Кто написал картину последний день помпеи. Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова





Холст, масло.
Размер: 465,5 × 651 см

«Последний день Помпеи»

«Последний день Помпеи» страшна и прекрасна. Она показывает, насколько человек бессилен перед разъяренной природой. Поражает талант художника, сумевшего передать всю хрупкость человеческой жизни. Картина беззвучно кричит о том, что нет в мире ничего важнее человеческой трагедии. Тридцатиметровый монументальный холст открывает каждому те страницы истории, повторения которых не желает никто.

… Из 20 тысяч жителей Помпеи в тот день на улицах города погибло 2000 человек. Сколько их осталось захороненными под обломками домов – неизвестно и по сегодняшний день.

Описание картины «Последний день Помпеи» К.Брюллова

Художник: Карл Павлович Брюллов (Брюлов)
Название картины: «Последний день Помпеи»
Картина написана: 1830-1833 г.
Холст, масло.
Размер: 465,5 × 651 см

Российского художника пушкинской эпохи знают как портретиста и последнего романтика живописи, причем не влюбленного в жизнь и красоту, а скорее, как переживающего трагический конфликт. Примечательно, что небольшие по размеру акварели К. Брюллова в период его жизни в Неаполе привозились аристократами из поездок как декоративный и развлекательный сувенир.

Сильное влияние на творчество мастера оказала жизнь в Италии, и путешествие по городам Греции, а так же дружба с А. С. Пушкиным. Последняя кардинальным образом сказалась на видении мира выпускника Академии художеств – на первое место в его работах выходит судьба всего человечества.

Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» , имеющая в своей основе реальные исторические факты.

Город неподалеку от современного Неаполя погиб при извержении вулкана Везувия. Об этом говорят еще манускрипты древних историков, в частности, Плиния младшего. Он рассказывает, что Помпея славилась на всю Италию мягким климатом, лечебным воздухом и божественной природой. Патриции стоили тут виллы, императоры и полководцы приезжали на отдых, превращая город в древний вариант Рублевки. Достоверно известны, что тут был театр, водопровод и римские бани.

24 августа 79 года н. э. люди услышали оглушительный грохот и увидели, как из недр Везувия начали вырываться столпы огня, пепла и камней. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Именно такой момент изображен на холсте К. Брюллова, который вживую увидел улицы древнего города, даже под слоем окаменевшего пепла оставшимися такими, какими они были до извержения. Художник долгое время собирал материалы, несколько раз бывал в Помпее, осматривал дома, ходил по улицам, делал эскизы отпечатков тел людей, погибших под слоем горячего пепла. Многие фигуры изображены на картине в тех самых позах – мать с детьми, женщина, упавшая с колесницы и молодая пара.

Писалось произведение 3 года – с 1830 по 1833. Мастер настолько проникся трагедией человеческой цивилизации, что его несколько раз в полуобморочном состоянии выносили из мастерской.

Что интересно, в картине связаны темы разрушения и человеческого самопожертвования. Первый момент вы увидите в огне, охватившем город, падающих статуях, взбесившейся лошади и убитой женщине, которая упала с колесницы. Контраст достигается бегущими горожанами, которым до нее нет дела.

Примечательно, что мастер изобразил не толпу в привычном понимании этого слова, а людей, каждый из которых рассказывает свою историю.

Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Сыновья, выносящие на руках своего отца, безумно смотрящего в небо и закрывающего рукой глаза от пепла, стараются спасти его ценой своей жизни. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару. Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

Один из них на заднем плане – автопортрет самого Брюллова. Он прижимает к себе наиценнейшее – ящик с красками. Обратите внимание на его взгляд, в нем нет страха смерти, есть лишь восхищение открывшимся зрелищем. Мастер будто остановился и запоминает смертельно прекрасный момент.

Что примечательно, на полотне нет главного героя, есть лишь мир, разделенный стихией на две части. Действующие лица расходятся на авансцене, открывая двери вулканическому аду, а молодая женщина в золотом платье, лежащая на земле – символ гибели утонченной культуры Помпеи.

Брюллов умел работать светотенью, моделируя объемные и живые образы. Важную роль здесь играют одежда и драпировки. Одеяния изображены насыщенными цветами – красным, оранжевым, зеленым, цвета охры, голубым и синим. Контрастирует с ними мертвенно-бледная кожа, которую освещают зарева молний.

Продолжает идею разделения картины свет. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Молнии вспыхивают желтым, даже лимонным, холодным цветом, превращая горожан в живые мраморные статуи, а кроваво-красная лава потоком накрывает мирный рай. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Черные облака пыли, из которых льется не спасительный дождь, а губительный пепел, будто говорят, что спастись не сможет никто. Доминирующий цвет на картине – красный. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Вспышки молний освещают лишь передний план.

Это статья молодой талантливой лирушницы под ником , сотрудницы Муромского историко-художественного музея. Называется статья "Шедевр и трагедия или история одной картины" и посвящена гениальной картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

Мне статья очень понравилась, я ее цитировала, но цитаты читаются редко, и с разрешения автора я помещаю ее целиком в этом посте, немного приукрасив репродукциями картины и музыкальным сопровождением.

Прочтите ее, уверяю, не пожалеете...

Эдвин Мартин - Вивальди Tosco Fantasy


Проходя по залам Муромской галереи, гости Мурома часто замирают в изумлении, у одного невзрачного на первый взгляд экспоната. Это простой черно - белый рисунок в обычной рамке за стеклом. Казалось бы, чем он так привлекает посетителей музея? Однако всмотревшись в его поблекшие черточки, трудно сдержать невольный вздох восхищения. На желтоватой бумаге экспоната изображен знакомый многим с детства сюжет известнейшей картины. Перед гостями эскиз Карла Брюллова к его знаменитому полотну «Последний день Помпеи» - одна из ярчайших жемчужен Муромской галереи!

Редкий музей может похвастаться подобным приобретением в своей коллекции. Порой этот эскиз заставляет удивиться даже гостей из Москвы и Петербурга. А завораживает их не только уникальность старого рисунка, но и притяжение трагического сюжета, переданное гением художника.

