Государственный академический Мариинский театр: описание, репертуар и отзывы. Здание мариинского театра Где находится мариинка


Театр был назван Мариинским в честь супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны.

Основание театра

А история театра началась в июле 1783 г., когда Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября этого же года был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, которая стала называться Театральной. Театр был построен по проекту Антонио Ринальди . Его сцена была оснащена современным по тем временам оборудованием, в театре попеременно выступали французская, итальянская и русская труппы.

В 1802-1803 гг. архитектор Тома де Томон перепланировал театр, и он был одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга до тех пор, пока в нём не произошёл пожар (в ночь на 1 января 1811 г.). Погибло внутреннее убранство театра, серьезно пострадал фасад. Восстановление театра продлилось до 1818 г., Тома де Томон до этого времени уже не дожил.

Репертуар театра

В репертуаре театра было несколько опер Моцарта («Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита»), Россини («Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»), Вебера («Вольный стрелок»). Были в репертуаре театра и произведения русских композиторов: водевили Алябьева и Верстовского , а также опера Кавоса «Иван Сусанин». Ш. Дидло ставит в театре русский балет. Именно этот период творческой жизни театра запечатлён в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Усовершенствование театра

В 1836 г. архитектор А. Кавос (сын композитора) заменил купольное перекрытие театрального зала плоским, убрал в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придал залу форму подковы, увеличил его длину и высоту, в результате число зрителей увеличилось до двух тысяч. 27 ноября 1836 г. состоялось первое представление в перестроенном театре – это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и Театра-цирка, где продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы. В 1859 г. Театр-цирк сгорел, на его месте А. Кавос построил новый театр. Именно этот театр и стал называться Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III .

Императрица Мария Александровна

Ф. Винтерхальтер "Портрет императрицы Марии Александровны"

Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская.

По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Она основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов, положила начало новому периоду женского образования в России, учредила открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Она организовала Красный Крест в России, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны отдала много сил, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

Императрица Мария Александровна при поддержке супруга Александра II основала крупнейший в Петербурге и всей России театр (Мариинский) и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской фамилии, лично государыни, и, по настоянию императора Александра II, носили ее имя. Театр носит её имя и теперь. В фойе театра установлен бюст императрицы Марии Александровны.

Театр в новом здании

Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 г . Это снова была опера «Жизнью за царя» М.И. Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы К. Лядова . В 1863 г. главным капельмейстером театра стал Э. Направник . С его именем связаны постановки самых значительных опер в истории русской музыки: «Борис Годунов» Мусоргского , «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова , «Князь Игорь» Бородина , «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского , «Демон» Рубинштейна , «Орестея» Танеева … В начале ХХ в. в репертуаре театра появились оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса , «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова , «Хованщина» Мусоргского

Балетные спектакли

Мариус Петипа

В 1869 г. балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа . Он продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, продолжал ставить классические спектакли «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Петипа поставил на сцене Мариинского театра балеты Чайковского «Спящая красавица» и в содружестве со Львом Ивановым – «Щелкунчик». Уже после смерти Чайковского на сцене Мариинского театра «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь. Здесь же Петипа поставил балет Глазунова «Раймонда». Молодой Михаил Фокин поставил в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина , «Лебедя» Сен-Санса , «Шопениану» на музыку Шопена , а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова , «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского .

В 1886 г. балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

В 1920 г. театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, а с 1935 г. к этому названию прибавлялось: «имени С. М. Кирова». В театре продолжали ставить классику, но к ней прибавились и современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева , «Воццек» А. Берга , «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса . Появились в репертуаре и новые балеты: «Красный мак» Р. Глиэра , «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна , «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и другие.

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 г. оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Генеральная реконструкция театра

Она была осуществлена в 1968–1970 гг. по проекту С. Гельфер, в результате левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Юрий Темирканов

С 1976 по 1988 г. художественным руководителем и главным дирижёром театра был Юрий Темирканов . Под его руководством в театре были осуществлены постановки «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина , «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова . Юрий Темирканов ыступил одновременно и как режиссёр: он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского . С оркестром этого театра в 1987 г. он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского .

