«Истинно, вечным богиням она красотою подобна!». Кто похитил Елену Троянскую


Красота спасала миры и разрушала их. Связывала судьбы и развязывала войны. Ради нее совершались нечеловеческие подвиги и приносились человеческие жертвы. «Вокруг света» отправился в Трою в поисках следов прекраснейшей из женщин

На современных Елен с лицами, будто срисованными с древних гравюр, я начала засматриваться еще в самолете, выполнявшем рейс «Москва - Стамбул». Головы одних были загадочно укутаны в платки, других - украшены пышными ободками с искусственными цветами. Еще больше таких барышень я увидела на пароме, следующем через Дарданеллы в Чанаккале.

У нас тут все женщины прекрасны! - смеется пассажир, накрывший палубу шлейфом парфюма. - И вы у нас на пару недель задержитесь, тоже похорошеете.

Трудно не похорошеть, когда средства для этого попадаются на каждом шагу. В горной деревушке Ешильюрт жители продают ароматную косметику ручной работы с маслом тимьяна, благодаря которой «через пять минут ты будешь выглядеть на пять лет моложе». А на лихом подъеме к античному городу Ассосу дежурит стайка мальчишек, выскакивающих из засады при появлении туристов:

Мадам, горный мед улучшает цвет лица, дарит румянец, силу и легкую походку! Вы заберетесь в гору, как лань!

Дэвушка! - а это уже две бабушки в длинных фартуках. - Идите к нам в кафе, будем кофе пить и гадать. Мы сами из Грузии, 20 лет назад сюда приехали и русский язык еще не забыли.

Здесь каждая вторая женщина гадает на кофейной гуще, потому что это модно - знать свою судьбу. И модно носить золото, как тысячи лет назад. Троянские красавицы обожали его. Считалось, что магический металл приносит удачу. Поэтому древние диадемы, извлеченные из кладов, похожи на массивные венки из дубовых и лавровых листьев. Века не извели любовь прекрасного пола к драгоценностям - в каждом анатолийском городке «золотые улицы» с ювелирными магазинчиками длиннее, чем продуктовые. В витринах на дамах-манекенах килограммы украшений: серьги до плеч, браслеты нанизаны от запястья до локтя. И это не художественное преувеличение, на улицах и в кафе можно встретить таких «золотых девочек».

Это земля красавиц, - объясняет историк Ахмет Туна. - И героев. Ведь там, где есть красивая женщина, рядом обязательно будет сильный мужчина.


«Други, герои ахейцы, бесстрашные слуги Арея!»

Современные потомки Парисов и Гекторов лихо газуют на мотоциклах, вдохновенно рыбачат на лодках и с причалов, подают в кафе кебабы или чорбы, причем подносы таскают сами хозяева - с массивными перстнями на руках. Мужчины здесь тоже любят себя украшать.

Аксессуары сильной половины впечатляют. В магазинах мужская обувь наряднее женской. Вот мокасины 45-го размера: бирюзовые, оранжевые, лазурные - и со стразами. А вот ремни из крокодиловой, змеиной, страусиной кожи с затейливыми золотыми и серебряными пряжками. Любой мужчина, даже с харизмой, как у цыпленка, почувствует себя султаном. Или настоящим полковником - в окрестностях в изобилии продается камуфляжная одежда с портретами Ататюрка, напоминающая о боях Первой мировой войны. Правда, разбирают это все больше туристы - как военные сувениры.

Гости страны, особенно российские, удивляются равнодушию местных мужчин к их «коням» - создается ощущение, что туркам все равно, на чем ехать, лишь бы было удобно и колеса крутились. Нередко можно увидеть, как богатые люди подъезжают на неказистых машинках к собственным яхтам на морском берегу. Кстати, рейтинги автопродаж в стране из года в год возглавляют модели просторные, простые и надежные.

Мужчинам здесь жить легко - они бесконечно уверены в себе, а для больших дел им нужен особый повод вроде Троянской войны…


НАСЛЕДИЕ
Год Трои

2018-й объявлен в Турции Годом Трои - в связи с 20-летием включения города в список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Троя - это источник вдохновения для целых цивилизаций, мать мифологии, центр встречи и борьбы Востока и Запада, она обладает уникальным наследием. Мы хотим не просто сохранить эти древние камни, доставшиеся нам в наследие, но и превратить это место в мировой музейный и туристический центр», - сказал 10 января на праздновании события губернатор Чанаккале Орхан Тавлы. В течение всего года будут устраиваться концерты симфонической музыки, театральные постановки, выставки. Рядом с историческими развалинами на холме Гиссарлык в августе откроется гигантский музей. Его посетители смогут в интерактивном режиме увидеть, что представляли собой все культурные слои древнего города, как выглядела одежда и жилища людей, где какой клад откопали. «В нашей стране нет большого богатства в виде залежей нефти или природных ископаемых, зато Турция богата культурой и историей», - сказал министр культуры и туризма Турции Нуман Куртулмуш.