И действительно, этот небольшой пожелтевший листок рассказывает зрителям не только о страшной катастрофе древности, но и том, как создавалось величайшее полотно русской живописи.

НАКАНУНЕ ТРАГЕДИИ.

Талантливая кисть Брюллова раскрыла перед нами одну из картин ужасной трагедии Древнего мира. За два роковых дня, 24 и 25 августа 79 года н.э., прекратили свое существование сразу несколько римских городов — Помпей, Геркуланума, Стабии и Октавианума. И виною этого стало пробуждение вулкана Везувий, у подножья которого расположились эти поселения.

Люди давно и по достоинству оценили высокую, ни с чем несравнимую плодородность вулканических почв и начали возделывать их с незапамятных времен. В распоряжении ученых имеются письменные источники о том, что еще более двух тысяч лет назад, вокруг Везувия и на его склонах собирались богатые урожаи.

В начале I в. Везувий был покрыт густым лесом с диким виноградом. На его вершине располагалось заросшее чашевидное углубление — следы древнего кратера, сохранившегося после 300-летнего периода покоя вулкана. В этом кратере в 72 г. скрывался Спартак с восставшими рабами. На его поиск были брошены 3000 солдат во главе с претором Клодиусом Пулькером. Однако Спартак ускользнул от них и вырвался на равнину, окружающую вулкан с севера.

Вулканические пеплы и туфы, плащом покрывавшие пологие склоны Везувия и его окрестности, делали земли вокруг него необычайно плодородными. Особенно хорошо росли кукуруза, ячмень, орехи, пшеница, виноград. Недаром эта область славилась отличными винами

А в начале новой эры область вблизи Неаполитанского залива была еще и излюбленным местом жительства богатых римлян. На севере располагался город Геркуланум, южнее находились Помпеи и Стабия — три своего рода дачных предместья Неаполя. Патрициев привлекал сюда мягкий и теплый климат. А потому эта часть берега залива близ Неаполя была застроена богатыми виллами.

Первые признаки беспокойства Везувия были замечены еще в середине августа 79 года. Но тогда это мало кого озадачило. Подобные сюрпризы замечалось за вулканом и раньше. Последний раз он основательно «побеспокоил» Помпеи 5 февраля 62 года н.э. Мощное землетрясение порядком разрушило город, но это не послужило уроком его жителям. Они не спешили покидать обжитые места. И это не случайно!

Итак, последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.

Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.

Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

ДЕНЬ ГНЕВА БОГОВ.В

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С. Пушкин.

24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Яркое солнце заливало улицы города. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Работали лавки, в храмах курились благовония, а в городском театре готовились к представлению - в этот день должны были состояться очередные бои гладиаторов. Эти красавцы - воины гордо прогуливались по улицам Помпеи, со смехом, читая надписи на стенах домов, которые им оставляли многочисленные поклонницы.

Теперь, спустя почти 2000 лет мы знаем буквально по минутам, что происходило в те трагические дни. И это благодаря двум потрясающим письмам Плиния Младшего - очевидца трагедии.

24 августа, около 2 часов пополудни над Везувием начало быстро подниматься гигантское облако белого цвета с бурыми пятнами. Оно росло и на высоте растекалось в стороны, напоминая крону средиземноморской сосны — пинии. Вблизи вулкана слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено(примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. Строки его письма гласят, что тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски.

Небо внезапно сделалось грозным, облако становилось все темнее и темнее…

За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце, и наступила кромешная тьма. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. В это же время на западных склонах вулкана шли сильные ливни, которые во время извержений случаются часто. Рыхлые пепловые и пемзовые толщи на склонах, „насытившись“ водой, ринулись вниз мощными грязевыми, по-видимому, горячими потоками — лахарами. Три таких потока, следовавших один за другим, накрыли город Геркуланум, располагавшийся на берегу моря, в мгновение ока уничтожив всё живое.

Геркаланум погиб первым, поскольку располагался почти у подножия Везувия. Его жители города, пытавшиеся спастись бегством, погибли под лавой и пеплом.

Судьба Помпей сложилась по-иному. Здесь не было потока грязи, единственным спасением от которого было, по-видимому, бегство; здесь все началось с вулканического пепла, который можно было легко стряхнуть. Однако вскоре стали падать лапилли, потом - куски пемзы, по нескольку килограммов каждый.

Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. На город опустились серные пары; они заползали во все щели, проникали под повязки и платки, которыми люди прикрывали лица, - дышать становилось все труднее... Пытаясь вырваться на волю, глотнуть свежего воздуха, горожане выбегали на улицу - здесь они попадали под град лапилли и в ужасе возвращались назад, но едва переступали порог дома, как на них обваливался потолок, погребая их под своими обломками. . На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову подушкой, так как вместе с пеплом на голову падали тяжелые камни. Некоторым удавалось отсрочить свою гибель: они забивались под лестничные клетки и в галереи, проводя там в предсмертном страхе последние полчаса своей жизни. Однако позднее и туда проникали серные пары.

К тому времени, когда пришедшие в ужас жители осознали всю серьезность и опасность своего положения, улицы были уже погребены под толстым слоем пепла, а он все падал и падал с неба. Мягкий пепел на земле, низвергающийся пепел с неба, сернистые пары в воздухе…

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Некоторые из них решили оставаться в домах, где пепла не было, но дома быстро заполнялись ядовитыми парами, и сотни людей погибали от удушья. Многие нашли свою гибель под развалинами собственных домов, были раздавлены крышами, которые обрушивались под тяжестью пепла.

Последним ударом Везувия по несчастным городам стала огненная стена лавы, навсегда похоронившая некогда цветущие поселения.

Сорок восемь часов спустя вновь засияло солнце, однако и Помпеи и Геркуланум к тому времени уже перестали существовать.. На месте маслин и зеленых виноградников, на мраморных виллах и на всем городе лежали пепел и волнообразная лава. В радиусе восемнадцати километров все было разрушено. Причем пепел занесло даже в Сирию и Египет.

