба героя? Ответ заключается в философском конце романа «Отцы и дети». Слова о «вечном примирении и о жизни бесконечной» говорят нам о том, что через Базарова «воскресает сама жизнь». Именно в этом заключается подлинность, «революционность» взглядов тургеневского героя, его нравственное превосходство над Павлом Петровичем Кирсановым.
В спорах Базарова с Павлом Петровичем раскрываются самые замечательные черты главного героя: зрелость ума, глубина суждений. Даже в смерти Базарова присутствует некая спорная ситуация. Как человек с такими надеждами на будущее, с чувством собственного достоинства мог так нелепо погибнуть из-за собственной беспечности?
Трагический смысл образа воссоздает Тургенев в Базарове: его одиночество, непринятие окружающего мира, душевный разлад - все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.

В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и культуре пришла идеология революционно-демократическая. Писатель показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”, и разночинной интеллигенции, к которой относятся “дети”. Это борьба двух поколений.

Базаров - главный герой романа - сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, нигилист. У него небрежные манеры, даже внешность отражает характер героя - твердый, непокорный. Лицо у Базарова - “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Говорит он кратко и отрывисто, не вынуждает себя к любезности, резок и грубоват, сам о себе говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Отца он просит “не-нежничать”, а своего друга Аркадия - “не говорить красиво”. Очень многое главный герой считает пустым романтизмом: он отрицает поэзию, музыку, искусство, любовь к природе. Чем это объясняется? Базаров - прагматик. По образованию он врач. Естественные науки привлекают его потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Базаров считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта”, а “природа не храм, а мастерская” - это кажется утверждениями незрелого человека. И в то же время наш герой - человек острого ума, волевая и честная натура. Базаров не способен притворяться или лицемерить. Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Он враг болтовни, довольно циничен и склонен к шутке. Спрятанная под внешним равнодушием большая любовь к своим родителям очевидна, хотя он и не подает виду. Вопреки своему отношению к любви (а Базаров считает ее глупостью) он все же влюбляется. В своем чувстве к Одинцовой герой раскрывается как натура очень сильная: он сумел перебороть себя в минуту страсти.

Главный идейный противник Евгения Базарова в лагере “отцов” - Павел Петрович Кирсанов, даже живя в деревне не утративший аристократических привычек, “подчеркнутый” джентльмен. С первых же дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов возненавидел Евгения. Он почувствовал в этом нигилисте сильного и умного противника. Все принципы Павла Петровича сводятся к одному - защитить старый порядок. Базаров же стремится эти принципы уничтожить. По мнению Кирсанова, аристократия - движущая сила общественного развития, ее идеал - конституционная монархия; путь к идеалу - либеральный, то есть через реформы, гласность. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те никого не уважают, считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиною”. Базаров, правильно оценивающий людей, очень неохотно идет на споры, видя в них, очевидно, бесполезное сотрясание воздуха. Однако, когда старший Кирсанов все же вынуждает его к высказыванию своих взглядов, говорит прямо и жестко. Позиция автора в сценах споров неоднозначна: с одной стороны, он показывает несостоятельность Павла Петровича, с другой - не может согласиться с нигилистическим отрицанием “высоких материй”.

Мое личное отношение к Базарову двойственно. С одной стороны, он мне нравится: он умен, образован, честен, обладает большой силой воли. Все эти качества в человеке привлекают. Но, с другой стороны, я считаю, что надо сначала построить что-то новое, а потом ломать старое, а не наоборот. Иначе может получиться так: сломав все, что было, мы не сумеем создать что-то новое. Также мне кажется нелепым отрицать все: природу, искусство, музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не понимаю. Мне жаль Базарова, который в конце романа умирает. Вместе с ним умирают и те идеи, о которых он говорил. И все же... Поместив в центр романа споры Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров, по мысли автора, человек несовершенный, но “живой”, а не “застывший”, как Павел Петрович. Пусть главный герой романа пока одинок, он - предвестник будущих перемен.

» речь идет о вечной проблеме во взаимоотношениях двух поколений. Этот конфликт всегда существовал и не исчезнет, пока одно поколение сменяет другое снова и снова. Но так как эта череда продолжается, пока существует род людской, то каждое новое поколение, становясь «отцами», должно оставить после себя «детей», которые смогут продолжить род. Чтобы воспитать себе замену, необходимо идти по пути, выбранному «отцами». Дорог много, но в итоге они сводятся к двум: курсу «на продолжение» и жизни «для себя».

