Знаменитые балерины и долголетие. Балерины XX века


Свет огней, пронзающая музыка, шорох сетчатых пачек и постукивание пуантов по деревянному паркету - балет! Как же он красив, неподражаем и велик! Затаив дыхание и устремив взгляд на бесконечно красивое зрелище, зритель поражается ловкости и пластике балетной дивы, отточено исполняющей свои "па". История балета велика, и предпосылки ее уходят в 16 век нашей эры, но истинные шедевры берут свое начало в 19 веке. Отсюда можно и начать отсчет.

Мари Рамбер и Анна Павлова

Итак, самые известные балерины:

1 . Выпускница балетного института Жака-Далькроза, полячка Мари Рамбер (Marie Rambert , истинное имя Мириам Рамберг, 1988 г.р.) уже в 1920 году рискнула открыть в столице Англии первую балетную школу. Успех был велик, и потому уже через десять лет Мари создает свою первую в Лондоне балетную труппу под названием "Балле Рамбер", выступления и спектакли которой производят настоящий фурор в английском балете. Она работает с такими мастерами, как Хоуард, Тюдор, Аштон. С именем Рамбер ассоциируют начало балета в Англии.

2 . Незаконнорожденная в 1881 году дочь железнодорожного подрядчика и простой прачки, Анна Павлова (Anna Pavlova) несомненно считается одной из самых величайших балерин в мире. Окончив Вагановское училище, подающая большие надежды девушка была почти сразу принята в Мариинский театр. Здесь она блистала в таких классических постановках, как "Жизель", "Щелкунчик", "Баядерка", "Павильон Армиды" и других. Но главным триумфом талантливой танцовщицы стала миниатюра "Умирающий лебедь" в декабре 1907-го года.

Интересным является факт возникновения миниатюры: за сутки перед выступлением на благотворительном концерте партнер Анны неожиданно заболел, и тогда известный балетмейстер Михаил Фокин за ночь придумал специально для Павловой миниатюру на музыку великого Сена-Санса. Утром восторженная Анна, увидев результат спросила "Миша, но ведь лебедь в конце умирает?" "Что ты!", воскликнул Фокин, - "он просто крепко уснул!" Сам же Сен- Санс признался балерине, что благодаря ей он понял, что сочинил прекрасную музыку.

Матильда Кшесинская и Ивет Шовире

3 . Уроженка Петербурга Матильда Кшесинская (Mathilda-Marie Kschessinskaya) была знаменита в России как фаворитка Николая второго. После окончания Императорского театрального училища Матильда в 1890 году была принята в Мариинский театр. Она восхитительно исполняла партии из "Млады", "Щелкунчика" и других балетов. Отличительной особенностью балерины была классическая русская пластика, разбавленная нотками дерзкой и динамичной итальянской школы. Кшесинская была неизменной фавориткой в спектаклях Фокина ("Эрос", "Бабочки", "Эвника").

Славу одной из самых талантливых балерин ей принесло виртуозное исполнение Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году. Одним из главных достоинств Матильды помимо таланта, по мнению экспертов, был ее железный характер и умение отстаивать свою позицию. Поговаривают, что именно с ее легкой руки был уволен директор Императорских театров - князь Волконский.

4 . Утонченная парижанка Ивет Шовире (Yvette Chauvire , родившаяся в апреле 1917 года) начала серьезно заниматься балетом при "Гранд опера" уже в 10 лет. Огромный талант девочки был замечен режиссером, и уже в 1941 году она становится прима-балериной в "Опере Гарнье". Получив мировую славу после первого дебюта, Шовире приглашают в труппы "Театра Елисейских полей", итальянского "Ла Скала".

Визитной карточкой Ивет является острый, ярко выраженный драматизм в сочетании с необыкновенной нежностью. Она сполна проживает и прочувствует историю каждой героини, филигранно оттачивая каждую мелочь. Самой успешной партией является главная роль в балете "Жизель" на музыку Адольфа Адана. В 1972 году в Париже установили премию имени великой балерины Ивет Шовире.