Теперь же над Везувием был виден только тонкий столб дыма, и снова голубело небо…

Однако, не смотря на размах трагедии, из двадцати тысяч жителей Помпеи погибла только две тысячи. Многие жители вовремя поняли, чем им может грозить начавшееся извержение, и постарались побыстрее уйти в безопасное место.

Прошло почти семнадцать столетий. В середине XVIIIвека, люди другой культуры, других обычаев взялись за заступы и откопали то, что так долго покоилось под землей.

До того как начались раскопки, был известен только сам факт гибели двух городов во время извержения Везувия. Теперь это трагическое происшествие постепенно вырисовывалось все яснее и сообщения о нем античных писателей облекались в плоть и кровь. Все более зримым становился ужасающий размах этой катастрофы и ее внезапность: будничная жизнь была прервана настолько стремительно, что поросята остались в духовках, а хлеб в печах. Какую историю могли, например, поведать останки двух скелетов, на ногах которых еще сохранились рабские цепи? Что пережили эти люди - закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло? Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела? Ее нашли под потолком одной из комнат: прикованная цепью, она поднималась вместе с растущим слоем лапилли, проникавших в комнату сквозь окна и двери, до тех пор, пока, наконец, не наткнулась на непреодолимую преграду - потолок, тявкнула в последний раз и задохнулась.

Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. . Некоторых матерей нашли с детьми на руках; пытаясь спасти детей, они укрывали их последним куском ткани, но так и погибли вместе. Некоторые мужчины и женщины успели схватить свои сокровища и добежать до ворот, однако здесь их настиг град лапилли, и они погибли, зажав в руках свои драгоценности и деньги.

"Cave Canem" - "Остерегайся собаки" гласит надпись из мозаики перед дверью одного дома. На пороге этого дома погибли две девушки: они медлили с бегством, пытаясь собрать свои вещи, а потом бежать было уже поздно. У Геркулесовых ворот тела погибших лежали чуть ли не вповалку; груз домашнего скарба, который они тащили, оказался для них непосильным. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. В самом деле, почему скелет собаки сохранился полностью, а останки женщины были раскиданы по всей комнате? Кто мог их раскидать? Может быть, их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа? Возможно, она отсрочила день своей гибели, напав на собственную хозяйку и разодрав ее на куски. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Участники тризны возлежали вокруг стола; так их нашли семнадцать столетий спустя - они оказались участниками собственных похорон.

В одном месте смерть настигла семерых детей, игравших, ничего не подозревая, в комнате. В другом - тридцать четырех человек и с ними козу, которая, очевидно, пыталась, отчаянно звеня своим колокольчиком, найти спасение в мнимой прочности людского жилища. Тому, кто слишком медлил с бегством, не могли помочь ни мужество, ни осмотрительность, ни сила. Был найден скелет человека поистине геркулесовского сложения; он также оказался не в силах защитить жену и четырнадцатилетнюю дочь, которые бежали впереди него: все трое так и остались лежать на дороге. Правда, в последнем усилии мужчина, очевидно, сделал еще одну попытку подняться, но, одурманенный ядовитыми парами, медленно опустился на землю, перевернулся на спину и застыл. Засыпавший его пепел как бы снял слепок с его тела; ученые залили в эту форму гипс и получили скульптурное изображение погибшего помпеянина.

Можно себе представить, какой шум, какой грохот раздавался в засыпанном доме, когда оставленный в нем или отставший от других человек вдруг обнаруживал, что через окна и двери выйти уже нельзя; он пытался прорубить топором проход в стене; не найдя здесь пути к спасению, он принимался за вторую стену, когда же и из этой стены ему навстречу устремлялся поток, он, обессилев, опускался на пол.

Дома, храм Изиды, амфитеатр - все сохранилось в неприкосновенном виде. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках - свитки папируса, в мастерских - инструменты, в банях - стригилы (скребки). На столах в тавернах еще стояла посуда и лежали деньги, брошенные в спешке последними посетителями. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески.

«И СТАЛ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ ДЛЯ РУССКОЙ КИСТИ ПЕРВЫМ ДНЕМ…»

Впервые Карл Брюллов посетил раскопки Помпеи летом 1827 года. История трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы живописца. Скорее всего, именно тогда у него и родился замысел создать монументальную историческую картину.

Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Важным источником сведений послужили для него письма очевидца катастрофы Плиния Младшего к римскому историку Тациту, содержавшие подробности катастрофы.

Брюллов изучал обычаи древней Италии, несколько раз бывал в Неаполе, исследовал разрушенную Помпею, ходил по ее улицам, подробно осматривал дома, сохранившиеся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью. Посещал Неаполитанский музей, где находились поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел, - мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, группа молодых супругов. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния.

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Однако, даже пошатнувшиеся здоровье не прекращает его работы.

И вот родилась окончательная композиция картины.

Толпа в картине разбивается на отдельные группы, по которым зритель постепенно считывает литературный замысел художника - изобразить чувства и поведение людей перед лицом гибели.

Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Мать стремится укрыть детей. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Жених уносит бесчувственную невесту. Немощная мать - убеждает сына не обременять себя, а отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких. Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным.

В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое - ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.

И вот полотно было закончено. Подготовка к работе шедевром заняли шесть лет жизни мастера.(1827-1833гг.) Но и ее успех был грандиозным.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики, и когда потом картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове - с одного его конца до другого. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу; при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения "Последнего дня Помпеи" разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А.С. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н.В. Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего". Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными, и он назвал картину "светлым воскресением живописи. Он (К. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями".

Е. А. Боратынский, сочинил по этому случаю хвалебную оду. Слова из которой -"Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!" - стали в последствии знаменитым афоризмом.

Владелец картины Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году, полотно выставили там, и к нему получила доступ широкая публика.

Примечание .

Примерно так выглядел живописец Карл Павлович Брюллов во время работы над своей картиной. Это автопортрет художника, датированный "около 1833г.". Ему было всего-то 28 лет, когда он приступил к этой работе, и 34, когда закончил картину.