«…И над Троею носится гибель от Зевса»

Белые, серые, красные камни разных форм. Колодцы, лестницы. Мифическая Троя, которую время не смогло стереть с лица земли, сегодня похожа на пирог в десять культурных слоев, частично раскопанных, частично прячущихся под землей. В этом году ученым удалось откопать древнюю дорогу, и теперь ее часть рассматривают туристы. А вот следов Троянского коня здесь не найти.

Возможно, Гомер его просто придумал, - считает главный археолог Трои Рюстем Аслан. - Для мужчин в древности конь был символом победы. Ведь полноценно сражаться и разить врага в те времена могли только всадники или воины на колесницах. Поэтому взять неприступный город ахейцам (они же данайцы), которые, по легенде, осаждали его 10 лет, помог именно конь, а был ли он на самом деле - тайна, покрытая мраком. Надо учесть, что Гомер жил на 500 лет позже, чем случилась Троянская война. Эта история дошла до поэта устно. А если любую историю передает из уст в уста больше трех поколений рассказчиков, то правды в ней почти не остается.


«Что ты, о конь мой, пророчишь мне смерть? Не твоя то забота»

Был конь или его не было, неважно. Современные предприимчивые бизнесмены успешно эксплуатируют легенду, привлекающую гостей. В городе Чанаккале, центре одноименной провинции, расположенном в 30 километрах от Трои, конь - главная туристическая приманка. В каждой местной сувенирной лавочке можно найти вазы, тарелки, картины с изображенными на них табунами и статуэтки коней всех мастей.


Главный же конь города водрузился на набережной, и нет такого туриста, который не привез бы отсюда свою фотографию на фоне деревянного исполина. Суть в том, что это не просто дощатая скульптура местного производства, а голливудская звезда - конь снимался в блокбастере «Троя» в компании Брэда Питта и Питера О’Тула. Потом киношники подарили использованный реквизит горожанам. История действительно движется по спирали - через три тысячи лет эта земля получила новый «данайский дар», и местные жители опять доверчиво «втащили» деревянного коня в город. Только, в отличие от древнего троянского, этот, голливудский, приносит всем удачу. Гости города выстраиваются к исполину в очередь - делать селфи и загадывать романтические желания. А торговцы в непосредственной близости от главного места притяжения успешно продают магнитики с сердечками или рыбные бутерброды.

Это самое популярное место в Чанаккале, здесь больше всего народу в любое время дня и ночи, - говорит гид Мехмет Шен. - Люди по-прежнему зачарованы троянским конем, он как будто гипнотизирует их.

Был конь или не было его на самом деле, неважно: «голливудский дар» снимает этот вопрос. О троянском деревянном монстре новые поколения туристов знают скорее из голливудского блокбастера, нежели из «Илиады» Гомера. И уж точно благодаря фильму представляют, как выглядели ключевые персонажи эпической драмы, развернувшейся в этих местах. Например, главное сокровище Трои - Елена Прекрасная в исполнении Дианы Крюгер…

ГАЛЕРЕЯ
Образы Елены

VI в. до н. э.


Древнегреческий рельеф, изображающий Елену и Менелая

V в. до н. э.


«Яйцо Елены», Великая Греция, Потенца

IV в. до н. э.


«Взятие Трои ахейцами», вазописец Наццано

I в. н. э.


«Парис и Елена», фреска неизвестного художника

1550


«Похищение Елены», керамическое блюдо из Урбино, Италия

1606


«Суд Париса», Питер Пауль Рубенс

1812


«Елена Троянская», бюст, Антонио Канова

1830


«Похищение Елены», Антуан-Жан Гро

1863


«Елена Троянская», Данте Габриэль Россетти

1885


«Елена на стенах Трои», Гюстав Моро

1898


«Елена Троянская», Эвелин де Морган

1956


Россана Подеста в фильме «Елена Троянская»

1967


Элизабет Тейлор в фильме «Доктор Фауст»

2003


Сиенна Гиллори в мини-сериале «Елена Троянская»

2004


Диана Крюгер в фильме «Троя»


«Истинно, вечным богиням она красотою подобна!»

