Бронзовый век - коротко о культуре и искусстве. Бронзовый век (3500–1200 гг


Бронзовый век – археологическая эпоха, последовавшая после медного века. Для этого периода характерно изготовление холодного оружия и орудий труда из бронзы, появление первых скотоводов, письменности, государственных образований основанных на рабовладельческом строе. Железный век сменил данную эпоху в первом тыс. до н.э.

Появление исторического термина
Впервые понятие бронзового века использовал в своих трудах Гесиод, разделив историю развития человечества, на пять эпох.

После того как археология преобразовалась в самостоятельный научный раздел знаний, была разработана периодизация доисторического развития человечества. Она базировалась на разделении материалов орудий труда. Отчетливее всего исторические этапы прослеживаются на ближневосточных землях и Средиземноморья. Например, археологические находки Древнего Китая не позволяют выделить полноценные бронзовый и железный века.

Особенности эпохи
В конце четвертого тыс. до н. э. человечество начало открывать для себя полезные свойства металла и использовать их в своей жизни. После открытия бронзы, ее освоения и распространения, она стала играть важную роль в жизни людей. Для добычи и плавления металла требовались специализированные знания и умения. Именно поэтому литейное и кузнечное дело, впоследствии стали отдельными профессиями.

Возделывание земли перешло на новый уровень, что дало возможность совершенствовать производства. Теперь люди могли вести семейное хозяйство и оставлять себе излишки произведенной продукции. Так создались благоприятные условия для дальнейшего появления частная собственность и имущественного расслоения.

В бронзовый период на территории Центрального Казахстана и ряде других земель формируются горно-металлургические области, оказавшие значительное влияние на развитие близлежащих регионов.

Бронза способствовала расширению связей между государственными образованиями и обменным отношениям. Так орудия труда и оружие распространились в районы, где не было месторождения металлов. За право обладания сырьем, скотиной и сельскохозяйственными угодьями начались войны. Появились талантливые военачальники, полномочия которых затем расширялись до управления странами, так начался культ вождя. Даже после смерти вождю продолжали поклоняться. В эпоху появления металла зарождается обычай сооружать специальные могилы – курганы. Пышность усыпальниц и их размеры свидетельствовали о статусе и имущественном состоянии умершего.

Земледелие и различные ремесла в эпоху бронзы особенно активно развивались в Средней Азии.

Популярным и востребованным творчеством становятся все виды обработки и литья металлов от ковки до гравировки. В широких масштабах развивается изготовление украшений из металла: кольца, обручи, диадемы, серьги, фибулы на одежду, а также пряжки. Ценилось оружие с украшениями на рукоятках, самыми распространенными были изображения животного мира. В захоронениях бронзового периода частыми артефактами становятся: праздничные сосуды из металла, украшенные тонкой гравировкой. Археологи находят множество скульптурных изображений небольшого размера. Характерно, что большая их часть мужские, что отображает явные изменения в общественном устройстве.

Большинство находок украшают орнаменты животного мира (клюв, когти, глаза, голова и пр.). В декоративно-прикладном искусстве выделилось новое направление «звериный стиль».

Классификация периодов
Перед бронзовой эпохой на большинстве территорий проходила эпоха неолита, но в некоторых регионах цепочка развития дополнялась энеолитом (век меди и камней). Хотя отдельные регионы (например, южные земли Сахары) сразу перешагнули в железный век.

Бронзовый век делится на: ранний, средний и поздний.

Ранний. Впервые орудия труда из металла начали использовать на Ближнем Востоке, там медь добывали с четвертого тыс. до н.э. Большая часть изделия из бронзы содержала примеси олова. Первые находки в Иране относятся к концу четвертому тыс. до н.э. На территории Кавказа бронзовые изделия делались с содержанием мышьяка.

Фактическим началом эпохи становится 35-33 ст. до н.э., когда Циркумпонтийская провинция стала основным центром изготовления бронзы.

Культуры разделяются на 2 основные группы сообществ Евразии. В юге от Саянских гор жили государственные образования с земледельческим и скотоводческим хозяйствами. У них была развитая социальная структура, в дальнейшем образовавшая государства. В севере от Евразийских степей жили племенные сообщества кочевников.

Средний. Охватывает период до 19 ст. до н. э. и характеризуется расширением региона использования предметов из бронзы. Теперь на новый уровень развития переходят северные земли.

Поздний. Приходится на 3 и 2 тыс. до н. э., в это время Циркумпонтийская провинция окончательно распадается. Взамен появляются новые металлургические районы. Наиболее известной и большой по площади охвата являлась Евразийская степная провинция по производству металла. Металлургические районы славились производством качественных изделий с разнообразными узорами и формами.

В 13-12 ст. до н.э. на обширной территории, охватывающей Евразию, началось преобразование культур. Длилось оно несколько столетий и характеризовалось переселением народов. Ученые называют этот временной отрезок катастрофой бронзового века, ставшей началом железной исторической эпохи. Дольше всего эпоха бронзы просуществовала в Атлантической Европе, сохраняясь в период переселения кельтских племен.

Бронза - это сплав меди с оловом, алюминием, свинцом, кремнием и бериллием. В состав сплава могут входить самые разные металлы, по названиям которых дается имя: оловянная бронза, алюминиевая. Процент примесей не должен превышать 2,5%. Исключением являются никель и цинк - медные сплавы с этими элементами называются мельхиором и латунью соответственно. Однако незначительное количество цинка все же может присутствовать в составе - его количество должно быть ниже суммы всех остальных примесей, иначе сплав будет считаться латунью.

Само название произошло от итальянского «bronzo». Впервые сплав начали использовать еще в 35-33 веке до н.э . (точные даты не установлены), когда начался бронзовый век, пришедший на смену медному. Благодаря улучшению обработки меди и олово удалось получить достаточно прочный и красивый сплав, который продержался почти до 11 века до н.э. Ее использовали для производства наконечников стрел и копий, кинжалов, ножей, мечей и другого холодного оружия, для производства деталей мебели, зеркал, посуды, ваз, кувшинов, украшений, статуй и монет.

В Средние века бронзу применяли для изготовления церковных колоколов и пушек, последние изготовлялись из специальной пушечной бронзы до XIX века.

Физические свойства

Физические свойства сплава зависят от его состава и могут значительно колебаться. В отличие от латуни бронза обладает более высокой антикоррозийной стойкостью и антифрикционными свойствами. Она более прочна и оказывает стойкое сопротивление воздуху, воде, соли, органическим кислотам. Также бронзу легко паять и сваривать .

