Известные русские литературные герои список. Какими бывают образы? Герои русской литературы


Мир книг имеет удивительное свойство уносить читателя в совершенно иную реальность. Когда увлекаешься той или иной книгой, легко потеряться, стерев грань между реальностью и вымыслом, созданным кем-то из величайших авторов земного шара, заставляя нас проходить весь путь вместе с героями, переживая то же, что и они.

Мировая литература полна разнообразными персонажами: положительными, отрицательными, романтическими, воинственными, волевыми, слабыми, культовыми, и т.д. Наверное, каждая из нас еще со школьных лет, прочитав какой-либо любовный роман, или же любое другое произведение с обаятельным главным героем, переполнялась мечтами о том, чтобы встретить такого на своем пути. Даже будучи взрослыми самодостаточными женщинами, после прочтения очередной книги, не редко подсознательно возникает мысль: «Ну, почему таких нет в реальной жизни?».

В классике мировой литературы такое множество детально продуманных и описанных мужских персонажей, настолько очаровательных, что тяжело противостоять пылкому желанию оживить их и остаться с ними до конца своих дней. Тем более, что понимаешь, что это идеал, а идеалов в реальной жизни не существует. Давайте же взглянем на некоторых из самых лучших мужчин вашей мечты, которых можно найти на страницах любимой книги…

1. Кристиан Грей («Пятьдесят оттенков серого», Э.Л. Джеймс)

Это, наверное, самый свеженький мужской персонаж из литературы, которого хотелось бы оживить для себя. Ну, кому бы не хотелось встретить удивительно сексуального, очаровательного, образованного и успешного предпринимателя, который, несомненно, является предметом фантазий многих современных женщин. Да, да, с ним даже БДСМ кажется не таким болезненным, а даже романтичнее, чем можно было бы подумать. Как бы хотелось увидеть рядом с собой такого красивого, умного и загадочного мужчину с золотым сердцем, рвущимся побороть голод на планете…

2. Мистер Дарси («Гордость и предубеждение», Джейн Остин)

А вот это уже классика. Классика не произведения, но героя. Мистер Дарси – это классический персонаж лучшего мужчины в мире, существующий еще с 1800-х, но возраст лишь придает ему дополнительной привлекательности. Никто не знает, что именно делает его столь неотразимым: его уверенность в себе, легкий налет надменности или страстная любовь, которой он пылает к Элизабет и его устойчивое чувство морального долга, но мистер Дарси обладает неким бессмертным очарованием, которое и делает его таким идеальным. Кроме того, этот эпизод, где Колин Фёрт («Дневник Бриджит Джонс », «Король говорит ») выходит из озера в мокрой белой рубашке…

3. Филип Пиррип (Пип) («Большие надежды», Чарльз Диккенс)

Это удивительно сложный персонаж с самым простым именем. Его любовь искренна и чиста. Он растет в условиях, в которых следовало бы жить всем мужчинам планеты. А еще он обладает удивительной жаждой добиться успеха и усовершенствоваться во всех отношениях: моральном, социальном, финансовом и образовательном. У него всегда есть мечта и четкая цель, определенные ожидания и надежды на будущее. Вот они, амбиции! Все же он в чем-то идеалист, видящий мир лишь в черно-белых цветах, в то время как существует столько оттенков серого. А достигнув своих целей и став джентльменом, стал вести себя слегка снобистски и холодно. Но он все равно остается одним из самых любимых мужских персонажей!

4. Эдвард Фэйрфакс Рочестер («Джейн Эйр», Шарлотта Бронте)

Ах, мистер Рочестер! На самом деле, можно даже закрыть глаза на его сумасшедшую жену, запертую на чердаке (она все равно заперта…). Мы все подсознательно тяготеем к плохим мальчикам, а мистер Рочестер обладает как раз необходимым соотношением нависшего гнева и страсти, ради которого можно закрыть глаза на все его недостатки. Он может быть загадочным, грубым и нелюбезным, но он чрезвычайно умен, добр и относится к Джейн, как к равной, отмечая ее ум и силу, не смотря на то, что в Викторианской Англии мужчины считались выше женщин. Если бы он только был настоящим, он был бы самым завидным женихом на планете!

5. Эдвард Каллен («Сумерки», Стефани Майер)

Даже если вы не фанатка сумеречной саги, сложно отрицать, что этот герой один из лучших. Что-то в нем есть особенное, что заставляет его очаровать даже самых скептичных особ, и это явно не Роберт Паттисон («Милый Друг », «Космополис »)… Персонаж Эдварда Каллена поистине зачаровывает. Сефани Майер описывает его невозможно красивым, с идеальными чертами лица и стройным мускулистым телом (кто взял Паттисона на роль????). Но он соблазняет не своей сладостью или подлостью, а чем-то загадочным, очаровательным и абсолютно неподдельным, свойственным лишь ему одному… (Действительно, кто занимался подбором актеров?!?!)