Валерий Гергиев

В 1988 г. главным дирижером театра стал Валерий Гергиев . 16 января 1992 г. театру было возвращено его историческое название – Мариинский . А в 2006 г. труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов.



Концертный зал Мариинского театра

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).

Мариинский театр. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы “Жизнь за царя” М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (арх. А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 им. С. М. Кирова, с 1992… … Большой Энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы Жизнь за царя М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади (реконструировано в 1968 1970). Один… … Русская история

Мариинский театр - (см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Мариинский театр - Мариинский театр, см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Мариинский Театр - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 имени С. М. Кирова … Энциклопедический словарь

Мариинский театр Большая советская энциклопедия

Мариинский театр - в СПб. открыт 2 окт. 1860 г. возобновлением оперы Жизнь за Царя. Перестроен архитектором А. К. Кавосом из сгоревшего в 1859 г. театра цирка. В последнее время (1894 96) театр капитально перестроен. Значительные работы, с целью улучшения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мариинский театр - см. Ленинградский театр оперы и балета … Музыкальная энциклопедия

Мариинский театр - МАРИИ́НСКИЙ ТЕÁТР, см. Ленинградский театр оперы и балета … Балет. Энциклопедия

Книги

  • Большой театр Культура и политика Новая история , Волков С.. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным… Купить за 848 руб
  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Волков Соломон. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. А ведь так было не всегда. Долгие годы главным музыкальнымтеатром империи считался…

1917-1967

Государственный академический Мариинский театр - старейший русский музыкальный театр. В истории и развитии классического и советского оперного и балетного искусства ему принадлежит выдающаяся роль.

Оперные спектакли устраивались в Петербурге на протяжении XVIII века, но датой основания театра принято считать 1783 год, когда спектакли стали показывать в так называемом Каменном театре (впоследствии он был перестроен для консерватории). Здание, в котором ныне находится театр, построено в 1860 году архитектором А. Кавосом.

Как раньше, так и теперь формирование и пополнение труппы проводится в основном из числа выпускников старейшего учебного заведения - Санкт-Петербургской консерватории, основанной в 1862 году, и балетной школы, основанной в 1738 году, ныне называющейся Академией русского балета имени А. Я. Вагановой.

Деятельность блистательной плеяды представителей русской музыкальной культуры связана с Мариинским театром на протяжении всей его двухвековой истории. Это - дирижеры А. Кавос, К. Лядов, Э. Направник; режиссеры О. Палечек, Г. Кондратьев; балетмейстеры Ш. Дидло, М. Петипа, Л. Иванов, А. Горский, М. Фокин; художники К. Коровин, А. Головин, А. Бенуа. Его сцену украшали выступления прославленных певцов О. Петрова, И. Мельникова, Ф. Комиссаржевского, Е. Збруевой, Е. Мравиной, Н. Фигнера, Л. Собинова, Ф. Шаляпина. Слава русского балета многим обязана А. Истоминой, А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинскому, Н. Легату.

На сцене нашего театра впервые прозвучали гениальные творения классиков русской музыки: «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) Глинки, «Русалка» Даргомыжского (1856), «Псковитянка» Римского-Корсакова (1873), «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890). Многие шедевры мировой оперной классики, в том числе «Севильский цирюльник» Россини (1822), «Дон-Жуан» Моцарта (1828), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878) и «Отелло» (1887) Верди впервые были исполнены на русском языке в постановке Мариинского театра. Специально для этого театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (1862). Театр славился своими постановками вагнеровских опер, в особенности сценическим осуществлением всей тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900-1905 гг.).

Своего расцвета на этой сцене достигло и балетное искусство в постановках «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892), «Лебединое озеро» (1895) Чайковского, «Раймонда» (1898) Глазунова, «Шопениана» (1908). Эти спектакли стали гордостью русского и мирового балетного театра и по сей день не сходят со сцены.

Новый этап истории театра, ставшего на путь подлинного служения народу, начался только после Великой Октябрьской революции.

