Смысл жизни в том что его нет. Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук


Главным вопросом, которым люди задавались во все времена, звучал так: «Какой смысл жизни человека?». Он возникает потому, что хочется знать, откуда пришел человек, кем он был создан, ради чего он существует и к чему должен прийти в итоге. Смысл жизни всегда интересовал умы светил философии. Однако и психологи теперь отмечают важность данного вопроса, на который обязательно должен быть найден ответ.

Смысл жизни позволяет человеку понять свое место. Понимая, откуда индивид пришел, ради чего должен жить и к чему в итоге обязан прийти, человек знает свое место, что помогает определиться, успокоиться и даже начать жить в соответствии со своим предназначением.

Можно сказать, что позволяет человеку становиться счастливым. Ведь пока не знаешь, ради чего жить, не знаешь, что делать и чем себя радовать, чтобы испытывать чувство удовлетворения.

Вопрос о смысле жизни возникает у человека в голове лишь тогда, когда он немного теряется, сталкивается со стрессом или пугающими ситуациями. Когда человек потерян, он начинает думать о смысле своего существования. И когда он его не находит, тогда возникают различные негативные мысли (например, суицидальные) и меняется личность (меняются качества характера).

Что такое смысл жизни человека?

Интернет-журнал сайт определяет смысл жизни человека в том, ради чего он живет. Это то, ради чего он каждое утро просыпается, встает с кровати, начинает действовать, преодолевает трудности, устраняет ошибки, учится и пр. Во все века пытались найти ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни. Однако на сегодняшний день ответ не найден.

Можно сказать, что у каждого человека смысл жизни свой, что зависит от его психологии, качеств характера и образа жизни. Самое главное – чтобы социальные условия и мир в целом не мешал человеку реализовывать свои ценности. Очень трудно жить счастливо и в соответствии со своим предназначением, когда обстоятельства и окружающие условия различными способами мешают в реализации себя. Вот почему смысл жизни должен в некоторой степени соответствовать тому времени, в котором человек живет.

Определите для себя, как вы хотите жить, и идите по этому пути, которое будет делать вас счастливым. В этом и есть смысл жизни – дать человеку возможность самим выбирать свой путь и быть хозяином своей судьбы.

Философы отмечают, что смыслом жизни для человека становится то, чему он придает важное и значимое значение. Это может быть какая-то вещь, подарок близкого человека, деньги, дети и пр. Вот почему смысл жизни у всех разный – каждому человеку важны различные вещи, люди и явления, на которые он готов тратить свои силы и время.

Цель и смысл жизни

На каждом жизненном этапе у человека меняются смыслы жизни, соответственно, и цели, на которые он тратит свои силы. К примеру, в детстве ребенок считал своим смыслом жизни иметь как можно больше игрушек, однако во взрослом возрасте цели могут измениться, например, на создание семьи.

Следует отметить, что каждое направление имеет свое понимание того, какой у человека смысл жизни. К примеру, религия считает, что смыслом жизни должно быть созерцание, познание самого себя и Бога. Институт брака пропагандирует создание семьи и рождение детей, на которых следует посвятить все свое время. Тенденции моды диктуют мысль о том, что человек должен всегда и везде выглядеть стильно и красиво, что и определяет его смысл жизни.

В каждой сфере, на каждом жизненном этапе смысл жизни человека меняется. Отсюда делаем выводы:

  1. Не следует огорчаться из-за того, что раньше вы стремились к одним целям, а теперь они стали вам неинтересны. Время прошло, и вы видите значимое значение в чем-то другом.
  2. Не паникуйте, что потеряли смысл жизни. Возможно, вы находитесь на этапе переосмысления, когда один смысл сменяется другим.

Одни люди создают семьи, другие – , третьи – занимаются спортом, четвертые – работают и зарабатывают деньги. Каждый живет в соответствии с тем, что он сделал для себя смыслом жизни. И если его это не радует, тогда он ошибся. Следует пересмотреть свои взгляды, чтобы встать на тропу истинного смысла жизни.

Смысл жизни и предназначение человека

Почему еще очень важно понять, какой смысл жизни человека? Когда отвечает себе на данный вопрос, все для него становится ясным. Что именно? То, как жить дальше. Смысл жизни – это цель, конечный пункт, значимость чего-либо. А предназначение – это способ бытия, жизни, которого будет придерживаться человек, чтобы идти к своему смыслу жизни.

