Сценарий викторины "счастливый случай" для старшеклассников.


Познавательная викторина для школьников «Верите ли вы, что…»

Викторина для детей школьного возраста с ответами

1. ... облако вокруг ядра кометы, наблюдавшееся в 1811 году, имело диаметр два миллиона километров? (Да)

2. ... на Венере день короче года? (Да. Венецианский день равен 343,16 земного дня — за это время она делает оборот вокруг своей оси; а вокруг Солнца она делает оборот за 224,7 земного дня)

3. ... межпланетная среда — это пустота? (Нет. В ней молекулы газа, лучи, радиоволны)

4. ... Луна — светило темное, собственного света не имеет? (Да. Она отражает солнечные лучи)

5. ... в теле кометы ученые обнаружили железо, кобальт, натрий, кальций? (Да)

6. ... хвост кометы 1811 года превышал расстояние от Земли до Солнца? (Да)

7. ... Ли Рэдмонд (жительница США), имеющая ногти общей длиною 7 метров 51 сантиметр, одевается самостоятельно? (Да. Только всю одежду она надевает через ноги)

8. ... рост самого высокого современного мужчины составляет три метра? (Нет. Рост самого высокого мужчины — Радхуна Харбиба из Туниса — два метра тридцать пять сантиметров)

9. ... самая высокая современная женщина выше самого высокого современного мужчины? (Нет. Рост Сэнди Эллен из США составляет два метра тридцать один сантиметр)

10. ... врач Черинг-Кросс (Великобритания) в 1952 году удалил из желчного пузыря восьмидесятилетней пациентки камень весом в шесть килограммов двести девяносто граммов? (Да)

11. ... Мишель Лотито (Франция) с 1959 года питается стеклом и железом, и может переварить ежедневно девятьсот граммов металла? (Да)

12. ... сердце рыбака Яна Эгиля Рефсдаля (Норвегия), выпавшего за борт в море, остановилось на четыре часа, после чего он выжил? (Да)

13. ... Рой Салливан (США) выжил после того, как в него с разными интервалами попадали двадцать молний? (Нет. Но он пережил семь ударов молнии и это при том, что средняя мощность удара молнии составляет сто миллионов вольт)

14. ... старейшая, жившая на Земле женщина, прожила дольше старейшего, жившего на Земле мужчины? (Да. Жанна-Луиза Калман из Франции прожила сто двадцать два года, а Сингисио Итсуми из Японии прожил сто двадцать лет двести тридцать семь дней)

15 ... в 1997 году Джастин Миллер (США), в возрасте семи лет, опубликовал поваренную книгу «Готовим вместе с Джастином»? (Да)

16 ... Джеки Барби (США) удерживал во рту двадцать гремучих змей в течение двенадцати с половиной секунд? (Нет. Змей было «всего» восемь)

17. ... донор Морис Кресвик (Южно-Африканская Республика) с восемнадцатилетнего возраста в течение пятидесяти девяти лет сдал 188,9 литров крови? (Да)

18. ... Мэри Мохан в девяносто один год спустилась на веревке с тридцати восьми метровой скалы? (Да)

19. ... Эдуардо Армалло Лагаса (Испания), лежа, удержал на себе бетонные блоки весом в пять тонн? (Нет. Вес блоков составлял одну тонну триста девяносто девять килограммов и восемьсот граммов)

20. ... Пракаш Синхг (Индия) простоял без движения, позволяя себе только моргать, трое суток? (Нет. Свой рекорд — двадцать часов десять минут и шесть секунд — он посвятил борцам за свободу Индии)

21. ... двухлетняя Мишель Франк (США) выжила после шестидесяти шести минут пребывания под водой в ручье? (Да)

22. ... 3-4 апреля 1974 года, всего за сутки, по югу и среднему западу США пронеслись сто сорок восемь торнадо? (Да)

23. ... Мария Магдалина была включена Церковью в число равноапостольных святых? (Да)

24. ... суммарное население Индии и Китая превышает треть населения нашей планеты? (Да)

25. ... Сието Изуми (Япония) проработал девяносто восемь лет. (Да. В 1872 году он начал работать погонщиком тяглового скота на сахарной мельнице. В 1970 году он уволился в возрасте ста пяти лет)

26. ... самый посещаемый парк развлечений — это Диснейленд в Париже? (Нет. Это Диснейленд в Токио)

27. ... самый большой Императорский Дворец находится в Японии? (Нет. В Китае. Он занимает территорию в семьдесят два гектара)

28. ... самая большая пирамида — пирамида Хеопса в Египте? (Да. Ее высота — сто сорок шесть метров шестьдесят сантиметров)

29. ... самые высоко расположенные над землей часы находятся на башне Вестминского аббатства в Лондоне? (Нет. Они установлены на здании «Мортон Интернешнл» в Чикаго (США), находятся на высоте ста семьдесяти семи метров над землей)

30. ... самыми высокими сооружениями в современном мире являлись, разрушенные 11 сентября 2001 года, башни-близнецы торгового комплекса на Манхэттене в Нью-Йорке? (Нет. Самое высокое сооружение — это здание Тайбэй сто один (Тайвань). Его высота — пятьсот восемь метров. А самая высокая из башен - близнецов — «Северная» — была четыреста семнадцать метров)

31. ... больше всего пользователей интернета находится в Японии? (Нет. В США)

32. ... на Луне побывали двенадцать человек? (Да)

33. ... самое большое количество полетов в космос (семь) совершили двое русских космонавтов? (Нет, это американские астронавты Джерри Росс и Франклин Чанг-Диас)

34. ... дольше всех из женщин пробыла в космосе Светлана Савицкая? (Нет. Это американка Шеннон Люсид. Она пробыла в космосе сто восемьдесят восемь суток)