С первых дней установления Советской власти государственные и партийные организации проявляют большую заботу о творческой жизни и условиях быта огромного коллектива театра. В 1920 году он получил наименование академического театра оперы и балета. В 1935 году ему присвоено имя С. М. Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства. Из государственного бюджета ежегодно ассигнуются большие суммы для создания необходимых условий творческой работы театра. Важно, что решен пенсионный вопрос, и артисты, проработавшие 20-30 лет (в зависимости от их специальности), обеспечиваются пенсией. Освобождающиеся вакансии используются для привлечения в труппу новых талантливых исполнителей.

Очень важно отметить, что оберегая великие и прогрессивные традиции русской классической музыки, творческий коллектив театра, его выдающиеся артисты приумножили славу своих знаменитых предшественников.

Творческое содружество с советскими композиторами Б. Асафьевым, Ю. Шапориным, Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, Р. Глиэром, Т. Хренниковым, О. Чишко, А. Крейном, В. Соловьевым-Седым, А. Петровым. К. Караевым, И. Дзержинским, Д. Кабалевским, В. Мурадели, А. Холминовым и многими другими определило важнейшие идейно-художественные завоевания театра, его постоянное стремление закрепиться на позициях искусства социалистического реализма.

Исключительно большая роль в претворении партитуры в полноценные высокохудожественные музыкально-сценические произведения принадлежит В. Дранишникову, А. Пазовскому, Б. Хайкину, многие годы занимавшим пост главного дирижера. А рядом с ними - С. Ельцину, Д. Похитонову, Е. Мравинскому, Е. Дубовскому.

В послереволюционные годы свой вклад в работу театра внесли режиссеры Вс. Мейерхольд, С. Радлов, Э. Каплан. Большая же часть репертуара театра и огромная работа над овладением реалистическим стилем актерской игры обязаны деятельности Л. Баратова, И. Шлепянова, Е. Соковнина в качестве главных режиссеров.

В летопись балетной труппы театра яркие страницы вписали А. Ваганова, чью роль в истории хореографической педагогики трудно переоценить; балетмейстеры Ф. Лопухов, В. Вайнонен, В. Чабукиани, Л. Лавровский, Б. Фенстер. Их балетмейстерский талант раскрылся в интересном н глубоком воплощении лучших спектаклей постоянного репертуара. Ближайшими творческими соратниками режиссеров, дирижеров и балетмейстеров были художники В. Дмитриев, Ф. Федоровский, С. Вирсаладзе, С. Юнович, декорации и костюмы которых в таких спектаклях, как «Борис Годунов», «Легенда о любви», «Иван Сусанин», «Царская невеста» и др., органически слились с музыкой и ее трактовкой.

На протяжении нескольких десятилетий успехам нашего театра способствовала плодотворная работа выдающихся певцов И. Ершова, П. Андреева, Р. Горской, В. Касторского, С. Мигая, М. Рейзена, С. Преображенской, В. Сливинского, Г. Нэлеппа, О. Кашеваровой, И. Яшугина, Н. Серваль, К. Лаптева, А. Халилеевой, Л. Ярошенко; выдающихся солистов балета Е. Люком, М. Семеновой, Г. Улановой, О. Иордан, Н. Дудинской, Ф. Балабиной, Т. Вечесловой, В. Чабукиани, К. Сергеева, С. Каплана, Г. Кирилловой, Н. Анисимовой, А. Шелест, И. Бельского, В. Ухова и других.

Наличие таких творческих сил в составе театра позволило вести неустанную работу по сохранению лучших образцов оперной и балетной классики и введению в репертуар все новых и новых музыкально-сценических произведений. Показательно, что за период с 1924 по 1967 год театром поставлено 63 новых оперы и балета советских композиторов. Лучшие из них на многие годы вошли в постоянный репертуар. Опера Т. Хренникова «В бурю» была показана 74 раза, «Семья Тараса» Д. Кабалевского - 72, «Декабристы» Ю. Шапорина - 86; балеты: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - 386 раз, «Лауренсия» А. Крейна - 113, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - 100, «Медный всадник» Р. Глиэра - 321, «Спартак» А. Хачатуряна - 135 раз. Прочно вошли в репертуар и более «молодые» спектакли, такие как «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого, «Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, «Судьба человека» И. Дзержинского.