6. Шерлок Холмс (Полное собрание сочинений о Шерлоке Холмсе, Артур Конан Дойль)

Возможно, всему виной Роберт Дауни-младший Железный человек », «Солист »), который придал этому сильному образу свой особый шарм и убийственную внешность, чего не удалось бы сделать Василию Ливанову Мастер и Маргарита », «Дон Кихот возвращается »), но это все же неотразимая гремучая смесь гениальности, шарма, юмора и иронии. Он постоянно создает впечатление человека, витающего в облаках, невероятным образом способного удивить читателя. Это выдающаяся, неразгаданная личность, которая сможет остановить любого преступника.

7. Джеймс Бонд (Книги о Джеймсе Бонде, Ян Флеминг)

Наверное, один из самых известных бабников в истории мировой литературы, Джеймс Бонд является основным галантным кавалером. Он красив и очарователен, самоуверен и хладнокровен, способен защитить в любой ситуации, а еще у него все эти гаджеты и остальные клевые примочки. Хватит лишь вспомнить удивительного Шона Коннери («Горец », «Лига выдающихся джентльменов »), ставшего одним из лучших воплощений героя.

8. Ретт Батлер («Унесённые ветром», Маргарет Митчелл)

Список лучших мужских литературных персонажей был бы неполным без крайне очаровательного усача, Ретта Батлера. Он красив и богат, храбр, решителен и предприимчив. Он пренебрегает порядками и мнением общества, циник, особо не выбирающий методов для достижения успеха. Но он необычайно умный, даже мудрый, проявляющий деликатность и ценящий душевную красоту людей. А еще он умеет любить безгранично и беззаветно, даже женщину, такую как Скарлетт О’Хара. Ну, кто бы не хотел, чтобы Кларк Гейбл («Это случилось однажды ночью ») однажды сошел с телеэкрана, обнял, нежно прижав к себе, и прошептал на ушко что-то ласковое?

Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.

Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.

Литературный герой или персонаж. Кто это?

Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?

Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".

Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".

Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.

Классификация литературных героев

Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?

Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.

Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.

Характеристика персонажа. Как писать?

Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.

  • Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
  • Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
  • Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
  • Характер. Тут все понятно.
  • Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
  • Выводы.

Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.

Известные литературные персонажи

Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.

Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.

Понятие образа в литературе

Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.

Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.

Какими бывают образы?

Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.

Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.

К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.

Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.

14.02.2018

Мужчин привлекают преимущественно мужские образы, в то время как женщинам интересны как мужские, так и женские персонажи.

В Год литературы Секция по чтению РБА провела Интернет-акцию «Памятник литературному герою», пригласив к разговору о литературных традициях и литературных предпочтениях читателей разных поколений.

На сайте РБА с 15 января по 30 марта 2015 г. была опубликована анкета с возможностью ее перепечатки. Коллеги из многих библиотек, региональных центров книги и чтения, учебных заведений, СМИ поддержали акцию, разместив анкету на своих ресурсах.

В акции приняли участие более четырёх с половиной тысяч человек из 63-х субъектов РФ в возрасте от 5 лет до 81 года. В целом по выборке женщины составили 65%, мужчины – 35%. Отвечая на вопрос «Памятник какому литературному герою Вы хотели бы видеть в местности, где Вы живете?», респонденты назвали 510 героев из 368 произведений, созданных 226 авторами. Взрослые старше 18 лет назвали 395 героев. Дети и подростки 17 лет и младше – 254 героя. Взрослые женщины назвали 344 героя. Мужчины – 145 героев.

Первая десятка героев, памятники которым хотели бы видеть участники акции, выглядит следующим образом:

1 место: Остап Бендер – назван 135 раз (с учетом совместного памятника с Кисой Воробьяниновым), составляет 179 упоминаний;

2 место: Шерлок Холмс – 96 раз (с учетом совместного памятника с доктором Ватсоном), составляет 108 упоминаний;

3 место: Том Сойер – 68 раз (с учетом совместного памятника Тому Сойеру и Гекльберри Финну), составляет 108 упоминаний;

4 место: Маргарита – 63 (с учетом совместного памятника с Мастером) составляет 104 упоминания;

5 место: Евгений Онегин – 58 (с учетом совместного памятника с Татьяной) составляет 95 упоминаний;

6-7 место разделили Василий Тёркин и Фауст – по 91 разу;

8 место: Ромео и Джульетта – 86;

9 место: Анна Каренина – 77;

10 место: Штирлиц – 71.