Таким он и изобразил себя на полотне (помните, с ящиком на голове...), лучше всего его можно рассмотреть на первом сверху фрагменте картины.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Именно картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Итальянские мотивы, классическая тематика эпохи Возрождения нашли отражение в работе Брюллова, сделав картину важнейшим полотном творческого пути художника.

«Последний день Помпеи»: история создания картины

79 год нашей эры. Извержение вулкана уничтожает древний город Римской империи. Во время катастрофы погибает более двух тысяч жителей, некоторые – заживо погребены под потоками лавы. Тема Помпеев весьма популярна для творчества начала 19 века. Период между 1748 (открытием развалин Помпеев вследствие археологических раскопок) и 1835 ознаменован множеством произведений живописи, музыкального, театрального искусства, литературы об этом событии.

1827. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Он посещает раскопки. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи» оказался под глубоким впечатлением. Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. Художник детально изучает историю региона, все сильнее прочувствовав тематику погибшего города. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме.


Карл Павлович многократно посещает древний город, беря все детали будущего полотна с натуры. Эскизы, картина очень точно передают вид Помпеев. Местом действия Брюллов выбрал перекресток, известный под названием «улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях прах своих почивших предков. Выбор намеренный, наполненный глубоким символизмом.

Ключевым моментом художник считал необходимость осветить Везувий. Вулкан, ставший причиной трагедии, занимает собой задний план произведения, создает гнетущее впечатление, усиливая монументализм работы. Брюллов рисовал с натуры местных жителей. Многие итальянцы, живущие по окрестностям Везувия, – потомки коренных жителей погибшего города. Сделав эскиз композиции, примерно видя, какой будет картина, художник начал работу над величайшим произведением собственного творческого пути.

1830-33. Работа над произведением, принесшим мировую славу, кипела. Полотно наполнялось жизнью, духом неизбежной погибели. От первоначального эскиза картина отличается незначительно. Немного сместилась точка зрения, стало больше действующих лиц. План действия, идея, стилистическая композиция, выполненная в духе работ эпохи классицизма, – все осталось. «Последний день Помпеи» – действительно монументальное произведение (4,65х6,5 метра).

Картина принесла Брюллову мировую известность. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Отзывы критиков ошеломляли. Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны.

Позднее картину отправили в Париж. Лувр посещали многие великие современники Брюллова, желающие воочию увидеть великолепное полотно. Среди оценивших работу был писатель Вальтер Скотт, назвавший картину необыкновенной. По его мнению, жанр картины «Последний день Помпеи» – настоящий живописный эпос. Такого успеха художник не ожидал. Брюллов стал триумфатором наравне с картиной.

На родину художника, в Петербург, «Последний день Помпеи» отправился в 1834-ом, где находится по сей день.

Описание картины «Последний день Помпеи»

Композиция полотна выполнена по строгим канонам классицизма, однако работа Брюллова – переходной этап по пути к романтизму. Отсюда ярко выраженная тематика трагедии не человека, но народа. Обращение к реальным историческим событиям – еще одна характерная романтическая черта.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Правая сторона картины – сторона вулкана. Раскатистый удар молнии уничтожает статуи. Небо полыхает огненным заревом, предвещая погибель. Посредством резких, темных штрихов художник метафорически показывает «падающие небеса». Летит пепел. Молодой мужчина несет бездыханную девушку (на голове красуется брачный венец). Стихия помешала бракосочетанию. Аналогичную позу принимают сыновья, несущие старика-отца. Вздыбившийся конь сбрасывает всадника. Юноша помогает подняться матери, уговаривая ее бежать.

В центре расположен главный элемент композиции. На земле лежит погибшая женщина, на груди – младенец. Элемент несет главную идею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Очень свойственный романтизму символизм.

Противопоставление жаркому алому пламени заднего фона полотна холодный, «мертвый» свет переднего плана. Брюллов увлеченно играет светотенью, создавая объем, погружая зрителя в происходящее. Российская художественная критика обоснованно считала Карла Павловича новатором, открывшим новую эпоху русской живописи.

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Произведение Брюллова таит множество скрытых смыслов, загадок. Эрудированному человеку важно не только знать, кто написал картину «Последний день Помпеи», но и, какие секреты таит полотно:

  • Стоящий на ступенях художник – автопортрет автора. Брюллов этим элементом показал, насколько глубоко переживает трагедию извержения Везувия, сочувствуя героям полотна;
  • Графиня Самойлова, ближайшая подруга, муза художника – натурщица сразу четырех персонажей картины (мертвая женщина, женщина с ужасом в глазах, мать, закрывающая детей плащом);
  • Название полотна стало фактически крылатым для русского языка. «Помпея» употребляется в форме женского рода единственного числа, но по правилам слово множественного рода;
  • Картина Брюллова многократно упоминалась непосредственно в произведениях классической русской литературы Лермонтовым, Пушкиным, Тургеневым, Гоголем;
  • Среди выживших жертв Помпеи – Плиний Младший, античный историк. Художник изобразил его юношей, помогавшим подняться упавшей матери.

Где находится «Последний день Помпеи»

Изображения не способы передать восхитительный монументализм знаменитого произведения искусства, поэтому непременно приезжайте в Санкт-Петербург! 1895 – полотно становится частью постоянной экспозиции Русского музея. Здесь можно спокойно насладиться великолепным шедевром знаменитого живописца.

Категория

"Последний день Помпеи "- самое известное живописное изображение извержения вулкана Везувий.

24 августа 79 года произошла одна из самых мощных природных катастроф - извержение вулкана Везувий, полностью уничтожившего римские города Помпеи и Геркуланум, располагавшиеся у его подножия.

При взрыве Везувий выбросил огромное раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км, а тепловая энергия, выделенная им, превосходила ту, что выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.

Современники, наблюдавшие событие, описывали его, как страшное, но в то же время и полное мрачной красоты явление грозной природы. Сам Плиний Младший ужасался и восторгался зрелищем, а его дядя, Плиний Старший, наблюдая событие, подплыл слишком близко к месту извержения на корабле и насмерть отравился серными газами.