Галина Уланова и Майя Плисецкая

5 . Рожденная в 1910 году в Петербурге Галина Уланова (Galina Ulanova) стала знаменита в 40-е годы 20 века, исполняя партии классических постановок Мариинского театра («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», "Лебединое озеро"). В 1951 году балерине присуждают звание народной артистки СССР, а чуть позже она становится лауреатом Ленинской премии. Начиная с 1960 года, артистка блистательно танцует Золушку в одноименном балете Прокофьева, а также "Жизель" Адана. Бывшая квартира Улановой теперь представлена как музей, а в Петербурге в ее честь воздвигнут памятник.

6 . Безусловно, самой знаменитой русской балериной, вошедшей в историю рекордно долгой балетной карьерой, является москвичка Майя Плисецкая (Maya Plisetskaya , 1925 г.р.). Любовь к балету Плисецкой привили тетя и дядя, тоже знаменитые танцоры. Выпускницу Московского хореографического училища Майю принимают в труппу Большого театра под руководством великой Агриппины Вагановой, где она через пару лет становится солисткой. В 1945 году балерина впервые исполняет партию феи Осени в постановке "Золушка" Прокофьева. Последующие годы она успешно участвует в таких постановках, как "Раймонда" А. Глазунова, "Спящая красавица" Чайковского, "Жизель" Адольфа Адана, "Дон Кихот" Минкуса, "Конек-Горбунок" Щедрина.

Ошеломляющий успех ей приносит постановка "Спартак" А. Хачатуряна, где она исполняет партию Эгины, а затем Фригии. В 1959 году Плисецкой присуждают звание народной артистки Советского Союза, позднее ее трижды награждают орденом Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством", орденом Изабеллы Католической (во Франции). В 1985 году артистка получает звание героя социалистического труда.

Визитной карточкой Плисецкой, помимо многих балетов, можно считать постановку Щедрина "Анна Каренина", премьера которой прошла в 1972 году. В этом балете артистка выступает не только в роли балерины, но и пробует себя в качестве хореографа, что и становится в дальнейшем ее основным занятием. Последний спектакль "Дама с собачкой" балерина станцевала в январе 1990 года, затем в 1994 году она организовала международный конкурс "Майя", дающий шанс прославиться новым талантам.

Ульяна Лопаткина

7 . Ученица Наталии Дудинской и выпускница Академии русского балета имени Вагановой Ульяна Лопаткина (Uliyana Lopatkina) уже в 1995 году стала прима-балериной Мариинского театра. Эта артистка стала одной из немногих, получивших столь большое количество наград и премий: "Золотой Софит" в 1995 году, "Золотая маска" в 1997, "Vaganova-Prix", "Вечерний стандарт" лондонских критиков, "Балтика" в Петербурге в 1997, 2001 гг. В 2000 году Ульяна становится заслуженной артисткой России, а в 2006 - народной.

Из самых ярких партий балерины можно выделить ее несравненную Мирту и Жизель в одноименной постановке, Медору в балете "Корсар", Одетту-Одиллию из "Лебединого озера", Раимонду в одноименном балете. Кроме того, она блистательно выступала в отдельных постановках "Там, где висят золотые вишни", "Поцелуй Феи", а также "Поэма экстаза". Отличительная особенность Ульяны - отточенные, завершенные движения, особая, присущая только ей, драматичность, высокий прыжок и внутренняя, неподдельная искренность.

Анастасия Волочкова

8 . Уроженка Петербурга Анастасия Волочкова (Anastasia Volochkova) уже в пять лет очень по-взрослому сказала маме "Я буду балериной". И стала, несмотря на все невзгоды, препятствия, лишения. Отсчет карьеры этой талантливой артистки можно начинать с 1994 года. Ведущая балерина Мариинского театра, Анастасия блистательно исполняет партии из "Жизели", "Жар-Птицы", балета "Раймонда". Наряду с успехами в театре она не боится начать сольную карьеру и часто выступает в различных театрах.

Талант балерины замечает Владимир Васильев, и уже в 1998 году приглашает ее исполнить главную партию в своей новой постановке "Лебединое озеро". В Большом Анастасия исполняет главные партии: Раймонды из одноименного балета, Феи Сирени из "Спящей красавицы", Никии из "Баядерки" и многие другие. Знаменитый хореограф Д. Дин создает новый специально для Анастасии новую партию Феи Карабос в постановке "Спящая красавица".

В последнее время график артистки заполнен постоянными концертами и гастролями, в том числе шоу в Кремле, где были собраны величайшие звезды отечественной эстрады.