Рассматривая мужские и женские предпочтения, можно сказать, что мужчин привлекают преимущественно мужские образы, в то время как женщинам интересны как мужские, так и женские персонажи. Первая десятка мужских предпочтений такова (рассматриваем по аналогии с данными на весь массив с учетом совместных памятников): 1) Остап Бендер; 2) Штирлиц; 3) Мушкетёры; 4-5) Шерлок Холмс и Дон Кихот; 6) Маргарита; 7) Федор Эйхманис; 8) Шариков; 9) Артём Горяинов; 10-11) пастух Сантьяго; Робинзон Крузо. Итак, в первой десятке лишь один женский образ – Маргарита. Следует добавить, что очень редко с Артёмом Горяиновым присутствует и Галина. Женские предпочтения выглядят иначе: 1) Остап Бендер; 2) Татьяна Ларина; 3) Анна Каренина; 4-5) Ромео и Джульетта; Арсений-Лавр; 6) Шерлок Холмс; 7-8) Кот Бегемот; Маргарита; 9-10) Странные дети; Энджи Малоун; 11) Мэри Поппинс.

Данные опроса убедительно свидетельствуют о межпоколенных читательских предпочтениях. Первая десятка предпочтений девочек 17-ти лет и младше включает (по убыванию): Ассоль, Ромео и Джульетта, Русалочка, Дюймовочка, Снегурочка, Красная Шапочка, Герда, Мери Поппинс, Гарри Портер, Алиса.

Таким образом, большинство составляют женские образы. В то же время ориентация у девочек на женские образы выражена не столь ярко, как предпочтение мужских образов у мальчиков.

Первая десятка предпочтений мальчиков 17-ти лет и младше: Том Сойер, Василий Тёркин, Робинзон Крузо, Д’Артаньян и мушкетёры, Незнайка, Шерлок Холмс, Андрей Соколов, Маугли, Фауст, Хоттабыч.

Мальчики, как и мужчины, ярко демонстрируют предпочтение и потребность в мужских героях. У мальчиков в первой двадцатке героев вообще нет женских образов. Первые из них появляются только в третьем десятке рейтинга, да и то в компании с мужскими героями: Мастер и Маргарита; Гарри, Гермиона, Рон; Ромео и Джульетта.

По данным опроса, абсолютным лидером по числу предпочитаемых памятников является Остап Бендер.

Сопоставление списков предпочтений по разным параметрам показывает, что образ Остапа Бендера – безусловный лидер, но мужчинам он всё-таки ближе.

Почему же этот образ героя-авантюриста так привлекателен для наших современников? Анализируя наиболее многочисленные и известные памятники любимым литературным героям, возникшие в постсоветское время (Остап Бендер, Мюнхгаузен, Василий Тёркин, Коровьев и Бегемот), М. Липовецкий отмечает то общее, что их объединяет: «По-видимому, то, что все они в той или иной степени, но всегда достаточно отчётливо репрезентируют культурный архетип трикстера.

Оглядываясь назад на советскую культуру в ее разнообразных проявлениях, нетрудно убедиться в том, что большинство персонажей, обретших массовую популярность в советской культуре, представляют собой различные версии этого древнего архетипа».

Более того, автор доказывает, что значимость таких образов сохраняется и в постсоветской культуре. Интересен и мужчинам, и женщинам также образ Шерлока Холмса, который, по М. Липовецкому, также относится к архетипу трикстера.

Традиционно в структуре женских предпочтений выше доля отечественной и зарубежной классики, а также мелодрамы. У мужчин, прежде всего молодых, ярко прослеживается интерес к героям приключенческой литературы.

Опрос ярко показал и другие предпочтения, связанные с возрастом и полом читателей. Каждое новое поколение хочет видеть своих героев, соответствующих своему времени, действующих в книгах, созданных в настоящее время. Так, «Дом странных детей» Р. Риггза интересен преимущественно 20-летним и в основном девушкам. Также преимущественно 20-летним интересен «Уличный кот по имени Боб» Дж. Боуэна.

По данным Интернет-магазинов, обе книги пользуются большим читательским спросом. Их высокий рейтинг в молодёжной среде отмечают и различные читательские Интернет-сообщества. А образ Катерины из повести В. Черныха для фильма «Москва слезам не верит» собирает женскую аудиторию в возрасте 40-50 лет и не встречается у тех, кто моложе 30 и старше 60 лет.

