Создание детективного сюжета. Типичные ошибки при написании детективов


Есть несколько вещей, которые вы можете начать делать прямо сейчас, чтобы мгновенно повысить эффективность мозга. Назовем их Советы по Оптимизации Мозга, для краткости СОМ. Вы можете следовать этим простым рекомендациям, чтобы ваш мозг работал на полную катушку каждый день.

СОМ1: вода. Начинайте каждый день с восстановления водного баланса вашего мозга

Верите или нет, но ваш мозг на 73% состоит из воды. Эффективность, с которой он посылает электрические импульсы на протяжении более чем 150 000 километров нейронных сетей, снижается, когда мозг обезвожен. Каждый раз, когда вы просыпаетесь, он немного обезвожен. Откуда мы это знаем? Представьте, что вам нужно пережить ночь, но вы не можете не дышать при этом. Причина, по которой дыхание жизненно необходимо, заключается в том, что это единственный путь, по которому кислород может попасть в ваше тело, а углекислый газ выделиться.

Чтобы эти газы попадали и выходили из ваших легких через кровеносный поток, они должны быть влажными. Это значит, что с каждым выдохом мы выпускаем немного водяного пара. Естественно, это происходит каждый день и каждую ночь, однако в светлое время суток мы восстанавливаем потери каждый раз, когда голод или жажда заставляют нас принять пищу или попить. Ночью нет возможности восполнить потребность в воде, поэтому утром возникает дисбаланс, который необходимо исправить.

СОМ1: выпейте небольшой стакан воды, когда проснетесь утром, и убедитесь, что насыщаете организм достаточным количеством воды на протяжении дня — во имя вашего мозга.

СОМ2: упражнения. Жизненно необходимы для здоровья вашего мозга (и для того, чтобы оставаться в здравом уме)

Хорошо известно, что упражнения полезны для тела, однако многие упускают их огромный вклад в здоровье мозга. В момент, когда вы начинаете делать любые умеренно тяжелые упражнения, ваше тело автоматически реагирует выбросом гормонов и химических веществ, которые позволяют вам чувствовать себя хорошо. И что более важно, все повышающееся количество доказательств свидетельствует, что люди, регулярно занимающиеся физкультурой, дольше наслаждаются бесперебойной работой мозга. На самом деле упражнения увеличивают скорость, с которой в гиппокампе формируются новые клетки. Это важнее, чем все другие факторы, чтобы оставаться в здравом уме до самого конца.

СОМ2: обеспечьте себе минимум 20 минут умеренных или интенсивных нагрузок каждый день.

СОМ3: стресс. Контролируйте уровень кортизола, чтобы совладать со стрессом

Кортизол — невероятно важный гормон, выделяемый в ответ на ежедневные проблемы. Он ответственен за то, чтобы вы чувствовали себя напряженно, но он скорее друг для организма, чем враг. Мы все можем согласиться с тем, что переживание стресса не самое приятное в жизни. Однако, несмотря на это, кортизол — составная часть любой счастливой, успешной жизни. Он помогает добиться цели. Если бы кортизол не заставлял нас чувствовать себя некомфортно, он бы не стал для нас импульсом к поиску выхода.

Этот гормон мобилизует тело и мозг на работу с ежедневным стрессом. Метаболизм разгоняется, так что больше физической и психической энергии становится доступно для работы над проблемой. Это ставит мозг в неудобное эмоциональное состояние, потому что человек по природе ленив и готов работать, только чтобы устранить дискомфорт и / или достичь комфорта.

Существует естественный суточный ритм высвобождения кортизола, увеличивающий его выброс в течение дня и снижающий перед сном. Любая плохая новость вызывает повышение уровня кортизола и тем самым мобилизует дополнительные ресурсы, необходимые для устранения проблемы.

Итак, стресс — это хорошо, но хронический стресс — это определенно плохо. Причина в том, что для того чтобы организм мог работать с вызовами дня, кортизол угнетает иммунную систему. Это позволяет отложить ощущение усталости, вызывающей потребность в отдыхе, и направить всю энергию и ресурсы на сражение с проблемой, пока она не будет разрешена или не исчезнет сама. Хронический стресс — это ситуация, в которой уровень кортизола остается на высоком уровне на протяжении недель и месяцев, мешая организму сопротивляться болезням и восстанавливаться. Поскольку невозможно полностью избежать стресса в жизни, есть несколько способов, которые могут помочь вам снизить уровень кортизола, используя для этого лишь силу мысли.

СОМ3: работайте со стрессом на опережение, выделяя время на медитацию клинически доказавшую эффективность в снижении уровня кортизола.

СОМ4: солнечный свет. Окунитесь в солнечные лучи,чтобы стабилизировать настроение

Когда ультрафиолет (УФ) достигает кожи, тело начинает производить витамин D. Витамин D используется в головном мозге для создания очень важного химического вещества — . Серотонин входит во множество мозговых процессов, включая те, которые обеспечивают функцию регуляции настроения. Наиболее популярными препаратами, прописываемыми для лечения депрессии, служат те, которые увеличивают уровень серотонина. Например, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) работают, снижая скорость выведения каждой порции серотонина, выработанного мозгом в синаптическом пространстве. Поддерживая высокий уровень серотонина, препараты помогают улучшить настроение. Экстази, или МДМА (3,4-метилендиокси-N-метамфетамин), очень популярен среди любителей нерегулярного употребления наркотиков, так как повышает уровень серотонина в мозге. Однако вместо того, чтобы блокировать обратный захват серотонина, как СИОЗС, он стимулирует массовый выброс серотонина в синапсах (промежутках между нейронами), приводящий к переживанию повышенного удовольствия и эмпатии к другим людям.

Вместо того чтобы вмешивать в регуляцию настроения ингибиторы обратного захвата серотонина или вещества, увеличивающие его выброс, просто ежедневно подставляйте вашу кожу под лучи прямого солнечного света, которые способны регулировать ваше настроение более эффективно. Помните, что выполнение этого условия зависит от сезона. Когда дни становятся короче, повышается вероятность того, что вы недополучите необходимое для выработки обычного уровня серотонина количество ультрафиолета, поэтому следует чаще бывать на солнце. Даже в пасмурные дни, несмотря на облака, закрывшие землю от солнца, количество излучаемого ультрафиолета остается на том же уровне, что и в безоблачные. Именно поэтому вы можете загореть на пляже даже в пасмурную погоду.