Получение

Бронзу получают путем сплавления меди с разными металлами для повышения определенных характеристик. Для этого используют индукционные печи и тигельные горны , пригодные для плавки любых медных сплавов. Плавку обычно проводят под слоем древесного угля или флюса. Для плавки могут использовать как свежую руду, которая еще не подвергалась обработке, так и вторичные отходы. Последние обычно добавляют к свежей медь в процессе сплавления.

При использовании только свежей руды соблюдают следующий порядок: в разогретую предварительно печь складывают уголь или флюс, загружают медь и прогревают до ее расплавления - 1150Со - 1170Со. Затем металл окисляют добавлением фосфористой меди, иногда ее вводят в несколько приемов - 50% сразу, 50% - в ковше. После раскисления вводят дополнительные добавки, прогретые до 100Со - 120Со .

Если дополнительные металлы тугоплавкие, то их сперва полностью растворяют в жидкой меди, а затем прогревают до определенной температуры. Вытащив сплав из печи, его раскисляют вводом 50% фосфористой меди, чтобы избавиться от окислов.

Если используют вторичные металлы или отходы, то сперва чистую медь расплавляют, раскисляют фосфористой медью и добавляют вторичные металлы. После расплавления последний в жидкую медь вводят добавки и дожидаются их расплавления. После нагревания до определенной температуры сплав раскисляют фосфористой медью, засыпают просушенным флюсом или прокаленным древесным углем. Смесь нагревают и оставляют на 20-30 минут, временами перемешивая. Когда время закончится, с поверхности удаляют выступивший шлак и разливают по формам.

Оловянная

Оловянная бронза наиболее широко применяется в современной промышленности. Это сплав меди с оловом (в классическом соотношении 80% к 20%), который обладает хорошей прочностью и твердостью, при этом легче плавится и обладает высокой антикоррозийной стойкостью и антифрикционными свойствами.

Оловянная бронза с трудом поддается ковке, прокатке, резке, заточке и штамповке и в основном пригодна исключительно для цельного литья. Небольшая осадка (не более 1%) позволяет использовать материал при создании особо точных изделий в художественном литье.

По желанию к сплаву могут добавить другие металлы .

  1. Цинк (не более 10%) повышает коррозионную стойкость сплава и используется для создания элементов кораблей и судов, которым придется часто контактировать с морской водой.
  2. Благодаря добавлению свинца и фосфора можно существенно улучшить антифрикционные свойства бронзы, также сплав легче обрабатывается давлением и резанием.

Безоловянные

В некоторых случаях применение олова недопустимо. В этом случае на помощь приходят другие металлы, добавление которых позволяет получить необходимые характеристики. И хотя оловянная бронза является эталоном и наиболее востребована, безоловянные бронзы не уступают ей.

Свинцовистая или свинцовая

Свинцовая бронза является прекрасным антифрикционным сплавом, хорошо сопротивляются давлению, обладает повышенной прочностью и тугоплавкостью. Ее применяют для изготовления подшипников, подвергающихся наибольшему давлению при работе.

Кремнецинковая

Кремнецинковая бронза состоит из меди (97,12%), кремния (0,05%) и олова (1,14%). Она довольно текучая и пластичная, что позволяет использовать ее в качестве материала для изделий сложной формы. Она обладает повышенным сопротивлением при сжатии, не магнитится и не дает искры при обработке. Отличается упругостью и антифрикционными свойствами, не теряет пластичности при пониженных температурах, хорошо спаивается. Часто содержит никель или марганец.

Бронзу используют при изготовлении пружин, подшипников, решеток, направляющих втулок, испарителей и сетей.

Бериллиевая

Бериллиевая бронза является наиболее твердой из всех видов. Она обладает повышенными антикоррозийными свойствами и жаропрочностью, устойчива при низких температурах, не дают искр при ударах и не магнитятся. Металл закаляют при 750Со - 790Со, состаривают - при 300Со - 325Со. В бериллиевую бронзу иногда добавляют никель, железо или кобальт, чтобы облегчить технологию закалки. Кроме того, никелем можно заменить бериллий.

Материал используют для создания пружин и пружинящих деталей, мембран, для деталей часов.

Алюминиевая

Алюминиевая бронза состоит из меди (95%) и алюминия (5%). Имеет приятный золотой цвет и блеск, выдерживает длительное воздействие агрессивной среды, например, кислот. Сплав обладает большей плотностью отливки, жаропрочностью и повышенной прочностью, хорошо переносит низкие температуры. Из недостатков стоит отметить более слабую коррозийную стойкость, более сильную усадку, а также сильное газопоглощение в жидком состоянии.

Бронзу используют для изготовления деталей автомобилей и в пороховом производстве, выплавляют шестеренки, втулки, монеты и медали.

Остальные металлы

Помимо указанных выше, в бронзе могут присутствовать и другие элементы. Никель и железо увеличивают температуру рекристаллизации и способствуют измельчению зерна. Хром и цирконий снижают электропроводность и повышают жаропрочность бронзы.

Маркировка

Чтобы выбрать правильный вариант металла, достаточно внимательно посмотреть на его маркировку. Это поможет безошибочно определить особенности и характеристику выбранного вида.

Первыми идут буквы «Бр» - это означает «Бронза». Затем в ряд расположены одна или несколько букв, за которыми прячутся добавки: О - Олово, А - Алюминий, К - Кремний, Н - Никель, Мц - Марганец, Ж - Железо, С - Свинец, Ф - Фосфор, Ц - Цинк, Б - Бериллий. Следом через дефис записаны цифры - это процентное содержание каждой добавки по очереди.

Например, обозначение Бр А Ж Н -10 -4 -5 можно расшифровать так: Бронза с содержанием Алюминия (10%), Железа (4%) и Никеля (4%).

Применение

Бронзу активно используют в промышленность и самых разных сферах. В первую очередь бронзу применяют в одноименном прокате: ее выпускают в виде труб, проволоки, листов и прутьев. Металл можно встретить и в автомобилестроении, химической, пищевой, строительной и топливной промышленностях. Из нее производят шестеренки, подшипники, втулки, пружины и другие детали, которые подвергаются воздействию агрессивной окружающей среды и часто работают при повышенном давлении. В отличие от латуни бронза прекрасно переносит механические нагрузки и более пластична.

Из металла производят предметы искусства, скульптуры, кованные изделия, украшения, посуду и художественные предметы.