Бесспорный герой старшего поколения – Штирлиц. Среди 20-летних он не упоминается ни разу, среди 30-летних – 1 раз, 40-летних – 7 раз, 50-летних – 26 раз, у 60-летних – абсолютный лидер у мужчин, встречается и у женщин и лидирует в целом в старшей группе по возрасту. Культурный фонд Юлиана Семёнова уже проводил Интернет-голосование «Памятник Штирлицу. Каким ему быть?».

Однако памятника одному из самых культовых героев советской литературы и кино так и не появилось.

В результатах исследования ФОМ «Кумиры молодежи», проведённого в 2008 г., отмечалось: «Показательно, что относительное большинство людей, имевших в юности кумиров, сохраняют им верность во взрослой жизни: две трети (68%) таких людей (это 36% от всех опрошенных) признались, что по-прежнему могут назвать своим кумиром того, кто был им в годы их юности». Вероятно, отчасти и этим можно объяснить отношение к Штирлицу людей старшего возраста.

По данным опроса, читатели хотели бы поставить памятники героям совершенно разных книг: в том числе, героям Гомера и Софокла, Аристофана, Дж. Боккаччо, а также Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова. Среди зарубежной литературы XX века были названы герои книг Г. Гессе, Г. Гарсиа Маркеса, Р. Баха; среди отечественных – герои книг К. Паустовского, В. Астафьева, Б. Можаева, В. Закруткина, В. Конецкого, В. Шукшина и многих других.

Если же говорить о произведениях новейшей литературы, то участники опроса проявили значительный интерес к героям трилогии Д. Рубиной «Русская канарейка» и героям романа «Обитель» З. Прилепина.

Следует отметить еще одно произведение современной художественной литературы, которое заслужило достаточно высокую читательскую оценку – это роман Е. Водолазкина «Лавр», получивший премию «Большая книга» в 2013 г. Здесь действует один главный герой – Арсений–Лавр, которому и хотели бы поставить памятник.

Среди произведений, героям которых хотели бы установить памятник, таким образом, отмечаются явные лидеры:

Автор Произведение Кол-во упо-минаний
1 И. Ильф и Е. Петров 12 стульев, Золотой телёнок 189
2 Булгаков М. Мастер и Маргарита 160
3 Пушкин А. Евгений Онегин 150
4 Прилепин З. Обитель 114
5 Дюма А. Мушкетёрская трилогия 111
6-7 Дойль А.-К. Записки о Шерлоке Холмсе 108
6-7 Марк Твен Приключения Тома Сойера 108
8 Рубина Д. Русская канарейка 93
9-10 Твардовский А. Василий Тёркин 91
9-10 Гёте И. Фауст 91
11 Шекспир В. Ромео и Джульетта 88
12 Дефо Д. Робинзон Крузо 78
13 Толстой Л.Н. Анна Каренина 77
14 Грин А. Алые паруса 73
15 Булгаков М. Собачье сердце 71
16 Семенов Ю. Семнадцать мгновений весны 70
17 Треверс П. Мэри Поппинс 66
18 Сент-Экзюпери А. Маленький принц 65
19 Роулинг Дж. Гарри Поттер 63
20 Сервантес М. Дон Кихот 59

Обращает на себя внимание разноплановость представленной литературы. В первом десятке книг присутствует русская и зарубежная классическая литература, классика мировой приключенческой литературы, лучшая отечественная литература, созданная в советский период, современные бестселлеры.

На вопрос о том, какие уже существующие памятники литературным героям нравятся, и где они расположены, ответили 690 человек, что составляет 16, 2 % от числа участников. Всего было названо 355 памятников, посвящённых 194-м героям. Эти герои действуют в 136-ти произведениях, созданных 82-мя авторами.

Рейтинг героев, памятники которым хорошо известны и нравятся, возглавляют: Русалочка; Остап Бендер; Буратино; Белый Бим Чёрное Ухо; Чижик-Пыжик; Барон Мюнхгаузен; Муму; Шерлок Холмс и доктор Ватсон; Бременские музыканты

Общий рейтинг памятников возглавляют: Русалочка из Копенгагена; Белый Бим Чёрное Ухо из Воронежа; самарский Буратино; петербургские Чижик-Пыжик, Остап Бендер, Муму; Барон Мюнхгаузен из Калининграда; московские Шерлок Холмс и доктор Ватсон; Бременские музыканты из Бремена; памятник Коту Бегемоту и Коровьеву из Москвы.