СОМ4: подставляйте тело солнцу ежедневно хотя бы на 5-15 минут.

СОМ5: кофеин. В умеренном количестве полезен для вашего мозга по многим причинам

Подсчитано, что около 50% взрослого населения Земли ежедневно потребляют кофеин. И это несмотря на то, что все мы иногда слышим, что кофе вреден для здоровья. Слухи утверждают, что этот напиток на самом деле не бодрит. Так где же правда? Последние научные исследования демонстрируют, что если вы регулярно пьете чай или кофе, то активные вещества действительно позволяют вам взбодриться, но только до уровня, который характерен для людей, которые ни разув жизни не прикасались к этому напитку! Но не расстраивайтесь, есть и другие выгоды, о которых раньше никто не подозревал.

СОМ5: умеренное потребление кофеинсодержащих напитков действительно полезно для вашего мозга.

Джек Льюис
Адриан Вебстер

Купить эту книгу

Обсуждение

Отличная статья!Только я вместо кофе пью напиток из цикория.И вкусно и полезно!

Статья отличная просто, согласна и живу по таким же принципам. Единственное от кофе отказалась все же, оно как наркотик действует и получается, что даже работать не можешь без чашки кофе. Несколько дней сложно было, но заменила я его на Иван-чай, просто идеально, энергия, работоспособность высокая.

Комментировать статью "Работа мозга: 5 советов по оптимизации мозговой деятельности"

Мы желаем детям здоровья и счастья и надеемся, что их жизнь сложится удачным образом: им повезет в любви и дружбе, будут сопутствовать успехи в работе, дети реализуют свои способности и таланты.

Обсуждение

Сначала ежечасный, а потом ежедневный контроль. Не исключено, что начинать придется вообще с ежеминутного.
Прежде чем "говорить, лишать карманных и пороть ремнем" надо сначала убедиться, что ребенок в принципе способен сосредоточиться и что-то делать. И не только с интересом, но и без интереса в ситуации крайней необходимости.
Способен ли он осознавать ситуацию крайней необходимости?
Способен ли представить себе, что находится в ситуации крайней необходимости, не находясь в ней на самом деле.
После того, как он всему этому научился, можно постепенно увеличивать время отсутствия контроля. И надо понимать, что ребенок не виноват, если его всему этому не научили.

Но в обычной жизни мне не приходится прикладывать усилия, чтобы ко мне НЕ приставали на улицах. Доктор, что со мной не так? А одному такому чересчур упорному ухажеру чуть глаз сигаретой не выжгла. Но парочки воплей на весь коридор хватило, чтобы все усвоили, что "с...

Обсуждение

Я четко делю "пристающих"(оказывающих внимание) на тех,кого "считаем" и кого " не считаем":))
Всякие горячие турки,египтяне,кавказцы из серии "О!!! какой жэнщин!" и тд - я их "не считаю" вообще:))об этом и говорить не стоит,кмк.
Это мне ничего не дает,никаких эмоций вообще:)
Хорошие эмоции дают те,кто не пристает в традиционном смысле,"по кавказски":))

Ко мне как-то мало всегда пристаавали, в какой бы юбке я ни ходила. "Как пройти". конечно, спрашивают, время тоже спрашивают, но никогда это как приставания не расценивала. Приключения в стиле В. Сергиенко наблюдались в студенческих лагерях, скорее, пару раз, будет, что дочке рассказать-посмеяться, как я в окно женского туалета от особо назойливого поклонника вылезала))). Зимой))). Там реально прикольная ситуация была. Но в постель не тащили никогда. И даже не намекали. Руку при выходе из транспорта подавали - было дело. И через лужи помогали перебираться... такой симпатичный будущий стоматолог))), например.

ща расскажу:) когда напряженная мозговая деятельность, то все сладкое в мозг и уходит, он это перерабатывает без ушерба для фигуры. Поскольку невозможно полностью избежать стресса в жизни, есть несколько способов, которые могут помочь вам снизить уровень... мозга...

Обсуждение

Я пью кипяток. Хочется ещё сладкого - ещё стакан кипятка.

Передачу смотрела про мармелад. Там есть огар-огар, который необходим женщинам (не помню, из-за чего). И что мармелад можно есть даже на диете из-за того, что огар-огар как-то помогает углеводам усваиваться правильно.

Хотела б я просто легкой жизни - не ввязывалась бы в эту эпопею. Родила б себе еще или взяла б младенчика Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой ММД у ребенка. Малышу 2, 5 лет невропатолог поставила диагноз минимальная мозговая дисфункция...

Обсуждение

Марина, не торопитесь, обдумайте еще, поищите другого ребенка. Понадобится жертвенный и огромный труд.Если бы у вас это был единственный ребенок, это другой разговор. Вы обделите кровных детей. Вы живете не в большом городе, у вас наверняка нет специалистов и развивающих центров. Вы все время будете сравнивать и раздражаться на ребенка, если у ребенка есть ММД и ЗПРР, это очень очень очень тяжело. Потребуется героический труд, если хотите чтобы в вашего ребенка не показывали пальцем.
Меня сейчас запинают, ну и пусть. Вам важно знать правду. И вы должны знать вероятное развитие событий.