Можно сказать, что наличие смысла жизни определяет путь, по которому человек будет идти. Что он будет делать? Какими взглядами руководствоваться? К чему стремиться? Все это определяется тем смыслом жизни, который назначает для себя человек.

Итог

В чем заключается смысл жизни? Этот вопрос становится актуальным, когда человек теряется по жизни. Он находится в депрессии, потерял нечто ценное для себя, скучает и не знает, куда идти дальше. Именно ответ на вопрос о смысле жизни позволяет человеку определиться, что ему делать дальше, к чему стремиться, какие цели достигать. А без этого всего он становится «червяком», который просто не знает, куда ему ползти.

На самом деле нет никакого смысла жизни. Человек является объектом, который составляет часть одного целого под названием «Вселенная». Сам по себе человек – лишь часть целой цепочки, которая поддерживает свое равновесие. Для Вселенной человечество – необходимый элемент своего существования. Это говорит лишь о том, что люди необходимы Вселенной, иначе бы их просто не существовало. Поэтому на уровне инстинктов человеку заложены механизмы, которые будут побуждать его сохранять свое существование: страх смерти, голод, стремление к размножению и т. д.

Смысла жизни не существует. Человеку просто отведен определенный отрезок времени, который он должен прожить. И что он будет делать в этот период, уже не имеет никакого значения. Он может лежать и ничего не делать, а может целыми днями работать – все это не имеет никакого значения, поскольку Вселенной важно лишь то, чтобы человек был жив какое-то время.

Люди сами придумывают смыслы жизни. Точнее сказать, каждому человеку отведен конкретный отрезок времени и дано право решать, как именно он его проживет. Смысл жизни каждого человека заключается в том, что он решит сам для себя: как будет жить, что будет ценить и чем себя увлекать. Люди сами себя развлекают, пока живут. А как именно они это будут делать, уже их право решать, поскольку это не имеет никакого значения для всей Вселенной.

Смыслы жизни люди сами придумывают, чтобы как-то заполнить тот отрезок времени, который они должны прожить. Поэтому смысл жизни – найти такое развлечение для себя, на которое вы будете тратить свое время и силы. Что именно вы выберите, решать вам. Но в любом случае это будет ваш выбор, за который вы и будете отвечать сами перед собой.

Смысл жизни, смысл бытия -- философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»,

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

«Зачем (Для чего) мне жить?».

Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни -- одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Философское видение проблемы:

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого -- душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) -- представители одной из сократических школ греческой философии -- считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков -- невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

До эпохи возрождения смысл жизни гарантировался человеку извне, с Возрождения человек сам определяет смысл своего существования.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям -- людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь -- это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение -- мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века -- Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» -- следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам -- «жизнь до того, как мы её проживём, -- ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» .

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек -- это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», -- что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл -- это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным.

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма -- это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного.

Друзья, предлагаю вашему вниманию размышления специалиста о смысле жизни. Буду благодарен за продолжение дискуссии.
Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Б. С. БРАТУСЬ | 5 ОКТЯБРЯ 2009 Г.

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека - это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: “Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни”. Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место - проблема смысла жизни .

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл - это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой - чтобы написать диссертацию, третий - себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни , исходя из жизни, из ее контекста и ситуации - нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл - это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни - это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение “Четыре года без смерти”. Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте - примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст - это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Помню запись 51-летнего Толстого в “Исповеди”. Он пишет: “две мыши - белая и черная - то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти”.

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают - они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень - это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: “забота у нас такая, работа у нас большая - жила бы страна родная, и нету других забот!” “Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!” И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный “кусок” общности. Он может быть разным - от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически - это одно и то же: жили бы “мои”, жили бы “мы”, “наши”, а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: “Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь” отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот, который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело - в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, - это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная “формула”, связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач - это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, - сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение - центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре - жизнь ребенка, ее смысл. Лечение - это средство, “которое должно пристраиваться ” и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни , возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: “Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого”.

http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/

Вопрос, каков смысл жизни человека, задает себе практически каждый. Смысл жизни, понятие его является одним из центральных в философии или религии. Отсутствие смысла жизни может привести к депрессии и серьезным заболеваниям, поэтому искать ответ на него необходимо. Когда цель жизни пропадает, человек бывает несчастен, теряет интерес к жизни, что осложняет и существование находящихся рядом людей. В поисках жизни со смыслом кто-то обращается к религиозным текстам, кто-то проходит психологические тренинги, кто-то самостоятельно ищет ответ на этот вопрос, изучая трактаты известных философов.

