Чайковский до перми доведет. Наталья осипова стала прима-балериной пермского театра Личная жизнь и творческие планы


Наталья Осипова в своем поколении самая известная российская балерина в мире. Уже первый спектакль выпускницы Московской академии хореографии стал сенсацией. Осипову позвали в Большой, но передержали "в молодых", не давая расширить репертуар.

Вероятно, она бы так и осталась вечной Китри из "Дон Кихота", но вместе с партнером Иваном Васильевым балерина хлопнула дверью и ушла в труппу петербургского Михайловского театра, а потом и в Ковент-Гарден. Уже в Лондоне прима Королевского балета Наталья Осипова стала мировой балетной звездой. "РГ" узнала, как она попала в Пермь, чтобы выступить в роли Маши в "Щелкунчике", новой постановке театра.

Наталья, как вас из Лондона в Пермь занесло?

Наталья Осипова: Это была моя инициатива! Сидела однажды вечером и подумала: что-то давно я не танцевала "Ромео и Джульетту" Кеннета Макмиллана - он из тех спектаклей, от которых я получаю огромное удовольствие. Спонтанно позвонила Дэвиду Холбергу, обидно, что при таком замечательном партнерстве мы всего три раза "Ромео и Джульетту" станцевали. Стали думать: в Лондоне спектакль не шел, в Америке не шел, ни в Ла Скала, ни в Мюнхене. А потом пробила по сети - Макмиллан идет в Пермь! И написала Леше (экс-солист Мариинского театра, художественный руководитель Пермского балета Алексей Мирошниченко).

Вот прямо так, без агента, спонтанно?

Наталья Осипова: Они сначала не поверили, позвонили и переспросили, я ли Наташа. А когда поверили, подключили Теодора Курентзиса и MusicAeterna, раз уж спектакль будет в Перми. В последний момент у Холберга случилась травма, но мне уже поздно было отступать. К тому же я редко бываю в России и родители обрадовались, что я проездом в Пермь заскочу к ним в Москву. В итоге станцевала два спектакля, получив большое удовольствие от хореографии и от работы с открытыми добрыми людьми. Вот и стали обсуждать, чего бы еще такого сделать.

Потом была "Жар-птица" на Дягилевском фестивале?

Наталья Осипова: Умудрилась выучить ее в свои выходные: репетиции в Ковент-Гарден расписаны надолго вперед, и нельзя нарушать нормы. Так же станцевала в Перми Жизель.

Российская балерина, прима Королевского балета Наталья Осипова стала мировой балетной звездой. Фото: РИА Новости

Маша в "Щелкунчике" - это детская мечта или балеринский must have?

Наталья Осипова: Нет, я о Маше не мечтала, и когда мне не давали ее танцевать в Большом, даже не расстраивалась. Потом станцевала в Парижской опере в редакции Нуреева, репетировала с прекрасным педагогом Лораном Илером, ныне руководителем МАМТа. Когда смотришь, и то пробирает, а уж когда танцуешь, тем более. На Чайковского я отзываюсь.

Пермский "Щелкунчик" в постановке Алексея Мирошниченко новый, появился только месяц назад. Что в нем особенного?

Наталья Осипова: В Ковент-Гарден идет версия Питера Райта, хоть и с отсылкой к оригинальной хореографии Льва Иванова конца позапрошлого века. А Леша Мирошниченко так заразительно рассказывал про драму в музыке Чайковского, которая должна раскрыться. Я загорелась. В Пермской Маше на самом деле смысл острее, драматичнее, финал открыт и дает варианты. У Мирошниченко героиня не маленькая играющая в куклы девочка, а девушка, она уже многое чувствует и готова понять, какие поступки не стоит совершать. Она догадывается, что неверные шаги могут разрушить жизнь. И что любовь хрупка, разбить ее ничего не стоит. Мне такая идея очень близка. Я даже вспоминала свою первую любовь, когда любое резкое слово могло быть катастрофой. Так и в спектакле - Маша только задумалась, нужен ли ей принц, и тут же его теряет. Это очень ложится на музыку финального адажио.

Но ведь все видели под эту музыку счастливый конец?

Наталья Осипова: Да, это непривычно и поперек стандартов, но я всегда за вещи, которые больше трогают. Пусть чувств будет больше, а уж зрители решат, что для них лучше.

После сложившихся отношений с пермским балетом не возникли ли планы танцевать и с другими российскими театрами?

Наталья Осипова: Через три недели у меня "Легенда о любви" в Мариинском театре, танцую сильную царицу Мехменэ Бану. Кажется, я соскучилась по мощи российских спектаклей.