06.10.2008 17:44:31, мама такого мальчика

Я была точно в таком же положении почти 3 года назад. у нас были все описанные Вами диагнозы, и в ДР брать отговаривали. А у меня было стойкое ощущение, что если я ее не возьму, то никто ее не возьмет. Я провела независимое обследование. НО! В таком возрасте точно о песпективах на основе 1 осмотра сказать не сможет ни один невропатолог: во-первых, он основывается на анамнезе, на описании, которое даст воспитатель ДР (насколько оно соответствует действительности, неизвестно), во-вторых, чего там больше - проблем врожденных или пед.запущенности - сказать сложно: нужно ребенка все-таки в динамике наблюдать. так что риск остается все равно. Сходите к неврологу, можно сделать эхо, мрт - невролог же и порекомендует, что нужно проверить. Чтобы помочь неврологу, можно попробовать пособирать информацию от воспитателей (поскольку возможно, что с вами ко врачу от ДР поедет медсестра, которая ребенка знает плохо). Как спит - беспокойно или нет? Как ведет себя на занятиях? Как ведет себя с детишками? Как усваивает материал? Что конкретно знает - что учили (большой-маленький, один-много, где носик-ротик-глазки...), сколько слов знает...Хотя практика показывает, что точной информации и у воспитателей нет, поскольку они с детьми не так чтобы играют или занимаются вообще-то.
Я свою дочку взяла и ни разу не пожалела. Хотя, если придираться, то сверстников мы не догнали и по сей день. Но меня это как-то парить перестало - главное, прогресс у нас колоссальный! Удачи Вам!

Обсуждение

Это очень сильно зависит от взрослых. Моей старшей в этом плане стабильно везет, начиная с садика, там чудесные мероприятия были, в началке активная очень учительница и дети всегда с удовольствием участвовали во всем, и родители организовывать помогали. Сейчас 6 класс, тоже спектакли ставят, на репетиции бегает, с костюмами меня мучает:-).
А у младшего все совсем наоборот. Когда к 5летним детям обращаются, как к двухлеткам, энтузиазма это не вызывает. В школе пожилая учительница, на ее мероприятиях со скуки умереть можно, соответственно, ребенок ходить и не рвется. Вот, надеюсь, перейдет в среднюю школу, хоть там повезет...
Так что я думаю, дети всегда готовы откликнуться, лишь бы им предлагали то, что им интересно.

Наверное, мероприятия такие интересные...

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга Вот посмотрела нянечка на ребенка и сказала: у него с головой не все в порядке, ну не так, чтобы очень, тогда бы сразу...

Обсуждение

Не понимаю, о чем полемика. Хорошая статья, впервые вижу открытым текстом написано, что ММД - это не медицинский диагноз. Мне всегда казалось, что медицинский диагноз должен основываться на тем или иным способом выявленной физиологической патологии, а ММД - это просто, посмотрели на ребенка и решили, что-то с ним не то. И никаких энцефалограм, эмэрай или еще чего, даже анализа крови не надо. Вот посмотрела нянечка на ребенка и сказала: у него с головой не все в порядке, ну не так, чтобы очень, тогда бы сразу написали УО или олигофрению, а так, немного, в итоге получаем диагноз ММД. И если посмотреть топик внизу, то с точки зрения многих сотрудников "учереждений", да и многих врачей, у детей сирот априори что-то с головой не в проядке. Вот и получаем в массовом порядке такие диагнозы: у младенцев перенатальную гипоксию и энцефалопатию, у детей по-старше ММД ну и т.д.
Так что все правильно в статье написано и многое объясняет, о чем тут копья ломать? представьте для сравнения, что у вас есть эти деньги и свекровь - капризная лежачая больная. так больше нравится?

По поводу ноотропила придется взять слова обратно, я имела ввиду ДМАЭ, но как отдельную добавку я ее не нашла.
Да, это лекарство, но продается без рецепта. По остальным компонентам - остаюсь при своем мнении.
А по-поводу занятий с ребенком совершенно согласна, только выбирать между многочасовым приготовлением домашних заданий, утомлением, низкой самооценкой, ненавистью к школе и относительно легкой жизнью, кучей времепни на хобби, разнесторонним развитием - надо каждому самому. Кому что больше нравится.

25.12.2003 19:24:48, ЮлькаМ

Даже сегодня остается настоящей загадкой для исследователей. Однако многое им уже удалось выяснить. Так по каким «проводам» мозг получает сообщения, и на чем основывается его работа?

Принцип работы человеческого мозга

Мозг зрелого человека весит порядка полутора килограмм, куда «вмещается» около сотни миллиардов активных клеток. Большинство клеток - это нейроны, которые служат проводниками

Как работает мозг? Принцип его деятельности можно условно сравнивать с работой электрического выключателя. Нейроны могут находиться как в «выключенном», так и «включенном» состоянии, когда электрические импульсы передаются по соответствующим проводящим путям.

Сформированы нейроны в виде тела клетки и передающих нервные импульсы аксонов. В свою очередь, нейронные аксоны связаны между собой синапсами, благодаря которым происходит передача информации между отдельными нейронами.

Роль химических веществ в деятельности мозга

Особенности мозга человека предполагают активность особых химических составляющих, известных как нейромедиаторы. Присутствие таких веществ, как дофамин или адреналин, способствует активизации тех или иных его функций. Причем различные отделы, так же как их нейроны, «применяют» в своей работе разные химические составляющие.

Благодаря химической активности мозга, его нейроны способны воспроизводить электрический заряд, мощность которого в целом может достигать около 60 Вт. Деятельность мозга, основанная на электрической активности, может быть измерена при помощи специализированного оборудования.

По каким «проводам» мозг получает сообщения?

Основным проводником для передачи информации к нейронам посредством нервных синапсов выступает спинной мозг. Сравнить можно с многожильным телефонным кабелем. Повреждение такого «кабеля» может приводить к потере человеком контроля как над отдельными конечностями, так и телом в целом. Именно посредством электрических импульсов осуществляется передача команд головного мозга телу.

Минуя синапсы спинного мозга, непосредственно в передается информация лишь от слуховых и зрительных рецепторов. Именно поэтому при парализации всего тела человек сохраняет способность слышать и видеть.

В целом же активность мозга обусловлена функционированием серого вещества, которое располагается на его поверхности и формирует кору головного мозга. Особую роль в работе головного мозга играет которое практически полностью состоит из проводящих импульсы аксонов.

Мозг: строение и функции

Человеческий мозг сформирован из двух полушарий - левого и правого, которые отвечают за выполнение отдельных функций. Так, правое полушарие мозга человека позволяет группировать поступающую информацию. В свою очередь, на возложен в основном анализ «входящих» данных. Например, правое полушарие идентифицирует предмет, а левое определяет его особенности, качества, характеристики, прочее.