Названные памятники расположены в 155 городах, в том числе в 86 отечественных городах (55,5%) и 69 зарубежных (44,5%). Среди зарубежных городов лидируют: Копенгаген, Одесса, Лондон, Киев, Бремен, Харьков, Нью-Йорк, Ош, Николаев. Среди отечественных: Москва, Петербург, Воронеж, Самара, Калининград, Раменское, Тобольск, Томск. Следует сказать, что возглавляют список по числу упоминаний памятников фактически два города страны: памятники Москвы были названы 174 раза, а памятники Петербурга – 170 раз. На третьем месте Копенгаген с единственным памятником Русалочке – 138 раз, на четвёртом Воронеж – 80 раз.

В ходе опроса участники акции называли и регион своего проживания. Сопоставление региона проживания участника опроса с героем, которому хотели бы поставить памятник (а речь шла именно о памятнике для своего места проживания), а также с теми существующими памятниками, которые нравятся, показало, что опрошенные из менее чем половины регионов называли реальные или желаемые памятники, где герой, автор произведения или место действия были связаны с местом проживания участника.

В современной России сформировалась традиция ставить уличные скульптуры литературным героям, получает развитие архитектура малых форм. Литературные герои вполне могут быть и становятся местными культурными символами.

Социальный запрос на такого рода символы достаточно велик. Литературные памятники создают комфортные условия для времяпрепровождения горожан, нацелены на ответный эмоциональный отклик, формируют единство локального самосознания.

Вокруг них развивается череда событий, то есть происходит их включение в традиционные коммеморативные или бытовые практики, происходит их вживание в городскую среду.

Появление объектов декоративной городской скульптуры, памятников литературным героям, памятников, посвящённых книге и чтению, может способствовать не только эстетическому просвещению населения, но и формированию личностного восприятия своей малой родины, новых традиций.

Скульптуры, особенно уличные, приближённые к человеку, играют и развлекают горожан, формируют неофициальные практики обращения с таким объектом и личное к нему отношение.

Наполнение общественных пространств такими символами бесспорно несет позитивную эмоциональную нагрузку, способствует гуманизации общественной среды.


Литературные герои, как правило, являются художественным вымыслом автора. Но у некоторых из них всё же есть реальные прототипы, жившие во времена автора, или известные исторические личности. Мы расскажем, кем же были эти незнакомые широкому кругу читателей фигуры.

1. Шерлок Холмс


Даже сам автор признал, что у Шерлока Холмса есть много общих черт с его наставником Джо Беллом. На страницах автобиографии можно было прочесть о том, что писатель часто вспоминал о своем преподавателе, говорил о его орлином профиле, пытливом уме и удивительной интуиции. По его словам, доктор мог превратить любое дело в точную систематизированную научную дисциплину.

Нередко доктор Белл пользовался дедуктивные методы дознания. Только по одному виду человека он мог рассказать о его привычках, о биографии и даже порою ставил диагноз. После выхода романа Конан Дойль вёл переписку с «прототипом» Холмса, и тот рассказал ему, что, возможно, именно так и сложилась бы его карьера, выбери он другой путь.

2. Джеймс Бонд


Литературная история Джеймса Бонда началась с серии книг, которые были написаны разведчиком Яном Флемингом. Первая книга серии – «Казино Рояль» - вышла в тираж в 1953 году, через несколько лет после того, как Флеминг был приставлен следить переметнувшимся из немецкой службы в английскую разведку принцем Бернардом. После долгих взаимных подозрений разведчики стали хорошими друзьями. Бонд перенял у принца Бернарда заказывать «Водку-мартини», при этом добавляя легендарное «Взболтать, а не размешивать».

3. Остап Бендер


Человек, ставший прототипом великого комбинатора из "12 стульев" Ильфа и Петрова в свои 80 лет ещё работал проводником на железной дороге в поезде по Москва-Ташкент. Урожденный одессит Остап Шор с нежных ногтей был склонен к авантюрам. Он представлялся то художником, то гроссмейстером по шахматам и даже выступал в качестве члена одной из антисоветских партий.

Только благодаря своей недюжинной фантазии Остапу Шору удалось вернуться из Москвы в Одессу, где он служил в уголовном розыске и вел борьбу с местным бандитизмом. Вероятно, отсюда и почтительное отношение Остапа Бендера к Уголовному кодексу.

4. Профессор Преображенский


У профессора Преображенского из известного булгаковского романа «Собачьего сердца» тоже был реальный прототип - французский хирург русского происхождения Самуил Абрамович Воронов. Этот человек в начале 20-го века произвёл настоящий фурор в Европе, пересаживая железы обезьяны человеку для омоложения организма. Первые операции эффект продемонстрировали просто поразительный: у пожилых пациентов наблюдалось возобновление половой жизни, улучшение памяти и зрения, легкость передвижений, а дети, отстающие в умственном развитии, обретали живость ума.