35. ... американский астронавт Джон Гленн-младший отправился в космос в возрасте семидесяти семи лет? (Да. В 1998 году он отправился в космос в составе экипажа «Дискавери»)

36. ... самый быстрый робот-гуманоид создан в США? (Нет. В Японии. Его создала в 2003 году фирма «Сони»)

37. ... первый компьютерный вирус продемонстрировал Билл Гейтс? (Нет. Это сделал студент Массачусетсткого технологического университета Фред Коэн в 1983 году)

38. ... самые большие доспехи для животных изготавливались для рыцарских коней? (Нет. Для индийских слонов)

39. ... Кэти Джанг (США), при росте сто семьдесят два сантиметра, обладает талией объемом тридцать восемь сантиметров и один миллиметр? (Да)

40. ... рост британского каскадера Киран Шах составляет один метр двадцать шесть сантиметров и четыре миллиметра? (Да)

41. ... Грег М. Кокс (США) может писать и читать на шестидесяти четырех языках? (Да)

42. ... самолет взлетит быстрее, если будет разгоняться по ветру? (Нет. Он взлетит быстрее, разгоняясь против ветра)

43. ... куры глотают камешки, потому что так они получают минеральные вещества? (Нет. Камешки служат как бы жерновами, способствующими перетиранию пищи в желудке)

44. ... ультрафиолетовые лучи хорошо проходят через оконное стекло? (Нет. Оконное стекло ультафиолетовых лучей не пропускает. Такие лучи проходят через кварцевое стекло)

45. ... втыкая швейную иглу, можно развить давление в одну тысячу атмосфер? (Да)

46. ... всякое колеблющееся тело звучит? (Нет. Колебания тела могут не достигнуть частоты звуковых колебаний)

47. ... у хищных птиц самки крупнее и сильнее самцов? (Да)

48. ... дятлы умирают от сотрясения мозга? (Да)

49. ... есть птицы, которые собирают себе на зиму запасы? (Да. Совы собирают себе в дуплах убитых мышей, а сойка — желуди, орехи)

50. ... у головастика передние лапы вырастают раньше, чем задние? (Нет. Наоборот)

51. ... из крана самовара падают более тяжелые капли, когда вода горячая? (Нет. Размер капли, а следовательно, и ее вес зависят от силы поверхностного натяжения. У горячей воды поверхностное натяжение меньше, чем у холодной)

52. ... скорость и ускорение вертикально брошенного мяча в верхней его точке подъема равны нулю? (Нет. Скорость равна нулю, а ускорение равно 9.8 метров в секунду)

53. ... беременность у слонихи длится почти год? (Нет. От двадцати до двадцати двух месяцев)

54. ... в южных странах тараканы достигают размера в мышь? (Да)

55. ... на Земле живут бабочки с размахом крыльев пятьдесят сантиметров? (Нет. У самой крупной бабочки «Атлас», живущей в Индии, размах крыльев — двадцать пять сантиметров, почти как у черного дрозда)

56. ... на Земле есть черви, достигающие в длину тридцать метров? (Да)

57. ... в соревнованиях по конной выездке мужчины и женщины соревнуются на равных? (Да)

58. ... высота Эйфелевой башни больше трехсот пятидесяти метров? (Нет)

59. ... египетский Сфинкс — одно из Чудес Света? (Нет)

60. ... родина птицы-секретарь — Австралия? (Нет. Африка)

61. ... Плеяды и Стожары — это один и тот же астрономический объект? (Да)

62. ... встречаются ядовитые удавы? (Нет)

63. ... у дохи мех снаружи и внутри? (Да)

64. ... самая высокая зарегистрированная волна — цунами — была более пятисот метров в высоту? (Да)

65. ... у некоторых птиц есть зубы? (Нет)

66. ... «грудная жаба» — то же самое заболевание, что и астма? (Нет. Грудная жаба — это стенокардия)

67. ... испанский художник Эль-Греко действительно был греком? (Да)

68. ... яйца, которые несут игуаны, съедобны? (Да)

69. ... некоторые виды бамбука могут вырастать на девяносто сантиметров в день? (Да)

70. ... древние римляне вместо зубной пасты использовали порошок из мышиных мозгов? (Да)

71. ... в лондонской тюрьме Тауэре узникам приходилось платить за еду, проживание и оковы? (Да)

72. ... в 1970 году на штат Канзас упала градина размером с арбуз? (Да)

Сценарий интеллектуальной игры

«Что? Где? Когда?»

Цель игры: развитие интеллектуальной активности подростков .

Оборудование: игровой стол, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора,
«чёрный ящик», интерактивное оборудование.

Предварительная подготовка :

    Учащиеся 11 класса заранее формируют команду из 6-8 человек, выбирают капитана. Капитан команды решает, какая версия ответа будет озвучена.

    Из числа учителей- предметников формируется жюри (не более 3 человек). Жюри имеют право вынести вердикт по спорной ситуации, а также должны к концу игры выбрать кандидатуру лучшего игрока из команды учащихся.

Ход игры:
Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня против сборной команды учителей выступает сборная команда учащихся школы. Под ваши бурные аплодисменты они займут сейчас места за игровым столом. Итак, встречайте: (играет вступительная мелодия игры)- ведущий перечисляет имена участников игры, в конце- капитана команды.

Уважаемые знатоки! Позвольте мне ознакомить вас с правилами игры. Игра начинается со звука гонга. Распорядитель заводит волчок, который остановившись, укажет на один из лежащих конвертов. После озвучания ведущим вопроса вам даётся 1 минута, в течение которой вы должны обсудить и выбрать вариант ответа. Капитан команды определяет какую версию ответа и кто будет озвучивать. В случае правильного ответа команде присуждается 1 балл, в случае неверного ответа 1 балл присуждается команде учителей. Игра состоит из 11 раундов. На столе 10 конвертов с вопросами. 11 конверт- сектор блиц, в этом конверте целых 4 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается учителям. 1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зала. Если у команды имеется досрочный ответ, в том случае, если он правильный, сохраняется дополнительная минута.

