Не хуже Матильды: Балерины прошлого, про которых можно снять скандальный фильм. Шоу «Танцы»: самые известные российские балерины Какая самая известная балерина



Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Вскоре стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин. После революции 1917 года Каралли эмигрировала, жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге она обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства. Вера Каралли умерла в австрийском Бадене 16 ноября 1972 года в возрасте восьмидесяти трёх лет. Подавала прошение с просьбой вернуться на родину, 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но через две недели её не стало.

Матильда Кшесинская окончила Императорское театральное училище в 1890 г. Танцевала в Мариинском театре с 1890 по 1917 г.

Заниматься балетом Ольга Преображенская начала в 1879 г. под руководством Николая Легата и Энрико Чекетти в Вагановском училище. Через 10 лет Преображенская была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 г. Ольга Преображенская гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала. В 1900 г. Преображенская стала прима-балериной. В 1921 г. Ольга Преображенская уехала из СССР, с 1923 г. она жила в Париже, где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Кроме того, Ольга Преображенская преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине.
Ольга Иосифовна Преображенская умерла в 1962 г. Похоронена на Кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Хореографическое образование Любовь Рославлева получила в Московском театральном училище у испанского балетмейстера и педагога Xосе Мендес (Mendez). С 1892 г. Любовь Рославлева выступала в Большом театре. В 1902 г. Любовь Рославлева участвовала в гастролях в Монте-Карло и Варшаве.

Совсем в юном возрасте Ольга Спесивцева с огромным успехом гастролировала с «Русским балетом Дягилева» в США. Она была партнершей Нижинского в «Сильфидах» и «Призраке розы». С 1918 г. Ольга Спесивцева стала ведущей танцовщицой, а с 1920 г. прима-балериной Мариинского театра. Вскоре после революции 1917 г., она стала женой крупного советского чекиста Бориса Каплуна, который помог ей эмигрировать вместе с матерью в 1923 году во Францию, где в течение 1924-1932 гг. выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы.

С 1932 г. Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 г., на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой. Последнее выступление Спесивцевой в Париже состоялось в 1939 г. После этого она переехала в США.

В 1943 г. обострилось психическое заболевание, Спесивцева все больше теряла память. Так закончилась карьера великой балерины. С 1943 по 1963 гг. Ольга Спесивцева провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Последние годы жизни Ольга Спесивцева провела в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой вблизи города Нью-Йорка.


Ольга Спесивцева


Вера Александровна Трефилова (в некоторых источниках Иванова; 8 октября 1875, Владикавказ - 11 июля 1943, Париж) - русская балетная танцовщица и педагог.

В 1894 г. Вера Трефилова закончила Петербургское театральное училище (педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт). С 1894 по 1910 г. Вера Трефилова работала в Мариинском театре. После революции Вера Трефилова уехала из СССР и обосновалась в Париже, где открыла свою балетную школу. В 1921-1926 гг. Вера Трефилова танцевала в «Русском балете» Дягилева, исполняя главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Видение розы». Последний раз Вера Трефилова танцевала в 1926 г. у Дягилева. Умерла Вера Трефилова 11 июля 1943 года в Париже.

Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

Они воздушны, стройны, легки. Их танец неповторим. Кто они эти выдающиеся балерины нашего века.

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Одним из самых важных в истории российского балета годов является 1738. Благодаря предложению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде и утверждению Петра I в Санкт-Петербурге открылась первая школа балетного танца в России, которая существует по сегодняшний день и называется Академией Русского балета им. А.Я. Вагановой. Именно Агриппина Ваганова в советское время систематизировала традиции классического императорского балета. В 1957 году ее имя было присвоено Ленинградскому хореографическому училищу.

Майя Плисецкая (1925)

Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.

В июне 1934 года Майя поступила в Московское хореографическое училище, где последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

Маяй Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева».

Анна Павлова (1881-1931)

Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы.
Огромное влияние на выявление новых возможностей в исполнительской манере Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами-новаторами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Павлова исполнила главные партии в балетах Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для нее Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии поэтическим символом русского балета XX века.

Светлана Захарова (1979)

Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище.

Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.

Светлана выступает во многих мегаполисах мира. В апреле 2008 года ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».

Галина Уланова (1909-1998)

Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 08 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 г.), в семье мастеров балетного исскуства.

1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).

Любимую Мариинку Улановой пришлось оставить в годы блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г.

Настоящим достижением Галины стал образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее лучшими танцами являются так же роль Маши из «Щелкунчика» Чайковского, Марии из «Бахчисарайского фонтана» и Жизель Адана.