Природа вопроса: какова цель и смысл жизни человека

Многие регулярно задаются вопросом: в чем смысл жизни человека? Необходимость найти ответ на этот вопрос отличает человека от животных. Животные существуют, удовлетворяя лишь определенный набор материальных потребностей – сон, питание, размножение, для некоторых животных важна еще коммуникация или общность. Человек, если не найдет ответа на вопрос: «В чем смысл моей жизни?», не сможет жить по-настоящему счастливо. Поэтому для человека так важны поиски смысла жизни.

Смыслы жизни – это некий компас, который позволяет понимать, что важно для дальнейшего существования, а что – нет. Жизнь со смыслом позволяет осознанно принимать решения в различных ситуациях. Наличие цели у человека делает его существование понятным, наполненным. Когда он знает, чего хочет, то может легко формировать стратегию своего пути.

Потеря смысла жизни, наоборот, ведет к депрессии. Человек может начать злоупотреблять спиртным, чтобы избавиться от грустных мыслей. Если вовремя не найти опору, не понять, в чем смысл жизни человека, можно даже стать алкоголиком. Ведь спиртное или наркотики – это уход от реальности, от необходимости задумываться, формировать собственные цели и ключевые области жизни.

Стоит ли искать смысл жизни?

Не все задумываются о том, как найти смысл жизни. Некоторые даже не размышляют об этом. Ведь есть успешные примеры людей, которые не задумывались о том, как прожить отпущенное им время, и прожили его вполне счастливо. Такого рода люди считают, что не стоит задумываться о наличии смысла бытия, достаточно просто жить и получать удовольствие. Однако это больше похоже на жизнь животных и растений, поэтому к старости, как правило, такие люди становятся глубоко несчастными и начинают переосмыслять свое бытие.

Близко к тем, кто не задумывается, какой смысл жизни человека, стоят те, кто считают, что цель бытия в том, чтобы просто жить. Необходимо просто выполнять свои функции отца или матери, ходить на работу, помогать родителям и так далее. Все так делают. И в этом и есть смысл жизни – просто ее прожить, выполняя свои социальные роли. Но это тоже иллюзия. Ведь человек, например, спит, чтобы восстановить свою энергию, а не для того, чтобы просто спать. Или есть не для того, чтобы наестся, а чтобы также появились силы для дальнейшей работы. Поэтому и смысл жизни не в том, чтобы просто ее прожить, а в том, чтобы что-то сделать, чего-то достичь.

Наконец, есть те, кто не смог легко найти для себя ответ на этот вопрос, считают, что в жизни нет смысла, а значит, и искать его не стоит. В результате эти люди также уподобляют себя растениям и животным, считая, что особого смысла жизни не существует.

Самореализация как жизненная цель

Достаточно популярным ответом на вопрос, какова цель жизни, является самореализация. Такая цель и смысл человеческой жизни означает, что человек достиг определенных успехов в какой-то из сфер жизни – в бизнесе, образовании, политике или каких-либо социальных вопросах. Иными словами, в таком случае жизнь со смыслом заключается в том, чтобы человек оставил определенный след в истории, о его успехах будут помнить и, возможно, даже пользоваться плодами его трудов. Такая мотивация часто присутствует у ученых, которые хотят сделать какое-либо открытие и, таким образом, сохранить память о себе на длительный период.

Однако у данной цели имеется серьезный моральный аспект. Самореализовываться можно по-разному. Ведь известные преступники также самореализовались. Они достигли впечатляющих успехов в своих незаконных делах и операциях. О них тоже помнят, в своей сфере они являются признанными авторитетами. Да и в случаях с учеными, вопрос этики имеет существенное значение. Например, те, кто исследовал строение атома, наверняка хотели просто понять природу устройства мира. В результате же появилась атомная бомба – один из самых страшных видов оружия.