Итак, мы начинаем! (Звучит гонг)

1 раунд.

Один коммерсант покупал одно яблоко по 5 рублей за штуку, а продавал по цене 3 рубля за одно яблоко. Спустя некоторое время коммерсант стал миллионером. Внимание- вопрос: как это ему удалось стать миллионером?

Время!

Ответ: естественно заработать таким способом он никак не смог, но при этом стал миллионером. Как же это он так умудрился? Просто до этого момента Эрудит был миллиардером, а спустя некоторое время он обеднел и стал миллионером!

2 раунд.

Позавчера моему другу было 15 лет, а в следующем году он станет совершеннолетним, ему исполнится 18 лет.
Внимание- вопрос: когда у моего друга день рождения?

Время!

Ответ: день рождения моего друга- 31 декабря, тогда сегодня 1 января,
то позавчера (30 декабря) ему было еще 15 лет, вчера (31 декабря) исполнилось 16 лет, в нынешнем году исполнится 17 лет, а в следующем году - 18 лет.

3 раунд.

С недавних пор в Италии стала модной новая диета. Суть ее сводится к употреблению продуктов в строго определенной последовательности. Начинать есть, например, следует с малины или помидоров. Затем, после небольшой передышки, можно приналечь на бананы, жареную картошку или булку с маслом. А на десерт – зелень, огурцы или плоды киви.

Внимание- вопрос: если вы поняли принцип, по которому строится эта диета, вы без труда напишете ее название.
Время!

Ответ: "Светофор".

4 раунд.

В древней Греции большое внимание уделялось приготовлению вкусной и питательной пищи, поэтому древние повара вовсю старались изобрести какие-либо ингридиенты, которые любое блюдо сделали бы восхитительным. Известный древнегреческий философ Сократ на это ответил так: «Я знаю единственную приправу, которая способна даже несъедобное блюдо сделать съедобным, и это- …»
Внимание- вопрос: что имел в виду Сократ?

Время!

Ответ: голод. Когда человек голоден, он способен проглотить что угодно.

5 раунд.

«Чёрный ящик»

То, что находится в ящике, в нашей местности не встречается. Однако, оно есть у всех. Оно является черным, когда вы его получаете, Когда вы это используете, то оно – красного цвета. После использования это становится белого или серого цвета.

Внимание- вопрос: что это такое?

Время!

Ответ : Это уголь. Он черного цвета, а когда вы его зажжете, то он красного цвета. А когда уголь полностью выгорит, то становится белым или серым, т.е. залой.

6 раунд.

Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. В результате этого происшествия было совершено изобретение, которое является очень важным для нас и сейчас.

Внимание, вопрос: Что же произошло? Что было изобретено?

Время!

Ответ: Головы египтян покрылись пеной. Так возникло мыло.

7 раунд.

В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”.

Внимание, вопрос: Угадайте содержимое павильона.

Время!

Ответ: там установлено зеркало. Человек видит самого себя и понимает, что он- самое опасное существо в мире.

    раунд.

Чем лечат врачи? Конечно, различными лекарственными препаратами- таблетками, мазями, настойками, экстрактами. Однако, есть в медицине врачи, которые лечат больных воском, резиной, свинцом и даже золотом.

Внимание, вопрос: Что это за врачи, что они лечат?

Время!

Ответ: стоматологи.

    раунд.

Самый знаменитый шахматист в мире американец Бобби Фишер был чрезвычайно самоуверенный и чересчур хвастливый. Он утверждал, что если бы эти ему кое с кем пришлось бы играть за одной шахматной доской, партия бы завершилась вничью.

Внимание, вопрос: кого он имел в виду в качестве своего партнера по игре?

Время!

Ответ: он имел в виду Бога.

    раунд.

Зонтик был изобретен дважды: первый раз в Древнем Китае, второй в Англии. Причём его предназначение в обоих случаях было совершенно разное.

Внимание-вопрос: чем отличался английский зонтик от китайского?

Время!

Ответ: Английский – от дождя, китайский – от солнца

Блиц.

Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль.
Внимание, вопрос: Что общего у каждой пары?
Ответ: количество ног.

В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули.

Внимание, вопрос: сколько свечей осталось в комнате?
Ответ: 20 свечей останется, а незадутые 30 сгорят.

Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади?

Ответ: Буква «б»

К данной английской пословице подберите одну, подходящую по смыслу из четырех русских пословиц:

КОТ В ПЕРЧАТКАХ МЫШЕЙ НЕ ПОЙМАЕТ:

    Поспешишь- людей насмешишь.

    Сидя на печи, не испечешь калачи.

    Пошло дело на лад, и сам ему не рад.

    Не умеешь- не берись.

Вопросы для болельщиков:

    Какие часы показывают точное время только два раза в сутки? (Которые остановились)

    Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)

    В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (В феврале, он самый короткий)

    У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (Буква «о»)

    Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна баба)

С легкой руки Михаила Кольцова в 1928 году впервые появилось понятие "викторина". Так известный журналист озаглавил в журнале "Огонек" раздел, в котором публиковались подборки с ребусами, шарадами и вопросами развлекательного характера. Название было дано в честь сотрудника Виктора Микулина, отвечающего за данное направление.

Примерная тематика

Развлечение в виде игры в ответы на вопросы разнообразной тематики из различных областей знания - великолепная форма тренировки ума и увлекательная форма досуга. Это отличный вариант для развития познавательных процессов учащихся. Чем шире и интересней тематика, тем больше мотивация для самостоятельного получения знаний. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме, что позволяет использовать викторину и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Среди внеклассных мероприятий наиболее популярными являются: брейн-ринг, КВН, "Что? Где? Когда?", "Своя игра". Все они позволяют использовать подобный вид деятельности.