Готовясь к празднествам 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, театр разработал трехлетний план, в который вошли произведения советских композиторов и классиков русской и зарубежной музыки.

Уже поставлены оперы «Октябрь» В. Мурадели, «Повесть об одной любви» Д. Толстого, «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, его же «Анна Снегина», «Питер Граймс» современного английского композитора Б. Бриттена, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Гуняди Ласло» классика венгерской музыки Ф. Эркеля. Последняя балетная премьера - «Страна чудес» ленинградского композитора И. Шварца; близка к завершению работа над балетом «Горянка» дагестанского композитора М. Кажлаева. Мы многого ждем от творческого содружества с композиторами Д. Шостаковичем, И. Дзержинским, М. Матвеевым, Н. Червинским, В. Веселовым. Их работы - это ближайшее будущее нашей сцены.

Репертуар театра велик. Он включает 36 опер и 29 балетов. С радостью думается о том, что из 65 спектаклей 28 опер и балетов принадлежат перу советских композиторов.

Для того, чтобы этот большой репертуар был доведен до высокого художественного уровня и захватил зрительный зал, необходимо обеспечить каждый из многочисленных «цехов» нашего «производства художественных ценностей» высококвалифицированным руководством и соответствующим составом исполнителей. Главный дирижер театра - один из крупнейших дирижеров страны, народный артист СССР Константин Симеонов; главный режиссер - широко известный по своим работам в музыкальном театре и кино, заслуженный деятель искусств РСФСР Роман Тихомиров; главный балетмейстер - известный хореограф, в прошлом выдающийся солист балета, народный артист СССР Константин Сергеев; хором руководит опытный мастер - заслуженный артист РСФСР Александр Мурин; народный художник РСФСР Иван Севастьянов является главным художником театра.

Как бы высоко мы ни оценивали работу руководителей всех разделов художественной деятельности театра, для зрителей, заполняющих каждый вечер театральный зал, лицо театра определяют прежде всего артисты-исполнители. Достойно представляют художественный уровень прославленной труппы народный артист СССР Б. Штоколов, народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова; заслуженные артисты РСФСР B. Атлантов, В. Кравцов, И. Новолошников, Т. Кузнецова; солисты Л. Филатова, В. Морозов, И. Богачева, Л. Морозов, В. Киняев, С. Бабешко, М. Черножуков, В. Малышев, А. Шестакова, К. Словцова, Э. Краюшкина, В. Топориков; известные солисты балета народная артистка СССР И. Колпакова; народные артисты РСФСР К. Федичева, А. Осипенко, Ю. Соловьев; заслуженные артисты РСФСР В. Семенов, C. Викулов, И. Генслер, О. Заботкина; солисты Н. Макарова, О. Соколов, Э. Минченок, К. Тер-Степанова и др.

Непременно следует отметить работу в театре народных артистов РСФСР В. Максимовой, И. Зубковской, Н. Кургапкиной, Н. Кривули, И. Алексеева, И. Бугаева, Б. Брегвадзе, А. Макарова; заслуженных артистов РСФСР Л. Грудиной, В. Пучкова, Н. Петровой, О. Моисеевой и др.; дирижеров Д. Далгата, В. Широкова, балетмейстеров Л. Якобсона, Ю. Григоровича, И. Бельского; педагогов-репетиторов Н. Дудинской, Т. Вечесловой, С. Каплана; хормейстера Б. Шиндер.

Росту молодых артистов театр уделяет большое внимание. Молодежь составляет треть нашей труппы. Поэтому регулярно проводятся смотры молодежи и планомерные вводы молодых исполнителей в оперные и балетные спектакли. Нас радуют успехи молодых артистов О. Глинскайте, М. Егорова, Г. Комлевой, П. Большаковой. В. Афанаскова, В. Бударина, Д. Марковского, Л. Ковалевой, Е. Евтеевой, дирижера В. Федотова и хормейстера Л. Теплякова. Недавно театр привлек к работе молодого талантливого балетмейстера О. Виноградова и принял в труппу способного, перспективного танцовщика М. Барышникова.