Многие художники черпали вдохновение, думая о катастрофе. Самой известной картиной на тему извержения Везувия стал «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

Эпическое полотно было написано в 1830—1833 годах после посещения в 1828 году Брюлловым места близ Неаполя, где располагался Помпеи. В Риме, где шедевр выставлялся после написания, он получило множество восторженных откликов, а затем был переправлен в Лувр в Париже. Она принесла Брюллову настоящий успех за рубежом.

«Вечерняя Москва» представляет вашему вниманию 7 интересных фактов о картине :

1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) - в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.

5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.

6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.

7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова , когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной " ". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Слово "успех" недостаточно для характеристики отношения к его картине . Налицо было нечто большее - картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане . Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Все хотели видеть произведение, "о котором говорит весь Рим". В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи " и его авторе. Как некогда чествовали великих мастеров Возрождения, так теперь принялись чествовать Брюллов . Он сделался самым известным человеком в Италии. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали ова-ции в театре. Поэты посвящали ему стихи. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта - считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо.

В 1834 году "" был выставлен в парижском Салоне. Французская Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль . Один из первых биографов Брюллова , Н. А. Рамазанов, рассказывает, что, несмотря на завистливые толки некоторых французских художников, парижская публика преимущественно приковывала свое внимание к "Последнему дню Помпеи " и с трудом и неохотой отходила от этой картины ".

Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе. Еще большее торжество ожидало Брюллова на родине.

Привезенная в Петербург в июле 1834 года и выставленная сперва в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости.

"Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею", - повествует современник. В своем официальном годовом отчете Академия художеств признала брюлловскую картину лучшим созданием XIX века . Широко распространялись гравированные воспроизведения "Последнего дня Помпеи ". Они разнесли славу Брюллова по всей стране, далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали картину . Пушкин писал:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Гоголь написал о "Последнем дне Помпеи " обширную статью, в которой признавал эту картину "полным всемирным созданием", где все "так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего".

Картина Брюллова необычайно высоко подняла интерес к живописи в самых широких кругах русского общества. Непрестанные толки о "Последнем дне Помпеи " в печати, в переписке, в частных разговорах явственно показали, что произведение живописи способно волновать и трогать людей не меньше, чем литература. Возрастание общественной роли изобразительного искусства в России началось именно с брюлловских торжеств.

Историческая живопись , издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. Но даже в тех случаях, когда сюжетом картины являлось не легендарное сказание, а реальное историческое событие, живописцы Академии были, в сущности, очень далеки от исторической достоверности в понимании и трактовке изображаемого. Они не искали исторической правды, потому что их целью было не воссоздание прошлого, а воплощение той или иной отвлеченной идеи. В их картинах исторические лица принимали облик условных "античных героев", независимо от того, изображалось ли событие древнеримской или русской истории.

" прокладывал пути к совершенно иному пониманию и истолкованию исторической темы.

В поисках жизненной правды Брюллов , первым среди русских художников, поставил себе целью воссоздать в картине реальное событие прошлого, опираясь на изучение исторических источников и археологических данных.

В сравнении с фантастической "археологией" предшественников Брюллова этот внешний историзм уже сам по себе был серьезным новаторским достижением. Им, однако же, далеко не исчерпывается значение брюлловской картины . Археологическая достоверность послужила Брюллову лишь средством для более глубокого раскрытия темы, для выражения современного отношения к прошлому.

"Мысль картин принадлежит совершенно вкусу нашего века, который, как бы чувствуя свое страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целою массою", - писал Гоголь, раскрывая содержание "Последнего дня Помпеи ".

В отличие от прежней исторической живописи с ее культом героев и подчеркнутым вниманием к отдельной личности, противопоставленной безличной толпе, Брюллов задумал "" как массовую сцену, в которой единственным и подлинным героем был бы народ. Все основные действующие лица в картине являются почти равноценными выразителями ее темы; смысл картины воплощается не в изображении единичного героического акта, а во внимательной и точной передаче психологии массы.

Вместе с тем Брюллов с намеренной и даже резкой прямолинейностью подчеркивает основные контрасты, в которых выражена идея борьбы нового со старым, жизни со смертью, человеческого разума со слепым могуществом стихии. Этой мысли подчинено все идейное и художественное решение картины , отсюда идут ее особенности, определившие место "Последнего дня Помпеи " в русском искусстве XIX века.

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи ) - старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, - 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей (которых всего было около 30 000) погибли на улицах города во время панического бегства.

Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение. С 1748 года начались археологические раскопки, особенно оживившиеся в первых десятилетиях XIX века. Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Каждое новое открытие становилось сенсацией среди художников и археологов, а трагическая тема ибели Помпеи тогда же была использована в литературе, живописи и музыке. В 1829 году появилась опера итальянского композитора Паччини, в 1834 году - исторический роман английского писателя Бульверлиттона "Последние дни Помпеи ". Брюллов раньше других обратился к этой теме: этюдные наброски его будущей картины относятся к 1827-1828 годам.

Брюллову было 28 лет, когда он задумал писать "". Истекал пятый год его пенсионерства в Италии. За ним уже числилось несколько серьезных работ, но ни одна из них не казалась художнику вполне достойной его таланта; он чувствовал, что еще не оправдал тех надежд, которые на него возлагались.

От Брюллова ждали большой исторической картины - именно исторической, потому что в эстетике начала XIX века этот род живописи считался самым высоким. Не порывая с господствующими эстетическими взглядами своего времени, Брюллов и сам стремился найти сюжет, отвечающий внутренним возможностям его дарования и вместе с тем способный удовлетворить тем требованиям, которые могли быть предъявлены ему современной критикой и Академией художеств.

В поисках такого сюжета Брюллов долго колебался между темами из русской истории и античной мифологии. Он предполагал написать картину "Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда ", а позднее намечал сюжет из истории Петра Великого . Одновременно он делал наброски и на мифологические темы ("Смерть Фаэтона ", "Гилас, похищаемый нимфами " и другие). Но мифологическая тематика, высоко ценимая в Академии, противоречила реалистическим тенденциям молодого Брюллова , а для русской темы он, находясь в Италии, не мог собрать материал.

Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. Самый сюжет был, если и не традиционным, то все же, несомненно, историческим, и с этой стороны удовлетворял основным требованиям академической эстетики. Действие должно было развернуться на фоне античного города с его классической архитектурой и памятниками древнего искусства; мир классических форм входил, таким образом, в картину без всякой нарочитости, как бы сам собой, а зрелище бушующих стихий и трагической гибели открывало доступ романтическим образам, в которых талант живописца мог найти новые, еще не виданные возможности изображения больших чувств, страстных душевных порывов и глубоких переживаний. Не удивительно, что тема увлекла и захватила Брюллова : в ней соединились все условия для наиболее полного выражения его мыслей, знаний, чувств и интересов.

Источниками, на основе которых Брюллов решал свою тему, явились подлинные памятники древности, раскрытые в погибшем городе, труды археологов и описание катастрофы в Помпеях , сделанноесовременником и очевидцем, римским писателем Плинием Младшим .

Работа над "Последним днем Помпеи " затянулась почти на шесть лет (1827-1833), а свидетельством глубоких и напряженных творческих исканий Брюллова являются многочисленные рисунки, этюды и эскизы, наглядно показывающие, как развивался замысел художника.

Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года. По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине . Правда, эскиз остался не вполне доработанным, отдельные образы и характеры лишь намечены в нем, а не раскрыты до конца; но эта внешняя незаконченность своеобразно сочетается с глубокой внутренней завершенностью и художественной убедительностью. Значение отдельных эпизодов, впоследствии подробно разработанных в картине , здесь как бы растворяется в общем страстном порыве, в едином трагическом чувстве, в цельном образе гибнущего города, бессильного перед напором обрушивающихся на него стихий. В основе эскиза лежит романтически понятая идея борьбы человека с судьбой, которую здесь олицетворяют стихийные силы природы. Гибель надвигается с неотвратимой жестокостью, подобно античному року, и человек со всем своим разумом и волей не в силах противостоять судьбе; ему остается только с мужеством и достоинством встретить неизбежную смерть.

Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы. Он не был удовлетворен эскизом именно потому, что в нем так настойчиво звучали ноты безысходного пессимизма, слепой покорности судьбе и неверия в силы человека. Такое понимание мира стояло вне традиций русской культуры, противоречило ее здоровым народным основам. Жизнеутверждающая сила, присущая дарованию Брюллов , не могла примириться с "Последнего дня Помпеи ", требовал выхода и разрешения.

Брюллов нашел этот выход, противопоставив губительным стихиям природы душевное величие и красоту человека. Пластическая красота превращается у него в могущественную силу, утверждающую жизнь наперекор гибели и разрушению. "... Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой", - писал Гоголь, тонко подметивший основную мысль брюлловской картины .

Стремясь выразить разнообразные психологические состояния и оттенки чувств, охвативших жителей гибнущего города, Брюллов построил свою картину как цикл отдельных, замкнутых эпизодов, сюжетно не связанных между собой. Их идейный смысл становится понятен лишь при одновременном охвате взглядом всех групп и самостоятельных сюжетных мотивов, составляющих "".

Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины . Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания. Титаническая мощь ощущается в фигуре юноши, со страстным порывом пробивающегося через толпу. Характерно, что в этот мир прекрасных классических образов, навеянных античной скульптурой, Брюллов привносит заметный оттенок реализма; многие его персонажи, несомненно, написаны с живой натуры, и среди них выделяется автопортрет самого Брюллова , изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками.

В главных группах правой части картины основными являются мотивы, подчеркивающие душевное величие человека. Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга.

На первом плане расположены три группы: "два молодых помпеянина, несущие на плечах своих больного старика-отца", "Плиний с матерью" и "молодые супруги" - юноша-муж поддерживает падающую в изнеможении жену, венчанную брачным венком. Впрочем, последняя группа психологически почти не разработана и имеет характер композиционной вставки, необходимой для ритмического равновесия картины . Гораздо содержательнее группа сыновей, несущих отца: в образе старика, величественно простершего руку, выражена гордая непреклонность духа и суровое мужество. В изображении младшего сына, черноглазого мальчика-итальянца, чувствуется точный и непосредственный этюд с натуры, в котором явственно проявляется живое реалистическое чувство Брюллова .

Реалистические начала с особенной силой выражены в замечательной группе Плиния с матерью. В набросках и ранних эскизах этот эпизод разработан в классических формах, подчеркивающих историчность и античный характер происходящей сцены. Но в картине Брюллов решительно отошел от первоначального замысла - созданные им образы поражают своей непредвзятой и подлинной жизненностью.

В центре картины находится распростертая фигура молодой женщины, разбившейся при падении из колесницы. Можно предполагать, что в этой фигуре Брюллов хотел символизировать весь гибнущий античный мир; намек на такое толкование встречается и в отзывах современников. В соответствии с подобным намерением художник стремился найти для этой фигуры наиболее совершенное классическое воплощение. Современники, и в их числе Гоголь, видели в ней одно из самых поэтических созданий Брюллова .

Не все эпизоды имеют одинаково важное значение для развития темы, но в их чередовании и сопоставлении настойчиво раскрывается главная мысль Брюллова о борьбе жизни со смертью, о торжестве разума над слепыми силами стихий, о рождении нового мира на рушащихся обломках старого.

Не случайно рядом с центральной фигурой убитой женщины художник изобразил прекрасного младенца, как символ неиссякающей силы жизни; не случайно противопоставлены образы юности и старчества в группах Плиния с матерью и сыновей, несущих престарелого отца; не случаен, наконец, и подчеркнутый контраст между "языческой", по-античному прекрасной толпой на ступенях гробницы и величественно спокойной "семьей христиан". В картине есть и языческий жрец и христианский священник, как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию.

