Денис иванович фонвизин. Умер писатель денис иванович фонвизин


ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ - прозаик, драматург, переводчик. Создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина, статский советник. Старший брат сенатора П.И. Фонвизина.

Семья. Юность

Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода: ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при , затем стал служить русскому царю. Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание von Wiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце XIX века исследователь Н.С. Тихонравов установил современное написание фамилии писателя. Отец Фонвизина, Иван Андреевич был чиновником ревизион-коллегии, приближенным ко многим известным политикам.

Фонвизин получил хорошее домашнее образование. В 1755-1760 годах учился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком. В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета . Там его «произвели в студенты» философского факультета. Денис Иванович активно участвовал в студенческой жизни, играл в любительском театре М.М. Хераскова.

Первые литературные опыты

В это время он дебютирует на литературном поприще как переводчик: переводит с немецкого сборник популярного в Европе норвежско-датского писателя Людвига Хольберга «Басни нравоучительные» (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761-1762 годах (в т. ч. в журнале М.М. Хераскова «Полезное увеселение», где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина - Павла). Перевод трагедии Вольтера «Альзира» (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубликован 1894). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» (1762-1768). Также Денис Иванович перевел огромный поэтический труд Овидия «Метаморфозы». Помимо всего прочего, им были переведены более двух сотен различных басен.

«Елагинский кружок». «Бригадир» и появление «комедии нравов»

В 1762 году Фонвизин оставляет университет и переезжает в Петербург, где начинает работать переводчиком в Коллегии иностранных дел. До 1769 года он работал под руководством статс-советника дворцовой канцелярии , который управлял «придворной музыкой и театром» и покровительствовал начинающим литераторам. Елагин оценил фонвизинский перевод вольтеровской трагедии и вскоре молодой писатель вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, Б.Е. Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. Для этого они переделывали иностранные пьесы, налагая их содержание на русские реалии. Также в кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» («серьезной комедии»), теоретиком которой выступал . В этом духе Фонвизин в 1764 году и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион», взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней». Действие в пьесе происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Также в то время Фонвизин сблизился с литературным кружком поэта и переводчика князя Ф.А. Козловского, завязалась дружба между ним и выдающимся актером И.А. Дмитриевским.

В 1769 году появилось первое абсолютно самостоятельное произведение Фонвизина - пьеса «Бригадир», которую по достоинству оценил . Она была поставлена в театре в 1770 году, хотя вышла в печать только в 1786 году. «Бригадир» стал первой в русской литературе «комедией нравов» в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки. В «Бригадире» все пороки, все поведение персонажей социально обусловлено. Здесь жестоко высмеивается невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным художественным достоинством пьесы является метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью. На первый план выдвинута фигура «галломанствующего» Иванушки, с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина.

В 1760-х годах, во время работы Комиссии для составления нового Уложения (1767), Денис Иванович высказывался по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф. Куайе «Торгующее дворянство» (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в «Недоросле» Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им в конце 1760-х компиляция из трудов немецкого юриста И.Г. Юсти «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина». В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М. Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А. Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой.

Служба Н.И. Панину. «Записки первого путешественника»

В 1769 году Денис Иванович занял должность одного из секретарей при руководителе Коллегией иностранных дел графе , который, в свою очередь, стал воспитателем наследника престола. Никита Иванович строил планы досрочной передачи престола цесаревичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х годах он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист «партии Панина», наставляющий монарха, как править на благо нации) - в «Слове на выздоровление Павла Петровича» (1771) и переводе «Слова похвального Марку Аврелию» А. Тома (1777).

В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции. Одной из причин этого путешествия была длительная болезнь жены писателя Екатерины Васильевны (в девичестве Дмитриева-Мамонова, у пары было 8 детей). Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в «Записках первого путешественника», которые стали одной из важных вех в процессе изменения облика русской прозы в этот период.