Возможные темы викторин для старшеклассников могут как полностью соответствовать школьным предметам (по физике, математике, истории, литературе, астрономии), так и способствовать повышению общего уровня культуры и носить межпредметный характер.

Очень важно мотивировать учащихся на получение информации, необходимой для дальнейшей жизни в социуме. Поэтому среди тем предлагаются такие, которые рассказывают о праздниках и народных традициях. В качестве примера будет приведена викторина с новогодними вопросами. В статье также будут предложены и другие темы, на которых мы заострим внимание далее.

для старшеклассников

  1. С какого периода новогодний праздник в России отмечается 1 января? (По указу Петра I Новый год стали праздновать в этот день с 1700 года).
  2. Когда на елках появился такой персонаж, как Снегурочка? (С тех пор, как вышла пьеса А. Островского под одноименным названием (1873 г.).
  3. Кто на планете первым празднует Новый год? (Проживающие на островах архипелага Фиджи).
  4. Дайте объяснение слову "конфетти". (На карнавалах в Риме люди бросались конфетами. На итальянском это звучит как "конфетти". Позже они были заменены на гипсовые шарики, а затем - на нарезанные из бумаги мелкие кружочки. Изобрел современное конфетти хозяин "Казино де Пари" в 1884 г.).
  5. Когда появились первые коньки? (На археологических раскопках были найдены первоначальные экземпляры из кости. Они относятся еще к бронзовому веку. Из металла коньки появились при Петре I (1697 г.) и получили свое название из-за того, что украшались фигурками коней).

Шуточные вопросы

Новогодняя викторина для старшеклассников будет увлекательной, если в ней будут присутствовать вопросы с юмором:

  • У Деда Мороза какое прозвище? (Красный нос).
  • Каков возраст Дедушки Мороза? (Предположительно, тысяча лет).
  • Какое у Деда Мороза гражданство? (Космополит).
  • Кто у Деда Мороза стукач? (Посох).
  • У Деда Мороза есть историческое имя? (Николай).
  • Известно, что Дед Мороз занимается художественным творчеством. А что служит для этого объектом? (Окно).
  • Какое отношение имеет Дед Мороз к геометрии? (Создает совершенные геометрические фигуры - снежинки, превращая воду в лед).

Правовая викторина

Задача школы - подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Поэтому они должны знать нормы права, регулирующего жизнь общества. Будет интересно, если у ребят появится возможность выбрать один ответ из нескольких вариантов. Примерные викторины по праву для старшеклассников опубликованы в специальной литературе. Предлагаем вам возможный перечень вопросов с ответами:

  1. Закон - это: a) документ, регулирующий права людей; b) наказание за правонарушение; c) правило поведения.
  2. Законы РФ и Конституция РФ могут ли иметь противоречия: a) да; b) нет; с) могут при необходимости.
  3. Сколько в Конституции РФ статей: a) их нет вообще; b) 137; c) 100.
  4. С какого возраста наступает период административной ответственности: a) с рождения; b) с 16; c) с 18).
  5. Ребенок по закону - это: a) школьник; b) не достигший 18-летия; c) не достигший 21 года.
  6. Какова цель наказания: a) оградить преступника от общества; b) предотвратить новые преступления; c) перевоспитать правонарушителя.
  7. С какого возраста принимают на работу: a) 18 лет; b) 16 лет; c) возраст не ограничен.
  8. Основной международный документ, закрепляющий права детей - это: a) школьный устав; b) Конституция РФ; c) Конвенция о правах ребенка.
  9. Если задержан несовершеннолетний, кого должен известить полицейский: a) классного руководителя; b) никого; c) родителей.
  10. Как часто осуществляется призыв на военную службу: a) по необходимости; b) раз в год; c) дважды в год.

Правильные ответы: 1a; 2b; 3b; 4b; 5b; 6b; 7b; 8с; 9с; 10с.

Вопросы по зарубежной литературе

Литературная викторина для старшеклассников - одна из самых интересных по тематике. Ее лучше проводить в два этапа - по классикам зарубежной и отечественной литературы. Итак, первый вариант может выглядеть следующим образом:

  • В этом произведении главный герой остается вечно молодым, а стареет его портрет. Кто автор? (Роман О. Уайльда, ирландского писателя XIX века, "Портрет Дориана Грея").
  • Эту книгу признали лучшей написанной в XX веке на английском языке. Критики же часто называют ее чем-то средним между "Винни-Пухом" и Вагнером. (Речь идет о "Властелине колец" Дж. Толкина).
  • Европейцы всегда считали басню "низшим жанром". Кто в XVII веке изменил их представление об этом?
  • Имя дамы сердца Дон Кихота. (Дульсинея Тобосская).
  • Фамилия какого писателя созвучна с одной из европейских столиц? (Джек Лондон).

Второй вариант

Теперь предлагаем вашему вниманию вопросы старшеклассникам для викторины по отечественной литературе:

  • За какую книгу И. А. Бунин стал обладателем Нобелевской премии? (За "Господина из Сан-Франциско", 1933 г.).
  • Как на самом деле звали писателя с псевдонимом Андрей Белый? (Бугаев Борис Николаевич, 1890-1934 гг.).
  • Назовите карты из "Пиковой дамы", которые имели магическое действие. (Семерка, тройка, туз).
  • Название этой повести и музыкального произведения полностью совпадают. Назовите ее. автор - Л. Н. Толстой).
  • Перечислите имена главных героинь из пьесы А. П. Чехова "Три сестры" (Мария, Ирина и Ольга. Фамилия - Прозоровы).