Сохранение здоровья

Некоторые люди, особенно девушки или женщины, делают своим смыслом жизни сохранение красоты. Отвечая на вопрос, в чем смысл жизни женщины, они регулярно посещают различные фитнесс-залы, пользуются услугами врачей косметологов, применяют различные средства для омоложения и так далее. Все чаще начинают вести себя подобным образом и мужчины, уделяя очень пристальное внимание своему физическому здоровью.

Вести здоровый образ жизни, конечно, хорошо. Это действительно дает человеку больше энергии, в результате занятий спортом вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, что создает ощущение постоянно успеха и радости. Люди, которые активно и много уделяют времени своему здоровью, выглядят, конечно, счастливыми, поэтому и кажется, что они нашли свой смысл жизни. Однако это не совсем так. Долгие годы жизни, красивое тело, много энергии – для чего все это? Если только для того, чтобы преумножить эту красоту и здоровье, то это не совсем верно. Ведь каждый человек смертен. И даже самый лучший атлет все равно умрет, как бы он не старался сохранять свою физическую форму. Поэтому со временем все равно возникнет вопрос, а для чего нужно было вести такой образ жизни? Ведь можно было потратить всю эту энергию на что-то другое. Например, на самореализацию в каких-то сферах.

Зарабатывать деньги

В условиях материального мира все более популярным ответом на вопрос, где найти смысл жизни, является – в богатстве и накоплении благ. В результате все больше мужчин и женщин прилагают огромные усилия, чтобы заработать много денег для удовлетворения своих материальных желаний. При этом такие желания имеют свойство постоянно возрастать, человеку требуется еще больше денег и получается этакий замкнутый круг, из которого очень сложно вырваться.

Перед смертью у людей, стремящихся накопить как можно больше денежных средств, появляется серьезная проблема – как поделить наследство. Более того, когда человек, жаждущий материальных благ, достигает старости, многие начинают даже ждать его смерти, чтобы получить доступ к его накоплениям. Это делает его глубоко несчастным.

Забрать же с собой в могилу свои накопления также смысла не имеет, и вот здесь как раз и возникает вопрос, а для чего нужно было столько времени и так тяжело работать? Ведь в процессе зарабатывания материальных благ такие люди многим жертвовали, начиная от внимания собственной семье и заканчивая получением каких-то простых жизненных удовольствий.

Как решался вопрос о смысле жизни раньше?

Вопрос о том, как найти смысл жизни волнует человечество на протяжении многих веков. Уже древнегреческие философы задавались вопросом: есть ли смысл жизни. К сожалению, дать четкого ответа на вопрос как найти смысл жизни, они не смогли, появились лишь несколько концепций, одна из которых – самореализация (ее автор – Аристотель) является популярной до сих пор. Позднее многие ученые пытались найти ответ на вопросы: «Что такое смысл или цель жизни, существует ли общая цель для человечества, должны ли отличаться цели мужчины от женских целей?»

Более четко ответ на вопрос о цели в жизни содержится в религиозных трактатах. Связано это с тем, что основой любой религии является человеческая душа. Если тело смертно, то душа живет вечно, поэтому смысл жизни состоит не в материальном, а в духовном развитии. И если рассмотреть наиболее популярные мировые религии, то можно сделать следующий вывод:

  • Собственное духовное развитие, искупление грехов, подготовка для перехода души в рай.
  • Искупление грехов прошлой жизни, очистка кармы, подготовка души для перехода в новое состояние вечного счастья (ведический аналог жизни в раю).
  • Подготовка к переходу в новую реальность или к реинкарнации (поселению в новое тело), причем переселение в новое тело может произойти как «с повышение статуса», если человек живет хорошо, соблюдает религиозные нормы, уделяет внимание своему духовному развитию, так и с понижением, если нормы нарушаются, и человек ведет неправильный образ жизни.

Духовное развитие

Смысл жизни в развитии души можно по-другому сформулировать, как обучение, прохождение определенной школы. В рамках данной концепции человек должен осуществлять поиск смысла жизни через свое духовное развитие. Причем не только в теории – читая соответствующую литературу, но и на практике. Практика, в данном случае, это форма экзамена. Если человек способен вести себя в соответствии с религиозными заветами, то экзамен будет сдан, и его переведут в следующий класс, где будут более сложные задания, проверяющие духовную силу и устойчивость «ученика».