Значит, скоро все-таки ждать вас в Большом?

Наталья Осипова: Было приглашение от Владимира Урина, но выступления не состоялось по моей вине. Может быть, поменяется ситуация, ко мне все замечательно относятся, официально пригласили участвовать в конце мая в концерте в честь юбилея Мариуса Петипа.

Я о Маше не мечтала, и когда мне не давали ее танцевать в Большом, даже не расстраивалась

А спектакль? У вас давние контакты с руководителем балетной труппы Махаром Вазиевым?

Наталья Осипова: Пока не складывается, хотя у нас действительно теплые отношения. Понимаете, мне приятно самой выбирать, что танцевать. В Мариинке я выбрала "Легенду...", в Мюнхене "Укрощение строптивой". Впереди в Ковент-Гарден "Манон Леско" с Дэвидом Холбергом и "Жизель", которую мы не исполняли вместе лет пять, и премьера "Лебединого озера" Лиама Скарлетта.

Ждать сольные программы?

Наталья Осипова: Да, люблю хореографию, которую ставят прямо сейчас. С продюсером Сергеем Даниляном договорились сделать с хореографом Владимиром Варнавой "Золушку", представим ее в августе в Америке и потом привезем в Россию. На сентябрь запланировала свой вечер современных хореографов, пять авторов, и мне наконец поставит 15-минутный дуэт Алексей Ратманский. В конце станцую "Умирающего лебедя".

Наталья Осипова: Я бы не назвала это сарказмом, может, все будет вполне всерьез. Дань тому, что я люблю в танце, - возможность выразить саму себя.

Российская артистка балета Наталья Осипова родилась в 1986 году в Москве. Она в детстве не помышляла о балете, отдавая предпочтение спорту, а именно – гимнастике. Но весьма серьезная травма спины, полученная в 1993 году, заставила внести коррективы в планы на жизнь – теперь о спортивной карьере было нечего и думать, но «зарывать в землю» способности девочки было жаль… тренер советовал родителям отдать дочь в балетное училище. Таким образом, приход Н.Осиповой в балет был почти случайным, но много лет спустя балерина признавалась: если б можно было начать жизнь с начала, она снова пришла бы в балет.

В Московской государственной академии хореографии Наталья Осипова становится ученицей М.Леоновой. Ей нравилось уже в десятилетнем возрасте осознавать, что у нее есть профессия, а в восемнадцать лет ощущать себя сложившимся человеком, знающим, для чего он работает. Академию хореографии Наталья Осипова окончила в 2004 году, исполнил на выпускном спектакле партию Одетты – это выступление раскритиковали нещадно, тем не менее, выпускница была принята в Большой театр. Начинала она в качестве артистки кордебалета, но уже в течение первого театрального сезона ей было доверено исполнение восьми сольных партий.

На первый взгляд, телосложение Натальи Осиповой не вполне подходило для успеха в балете – в особенности это касалось ног, но этот недостаток балерина сумела превратить в достоинство: именно «неидеальные» ноги обеспечили великолепный прыжок – невесомый, летящий, с зависанием в воздухе. Этим прыжком, а также ярким темпераментом и безупречной техникой балерина покорила зрителей. В 2007 году Н.Осипова во время английских гастролей Большого театра была восторженно приняла лондонской публикой. Газета «The Guardian» советовала жителям британской столицы любой ценой попасть на спектакль с ее участием, даже если для этого придется украсть билет или отнять его у кого-нибудь с боем. Во время этих гастролей Н.Осипова удостоилась Британской национальной премии в номинации «Классический балет», а в 2008 году стала в Большом театре ведущей танцовщицей.

Под руководством балетного педагога М.Кондратьевой Н.Осипова подготовила немало партий: Китри, Медора, Сильфида … Но большинство ролей, которые она получала – за исключением разве что Китри – неизменно порождали недоумение окружающих: «Эта партия – не для Осиповой», тем не менее, балерина своими выступлениями каждый раз опровергала подобные суждения. Так было и с Сильфидой, и с Авророй в, и с Гамзатти в «Баядерке», а также с партией, которая стала для балерины особенно любимой – с заглавной ролью в .

Эту роль дал Н.Осиповой балетмейстер А.Ратманский, поверивший в нее. На протяжении всей сценической истории произведения у каждой балерины, исполнявшей заглавную роль в нем, была особая Жизель, и Н.Осипова тоже интерпретировала образ по-своему. По признанию балерины, ей хотелось, чтобы зритель увидел не красивую сказку, а историю с настоящими чувствами и переживаниями, поэтому в своей трактовке образа она склонялась не в сторону романтики, а в сторону реалистичности, воспринимая балет как воплощение драматического образа, а не как возможность удивить публику эффектными техническими приемами.