Для «продолжения» необходимы некоторые условия. Первое - это , где родители любят друг друга и детей нежной любовью. Второе - гораздо более прозаическое - умение вести хозяйство, кое-какие бытовые и трудовые навыки. Чтобы жить «для себя», можно не иметь ничего или иметь некую случайную цель-мечту.

У Тургенева «отцы» Аркадия и достойно прожили жизнь, не сворачивая с пути «продолжения».

«Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством...»

Так жили родители Аркадия, быт родителей Базарова мало чем отличался от жизни Кирсановых. Это как раз те два условия, которые необходимы для продолжателей. Но «отцы» уже выбрали и прошли свой путь. Теперь это должны сделать «сыновья».

Базаров - представитель прогрессивного молодого поколения, последователь новейшего течения - нигилизма. По мнению «сыновей», таких же, как Базаров, «нигилист - это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает на веру ни одного принципа...». Базаров отрицает все подряд: искусство, поэзию, науку как теорию, душу, чувства, признавая «только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств», то, что представляется выгодным с сугубо материальной точки зрения.

Базаров привык высказывать свое мнение независимо от желания окружающих, часто в грубой и резкой форме, он ни от кого не зависит и никому не подчиняется, за исключением, конечно, своей собственной персоны. Для него важны его прихоти, нужды и желания. Это выглядит как жестокий, всеподавляющий эгоизм. Базаровское равнодушие к окружающим, граничащее с презрением, - непреодолимая преграда для того, кто решит сойтись с ним поближе. Базарову нужны мелкие людишки вокруг него, ведь «не боги горшки обжигают», и больше - никто. Такой человек не может создать семью - ему это ни к чему, для него это лишняя обуза, бесполезные хлопоты, отнимающие всю жизнь. Базаров старательно избегает ситуаций, ставящих под угрозу его независимость. Он полюбил женщину, но это была не та нежная, сентиментальная любовь, которая связывает двух супругов, это была «страсть, похожая на злобу» - злобу на себя, - за то, что не смог совладать со своими чувствами, и на ту, что привязала его к себе невидимыми узами, пробудила в нем нечто, выходящее за рамки «пяти чувств».Человек, который так любит, провоцируя «объект» любви на страх и жалость, - разве способен такой человек создать полноценную, нормальную семью. Разве сможет он при своем пренебрежительном отношении к родителям подготовить себя к тому, что и к его персоне, которой он уделяет так много внимания, впоследствии будут относиться точно так же. Амбициозный, самолюбивый и независимый, Базаров не может стать достойным семьянином, любящим супругом и отцом и хорошим хозяином.

Совсем другое дело - . Несомненно, он является гораздо менее сильной личностью, но для него личная свобода гораздо менее значима. Аркадий легко попадает под чужое влияние, и, хотя он и поддерживает Базарова, заявляя, что он тоже нигилист, его жизненная позиция весьма сильно отличается от базаровской. Аркадию становится не по себе, когда он замечает презрение Базарова к «отцам», он способен говорить об искусстве, и суждения его не отличаются такой резкостью.

Аркадий, со своей мягкой натурой, оказывается способным на нежное чувство. Ему хочется семейного уюта и тепла, поэтому в его устах признание в любви звучит как предложение «руки и сердца», тогда как Базаров и не заикается о супружестве. Аркадий «уже начинал подчиняться Кате, и она это чувствовала и не сопротивлялась». Такая молодая пара, как Аркадий и Катя, проживет всю жизнь душа в душу, создаст уютное семейное гнездышко и угаснет, зная, что их долг выполнен и их потомки уже живут собственной жизнью.

Два «сына» - Аркадий и Базаров - пошли по разным путям. Аркадий избрал закономерный и естественный путь «продолжения», а Базаров вознамерился прожить жизнь «для себя», но любовь к женщине сломила его уверенность в собственных силах, а пример Аркадия и Кати еще больше убедил его в бесполезности его Персоны. Подобные существа, с намеренно искаженными представлениями и понятиями об окружающем мире и без возможности оставить после себя заметный след (ведь что-то совершить можно, лишь имея надежную опору, а на что мог опереться Базаров - на свое отрицание чего бы то ни было или на собственное «я», которое уже не оправдало надежду Базарова), по сути дела, являются в какой-то степени бесполезными и ненужными. В этой ситуации смерть Базарова от нелепой неосторожности весьма символична. Ненужный элемент убран из жизни, осталось то, что должно существовать. У Аркадия есть надежная опора - жена и сознание того, что он любит, а значит, кому-то нужен. И пусть у Аркадия нету какой-то высокой цели и силы воли, чтобы ее достигнуть - он на верном пути, и за ним - будущее.