Конечно, в процессе такого обучения есть, как и в обычной школе, перемены, когда можно отдохнуть, заняться различными приятными вещами. Но потом снова начинается урок, и снова нужно трудиться. Таким образом, философия жизни, как школы, требует значительных усилий. Ведь, постоянное развитие требует постоянных усилий, но, с другой стороны, отношение к трудностям как к урокам значительно облегчает их прохождение. Чтобы преодолеть жизненную проблему, достаточно понять, что человек делает не так, как делать правильно, и жизнь изменится в лучшую сторону. Кроме того, если нет смысла в жизни, всегда можно обратиться к опыту святых, добившихся впечатляющих успехов в своей деятельности.

Подготовка к переходу в новую реальность

Данная концепция говорит, что в процессе своей жизни человек проходит различные испытания, и чем больше он их пройдет, тем выше вероятность, что он будет готов к переходу в новую реальность. В некоторых религиях говорится о том, что существует несколько уровней жизни. Если человек занимается развитием своей души, он переходит на следующий уровень, где у него будут лучшие условия, но и испытания сложнее. Если же развития не происходит, а происходит даже деградация, в результате которой человека переведут в другую реальность более низкого порядка. В христианстве речь идет о рае и аде (если человек ведет себя порядочно, думает о душе, значит, он попадет в рай, а если грешит, то в ад). В ведических трактатах говорится о наличии десяти уровней реальности, на каждом из которых свои испытания и свои условия существования.

Размышления о вечной жизни и новой реальности могут помочь и когда не понятно, что делать, если нет смысла жить. В такой ситуации практически гарантирована депрессия, смысл жизни же не понятно, как обрести. Добиться восстановления желания жить помогают беседы с наставниками, близкими, которые могут подсказать, что делать, если не видит смысла жизни человек.

Как вернуть смысл жизни человеку?

Некоторые девушки, размышляя над вопросом, в чем смысл жизни женщины, предполагают, что в детях. Когда у них появляются дети, они посвящают им всю свою энергию. Однако дети со временем вырастают и становятся самостоятельными. В такой ситуации, многие мамы жалуются на то, что пропал смысл жизни, их ничего не радует, и смысла жить дальше – нет.

Возникает вопрос, как наполнить жизнь смыслом? Поиск смысла жизни начинается с ответа на вопрос: «Какова цель в жизни?». Как определить главную цель? Для начала рекомендуется составить список целей в жизни. Из полученного списка, следует выбрать, какие цели вдохновляют, придают силы, наполняют энергией. Это и будет главной личной целью, которая поможет ответить на вопрос в чем смысл жизни. Однако на этом этапе останавливаться не стоит, постановки целей не достаточно, когда жизнь вдруг перестала быть осмысленной. Необходимо понять, как достичь поставленной цели. Для этого придется понять, как изменить свою жизнь.

Духовные практики также могут помочь человеку, который считает, что нет смысла жить. Психология в таких ситуациях, как правило, не помогает. Она позволяет осуществить постановку целей, но при этом не говорит, как изменить свою жизнь. Размышления о душе, преодоление испытаний позволяют правильно поставить цель жизни, установить приоритеты и найти смысл жизни, как мужчине, так и женщине. Однако справедливости ради стоит сказать, что многим утратившим цель в жизни, тренинги личностного роста помогают менять модель жизни и становиться счастливее.

Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается смысл жизни, следует в первую очередь задумываться о своей душе. Жизнь со смыслом делает ее наполненной, радостной. Однако различные идеи о том, что следует сохранять красоту или копить материальные блага являются ложными, ведь в них нет духовной составляющей, которая и делает человека по-настоящему счастливым. Кроме того, необходимо знать, как правильно поставить цель и как потом ее добиваться. Это позволяет находить ответ на вопросы о том, зачем жить и как жить. Если же человек потерял смысл жизни, поиск цели в жизни может ему помочь. Когда же он поймет, для чего живет, сможет видеть цель, желание жить у него, скорее всего больше не пропадет.