Раскольников и вечная сонечка. Сочинение на тему Сонечка, вечная Сонечка пока мир стоит (по роману Ф



Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» написан в 1866 году на основе современных событий как «психологический отчёт об одном преступлении». Главный герой этого произведения – бывший студент юридического факультета Родион Романович Раскольников. Название романа говорит о том, что в центре книги психологическая жизнь и судьба этого человека.

Раскольников совершает преступление, убив старуху процентщицу, и в эпилоге отбывает наказание на каторге. Но ещё большим наказанием для него является разъединение с людьми, муки совести и сознание своей несостоятельности как великого человека.

Центральная идея романа – это мысль о воскресении души, о возрождении её к новой жизни. Если бы рядом с Раскольниковым не оказалось Сони Мармеладовой, он не смог бы воскресить себя для новой жизни.

В конце романа правда Сони становится и правдой героя.

Перед нами психологическое и идеологическое произведение, в котором у каждого из героев «особая точка зрения на мир и на самого себя», по выражению литературоведа М. М. Бахтина. Каждый герой Достоевского живёт в соответствии со своей идеей. Идея Раскольникова – это право гордого человека на преобразование мира, на устранение в нём страдания. Идея Сони в бесконечной любви к ближнему, в «ненасытимом сострадании» и самопожертвовании, в вере в Бога, который «не допустит» больше страдания, чем может человек вынести.

Достоевский убеждён, что человек не имеет права требовать счастья. Счастье не даётся так просто, его надо заслужить страданием.

Образ Сонечки несёт в себе основную идею романа. Эта героиня является нравственным идеалом автора.

Рассмотрим, почему в произведении Достоевского Сонечка названа «вечной».

Впервые об этой девушке мы узнаём из рассказа её отца Семёна Захаровича Мармеладова. После «пробы» Раскольников покидает квартиру будущей своей жертвы «в решительном смущении». Он сознаёт, что задуманное убийство «грязно, пакостно, гадко», и заходит в распивочную. Здесь он и выслушивает историю семьи бывшего чиновника Мармеладова. Родная дочь этого спившегося и опустившегося человека вынуждена была пойти по жёлтому билету, чтобы спасти голодных детей. Подтолкнула её к этому мачеха Катерина Ивановна, «великодушная, но несправедливая», «дама горячая, гордая и непреклонная». Когда в очередной раз дети начали плакать от голода, Катерина Ивановна стала упрекать Соню в «дармоедстве». Кроткая падчерица тихо спросила: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое пойти?» Больная чахоткой мачеха, «при взволнованных чувствах», «при плаче детей, не евших», сказала «в пересмешку», «более ради оскорбления, чем в точном смысле»: «А что ж … чего беречь? Эко сокровище!» Тогда-то бедная девушка и вышла в первый раз на улицу, а через некоторое время принесла мачехе 30 целковых как знак того, что она предала себя ради своих домашних.

Уже тогда, слушая болезненное повествование Мармеладова о дочери, Раскольников, ещё не убивший старуху, а только замышляющий страшное преступление, решает, что расскажет обо всём только Соне. Уже тогда он решает, что девушка его поймёт и не оставит.

После посещения нищенского угла Мармеладовых молодой человек испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, он осуждает бедных людей, доведённых до крайней нищеты: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако же, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец – человек привыкает!» Но с другой стороны, он ощущает сострадание к этим униженным и оскорблённым, которым больше «некуда идти». В нём возникает желание изменить мир, желание действовать, и все свои нравственные колебания он называет «предрассудками», «страхами напускными»: «… и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»

На следующий день после знакомства с Мармеладовым Раскольников получает письмо матери. Из него он узнаёт, что его родная сестра Дуня решает выйти замуж за респектабельного, обеспеченного адвоката Лужина. Молодой человек понимает, что сестра жертвует сбой ради его благополучия. В его размышлениях возникает образ «вечной Сонечки» как символ самопожертвования ради близких: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Создавая образ «вечной Сонечки», автор огромное значение придаёт портрету своей героини. Впервые облик этой хрупкой девушки возникает в исповеди её отца: «…безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое».