Лечение в Воронова прошли тысячи людей, а сам врач открыл собственный обезьяний питомник на Французской Ривьере. Но прошло совсем немного времени пациенты чудо-врача начинали чувствовать себя хуже. Появились слухи, что результат лечения всего лишь самовнушение, а Воронова назвали шарлатаном.

5. Питер Пен


Мальчика с прекрасной феей Динь-Динь миру и самому Джеймсу Барри – автору написанного произведения подарила чета Дэвис (Артуром и Сильвией). Прототипом для Питера Пена стал Майкл – один из их сыновей. Сказочный герой получил от реального мальчика не только возраст и характер, но и кошмары. А сам роман – посвящение брату автора – Дэвиду, скончавшемуся за сутки до своего 14-летия во время катания на коньках.

6. Дориан Грей


Досадно, но главный герой романа «Портрет Дориана Грея» существенно подпортил своему жизненному оригиналу репутацию. Джон Грей, который в молодости был протеже и близким другом Оскара Уайльда, был прекрасен, прочен и обладал внешностью 15-летнего мальчика. Но их счастливому союзу пришёл конец, когда об их связи стало известно журналистам. Разгневанный Грей обратился в суд, добился извинений от редакции газеты, но после этого его дружба с Уайльдом закончилась. Вскоре Джон Грей встретил Андре Раффаловича - поэта и выходца из России. Они приняли католичество, а через некоторое время Грей стал стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.

7. Алиса


История Алисы в Стране чудес началась в день прогулки Льюиса Кэролла с дочерьми ректора Оксфордского университета Генри Лиделла, в числе которых была и Алиса Лиделл. Кэррол придумывал историю на ходу по просьбе детей, но в следующие разы не забыл о ней, а стал сочинять продолжение. Спустя два года автор подарил Алисе рукопись, состоявшую из четырех глав, к которой была прикреплена фотография самой Алисы в семилетнем возрасте. Озаглавлена она была «Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне».

8. Карабас-Барабас


Как известно, Алексей Толстой, планировал только изложить «Пиноккио» Карло Коллодио русским языком, а получилось, что написал самостоятельную историю, в которой явно проведены аналогии с деятелями культуры того времени. Поскольку толстой не питал слабости театру Мейерхольда и его биомеханике, то именно директору этого театра и досталась роль Карабаса-Барабаса. Пародию можно угадать даже в имени: Карабас - это маркиз Карабас из сказки Перро, а Барабас - от итальянского слова мошенник - бараба. А вот не менее говорящая роль продавца пиявок Дуремара досталась помощнику Мейерхольда, который работа под псевдонимом Вольдемар Люсциниус.

9. Лолита


По воспоминаниям Брайана Бойда, биографа Владимира Набокова, когда писатель работал над своим скандальным романом «Лолита», он регулярно просматривал газетные рубрики, в которых публиковались сообщения об убийствах и насилии. Его внимание привлекла наделавшая шума история Салли Хорнер и Франка Ласалля, произошедшая в 1948 году: мужчина средних лет похитил 12-летнюю Салли Хорнер и держал её при себе почти 2 года, пока полиция не нашла её в обном из калифорнийских отелей. Ласалль, как и герой Набокова, выдавал девочку за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, 50-летний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»

10. Карлсон

История создания Карлсона – мифологизированная и невероятная. Литературоведы уверяют, что возможным прототипом этого забавного персонажа стал Герман Геринг. И хотя родственники Астрид Линдгрен эту версию опровергают, такие слухи и сегодня имеют место быть.

Астрид Линдгрен познакомилась с Герингом в 1920-е годы, когда он организовывал авиашоу в Швеции. В то время Геринг был как раз «в расцвете сил», известным летчиком-асом, мужчиной с харизмой и прекрасным аппетитом. Моторчик за спиной у Карлсона - интерпретация на тему лётного опыта Геринга.

Приверженцы этой версии отмечают, что некоторое время Астрид Линдгрен была ярой поклонницей национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне была напечатала в 1955 году, поэтому о прямой аналогии речь идти не могла. Тем не менее, не исключено, что харизматичный образ молодого Геринга оказал влияние на появление обаятельного Карлсона.