После опалы и отставки Н.И. Панина, в марте 1782 году подал в отставку и Фонвизин. В 1782-1783 годах «по мыслям Панина» он сочинил «Рассуждение о непременных государственных законах» (т.н. «Завещание Панина»), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И. Паниными проекту «Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью» (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это «Завещание Панина», изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы. Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру «Жизнь графа Н.И. Панина», вышедшую в Санкт-Петербурге сначала на французском (1784), а затем и на русском языке (1786). В 1784 году Денис Иванович вновь отправляется за границу - в Италию и Германию, что было связано и с необходимостью лечения от начавшегося у писателя частичного паралича.

«Недоросль»

После в 1773-1775 годах любое проявление либеральных взглядов могло повлечь за собой тяжелые последствия. Но, несмотря на это, в начале 1780-х годов увидела свет доставившая Фонвизину славу и всеобщее признание комедия «Недоросль» (1779-1781, поставлена в сентябре 1782 года, опубликована в 1783 году). Первая постановка пьесы на придворной сцене на Царицыном лугу имела необыкновенный успех. В центре комедии - образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном.

Современников более всего в «Недоросле» пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии - идеологический и бытописательный - противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф. Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же). «Недоросль» стала единственной русской пьесой XVIII века, занявшей прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Последние годы

В 1783 году княгиня привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В первом же номере появился его «Опыт российского сословника». Составленный как будто бы для нужд готовившегося «Словаря Российской Академии наук», фонвизинский «Опыт» являлся скрытой политической сатирой, изобличающей придворные порядки и «бездельничанье» дворян. В том же журнале в 1783 году без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие «вопросы» Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»), адресованные Екатерине II и снабженные «ответами» самой императрицы, которая поначалу автором «вопросов» полагала И.И. Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим «свободоязычием» навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов.

Перевод сочинения И.Г. Циммермана «О национальном любочестии» (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю («Каллисфен», 1786), и стихотворная басня «Лисица-Казнодей» (1787) были напечатаны анонимно. К 1788 году писатель подготовил свое «Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах»: была объявлена подписка, однако издание было приостановлено императрицей, и даже рукопись его теперь утрачена. В том же году Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум» (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830 году).

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось. Кроме того, у четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Вместе с тем возросли религиозные и покаянные настроения писателя. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном «по стопам» «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, - «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791). Сохранившаяся не полностью последняя его комедия «Выбор гувернера» (между 1790 и 1792) посвящена, как во многом и «Недоросль», вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.

Сатирик скончался 1(12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у . Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

Именем Д.И. Фонвизина названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Королёве, Херсоне, Алма-Ате, а также станция метро «Фонвизинская» в Москве.

Сочинения

Первое полное собрание сочинений Фонвизина. М., 1888.

Пьесы. М., 2008.

Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1959.

Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина. СПб., 1866.

Годы жизни: с 03.04.1745 по 01.12.1792

Русский литератор екатерининской эпохи, драматург, публицист, переводчик. Является создателем русской бытовой комедии. Комедия Фонвизина «Недоросль» входит в классику русской литературы.

Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предки Фонвизина оказались в России еще при Иоанне IV, и совершенно обрусели. Первоначальное образование получил под руководством отца, который стал прототипом одного из героев «Недоросля» - Стародума. С 1755 Денис Фонвизин обучался в гимназии при Московском университете, а с 1760 числился студентом этого учебного заведения. В литературе дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные и ряд других сочинений, в том числе и трагедию Вольтера.

В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год вместе с двором переехал в С.-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина. В это время Фонвизин вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, «склонялись» «на наши нравы» иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию Корион (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе Сидней.

Первым вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия Бригадир (1768–1769). Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров». Постановка комедии в 1772 году вызвала бурную реакции публики, Фонвизина даже сравнивали с Мольером. Во время своей службы в дворцовой канцелярии Фонвизин продолжает свою деятельность и как переводчик, им переведен ряд политических и художественных сочинений. В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции.