1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. Сам финансист свою причастность к ее рождению не признал, однако не возражал против того, чтобы девочка была записана как Анна Лазаревна.

Мать Ани покинула дом Полякова с ребенком на руках и поселилась в пригороде Санкт-Петербурга. Девочка росла и развивалась под присмотром матери, которая всячески старалась привить дочери любовь к искусству.

Творческая биография Анны Павловой

Однажды мама отвела Аню в Мариинский театр. Давали "Спящую красавицу" Петра Ильича Чайковского. С первыми звуками оркестра Аня притихла. Потом не отрываясь смотрела балет, затаив дыхание, сердце ее трепетало от восторга, как от прикосновения к прекрасному.

Во втором акте мальчики и девочки на сцене танцевали вальс.

Ты хотела бы так танцевать? - спросила мать Аню в антракте, имея ввиду танец кордебалета.

Нет... Я хочу танцевать так, как это делала спящая красавица... - ответила девочка.

После посещения сказочного места под названием Мариинский театр Аня стала мечтать о балете. Все разговоры в доме отныне были только на тему хореографического искусства, девочка с утра до ночи танцевала перед зеркалом, ложилась и вставала с мыслью о балете. Увлечение выглядело совсем не по-детски, танцы стали частью ее жизни.

Мать, видя это, отвела Аню в балетную школу. На тот момент девочке едва исполнилось восемь лет. Педагоги посоветовали прийти через два года, отметив при этом несомненные способности Ани. В 1891 году будущая балерина была принята в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение.

Учеба носила спартанский характер, все было подчинено строжайшей дисциплине, занятия длились по восемь часов в день. Но в 1898 Анна окончила училище с отличием. Выпускной спектакль назывался "Мнимые дриады", в нем девушка станцевала партию дочери дворецкого.

Анну сразу приняли в состав Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете "Тщетная предосторожность" в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года Анна Павлова станцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни "Дочь Фараона". Затем начинающая балерина выступила в партии Никии в "Баядерке", которую поставил сам Мариус Петипа, патриарх русского балета. В 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в балете "Жизель".

Развитие

В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.

Анна Павлова и Михаил Фокин

В начале 20 века русский балет был под влиянием реформаторских течений. Одним из самых ярых сторонников радикальных перемен в балетном искусстве был хореограф Михаил Фокин. Он отказался от традиционного отделения танца от пантомимы. Следующей целью реформатора Фокина была отмена использования в балете готовых форм, движений и комбинаций. Он предлагал импровизацию в танце как основу всего балетного искусства.

Анна Павлова выступила первой исполнительницей основных партий в постановках Это были "Египетские ночи", "Береника", "Шопениана", "Виноградная лоза", "Эвника", "Павильон Армиды". Но главным результатом сотрудничества стал балет "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которому суждено было стать одним из символов русского балета 20 века. История балерины Павловой неразрывно связана с этим шедевром хореографии. Балетная сцена об умирающем лебеде потрясла весь мир.

В декабре 1907 года на одном из благотворительных концертов Анна Павлова исполнила "Умирающего лебедя". Композитор Камиль Сен-Санс, присутствовавший при этом, был потрясен трактовкой своей музыки и выразил глубокое восхищение талантливым исполнением миниатюры. Он лично благодарил балерину за доставленное удовольствие, преклонив колена со словами: "Благодаря вам я понял, что мне удалось написать прекрасную музыку".

Лучшие балерины на всех континентах пробовали исполнить знаменитую балетную миниатюру. После Анны Павловой в полной мере это удалось Майе Плисецкой.

Зарубежные гастроли

В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.

Личная жизнь

Анна Павлова, балерина с обширными творческими планами, уехала в Париж, где начала участвовать в "Русских сезонах" и вскоре стала звездой проекта. Тогда же она встретилась с Виктором Дандре, большим ценителем балетного искусства, который сразу взял шефство над Анной, снял ей апартаменты в Парижском пригороде, оборудовал танцкласс. Однако все это стоило достаточно дорого, и Дандре растратил казенные деньги, за что был арестован и отдан под суд.

Тогда Павлова Анна Павловна заключила очень дорогой, но кабальный договор с лондонским агентством "Брафф", по условиям которого она должна была выступать ежедневно, причем дважды в день. Полученные деньги помогли вызволить Виктора Дандре из тюрьмы, так как его долги удалось погасить. Влюбленные обвенчались в одной из парижских православных церквей.