Образы жреца и священника, быть может, недостаточно глубоки, их душевный мир не показан в картине и характеристика осталась, в значительной степени, внешней; это впоследствии дало повод В. В. Стасову сурово упрекать Брюллова за то, что он не использовал возможности резко противопоставить дряхлый гибнущий Рим и юное христианство. Но мысль об этих двух мирах, несомненно, присутствует в картине . При одновременном и цельном восприятии картины ясно выступает органическая связь составляющих ее эпизодов. Выраженные в них оттенки чувств и разнообразных душевных состояний, акты доблести и самопожертвования рядом с проявлениями отчаяния и страха приведены в "Последнем дне Помпеи " к стройному, гармоническому и художественно цельному единству.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.107

Реставрация картины Последний день Помпеи

Исключительным событием в жизни Русского музея стала К. П. Брюллова “”. Многочисленные предшествующие реставрации лишь оттягивали момент начала фундаментальной работы над полотном - холст картины “перегорел”, стал хрупким; на местах прорывов холста имелось 42 пластыря, проявившиеся на лицевой стороне; утраты красочного слоя тонировались с заходом на авторскую живопись; лаковое покрытие сильно изменилось в цвете. После укрепления картина была переведена на новый холст. Проделали эту замечательную работу реставраторы И. Н. Корнякова, А. В. Минин, Е. С. Солдатенков; консультировал С. Ф. Коненков.

Картина К. П. Брюллова “Последний день Помпеи” поступила в Русский музей из Эрмитажа в 1897 году. После серьезной реставрации в 1995 году картина была натянута на предварительно отремонтированный авторский подрамник и возвращена в экспозицию.

Решение о начале реставрации картины было принято на заседании расширенного Реставрационного Совета Государственного Русского музея 15 марта 1995 года.

В начале работы был укреплен профилактической бумажной заклейкой и затем, холст сняли с авторского подрамника. После этого картина была растянута за края на мраморном полу красочной поверхностью вниз и тыльная сторона зачищена от поверхностных загрязнений. С тыльной стороны были удалены два слоя древних реставрационных дублировочных кромок, которые являлись причиной жестких деформаций холста по краям и более 40 реставрационных заплаток, которые стояли на местах старых прорывов холста. Места свыше сотен утрат авторского холста, особенно многочисленых вдоль краев, были заделаны вставками из нового холста. После этого картина была дублирована на новый холст, идентичный по характеру и качеству авторскому, заказанному в Германии. Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью. Авторский лак полностью восстановлен путём регенерации парами спирта.

В процессе работы были отработаны методики укрепления красочного слоя и грунта на большемерном пространстве. Важным результатом работы явилась разработка новых приспособлений, облегчающих и упрощающих процесс технической реставрации. По специальному проекту был создан прочный дюралевый подрамник с системой специальных креплений для растяжки дублировочного холста. Данная система позволяла в процессе работы неоднократно подтягивать холст до нужного натяжения.

Багетная мастерская Москва

Багетная мастерская в Москве находится на ул. Гиляровского, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Багетная мастерская расширяет сферу деятельности в Москве и Московской области по предоставлению услуг по обрамлению в багет картин , фотографий , изображений , коллекций .

Багетные рамки для картин

Заказать рамки для картин Вы можете в нашей багетной мастерской . Мастерская изготавливает багетные рамки из деревянного , пластикового и алюминиевого багета лучших багетных фирм Европы . Багетные рамки для картин с паспарту . Багетные рамки для картин в розницу и оптом. Рамки стандартных размеров - А4 , А3 , А2 . Багетные рамки больших размеров . Рамки для картин из широкого багета . Рамки для картин больших размеров . Багетные рамки со стеклом . Безбликовое багетное стекло .

Заказ багета

Заказ багета в багетной мастерской . Художественная ценность багета зависит от профиля и рисунка рельефа. В коллекции деревянного багета есть крупные декоративные профили. Узор декора разработан таким образом, что может быть использован как для оформления современных картин , так и классических произведений . В зависимости от ширины багет называют узким и широким, а в зависимости от толщины - низким и высоким. Деревянный багет для картин . Багет из дерева . Багет делают из различных пород дерева самых разных профилей, с различной декоративной отделкой: орнаментами, разных цветов, лаковыми и золотистыми покрытиями. В коллекцию деревянного багета входит также багет с элементами ручной работы .

Паспарту для картин

Паспарту изготавливается из цветного картона, в котором вырезается «окно». В качестве паспарту для картин используется багет с плоским профилем - так называемое "деревянное паспарту " - широкий плоский багет , как правило светлых тонов, часто с имитацией текстуры холста или обтянутый реальным холстом . С необработанной боковиной, отделанный тканью , замшей или под золото , плоский багет-вставка располагается между картиной и рамой , увеличивая её ширину . Метализированное паспарту (имитация металлической поверхности ) дает прекрасные результаты при оформлении фотографий , дипломов и сертификатов . В то же время “темное золото ” (серебро , медь ) замечательно подходит для обрамления старинных портретов . Паспарту можно заказать и купить в нашей мастерской .

Москва

Мастерская находится в Москве, на ул. Гиляровского, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Москва - столица Российской Федерации, административный центр Центрального федерального округа и Московской области .

Рамки для зеркал

Большой выбор рам для зеркал . Деревянный багет для зеркал и картин . Зеркала в золотом багете . Заказ рам для зеркал в багетной мастерской . Рамка придает зеркалу декоративность и определяет его принадлежность к конкретному стилю. Зеркало может «поразить» интересной формой, оригинальной оправой. Непревзойденными по своей оригинальности остаются металлические рамки , благодаря разнообразию внешних форм, необычному дизайну и великолепному качеству исполнения. Сочетание стекла и металла всегда смотрится элегантно и практично. Предельно строгие формы металлического багета дополнят интерьер неповторимым стилем.

Заказ багетного стекла

В рамку картины или в рамку для фотографии вырезать и вставить стекло несложно. Если стекло предполагается вставлять в рамку с выборкой (фальцем), то размер стекла должен быть на несколько миллиметров меньше измеренного размера выборки. Если размеры выборки постоянны по всей ширине и высоте рамки , то достаточно припуска в 2 мм. Заказ багетного стекла . Антибликовое багетное стекло можно заказать и купить в багетной мастерской .