Жизель Н.Осипова танцевала не только в Большом театре – когда она пришла как приглашенная артистка в Американский балетный театр, дебютной партией ее стала именно эта роль в балете . Ее партнером на там спектакле был Д.Холберг, с которым она выступала и в других спектаклях – в частности, в «Спящей красавице» в постановке К. МакКензи. После выступления Натальи Осиповой с Д. Холбергом в Большом театре этот американский танцовщик стал особенно известным в России.

Большой театр дорог Н.Осиповой, но настало время, когда она почувствовала, что наиболее интересные партии она там уже исполнила, нового репертуара, который мог бы дать возможность творческого развития, не предвидится. И балерина решает покинуть Большой театр. Одновременно с нею ушел из театра ее партнер И.Васильев.

Покинув Большой театр, балерина не желала покидать Россию, в 2011 году она приходит в Михайловский. Танцовщицу привлекло то, что в этом театре, который всегда был как бы «в тени» Мариинского, было много возможностей для развития – по ее словам, здесь «бурлила жизнь, были новаторы, ставились новые интересные балеты».

С 2012 году Н.Осипова – приглашенная артистка, а с 2013 – прима-балерина Лондонского Королевского балета. Партии для нее создают ведущие английские балетмейстеры – У.МакГрегор, К.Уилдон, А.Мариотт. В 2014 году Н.Осипова и И.Васильев представили трехактный спектакль «Соло для двоих», созданный тремя современными хореографами – и, Охадом Нахарином и Артуром Питой. Позднее партнером балерины становится .

Классический балет Н.Осипова считает своеобразным уходом от реальности: «Человек прикасается к прекрасному – и хоть ненадолго забывает о тяжелых проблемах». В противоположность этому, танец современный «тащит действительность на сцену». По мнению балерины, оба направления равноценны: «Кому-то нужна сказка, кому-то – удар по самому больному», – говорит она. Сполна проявив себя в «сказке» классического балета, Н.Осипова в 2015 году обращается к современному танцу. В этой ипостаси она предстает в спектаклях «Qutb» Сиди Ларби Шеркауи, «Молчаливое эхо» Рассела Малифанта, «Беги, Мэри, беги» Артура Питы.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Наталью Осипову называют одной из лучших в мире балерин. Появившись на балетном небосклоне, она быстро сделала головокружительную невероятную карьеру. Но обо всем по порядку.

Как будущая прима пришла в балет

Наталья Осипова родилась 18 мая 1986 года в Москве. В пять лет родители отдали дочку в секцию спортивной гимнастики. В 1993-м девочка получила тяжелую травму спины, и о занятиях спортом не могло идти и речи. Тренеры порекомендовали родителям Натальи отдать дочку на балет. С этого момента Наталья Осипова и балет стали словами-синонимами.

Свое балетное обучение Наталья прошла в Московской академии хореографии. По окончании учебного заведения вошла в труппу знаменитого Большого театра. Ее дебют состоялся в сентябре 2004 года.

Карьера в Большом театре

Наталья Осипова сразу обратила на себя внимание столичной публики. О ее блестящих прыжках-полетах заговорила вся Москва. И уже в первом театральном сезоне балерина станцевала множество сольных партий. Она покорила зрителей своей безупречной техникой исполнения, фантастической лиричностью.

В 2007 г., находясь на триумфальных гастролях Большого театра в Лондоне, на сцене всемирно известного Ковент-Гардена, Осипова была с восторгом встречена английской балетной публикой и удостоилась Британской Национальной премии как лучшая балерина 2007 года в номинации «классический балет».

Поэтому совсем не удивительно, что с осени 2008 года ведущей танцовщицей Большого театра становится именно Наталья Осипова. Балерина репетировала свои ведущие партии под руководством выдающегося педагога Марины Викторовны Кондратьевой. А их было не так уж и мало... Медора, Китри, Сильфида - эти образы блестяще воплощала на сцене Наталья Осипова. Жизель в ее исполнении особенно запомнилась зрителям. В одном из своих интервью Наталья призналась, что это самая любимая ее партия, и она стремится открыть зрителям не просто красивую сказку, а настоящую историю с эмоциями, переживаниями. В 2009 году балерина по приглашению Американского балетного театра в Нью-Йорке выступила в заглавных партиях в балетах «Сильфида», «Жизель» на сцене Метрополитен-оперы.

С мая 2010 года она получила статус примы Большого театра. В том же году на гастролях в Америке она вновь выступает на сцене Метрополитен-оперы.