В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, выступавшего за ограничение самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. Смелые замыслы Н.И. Панина не осуществились, он попал в опалу и в 1782 г. был отправлен в отставку, вместе и ним вышел в отставку и Фонвизин. В 1782–1783 «по мыслям Панина» он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. Завещание Панина). Позднее это Завещание Панина, изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы.

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779–1781), поставленная в сентябре 1782. О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». В 1783 княгиня Е.Р.Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В этом издании появился ряд его публицистических сочинений, содержащих критику режима Екатерины. Этими публикациями Фонвизин навлек на себя гнев императрицы и в дальнейшем испытывал значительные сложности с публикацией своих произведений. Некоторые из них выходили анонимно, а Полное собрание сочинений в 5-ти томах, подготовленное писателем в 1788 году, было запрещено к печати и в настоящее время рукопись его утрачена. В том же 1788 Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум».

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось: в 1784–1785 он выезжал с женой для лечения в Италию, а через два года в Вену. Вместе с тем ухудшается и материальное положение писателя. Литературную деятельность Фонвизин практически прекращает, если не считать автобиографического сочинения Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях, оставшегося незаконченным. Скончался Фонвизин в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Вплоть до середины XIX века фамилию Дениса Ивановича писали как Фон Визен (von Wiesen) – через пробел или дефис. Привычное нам написание установлено Тихонравовым, как придающее более русский характер фамилии писателя.

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе“». Фраза эта в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.

Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.

С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.

Начало творческого пути

С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. В 1760 году в «Литературном наследстве» был опубликован так называемый «ранний «Недоросль»». Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера , Овидия, Грессе, Руссо.

С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.

В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II .

Государственная служба. Зрелое творчество

С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».

С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.

Болезнь. Последние годы

С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.

В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).

1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

  • Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
  • Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
  • Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
  • Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.

Тест по биографии

Тест поможет лучше запомнить краткую биографию Фонвизина.

Денис Иванович Фонвизин, знаменитый русский писатель, яркий представитель литературной эпохи Екатерины II , родился 3 апреля 1745 года в Москве. Он происходил из старинного немецкого дворянского рода, который при Иване Грозном выехал из Лифляндии (барон Петр фон Висин; фамилия эта писалась еще в середине XIX в. раздельно: фон Визин, и лишь позже установилось слитное написание). До 10-летнего возраста Фонвизин воспитывался дома. Отец его, человек хотя и не слишком образованный, сам обучал своих восьмерых детей. По учреждении в Москве университета Фонвизин-отец отдал в открытую при нем дворянскую гимназию двух старших сыновей, Дениса и Павла. В гимназии Денис был на прекрасном счету; он неоднократно получал награды, дважды выступал на публичных актах с речами на русском и немецком языках. В 1758 г. молодой Фонвизин в числе лучших учеников был отвезен в Петербург для представления покровителю университета, И. И. Шувалову , и императрице Елизавете . Великолепие двора и, в особенности, театральные представления произвели на мальчика ошеломляющее впечатление. В 1759 г. Фонвизин был «произведен в студенты», а через 3 года, 17-ти лет от роду, закончил свое университетское образование.

Университет в это время только еще устраивался, и на первых порах в его организации было много недостатков, однако Фонвизин, как и его товарищи, вынес из него и культурные интересы и достаточные знания как в науках, так и в иностранных языках. В эти годы начала творческой биографии Фонвизина Московский университет был наиболее заметным центром литературной жизни в России. Под руководством одного из университетских чиновников, М. М. Хераскова , с 1760 г. начал издаваться журнал «Полезное Увеселение», объединивший на своих страницах всех почти молодых писателей того времени, связанных к тому же единством литературной школы: все они были более или менее последовательными учениками Сумарокова . Литературное движение охватило и студенчество; многие из учащихся университета пробовали свои силы в переводах, печатавшихся потом в «Полезном Увеселении». Фонвизин был среди них; в журнале Хераскова был помещен его перевод нравоучительной повести «Правосудный Юпитер». Одновременно Фонвизин по предложению университетского книгопродавца Вевера, прослышавшего о даровитом студенте, перевел с немецкого языка книгу басен датского писателя Гольберга; перевод был тогда же напечатан (1761). В следующем году (1762) Фонвизин энергично сотрудничал в научно-популярном журнале своего учителя, профессора Рейхеля («Собрание лучших сочинений») – он поместил в нем 5 переводных статей. В то же время он переводил «Метаморфозы» Овидия (не напечатано) и 1 том обширного политико-нравоучительного романа Террасона «Геройская добродетель и жизнь Сифа, царя Египетского» (1762 г., последующие 3 тома печатались до 1768 г.; перевод был сделан с немецкого языка). Тогда же Фонвизин впервые попробовал свои творческие силы на поприще поэзии; он перевел стихами трагедию Вольтера «Альзира». Впрочем, он сам остался недоволен своим переводом и не отдал его ни на сцену, ни в печать.