Три портретные детали создают евангельские мотивы и заставляют видеть в героине прообраз Божьей Матери. Во-первых, это фамильный большой драдедамовый зелёный платок, которым Соня укрылась, вернувшись с улицы. Это символическая деталь. Зелёный цвет – это цвет Богородицы. Драдедам – тонкое сукно. Это слово по звучанию напоминает Notre Dam - французское наименование Богородицы. Во-вторых, «бурнусик» - «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому». Такую одежду носили во времена Христа. Но самая важная деталь – психологическая. Когда Мармеладов приходит к дочери просить денег «на похмелье», подробно описывается взгляд Сони: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!» Соня не осуждает своего отца за грех, она бесконечно любит его и сострадает своему заблудшему отцу. Взгляд Сони – это взгляд Богородицы, которая с небес смотрит на людей и тоскует об их душе.

Впервые раскольников видит Соню у постели умирающего отца. Девушка в «грошовом наряде», но «разукрашенном по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире с ярко и позорно выдающеюся целью». Только перед смертью понял Мармеладов, как неизмеримо виноват он перед дочерью, когда увидел её «приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом». Только перед смертью попросил он прощения у дочери.

Портретная деталь – «замечательно голубые глаза» - подчёркивают внутреннюю красоту Сони.

Если первый портрет передаёт ненормальность, неестественность, уродливость существования девушки, то второй портрет, данный в эпизоде её посещения квартиры Раскольникова, раскрывает внутреннюю сущность «вечной Сонечки». Истина открывается в размышлениях Родиона Романовича о судьбе девушки: «Весь этот позор, очевидно, коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце». во втором портрете выделяется «детскость» героини. Перед нами «скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом».

Центральное место в романе занимает эпизод чтения Евангелия. Соня по просьбе Раскольникова читает ему о воскресении Лазаря. Передавая волнение девушки, читающей самое дорогое и сокровенное, автор приоткрывает перед читателями главную тайну её жизни – надежду на воскресение. Молодому человеку не удалось сделать Соню своей единомышленницей. Хрупкая и маленькая Соня оказалась сильной духовно и стойкой. В этой сцене внутреннюю силу своей героини автор передаёт с помощью портретных деталей: «слабенькая грудь её вся колыхалась от волнения»; «вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него», «кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством», «маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей матери, сестры, друга. читая роман, осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя. Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в "Преступлении и наказании" много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Мармеладовы. Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с голубыми замечательными глазами. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасла Раскольникова. Да, Соня - "блудница", как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - "несколько, книг содержания романтического", видящая вокруг себя только пьяные ссоры, болезни, разврат и горе человеческое?

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью.

Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. Читая Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...." Тронутый сочувствием Сони, Родион «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

Жертвенность, вера, любовь и целомудрие - вот качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее.

Возможно это вас заинтересует:

  1. «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем...

  2. Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой. Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну. Заметим, что...

  3. Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание -- одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя...

  4. Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней...

  5. Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них - проблема...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 557 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 771 просмотров
    • - 8 698 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Любите человека и во грехе его, ибо сие
уже подобие божеской любви и есть верх
любви на земле...
Ф. М. Достоевский

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показан путь героя от преступления к наказанию через раскаяние, очищение к воскрешению. Ибо пока живет человек, в нем будут жить добро и зло, любовь и ненависть, вера и безбожие. Каждый герой не просто литературный образ, а воплощение какой-то идеи, воплощение определенных принципов.

Так, Раскольников одержим идеей о том, что ради счастья одних людей можно уничтожать других, то есть идеей об установлении социальной справедливости насильственным путем. Лужин воплощает собой идею экономического хищничества, исповедует философию приобретательства. Соня Мармеладова — воплощение христианской любви и самопожертвования.

«Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль слышатся в этом горьком раздумье Раскольникова! Побеждает в романе не хитрый и расчетливый Лужин со своей теорией «возлюби себя самого», не Раскольников с теорией вседозволенности, а маленькая скромная Соня. Автор приводит нас к мысли о том, что вседозволенность, эгоизм, насилие разрушают человека изнутри и только вера, любовь и страдание очищают.

Среди нищеты, убогости и разврата душа Сони осталась чиста. И кажется, что такие люди живут для очищения мира от грязи и лжи. Везде, где появляется Соня, в душе людей загорается искра надежды на лучшее.

Соня сама еще ребенок: «очень молоденькая, похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным... но запуганным лицом». Но она взяла на себя заботу об отце, о Катерине Ивановне и ее детях, о Раскольникове. Соня помогает не только материально — она прежде всего пытается спасти их души. Героиня никого не осуждает, верит в лучшее в человеке, живет по законам любви, убеждена, что, совершив преступление, надо покаяться перед собой, перед людьми, перед землей своей. Соня нужна всем. Соня нужна Раскольникову. «Ты мне нужна», — говорит он ей. И Сонечка следует за ним даже на каторгу. Показательно, что все каторжане любили ее. «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили они ей. Материал с сайта

«Вечная Соня» — это надежда. Ее Евангелие под подушкой Раскольникова — это надежда. Надежда на добро, любовь, веру, на то, что люди поймут: вера должна быть в душе каждого человека.

«Вечная Соня»... Такие, как она, «предназначены начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю».

В нашем мире невозможно без таких людей. Они дают нам веру и надежду. Они помогают падшим и заблудшим. Они спасают наши души, помогая вырваться из «грязи» и «холода».

Соня — «вечная», ибо любовь, вера, красота вечны на нашей грешной земле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 59.

Ульяновской области г. Ульяновска.

Литература 10 класс.

«Сонечка…

Вечная Сонечка

подготовила

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

г. Ульяновск

Тема: «Сонечка… Вечная Сонечка!»

Цели урока:

Обучающие:

    определить, в чем заключается "правда” Сони Мармеладовой;

    проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление” Сонечки;

    как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через "правду” Сонечки;

    осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Развивающие:

    формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-следственные связи; работать с текстом;

    развивать творческие способности учащихся и устную речь;

    расширять кругозор.

Воспитывающие:

    воспитание нравственных понятий (любовь, жалость, сострадание, вера);

    совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.

Задачи:

    показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок;

    проанализировать сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества;

    воспитывать толерантность к разным вероисповеданиям.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Стало привычным говорить о тургеневских женщинах. Но какой стихийной мощью протеста наделены женские образы Ф.М. Достоевского.

Большое место в его романах уделяется женской теме, так как Федор Михайлович считает, что именно в женщине заключена высокая нравственная сила, способная изменить жизнь к лучшему. Все симпатии писателя на стороне тех героинь, которых гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство. Его героини непокорны, они не смирились с действительностью.

В романе «Преступление и наказание» женские образы помогают не только более полно понять главного героя Родиона Раскольникова, но и помочь ему по-новому осмыслить жизнь.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня наш урок будет посвящен Соне Мармеладовой, так как именно она, по мысли Ф. Достоевского, является чуть ли не главным персонажем после Раскольникова.

«Сонечка … Вечная Сонечка!»

Как вы понимаете эту фразу?

(Вечная – значит существующая всегда. В этих словах заключен символ. Вечная Сонечка – символ жертвенности и страдания человеческого.)

3. Работа с эпиграфом.

Женщина … если достойна того нравственно,

Всем равна, равна королям.

Ф.М. Достоевский.

Что вкладывает в понятие нравственности Ф.М. Достоевский?

(Ф. Достоевский вкладывает в понятие нравственности вечные христианские заповеди, которые должны вести человека по жизни.)