Творческая жизнь балерины Натальи Осиповой после ухода из Большого театра

Наталья Осипова - балерина, не похожая на других. За ее творческой карьерой пристально следят многочисленные поклонники. Для них стал полной неожиданностью уход из Большого театра великой звездной пары - Ивана Васильева и Натальи Осиповой. В своих интервью балерина объясняет свое решение желанием двигаться вперед и развиваться.

С декабря 2011 г. Наталья Осипова стала примой питерского Михайловского театра. Здесь балерине создают прекрасные условия для работы. В декабре 2012 года она получает приглашение на работу в Лондонский Королевский балет. В этом же году Осипова принимает участие в гала-концерте, посвященном бриллиантовому юбилею Елизаветы II.

В настоящее время Наталья Осипова является примой-балериной знаменитого American Ballet Theatre. В 2013-м ей предложили постоянный контракт со знаменитым лондонским Royal Ballet.

Личная жизнь и творческие планы

Наталья Осипова, личная жизнь которой постоянно находится в центре внимания, не перестает удивлять любителей светской хроники. Ее поклонники еще помнят любовный треугольник, который сложился в Большом театре. Балерина рассталась со своим женихом после того, как он влюбился в танцовщицу Наталья тогда уехала в Лондон. После ее отъезда Васильев и Виноградова поженились.

Сегодня спутником Натальи Осиповой является известный артист балета На одной из пресс-конференций в Лондоне звездная пара официально подтвердила, что у них роман. Также Наталья Осипова заявила о своем уходе из Она решила попробовать себя в современном танце.

Огромный интерес вызвал готовящийся к выходу спектакль с участием Полунина и Осиповой «Трамвай «Желание». Это их первая совместная работа на сцене. Танцевать вместе ранее им не приходилось. Премьера состоится летом 2016 г. в Лондоне, в театре «Садлерз Уэллс». Наталья будет исполнять в спектакле роль Бланш, а Сергей - танцевать Стэнли.

Сейчас Наталья восстанавливается после полученной травмы. В ее планах также скорое возвращение в Королевский балет.

Оценка творчества Натальи Осиповой

Милан, Нью-Йорк, Берлин, Париж, Американский балетный театр, «Ла Скала», Гранд-опера - за небольшой отрезок времени Наталья Осипова покорила все ведущие танцевальные столицы мира и выступила с лучшими балетными труппами.

Ее многочисленные премии, награды - все это закономерное продолжение ее успешной карьеры. Премия Л. Мясина, вручаемая в итальянском Позитано, приз Benois de la dance, престижная премия жюри конкурса «Золотая маска» - это далеко не полный перечень наград, завоеванных балериной.


О том, как начиналась карьера, о романтизме и выносливости, Большом и Михайловском театрах, Ратманском и многом другом – в эксклюзивном интервью, записанном в США.

Наталья Осипова – самая непредсказуемая, самая необычная балерина нашего времени.

Балет «Утраченные иллюзии», поставленный хореографом Алексеем Ратманским на специально заказанную музыку Леонида Десятникова, ожидался давно и с большим трепетом. Репутация у Десятникова, как и у Ратманского, - самая что ни на есть очевидная: если не они, то вообще кто же? Поэтому предпремьерную арт-подготовку начали задолго. Тем более что весь последний сезон и композитор, и хореограф были последовательными ньюсмейкерами. Причём не всегда по своей воле.

Окончив Московское хореографическое училище, она пришла в кордебалет Большого театра, но уже в первом сезоне станцевала восемь сольных партий.

О блистательных прыжках-полетах Осиповой заговорила вся Москва. Китри, Жизель, Сильфида, Медора – главные партии следовали одна за другой.

Балетному миру ее имя стало известно в 2007 году, во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне. После «Дон Кихота» балетный критик Клайв Барнс назвал ее «редким и прекрасным талантом», а газета «The Guardian» посоветовала любителям балета увидеть Осипову любой ценой: «Выпрашивайте билеты, воруйте, отнимайте с боем!»

Нью-Йорк, Париж, Милан, Берлин; Американский балетный театр, Гранд-опера, Ла Скала, балет Баварской государственной оперы – за несколько лет Осипова покорила все балетные столицы мира и выступила со всеми лучшими балетными труппами.

Ее премии и награды стали закономерным продолжением головокружительной карьеры. Премия Леонида Мясина, премия жюри «Золотой маски», приз «Benois de la dance», Гран-при Международной балетной премии «Dance Open»... Осенью прошлого года о балерине снова заговорил весь мир.

