«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы. Взявшие меч — от меча и погибнут


5 апреля 1242 года произошло сражение, по праву вписанное в скрижали блестящих российских военных побед, и в настоящее время известное как Ледовое побоище.

В битве на льду Чудского озера русская дружина под предводительством князя Александра Невского разбила армию рыцарей Тевтонского ордена.

В честь этого события предлагаем освежить в памяти самые известные высказывания Александра Невского.

Великий князь Владимирский и Киевский, князь Новгородский Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им 15 июля 1240 года на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. 5 апреля 1242 года разгромом рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера князь вписал свое имя в историю как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской православной церковью в 1547 году. В 1942 году советское правительство учредило орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!». И подпись под ней: «Александр Невский». В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас дошли некоторые высказывания Александра Ярославича Невского - одного из тех великих князей Руси, которые наиболее сильно повлияли на ее историю. Однако именно этих слов он, похоже, не говорил, иначе они сохранились бы в памяти тех, с чьих слов летописцы затем по горячим следам фиксировали факты биографии Александра Невского.

Почему же мы все-таки приводим их в книге «Речи, которые изменили Россию»? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм «Александр Невский», снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году подличным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными.

Когда фильм вышел на экраны в 1938 году, он имел грандиозный успех, сравнимый разве что с успехом «Чапаева». Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины она была изъята из проката из соображений политкорректности по отношению к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить прочные связи. В 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении, и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили на полку, чтобы не потерять расположения Гитлера и не порождать в сознании советских граждан негативный облик немца-завоевателя.

Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году, и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. После начала Великой Отечественной войны «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так: простых воинов отпускают, рыцарей оставляют с целью получения выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам исполнитель роли Александра Невского актер Николай Черкасов бросает, чтобы те передали всем остальным: «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!» В тот момент эти слова звучали весьма актуально: выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, судя по всему, этих слов не слышали ни те ни другие. Зато их восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди века двадцатого, на долю которых выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. “Патриотизм - наша тема” - стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучения, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Вернемся теперь к личности Александра Невского. Как это ни странно, известно о нем не так уж и много. «Житие Александра Невского», созданное в начале 80-х годов XIII века, по размеру невелико, и не случайно Николай Михайлович Карамзин, автор «Истории государства Российского», в изложение, посвященное Александру Невскому, вставляет большие отрывки из отчетов Плано Карпини и Виллема ван Рубрука об их поездках в Орду, чтобы сбалансировать объемы различных глав своего исторического труда. Но, как говорится, что есть - то есть.

Видимо, объяснение этому лежит в том факте, что деятельность Александра Невского была посвящена в основном его взаимоотношениям с беспокойными новгородцами, c их грозными западными соседями - немцами и шведами - и с доставлявшей князю большие хлопоты Ордой. А интересы летописцев по традиции лежали в плоскости противо стояния киевских и владимирских князей, хотя, честно говоря, в историческом плане эти бесконечные интриги особого значения уже не имели. Не зря еще Андрей Боголюбский, памятуя о печальной судьбе своего отца, князя Юрия Долгорукого, отравленного киевскими боярами, отказался от притязаний на киевский великокняжеский стол.

Нас не много, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!

Однако даже то немногое, что мы знаем об Александре Невском, вызывает огромный интерес к нему как к политику и военному деятелю. Приведем два мнения, высказанных людьми, которые общались с князем. Первое принадлежит магистру Ливонского ордена Андрею Вельвену, который после бесед с Александром отметил: «Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей». Второе было выражено ханом Батыем после встречи с Александром Невским: «Правду мне говорили, что нет князя, подобного ему».

Конечно, читая «Житие Александра Невского», замечаешь, что автор его, следуя велениям своего времени, излагает речи и деяния своего героя через призму христианского, а точнее православного отношения к миру и людям, и, конечно, сам Александр думал и говорил в том же ключе. Пример тому - слова Александра Невского, сказанные им своим воинам перед Невской битвой: «Нас не много, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»

Курьез, относящийся к приписанным в атеистическое советское время Александру Невскому словам «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!», связан еще и с тем, что это высказывание очень напоминает один стих из библейского «Откровения Иоанна Богослова»: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13:10).

В завершение следует обязательно упомянуть отмеченное летописцем обращение к Александру со стороны Папы Римского Иннокентия IV, пославшего к князю двух легатов, кардиналов Гальда и Гемонта, с предложением перейти в католическую веру. В ответном письме Александр Невский написал приведенные ниже слова, не потерявшие своей актуальности и в наши дни.