Что значит выражение «равна королям»?

(Король – это властитель, значит «равна королям» - власть имущая.)

На уроке мы должны выяснить: достойна ли нравственно Соня Мармеладова, чем жертвует она и во имя кого, «равна ли она королям»?

4. Замысел создания образа Сони Мармеладовой.

Выступление группы «Исследователи».

1) Образ сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Ф. Достоевский, очевидно, вначале предполагал подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла».

В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой».

«Пьяная с рыбой» - это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья».

2) Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателями такой, как в окончательном тексте романа, - воплощение христианской идеи: «Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения». Жизнь для Сони немыслима без веры в Бога и бессмертия души: «Что я без бога-то была». Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал также Мармеладов.

Замысел ф. Достоевского относительно сони изменился, потому что «пьяная с рыбой» - это падшая женщина, опустившаяся нравственно. Он решил показать женщину, озаряемую ореолом чистоты и даже святости. Торгуя своим телом, она зарабатывала деньги, чтобы прокормить голодных детей Катерины Ивановны. Контраст ее чистого духовного облика и грязной профессии, страшная судьба девушки-ребенка – веское доказательство преступности общества.

5. Психологический портрет Сони Мармеладовой.

Выступление психологов.

В романах Ф. Достоевского каждая деталь, каждый штрих, каждое имя собственное имеют свое значение. У Достоевского «надо считаться даже со знаками препинания».

1) Собственные имена отражают личность его героев.

Соня Мармеладова.

София – «мудрость», «слушающая Бога», помогающая людям.

Фамилия Мармеладова противопоставляется фамилии Раскольникова. Мармелад – сладкая вязкая масса, имеющая способность сцеплять в единое целое. Соня как бы склеивает отдельные половинки души Раскольникова в единое целое. Фамилия указывает на цельность натуры Сони.

2) О внутреннем мире героев мы узнаем не только из описания их поступков, чувств, переживаний. Достоевский – мастер психологического портрета, он раскрывает нам портрет личности, состоящий из поступков и мыслей, скрывающихся за лицом.

Соня Мармеладова – тоненькая, хрупкая, робкая девушка, маленькое, голубоглазое, со светлыми вьющимися волосами создание. Она вся такая светлая, чистая, нежная, покорная.

Когда Соня сердится, она похожа на маленькую птаху. Но чуть только Раскольников посмел усомниться в господе, её глаза засверкали гневом и проснулось то упоительное сознание могущества собственной души во главе с Богом.

Словосочетание «сверкают гневом» Ф.М. Достоевский употребляет не зря, так как только у людей, одержимых идеей, верой, могут от гнева сверкать глаза. Сколько страсти в ее лице, когда касаются веры в Бога. Эта девочка «со скромною приличною манерой», с ясным, но как будто несколько запуганным лицом обладает огромным терпением и нравственной силой.

Больше всего в лице Сони привлекают внимание глаза, ясные, голубые. Голубой цвет символизирует постоянство, преданность, мир, правду. Ясные глаза символизируют чистоту души. Все эти качества в Сонечке есть. Она в свои 18 лет похожа на ребенка. А с образом детей в романе связана важная смысловая линия. Именно в них явлено все лучшее, что есть в человеческой природе. В портрете Сони подчеркнута ее детскость, беззащитность, хрупкость и большая нравственная сила: «…худое, бледное и измученное лицо».

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами … выражение лица доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

6. Путь Сони Мармеладовой до встречи с Родионом Раскольниковым.

Каким путем шла Соня до встречи с Раскольниковым?