Гомер в «Илиаде» описывал Елену кратко, но емко, хоть и несколько расплывчато: «супруга цветущая», «лилейнораменная», «лепокудрая».

Сладкоголосого поэта перепели современные сочинители турецких имен - женщины здесь «звучат» розами, закатами, источниками. Больше всего «луноликих»: Айгуль - «лунная роза», Айла - «лунный свет», Айсу - «лунная вода», Гюленай - «смеющаяся луна», Гюнай - «дневная луна».

«Прекрасная, как луна» - смуглокожая блондинка Айсун, сотрудница отеля - открыла мне собственный секрет красоты.

Растираешь свежую оливку пальцами, выделяется мутный горький сок, его нужно нанести на лицо и руки, и кожа становится бархатной и начинает сиять, как не будет сиять ни от одного крема. Такой эффект потому, что плоды свежие, только что взятые у дерева, земли, морского ветра и солнца, - объясняет девушка, протягивая мне горсть тугих оливок. - Вот возьми. Домой надо вернуться Еленой Прекрасной!

ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА пилав, кебаб, гёзлеме (тонкие лепешки с разными начинками), сютлач (молочно-рисовый пудинг).
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ айран, турецкий чай, шира (виноградный сок).
СУВЕНИРЫ деревянные статуэтки троянского коня, керамическая посуда и глиняные горшки, изображения Елены Прекрасной на различных предметах: вазах, картинах, тарелочках с надписью «Чанаккале - город любви».

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Чанаккале ~ 1900 км (от 4 часов в полете без учета пересадки в Стамбуле)
ВРЕМЯ совпадает с московским
ВИЗА россиянам не требуется
ВАЛЮТА турецкая лира (10 TRY ~ 2,6 USD )

--
* Использованы цитаты из «Илиады» Гомера в переводе Н. Гнедича.

Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA , DREAMSFOTO, HEMIS, PHOTONONSTOP (X2) / LEGION-MEDIA , HEMIS (X2), PHOTONONSTOP (X2), FINE-ART-IMAGES , EVERETT (X3), ALAMY / LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES (X3), AFP (X2) / EAST NEWS, SAILKO ( CC-BY-SA ), HEMIS / LEGION-MEDIA

Как-то мы уже говорили об этом замечательном скульпторе.Но, посмотрев многие оригиналы его работ,я решила вновь вернуться к этой теме.Совсем недавно я вновь посетила его родной городок Посаньо,где находится его родной дом,где его могила,где созданы лучшие мировые шедевры.Сделала много снимков.

"Антонио Канова"(1757-1822гг) портрет работы сэра Томаса Лоуренса.

Антонио Канова (Canova) - самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, родился 1 ноября 1757 года.
Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию. Имея всего 16 лет от роду, Канова исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу: "Дедал и Икар".

Дедал и Икар.

Орфей и Эвредика.

Cкульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 г. навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.

Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — "Тесей и Минотавр" (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.

Тесей и Минотавр.

Папа Пий VII, в 1880 г., сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его, в 1802 г., в Париж, для приготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ.

После падения Наполеона, в 1815 г., Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д"Искиа.


Амур и Психея.

При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности.


Паолина Боргезе, изображенная в облике Венеры

Фрагмент.
Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 г.

Так получилось,что у Кановы Два надгробия.Одно из них находится в Венеции в церкви Санта Мария Дель Фрари.


Но здесь нет могилы Кановы.Она находится в его родном городе Посаньо.

Мне хотелось бы вас поближе познакомить с этим прекрасным местом.

ПОСАНЬО -это небольшой городок на севере Италии в предгорьях Альп.

По проекту Кановы здесь была построена церковь,где и находится его могила.

Рядом с церковью высажена оливковая роща.

Здесь бережно хранятся все знаменитые реликвии великого скульптора.

Заслуга Кановы заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности, он первый из всех пытался вернуть её к принципам и формам античного искусства; но ему все таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества рельефе, сохраняющем ещё характер предшествовавших работ подобного рода.

Мне хотелось бы вам побольше рассказать о местечке Посаньо,где Канова родился и вырос,где сохранился его дом и большая мастерская.Ещё при жизни он создал здесь музей,а также выделил личные средства на строительство церкви.