Вопросы по экологии

На вопрос, как живые организмы взаимодействуют между собой и средой обитания, отвечает наука, о которой пойдет речь в данном разделе. Экологические викторины для старшеклассников способствуют не только повышению уровня знаний, но и воспитанию ответственного отношения к окружающей природе. Подросткам можно подготовить следующие вопросы:

  • Назовите умирающее море, грозящее исчезнуть с лица земли. (Аральское. Его площадь сократилась в три раза. На реках, впадающих в море, строились каналы, чтобы провести воду на поля риса и хлопчатника).
  • Назовите самый большой заповедник. (Это Антарктида, на которой запрещена деятельность человека и вмешательство в ее недра. Здесь насчитывается примерно 810 видов растений и более 70 видов животных).
  • Какое загрязнение наиболее опасно для океанической и морской воды? (Нефтяное. Это вещество не растворяется, а образует многокилометровую пленку, под которой гибнет все живое).
  • Кто и почему питается мухоморами? (Лоси, белки и даже сороки с помощью ядовитых грибов избавляются от глистов. Инстинкт помогает животным определить нужное количество мухоморов, чтобы избежать отравления).
  • Для чего крокодилы выискивают на берегу камни и глотают их? (Чтобы увеличить собственную массу для более глубокого погружения в воду).

Интеллектуальная викторина: "Что? Где? Когда?"

Ее особенность - формирование навыков мышления на основе имеющихся знаний. Для этого удобнее использовать варианты готовых ответов. Приведем пример такой викторины из 7 вопросов:

  1. Китайские крестьяне в Средние века относились с почтением к: a) апельсину; b) лимону; c) мандарину.
  2. Млекопитающее, делающее запас из дождевых червей на зиму, - это: a) кролик; b) еж; с) крот.
  3. Первая АЭС была построена: a) в США; b) на Украине; c) в России.
  4. Первые туалеты были оборудованы: a) в Древнем Риме; b) в Англии; c) в Индии.
  5. Самый большой аэропорт - это: a) Хитроу (Великобритания); b) Риад (Саудовская Аравия); c) Чикаго (США).
  6. Автор первого компьютера: a) Маунчли и Эккерт (США); b) Цюзе (Германия); c) Беббедж (Англия).
  7. Первые часы в истории были: a) песочными; b) водяными; с) солнечными.

Правильные ответы: 1с; 2 с; 3с; 4с; 5b; 6b; 7с.

Викторина для старшеклассников составлена из разных областей знаний. Но ничто так не развивает мышление, как математика.

Математические вопросы

  1. Какой угол образовывает минутная стрелка за период в пять минут: a) 90°; b) 60°; с) 45°; d) 30°.
  2. Какое простое число самое маленькое из представленных: a)-1; b) 2; с) 1; d) 0
  3. Сколько у куба вершин: a) 4; b) 16; с) 8; d) 6.
  4. Что не является единицей измерения длины: a) ладонь; b) миля; с) фут; d) талант.
  5. Назовите дробь, которая меньше 5/7, но больше 4/7: a) 7/9; b) 6/9; с) 5/9; d) 4/9.

Интеллектуальная викторина требует не только подготовки вопросов, но и разбора верных и неверных ответов. Правильные представим вашему вниманию: 1d; 2с; 3с; 4d; 5с

Другие темы

Любой обобщающий урок может превратиться в увлекательную викторину. Старшеклассникам можно предложить ответить на вопросы по творчеству А. С. Пушкина или А. А. Блока (литература), искусству времен Великой Отечественной (история), механике (физика), освоению космоса (астрономия), строению человеческого организма (анатомия). Викторина для старшеклассников может проходить с использованием компьютерной техники на уроках информатики.

Во внеурочной деятельности тематика должна быть известна ребятам заранее, чтобы они могли подготовиться и продемонстрировать свои знания. Важно, чтобы старшеклассники следили за историей страны и знали, чему посвящен каждый год ее жизни. Так, 2017-й прошел под флагом борьбы за экологию. 2018-й объявлен годом волонтера. Общественностью будет отмечаться 200 лет со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа, что привлечет внимание к отечественному балету и искусству танца в России.

Викторина для старшеклассников позволит каждому чувствовать себя гражданином своей страны, интересоваться ее прошлым и настоящим. Нельзя не учитывать и интересов самих учащихся. А знают ли они историю кинематографии, анимации, знаменитых ученых, позволивших человечеству шагнуть в век компьютерной техники? Разбираются ли в современных гаджетах и правилах дорожного движения, готовясь стать автомобилистами? Знают ли географию, обозначая свой интерес к путешествиям? Будет интересно, если сами учащиеся подскажут темы викторин и примут участие в их подготовке.

Интеллектуальная викторина для старшеклассников «Что? Где? Когда?»

18.10.2014 10370 845 Наурузбаева Гульнара Советовна

Цель : обогатить и расширить кругозор учащихся.

Задачи: развивать интеллект, способствовать развитию мышления и познавательной активности учащихся.

1) В Индии, неподалеку от Бомбея среди Аравийского моря, есть остров Слонов. Живых слонов на нем нет, зато продают деревянных. Самые редкостные слоны, самые дорогие сделаны из особого дерева. Какого? (Белого сантала. Древесина дорога потому, что запах имеет особый, санталовый.)

2) Древесина этого дерева так хороша, что в 18 веке это дерево в Бирме объявили собственностью королевской семьи. Древесина не коробится, не истирается и не гниет в воде. Вбитый в сырое дерево железный гвоздь и через 100 лет как новенький. Не берет древесину и химия. Не могут подступиться к ней и термиты. Сотнями лет бороздили моря и океаны корабли из этого дерева, и ничего с ними не стало. Растет дерево быстро: метр в год, сорок метров - за сорок лет. Что это за дерево? (Тик.)

3) О каком дереве арабы говорили: « Царица оазиса. Она купает свои ноги в воде, а прекрасную голову в огне солнечных лучей"? (Пальма.)

4) Самое высокогорное государство? (Непал.)