Подрамники для картин

Подрамник защищает от сломов. Изготовление подрамников на заказ . Багетная мастерская изготовливает подрамники для картин . Для изготовления подрамника применяется прочная древесина. Качественно изготовленный подрамник исключает «провисание» холста и тем самым продлевает жизнь картине . Мастера натягивают вышивки, батик и холсты на подрамники.

Развеска картин

Багетная мастерская предлагает новый метод подвески картин с помощью подвесной системы Nielsen . Штанга из металлического профиля Nielsen крепится к стене с помощью пластиковых шайб. Леска Perlon закрепляются внутри профиля штанги с помощью скользящих крючков или втулок и могут перемещаться вдоль металлической штанги. Прочная нейлоновая леска толщиной 2 мм практически незаметна на фоне стены. Картины подвешиваются на леске при помощи металлических крючков с винтами, которые могут фиксироваться на нужной высоте. Надежная фиксация на необходимой высоте требует некоторых усилий при завинчивании винта. Металлической профиль легко монтируется под потолком и позволяет легко и без проблем перевешивать картины .

Картинные рамы

Золотой багет для картин . Большие рамки для картин . Багетная мастерская оформляет в багет картины , акварель , рисунки , фотографии , постеры , зеркала и т.д. Художники придают огромное значение выбору обрамления для своих картин . Многие великие художники делали эскизы элементов багета и даже сами его изготавливали . Рамки для картин можно заказать и купить в багетной мастерской .

Рамки для акварельных картин

В технике акварельной живописи можно создавать картины в жанре пейзажа, натюрморта, портрета. Прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя картины являются характерными свойствами акварельной живописи. Для обрамления акварелей желательно использовать паспарту и не очень широкий багет. Обрамление в деревянный багет . Рамки для акварельных картин .

Рамки для рисунков

Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Профессиональное оформление графики, фотографий, документов с использованием деревянного багета и паспарту . Рамки собирают из багета , сделанного из тропических пород дерева. У нас в мастерской вы можете выбрать один из вариантов художественного оформления для графики и заказать паспарту и багет для рамки . Художественная ценность багета зависит от профиля и рисунка рельефа. В зависимости от ширины багет называют узким (до 4 см) и широким , а в зависимости от толщины - низким и высоким. Рисунки карандашом лучше выглядят в скромном узком багете (металлическом или деревянном ). Большие рамки из золотого багета для рисунков и графики . Металлические рамки А3 для рисунков .

Металлические рамки для фотографий

Традиционно самые интересные и памятные фотографии вставляют в рамки , которые можно поставить на стол или повесить на стену . Важно правильно подобрать рамку , она должна соответствовать фотографии и гармонировать с интерьером комнаты. В мастерской можно оформить фотографии. Вид багета зависит от типа изображений на фотографиях (портрет, пейзаж, детские фото). Паспарту для фото . При оформлении фотографий может использоваться паспарту . К паспарту может быть предложен слип (кант по краю окна).
Купить рамки для фотографий можно в багетной мастерской . Пластиковые рамки для фото практичны, легки и дешевы . Они отлично подходят для любых типов фотографий и имитируют металлические и деревянные рамки . Блеск и благородство металла . Очень популярны серебристые матовые металлические рамки . Металлические рамки для фотографий стоят очень дешево , ведь материалом для их изготовления служит недорогой аллюминий . При небольшой цене металлические рамки имеют массу достоинств. Изящность форм и завораживающая красота металла подчас вынуждает саму рамку «конкурировать» с фотографией. Поэтому важно, чтобы содержание было достойно формы. В таких рамках наиболее гармонично будут смотреться профессионально сделанные портретные фотографии.

Рамки для документов

Оформление документов, дипломов, сертификатов

Большой выбор рамок для документов .

Пластиковые рамки А3 и А4 Пластиковые рамки А4 для сертификатов, дипломов, грамот. Готовые рамки стандартных размеров для сертификатов, дипломов, постеров, фотографий. Золотые рамки для дипломов . Золотые рамки А3 . Рамки для плакатов а3 . Для дипломов, сертификатов и карт в багетной мастерской можно заказать ламинирование.

Рамки для карт

Часто встречаются карты больших размеров . В таких случаях, когда необходима повышенная прочность, багет из металла - лучший выбор. В рамки из металлического багета можно поместиь различные карты, постеры, плакаты. В кабинете можно повесить старинные географические карты. Cтаринная карта в дорогом интерьере кабинета, требует соответствующего обрамления , чтобы подчеркнуть вкус и стилистические предпочтения того, кто её в этом кабинете повесил .

Рамки для вышитых картин

Рамки для вышитых картин . Если вы вышиваете картины , то рано или поздно Вам придется подобрать для неё рамку .

Выбирая рамку для оформления вышивки , следует помнить, что стиль , цвет , ширина и другие особенности багета для рамки напрямую зависят от сюжета, стилевого решения, цветовой гаммы и размера вышитй картины . К каждой вышитой картине подбирается свое уникальное обрамление . Выбор рамы для вышитй картины зависит также от того, будет использовано при оформлении вышивки паспарту или нет.

Большинство вышитых картин смотрится эфектнее, если при оформлении использовать паспарту. Паспарту делают одинарным, двойным, иногда тройным. Подбор тройного паспарту является сложным процессом даже для специалиста (дизайнера). Вышивка натягивается так, чтобы клеточки канвы шли параллельно срезу картона паспарту. Всё более широкое распространение получают картины , вышитые бисером .

Рамки для картин из гобелена

Гобелен - это вытканный вручную ковер-картина . Гобелены ткались по рисункам цветными шерстяными и шелковыми нитями. Золотые рамки для гобеленов . Багет для картин из гобелена выбирают, отталкиваясь от сюжета, изображенного на гобелене. Чаще всего используется деревянный багет коричневых оттенков, иногда – под золото, реже – под серебро.