Пьер-Филипп Томир вырос в семье потомственных чеканщиков и уже в 14 лет пошел по стезе отца Л.-Ф. Томира, поступив в Академию Святого Луки. Мальчик оказался столь талантлив в изваянии скульптур, что вскоре стал любимым учеником настоящего виртуоза скульптурного портрета Ж.-А. Гудона. Помимо этого, учителем будущего известного скульптора-бронзовщика был О. Пажу.

Одаренный ученик добился таких успехов, что уже в возрасте 21 года получил от академии золотую медаль. Еще в молодом возрасте Томир понял, что хорошие заработки может принести декоративная бронза, создаваемая для знатных особ. Он выбрал себе в учителя прославленного бронзовщика Пьера Гутьера, создавшего к тому времени прекрасные образцы бронзы для французских дворцов.

Одаренный юноша и в этом направлении добился высочайшего мастерства, благодаря чему в 1776 году получил звание мастера бронзового литья и золочения и сумел наладить собственное производство. В 1806 году он стал первым из бронзовщиков, кого наградили золотой медалью.

После образования фирмы Томир выполнил серию работ по заказу своего учителя Гудона и известного скульптора Л.-С. Буазо. Среди них две уменьшенные копии из бронзы известной скульптуры «Вольтер», созданной Гудоном. Томир отправил их императрице Екатерине II, увеличив тем самым количество титулованных заказчиков. В дальнейшем российский императорский двор и русская аристократия охотно делали талантливому мастеру заказы на интерьерную бронзу. По словам исследователя бронзы П.П. Вейнера, редкий русский аристократический дом не мог похвастать работами славного французского мастера Томира.

В 1780-х годах Томир стал штатным бронзовщиком Севрской мануфактуры и трудился здесь вплоть до 1813 года. В это же время Людовик XVI сделал его своим придворным поставщиком. С 1806 года компания Томира изготавливала бронзу для дворцов в Фонтенбло, Тюильри и Компьене, а также выполнила заказ к женитьбе Наполеона Бонапарта на Марии-Луизе Австрийской.

Томир имел статус первого парижского бронзовщика и вскоре стал известен на всю Европу. Помимо родной Франции он выполнял крупнейшие заказы для дворцов Голландии, Италии и Испании.

Работы Томира являются подлинными шедеврами, которым пытались подражать многие мастера. Он создал множество великолепных часов, канделябров, каминных гарнитуров, подносов, декоративных ваз, торшеров, скульптур, поражающих своим великолепием, четкостью форм и прекрасной проработкой деталей. Каждое из его произведений можно назвать королевским, достойным украшения самых величественных дворцов мира.

В 1823 году, когда мастеру было 72 года, он покинул свою должность, но до конца жизни контролировал свою компанию. После смерти талантливого скульптора-бронзовщика его фабрика просуществовала до конца 1850-х годов.

Изящные работы мастера

Часы

Одной из весьма удачных работ Томира являются часы со скульптурами весталок, несущих священный огонь. Вся скульптурная группа получилась столь роскошной, что стала достойным украшением дворца Тюильри. Часы были созданы по мотивам рисунка известного пейзажиста Юбера Робера по прозвищу «Робер из Развалин». В отличие от обычных женщин жрицы богини Весты не подчинялись мужчинам, были неприкосновенны и могли распоряжаться имуществом по своему желанию. Именно такими они и предстают в работе Томира - свободными и далекими от мирской суеты.

Первая версия этих часов выполнена в 1788 году из фарфора, патинированной и золоченой бронзы. Фарфоровые части часов созданы мастерами Севрского фарфорового завода, на котором Томир работал бронзовщиком. Позже появилось еще более десятка экземпляров этого изделия. Часы с фарфором сегодня хранятся в ряде музеев в Париже, США и Испании. Существуют и другие варианты этой композиции, созданной с помощью мрамора. В разных вариациях модели можно встретить в качестве опоры фигуры львов или леопардов, разные сюжеты для лепного декора.

Часы «Весталки, несущие священный
алтарь». Мрамор, бронза.
Автор модели П.-Ф. Томир.
1790-е. гг.

Многие работы, созданные Томиром, находятся в Государственном музее «Царское Село». Одной из них являются каминные часы с музой Эрато. Муза поэзии представлена автором грациозной, нежной и погруженной в романтические переживания. Поэтический образ Эрато создан с помощью характерной позы и движений, которые даже в статике выгладят плавными, игры на лире и одухотворенного лица.

Часы со скульптурой музы Эрато.
П.-Ф. Томир. Л. Муане.
Золоченая бронза.
1810-е г.

Другой моделью из собрания «Царского Села» является популярная скульптурная группа Томира, состоящая из каминных часов «Минин и Пожарский» и двух канделябров с фигурами слав. Этот скульптурный ансамбль заказал Томиру крупный русский промышленник Николай Николаевич Демидов. Промышленник просил создать ему шесть экземпляров часов по известной в то время гравюре 1808 года.

В 1820 году мастер создал каминные часы и дополнил их канделябрами с фигурами слав. Слава представляет собой крылатое существо, которое прославляет кого-либо с помощью рожков разной длины в зависимости от того, идет ли речь о хорошей или о дурной славе. Славы были частыми спутницами французской ампирной бронзы. В данной композиции каждая из них держит в руке по четыре рожка для прославления русских национальных героев.

Часы так понравились жителям Франции, что Томир наладил серийное производство всего ансамбля. Скульптурную группу из каминных часов и двух канделябров отливали в трех размерах с некоторыми изменениями. В частности, существуют мраморный и золоченый варианты основания скульптуры.

Ансамбль из каминных часов
«Минин и Пожарский»
и двух канделябров.
П. Томир. 1820 г.

Канделябры и вазы

В 19 веке декорирование стола в домах знатных особ считалось делом, требующим особого мастерства и вкуса. Недостаточно было подать изысканные блюда на великолепных фарфоровых сервизах, выполненных лучшими мастерами эпохи. Хозяин должен был следовать специальному этикету парадных приемов, подразумевающему наличие на столе изящного декора. Над последним трудилась целая плеяда талантливых мастеров. Особой популярностью в начале 19 века пользовались многопредметные композиции из золоченой бронзы: канделябры, вазы, корзины для цветов и прочие предметы, служащие украшением стола.

Компания Томира была ведущей во Франции в плане производства настольных украшений, которые по-другому называли surtout de table. На сегодняшний день в Эрмитаже сосредоточена одна из крупнейших в мире коллекций украшений для стола, созданных компанией Томира. Она состоит из 12 плато и 77 предметов.