Ответ князя Александра Невского папским легатам, 1251 год

От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона до Августа царя, от власти Августа и до Христова рождества, от рождества Христова до страдания и воскресения Господня, от воскресения же Его и до восшествия на небеса, от восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора, от первого Собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем.

Анатолий Гаранин, «Артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма

25 ноября 1938 года в Московском Доме кино состоялась премьера «Александр Невский» — киношедевр гениального советского режиссера Сергея Эйзенштейна. За оперативно выполненную работу (госзаказ) Сергей Эйзенштейн получает Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

Спустя всего через несколько дней после премьеры, картина выходит в широкий прокат, вызывая в народе самые трепетные патриотические чувства, примерно такие же, что и при просмотре четырьмя годами ранее другого киношедевра «Чапаев» (1934 г. режиссеры — братья Васильевы). С задачей — «показать идею и смысл героического похода великого русского народа против агрессора…» авторы фильма справились блестяще.

Госзаказ был выполнен в сжатые сроки. Начали снимать летом 1938 г. Естественно, главными «зимними» декоративными элементами стали крашенные белой краской пенопласт и фанера — именно под них проваливались рыцари тевтонского ордена в мосфильмовских павильонах. А смесь нафталина, соли и мела с успехом изобразили заснеженные берега Чудского озера. Вот так создавались главные киношедевры большой страны — на смекалке. Современным чудо технологиям далеко до большого настоящего кино…

Фотографии со съемок фильма Александр Невский:

Судьба у картины, несмотря на успех была непростой.

Спустя несколько месяцев после выхода ленты на экраны, в августе 1939 года, был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова – Риббентропа). После этого все фильмы, в которых немцы изображались негативно, в том числе и «Александр Невский», были изъяты из проката.
А позже, в связи с нападением Гитлера на СССР и началом Великой Отечественной войны фильм вновь стал очень актуальным и вернулся в кинотеатры.

В 1942 году, то есть в год 700-летия Ледового побоища, были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На одном из плакатов был изображен Александр Невский. Такое пристальное внимание Сталина не было случайностью, поскольку лента снималась по личному заказу вождя.

К работе Сергей Эйзенштейн подошел основательно. Каждая сцена, каждый штрих должен быть максимально приближен к оригиналу, быть правдоподобным и убедительным. Так например, для того, чтобы доспехи князя и его дружины были исторически точны, Эйзенштейн привез для изучения художникам-костюмерам из Эрмитажа предметы подлинного вооружения русских воинов XIII века.

Примечательна и история самой первой сцены в фильме — сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского - у села Городище рядом с Переславлем-Залесским - холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы

Несмотря на основательность и максимальную приближенность к исторической действительности, несколько «отклонений» в сценарии все же были. Ключевым отклонением, или так сказать «придумкой» в фильме стала фраза: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!». Вот как она звучит в фильме:

Так вот. Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951) — сценарист фильма «Александр Невский», где они впервые и появились. С 1938 года эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Петр Андреевич же позаимствовал эту фразу из известного евангельского выражения: «Взявшие меч, мечом погибнут». В полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Любопытно, что фраза эта, а точнее — ее общий смысл был передан в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Quigladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит). Цитируется как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

Вот такая история…

Вспоминаются также еще несколько интересных фактов, связанных с фильмом «Александр Невский»:

№1. Орден Александра Невского

В Российской империи существовал орден Святого Александра Невского, которым награждались как военные, так и гражданские лица. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами. Спустя четверть века 29 июля 1942 года — орден решили восстановить, только с небольшим отличием от предыдущего: на новом советском ордене Александра Невского архитектором И. С. Телятниковым изображен портрет актера Николая Черкасова в образе князя из фильма Сергея Эйзенштейна. По причине, что прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось.

Вот этот портрет и был взят за основу, а ниже и сам Орден Александра Невского:

Актер Николай Черкасов на съемках
Орден Александра Невского

Кстати, Николай Черкасов похоронен в Петербурге, на территории Александро-Невской лавры.

№2. Название

Фильм не сразу назвали «Александр Невский». Создатели картины рассматривали разные варианты названия картины, среди которых были «Ледовое побоище», «Господин Великий Новгород», «Русь».

№3. Николай Черкасов — исполнитель главной роли

После оглушительного успеха в «Александре Невском», актер снялся в еще одной исторической картине — «Иван Грозный», режиссером которой как вы думаете кто бы мог быть? — Сергей Михайлович Эйзенштейн, разумеется.