11. Одноногий Джон Сильвер


Роберт Льюис Стивенсон в романе «Остров сокровищ» изобразил своего друга Уильямса Хэнсли вовсе не критиком и поэтом, кем он и являлся по сути, а самым настоящим злодеем. В детские годы Уильям перенёс туберкулёз, и ему ампутировали ногу до колена. Перед тем, как книга появилась на прилавках магазинов Стивенсон сказал другу: «Я должен тебе признаться, Злой с виду, но добрый в глубине души Джон Сильвер был списан с тебя. Ты ведь не в обиде?»

12. Медвежонок Винни Пух


По одной из версий, известный на весь мир плюшевый медведь получил своё имя в честь любимой игрушки сына писателя Милна Кристофера Робина. Впрочем, как и все другие герои книги. Но на самом деле это имя от клички Виннипег – так звали медведицу, которая жила в лондонском зоопарке с 1915 по 1934 годы. У этой медведицы было множество ребятишек-поклонников, среди которых и Кристофер Робин.

13. Дин Мориарти и Сэл Парадайз


Несмотря на то, что главных героев в книге зовут Сэл и Дин, роман «В дороге» Джека Керуака сугубо автобиографический. Остается только догадываться, почему Керуак отказался от своего имени в самой известной книге для битников.

14. Дейзи Бьюкенен


В романе «Великий Гетсби» его автор Фрэнсис Скотт Фицджеральд глубоко и проникновенно описал Джиневру Кинг – свою первую любовь. Их роман длился с 1915 по 1917 годы. Но из-за разных социальных статусов они расстались, после чего Фицджеральд написал, что «бедные мальчики не должны даже думать о том, чтобы жениться на богатых девочках». Эта фраза вошла не только в книгу, но и в одноименный фильм. Джиневра Кинг стала и прототипом Изабель Бордж в «По ту сторону рая» и Джуди Джонс в «Зимних мечтах».

Специально для любителей засиживаться за чтением . Выбрав эти книги, точно не разочаруешься.

Каждая книга, которая стала шедевром, имеет своих героев (плохих и хороших). Сегодня хотим рассказать о персонажей, которые даже через 100 лет, остаются актуальными и знаменитыми. Много из этих книг экранизировались, по этому многих героев иногда мы узнаем из фильмов. Начнем из Шерлока Холмса.

Ш ерлок Холмс

Литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлом. Его произведения, посвящённые приключениям Шерлока Холмса, знаменитого лондонского частного детектива, считаются классикой детективного жанра. Прототипом Холмса считается доктор Джозеф Белл, сослуживец Конан Дойла, работавший в Эдинбургском королевском госпитале и славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.

Первое произведение о знаменитом детективе, повесть «Этюд в багровых тонах», написано Артуром Конан Дойлом в 1887 году. Последний сборник, «Архив Шерлока Холмса», опубликован в 1927 году. По образованию Шерлок Холмс, видимо, биохимик. На момент знакомства с Ватсоном работал лаборантом в одной из лондонских больниц.

Э ркюль Пуаро

Литературный персонаж известной английской писательницы Агаты Кристи, бельгийский детектив, главный герой 33 романов, 54 рассказов и 1 пьесы, написанных между 1920 и 1975 годами, и поставленных по ним фильмов, телесериалов, театральных и радиопостановок.

Пуаро - бельгийский эмигрант, бывший полицейский. Сам Пуаро в книге «Трагедия в трёх актах» рассказывает, что «…в юности я был беден и имел много братьев и сестер…некоторое время работал в полиции в Бельгии…потом началась Война, я был ранен…меня отправили в Англию на лечение, где я остался…».

Р обин Гуд

Популярный герой средневековых английских народных баллад, благородный предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема – грабил богатых, отдавая добытое беднякам.

Личность прототипа этих баллад и легенд не установлена. Предположительно, он жил в начале XIV века, во время правления короля Эдуарда II. Однако в настоящее время наибольшей популярностью пользуется художественная версия Вальтера Скотта, согласно которой Робин жил во второй половине XII века (то есть был современником Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного). В пользу первой версии и против версии Скотта говорит ряд исторических деталей: так, соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не раньше XIII века.

Э раст Фандорин

Герой серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметический детектив, этнографический детектив и т. д.

Рецензентами высказывалось мнение, что фамилия Фандорина является аллюзией на журналиста Жерома Фандора, героя серии детективных романов французских писателей Марселя Аллена и Пьера Сувестра о Фантомасе (1911-1913) и французской кинотрилогии 1960-х годов, снятой по мотивам этих романов.

Эраст Петрович Фандорин родился 8 (20) января 1856 года в старинной дворянской семье. Мать мальчика умерла во время родов. Поэтому, то ли с досады, то ли в насмешку над горькой судьбой, отец, Пётр Исаакиевич, оплакивая жену Елизавету, назвал мальчика Эрастом.