5) Число с 15 нулями? (Квадриллион.)

6) В какой стране были созданы популярные во всем мире боевые искусства: дзюдо, каратэ, айкидо? (Япония.)

7)Какая игра названа в честь города Великобритании? (Бадминтон.)

8) Какая птица носит фамилию знаменитого русского писателя? (Гоголь.)

9) Самая «солнечная» геометрическая фигура? (Луч.)

11) Мера веса драгоценных камней. (Карат.)

12) Часть круга, ограниченная дугой и ее хордой. (Сегмент.)

13) В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (Более 3 тыс. лет назад в Вавилоне.)

14)Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 году немецким математиком и физиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? (Арифмометр.)

15)Как называется наука об измерении земли? (Геодезия.)

16) Какой цветок является символом солнца и символом Японии?

(Хризантема.)

17) Самая знаменитая фраза Шерлока Холмса? ("Элементарно, Ватсон".)

18)Назовите второе "кулинарное" имя зеленой черепахи. (Суповая.)

19) Какой доктор, согласно легенде, принял облик змеи, спасая Рим от эпидемии? (Эскулап.)

20) Что произошло бы с нашей Землей, если бы она вдруг остановила свое вращательное движение? (Вследствие действия сил гравитации она упала бы на Солнце.)

21) В какой стране появились первые роликовые коньки? (В США.)

22) Каких птиц во времена Александра Македонского содержали в золотых и серебряных клетках? (Попугаев.)

23) Чем питаются колибри? (Цветочным нектаром.)

24) У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)

25) Какое растение в переводе с китайского означает «человек - корень»? (Женьшень.)

26) Слово «гиппо» в переводе с латинского языка означает «лошадь». Название, какого животного переводится как «речная лошадь»? (Гиппопотам.)

27) Какая самая большая рыба в мире? (Китовая акула.)

28) Какие три религии называют мировыми? (Буддизм, ислам и христианство.)

29) Назовите высочайшую точку Земли и её высоту. (Эверест, 8848 м.)

30)Назовите самую низкую точку Земли, её глубину. (Марианская впадина, 11022 м.)

31) Крупный сокол, лишь немного уступающий в размерах кречету. Кормится как птицами, так и мелкими млекопитающими, вплоть до суслика. Из птиц осиливает не только куропаток, но и крупных уток, а дрессированная птица может взять и более крупную добычу - даже дрофу - красотку. Именно ради этой добычи и скупают их арабские шейхи. Занесен в Красную книгу Казахстана. Что это за птица? (Балобан).

32) Назовите «цветные» моря. (Черное, Красное, Желтое, Мраморное.)

33) Основатель современной космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

34) Назовите английского промышленника, который в 18 веке придумал и изготовил особую плотную бумагу на радость всем чертежникам. (Джордж Ватман.)

35) Какую машину изобрел англичанин Джеймс Уатт в 1774 году? (Паровую машину.)

36) Каким немецким математиком, в 1693 году, была введена современная запись пропорции с помощью двоеточия и знака деления? (Г.В. Лейбницем.)

37)В 1557 году английский врач Роберт Рекорд ввел математический знак. Какой? (Знак равенства.)

38) Какой французский математик в XVII веке ввел знак для обозначения угла? (П.Эригон.)

39) Какой английский математик ввел термин "дискриминант"? (Д.Д.Сильвестр (1814-1897),он называл себя "математическим Адамом" за множество придуманных терминов.)

40) В 1801 году Т.Юнг открыл явление интерференции, используя для этого распространенную детскую забаву, знакомую большинству из нас и вошедшую в поговорку из-за своей несерьезности. (Мыльные пузыри.)

Учитель КГУ "СОШ № 33 имени К.Рыскулбекова"

Наурузбаева Г.С.

г. Семей

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам во внеурочное время, позволяют развивать логическое мышление подрастающего поколения. Предлагаем разные вопросы, которые можно использовать в работе классному руководителю.

Значение творческих игр

Вопросы для интеллектуальной викторины с ответами, предлагаемые старшеклассникам, способствуют их саморазвитию, самосовершенствованию. В каждом образовательном учебном заведении нашей страны есть собственные специальные команды школьников и педагогов, принимающие участие в различных интеллектуальных играх.

Во время совместных турниров ребята и их наставники не только развивают логическое мышление, получают новые знания, но и учатся работать в команде.

Интеллектуальные игры для старшеклассников

Различные вопросы интеллектуальные для классного коллектива предназначены для полноценной внеурочной деятельности в 9-11 классах. Они направлены не только на конкретные знания, но и на сообразительность и общую эрудицию школьников.

Игра является важным видом деятельности, позволяет развивать социальные коммуникативные навыки, эмоциональную среду ребенка. Познавательные игры, содержащие интеллектуальные вопросы, дают детям возможность увеличивать свой уровень развития.

Сценарий турнира

Целью мероприятия является развитие познавательного интереса учеников старшего звена. Учитель создает условия для проявления творческих способностей ребят, развивает коммуникативные навыки общения.

Приводим вопросы для интеллектуальной игры, которые можно предложить школьникам.

Вопросы для ребят девятого класса

Первый вопрос. Согласно народным преданиям, на формирование письменности в Японии и современные иероглифы повлияли существа, близкие человеку. Кто эти существа? (Куры, которые имеют индивидуальные отпечатки лап).

Второй вопрос. Как должны европейцы рассматривать арабские миниатюры, чтобы увидеть в них то, что видно арабам? (У арабов принято писать справа налево, поэтому нужно воспользоваться зеркалом, чтобы оценить миниатюру).

Вопросы для интеллектуальной игры можно связать с историческими фактами, искусством, культурой.

Третий вопрос. В начале восемнадцатого века треуголка была модным головным убором, ее украшали перьями и галуном. Но ее не надевали, а располагали в левой руке, почему? (На голове человека был парик, поэтому треуголку использовали только для поклонов).