Съемки велись в последний год Великой Отечественной войны. Очередной госзаказ поступил «с самого верха» — вождь был лично заинтересован в этой картине. Воспеть великого и мудрого правителя нужно было с принципиально важной стороны — оправдание его жестокости, ну, типо у царя выбора не оставалось, время было такое и всё в таком духе… О разговоре режиссера с вождем . А пока что — любопытный факт со съемок фильма.


Персонажи Иван Грозный и Анастасия Романова. Эпизод не вошедший в фильм.

Настоятель храма протоиерей Василий Гончар рассказал нашему корреспонденту о храмовых иконах:

История иконы Иоанна Крестителя очень необычна. В самом начале жизни храма она была принесена женщиной из семьи, в которой икону передавали по наследству. Икона эта одного из порушенных камчатских храмов, она сильно пострадала: была обгоревшей, и лика невозможно было различить. Нам тогда представлялось, что это икона Спасителя, и мы её разместили на подобающей такой иконе месте. Но с момента появления в храме она стала обновляться, и мы теперь видим, что на иконе изображён Иоанн Креститель. И её определили над исповедальней, ведь Предтеча призывал всех к покаянию. И то, что икона Иоанна Крестителя за эти годы обновилась – это маленькое чудо, и прихожане храма относятся к этому очень трепетно.

Икона Божией Матери «Порт-Артурская»:

Ровно за два месяца до начала русско-японской войны 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел поговеть старик-матрос Федор, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица. Божия Матерь успокоила охваченного страхом матроса и поведала, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут большие испытания и потери. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая покровительство и победу русскому воинству

Фото: Подлинная икона Божей матери Порт-Артурская на Камчатке

Когда пришло известие о начале войны, монахи и богомольцы Киево-Печерской лавры, знающие о видении матроса, собрали по пятачку (более от одного лица не принимали) на материалы для изготовления иконы. За работу мастера ничего не взяли. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Есть у нас в храме дорогая моему сердцу икона Божией Матери «Порт-Артурская», копия её сделана с подлинной иконы, которая сегодня находиться в одном из храмов г. Владивостока. Когда задумывался крестный ход по морским границам Российского государства, было первоначально предложено совершить его с подлинной иконой. Тогда ещё архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин дал согласие передать икону Божией Матери «Порт-Артурская» на время северного перехода, но после его окончания икону следовало вновь вернуть во Владивосток.

Нас такой вариант не устраивал, потому что хотелось, чтобы икона после столь продолжительного крестного хода осталась в нашей епархии. Еще мы задумали, чтобы на иконе была изображена наша Авачинская бухта, три брата и вулканы. Но без благословения Патриарха такие вещи совершать не позволительно, поэтому мы обратились к приснопамятному Патриарху Алексию и получили разрешение: «Благословляется, не изменяя вида Богородицы», то есть нам дозволялось изменить только вид бухты. Иконописные мастерские писать её не соглашались: икона необычная, да и написать её нужно было в короткие сроки. Для иконописцев мне пришлось готовить целый пакет документов и фотографии сопок, вулканов, бухты. Её закончили за неделю до начала крестного хода.

Фото:Икона Божией Матери Порт-Артурская храма свт. блгв. кн. Александра Невского

Наша икона Божия Матерь «Порт-Артурская» прошла три океана и десять морей, 200 тыс.500 морских миль или 20,0 тыс. километров, пересекла Охотское море, побывала в Магадане и завершая крестный ход, вернулась с военными кораблями на Камчатку. Теперь она пребывает в нашем храме.

Икона свт. блгв. князя Александра Невского: Нам была подарена, но она была большого размера и в нашем маленьком храме нам негде было её разместить, и мы подарили её воинскому храму св. апостола Андрея Первозванного в Рыбачий. На тот момент у нас уже была храмовая икона, на которой князь Александр Невский изображён с мечом в руках. Это ведь он сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

Фото Светланы Лигостаевой. Храмовая икона свт. влгв. кн. Александра Невского

Но на иконе оружие – это скорее символ. Но когда мы говорим о защите Отечества, когда оно пребывает в опасности, то и служители церкви берутся за меч. Преподобный Сергий Радонежский благословив князя Димитрия, впоследствии Донского русскому воинству дал двух схимонахов – Александра Пересвета (бывший боярин Брянский) и Андрея Ослябю (бывший боярин Любецкий). Оба они были до принятия монашества опытными воинами и погибли на поле Куликовом. Поединок между Пересветом и Челебеем был больше духовной битвой, нежели физической.