Тамара Карсавина (1885-1978)

Родилась в Петербурге в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина, внучатая племянница Алексея Хомякова, видного философа и литератора 1-й половины XIX века, сестра философа Льва Карсавина.

Училась у А. Горского в Петурбургском театральном училище, которое окончила в 1902 г. Еще воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон-Кихот» в постановке Горского.

Балетную деятельность начинала в период кризиса академизма и поисков выхода из него. Поколонники академического балета находили в исполнении Карсавиной много изъянов. Балерина совершенствовала свое исполнительское мастерство у лучших российских и итальянских педагогов
Замечательный дар Карсавиной проявился в работах над постановках М. Фокина. Карсавина явилась родоначальницей принципиально новых тенденций в искусстве балета начала XX века, позднее названных «интеллектуальным искусством».

Талантливая Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины. Она исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Жизель», Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многих других.

Ульяна Лопаткина (1973)

Ульяна Вячеславна Лопаткина родилась в Керчи (Украина) 23 октября 1973 г. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде.

В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию..

В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках.

Екатерина Максимова (1931-2009)

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». С 1998 года — балетмейстером-репетитором Большого театра.

Наталья Дудинская (1912-2003)

Родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
В 1923-1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица А.Я. Вагановой).
В 1931-1962 годах - ведущая танцовщица Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана и др.

Мы восхищаемся мастерством этих блестящих балеририн. Они сделали огромный вклад в развитие русского балета!

Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую.

По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина.

Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.

Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.

Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балерина.

Творчество Улановой составило целую эпоху в истории мирового балета. Она не просто восхищала филигранным искусством танца, но каждым движением передавала душевное состояние своей героини, ее настроение и характер.

Будущая балерина родилась в семье, где танец был профессией. Ее отец был известным танцовщиком и балетмейстером, а мать - балериной и педагогом. Поэтому поступление Улановой в Ленинградское хореографическое училище было совершенно естественным. Вначале она училась у матери, а затем её педагогом стала известная балерина А. Я. Ваганова.

В 1928 году Уланова блестяще окончила училище и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Вскоре она становится ведущей исполнительницей партий классического репертуара - в балетах П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», А. Адана «Жизель» и других. В 1944 году она становится солисткой Большого театра в Москве.

Мариус Иванович Петипа (11 марта 1818 г. - 14 июля 1910 г.), русский артист, балетмейстер.

Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.

Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика.

Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский театральный деятель, импресарио, издатель.

Своей матери Дягилев не знал, она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину.

Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры.

Внешность Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошёл в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Одновременно он погрузился в театральную и музыкальную жизнь столицы. Юноша берет частные уроки игры на фортепиано у итальянца А. Котоньи, посещает класс в Петербургской консерватории, пытается сочинять музыку, занимается историей художественных стилей. На каникулах Дягилев совершает и первое путешествие по Европе. Он как бы ищет своё призвание, обращаясь к различным сферам искусства. Среди его друзей оказываются Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов – будущее ядро объединения «Мир искусства».

Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщик и балетмейстер.

В 1880-х годах в России с успехом выступала труппа польских танцовщиков. В ней служили муж и жена – Томаш и Элеонора Нижинские. Они и стали родителями будущего великого танцовщика. Театр и танец вошли в жизнь Вацлава с первых месяцев жизни. Как он сам писал впоследствии, «желание танцевать было для меня столь же естественным, как дышать».

В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение премьера. Он исполнял многие партии академического репертуара и был партнером таких блистательных балерин, как , О. И. Преображенская, А. П. Павлова, .

Уже в 18 лет Нижинский танцевал главные партии почти во всех новых балетах, поставленных на сцене Мариинского театра. В 1907 году он танцевал Белого раба в «Павильоне Армиды», в 1908-м - Раба в «Египетских ночах» и Юноши в «Шопениане» в постановке М. М. Фокина, а через год исполнил роль Урагана в балете «Талисман» Дриго в постановке Н. Г. Легата.

И, тем не менее, в 1911 году Нижинский был уволен из Мариинского театра за то, что, выступая в балете «Жизель», самовольно надел новый костюм, выполненный по эскизу А. Н. Бенуа. Выйдя на сцену полуобнаженным, актер вызвал раздражение у сидевших в ложах членов царствующей семьи. Его не смогло защитить от увольнения даже то, что к этому времени он был одним из известнейших танцовщиков русского балета.

Екатерина Сергеевна Максимова (1 февраля 1939 г. - 28 апреля 2009 г.), русская советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, народная артистка СССР.