Осипова уходит из Большого и c первого декабря 2011 года становится примой-балериной Михайловского театра.

Я застал Наташу в Нью-Йорке в разгар репетиций «Жар-птицы» И.Стравинского. Мировая премьера балета в состоится в конце марта в Калифорнии.

А до этого в составе труппы Американского балетного театра Наталья Осипова впервые выступит в Чикаго. 24 марта она танцует Жизель.

- Вы любите танцевать эту партию?
- Это одна из моих любимых партий, если не сказать – самая любимая. У каждой из великих балерин прошлого - Улановой, Бессмертновой, Фраччи, всех не перечислишь, - была своя Жизель.

«Жизель» – не тот балет, в котором можно поразить зрителей техническими приемами. Я воспринимаю его, как драматический спектакль. Главное в нем - быть искренней, найти свою Жизель, представить себя в этом образе.

- Как вам кажется, вы нашли этот образ или еще в поиске?
- Век живи – век учись. Я всегда буду продолжать искать мою Жизель. Я только нащупала ниточку к этому образу. У меня есть свое понятие о том, какая она - Жизель. Насколько я хорошо раскрываю этот образ, не мне судить. Но в каждом спектакле я стремлюсь открыть что-то новое.

Когда вы только начинали репетировать Жизель, в балетном мире говорили: «Эта партия – не для Осиповой». Вы слышали о себе такие разговоры?
- Конечно, слышала. Кроме моей первой партии - Китри в «Дон Кихоте» - каждая следующая (Сильфида, Гамзатти, Аврора) вызывала недоумение у окружающих.

«Как же она будет танцевать этот спектакль, когда это совсем не ее?!» С Жизелью было абсолютно то же самое. Никто не верил в меня, и я сама, честно могу сказать, с опаской подходила к этой роли. Мне ее дал Алексей

Я понимаю, что в моем образе, наверно, не хватает романтики. Поэтому больше внимания я уделяю реалистичности.

Мне хочется, чтобы зрители видели историю с настоящими эмоциями и переживаниями, а не просто красивую сказку.

- Как вам работается с труппой Американского балетного театра?
- Я работаю с ней четвертый год. Поначалу, конечно, было сложно. ABT был первой зарубежной труппой, с которой я выступала. Но потом привыкла, обжилась.

Мне нравится танцевать в ABT, я обожаю эту труппу. Здесь работает наш легендарный педагог Ирина Александровна Колпакова. Я подготовила с ней все мои американские партии. Здесь у меня чудесные партнеры!

После выступления в Большом театре ваш партнер Дэвид Холберг стал особенно популярным среди русскоязычных любителей балета.
- Дэвид был моим партнером в дебютном спектакле в АBТ. Это была как раз «Жизель». Спектакль прошел прекрасно, впечатления о нем останутся у меня на всю жизнь.

Дэвид – чудесный человек и прекрасный партнер. Я очень рада, что он встретился мне в жизни и мы станцевали с ним уже не один спектакль. Вместе с ним мы танцуем в Чикаго.

Замечательно, что мы вас увидим как раз с ним! Наташа, это правда, что мы должны сказать спасибо Нине Ананиашвили за то, что она предложила руководителю ABT Кевину Маккензи взять вас в театр?
- Я знаю, что это была идея Нины, за что я ей несказанно благодарна. Она говорила с Кевином по поводу моего прихода в театр.

«Наталья Осипова и Иван Васильев уходят из Большого в Михайловский театр.» «Звездная пара Осипова-Васильев покидают Большой театр.» «Наталья Осипова и Иван Васильев переросли Большой.»

Эти и другие заголовки заполонили недавно новостные ленты газет и журналов. Новости из Москвы удивили весь балетный мир. Ведущие солисты, премьеры московской сцены, гордость Большого – и вдруг уход из театра.

Конечно, в беседе с Натальей Осиповой я не мог пройти мимо главной балетной новости последнего времени.

В Большом театре все стало очень предсказуемо. Я понимала, что все интересное я уже станцевала и репертуара не прибавится...

Мы Большой очень любим. Ничего негативного не могу сказать ни о театре, ни о партнерах. Просто нам захотелось что-то поменять в жизни. Не хочется останавливаться. Хочется идти вперед и развиваться!

- Вас уговаривали остаться?
- Всем было не очень приятно, что мы это сделали, и нам самим это было очень тяжело...

Конечно, на нас обиделись. Мы это понимаем. Но с другой стороны, мы не хотели этим решением никого обидеть. Труппа в Большом театре замечательная, но, к сожалению, наши пути расходятся.