Софья Семеновна Мармеладова – дочь чиновника, человека, опустившегося до крайности, доведенного нищетой до того, что ему «некуда больше идти». Воспитания и образования Соня не получила. Она пытается зарабатывать деньги честным трудом, но этого не хватает даже на еду. Эта скромная девушка ради выживания семьи вынуждена торговать своим телом. Она получает «желтый билет», поэтому с семьей ей оставаться нельзя. Сонечка стыдится своей профессии, считает себя великой грешницей. Приходит к Катерине Ивановне и отцу только в сумерки. Живет в страшной нищете на квартире у Капернаумова. «Бог, Бог не допустит …» - единственное, что служит этой девушке опорой и защитой в жизни. Но и на самом «дне» жизни Соня сохраняет нравственную чистоту, продолжает жить ради своей семьи.

7. Аналитическая беседа с выборочным чтением текста.

Путь Сони Мармеладовой после встречи с Раскольниковым.

Почему именно к Соне пришел Раскольников после совершения преступления?

Раскольников ищет союзника, родственную душу. А Соня, по его мнению, тоже переступила, загубила свою жизнь. Он считает, что идти ей больше некуда. Раскольников думал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос.

Что же увидел Раскольников? Что его так поразило?

Эта встреча пробуждает в нем любопытство. Соня по-иному смотрит на жизнь, видит хорошее в людях, жалеет их, пытается понять.

«Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука. Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое-то ненасытное страдание, если можно так выразиться, изобразилось во всех чертах лица ее».

Какие вопросы задает Раскольников Соне? Зачем?

Вопросы Раскольникова доводят Соню до исступления. Весь разговор идет на надрыве, на пределе человеческих возможностей. Раскольников специально мучит Соню, чтобы испытать глубину ее «человеческого терпения», ее стойкости, истоки которой ему непонятны.

Что привлекло Раскольникова в Соне?

Раскольникова привлекла в Соне сила, позволяющая ей жить.

В чем источник этой силы?

В заботе о чужих детях и их несчастной матери. Раскольников не мог понять, откуда у Сони такая сила и чистота духа при такой страшной жизни. Его мучит вопрос: почему она так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума? Все это кажется ему странным. Он увидел необычность, неординарность Сони, которая, по его теории, принадлежит к разряду обыкновенных людей.

«…Все-таки для него составляло вопрос: почему она так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду? Конечно, он понимал, что положение Сони есть явление случайное в обществе, хотя, к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное…»

«Что же поддерживало ее? Не разврат же? Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце; он это видел; она стояла перед ним наяву…»

« Но неужели ж это правда, - воскликнул он про себя, - неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется, наконец, в эту мерзкую, смрадную яму?...»

Раскольников продолжает испытывать Соню, пристально всматривается в нее. «Юродивая! Юродивая!» - твердил он про себя.

Что он вкладывал в понятие «юродивая»?

Юродивая – значит безумная или принявшая вид безумной.

Когда Раскольников увидел кроткие голубые глаза Сони, сверкающие огнем, и маленькое тело, дрожащее от негодования и гнева, - все это показалось ему невозможным. Человек, живший во имя других, забывая о себе, казался юродивым в мире, где творится зло и несправедливость.

Почему Раскольников преклонился перед этой маленькой, робкой, испуганной девушкой?

« Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился,» - сказал он как-то дико и отошел к окну…»

Раскольников поклонился Соне-страдалице, жертве – всему страданию человеческому. Он посадил опозоренную, растоптанную, изгнанную девушку рядом с матерью и сестрой, считая, что оказал им честь.

Раскольников считает, сто Сонечка приносит себя в жертву какому-то ненасытному страданию и всегда «голодному божеству». «Вечная Сонечка», пока мир стоит, жертва, ужас которой тем бездоннее, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет, не исправляет. Как символ вечной жертвенности понимает Соню Раскольников. Соня погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь?

8. Составление опорной схемы-конспекта «Соня Мармеладова».

Согласны ли вы с Раскольниковым, что Соня погубила себя, но никого не спасла?

«Солнцу прежде всего надо быть солнцем…»

Соня.