По каким «проводам» мозг получает сообщения? По мнению исследователей, получая электрические импульсы, правое полушарие мозга воспринимает преимущественно абстрактные вещи и понятия, анализирует форму и цвет. В то же время левое полушарие оставляет за собой математические способности, речь и логику. Из года в год ученые находят такому специфическому разделению функций человеческого мозга и его дифференциации все новые подтверждения.

Мифы о человеческом мозге

На сегодняшний день распространенным остается мнение о том, что современный человек способен задействовать не более 10% собственного мозга. Несмотря на многочисленные споры вокруг данного вопроса, существует целая масса доказательств использования человеком всего потенциала головного мозга. Согласно данным исследователей, даже выполнение довольно простых задач нуждается в активизации практически всех областей мозга.

Ошибочно также полагать, что у слепых людей слух развит лучше, по сравнению со зрячими. Впрочем, незрячие могут похвастаться более развитой слуховой памятью. Такие люди быстрее идентифицируют источники звуков, а также активнее улавливают смысл иностранной речи.

Величина мозга абсолютно не влияет на интеллектуальные способности. Определяющим фактором в развитии интеллекта становится лишь количество нервных связей между отдельными нейронами.

Человеку сложно пощекотать самого себя. Все дело в настрое мозга на восприятие раздражителей из внешнего мира, что позволяет выделять действительно важные для организма сигналы из обширного потока ощущений. Ведь причиной возникновения большинства из них являются бессознательные действия самого человека.

Зевота является не просто условным рефлексом при отходе от сна, но и позволяет мозгу быстрее прийти в активное состояние, благодаря его активному насыщению кислородом.

Компьютерные игры дают мозгу отдых и расслабление за счет отвлечения от повседневных задач, а также учат одновременному выполнению нескольких дел одновременно. Причем лучшей в данном случае выступают активные игры, например экшны и шутеры, когда игроку приходится отражать атаки целой группы врагов, которые наступают с различных сторон в ограниченном пространстве. Участие в подобных виртуальных развлечениях позволяет человеку молниеносно реагировать на быстрое изменение ситуации и рассредоточивать внимание.

Физические упражнения способствуют поддержанию головного мозга в хорошей форме. Регулярные физические нагрузки влияют на рост количества капилляров в мозгу, что дает возможность лучше насыщать его и кислородом.

Простую песню без сложной музыкальной структуры и особой смысловой нагрузки гораздо сложнее забыть по сравнению с действительно «интеллектуальными» произведениями. Причина кроется в способности мозга к построению автоматических, привычных алгоритмов действий, куда могут встраиваться подобные мелодии.

В заключение

Человеческий мозг является крайне сложной структурой, включающей в себя целую массу функциональных отделов, работа которых основана на активизации и затухании миллиардов нейронов.

По каким «проводам» мозг получает сообщения? Роль таких проводящих путей выполняют нейронные связи. Каждый нейрон действует подобно микроскопическому электрическому выключателю, включение которого активизирует передачу нервных импульсов в нужные Поступающая из внешнего мира информация в конечном итоге передается в большие полушария головного мозга, где и происходит ее окончательный анализ и обработка.

На протяжении многих лет человека, как такового, изучают философы, социологи, психологи, антропологи, медики, педагоги, искусствоведы, юристы и др. Но каждая из этих дисциплин говорит о человеке на "своем языке", и простое суммирование всех данных не создает целостной картины. Она остается "разобранной" по ведомствам отдельных наук. Каждый исследователь вкладывает в одни и те же термины свой смысл в пределах одной и той же науки, например, психологии. Ключевые для нее слова "эмоция", "воля", "сознание", "личность", "характер" не имеют общепринятых определений. А ведь только одинаковые ответы на вопросы могут превратить психологию в науку в том смысле, в каком мы называем ею астрономию, химию, биологию.

Плодотворность такого направления исследований очень точно, на мой взгляд, сформулировал Л. С. Выготский (1849 - 1934): "Неразрешимость психических проблем для старой психологии заключалась в значительной мере в том, что из-за идеалистического подхода к ней психическое вырывалось из того целостного процесса, часть которого оно составляет, и ему приписывалась роль самостоятельного процесса, существующего наряду и помимо процессов физиологических... Мы должны изучать не отдельные вырванные из единства психические и физиологические процессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас: мы должны брать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно".

Эффективность именно такого подхода хочу подтвердить двумя примерами исследовательской практики послед них лет.

Наш сотрудник, профессор А. М. Иваницкий, сопоставил физиологические проявления, возникающие у человека в виде вызванных электрических потенциалов мозга (ВП), с субъективными психологическими показателями восприятия. В результате этих исследований были выделены три этапа построения субъективного образа.

На первом этапе в мозгу происходит анализ физических характеристик внешнего стимула. Объективно об этом свидетельствуют ранние компоненты ВП, которые фиксируются специальной энцефалографической аппаратурой в период времени до 100 мс. Процессы первого этапа - это как бы подготовительная фаза восприятия - они еще не сопровождаются какими-либо феноменами на психическом уровне.

Психическое ощущение возникает на втором этапе, после сравнения физических параметров стимула с информацией, хранящейся в памяти, благодаря чему определяются его значимость, отношение к потребностям человека. Этот момент совпадаете волнами ВП, возникающими между 100 и 200 мс после начала действия стимула.

Третий, завершающий этап восприятия - окончательное опознание стимула, его идентификация. Это отражается в волне ВП, обозначаемой как П-300 и наиболее отчетливо наблюдаемой в передних, лобных отделах мозга. В том случае, когда субъект должен выбирать один из возможных вариантов ответа в зависимости от характера стимула, в рисунке ВП регистрируется еще один комплекс, получивший название "потенциала выбора реакций" и, по-видимому связанный с процессами принятия решения об ответном действии. Поразительное совпадение по времени всех этапов субъективно переживаемого восприятия с объективно регистрируемыми событиями, разыгрывающимися в тканях мозга, позволяет говорить о них именно как о различных проявлениях единого целостного процесса.