Каждое плато представляет собой роскошный скульптурный ансамбль из изящных ваз с рельефным декором, корзин для фруктов, канделябров, вазочек и других предметов. Любой элемент такого ансамбля является самостоятельным произведением искусства, выполненным с большим мастерством. Поверхность самого плато Томир делал зеркальным, что создавало интересный эффект на парадном столе. Отражение зажженных свечей, сверкающего хрусталя и золоченой бронзы создавало у присутствующих ощущение торжественности, величия момента.

Канделябры Томир также украшал фигурами античных персонажей. Например, скульптуры для вазы-канделябра на шесть свечей представлены тремя сильфами. Сильф в мифологии - это небольшое существо, олицетворяющее стихию воздуха. Мастер изобразил их в виде трех крылатых мальчиков, легко стоящих на основании изделия. Эта модель встречается в разных вариантах. Один из них без рожков для свечей с аналогичными фигурами присутствует в Музее декоративного искусства Парижа. Также известно, что один экземпляр был куплен в 1824 году в магазине Ж. Корбье для украшения апартаментов русской императрицы Марии Федоровны в Царскосельском дворце.

Не меньшей популярностью в 19 веке пользовались монументальные канделябры с военной атрибутикой. Войны Наполеона были одним из главных событий этого периода, которое оставило яркий след в искусстве. Многие бронзолитейные заводы Франции создавали канделябры с военными трофеями, но первенство среди них принадлежало Томиру. Величественные светильники с атрибутами военного времени можно считать визиткой его компании.

Наиболее монументальные канделябры он создал для Тронного зала французского дворца Фонтебло. Полутораметровые светильники из золоченой бронзы, украшенные лавровыми венками, органично вписываются в помпезную обстановку Тронного зала, подчеркивая его величие и роскошь.

Тронный зал дворца Фонтебло.
Франция.

Еще одним экспонатом разных музеев, включая Эрмитаж, является пара канделябров со щитами, знаменами и мечами. Для апартаментов Марии Федоровны был создан канделябр на шесть свечей с восьмиугольным щитом, знаменами и панцирями. Эти светильники также были приобретены в магазине Жерома Корбье.

Характерными элементами для канделябров этой группы является наличие рожков в виде валторн, щитов с копьями и мечами, знамен и панцирей. В самом верху композиции мастер помещал фигуру орла, славы или шлема. Основание часто делали мраморным, украшая его рельефным декором с изображением разной военной атрибутики: щитов, мечей, копий, фигурок Нептуна, Амфитриты и других элементов.

Для ваз, созданных Пьером Томиром, характерно изобилие лепного декора, изящные формы и наличие многоугольных подставок. Вазами украшали парадные столы или интерьер, что определяло их размер, форму и обилие декора. Среди вариантов для surtout de table встречаются вазы в форме античных треножников. Для них характерна форма чаши, установленной на треугольное основание.

Помимо золоченой бронзы в вазах Томира присутствуют и другие материалы. Например, очень эффектно смотрится резная ваза из слоновой кости, хранящаяся в Эрмитаже. Оплетенные листьями ручки, утонченный цветочный декор по всей поверхности, плавные формы самого изделия и линий декора на тулове, скульптурные элементы - все это подчеркивает высокий художественный вкус французского мастера. Такая работа, безусловно, требующая огромного мастерства и терпения, поистине достойна того, чтобы украсить лучшие дворцы мира.

Не менее великолепна фарфоровая ваза, отлитая на Севрской фарфоровой мануфактуре. Это огромное изделие в стиле ампир, богато украшенное золоченой бронзой.

Прочие изделия

Работы Пьера Томира очень многочисленны и разнообразны по своему типу. Помимо роскошных канделябров, ваз и часов мастер изготавливал люстры, скульптуры, мебель для высокопоставленных лиц. В частности, он декорировал кровать Наполеона для дворца в Бордо, создал колыбель для сына Наполеона, шкаф для драгоценностей Марии Антуанетты. Многие из этих предметов находятся в музеях разных стран мира.

Кровать Наполеона из дворца
в Бордо. П. Томир. Франция.

Скульптуры Томира в основном представлены фигурами античных персонажей, однако встречаются и работы на другие темы. Так, среди прочих есть фигуры простолюдинов, лица которых лишены утонченности, характерной для муз, сильфов и прочих античных существ. Простоту автор демонстрирует с помощью мешковатой одежды в заплатах, простой обуви и поз, лишенных грации и величия.

Томир создал и ряд бюстов известных людей, в частности Наполеона, Вольтера, Руссо, а также отлил фигуры Вольтера по модели Морана.

Клейма на изделиях Томира

Самым первым клеймом Томира, относящимся к 1780-м годам, является надпись «ТН» с указанием номера модели. Десятилетие спустя появились клейма «F. C. THOMIRE 1798 Paris» и «Thomire F. C. 1799 P».

В 1804 году, когда была создана фирма «Томир, Дютерм и К°», изделия Томира помечали клеймом этой компании. Надпись гласила: «Thomire, Duterme et C». В частности, оно присутствует на торшерах, созданных Томиром для наполеоновского кабинета в Тюильри. В более поздний период в названии фирмы не стало имени Дютерма, что привело и к его исчезновению из клейм.

Самым частым клеймом, встречающимся на изделиях Томира, является надпись: «Thomire a Paris». Это клеймо относится к 1820-м годам, когда производство достигло наивысшего расцвета. При этом буквы фамилии заметно выделяются на фоне остальных слов.


На часах клеймо «Thomire a Paris» наносили на циферблат, а также делали подпись на тыльной стороне изделия: «Thomire et Moinet horloger».


На работах, выполненных совместно с другими мастерами (часовщиками, мастерами по фарфору и т.д.), в клейме могли указать обоих авторов. Например, на часах с музой Эрато, созданных совместно с часовщиком Луи Муане, стоит клеймо: «Thomire & C-ie, Moinet aine H-er».

Интересно, что российские бронзовщики порой не гнушались тем, чтобы выдать свои работы за эталонную бронзу знаменитого Томира. Чтобы выдать свои изделия за французские, бронзовщики старались не клеймить свою продукцию. На фабрике братьев Вишневских и вовсе ставили клеймо Томира, пряча клеймо собственного завода под накладками изделий.

Не менее любопытно и частое соседство клейм THOMIRE A PARIS и AGR на некоторых вазах, конфектурах и других изделиях, хранящихся в Эрмитаже. Существует версия, что под аббревиатурой AGR скрывается Александр Герен - основатель знаменитой фабрики Феликса Шопена. Когда Герен руководил своим бронзолитейным производством, Ж. Шопен (отец Феликса Шопена) присылал ему из Франции множество моделей для отливки, среди которых могли быть и работы известного Томира. Возможно, фабрикант заключил негласное соглашение о том, чтобы отливать работы Томира при условии сохранения на изделиях клейма французского мастера.