Четвертый вопрос. Какая деталь внешности отсутствует у женщины, которую изобразил Леонардо да Винчи на своем полотне «Мона Лиза»? (У нее нет бровей).

Пятый вопрос. Англичане и французы пытались получить руку удивительной дамы. Конфликт перешел в столкновение между поклонниками, из-за которого пострадала сама дама. Кто она? (Речь о Венере Милосской, статуя которой лишилась руки в результате вооруженного столкновения между французами и англичанами).

Шестой вопрос. Как на Руси называлось занятие, когда готовились чурки для деревянных ложек? (Бить баклуши).

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам, можно составлять на основе регионального компонента.

Седьмой вопрос. Что при рождении дарили поморы новорожденным младенцам? (Мальчику вручали топорик, а девочке - прялку).

Восьмой вопрос. Какая связь есть между традиционным японским миниатюрным искусством нэцке и японским кимоно? (У кимоно нет карманов, предметы крепят к поясу с помощью брелоков-противовесов, которыми являются нэцке).

Девятый вопрос. В 14-16 веках такой наряд использовали мужчины. С семнадцатого века его сделали женским элементом одежды. Кумашник, шторник, шубка, пестряк - все это его названия. Что это за наряд? (Сарафан).

Интеллектуальные вопросы с ответами можно создавать, основываясь на исторических фактах, рассматриваемых школьниками при изучении курса истории.

Одиннадцатый вопрос. Русским царем Алексеем Михайловичем была сделана надпись, которая потом стала русской пословицей. Что это за надпись? ("Делу - время, потехе - час").

Двенадцатый вопрос. На государственном флаге Франции есть три полосы: синяя, белая, красная. Почему ширина полосок используется в соотношении 30-33-37? (Данная пропорция дает эффект визуального равенства полосок флага).

Задания для старшеклассников

Предлагаем различные интеллектуальные вопросы с ответами, которые можно использовать при проведении турников среди старшеклассников.

Первый вопрос. Для чего по ночам в Афинах рабочие раскидывают вокруг Парфенона кусочки мрамора? (Чтобы сохранить храм от разрушения туристами, власти идут на такую хитрость).

Второй вопрос. Как связаны дамские широкие юбки и массовое истребление китов? (В восемнадцатом веке юбки сохраняли свои объемы только с помощью каркасов, создавали которые из китового уса).

Интеллектуальные вопросы для школьников можно подобрать с шуточным смыслом, чтобы для поиска ответа ребята проявили свою смекалку, нестандартность мышления.

Третий вопрос. Почему француз Ги де Мопассан обедал только в ресторане, расположенном на Эйфелевой башне? (Писатель считал, что башня уродует Париж, не хотел ее видеть).

Четвертый вопрос. Зачем в шестнадцатом веке дамы носили на цепочке шкурки животных, подвешивая их к поясу? (На шкурке собирались блохи, которые заводились в складках пышного платья).

Тематические турниры

Вопросы для интеллектуальной викторины учитель может брать в специальных книгах, а также составлять их самостоятельно. Например, можно предложить несколько заданий, которые касаются календаря.

Есть астрономическое время, а есть его биологический аналог. Каковы единицы его измерения? (Поколения).

Какое значение имела для нашей страны запись, появившаяся в двенадцатом веке: «30 января, пяток. До обеда день ветрен и холоден…» (Это фрагмент первой метеосводки, идет речь о создании службы погоды в Москве).

Отец попросил сына-первоклассника назвать самое большое последнее число. Ответ ребенка его крайне удивил. Что ответил мальчик? (31, поскольку это самое большое количество дней в месяце).

В Древнем Китае это вещество, связанное с морем, использовали в качестве денежной единицы. В Древней Греции оно являлось составной частью брони воина, о каком веществе идет речь? (Это соль).

Познавательный футбол

Интеллектуальные вопросы для детей помогают развивать творческие способности подрастающего поколения, поэтому активно применяются школьными учителями в педагогической деятельности. Интеллектуальный футбол можно проводить вне уроков для развития общей эрудиции школьников, сплочения коллектива.

Класс делится на две команды, в которых выбирают полузащитников, нападающих, вратаря, защитников. Число участников не ограничивается, оно зависит от того, сколько детей нужно включить и интеллектуальную деятельность.

Атаки команды проводят по очереди, используя три комбинации.

Угловой вариант предполагает полное участие команды. Судья, в роли которого выступает школьный учитель, читает вопрос, а его помощник следит за тем, у какой команды быстрее готов ответ.

Ответы на интеллектуальные вопросы ребята дают только после того, как получат разрешение судьи. Правильный ответ засчитывается как гол в ворота противника. При неверном ответе право атаки передается игрокам второй команды.

Штрафной удар предполагает участие в игре двух атакующих: полузащитников и форвардов, а также трех защищающихся (вратаря и защитников). Команда самостоятельно выбирает тех ребят, которые будут участвовать в розыгрыше. Если за тридцать секунд они не дают правильного ответа на вопрос судьи, право ответа передается противнику.

Пенальти предполагает участие только одного игрока команды - вратаря. Он должен дать правильный ответ на вопрос учителя, чтобы «отбить мяч» от ворот.

Вопросы для интеллектуальных игр с ответами можно составить вместе с ребятами, родителями, другими педагогами.

Игра «Спрут»

Для этой игры потребуются интересные интеллектуальные вопросы, которые предполагают развитие логического мышления. Учитель может придумывать свои правила турнира, возможности для получения дополнительных баллов, учитывая, насколько сильные команды вступают в игру. Например, помимо основных вопросов игрокам могут предлагаться дополнительные задания, при правильных ответах на которые, команде будут присваиваться "защитные" баллы. В случае необходимости участники всегда смогут воспользоваться ими, чтобы не потерять ход в игре.