Лебеди в жизни балерины

После того как Павлова частично отработала по контракту с агентством "Брафф", она создала собственную балетную труппу и стала с триумфом выступать во Франции и Великобритании. Полностью рассчитавшись с агентством, Анна Павлова, личная жизнь которой уже была налажена, поселилась вместе с Дандре в Лондоне. Их домом стал особняк Айви-Хауз с прудом неподалеку, где обитали прекрасные белые лебеди. Отныне жизнь Анны Павловой была неразрывно связана и с этим замечательным домом, и с благородными птицами. Балерина находила успокоение, общаясь с лебедями.

Дальнейшее творчество

Павлова Анна Павловна, натура деятельная, вынашивала планы по своему творческому развитию. Ее супруг, по счастью, вдруг обнаружил способности к продюсированию и занялся продвижением карьеры жены. Он стал официальным импресарио Анны Павловой, и великая балерина могла уже не беспокоиться о своем будущем, оно было в надежных руках.

В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду "Эрмитаж". После этого выступления она уехала в длительное турне по Европе. Далее последовали многомесячные гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине. Затем, после небольшого перерыва, Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.

Стремление к реформам

Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.

Репетируя свою партию в "Тщетной предосторожности", Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды.

Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого стала атрибутом спектаклей типа "Лебединое озеро", где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.

Творчество и споры

Сама Анна Павлова называла себя первооткрывательницей и реформатором. Она гордилась тем, что ей удалось отказаться от "тю-тю" (юбочки-кринолина) и одеться более подобающим образом. Ей пришлось долго спорить с ценителями традиционного балета и доказывать, что балетная пачка подходит далеко не ко всем спектаклям. И что театральные костюмы должны подбираться в соответствии с происходящим на сцене, а не в угоду классическим канонам.

Оппоненты Павловой утверждали, что открытые ноги - это прежде всего демонстрация техники танца. Анна соглашалась, но при этом высказывалась за большую свободу в выборе костюма. Она считала, что кринолин давно стал академическим атрибутом и совершенно не располагает к творчеству. Формально правы были обе стороны, однако последнее слово решили оставить за публикой.

Анна Павлова сожалела только об одном недостатке длинной одежды - туника лишала балерину "порхливости". Это слово придумала она сама, термин означал, что складки сковывали летящие движения тела, вернее, они скрывали сам полет. Но потом Анна научилась использовать этот недостаток. Балерина предложила партнеру подбрасывать ее немного выше, чем обычно, и все стало на свои места. В танце появилась требуемая свобода движения и грациозность.

Серж Лифарь: впечатления

"Никогда не встречал такой божественной легкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений". Так писал крупнейший французский хореограф Серж Лифарь о своей встрече с русской балериной Анной Павловой.

"С первой минуты был покорен естеством ее пластики, она танцевала, как дышала, легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность..."

"Увидел в Павловой не балерину, а гения танца. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества".

Гастроли и статистика

Анна Павлова вела активную гастрольную жизнь в течение 22 лет. За этот период она приняла участие в девяти тысячах спектаклей, две трети из которых прошли с исполнением главных ролей. Переезжая из города в город, балерина преодолела не менее 500 тысяч километров на поезде. Итальянский мастер по изготовлению балетной обуви шил для Анны Павловой по две тысячи пар пуантов в год.

В перерывах между гастрольными поездками балерина отдыхала вместе с мужем в своем доме, среди ручных лебедей, в тени деревьев, возле по-прежнему чистого пруда. В один из таких приездов Дандре пригласил известного фотографа Лафайетта, и тот сделал серию снимков Анны Павловой с ее любимым лебедем. Сегодня эти фотографии воспринимаются как память о великой балерине 20 века.

В Австралии в честь русской балерины Анны Павловой придумали из экзотических фруктов с добавлением безе. Кстати, новозеландцы утверждают, что это они создали фруктовое лакомство.

Однажды Анна Павлова станцевала на театральной сцене популярный мексиканский народный танец "харабе тапатио", что означает "танец со шляпой", в своей интерпретации. Восторженные мексиканцы забросали балерину и всю сцену шляпами. А в 1924 году этот танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.