Прежде всего посмотрим церковь.Она стоит на возвышенности в предгорьях Альп,оттуда открывается прекрасный вид.

Сама церковь-купольная,что совсем не характерно для католических храмов.Очень похоже на Римский пантеон.

Внутри церковь отделана цветным мрамором.Смотрится очень нарядно и богато.

Главный алтарь.

Церковь расчитана на большое количество людей.Вид на главный алтарь.

Очень красиво смотрится купол.


Могила Антонио Кановы.


Вид вблизи.

А теперь посмотрим его родной дом и Гипсотеку,где собраны лучшие его работы в гипсе и мраморе.


Дом -музей Кановы.


Внутренний дворик.


Небольшой сад.


В саду сохранилась очень интересная скульптура.


Но главная досто примечательность-это конечно ГИПСОТЕКА


Скульптуры здесь в натуральную величину.


Одна из самых известных-это Паолина Боргезе.Эта работа из гипса,а оригинал находится

В Риме.Галерея Боргезе.

Гипсовая скульптура Три грации.

Оригинал Три грации находится в Эрмитаже.

Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций - античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.

Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы.

Группа пользовалась большим успехом у современников Кановы и настолько воплощала их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".

Геракл убивает Лика,гипс.
Скульптурная группа Антонио Кановы, 1816 г. оригинал
Галерея современного искусства, Рим.

Кающаяся Магдалина.


Муза.

Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчастисентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем.Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а ещё лучше - надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством.


Амур и Психея.Оригинал в Лувре.

Ге ба.



"Амур и Психея 1793 фрагмент


"Амур и Психея" 1802

Танцовщица.Эрмитаж.

ИНТЕРЕСНА СУДЬБА ЭТОЙ СКУЛЬПТУРЫ.

Канова работал над «Танцовщицей» с 1806 по 1812 год – она предназначалась для французской императрицы Жозефины Богарне, которая помимо этой скульптуры заказала Канове статуи «Геба», «Парис», «Амур и Психея», «Три грации». Один из французских знатоков искусства того времени Катрмер де Кенси писал Канове о сенсационном успехе этой скульптуры на выставке в Париже в Галерее дворца Мальмезон (в ноябре 1812 года):

«Я видел вашу Танцовщицу... после нее все статуи кажутся мраморными ». После смерти Жозефины в 1814 году «Танцовщица» перешла по наследству ее сыну Евгению Богарне, который увез ее в Баварию, где она находилась в Мюнхене во дворце герцога Лейхтенбергского. Когда сын герцога Максимилиан вступил в брак с великой княжной Марией Николаевной (дочерью Николая I), скульптура вместе с ним переехала в Россию. Как и в случае с другими известными работами Кановы, у этой «Танцовщицы» есть еще несколько авторских копий, находящихся сегодня в разных музеях мира.

Канова был и прекрасным рисовальщиком.Один из его рисунков.

Три грации.

Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты — идеализированы.

Тем не менее ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства и, в частности, авторы Большой советской энциклопедии.

ВАШЕ МНЕНИЕ О ТВОРЧЕСТВЕ КАНОВЫ?

Париса, похитителя прекрасной Елены, виновника Троянской войны, Канова изображает изнеженным самовлюбленным юношей. Он стоит в небрежной позе, слегка опираясь на древесный пень. Его стройное тело лениво изогнулось, губы чуть тронуты улыбкой. Современники Кановы считали, что эта статуя, сделанная им, для жены Наполеона Жозефины, достойна стоять рядом с самыми прекрасными античными памятниками.

Парис - сын царя Трои Приама. Перед рождением Париса мать его Гекаба видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испугавшись, Гекаба рассказала свой сон мужу. Приам обратился к прорицателю, и тот сказал, что у Гекабы родится сын, который будет виновником гибели Трои. Поэтому Приам, когда родился у Гекабы сын, велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую Иду и бросить там в лесной чаще. Однако ребенок спасся - его вскормила медведица. Через год Агелай нашел его и воспитал, как родного сына, назвав Парисом. Вырос среди пастухов Парис и стал необычайно прекрасным юношей. Он выделялся среди своих сверстников силой. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападения диких зверей и разбойников и так прославился среди них своей силой и храбростью, что они назвали его Александром (поражающий мужей).