Вы уходите навсегда или не исключаете для себя возможности возвращения в театр в качестве приглашенной примы-балерины?
- Большой театр – наш дом. Мы там выросли, добились признания, там работают наши учителя.

С моим педагогом Мариной Викторовной Кондратьевой я проработала семь лет, и, приехав недавно в Москву, продолжала с ней репетировать.

Она на всю жизнь останется для меня главным педагогом. Нам бы не хотелось рвать отношения с Большим театром. Конечно, хотелось бы появляться в театре в качестве приглашенных артистов.

- Вы работали в Большом театре с 2004 года. Какими были для вас эти семь лет?
- Очень яркими! Каждый год был насыщенным, работы было много, и я достаточно много сделала. Я достигла какого-то этапа, стала балериной, станцевала практически весь классический репертуар, современные балеты, много гастролировала...

А сейчас пришел период, когда с накопленным опытом я буду совершенствоваться дальше... Время покажет, правильное ли это решение. Я пока нисколько не жалею.

Ваш уход из Большого театра совпал по времени с открытием исторической сцены после реконструкции. Это случайность?
- Конечно. Сначала мы хотели уйти в начале года, но не получилось. Нам надо было уходить в тот период, когда составлялось расписание на следующий сезон.

Во всех европейских и американских театрах это делается в начале сезона. Если бы мы уходили зимой, мы бы уже не смогли построить следующий сезон так, как нам хотелось. Так совпало.

- Почему из Большого театра вы перешли в Михайловский?
- Нам очень не хотелось уезжать из России. Владимир Абрамович Кехман (Генеральный директор Михайловского театра. – Прим. автора. ) уже достаточно давно обращался с предложением перейти к нему в театр.

Сначала мы как-то это всерьез не воспринимали, а в этом сезоне, когда решили уходить из Большого, задумались. Санкт-Петербургский Михайловский театр - театр прогрессивный.

Там работает замечательный хореограф Начо Дуато, есть спектакли, которые нам интересно станцевать, например, балет «Лауренсия», который идет только в Михайловском театре, плюс весь остальной классический репертуар.

- Как вас встретили в театре?
- Нам создали прекрасные условия. Спектакли с нашим участием ставят в удобное для нас время в зависимости от нашего расписания. Обещали, что будут ставить спектакли на нас.

Труппа в Михайловском замечательная, и театр замечательный: милый, уютный, домашний. Нам как раз хотелось камерности после Большого театра и огромного количества людей.

- Очень приятно, что вы перешли в труппу Михайловского театра. Он всегда был в тени Мариинки...
- Это разные театры. В Михайловском всегда бурлила жизнь, были новаторы, рождались новые и интересные балеты. Сейчас у театра очень хорошие перспективы, и он становится интересен широкой публике.

Но ведь никуда не уйдешь от конкуренции в балетном мире! Как вас встретили балерины Екатерина Борченко, Оксана Шестакова, другие примы Михайловского? Они танцевали главные партии, а тут приходите вы, и все лучшее уже вам, и они уходят в тень...
- Я такого не заметила. Наоборот, мы вводились в новый спектакль, и нам все искренне пытались помочь.

Мы – люди абсолютно не звездные. У нас таких замашек нет. К тому же мы танцуем один-два спектакля в месяц. Не думаю, что мы многое отнимаем у других.

Мы все достаточно разные. У меня свои спектакли, у них - свои. Поэтому мы ничего ни у кого не забираем. Мы пришли с уважением к труппе.

- Вы переехали в Санкт-Петербург?
- Нет, мой дом и мои родители остались в Москве. Своего жилья в Санкт-Петербурге у нас нет. Мы приезжаем туда на то время, пока танцуем.

Так же мы проводим время в Америке. К сожалению, я сейчас понимаю, что в этом году мы практически в Москве не будем. Четыре-пять дней в году, не больше.

Чувствуете ли вы разницу в подготовке балетных артистов – выпускников Вагановского и Московского хореографического училищ?
- Мы все представляем одну русскую балетную школу, но только мы разные, как Москва и Питер разные. Я уже столько натанцевалась в разных труппах и в Америке, и в Европе, что впитала понемножку от всех.

У меня гибкая натура, я подстраиваюсь под любую хореографию. (Смеется. ) Мы все разные, но в целом я считаю русскую школу лучшей.

С пяти лет Наташа Осипова занималась спортивной гимнастикой. В балет пришла случайно, после травмы спины. Тренеры посоветовали родителям попробовать балет.