В Китае Анна Павлова удивила публику, станцевав без остановки 37 фуэте на маленькой площадке, установленной на спине слона, шагающего по полю.

Голландские цветоводы вырастили особый сорт тюльпанов белоснежного цвета, который получил имя великой балерины Анны Павловой. Изящные цветы на тонких стеблях, как бы символизируют грацию.

В Лондоне воздвигли несколько различных памятников, посвященных балерине. Каждый из них относится к определенному периоду ее жизни. Три монумента установлены около дома Айви-Хауз, в котором Павлова прожила большую часть своей жизни.

Анна отличалась редким человеколюбием, она занималась благотворительностью, открыла несколько сиротских приютов и ночлежных домов для бездомных детей. Девочки и мальчики из постояльцев этих заведений, имеющие способности к танцу, отбирались и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз.

Отдельной акцией благотворительности Анны Павловой была ее помощь голодающим Поволжья. Кроме того, по ее поручению регулярно отправлялись посылки в Санкт-Петербургскую балетную школу.

Кончина великой танцовщицы

Анна Павлова умерла от пневмонии 23 января 1931 года в городе Гаага, во время гастролей. Балерина простудилась на репетиции в холодном зале. Прах ее находится в колумбарии "Голдерс Грин", в Лондоне. Урна расположена рядом с останками ее супруга Виктора Дандре.

Фильм, созданный в память Анны Павловой

Жизнь и судьба всемирно известной балерины была отражена в пятисерийном телефильме, поставленном по сценарию Эмиля Лотяну.

Киноистория рассказывает о короткой, но полной событий жизни великой балерины и прекрасного человека по Павлова. 1983 год, время выхода сериала на экран, был годом 102-летия со дня рождения танцовщицы. В фильме участвует множество персонажей, а роль Павловой исполнила актриса


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.


Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк - Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы. Анна Павлова


Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры в балете «Спящая красавица», Эсмеральды, Терезы в балете «Привал кавалерии». Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева». Матильда Кшесинская


Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт - Петербурге 08 января 1910 года, в семье мастеров балетного искусства году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский). Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма - Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944 г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г. Галина Уланова


Майя Михайловна Плисецкая родилась в 1925 году в Москве. Майя Плисецкая – символ русского балета. Обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы. Одну из ее главных партий Одетты - Одиллии из «Лебединого озера». Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии. Майя Плисецская


Светлана Захарова родилась на Украине в 1979 году. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище. Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца - военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. Светлана выступала во многих мегаполисах мира. В 2008 году ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала». Светлана Захарова


Ульяна Лопаткина родилась на Украине в 1973 году. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде. В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию. В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках. Ульяна Лопаткина

Балет - секрет долголетия?

Фотография: Государственная Библиотека Квинсленда (1938)
Девочки на экзамене в Королевской Академии Танца (Лондон)

Майя Плисецкая, 1925 г.р. 89 лет, живёт и здравствует

Читала я тут один журнальчик и с удивлением обнаружила, что Майе Плисецкой уже под 90! А выглядит она при этом все ещё очень пристойно. В том же журнале были указаны годы жизни еще нескольких знаменитых балерин, так вот многим из них удалось «перевалить» 80-летний рубеж!

Стала рыться дальше. Выбрала из Википедии только русских и советских балерин, кто прожил больше 80 лет, и оказалось, что таких на три поста хватит - процентов 70 балерин из списка прим Мариинского театра! Пришлось отфильтровать тех, кому больше 85. Сейчас покажу их и пару слов расскажу.

Александра Кеммерер (1842-1931). 89 лет

Блистала в «Мариинке», когда в моду вошли «русофильские» балеты - с кокошниками и балалайками. Воспитала приемную дочь, выдала её даже замуж за графа Орлова. Сама, похоже, семьи не имела.

Екатерина Вазем (1848-1937), 89 лет
Выступала в Мариинском театре одновременно с Кеммерер
Одна из самых высокооплачиваемых балерин того времени. Говорили, что манера у нее холодновата, но танец точный и техничный. Два раза побывала замужем, родила сына - будущего критика Нила Насилова.