Эта уникальная балерина не сходила со сцены тридцать пять лет. Впрочем, с балетом Максимова связана и сегодня, поскольку является педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет».

Екатерина Максимова получила специальное образование в Московском хореографическом училище, где ее педагогом была прославленная Е. П. Гердт. Еще будучи ученицей, Максимова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.

Свое служение искусству она начала в 1958 году. После окончания училища молодая балерина пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, она, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны: она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.

Секрет успеха Максимовой заключается в том, что она всю жизнь продолжала учиться. Свой богатый опыт ей передала прославленная балерина Г. Уланова. Именно от нее молодая актриса балета переняла искусство драматического танца. Не случайно, в отличие от многих балетных актеров, она сыграла целый ряд ролей и в балетных телеспектаклях. Необычайно выразительное лицо Максимовой с большими глазами отображало самые тонкие нюансы при исполнении комедийных, лирических и драматических ролей. Кроме того, ей блестяще удавались не только женские, но и мужские партии, как, например, в балетном спектакле «Чаплиниана».

Сергей Михайлович Лифарь (2 (15) апреля 1905 г. - 15 декабря 1986 г.), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер и художник.

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье крупного чиновника, его мать происходила из семьи известного зерноторговца Марченко. Первоначальное образование он получил в родном городе, поступив учиться в 1914 г. в Киевский императорский лицей, где прошел подготовку, необходимую для будущего офицера.

Одновременно, с 1913 по 1919 год, Лифарь ходил на занятия по классу фортепиано в консерваторию имени Тараса Шевченко. Решив посвятить свою жизнь балету, он поступил в 1921 г. в Государственную школу искусств (класс танца) при Киевской опере и получил азы хореографического образования в студии Б. Нижинской.

В 1923 г. по рекомендации педагога вместе с четырьмя другими его учениками Лифаря пригласили на просмотр в труппу «Русский балет» С.П. Дягилева. Сергею удалось пройти конкурс и попасть в прославленный коллектив. С этого времени начался трудный процесс превращения начинающего любителя в профессионального танцовщика. Лифарю давал уроки известный педагог Э. Чекетти.

Одновременно он много учился у профессионалов: ведь в труппу Дягилева традиционно приходили лучшие танцовщики России. Кроме того, не обладая собственными идеями, Дягилев аккуратно собирал лучшее, что было в отечественной хореографии, поддерживал поиски Джорджа Баланчина, Михаила Фокина. Сценографией и театральными декорациями занимались известные художники России. Поэтому постепенно «Русский балет» превратился в один из лучших коллективов в мире.

Через несколько лет после смерти Мариса Лиепы было принято решение увековечить в виде медальонов пять его рисунков. Они выполнены под руководством итальянского мастера Д. Монтебелло в России и продаются на вечерах памяти Лиепы в Москве и Париже. Правда, первый тираж составил всего сто - сто пятьдесят медальонов.

Окончив Рижское хореографическое училище у В. Блинова, Марис Лиепа приехал в Москву, чтобы поучиться еще и в Московском хореографическом училище у Н. Тарасова. После его окончания в 1955 году он так и не вернулся на свою историческую родину и практически всю свою жизнь проработал в Москве. Здесь же он получил признание поклонников и свою известность выдающегося артиста балета.

Сразу после окончания училища Марис Лиепа пришел в труппу Театра имени К. Станиславского, где танцевал партию Лионеля в балете «Жанна Д’Арк», Феба, Конрада. Уже в этих партиях проявились главнейшие черты его таланта - сочетание великолепной техники с яркой выразительностью каждого движения. Работа молодого артиста обратила на себя внимание ведущих специалистов балета, и уже с 1960 года Лиепа становится членом коллектива Большого театра.

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска) (19 (31) августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.

Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров, да и формами будущая балерина могла похвастаться, в отличие от худощавых подруг. Но, несмотря ни на рост, ни несколько лишний для балета вес, имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин». Эта балерина была любовницей последнего русского царя Николая II (когда он был еще наследником престола), а также женой великого князя Андрея Владимировича. О ней рассказывали как о фантастической красавице, а между тем она отличалась лишь необыкновенно красивой фигурой. В свое время Кшесинская была известной балериной. И хотя по уровню дарования намного уступала, скажем, такой своей современнице, как Анна Павлова, она все же заняла свое место в русском балетном искусстве.

Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.

Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Вслед за старшей сестрой и братом Матильда была принята в хореографическое училище, после окончания которого началась ее долгая служба в императорских театрах.