Наташа, если бы не травма, вы бы продолжали заниматься спортивной гимнастикой или все равно были мысли о балете?
- В детстве мыслей о балете никаких не было, поэтому я не исключаю, наверно, что если бы у меня сложилось все хорошо, я так и продолжала бы заниматься гимнастикой. Мой переход в балет был действительно случайностью.

А если бы сейчас вам сказали отмотать «пленку жизни» лет на пятнадцать назад, пошли бы опять по балетному пути?
- Да, конечно, и занималась бы еще с большим упорством. С одной стороны, это сложно и тяжело, с другой – очень интересно. В этом - смысл жизни. Без балета не можешь ни жить, ни дышать.

Уже в десять лет приятно осознавать, что у тебя есть профессия, а в восемнадцать ты готовый профессионал и знаешь, ради чего работаешь.

Лет в сорок мы заканчиваем свою карьеру, и у нас остается полжизни на то, чтобы еще в чем-то себя реализовать.

- У вас еще все впереди в балете, так что о второй половине жизни думать рано.
- Да, я даже половину своего срока не проработала. (Смеется. )

- Наташа, в 2007 году в Лондоне вы проснулись знаменитой. Что это такое – испытание славой?
- Пока не знаю. Вы даже не представляете, какая колоссальная работа была проведена до того момента, когда я в Лондоне вышла на сцену.

Я была совсем юная, и Алексей Ратманский поверил в меня, дал мне станцевать Китри в «Дон Кихоте». Я работала день и ночь, готовила этот спектакль.

Я так устала, что на сцене мне было уже все равно. Такое напряжение выдерживать было очень сложно, но в итоге я получила невероятное удовольствие от спектакля.

Была прекрасная пресса, и сейчас я вспоминаю это, как сказку. С другой стороны, мне кажется, в тот момент я это заслужила.

- Думали ли вы, начиная в Большом театре с кордебалета, что у вас сразу пойдут главные партии?
- С первого месяца в Большом театре мне начали давать вариации, и в кордебалете я практически ничего не танцевала. Сразу стала танцевать ведущие партии.

- О вас пишут, что вы физически очень выносливая. Как вы выдерживаете такие нагрузки?
- Спортивная закалка с детства плюс моя «физика». Я такой родилась. Сильная от природы. Крепкая.

- Но при этом станок никто не отменял и вы продолжаете репетировать, как все?
- Всегда по-разному. Смотря, какие спектакли и какой график. Иногда полностью класс не делаем. Но каждый день репетируем.

- Самый банальный вопрос – любимая балетная партия?
- Они все любимые, но в разное время разные партии нравятся больше. Сегодня – Джульетта в «Ромео и Джульетте» Прокофьева. С таким трепетом я сейчас ни к одной партии не готовлюсь. Для меня музыка Прокофьева – космос.

- Эта партия очень романтична...
- Джульетта - очень сильная героиня. Не могу сказать, что она - лиричная, она скорее лирико-драматическая. Она – настоящая. Она – личность.

- У вас есть кумир в балете?
- Их очень много, но я назову одного – Рудольф Нуреев.

- Есть какие-то партии, которые вы еще не станцевали, но о которых вы мечтаете?
- Мечтаю о многих партиях. Я всегда мечтаю станцевать все! В ближайшем будущем мне бы хотелось станцевать Манон.

Скоро буду танцевать Татьяну в балете «Евгений Онегин». В этом году мне все-таки придется станцевать «Лебединое озеро», от которого я так долго отказывалась.

Почему? Это же та вершина, без которой не обходится ни одна балерина! Не танцевать «Лебединое...» - все равно, что музыканту никогда не исполнять Баха и Моцарта.
- Трудно сказать, почему. Не чувствовала, не понимала этой партии, не верила в себя, не знала, что хочу сказать в этом балете.

Все привыкли видеть лебедей красивыми и высокими. Я – другая. Невысока, не обладаю потрясающе красивыми линиями.

Одной «физикой» не возьмешь. Поэтому нужно что-то невероятно интересное рассказать зрителю в этом спектакле. Еще год назад я думала, что никогда в жизни не буду танцевать «Лебединое...»! Даже желания не было.

Но вот сейчас я начинаю понимать, что бы мне хотелось. Думаю, что должна попробовать. Если это не мое и у меня не получится, я пойму сама и больше не буду этого делать. Но попробовать надо обязательно!

Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с Алексеем Ратманским. Что отличает его от многих других современных хореографов?
- На мой взгляд, он - либо один из лучших, либо лучший хореограф современного балета. Он – невероятно музыкальный человек, что очень важно в балете.

Он ставит балеты практически в любом жанре, работает с любой формой и любым содержанием. У него есть свой язык и свой почерк. Он универсален.