Матильда Кшесинская, 1872-1971 (99 лет)

Эту вы знаете. Виртуозная балерина и заслуженная прима, в историю она вошла не только поэтому: Матильда водила довольно близкую дружбу с домом Романовых. С мужской его частью. Очень близкую. Начала, как предполагают, с брата будущего царя - Георгия Александровича, затем переключилась на самого цесаревича, а когда тот женился на Алисе Гессенской, стала «дружить» с его кузенами - сначала с великим князем Сергеем Михайловичем (от него родила сына), а затем с Андреем Михайловичем. На этом, правда она остановилась, и князь Андрей даже женился на ней, усыновив фактического племянника. Умерла Малечка в эмиграции в очень пожилом возрасте. Крошечная совсем была - ростом 1,53 м. И как по мне - так на любителя дамочка.

Ольга Преображенская (1871-1962), 91 год

Делила сцену с Кшесинской, почти ее ровесница и вечная соперница. Даже в долголетии они, кажется, соревновались. 30 лет на сцене, выступала в «Ла Скала». 40 лет преподавания. Умерла в эмиграции.

Тамара Карсавина (1885-1978) 93 года

Не «Карсавина» у нее должна быть фамилия, а «Красавина» - очень красивая женщина! И не такая «общительная», как Кшесинская. Вышла замуж за английского дипломата и уехала с ним после революции в Англию. Выступала у Дягелева, часто партнером ее был Нижинский.

Любовь Чернышёва (1890-1976), 86 лет

Солистка труппы Дягилева, а потом Балета Монте-Карло, большую часть жизни провела за границей. Была замужем за помощником Дягилева Григорьевым, но кокетничала со всеми напропалую, любовников меняла со скоростью звука, за что сам Дягелев обзывал ее «горящие трусы». А что? Дама весьма привлекательная!

Ольга Спесивцева (1895-1991) 96 лет

Скорбь русского балета. Несчастная прима, закончив раньше времени карьеру, 20 лет провела в психиатрической лечебнице. Ее «Жизель», говорят, была неподражаемая и даже пугающая. Она ее, похоже, и свела с ума. Как ни странно, со временем балерина почти выздоровела, но так и осталась одинокой и надломленной. Красивая женщина, трижды была замужем, но, в результате, осталась одна. Посмотрите про нее неплохой художественный фильм «Мания Жизели».

Александра Данилова (1904-1997), 93 года

Тоже начинала у Дягилева, потом работала у Баланчина, даже одно время была увлечена им, но Джорж Баланчин предпочел ей другую балерину - он женился на Тамаре Жевержеевой (она тоже в списке, ниже). Долгое время преподавала. О ней отзывались, как об очень «техничной» танцовщице. Карьеру балерины закончила в 1959 году, но на сцену выходила еще неоднократно в мюзиклах. Ее выступление в соло-пантомиме в 1971 году (67 лет, если что!) произвело настоящий фурор в прессе.

Тамара Жевержеева (1907-1997), 90 лет

Как уже говорилось, балерина была замужем за Жорожем Баланчиным, но брак просуществовал всего три года. Потом еще дважды выходила замуж. Снималась в кино. Даже в старости очень эффектно выглядела.

Суламифь Мессерер (1908 - 2004), 95 лет

Тетя и приемная мама Майи Плисецкой - у Майи отца репрессировали, а маму отправили в ссылку.
Родители Суламифи всем детям в семье дали библейские имена (еще Рахиль и Асаф). Очень была оптимистичная, энергичная и веселая женщина. Говорят, балерина талантливейшая - техничная, артистичная и темпераментная. Кроме балета занималась плаванием и умудрилась стать двукратной чемпионкой на Всесоюзной спартакиаде. В 1980-х эмигрировала.

Марина Семёнова (1908-2010), 101 год (!!!)


Звезда Ленинградского балета, выступала в Париже по приглашению Сержа Лифаря. Более знаменита, как балетный педагог. А ещё, как педагог балетных педагогов.
Первый брак с артистом балета Виктором Семеновым был недолгий, а вот второго мужа репрессировали. Дочь тоже была балериной.

Галина Уланова (1909- 1998), 88 лет

Главная балерина Советского Союза. Чайлдфри, утверждала, что всю жизнь провела в шорах, ничего не видя вокруг, кроме балета. Но замуж при этом успела «сходить» три раза.