Что у Глеба сзади, а у Бориса впереди? (Буква «б»).

Бабка несла на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц она донесла в корзине? (Ни одного, так как дно вместе с яйцами упало.)

Когда человек будет без головы в квартире? (Если он высовывает голову в окно).

Чем всегда заканчивается ночь и день? (Мягким знаком).

Какие часы два раза в сутки демонстрируют правильное время? (Те, которые сломались).

Что легче: килограмм меди или ваты? (Они имеют одинаковую массу).

По чему, когда планируешь спать, идешь на диван? (По полу).

Что нужно сделать, чтобы в одном сапоге осталось четыре парня? (Каждый из них должен снять по сапогу).

Когда проще всего попасть в дом черной кошке? (Если открыта дверь.)

В какой месяц болтливая Машенька меньше всего говорит? (В феврале, поскольку это самый короткий месяц года).

Росли две осины. На каждой из них было по шесть шишек. Сколько всего шишек на деревьях? (Ни одной шишки, поскольку на осинах не растут шишки).

Что произойдет с голубым шарфом, если его опустить на десять минут в воду. (Он станет мокрым).

Как можно написать с помощью пяти букв слово «мышеловка»? (Кошка).

Каким бывает конь, когда его покупают? (Мокрым).

У медведя ни одного, у вороны - их два, а у человека - одно. Что это такое? (Буква «о»).

На рощу летела стая птиц. На дерево сели по две, а одно осталось свободным. Когда на каждое село по одной птице, не осталось ни одного. Сколько в стае птиц, какое количество деревьев росло в роще? (Четыре птицы, три дерева).

В столицу направлялась бабка с капустой. Навстречу ей попались два старика, каждый из них нес по мешку картошки. Сколько людей направлялось в столицу? (В Москву шла одна бабка).

Такие интеллектуальные вопросы с ответами для взрослых можно использовать при проведении совместных мероприятий с детьми, например, во время декады семьи.

Взрослые подходят к поиску ответов на вопросы слишком ответственно, поэтому часто проигрывают школьникам. Необычные интеллектуальные вопросы для взрослых это отличный вариант для отдыха от повседневных проблем и суеты.

Примеры шуточных вопросов

На березах было по три дупла. В каждом из них по четыре веточки. На каждой ветке находится по шесть яблок. Сколько яблок на дереве? (Ни одного яблока, так как на березе не растут яблоки).

Бежало пятьдесят волков, какое количество у них у шей хвостов? (Хвосты не растут на шее).

Из какого полотна не шьют сарафаны? (Одежду нельзя сшить из железнодорожного полотна).

Когда руки выступают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).

В каких лесах крупная дичь не водится? (В строительных).

Какое из колес автомобиля во время движения не вращается? (Запасное).

Что используют барабанщики и математики? (Дроби).

Что принадлежит человеку, но его гораздо чаще используют другие люди? (Имя).

Когда транспортное средство передвигается с такой же скоростью, что и железнодорожный состав? (Когда машина находится на платформе этого поезда).

Если одно яйцо варится четыре минуты, сколько времени потребуется для варки шести яиц? (Такой же промежуток времени).

В каком цветке есть женский и мужской род? (Иван-да-Марья).

Укажите пять дней, не называния чисел и самих дней. (Позавчера, сегодня, вчера, послезавтра, завтра).

Какая птица, потеряв букву, становится названием самой большой европейской реки? (Иволга).

Какой город был назван в четь крупной хищной птицы? (Орел).

Какая женщина освоила летательный аппарат первой в мире? (Баба-яга).

В какой год употребляют большее количество пищи? (В високосный год).

Название какого города подходит в качестве начинки для вкусных булочек? (Изюм).

Какой месяц короче остальных? (Май, он содержит всего три буквы).

Какую птицу знает каждый физик? (Фазана, так как именно она помогает запоминать основные цвета спектра).

Любой интеллектуальный турнир, проводимый для школьников либо взрослых, направлен на развитие эрудиции, формирование командного взаимодействия.

В зависимости от возрастных особенностей участников игры ведущий, в роли которого может выступать классный руководитель, подбирает вопросы определенного уровня сложности. Каждая команда выбирает капитана, который поддерживает дисциплину, выбирает правильный вариант ответа из версий, предлагаемых игроками.

Один ход предполагает ответ на один вопрос. Если команда дает правильный вариант, ей начисляется очко. При неправильном варианте право ответа получают соперники.

Среди тех правил, которые неукоснительно соблюдаются в ходе интеллектуальных турниров, отметим:

  • правоту ведущего;
  • соблюдение тишины.

Заключение

В последнее время наблюдается рост интереса к проведению разнообразных интеллектуальных игр и турниров не только среди взрослых, но и у школьников. В чем причина подобного интереса? В российском образовании наблюдаются серьезные изменения. На смену традиционной форме обучения, направленной на приобретение школьниками теоретических знаний, пришли ФГОС второго поколения.

По новым образовательным стандартам основной акцент делают на становление гармонически развитой личности, способной к самообразованию и саморазвитию.

Логическое мышление, которое развивается при поиске ответов на нестандартные вопросы, предлагаемые на интеллектуальных играх и турнирах, благоприятно отражается на становлении творческой личности.

Общество ставит перед образовательными учреждениями задачу - формирование подрастающего поколения, способного принимать самостоятельные решения, отвечать за свои действия и поступки.

Именно поэтому такое внимание стали уделять в общеобразовательных учреждениях организации интеллектуальных клубов, проведению творческих игр. Те старшеклассники, которые отвечают на нестандартные вопросы, помимо приобретения новых знаний и навыков, получают опыт работы в команде. Те ребята, которые со школьной жизни пытались найти ответы на интеллектуальные вопросы, гораздо успешнее своих сверстников.