Денис Иванович Фонвизин

Кончая университет, Фонвизин оказался сержантом гвардии Семеновского полка, на службе в котором он, по обычаю того времени, числился еще с 1754 г., т. е. с 9-летнего возраста. Военная служба не могла заинтересовать его, и при первой возможности, воспользовавшись приездом двора и правительства в конце 1762 г. в Москву, он устроился в коллегию иностранных дел переводчиком с окладом по 800 р. в год, и тогда же был отправлен с почетным поручением в Шверин. В 1763 г. вместе с двором Фонвизин переехал в Петербург, а уже в октябре того же года перешел на службу к «кабинет министру» у принятия адресованных императрице челобитных, И. П. Елагину, получившему потом (с 1766 г.) в свое ведение и управление театрами. Быстрые шаги Фонвизина на служебном поприще объясняются в значительной мере его литературными успехами и светскими талантами. С самого раннего детства начала проявляться в его характере необыкновенная живость. С годами в нем развилась та способность видеть все вещи с их смешной стороны, тяга к острословию и иронии, которая не оставляла его до конца биографии. Его эпиграммы, остроумные и злые замечания о людях ходили в обществе. Этим он нажил себе много приятелей, но и немало врагов. Среди последних был секретарь Елагина, небезызвестный драматург В. И. Лукин , вражда с которым делала службу Фонвизина очень трудной.

В Петербурге литературное творчество Фонвизина продолжилось. Он перевел в 1763 г. роман Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора», продолжал переводить «Сифа». В это время он сошелся с кружком молодых людей, увлеченных доктринами французских философов-просветителей и проповедовавших атеизм . Фонвизин отдал дань этому увлечению; следы религиозного скептицизма остались в написанной в эту эпоху сатире («Послание к слугам»; может быть, к этому же времени относится басня «Лисица-Казнодей» и некоторые другие стихотворные пьесы, дошедшие до нас в отрывках). Впрочем, довольно скоро Фонвизин отрекся от сомнений и вновь стал религиозным человеком, каким был в отцовском доме и университете. В 1764 г. Фонвизин поставил на сцену свою стихотворную переделку комедии Грессе «Сидней», озаглавленную им «Корион». Это был образец «склонения на наши нравы», т. е. вольного перевода с перенесением действия в Россию и соответственным изменением бытовых деталей, имен и т. д. Таков был рецепт для писания комедий у группы Елагина, в которую входили Фонвизин и Лукин. «Корион» имел сомнительный успех; противники системы переделок были недовольны им.

Спасаясь от столкновений с Лукиным в более или менее продолжительных отпусках в Москву, Фонвизин в одну из таких поездок закончил своего знаменитого «Бригадира ». По возвращении его в Петербург (1766) комедия сделалась известной в обществе; автор, мастерски читавший ее, был приглашен прочесть ее императрице, а затем в целом ряде вельможных домов. Успех был небывалый. «Бригадир» был поставлен на сцену и в течение долгого времени не сходил с нее. Фонвизин сразу сделался одним из корифеев литературы; его превозносили похвалами, сравнивали с Мольером . Пожиная лавры на поприще драматургии, Фонвизин не оставил и других родов литературного творчества. В 1766 г. он издал свой перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному» (с прибавлением Юсти; пер. с нем.), в котором доказывалось, что государство и само дворянское сословие заинтересованы в том, чтобы дворяне занимались торговлей. В 1769 г. вышел его перевод сентиментальной повести Арно «Сидней и Силли» и перевод обширного произведения Битобе «Иосиф» (2 тома).