Скульптура Кановы пользовалась большой популярностью и за виртуозность исполнения. Произведения его грациозны и декоративны. Говоря о лепке Кановы, Дж.К. Арган замечает, что она "глубоко контрастная, рваная, как бы состоящая из интенсивно освещенных маленьких выступающих плоскостей и глубоких, почти черных впадин. Такая лепка не растворяет поверхность, а как бы создает пластическую форму изнутри, как если бы изнутри, а не извне шел свет, при этом восприятие зависит не от изменения условий, а от силы, с которой форма воздействует на зрительное восприятие. Форма реальной вещи так мало его занимала, что он добивался более сильного светового эффекта, чем это было нужно, исходя из природы материала... Бесполезно стараться отделить фигуру от окружающего пространства, с которым она слита: в "восприятии" нет ничего постоянного, его условия изменчивы, как изменчиво соотношение структуры и образа, объекта и пространства".

И еще одно из постоянных и выдающихся качеств Кановы выделяет Арган - "это точность дистанции, которая так нравится зрителю, его восприятия фигуры и пространства как единого целого, как неизменной формы, основанной на его собственном и неизменном отношении к природной реальности. С любой точки зрения, при любом освещении ценность скульптуры, а, следовательно, и значение всегда будут одними и теми же".
При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид - в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты - идеализированы. Тем не менее ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства и, в частности, авторы Большой советской энциклопедии.



Бюст "Елена Троянская


"1812 г., Венеция, палаццо Альбрицци).



«К бюсту Елены, изваянному Кановой»



В своем чудесном мраморе светла,

Она превыше грешных сил земли -

Того природа сделать не могла,

Что Красота с Кановою смогли!

Ее постичь уму не суждено,

Искусство барда перед ней мертво!

Бессмертие приданым ей дано -

Она - Елена сердца твоего!

Перевод - А. М. Арго






Автопортрет (1792)


Антонио Канова (Canova) - самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, родился 1 ноября 1757 года.

Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию.




Имея всего 16 лет от роду, Канова исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу: "Дедал и Икар".



Дедал и Икар



Орфей и Эвредика.


Cкульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 г. навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.


Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — "Тесей и Минотавр" (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.



Тесей и Минотавр.


Папа Пий VII, в 1880 г., сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его, в 1802 г., в Париж, для приготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ.


После падения Наполеона, в 1815 г., Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д"Искиа.




Амур и Психея.


При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности.





Фрагмент. Амур и Психея.






Паолина Боргезе, изображенная в облике Венеры



Фрагмент.



Геба. Эрмитаж.



Геракл убивает Лика




Наяда


Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 г.


Так получилось,что у Кановы Два надгробия.Одно из них находится в Венеции в церкви Санта Мария Дель Фрари.




Но здесь нет могилы Кановы.Она находится в его родном городе Посаньо.


Мне хотелось бы вас поближе познакомить с этим прекрасным местом.


ПОСАНЬО -это небольшой городок на севере Италии в предгорьях Альп.




По проекту Кановы здесь была построена церковь,где и находится его могила.







Рядом с церковью высажена оливковая роща.


Здесь бережно хранятся все знаменитые реликвии великого скульптора.


Заслуга Кановы заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности, он первый из всех пытался вернуть её к принципам и формам античного искусства; но ему все таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества рельефе, сохраняющем ещё характер предшествовавших работ подобного рода.


Мне хотелось бы вам побольше рассказать о местечке Посаньо,где Канова родился и вырос,где сохранился его дом и большая мастерская.Ещё при жизни он создал здесь музей,а также выделил личные средства на строительство церкви.


Прежде всего посмотрим церковь.Она стоит на возвышенности в предгорьях Альп,оттуда открывается прекрасный вид.




Сама церковь-купольная,что совсем не характерно для католических храмов.Очень похоже на Римский пантеон.




Внутри церковь отделана цветным мрамором.Смотрится очень нарядно и богато.




Главный алтарь.




Церковь расчитана на большое количество людей.Вид на главный алтарь.




Очень красиво смотрится купол.




Могила Антонио Кановы.




Вид вблизи.


А теперь посмотрим его родной дом и Гипсотеку,где собраны лучшие его работы в гипсе и мраморе.




Дом -музей Кановы.




Внутренний дворик.




Небольшой сад.




В саду сохранилась очень интересная скульптура.




Но главная досто примечательность-это конечно ГИПСОТЕКА




Скульптуры здесь в натуральную величину.





Одна из самых известных-это Паолина Боргезе.Эта работа из гипса,а оригинал находится


В Риме.Галерея Боргезе.