Наталья Дудинская (1912-2003), 90 лет

4 Сталинских премии! Ей тяжело было соперничать с Улановой, но балетные постановщики рассмотрели ее особый стиль: особенно хороша она была в героических ролях. Резковатая, энергичная, с мощными вращениями, Наталья долго выступала - в последний раз выходила на сцену в «возрастных» ролях в 56 лет, и техника её, говорят, была безупречна. Долгое время преподавала.

Софья Головкина (1915-2004), 88 лет


Талантливая балерина памятная не столько своими своими блистательными сольными партиями, но и преподавательской деятельностью, а главное - менеджерскими, как сейчас говорят, способностями. Она долгое время руководила Московским хореографическим училищем, и даже «выбила» для него новое здание.

Ольга Лепешинская (1916-2008), 92 года

Еще одна обладательница 4-х Сталинских премий.
Энергичная, точная, техничная балерина. Долго преподавала. Три раза была замужем - один раз за режиссёром, два раза - за генералами. Чайлдфри.

Ирина Баронова (1919-2008), 89 лет

Из России родители увезли её в 2 года. Выступала с 11 лет, а с 13 её взял в свою труппу Баланчин, она стала одной из трёх знаменитых «бэби-балерин». Рано начав карьеру, она рано её и прекратила - это стало обязательным условием её второго мужа. Жила в США, немного снималась в кино, затем вернулась в балет в качестве педагога. Одна из её дочерей - актриса Виктория Таннат.

Марианна Боголюбская (1919-2013), 94 года

Универсальная балерина - ей удавались самые разные роли. Помимо балета, увлекалась лепкой, делала скульптурные портреты своих коллег-балерин. Замужем была за артистом балета.

Марина Светлова (1922-2009), 87 лет

Вообще, ее звали Иветта фон Хартман. Родители её были русскими эмигрантами, но сама Иветта-Марина в России никогда не жила. Зато учили её русские балерины. Начинала карьеру в труппе Иды Рубинштейн, потом выступала у Баланчина. Долго преподавала, была профессором Университета Индианы на отделении балета. Семьи не было.

Римма Карельская (1927) Живёт и здравствует, 87 лет


Замечательная виртуозная балерина, выступавшая когда-то в Большом театре. Затем там же работала педагогом и балетмейстером-репетитором. Пять лет назад сломала шейку бедра, но, вроде бы сделали операцию и всё обошлось.

Ольга Моисеева, (1928) Живёт и здравствует, 85 лет

Одна из любимых учениц Вагановой. 26 лет танцевала на сцене, обладала особым драматическим талантом. Потом преподавала. До сих пор даёт уроки, вроде бы. И всегда ухоженная и эффектная.

Алисия Алонсо (1920, Куба). Живёт и здравствует, 93 года

А это иностранка, кубинка, но училась у русских мэтров балета. Фактически создатель Национального балета Кубы. Одна из самых талантливых балерин, живущих ныне, при том, что с 19 лет почти слепая.

Клео де Мерод (1875-1966), 91 год


Еще одно «иностранное» исключение, но уж больно хороша. К тому же, будучи парижанкой, Клео (или Клеопатра) во время гастролей выступала в Петербурге. Как ни странно, Клео была отпрыском очень знатного семейства. Была ли она великой балериной, не знаю, но её необыкновенная красота поражала современников, по ней сходил с ума король Бельгии, её писал Дега и лепил Фольгьер.

Алисия Маркова (1910-2004), 94 года

На самом деле балерину звали Лилиан Алисия Маркс и была она англичанкой еврейского происхождения. Танцевать стала с 10 лет, в 14 лет была принята в труппу Дягилева. Он и предложил сменить сценическое имя. Блистала в роях «Жизели», «Сильфиды» и других. Выступала до 52 лет. Стояла у основ британского классического балета, заслуги её в национальном балете сравнимы с заслугами Марго Фонтейн. Замужем не была.

Вот и думайте теперь,что это за явление: нагрузки бешеные, диета строжайшая, работа нервная - зависть, театральные интриги, взлеты и падения - а поди ж ты, живут почти до 100.

И что еще интересно, мужики-балеруны еле-еле дотягивают до 60! Ну, за редким исключением: Баланчин прожил 79 лет, Мариус Петипа - 92, Лифарь - 82, Бежар - 80, Асаф Мессерер - 88. А остальные - никак....
Почему так?