Хореографию Ратманского, его стиль не спутаешь ни с каким другим. Он невероятно привлекает артистов, когда показывает, объясняет...

Каждая встреча с ним – интересный лабиринт с неизвестным финалом. Я танцевала во многих его спектаклях, и они все разные.

«Пламя Парижа», авангардная «Игра в карты», «Русские сезоны», «Средний дуэт» – невозможно представить, что все эти балеты поставлены одним человеком! Он очень многообразен.

Впереди – ваш дебют в Чикаго. Чикагскую балетную публику вы еще не знаете, но с нью-йоркской знакомы уже достаточно хорошо. Она отличается от российской?
- Каждая публика в каждой стране очень отличается друг от друга. Но в Америке всегда танцевать приятно. Публика живая, восприимчивая, очень тепло на все реагирует и не скупится на аплодисменты. Люди сопереживают и не стесняются выражать свои эмоции.

- Где сложнее танцевать: на гастролях или дома?
- Сложнее всегда танцевать дома.

- А как же выражение «дома и стены помогают»?
- Они вроде и помогают, но и требуют многого.

Вопросы задавал Сергей Элькин (Чикаго)



Балерина Наталья Осипова - о романтике и адреналине.


«У меня не самые красивые ноги, да и фигура», - призналась известная балерина ГАБТ Наталья Осипова.

«Интриг не кручу»

«АиФ»: - Наташа, исполняя Китри в «Дон Кихоте», вы нарушили все традиционные представления об этой легендарной роли. Но вот что я услышала от зрителей в антракте: «Недостатков - море. Но глаз оторвать невозможно».

Н.О.: - Осипова - не совсем классическая танцовщица по понятиям русской балетной школы. Сейчас такие стандарты: балерины высокие, худые, с идеальной линией ног. Если посмотреть на меня, всё иначе. Я невысокого роста, не самые красивые ноги, да и фигура в целом. Но, считаю, талантливому человеку можно и нужно позволять создавать новое. Есть такое понятие «романтическая балерина». Строгая, отстранённая. Самые романтические балеты - «Жизель» и «Сильфида». Меня никто в жизни не представлял в этих партиях: я всегда была бравурная, темпераментная, с энергией, бьющей через край. Но станцевала в одном сезоне оба этих балета подряд. Сейчас эти роли у меня - одни из лучших.

«АиФ»: - Театральный мир - это ещё и закулисные интриги. Пользуясь «тайными ходами», многие прокладывают себе дорогу...

Н.О.: - За других говорить не буду. Мне легче поработать в зале, чем бегать и организовывать интриги. И вообще… Я считаю, талантливые люди должны быть хорошими по своей сущности.

«АиФ»: - 5 лет назад на Московском международном конкурсе балета вам дали третье место. Это вызвало негодование всего зала. Говорят, «бронза» - последствия вашего конфликта с членом жюри Людмилой Семенякой. Она обиделась, что вы ушли от неё к другому педагогу.

Н.О.: - Я убеждена: заняла третье место потому, что недостаточно готовилась. Но это было далеко не поражение для меня, а толчок к тому, чтобы ещё больше работать.

Что касается Людмилы Семеняки - она гениальная балерина, педагог. Очень уважаю её. У нас сейчас абсолютно нормальные отношения. Почему ушла?

Так сложилось. Некоторые люди не могут работать друг с другом: стечение обстоятельств, характеров. Но даже за то время, что я с ней провела, Людмила Ивановна много мне дала.

Вместо диеты - сцена

«АиФ»: - Наташа, вы нетипично для балерины выглядите... Короткая стрижка, кожаная косуха...

Н.О.: - Я люблю трэш во всём. Чёрный цвет волос, тёмный лак на ногтях, кожаную одежду, мотоциклы. Когда их вижу, у меня начинает играть адреналин в крови. Консерватизм переношу с трудом. Поэтому мне никогда не будет скучно в моей профессии: я не ставлю себе рамок и границ ни в чём! Моя мама переживает: «Наташа, надень платьице, будешь как девочка, ты же балерина. Почему не отрастишь волосы?» Но мне кажется, надо выглядеть и вести себя так, как тебе комфортно. Обожаю прыгать, скакать, веселиться. Безумно люблю танцевать на дискотеках.

«АиФ»: - Говорят, балерины ведут полуголодный образ жизни…

Н.О.: - Ничего подобного. У балерин такая нагрузка... Мама меня подкармливает, тортики покупает, другие вкусные вещи. Но, когда я в отпуске, поправляюсь от ничегонеделания. Потом приходишь в театр и говоришь себе: «Всё! Начинаем работать».