В том же 1769 г. Фонвизин, недовольный медлительностью своей карьеры и охладевший к Елагину, перешел на службу в коллегию иностранных дел к Н. И. Панину , при котором состоял до самой смерти последнего. На этой службе Фонвизин выдвинулся. Он усиленно работал, вел переписку с русскими посланниками в Западной Европе, помогал Н. И. Панину во всех его начинаниях. Усердие Фонвизина было вознаграждено; когда в 1773 г. Панин получил при женитьбе своего воспитанника, великого князя Павла Петровича , 9000 душ, он подарил из них 1180 душ (в Витебской губ.) Фонвизину. В следующем году Фонвизин женился на вдове Е. И. Хлоповой (рожд. Роговиковой), принесшей ему значительное приданое.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

В 1777 г. Фонвизин уехал для поправления здоровья жены во Францию; оттуда он писал обширные письма сестре своей Ф. И. Аргамаковой и брату своего начальника, П. И. Панину; он подробно описывал свое путешествие, нравы и обычаи французов. В остроумных и ярких набросках он изображал разлагающееся общество предреволюционной Франции. Он верно чувствовал приближение грозы и видел безумие, охватившее страну перед катастрофой; кроме того, многое ему не нравилось потому, что он не хотел и не мог отказаться при оценке чуждой ему культуры от своих, российских, помещичьих понятий. К своим письмам Фонвизин относился как к настоящему литературному труду; это видно хотя бы из того, что он вводил в них многие замечания, заимствованные у французских и немецких публицистов и географов.

В 1770-х годах Фонвизин писал и печатал немного («Каллисфен», «Та-Гио или Великая Наука», «Слово на выздоровление Павла Петровича» 1771 г., «Слово похвальное Марку Аврелию » 1777 г.). Но с начала 1780-х годов у него вновь начинается подъем творческой энергии. Все произведения этого этапа его биографии представляются плодом глубоких размышлений на темы политические, моральные, и педагогические. Еще в «Похвальном слове Марку Аврелию» Тома, переведенном Фонвизиным, и в некоторых других его произведениях более ранней эпохи виден его интерес к вопросам государственного устройства и политики. Затем, по поручению Н. И. Панина и, без сомнения, под его руководством, Фонвизин составляет проект реформ, необходимых для процветания России. В этом проекте говорится и об освобождении крестьян, об ограничении самодержавия и т. д. За границей Фонвизин изучает не только философию, но и юридические науки: государственный строй и законодательство Франции. В 1782 г. в «Собеседнике Любителей Российского Слова» появляются его «Вопросы», в которых он смело указывает на недостатки государственной и придворной жизни России; вместе с «Вопросами» были напечатаны ответы на них императрицы Екатерины , которая была настолько недовольна дерзостью Фонвизина, что ему пришлось печатно извиняться перед нею. В том же журнале была помещена «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», статья, в которой Фонвизин протестует против пренебрежительного отношения к занятиям литературой; сам он считал, что писательство это один из полезных и возвышенных способов служить отечеству и человечеству. К этому же периоду биографии Фонвизина относятся: «Опыт Российского Сословника», отрывок словаря синонимов, в котором к заимствованиям из словаря французских синонимов Жирара присоединены оригинальные сатирические выпады, «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием» и, наконец «Недоросль».