Сенсационные знания древних, которые утаивают от простых людей: Вторцветмет в древнем мире, Причины хромоты Гефеста, Преимущества олова, Кипение холодной воды и иные секреты древнего бронзового литья.

Для тех, кто только присоединился - данный цикл показывает поступательное развитие металлургии от неолита до...

Древний мир бронзового литья

До тех пор пока люди не научились использовать железо, цветные металлы и их сплавы были основным материалом для изготовления вооружения, орудий труда, инструментов, предметов домашнего обихода и, естественно, украшений.

Главными металлургическими технологиями были литейные: искусство обработки жидкого металла позволяло получать уникальные бронзовые изделия и бытовые предметы. Именно в эту эпоху появились вещи, сопровождающие человека в его повседневном существовании, и инструменты, являющиеся символами основных технических профессий. Это время получило название бронзового века.

В 2000 г. Япония первой в мире провозгласила себя страной с «рециркуляционной» экономикой. Был принят ряд законов, направленных на максимальное использование вторичных ресурсов, в том числе металлического лома. Принцип «3R» сегодня знает каждый японский первоклассник: это «Recycling» (использование в качестве вторичных ресурсов), «Reuse» (повторное использование) и «Recovery» (восстановление вторичных материалов). Впервые официальное определение приведенных понятий было дано в Постановлении о переработке использованных автомобилей, принятом Евросоюзом в 1997 г. Однако подобные, причем очень строгие, законы о порядке переработки металлического лома существовали во всех великих империях Древнего мира: в Ассирии, Китае, Египте, Риме. Использование технологий бронзового литья и ковки позволяло с успехом воплощать принцип «3R» в древней цветной металлургии.

Древняя цветная металлургия

Ключевыми техническими преобразованиями бронзового века, продолжавшегося в течение двух тысячелетий, принято считать освоение ирригационного земледелия и полного металлургического цикла производства металлов, включавшего добычу руды, выжиг древесного угля, подготовку материалов, выплавку и рафинирование чернового металла, литье, ковку, волочение проволоки, другие виды металлообработки и рециклинг металлолома.

В этот период были освоены технологии выплавки и обработки металлов, получивших название «семь металлов древности»: меди, золота, свинца, серебра, железа, ртути и олова. Общепризнано, что определяющую роль в техническом прогрессе в бронзовую эпоху сыграло появление литых топоров, мечей и мотыг - основных видов орудий труда и оружия. Основой цивилизации стала металлургия меди и бронзы.

Топор. Село Кобан, Северная Осетия. Конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до н.э.

Для производства меди повсеместно использовались как окисленные, так и сернистые руды. Месторождения меди обычно делятся на две зоны. Верхняя часть, находящаяся над уровнем грунтовых вод, представляет собой зону окисления. В ней располагаются минералы, основу которых составляют легковосстановимые оксиды меди - малахит, азурит. Нижняя, основная часть месторождения формируется сульфидными рудами - халькопиритом (CuFeS2) и халькозином (Сu2S). Содержание меди в сульфидных рудах намного ниже, чем в окисленных. После истощения верхних слоев человеку пришлось использовать более бедные сульфиды, а это потребовало разработки принципиально новых (инновационных) металлургических технологий.

Древние металлурги нашли решение проблемы. Было обнаружено, что добавление в шихту в достаточном количестве (около 30 %) красноватого или коричневого материала приводит к увеличению объема выплавки и повышению качества меди. Этим материалом была железная руда в виде гематита или лимонита, часто присутствующая на открытых частях месторождений халькопирита. Добавление железной руды принципиально изменяло процесс выплавки меди. Одним из продуктов реакций восстановления становился монооксид железа. При температуре около 1200 °С он реагировал с SiO2 пустой породы с образованием фаялита (Fe2SiO4), который превращался в основную составляющую жидкого шлака. Таким образом, железная руда играла роль флюса. Такая технология имела определяющее влияние на дальнейшее развитие металлургии. Шлак, образующийся при выплавке меди, практически идентичен шлаку, который позднее получался при выплавке железа в сыродутных горнах.

При использовании сернистых руд требовалось проведение ряда подготовительных операций. Широко практиковалось окисление раздробленной руды на воздухе в течение длительного времени. Благодаря воздействию влажного воздуха и атмосферных осадков руда обогащалась кислородом и теряла часть серы. Важную роль играл предварительный обжиг сернистой руды, при котором происходили выгорание серы и разрыхление руды. Его проводили в кучах, в специально устраиваемых ямах, а также в особых сооружениях - стойлах. Размеры стойл были значительны: их каменные стены достигали 12,5 м в длину и 1,5 м в ширину.

Повышение температурного уровня плавки зависело, прежде всего, от совершенствования техники и технологии дутья. Определяющую роль играло использование естественного дутья - силы ветра. Эффективными были печи, встраиваемые в естественный ландшафт. Они часто строились с подветренной стороны холма, имели соединяющиеся горизонтальный и вертикальный каналы, были обложены камнями и обмазаны глиной. В этом случае достигался «эффект трубы», усиливавший приток воздуха в агрегат. В поду некоторых печей были металлоприемники - углубления для установки горшков, в которые через специальные отверстия стекал металл.

Значительный прогресс последовал вслед за изобретением простейших ручных, а затем и ножных мехов. Они изготовлялись из шкур животных и представляли собой примитивный тип насоса с резервуарами, приспособленными для наполнения их воздухом. Ручные и ножные мехи широко использовались уже в 3-м тысячелетии до н. э. Металлургические печи с искусственным дутьем были, как правило, прямоугольными или цилиндрическими, с толстыми стенками высотой до 1 м, сложенными из камня и изнутри обмазанными глиной, целиком глинобитными или выложенными из кирпича.

Выплавленные из руды слитки меди содержали значительное количество шлаковых включений. Их отделяли ударами молотов. Рафинирование черновой меди осуществляли в тиглях и небольших горнах. При этом на расплавленную черновую медь дутьевыми трубками подавали воздух, основная масса оставшихся в ней примесей, кроме благородных металлов (золота и серебра), окислялась и формировала шлак.

Бронзолитейное искусство

Бронзовый век представляет собой эпоху бурного развития металлообработки. Технология изготовления металлических изделий в это время, как правило, включала совместное применение приемов, как литейной, так и кузнечной технологии, последующие полирование и гравирование изделий.