Гипсовая скульптура Три грации.




Оригинал Три грации находится в Эрмитаже.


Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций - античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.

Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы.


Группа пользовалась большим успехом у современников Кановы и настолько воплощала их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".




Геракл убивает Лика,гипс.

Скульптурная группа Антонио Кановы, 1816 г. оригинал

Галерея современного искусства, Рим.




Кающаяся Магдалина.




Муза.


Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчастисентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем.Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а ещё лучше - надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством.




Амур и Психея.Оригинал в Лувре.





Ге ба.



Персей с головой медузы



Фрагмент


"Амур и Психея 1793 фрагмент


"Амур и Психея" 1802



Танцовщица.Эрмитаж.


ИНТЕРЕСНА СУДЬБА ЭТОЙ СКУЛЬПТУРЫ.


Канова работал над «Танцовщицей» с 1806 по 1812 год - она предназначалась для французской императрицы Жозефины Богарне, которая помимо этой скульптуры заказала Канове статуи «Геба», «Парис», «Амур и Психея», «Три грации». Один из французских знатоков искусства того времени Катрмер де Кенси писал Канове о сенсационном успехе этой скульптуры на выставке в Париже в Галерее дворца Мальмезон (в ноябре 1812 года):


«Я видел вашу Танцовщицу... после нее все статуи кажутся мраморными ». После смерти Жозефины в 1814 году «Танцовщица» перешла по наследству ее сыну Евгению Богарне, который увез ее в Баварию, где она находилась в Мюнхене во дворце герцога Лейхтенбергского. Когда сын герцога Максимилиан вступил в брак с великой княжной Марией Николаевной (дочерью Николая I), скульптура вместе с ним переехала в Россию. Как и в случае с другими известными работами Кановы, у этой «Танцовщицы» есть еще несколько авторских копий, находящихся сегодня в разных музеях мира.


Канова был и прекрасным рисовальщиком.Один из его рисунков.



Три грации.


Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты — идеализированы.


Тем не менее ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства и, в частности, авторы Большой советской энциклопедии.


***********


Здесь я помещу самые значительные его работы.Вы сможете присмотреться и оценить.



"Паолина Боргезе, как Венера" 1805

"Paolina Borghese as Venus" фрагмент




"Венера" 1811

"Бюст Наполеона" в Galleria d"Arte Moderna, Палаццо Питти 1806-22


"Гений смерти 1814


"Гений смерти 1814


"Гений смерти" 1814


"Геба" ок. 1805


"Геба" деталь


"Геба" деталь

"Амур и Психея" 1793

"Амур и Психея 1793 фрагмент

"Амур и Психея" 1802

Деталь "Амур и Психея" 1802



Амур и Психея

"Амур и Психея"

"Бюст Пия VII" 1806

Бюст "Елена Троянская"(1812 г., Венеция, палаццо Альбрицци).


В своем чудесном мраморе светла,
Она превыше грешных сил земли -
Того природа сделать не могла,
Что Красота с Кановою смогли!

Ее постичь уму не суждено,
Искусство барда перед ней мертво!
Бессмертие приданым ей дано -
Она - Елена сердца твоего!

Лорд Байрон (25 ноября 1816 г.)
Перевод - А. М. Арго

Антонио Канова / Canova, Antonio (1757 - 1822г.г.) – это итальянский скульптор, живописец. Крупнейший мастер неоклассицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века (вроде Торвальдсена). Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. В период с 1814г. по 1822г. Канова создает серию портретных бюстов. В них он воплотил свои представления о гражданственности, нравственных идеалах, возвышенной красоте человеческого духа как подлинный наследник эстетических идеалов века Просвещения. Наряду с портретными бюстами мастер создавал и, так называемые, «идеальные головки". Например - "Елена Троянская". Лорд Байрон увидел этот бюст в доме графини d"Albrizzi в Венеции. Покорённый красотой работы, он написал стихотворение «К бюсту Елены, изваянному Кановой» (1816 г.). Впервые оно было опубликовано во 2-ом томе книги изданной Томасом Муром «Жизнь, письма и дневники лорда Байрона» в 1830 году. В письме к Меррею от 25 ноября 1816 года, в котором было это стихотворение, Байрон писал: «Елена Кановы, бесспорно, на мой взгляд, самое совершенное по красоте создание человеческого гения, далеко оставившее мои представления о творческих возможностях человека».

Музыка: Joel Goldsmith – Helen on Display (Елена Троянская, 2003)