Фото: Поединок Пересвета и Челебея

«…В понимании русских людей Куликово поле явилось «судным местом», где два войска собрались не просто помериться силами, но где должен был произойти Суд меры и правды Бога над человеком, где решался вопрос: быть ли Русской Земле и Русскому государству?»

А Александр Невский?! Будучи известным воином, идёт и кланяется хану Батыю, он выбирает между дикими монголами и латинским Западом. Он идёт в физическое пленение к диким племенам, спасая русский народ то пленения духовного.

ВРЕЗ: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ.

Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра Невского. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины».

Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем князь Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа.

Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные. Основным принципом Великой Монгольской державы была именно широкая веротерпимость, или даже более – покровительство всем религиям

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной князем Александром. Племя Александра Невского построило Московскую державу».

Так что изображение с оружием на иконах Святых защитников Отечества и государства Русского от супостатов является данью их заслугам перед русским народом и Святой Русью.

Время создания записи: Суббота, марта 2, 2013 в 21:04 в рубрике . Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через ленту. Вы можете , или отправить со своего сайта.

Взявшие меч - от меча и погибнут

Из Библии. В, Евангелии от Матфея (гл. 26, ст. 51^-52) говорится: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Вероятно, составители евангельских текстов воспользовались уже готовой формулой, которая существовала в античном мире, в частности в Древнем Риме «Кто воюет мечом, от меча и погибает»

Именно этими евангельскими словами, вероятно, вдохновлялся автор сценария к фильму «Александр Невский» (1938) советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), когда написал для князя его знаменитую «историческую» фразу: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» В фильме эти слова Александр Невский говорит в назидание послам Ливонского ордена, которые летом 1242 г. прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира» после так называемого Ледового побоища.

На самом деле реальный князь к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих источниках, которые повествуют о его словах и делах («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») об этом нет никаких упоминаний.

Иносказательно: напоминание о бессмысленности войны, предостережение агрессорам

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Взявшие меч - от меча и погибнут" в других словарях:

    Взявшие меч – мечом погибнут – выражение из Евангелия (Матф., 26, 52). П.А. Павленко (1899 1951), ставивший себе задачу создать образ полководца патриота, в известном сценарии вложил эти слова в несколько измененном виде в уста Александра… …

    Взявшие меч - мечом погибнут…

    Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового … Словарь крылатых слов и выражений

    Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет - крыл. сл. Взявшие меч мечом погибнут… Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Взявшие меч мечом погибнут выражение из Евангелия (Матф., 26, 52). П. А. Павленко (1899 1951), ставивший себе задачу создать образ полководца патриота, в известном … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ - [лат. doctrina de duo gladii, франц. théorie des deux glaives; нем. Zweischwerterlehre; англ. Two Swords Theory], средневек. политико теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими… … Православная энциклопедия

    ВОЙНА - [борьба, брань, вражда; греч. πόλεμος, μάχη, πάλη], 1) в религ. плане противостояние диавола, демонов Богу и Его ангелам, имеющее эсхатологический характер (см. Эсхатология) и отражающееся в человеческой истории; борьба человека со своими… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Александр Невский (значения). Александр Невский … Википедия

«Они шли на нас, имея бесчисленное количество луков и множество прекраснейших доспехов. Их стяги и одежды поражали роскошью и богатством. Их шлемы излучали свет».

Именно такими на льду Чудского озера увидели русских рыцари Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. Для многих из них это зрелище оказалось последним.

Но позвольте! Какие ещё «прекраснейшие доспехи» и «излучающие свет шлемы» у русских, когда мы с детства видели в кино - против закованных в броню немецких псов-рыцарей сражались пусть героические, но всё-таки нищеброды в посконных портах, драных тулупах и лаптях?! Оружие - подвернувшаяся под руку оглобля. А насчёт доспеха - памятный всем предсмертный вздох кузнеца-ратника: «Эх, коротка кольчужка-то…» Большое спасибо Сергею Эйзенштейну - его фильм «Александр Нев­ский » был настолько хорош, что почти подменил собой историческую правду.

Сладкая еврожизнь

И хорошо ещё, что не всю. Несмотря на расшитые петухами и бубликами клоунские рубахи новгородцев, основа осталась вполне достоверной - битва имела место, была масштабной, наши в ней одержали победу и спасли свою землю от страшного разорения и даже полного уничтожения.

Хотя кое-кто эти истины пытается оспорить. Дескать, и битва была мелкая, ничего не решающая. И немцы не такие уж и плохие, глядишь, и навели бы у нас порядок. Да и вообще Александру Невскому надо было не воевать с рыцарями, а наоборот - объединиться и вместе хорошенько накидать татаро-монголам. Ведь мог бы интегрироваться с продвинутой Европой, а вместо этого пресмыкался перед дикими степняками и признал власть Орды.