Мармеладов Раскольников

Каторжане

Катерина Ивановна

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть. Таким солнцем является Соня Мармеладова, она греет своим теплым светом души людей. Хотя, на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты, ее место у подножия, на панели. Соня не только излучает добро и сострадание, она помогает страждущим. Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее жить по «желтому» билету. Но после совершения греха «Катерина Ивановна … подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела…» За истощенных голодом детей, которые благодаря Соне получили возможность выжить, за себя, смертельно больную, которой в тяжелую минуту жизни все-таки помогли, благодарила падчерицу Катерина Ивановна. Даже за мгновение до своей смерти она искренне жалела ее: «Иссосали мы тебя, Соня…»

Сонина жертва теплотой проникает в душу отца. Она пробирает его совесть, проявляя бесконечное сострадание, отдавая ему свои последние «греховные» гроши на его непристойное пьянство в трактире. После гибели отца и смерти мачехи Соня заботится о детях. Благодарны ей не только дети, но и люди, окружающие ее, которым такой поступок кажется воистину христианским, и даже грехопадение в этом случае кажется святым.

Солнечные лучи Сониной души спасли и помогли возродиться Раскольникову.

9. Анализ эпизода «Чтение Евангелия Соней» 1 группой аналитиков.

Что же бы я без бога-то была?..

Бог, бог такого ужаса не допустит!..

Эти слова раскрывают всю духовную сущность Сони. Евангельский сюжет про воскресение Лазаря выражает существо ее личности, ее тайну.

Соне тяжело было выдавать и обличать все свое, она не хотела раскрывать тайну души – это единственное, что у нее осталось.

Соня читала сначала тихо и стыдливо, а потом со страстью и силой исповедовала свое убеждение словами Иоанна.

«Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога…»

«Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке… Голос ее стал звонок, как металл, торжество и радость звучали в нем и крепили его».

«… громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы очию сама видела…»

Вопрос учителя.

Почему Соня с таким волнением и дрожью читала притчу о воскресении Лазаря?

Соня верит в то, что представляется совершенно невозможным ограниченному рассудочному взгляду, - она верит в чудо. Вера в воскресение Лазаря, Соня верит в человека. Впоследствии она поверит в воскресение Раскольникова. Она считает, что без веры жить нельзя, нельзя идти дальше через сомнение к покаянию, к любви. Евангельская притча преломляется в судьбах Сони и Раскольникова.

10. Анализ эпизода «Признание Раскольникова в совершенном преступлении» 2 группой аналитиков.

Чем больше Раскольников узнает Соню, тем больше удивляется, с каким терпение и почти безропотно она переносит все тяготы жизни, даже не пытаясь защитить себя. После унизительной и ужасной сцены (попытка Лужина обвинить ее в воровстве) Раскольников задает ей вопрос: «…Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? Как бы вы решили: кому из них умереть?..»

Соня отвечает на вопрос Раскольникова: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Соне не под силу решать такие вопросы, она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость. Соня склоняется перед великим смыслом бытия, иногда не доступным ее разуму. Она просто стремится к жизни, утверждает ее положительный смысл.

Вопрос учителя.

Почему именно Соне Раскольников признается в убийстве?

Раскольников несчастен, измучен, он идет со своими исповедями к Соне с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Как он сам говорит накануне признания: «Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть». Он увидел в Соне именно Человека. У каждого из них своя правда, свой путь. Оба они переступили нормы морали того общества, в котором живут.

Ю. Корякин утверждает, что правда Сони не просто побеждает, а что железная логика Раскольникова оказывается разбитой элементарной логикой Сони. Но для человека, одержимого желанием во что бы то ни стало быть правым, одно из самых унизительных состояний – это когда все хитроумные силлогизмы разбиваются элементарной логикой жизни.

Единственно возможное, естественное, с точки зрения Сони, объяснение мотивов убийства звучит так:

Ты был голоден! Ты … чтобы матери помочь? Да?