Второй пример я заимствую из собственного опыта. В 1964 г. результаты экспериментов привели нас к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения в данный момент. Зависимость силы и знака эмоциональной реакции от величины потребности и вероятности ее удовлетворения была затем многократно подтверждена психофизиологическими исследованиями, где о силе эмоции судили по величине объективно регистрируемых сдвигов физиологических функций (частота сердцебиений, колебания кожных электрических потенциалов, изменения электрической активности мозга и т.п.); о потребности - по интенсивности избегаемого неприятного раздражения или продолжительности голодания; о возможности удовлетворения - по суммарной величине допускаемых субъектом ошибок или вероятности подкрепления условных сигналов.

Характерно, что и объективно регистрируемые данные физиологов, и данные, полученные психологами на основе субъективного восприятия испытуемых, сопоставимы и дают один и тот же количественно оцениваемый и контролируемый результат.

В 1984 г. американские исследователи Д. Прайс и Дж. Баррел воспроизвели эти опыты в чисто психологическом варианте, предложив испытуемым самим отмечать на специальных шкалах силу своего желания, предполагаемую вероятность достижения цели и степень эмоционального переживания. Количественная обработка данных подтвердила существование зависимости, которую авторы назвали "общим законом человеческих эмоций".

Потребностно-информационная теория эмоций легла в основу многочисленных экспериментов с повреждением и регистрацией электрической активности различных отделов мозга, среди которых удалось выделить две системы. Одна из них (передние отделы новой коры и гиппокамп) оценивает вероятность удовлетворения потребности, в то время как другая (гипоталамус и ядра миндалевидного комплекса) выделяет доминирующую потребность человека, подлежащую первоочередному удовлетворению. Результат сложного взаимодействия этих четырех мозговых структур - и есть эмоциональное состояние, переживаемое человеком в данный момент.

Меня могут спросить, а есть ли необходимость доказывать взаимосвязи деятельности мозга и психологии? На мой взгляд - безусловно. Ведь дискуссия о способности естествознания анализировать проявления человеческой психологии продолжается. И существуют на этот счет различные точки зрения.

Если физиологические опыты позволили сформулировать концепцию, получившую подтверждение со стороны экспериментальной психологии, то поддержка со стороны психологов побудила вернуться к нейрофизиологии и попытаться "наложить" эту новую теорию эмоций на анализ взаимодействия анатомически оформленных и функционально специализированных структур мозга.

С нашей точки зрения, сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе - других поколений в виде памятников культуры. Коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания. Внутреннее "Я", судящее о собственных поступках, есть не что иное, как интериоризованный (от лат. interior - внутренний), "другой". Уместно вспомнить, что подобной точки зрения придерживался и З. Фрейд (1856 - 1939): "Действительное различие между бессознательным и предсознательным представлениями заключается в том, что первое совершается при помощи материала, остающегося неизвестным (непознанным), в то время как второе связывается с представлениями слов".

О решающей роли функционирования речевых структур головного мозга в феномене сознания свидетельствуют исследования нейрофизиологов, проводимые в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. Здесь было доказано: восстановление сознания у больных с тяжелой черепно- мозговой травмой совпадает во времени с восстановлением связей между моторно-речевыми зонами левого полушария (у правшей) и другими областями коры. Профессор Э. А. Костандов на основании систематических экспериментов в НИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского РАМ Н пришел к выводу: "Активизация связей гностических корковых участков с двигательной речевой зоной является решающим звеном в структурно-функциональной организации механизмов, обеспечивающих осознание раздражителя".

Открытие функциональной асимметрии головного мозга оказало огромное влияние на изучение естественнонаучных основ сознания. Вместе с тем было бы неоправданным упрощением отнести сознание и речь исключительно к левому полушарию. Высказывания на родном языке, например, на начальном этапе возникают в правом полушарии, а окончательно оформляются - в левом. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но больные с поражением левого полушария тревожны, озабочены своим состоянием и своим будущим. При правостороннем поражении мозга больные, напротив, легкомысленны и беспечны. В самом общем виде можно сказать, что правое полушарие больше связано с мотивационной сферой личности, а левое - с информационной (когнитивной) сферой. Образно говоря, человек с поражением левого полушария - это субъект с богатым набором потребностей и дефицитом способов их удовлетворения. И наоборот, больной с поражением правого полушария располагает избытком средств для удовлетворения резко обедненной, суженной, упрощенной сферы мотивов. Отсюда вторично возникает склонность к преобладанию отрицательных или положительных эмоций. При поражении левого полушария речь нарушена, но личность сохранена. При поражении правого - страдают самосознание и самооценка.

Современные исследования мозговой деятельности подтверждают представления о личности как индивидуально неповторимой композиции и внутренней иерархии биологических (витальных), социальных и идеальных потребностей данного человека, включая их разновидности (сохранения и развития, "для себя" и "для других"). Главенствующая (чаще других и продолжительнее других доминирующая потребность), т.е. сверхзадача жизни, - вот подлинное ядро личности, ее самая существенная черта.

Хочу подчеркнуть, что поведением человека сознание не руководит, не руководило и руководить, надеюсь, никогда не будет. Человека ведут потребности, интересы, желания. Заметим, что чаще всего мы встречаемся с достаточно сложной комбинацией нескольких потребностей, далеко не всегда осознаваемых самим субъектом. Но в любом случае личность человека будет характеризовать его мотивационная доминанта. Так, мы знаем, какая огромная разница между страхом и трусостью. Страх - естественная эмоциональная реакция, присущая каждому из нас и порождаемая потребностью сохранения, причем не обязательно себя. Это может быть и страх за другого, за сооружение, явившееся результатом коллективных усилий и т.п. В отличие от страха, трусость - черта личности, потому что трусость "как наихудший из человеческих пороков" означает, что потребность самосохранения, став мотивационной доминантой, возобладала над сосуществующими и конкурирующими с ней потребностями соответствовать определенным этическим нормам, над чувством долга и ответственностью за судьбу других людей.

По-видимому, имеются определенные связи между потребностями, сознанием и неосознаваемыми проявлениями высшей нервной деятельности человека.