Если в «Бригадире» Фонвизин дал лишь галерею комических типов и ряд сатирических выпадов, не комментированных при помощи отвлеченных рассуждений и не окрашенных тенденцией, то в «Недоросле» (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы) перед нами законченный цикл идей как излагаемых отдельными персонажами, так и явствующих из самого действия. Пагубность невежества, проистекающее отсюда злоупотребление крепостным правом, моральный и умственный упадок дворянства, – составляют главные идейные стержни комедии. Фонвизин требует от дворянина прежде всего сознательности, трудолюбия и преданности идее чести, которую он считает основой благосостояния общества. В области педагогии он, согласно западным учениям того времени, утверждает первенство морального воспитания перед сообщением конкретных знаний, полагая, что ученый злодей опасен не менее невежды. Развитие своих взглядов Фонвизин подкрепляет яркой сатирой на быт провинциального дворянства; достается попутно и двору с его интригами, ложью, подхалимством и тому подобным. «Недоросль» был поставлен в 1782 г. в Петербурге в бенефис И. А. Дмитревского, игравшего Стародума . Успех был полный, потрясающий; Фонвизин был на верху славы. Несмотря на сопротивление московской цензуры, он добился постановки комедии и на московском театре, и с тех пор она не сходила со сцены в течение многих десятилетий и до сих пор пользуется репутацией лучшей русской комедии XVIII столетия.

Это был последний творческий успех Фонвизина. В 1783 г. умер Н. И. Панин, и Фонвизин немедленно вышел в отставку с чином статского советника и пенсией по 3000 р. в год. В 1784 – 1785 гг. он путешествовал по Западной Европе; много времени он провел в Италии, где закупал, между прочим, предметы искусства для заведенного им в России вместе с купцом Клостерманом торгового дома; так Фонвизин практически осуществлял идею «торгующего дворянства». Из-за границы Фонвизин снова писал длинные литературные письма сестре. По возвращении в Россию Фонвизина поразил паралич, лишивший его употребления левых руки и ноги и отчасти языка. Последующие годы – это годы угасания. Фонвизин видел в своей болезни наказание за грехи и заблуждения молодости и путешествовал в поисках исцеления. Продолжать литературное творчество ему не удавалось. В 1788 г. он подготовил ряд сатирических статей для предположенного к изданию журнала «Стародум или друг честных людей», но цензура запретила приступить к изданию; по-видимому, «Вопросы», проект реформ, а быть может, и некоторые места «Недоросля» не были забыты правительством; даже мысль Фонвизина перевести Тацита встретила неодобрение власти. Незадолго перед смертью Фонвизин написал небольшую комедию «Выбор гувернера» и начал писать автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Он умер 1 декабря 1792 г.

Блестящий талант, большой ум и широкая начитанность дают нам право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи . И в частной жизни он был острословом, насмешником. Щеголь, любитель живописи, поэзии, театра, а также и хорошего стола, в молодости стремившийся изо всех сил к чиновной карьере, под старость занявшийся спасением души, хитрый, но честный человек, он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции того времени.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Недоросль Д.И. Фонвизин Малый театр #ПолныеВерсииСпектаклей

    ✪ Господа Скотинины(1926)

    ✪ Недоросль (Д. Фонвизин)

    ✪ Господа Скотинины - По мотивам комедии Д. И. Фонвизин - Недоросль

    Субтитры

Происхождение

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство » в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского . В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана , занимает центральное место.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине , под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин . Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф , после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича , графом Никитой Ивановичем Паниным . В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей ». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции . Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову . Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве , Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины , необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России , в том числе улица Фонвизина в Москве , в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Отзывы о Фонвизине

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал А. И. Герцен .

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Образ Фонвизина в литературе

  • Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством »:
- … Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего! - Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена ! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
  • Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин » в строфе о русском театре:
  • Отдельно Фонвизину посвящено произведение «Тень Фонвизина», где Фонвизин, будучи призраком, посещает русских поэтов Кропова, Хвостова, Державина с целью наказать или поощрить поэтов.
  • С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь .
  • Старообрядцы полностью включили в своё сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С . Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. - Новосибирск, 1988. - С. 43).