Раскольников выставляет различные объяснения. Но все доводы рассудка, прежде казавшиеся ему столь очевидными, отпадают один за другим. Если прежде он верил в свою теорию, то теперь перед Соней, перед ее правдой, вся его «арифметика» рассыпается впрах. В словах Сони нет логики, расчета, нет даже убедительных аргументов. Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым он вынужден согласиться.

Какие чувства испытывает.соня после признания Раскольникова?

Преступник внушает.соне не отвращение, не ужас, а сострадание. Соня употребляет слово «несчастный». Она восклицает: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!..» Несчастнее, а не злее, преступней, отвратительней. Она страстно, мучительно сочувствует Раскольникову и понимает, как он страдает. Соня протягивает крест убийце со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» Раскольников понимает, что теперь Соня навеки с ним.

Почему же побеждает правда Сони?

Основа правды Сони – любовь. Отчужденный от людей, бросивший даже самых близких, Раскольников почувствовал, что ему нужна любовь, что права Соня, говоря: «Ну как же, как же без человека-то прожить!» Соня помогла Раскольникову отыскать в себе человека, воскресила его дух. Поэтому Раскольников духовно воскресает не в результате отречения от своей идеи, а через страдание, веру, любовь. Через судьбу Сони он осознает все страдание человеческое и поклоняется ему.

11. Работа с критикой.

Г.М. Бридленер замечает, что «к нравственному возрождению» через явку с повинной ведет Раскольникова полюбившая его любовью одновременно возлюбленной и сестры Соня».

Можете ли вы согласиться с тем, что Соня любит Раскольникова любовью «возлюбленной и сестры»?

Любовь у Достоевского выступает в качестве основного фактора христианской морали, и ее необходимо понимать в христианском смысле, ибо сказано в Евангелии: «Любовь долго терпит, милосердствует, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Соня не оставляет Раскольникова даже в Сибири. Теперь религиозные убеждения Сони стали убеждениями Раскольникова. Страдания, перенесенные ими, открыли дорогу к счастью, их воскресила любовь. Именно любовь к конкретному человеку приводит героев к духовному воскрешению, «живой жизни». Поэтому можно согласиться с мыслью Бридленера о том, что Соня полюбила Раскольникова любовью сестры в христианском смысле и возлюбленной.

Учитель: Очень важно, что Раскольников полюбил Соню. С одной стороны, она жертва безбожного миропорядка, а с другой – несет идею православного христианства. Любовь Раскольникова несет в себе не земное, а духовное чувство, которое ведет к полному изменению его жизни. Божественное начало, любовь и нравственное сознание победило. Значит, с полной уверенностью мы можем сказать, что Соня спасла и Раскольникова.

Почему каторжане, эти порой жестокие, конченные люди, так полюбили Соню?

Они почувствовали в этой хрупкой девушке большую нравственную силу, доброту, самоотверженность, чистоту и могущество души.

«И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» - говорили эти грубые клейменные каторжане этому маленькому и худенькому созданию…» В солнечный круг Сони входят и каторжане.

Вывод.

По мысли Достоевского, сознательное самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак величайшего развития личности, высочайшего могущества души. Соня не изменила общества, зло по-прежнему существует, но все-таки внесла свой посильный вклад, спасая Катерину Ивановну, ее детей, Раскольникова. И хочется верить, что есть такие люди, которые способны к состраданию, могут подать руку помощи нуждающимся. Соня – олицетворение доброты, самопожертвования, кротости и всепрощения. В ее образе воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в «божий промысел». Солнечные лучи Сониной души спасли и помогли возродиться людям, ее окружающим. Она не только излучала добро и сострадание, но и действительно помогала несчастным и обездоленным.

личности). Раскольниковым на каторгу.

5. Справедливость, честность. Проявляется во всех поступках.

6. Вера в «божий промысел» и людей. Верит в воскресение Лазаря, Раскольникова,

падших каторжан.

7. Нравственная стойкость и сила. Не опустилась нравственно, выйдя на

панель ради семьи.

8. Любовь. Братская любовь к людям (Лиза, каторжане)

Любовь возлюбленной и сестры к Раскольникову.