Уже само коммуникативное происхождение сознания делает его неизбежно социальным. Интериоризованный "другой" (точнее "другие"), субъективно воспринимаемый как мое внутреннее "Я", порождает не только способность мысленного диалога с самим собой, но и принципиальную возможность лжи, т.е. возможность думать одно, а говорить другое. Как остроумно заметила одна ученая: "Нельзя лгать подсознанию. Оно всегда знает правду". Напомним: к подсознанию относится все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях, а именно: хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, глубоко усвоенные субъектом социальные нормы (Фрейд обозначил их термином "Сверх-я"), регулирующая функция которых переживается как "голос совести", "зов сердца", "веление долга" и т.п. Имеется и прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведения. Так, ребенок путем имитации неосознанно фиксирует эталоны поведения, которые он видит в своем ближайшем окружении. Со временем они становятся внутренними регуляторами его поступков.

Подсознание тяготеет к жизненным, витальным потребностям, к инстинктивному поведению. Это особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях угрозы индивидуальному и видовому (родительский инстинкт) существованию, когда нет времени для рационального анализа обстановки, но необходимо действовать, опираясь на врожденный и ранее накопленный опыт, мгновенно используя автоматизированные навыки.

Например, стадо или толпа людей при сигнале опасности срывается с места. А если какой-нибудь "интеллектуальный олененок" не последовал бы общему порыву и стал рассуждать о достоверности сигнала, то оказался бы в зубах волка или под пулей охотника. Но за каждый прогресс надо платить. Природа построена на грубой статистике. Если она выигрывает в процессе естественного отбора 60 %, то 40 % жертвует. Стадное поведение неоднозначно. С одной стороны, если не понимаешь, что делать при сигнале опасности, делай как все, не раздумывая. С другой стороны, паника во многих случаях губительна. Но "хорошо" или "плохо" - это не понятия естествознания. Наука отвечает на вопрос "почему?". А "зачем?" - это область богословия или идеологии.

Что касается сверхсознания (творческой интуиции), то оно, по- видимому, монопольно принадлежит идеальным потребностям познания и преобразования окружающего мира. Нейрофизиологическую основу деятельности сверхсознания представляет трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта, первичное замыкание новых нервных временных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем. В сущности, именно деятельность сверхсознания есть движитель прогресса. Подобно тому, как в эволюционирующей биологической популяции новое возникает через отбор отдельных особей, эволюция культуры наследует в ряде сменяющихся поколений идеи открытия и социальные нормы, первоначально возникшие в голове отдельных первооткрывателей и творцов. Сверхсознание участвует в поиске средств удовлетворения витальных и социальных потребностей только в том случае, если там возникают элементы идеального. Осознанное идеальное становится все более социальным - ярким примером может служить судьба идеологий.

Что касается духовности и души, якобы несовместимых с высшей нервной деятельностью, то, с материалистической точки зрения и в современном словоупотреблении этих понятий, они обозначают индивидуальное выражение в структуре данной личности двух фундаментальных потребностей человека: идеальной потребности познания и социальной альтруистической потребности "для других". Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - преимущественно вторая.

Принципиальная двойственность сознания, возможность рефлексии, взгляда на себя изнутри порождают сомнения в целостности психологии как единой науки. По этому вопросу высказываются совершенно разноречивые мнения. Одни ученые считают, что это междисциплинарная область с несовместимыми или взаимоисключающимися ориентирами и критериями, часть которых соответствует естественным наукам, а часть - гуманитарным. Вторые полагают, что единство психологии в принципе достижимо. Третьи утверждают, что существует парадигма, единая для всех психологов, так как они исследуют поведение, учитывая ситуацию и личность субъекта.

Здесь, на наш взгляд, необходимо, по-видимому, ввести принцип дополнительности, ибо одно и то же явление получает различную оценку в зависимости от позиции наблюдателя. Поясним этот принцип на примере свободы воли.

Признание дополнительности объективного и субъективного анализа поведения человека - эту идею в свое время высказал Н. Бор (1885-1962) - позволяет снять реально существующее противоречие между детерминизмом и свободой воли. Человек несвободен (детерминирован) с точки зрения внешнего наблюдателя, рассматривающего поведение как результат генетических задатков и условий воспитания. Вместе с тем и в то же самое время человек ощущает себя свободным в выборе с точки зрения его рефлексирующего сознания. Это субъективная иллюзия, но она очень важна, потому что ощущая себя ответственным, человек лишний раз прогнозирует последствия своих поступков и делает их более обоснованными. Мобилизация из резервов памяти такого рода информации ведет к усилению потребности, устойчиво главенствующей в иерархии мотивов данной личности, благодаря чему она обретает способность противостоять ситуативным доминантам - потребностям, экстренно вызванным сложившейся обстановкой.

При выборе поступка деятельность сверхсознания может предоставить в качестве материала для принятия решения такие рекомбинации следов накопленного опыта, которые никогда не встречались ранее ни в жизни данного субъекта, ни в опыте предшествующих поколений. В этом и только в этом смысле можно говорить о своеобразном самоопределении поведения как частном случае реализации процесса самодвижения и саморазвития живой природы. Истинная свобода воли осуществляется только в творческой деятельности человека.

Академик П. В.СИМОНОВ, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

Сейчас детективы пользуются огромной популярностью. Некоторые авторы пишут их в большом количестве, очень быстро. Есть произведения для лёгкого чтения, скорее развлекательной направленности, но среди классических образцов вы сумеете найти действительно содержательные, продуманные, наполненные глубоким смыслом и жизненными реалиями детективы. Вы сами вполне можете попробовать свои силы на писательском поприще и написать детектив. Возможно, вы любите этот жанр, или хотите создать произведение, у которого больше шансов на коммерческий успех. В любом случае, детектив – это хороший выбор. Данный жанр востребован у читателей, в издательствах. Вам потребуется учесть некоторые нюансы, запомнить советы и следовать алгоритму, чтобы упростить задачу.