Сначала применяли литье в открытые глиняные или песчаные формы. Их сменили открытые формы, вырезанные из камня, и формы, у которых углубление для отливаемого предмета находилось в одной створке, а другая, плоская, играла роль крышки. Следующим шагом стало изобретение разъемных форм и закрытых форм для фигурного литья. В последнем случае сначала из воска лепили точную модель будущего изделия, затем ее обмазывали глиной и обжигали в печи. Воск плавился, а глина принимала точный слепок модели и использовалась в качестве литейной формы. Этот способ получил название литья по восковой модели. Мастера получили возможность отливать пустотелые предметы очень сложной формы. Для образования полости практиковалась вставка в формы особых глиняных сердечников - литейных стержней. Несколько позднее были изобретены технологии литья в стопочные формы, в кокиль, в различные формы с креплением литейного стержня на каркасе, литье по выплавляемым моделям и армированное литье.

Древние литейные формы изготовляли из камня, металла и глины. Глиняные литейные формы, как правило, получали путем оттиска в глине специально сделанных моделей из дерева и других материалов. В качестве моделей могли применяться и сами отлитые металлические изделия. Следует отметить, что формы, вырезанные из камня или литые металлические, вследствие их большей ценности не всегда служили для литья изделий, а могли использоваться для изготовления в них легкоплавких моделей. Например, в некоторых районах Англии была отмечена отливка в бронзовых литейных формах свинцовых моделей.

Развитие литейных технологий

Металлические формы в основном изготовляли из меди, так как она имеет значительно более высокую температуру плавления, чем бронза, для отливки которой они и предназначались. Применение кокилей позволяло получать отливки сложного профиля, с мелкими деталями, точный негатив которых было трудно вырезать в каменной форме. Переход на металлическую форму, более прочную, чем глиняная, и более простую в изготовлении, чем каменная, позволил соединить преимущества двустворчатых форм, приспособленных к многократному использованию, и отливок по восковой модели. Например, в рассматриваемое время повсеместно применялось литье удил из двух или четырех свободно соединенных звеньев, для получения которых на каждое звено требовались отдельный литник (канал для подвода металла) и складная форма, по крайней мере, из четырех частей.

Постоянной практикой стала дополнительная проковка отлитых изделий без изменения формы в целях повышения твердости, плотности и эластичности (пластичности) материала. Основным видом изделий, подвергавшихся подобной обработке, являлись орудия труда и некоторые виды оружия - мечи и кинжалы. Ковку использовали в процессе изготовления булавок, которые подвергались также гравированию или чеканке. Такие же приемы обработки применяли и к украшениям.

а. Литье в открытую форму
б. Литье в разъемную форму с литейным стержнем

Эпоха металлов наступила тогда, когда повсеместно была освоена технология изготовления литых топоров и мечей. Необходимость объединить в одном орудии труда каменное рубило и деревянную палицу возникла у человека уже в каменном веке. Первые бронзовые топоры, изготовленные методом литья, повторяли форму каменных, однако новые требования к орудиям труда и необычные в сравнении с камнем свойства бронзы способствовали быстрому совершенствованию литых изделий. Появились топоры сложных форм, с закраинами, вислообушные, кельты. Их изготовление требовало высокого развития литейного ремесла: сложная конфигурация отливки и наличие отверстия значительно усложняли устройство разъемных каменных форм. Появление усовершенствованных литых бронзовых топоров сыграло исключительную роль в развитии многих народов: облегчило строительство жилищ и изготовление других орудий труда и предметов быта, упростило освоение лесистых местностей земледельцами и т. п. Литые мечи и кинжалы раньше других бронзовых изделий стали произведениями искусства. Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто снабжены не только замысловатыми рукоятями с литыми узорами, но и богатой инкрустацией из серебра, золота и драгоценных камней.

Как отмечалось выше, ранний бронзовый век представлял собой эпоху безраздельного господства мышьяковой бронзы. Олово пришло на смену мышьяку только во 2-м тысячелетии до н. э. Отметим, что технология обработки оловянной бронзы заметно сложнее, так как зачастую требует горячей ковки (хотя и при низких температурах). На поверхности земли минералы олова встречаются достаточно редко. Почему же в позднем бронзовом веке оловянная бронза практически повсеместно вытеснила мышьяковую? Главная причина заключалась в следующем. В древности люди относились к металлическим предметам чрезвычайно бережно ввиду их высокой стоимости. Поврежденные предметы отправлялись в ремонт или на переплавку. Отличительной особенностью мышьяка является возгонка при температуре около 600 °С. Именно при такой температуре проводился отжиг ремонтируемых бронзовых изделий. С потерей мышьяка механические свойства металла ухудшались и изделия, изготовленные из бронзового лома, получались низкого качества. Объяснить это явление древние металлурги не могли. Однако достоверно известно, что вплоть до 1-го тысячелетия до н. э. изделия из медного и бронзового лома стоили дешевле, чем изделия из рудного металла.

Было и еще одно обстоятельство, способствовавшее вытеснению мышьяка из металлургического производства. Пары мышьяка ядовиты: их постоянное воздействие на организм приводит к ломкости костей, заболеваниям суставов и дыхательных путей. Хромота, сутулость, деформация суставов были профессиональными заболеваниями мастеров, работавших с мышьяковой бронзой. Данное обстоятельство находит отражение в мифах и преданиях многих народов: в древнейших эпосах металлурги часто изображаются хромыми, горбатыми, иногда - карликами, со скверным характером, с косматыми волосами и отталкивающей внешностью. Даже у древних греков бог металлург Гефест был хромым.

Оловянная бронза

Олово, необходимое для производства оловянной бронзы, стало последним из семи великих металлов древности, ставшим известным человеку. Оно не присутствует в природе в самородном виде, а касситерит - его единственный минерал, имеющий практическое значение, является трудновосстановимым и малораспространенным.

Тем не менее, этот минерал был известен человеку уже в глубокой древности, поскольку касситерит является спутником (хотя и редким) золота в его россыпных месторождениях. Благодаря высокой удельной массе золото и касситерит в результате промывки золотоносной породы оставались на промывочных лотках древних старателей. И хотя факты использования касситерита древними ремесленниками не известны, сам минерал был знаком человеку уже во времена неолита.

По-видимому, впервые оловянная бронза была произведена из полиметаллической руды, добытой из глубинных участков медных месторождений, в состав которой наряду с сульфидами меди входил и касситерит. Древние металлурги, уже располагавшие знаниями о положительном влиянии на свойства металла реальгара и аурипигмента, достаточно быстро обратили внимание на новый компонент шихты - «оловянный камень». Поэтому появление оловянной бронзы произошло, скорее всего, сразу в нескольких промышленных регионах Древнего мира.