К омиссар Мегрэ

Сommissaire Jules Maigret

Комиссар Жюль Мегрэ - герой популярной серии детективных романов и рассказов Жоржа Сименона, мудрый полицейский.

Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ родился в 1884 году в деревне Сен-Фиакр под Мантиньоном в семье управляющего поместьем графа Сен-Фиакра. Там прошли его детство и юность. Сименон неоднократно упоминает о крестьянских корнях Мегрэ. Мать комиссара умерла при родах. Когда ему было 8 лет, несколько месяцев он провел в лицее, где ему приходилось очень тяжело, и, в конце концов, отец отправил его к своей сестре, которая была замужем за пекарем в Нанте. Приехав в Париж, Мегрэ начал учиться на врача, но по ряду причин и обстоятельств оставил учёбу и решил пойти на службу в полицию.

Мегрэ своим талантом и упорством дослужился от рядового инспектора до должности дивизионного комиссара, руководителя бригады по расследованию особо тяжких преступлений.

Мегрэ невозможно представить без курительной трубки, их у него целая коллекция.

З орро

Вымышленный персонаж, вариация на тему Робин Гуда, «герой в маске», который приходит на помощь обездоленным жителям Новой Испании. Изначально Зорро был персонажем приключенческих книг Джонстона Маккалли.

Изначально Зорро был персонажем приключенческих книг Джонстона Маккалли. Впервые появился в повести «Проклятие Капистрано», опубликованной в 1919 году. По одной из версий, при создании образа Маккалли отталкивался от рассказов о некоем Уильяме Лампорте. На следующий год появился первый фильм о Лисе, «Знак Зорро», с Дугласом Фэрбенксом в главной роли. Впоследствии о Зорро было снято множество фильмов как в Америке, так и за её пределами.

Т арзан

Вымышленный персонаж, созданный писателем Эдгаром Райсом Берроузом и впервые появившийся в книге «Тарзан, приёмыш обезьян». Журнальная публикация романа состоялась в 1912 году, в 1914 г. он вышел отдельной книгой, за которой последовало двадцать три сиквела. Тарзана называют самым узнаваемым литературным персонажем в мире. Кроме огромного количества книг, написанных самим Берроузом и другими авторами, персонаж также появлялся во многих фильмах, телевизионных передачах, на радио, в комиксах и пародиях.

Д ракула

Вампир, заглавный персонаж и главный антагонист романа Брэма Стокера «Дракула». В качестве архетипического вампира Дракула появлялся во множестве произведений массовой культуры, даже не имеющих непосредственного отношения к роману Брэма Стокера.

Б равый солдат Швейк

Сатирический персонаж, придуманный чешским писателем Ярославом Гашеком; главный герой неоконченного романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», написанного в 1921-1923 годах, цикла из 5 рассказов «Бравый солдат Швейк. Увлекательные приключения честного служаки» и повести «Бравый солдат Швейк в плену».

По мнению литературоведа С. В. Никольского прототипами бравого солдата Швейка были два человека, с которыми был знаком Гашек: ефрейтор Йозеф Швейк и Франтишек Страшлипка - денщик реального поручика Лукаша, ротного командира Гашека во время Первой мировой войны.

Б этмен

Вымышленный персонаж, супергерой, персонаж комиксов издательства DC Comics, впервые появившийся в Detective Comics № 27 в мае 1939 года. Наряду с Суперменом, Бэтмен является одним из самых популярных и известных героев комиксов. Был создан художником Бобом Кейном в соавторстве с писателем Биллом Фингером. До недавнего времени Боб Кейн считался главным создателем персонажа, но после многих исследований, в 2015 году авторство было переданы Биллу Фингеру, так как настоящий вклад Кейна в создание героя был весьма незначительным.

Т ом Сойер

Один из главных персонажей романов Марка Твена: «Приключения Тома Сойера», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер – сыщик»; также персонаж романа «Приключения Гекльберри Финна». Том Сойер присутствует, по крайней мере, в ещё трёх незаконченных произведениях Марка Твена – «На школьном холме», «Заговор Тома Сойера» и «Гек и Том среди индейцев».

Имя выдуманного персонажа могло быть взято у реального человека по имени Том Сойер, с которым Твен познакомился в Сан-Франциско, Калифорния, где Марк Твен работал репортёром «San Francisco Call». Марк Твен сообщает в предисловии, что характер персонажа был списан с трёх мальчиков, с которыми он был знаком в детстве.