Как написать детектив? Несколько нюансов и полезных советов
  1. Перед тем, как вплотную приступать к работе, очень важно определить вашу основную цель. Современные авторы зачастую сталкиваются с не очень приятной тенденцией: произведения содержательные, написанные в классическом стиле, поднимающие острые вопросы, к сожалению, далеко не так популярны и востребованы, как хотелось бы их создателям. Сложился своеобразный «поджанр» актуального детектива. Книга должна интриговать, увлекать, но не погружать в излишние размышления, не нести «негатив», не заставлять читателей слишком много думать и расстраиваться. Привлекательный детектив и пугает не всерьёз, а заканчивается непременно хорошо. Герои обычно немного искусственные, поэтому, даже если с ними случается нечто неприятное, это не вызывает беспокойства у читателя. Рассмотрев все эти нюансы, прочитав два-три современных популярных детектива, вы можете принять решение, по какому пути вы пойдёте, создавая свою книгу:
    • напишете коммерческий текст, соответствующий заданному формату, лёгкий и востребованный, для которого будет проще найти издателя;
    • реализуете собственные идеи, подойдёте к процессу творчески, создадите содержательную и глубокую книгу в жанре детектива.
    Оба пути по-своему хороши. Первый тоже имеет право на существование. Вы вполне можете поставить себя на место читателя, проанализировать его стремление отдохнуть, расслабиться, получить больше позитивных, а не отрицательных эмоций. Возможно, вы и сами любите именно такую литературу – тогда вам ещё лучше удастся написать что-то подобное. Идя более сложной дорогой, вы тоже имеете хорошую перспективу. Если писать действительно тщательно, вдумчиво, подходить к делу со всей ответственностью, у произведения есть шанс на успех, как у любой талантливой книги.
  2. Старайтесь учитывать те достижения, которые уже имеются в литературе на данный момент в жанре детектива. Даже если вам больше по душе лёгкое чтение, обязательно выделите время на изучение хотя бы одного произведения Артура Хейли, А.К. Дойля. Наверняка вам и в этих произведениях что-то понравится, вы почерпнёте для себя полезное и новое. Не просто читайте книги, а именно изучайте их по следующей схеме:
    • обращайте внимание на развитие сюжета;
    • выстраивайте логическую цепочку событий (это хорошо делать в виде блок-схемы);
    • анализируйте образы главных героев, второстепенных действующих лиц: обозначьте для себя их основные черты, взаимосвязь, роль в раскрытии идеи, развитии сюжета;
    • соотносите заглавие с темой и идеей произведения;
    • подумайте, легко ли предугадать ход событий, скрытые качества героев;
    • проследите, как раскрывается идея детектива через его содержание, сюжет.
    Все эти наблюдения очень полезны. Безусловно, это не значит, что вы должны подражать известным писателям. Важно ощутить ткань произведения, процесс его создания, логическую последовательность и целостность повествования, увидеть все причинно-следственные связи. Это нужно для вашего опыта, овладения навыком письма, а не подражания или стилизации.
  3. Следите за событиями в современном мире, смотрите новости, читайте газеты. Не забывайте свои личные впечатления, наблюдения, выводы и воспоминания о каких-то интересных ситуациях, участником или свидетелем которых вы оказались. Из всего этого жизненного опыта можно почерпнуть массу важного для создания своего произведения. Чтобы написать книгу детектив, стоит уделять время криминальным новостям, можно иногда смотреть большие документальные фильмы о громких преступлениях, преступниках и их жертвах. Таким образом вы больше узнаете о мире преступников, психологическом портрете убийцы, всевозможных тонкостях и особенностях расследований, распутывании цепочки доказательств, случайных и определяющих сведений, свидетельств. Приобретя такой опыт, пусть и заочный, вы сумеете внести в ваш детектив реалистические детали, приблизить его к жизни.
  4. В процессе чтения, просмотра телевизионных передач вам обязательно будут приходить в голову различные идеи, вопросы. Всё это нужно записывать в отдельную тетрадь, а также кратко отражать там все ваши наблюдения, мнения об увиденном и прочитанном, выводы. В дальнейшей работе эти записи станут для вас прекрасным материалом.
  5. Когда у вас уже сформируются основные идеи, которые вы пожелаете воплотить в вашем детективе, приступите к выбору места действия. События должны развиваться в условиях, с которыми вы сами хорошо знакомы. Не стоит писать о бизнесе или экономических преступлениях, если вы не владеете достаточной информацией в этой сфере. Иначе любой более или менее сведущий читатель увидит вашу некомпетентность, ошибки и несообразности. Когда у вас есть план, интригующий сюжет, но вы никак не можете поменять малоизвестную для вас область, где развиваются события, на другую, следует вплотную заняться её изучением. На это у вас уйдёт больше времени, зато вы напишете действительно интересный и правдоподобный детектив.
  6. Пишите подробный план вашего детектива. Рисуйте схемы, по пунктам планируйте события, их последовательность и взаимосвязь. Особенно тщательно продумывайте сюжетные ходы, повороты, неожиданные и предсказуемые. Используйте приём недосказанности, интригуйте читателя. Вы можете выбрать: сразу раскрыть перед читателем загадку произведения, оставляя в неведении героев, или же заставить читателя вместе с действующими лицами распутывать сложный клубок. Во втором случае будет достигнут хороший «эффект присутствия»: читатель как бы ощутит себя одним из персонажей. Но и приём раскрытия загадки тоже используется, правда, для этого нужно уже овладеть писательским мастерством слова, иначе читателя будет трудно удержать за книгой.
  7. Уделяйте внимание системе действующих лиц. Они должны быть разными, обладать индивидуальными чертами характера. Каждый герой в хорошем детективе несёт свою нагрузку, играет важную роль. Наделите персонажей особенностями речи, внешности, внутреннего мира. В продуманной системе персонажей все герои на своих местах, ни одного нельзя убрать.
  8. Вырабатывайте собственный стиль, не подражайте великим авторам. Пусть ваше произведение не будет столь идеальным, но его самобытность непременно привлечёт читателей.
  9. Много работайте с текстом. Перечитывайте несколько раз каждый фрагмент, исправляйте, вырезайте лишнее и дополняйте новыми деталями. Обращайте внимание на мелкие подробности, описывайте нюансы, увлекайте читателя.
  10. Не забывайте о динамизме повествования. Концентрируйте события, добавляйте диалоги, не увлекайтесь обширными отступлениями и авторскими комментариями.
Пишем детектив. Алгоритм
Как написать детектив, который будет правдоподобным, увлекательным и содержательным? Следуйте советам, работайте по алгоритму и не жалейте времени на редактирование текста.
  1. Учитывайте сложившуюся традицию в жанре детектива, достижения известных авторов.
  2. Набирайтесь опыта: наблюдайте, читайте, смотрите новости и документальные фильмы.
  3. Записывайте все интересные факты, свои впечатления и выводы.
  4. Продумывайте не только сюжет, но и место действия, условия.
  5. Тщательно формируйте систему персонажей, их связи, взаимоотношения, индивидуальные черты.
  6. Следите за динамизмом повествования.
  7. Детектив должен быть логичным, но не предсказуемым.
  8. Увлекайте, интригуйте читателя: насыщайте произведение недосказанностью, загадками.
  9. Много работайте над текстом: шлифуйте, исправляйте, сокращайте, дополняйте новыми деталями.
  10. Обязательно на некоторое время оставляйте работу, а затем возвращайтесь к ней вновь: так вы сможете объективно взглянуть на текст.
  11. Постарайтесь внести в детектив нечто, что поможет вашим читателям в сложной ситуации, станет полезным.
Пишите с удовольствием, искренним увлечением, но и не забывайте о чёткости, динамизме, логичности.