Подобным мечтателям не худо напомнить, что произошло с теми славянскими народами, которые всё-таки имели неосторожность повестись на сладкие речи немцев о сытой совместной жизни в тогдашнем Евросоюзе - Священной Рим­ской империи. Скажем, племени слезан ещё повезло - от них на карте хотя бы осталось имя Силезия, о чём, правда, редко вспоминают. А о племени бодричей не вспоминают вовсе. И поделом - их князья прогнулись под германского императора, и аккурат ко времени Александра Невского эта некогда славян­ская земля называлась Мекленбургом, а население, от знати до простолюдинов, говорило и верило по-немецки.

Конечно, русский князь не мог процитировать стихотворения Сергея Михалкова : «Не допустит наш народ, чтобы русский хлеб душистый назывался словом «Brot». Но, судя по всему, историю знал крепко. И мыслил примерно теми же категориями, что советский поэт. Да и немцы вели себя на захваченных у него землях вовсе не как паиньки, чему свидетельством - хроника Ливонского ордена: «Ни одному русскому мы не дали уйти невредимым. Кто защищался, тот был убит, кто бежал, тот был настигнут и убит. Слышны были крики и причитания. В той земле повсюду начался великий плач». Нет, татары убивали и жгли не меньше. Но хотя бы не переименовывали русские города и не сажали в них свою админист­рацию, не внедряли на Руси многожёнство и не заставляли всех массово пить кумыс и есть конину. Немцы же, едва взяв Псков, посадили там двух импер­ских чиновников, начали вводить свои законы, внедрять свои обычаи и даже язык.

Войны в старинных доспехах. Реконструкция. Фото: www.russianlook.com

Сиговая смерть

Можно ли с такими договориться? И, главное, против кого? Против тех самых татар, от которых ровно за год до Ледового побоища это прославленное и блистательное рыцарство бежало без памяти, роняя штаны. Да так лихо, что вся Европа замерла в ужасе: «Значительный страх перед этими варварами охватил даже отдалённые страны, Францию и Испанию. В Англии из-за паники надолго прекратилась торговля с континентом». А «всемогущий» император Священной Римской империи в ответ на требование Батыя о покорности униженно писал: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества». Между прочим, поражение рыцарей действительно было тяжёлым - в той битве с татарами погибло шесть братьев Немецкого ордена, три рыцаря-послушника и два сержанта. Это много, учитывая, что по немецкому обычаю за каждым братом-рыцарем стояли не десятки его подчинённых, как во Франции, а от одной до нескольких сотен.

Их логика была прозрачна - что не вышло с татарами, должно выйти с разбитыми и обескровленными русскими, которых уже лет пять как режут монгольские орды. Может быть, они действительно ожидали встретить сброд мужиков-лапотников с дрекольем? Вполне допустимо, если судить по несколько ошарашенному тону автора Ливонской хроники: «В королевстве Руссия люди оказались очень крутого нрава. Они не медлили, они собрались в поход и поскакали на нас. Многие были в блестящей броне, их шлемы сияли как хрусталь». Эти «сияющие шлемы» и прочее богатство произвели на немцев неизгладимое впечатление. Конечно, желание содрать их с русских трупов было велико, но вышло немножко по-другому: «Там было убито 20 братьев-рыцарей, а 6 взято в плен». Мало? Напомним - в битве с татарами орден потерял вчетверо (!) меньше.

Конечно, потерпеть такое поражение от «славянских варваров» было очень стыдно. Поэтому в этой хронике мы чуть ли не впервые встречаем знакомую многим байку из серии «немцев трупами завалили». Тогда она, правда, звучала немного иначе: «Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек». Забавно, что 700 лет спустя потомки этих самых рыцарей, намалевавшие себе кресты на танковых башнях, точно так же бежали, размазывая кровавые сопли, из тех же самых мест. И точно так же жаловались на русское оружие и «прекрасные доспехи»: «У них был танк Т-34, а у нас не было, это нечестно!» Да, был. А в далёком 1242 г. у нас был князь Александр Невский, который гнал немцев по озеру чуть ли не семь вёрст. И загнал часть удирающих в то место, где месяцем раньше малые ребята ловили сига. Оно так и называется - сиговица. Лёд там очень тонкий, с полыньями. Так что кое-кто из рыцарей действительно сыграл на дно Чудского озера - легенды и мифы в отличие от побеждённых редко врут.