9. Могущество души. Вера, любовь и понимание людей.

Дорога Сони – христианское смирение,

вечный мир, вечный покой.

Миссия Сони – избавить мир от зла.

Власть имущая = королям.

Достойна ли Соня нравственно?

Можем ли мы утверждать, что Соня равна королям?

Мы можем утверждать, что Соня – властительница мира, так как стремится избавить мир от зла, от боли, врачуя души людей. Ее вера, надежда, любовь помогают жить не только ей, но и ее семье, и Раскольникову.

13. Рефлексия.

Выступление ученицы.

У Сони Мармеладовой прекрасная и чистая душа. Она вынуждена продавать свое тело, чтобы помочь Катерине Ивановне и ее детям, но душа все-таки остается непорочной. Я завидую Раскольникову, потому что рядом с ним девушка, которая пожертвовала частью своей жизни ради его спасения. Соня – необыкновенный человек. Ей легче принять страдание на себя, нежели видеть боль других. У Ф.И. Тютчева есть стихотворение, которое, на мой взгляд, отражает внутреннюю сущность Сони.

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса,

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет.

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя страдать.

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Звучит одноименная опера Эдуарда Артемьева по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Партия Сони.)

Используемая литература.

1. Поурочные разработки по литературе. 10 класс, Москва «Вако»,2003 г.
2. Белов С.В. Герои Достоевского.- «Нева», 1983, №11, с195-200
3. Адреса в ИНТЕРНЕТ

Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание » - это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение - неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет, но в то же время это пример активного действия во имя спасения погибающих. У нее нет ничего, кроме своего тела, и поэтому единственно возможный для нее способ спасти от голодной смерти маленьких Мармеладовых - это заниматься проституцией. Семнадцатилетняя Соня сама сделала выбор, сама решила, сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне, слова которой были последним толчком, приведшим Сонечку на панель. Поэтому ее душа не ожесточилась, не возненавидела враждебный ей мир, грязь уличной жизни не коснулась ее души. Ее спасает бесконечное человеколюбие. Вся жизнь Сонечки - это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям, как вечный родник, питает ее измученную душу, дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Она даже думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Раскольников тоже считал, что «справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она думала о «них» - голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение - главное в характере Сони.

Раскольников считает, что жертва Сони напрасна, что никого она не спасла, а только себя «загубила». Но жизнь опровергает эти слова Раскольникова. Именно к Соне приходит Раскольников исповедаться в грехе - в совершенном им убийстве. Именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в раскаянии и страдании. Она считает, что ни один человек не в праве лишить жизни другого: «И кто меня судьей поставил: кому жить, кому умереть?» Убеждения Раскольникова ужасают ее, но она не отталкивает его от себя. Великое сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить загубленную душу Раскольникова. Соня спасает Раскольникова, ее любовь воскрешает его к жизни.

Любовь помогла Соне понять, что он несчастен, что, при всей видимой гордости, он нуждается в помощи и поддержке. Любовь помогла перешагнуть через такую преграду, как двойное убийство, чтобы попытаться воскресить и спасти убийцу. Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу. Любовь и жертва Сони очищают ее от позорного и печального прошлого. Жертвенность в любви - вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Спасение для себя и для Раскольникова Соня находит в вере в Бога. Ее вера в Бога - это ее последнее самоутверждение, дающее ей возможность делать добро во имя тех, кому она себя приносит в жертву, ее довод в пользу того, что жертва ее не будет бесполезной, что жизнь скоро найдет свой исход во всеобщей справедливости. Отсюда ее внутренняя сила и стойкость, помогающие пройти «круги ада» ее безрадостной и трагической жизни. О Соне можно говорить много. Ее можно считать героиней или вечной мученицей, но не восхищаться ее мужеством, ее внутренней силой, ее терпением просто невозможно.

(4 votes, average: 5.00 out of 5)