Производство и рециклинг изделий из оловянной бронзы во 2-м тысячелетии до н. э.

В гробнице высокопоставленного египетского чиновника XVIII династии (около 1450 г. до н. э.) найдено изображение технологического процесса получения бронзовых отливок. Трое рабочих под наблюдением надсмотрщика подносят металл. Двое рабочих с мехами раздувают огонь в горне. Рядом изображены плавильные тигли и куча древесного угля. В центре показана операция разливки. Иероглифический текст поясняет, что эти картины иллюстрируют отливку больших бронзовых дверей для храма, и что металл по приказу фараона доставлен из Сирии.

Литье бронзы в Древнем Египте около 1450 г. до н. э.

Древнейшими предметами из олова считаются браслеты, найденные на острове Лесбос. Они датируются 3-м тысячелетием до н. э. Олово было одним из наиболее дефицитных и дорогих металлов Древнего мира. Даже в 1-м тысячелетии до н. э. металлическое олово имело крайне ограниченное распространение. Оно применялась, главным образом, для изготовления мелкой косметической посуды и некоторых деталей защитного вооружения, требовавших высокой пластичности (например, из олова делали книмиды - доспехи, защищавшие голени ног, которые держались на них без шнуров и застежек, а лишь благодаря упругости и эластичности). Практически все добываемое в то время олово расходовалось на производство бронзы.

Основные месторождения олова в эпоху Древнего мира были в Испании, Индокитае, Британских островах, которые греки называли «оловянными» - касситеридами. Кроме того, оловянная руда добывалась на Апеннинском полуострове (этрусками), в Греции (в Хризейской долине около города Дельфы), в Сирии. По мнению большинства историков, своим названием бронза обязана крупному римскому порту Брундизию, через который осуществлялась торговля империи с восточными странами. Однако существует и другая версия, упоминаемая римским историком Плинием, который считал, что название сплава произошло от персидского слова, обозначавшего «блеск меча».

Преимущества оловянной бронзы перед медью, мышьяковой бронзой и латунью заключались в высоких твердости, коррозионной стойкости и прекрасной полируемости. От способности олова повышать твердость бронзы и происходит его современное международное название - «станнум». Отметим, что корень «ст», звучащий в слове «стан» и во многих производных от него словах современных языков, является одним из древнейших общеиндоевропейских корней и обозначает признак прочности или устойчивости.

Зеркало, бритва и маникюрные ножницы

Многие предметы быта и вооружения стало возможно производить только после освоения технологии производства и обработки оловянной бронзы. Это относится, например, к изготовлению длинных мечей, бритвенных ножей и особенно к полированным зеркалам. Можно сказать, что появление оловянной бронзы ознаменовало переворот в древней магии.
Особое отношение к зеркалу характерно для всей территории древней Евразии. С помощью зеркала древний человек мог вступать в магические отношения с потусторонним миром: у многих народов существовало представление об отражении лица в зеркале как о выражении духовной сущности человека. В связи с этим нельзя не вспомнить сохранившееся до наших дней поверье, согласно которому разбитое зеркало означает несчастье.

Наибольшее распространение зеркало получило в качестве главного ритуального предмета культа женского солнечного божества. В эпоху античности ручки зеркал обычно выполнялись в виде женской фигуры, держащей над собой зеркало. Зеркало было главным атрибутом богинь Солнца в Иране, Египте, Индии, Китае и Японии. Особое отношение к зеркалу отразилось на выборе металла для его изготовления. Перечень требований, предъявляемых в древности к зеркальному сплаву, включал цвет и блеск, имитирующие солнечный, высокую отражательную способность и нетускнеющую поверхность.

На зеркалах, как ни на одном другом виде бронзовых изделий, можно проследить этапы освоения древними мастерами технологии термической и механической обработки медно-оловянных сплавов. Например, древние греческие, египетские и скифские зеркала, содержащие до 12 % масс. олова, подвергались только холодной ковке. Это не давало возможности достигать высоких параметров твердости и полируемости. Этруски делали зеркала из сплава с 14-15 % масс. олова. Перед холодной ковкой такой сплав необходимо было подвергнуть «гомогенизации». Этрусские металлурги проводили гомогенизацию сплава в течение 4-5 ч при температуре около 650 °С. Поэтому этрусские зеркала обладали прекрасной полируемостью и высокой коррозионной стойкостью. Еще больше олова (до 23 %), содержат золотисто-желтые зеркала сарматов, изготовленные в V-III вв. до н. э. Изделия из такого сплава можно было получить только путем горячей ковки бронзы при температуре «красного каления» (600-700 °С) и последующей закалки в воде. Подобную технологию использовали также в Индии, Китае и Таиланде.

На пороге новой эры практически повсеместное распространение получил тройной сплав меди, олова и свинца. Такие бронзы, содержащие до 30 % олова и до 7 % свинца, являются самыми твердыми и сложными для обработки. Однако они позволяют производить металл с высокой отражательной способностью, а также с прекрасными литейными свойствами и полируемостью. Изделия из такого сплава получили распространение в Китае, Средней Азии и Римской империи, хотя Плиний отмечает, что они имели чрезмерно высокую стоимость и были доступны только очень состоятельным людям.

Кусковая формовка

Уникальные технологии бронзового литья были созданы металлургами Древнего Китая. Известно, что уже во 2-м тысячелетии до н. э. в Китае существовала оригинальная технология литейного производства. В то время, когда металлурги Запада и Ближнего Востока получали сосуды ковкой, литьем в песчаные формы или по выплавляемым моделям, китайцы освоили гораздо более трудоемкий, но и существенно более прогрессивный метод «кусковой формовки».

Технология заключалась в следующем. Сначала из глины изготовляли модель, на которой вырезали требуемый рельеф. Затем получали обратное изображение, напрессовывая пластины глины, кусок за куском, на ранее изготовленную модель. На каждом куске формы выполняли тонкую доводку рельефа. После этого куски глины обжигали, что само по себе требовало виртуозного мастерства, так как не должен был нарушаться рисунок.

Первоначальную глиняную модель зачищали на толщину стенок будущей отливки, получая стержень для формирования ее внутренней полости. Куски формы собирали вокруг стержня, создавая таким образом цельную форму. При этом швы и стыки между кусками формы специально не заделывались наглухо, чтобы в них мог затекать металл. Это делалось для того, чтобы застывший в швах металл приобретал вид изящной кромки, придававшей изделию особый декоративный оттенок. Традиция использования вертикальных литейных швов для украшения изделий стала отличительной чертой китайского металлургического искусства.