Давненько мы не ныряли в беспросветные пучины жанровой литературы, не упивались серым однообразием, а тут как раз появился замечательный повод – на этой неделе я наткнулся в сети на любопытную классификацию детективных сюжетов, с которой и спешу вас сегодня познакомить. И хоть детектив относится к числу моих самых нелюбимых жанров, но приведенная ниже классификация настолько элегантна и лаконична, что прямо просится на бумагу. А уж начинающим знать ее будет тем более полезно.

Напомню лишний раз, что речь пойдет о классическом детективе, фабула которого выстроена вокруг загадочного убийства, а главным двигателем сюжета выступает поиск и вычисление преступника. Итак…

Классификация детективных сюжетов.

1. Каминный детектив.

Это самый что ни на есть традиционный тип детективной истории, в котором произошло убийство и имеется узкий круг подозреваемых. Доподлинно известно, что один из подозреваемых и есть убийца. Сыщик должен вычислить преступника.

Примеры: многочисленные рассказы Гофмана и Э.А. По.

2. Усложненный каминный детектив.

Вариация предыдущей схемы, где так же имеет место загадочное убийство, очерчивается ограниченный круг подозреваемых, но убийцей оказывается кто-то сторонний и обычно совсем незаметный (садовник, слуга или дворецкий). Словом, второстепенный персонаж, на которого мы и не могли подумать.

3. Самоубийство.

Вводные те же. На протяжении всего повествования сыщик, подозревая всех и вся, безрезультатно ищет убийцу, а в финале неожиданно выясняется, что жертва просто свела счеты с жизнью, убила сама себя.

Пример: Агата Кристи «Десять негритят».

4. Групповое убийство.

Сыщик, как и всегда, наметил круг подозреваемых и пытается вычислить преступника. Но в числе подозреваемых нет одного убийцы, потому что жертву убили все, совместными усилиями.

Пример: Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе».

5. Живой труп.

Произошло убийство. Все ищут преступника, но оказывается, что убийство так и не состоялось, а жертва жива.

Пример: Набоков «Подлинная жизнь Себастьяна Найта».

6. Убил сыщик.

Преступление совершает сам следователь или детектив. Возможно, по соображениям справедливости, а может быть, потому что он – маньяк. Между прочим, нарушает заповедь №7 из знаменитых .

Примеры: Агата Кристи «Мышеловка», «Занавес».

7. Убил автор.

Вводные практически ничем не отличаются от вышеназванных вариаций, однако схема подразумевает, чтобы главный герой был самим автором повествования. А в финале неожиданно выяснится, что он-то и убил несчастную жертву. Эта схема, примененная Агатой Кристи в «Убийстве Роджера Экройда», поначалу вызвала настоящий гнев критиков, т.к. нарушала первую и главную из 10 детективных заповедей Рональда Нокса : «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом мыслей которого читателю было позволено следить ». Однако впоследствии прием был назван новаторским, а роман признан настоящим шедевром жанра.

Примеры: А.П. Чехов «На охоте», Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда».

Дополнение.

В качестве бонуса приведу еще три дополнительные оригинальные схемы, употреблявшиеся считанное число раз, но наглядно расширяющие приведенную классификацию:

8. Мистический дух.

Введение в повествование некой иррациональной мистической силы (мстительного духа), которая, вселяясь в персонажей, совершает убийства их руками. В моем понимании, такое нововведение уводит историю в смежную область фантастического (или мистического) детектива.

Пример: А. Синявский «Любимов».

9. Убил читатель.

Пожалуй, самая сложная и каверзная из возможных схем, в которой писатель стремится выстроить повествование так, чтобы в финале читатель с удивлением обнаружил, что именно он совершил загадочное преступление.

Примеры: Дж. Пристли «Инспектор Гули», Кобо Абэ «Призраки среди нас».

10. Детектив Достоевского.

Феномен романа Достоевского «Преступление и наказание », который, несомненно, имеет детективную основу, заключается в разрушении традиционной схемы детектива. Мы уже заранее знаем ответы на все вопросы: кого убили, как и когда, имя убийцы и даже его мотивы. А вот дальше автор ведет нас темными, нехожеными лабиринтами осознания и осмысления последствий содеянного. И это то, к чему мы не привыкли совершенно: простейшая детективная история эволюционирует в сложную философско-психологическую драму. В общем, это замечательная иллюстрация старого высказывания: «там, где посредственность заканчивает, гений только начинает ».

На этом все на сегодня. Как всегда, с нетерпением жду ваших отзывов в комментариях. До скорой встречи!