Китайские бронзовые вазы

Еще одним примером оригинальных китайских литейных технологий является изготовление бронзовых тазиков с «кипящей» водой. На днище таких тазиков мастерами размещались литые рисунки определенного вида и направления. Они изменяли акустические свойства предмета, наполненного водой, таким образом, что стоило потереть его ручки, как с поверхности воды начинали подниматься фонтанчики, как будто вода, оставаясь холодной, действительно закипела. Современные исследования позволили установить причину такого необыкновенного эффекта: от трения возникают звуковые волны, которые резонируют и вызывают быстрые колебания в литых выступах в днище тазика, в результате чего вверх выталкиваются струйки воды.

Возможно, ни одна культура бронзового века не соответствует своему названию лучше, чем культура Древнего Китая в период династии Шан Инь (конец 2-го тысячелетия до н. э.). В то время в городах были целые кварталы ремесленников, занятых обработкой металлов, изготовлением оружия и специальных ритуальных изделий из бронзы. Кроме нескольких мраморных скульптур этой эпохи, все сохранившиеся произведения искусства сделаны именно из бронзы.

Античное статуарное литьё

В античном мире и Римской империи большое распространение получила мода на бронзовые статуи, которые посвящались богам, царям, выдающимся деятелям, победителям игр. Статуи часто переплавлялись, особенно по политическим мотивам.

На керамической чаше, относящейсяк V в. до н. э., греческий художник изобразил различные этапы изготовления бронзовых статуй человека в натуральную величину. Специальная печь позволяет получать бронзу и поддерживать ее в жидком состоянии. Стоящий за печью юноша раздувает мехи, чтобы увеличить температуру в печи. На рогах висят раскрашенные пластины и маски - это благодарственные приношения, обеспечивающие защиту от неудач в работе, или демонстрация типов изделий, изготовляемых в мастерской. В следующей сцене мастер прилаживает правую руку к бронзовой статуе, располагающейся на глиняном ложе. Отдельно отлитая голова еще лежит на полу. На стене висят модели кисти руки и ступни. Чуть дальше двое рабочих полируют большую статую воина в шлеме, стоящую на помосте. За работой наблюдают два человека. Предполагают, что один из них скульптор - автор статуи, а другой - бронзолитейщик, воплотивший замысел скульптора в металле.

Изготовление бронзовой статуи (рисунок на керамической вазе)

Обычно после отливки частей и сборки статуи устраняли неровности верхнего слоя, полировали поверхность, резцом и зубилом отделывали детали: бороду, волосы, складки одежды. Губы делали из красной меди, зубы - из серебра, глаза инкрустировали стеклянной массой или камнем, наносили цветные штрихи.

Изготовление бронзовой статуи

Древние не любили патину, покрывающую сегодня старинные изделия из бронзы. В момент создания скульптуры имели не нынешние (зеленые, коричневые или черные) оттенки: тон фигур был теплым и золотистым, как бронзовый загар. На фоне обилия разнообразных статуй, посвященных пусть великим, но смертным людям, скульптуры могущественных богов выделялись размерами и убранством. Самая крупная из известных в древности металлических статуй - «Колосс Родосский» - входила в число семи чудес света.

Продолжался от 3500 лет до 1100 лет до н. э. Однако у различных культур бронзовый век наступил в разное время, так что в разных точках планеты эти временные рамки могут отличаться. Как бы то ни было, считается, что люди начали использовать бронзу 3500-3000 лет до н.э. В это время закончился последний период каменного века или медный век, после чего наступила эпоха бронзовой культуры.

Название бронзовому веку дало главное изобретение человека в это время. После открытия меди и олова, человек научился создавать их сплав (бронзу), что дало новый толчок к развитию и усовершенствованию предметов труда и охоты. Всего выделяют три этапа бронзового века - ранний, средний и поздний. На раннем этапе зона культур, была относительно небольшой, однако с ходом времени всё больше и больше территорий, заселённых людьми, перенимало металлургию с использованием бронзы, превращая её буквально в повсеместную.

Как известно, холодная ковка меди появилась ещё в предыдущем - медном периоде. Стоит отметить, что учёные до сих пор не могут однозначно ответить, каким образом древним людям удалось догадаться, что медь можно обрабатывать при помощи огня и плавления. Как одно из предположений: кусочки меди, которые оказались в породе или которые остались после холодной ковки, попали в сильный костёр и впоследствии расплавились. Люди это увидели и стали использовать огонь для того, чтобы плавить медь и создавать таким образом более современные изделия. Но и тут возникают вопросы. Дело в том, что температура горения костра достигает разве только 700 градусов, тогда как температура плавления меди превышает 1000 градусов. Случайно ли было открыто плавление меди, например, в результате длительного нахождения кусочков в самом эпицентре возгорания или при горении каких-либо сильногорючих материалов, или каким-то другим способом, но факт остаётся фактом. Люди обнаружили такую особенность меди и придумали новый способ обработки.

Где именно впервые был изобретён способ получения бронзы остаётся спорным вопросом, однако, судя по археологическим данным, первые изделия из меди с примесью олова обнаружены в Ираке и Иране. Данные находки датируются IV тысячелетием до н.э. Также древние бронзовые изделия, датирующиеся примерно тем же временем, найдены на Северном Кавказе и в Анатолии. Это может говорить о том, что открытие бронзы могло произойти одновременно в нескольких местах.

Социальная сторона человеческого общества в бронзовом веке продолжала развиваться. В обществе заметны всё большие различия между богатыми и бедными. Зажиточные люди начинают отделять себя от бедных слоёв, появляются первые богатые дома. Зачастую вокруг этих домов строятся другие богатые дома, организуя таким образом зажиточные районы, вокруг которых вырастают поселения обычных людей, занимающихся сельским хозяйством, животноводством, различными ремёслами. Таким образом растёт количество крупных городов. Помимо ремёсел активно развивается торговое дело, которому способствует переход человека от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, а также производство изделий из меди и бронзы. Скупка и продажа изделий из металла, а также самих материалов приобрела значительных размах. Помимо изделий, которые изготавливались из практичных соображений, то есть для труда и охоты, большое распространение получили предметы украшений. Также считается, что в бронзовом веке зарождается первая письменность, которая оказалась необходима людям, которые теперь жили не маленькими поселениями, независимо друг от друга, а в больших городах, которые сообщаются с другими городами, ведут с ними торговлю и другие дела.

Следующим после бронзового стал железный век.