Оркестр театра представлен высококвалифицированными артистами, в числе которых немало лауреатов международных и всесоюзных конкурсов. В настоящее время он является одним из лучших оркестровых коллективов страны.

Хор, насчитывающий в своем составе сто артистов, отличается чистотой строя, ансамблевостью, четкостью дикции.

Из массовых коллективов необходимо отметить и наш кордебалет, по праву заслуживший высокую оценку зрителей в нашей стране и за рубежом.

Подготовка и проведение спектаклей требуют не только участия представителей музыкальных и хореографических профессий, но и огромной работы художественно-постановочной части и мастерских. Здесь трудятся опытные мастера - гримеры, костюмеры, бутафоры, осветители. монтировщики и др. Ими руководили многие годы старейшие специалисты Н. Иванцов (в театре), А. Беляков (в мастерских). Сейчас постановочную часть возглавляет Ф. Кузьмин, а театральные мастерские - Б. Корольков. Необходимо также отметить художников-декораторов Н. Мельникова, С. Евсеева, М. Зандина, отдавших работе в театре много лет.

Театр имени С. М. Кирова - одни из крупнейших в стране, его коллектив без театральных мастерских насчитывает более 1000 человек. В нелегком деле организации производственно-творческого процесса, охватывающего все стороны жизни театра, принимают участие управления оперы, балета, репертуарно-литературная часть, плановый отдел, группа по организации зрителей. Добрую память по себе оставили бывшие директора театра В. Асланов, В. Бондаренко, Г. Орлов и бывшие заведующие режиссерским управлением В. Кривалев и А. Пикар.

Значительную роль в установлении принципиальных линий развития репертуарной политики театра, в решении наиболее сложных творческих вопросов играет художественный совет театра, в состав которого входят главный дирижер народный артист СССР К. Симеонов, главный режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР Р. Тихомиров, главный художник народный художник РСФСР И. Севастьянов, главный балетмейстер народный артист СССР К. Сергеев, главный хормейстер заслуженный артист РСФСР А. Мурин, заведующая репертуарно-литературной частью Т. Боголепова, ведущие солисты народные артисты СССР Б. Штоколов, И. Колпакова; народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова, К. Федичева, Ю. Соловьев; солисты оркестра О. Барвенко, Л. Перепелкин, А. Казарина; педагоги-репетиторы народная артистка СССР Н. Дудинская, заслуженный артист РСФСР С. Каплан, представители творческих союзов - композиторы Б. Арапов, В. Богданов-Березовский, М. Матвеев, художник С. Дмитриева и др.

Коллектив тесно связан с широкими массами зрителей. Только в течение 1966 года в театре и на выездных спектаклях побывало около 600 000 человек.

В 1940 году театр успешно принимал участие в Декаде ленинградского искусства в Москве; в 1965 году провел большие гастроли в столице нашей Родины. На спектаклях, проходивших в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов, побывало 140 000 зрителей. В 1964-1966 годах свыше 700 000 зрителей присутствовало на спектаклях и концертах наших артистов в Греции, Италии, Англии, Бельгии, Франции, США и Канаде. Множество зрителей ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии побывало на выступлениях ведущих солистов нашего театра.Таким образом, за прошедшие годы театр широко пропагандировал советское искусство среди зрителей Советского Союза и зарубежных стран, высоко оценивших его спектакли.

За заслуги в развитии советского искусства в 1939 году театр награжден орденом Ленина. Большая группа работников за прошедшие годы награждена орденами Советского Союза, шестидесяти шести деятелям театра присвоены почетные звания народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных артистов, десять удостоены звания лауреатов Государственных премий, двенадцать награждены значками Министерства культуры «За отличную работу». За успешное участие в конкурсах шестьдесят артистов получили звание лауреатов международных и всесоюзных конкурсов.

Многие артисты и другие работники театра награждены боевыми орденами Советского Союза и медалью «За оборону Ленинграда». Защищая Родину в период Великой Отечественной войны, около 300 работников театра погибло на фронтах и при обороне Ленинграда.

В настоящее время коллектив ведет большую шефскую работу в частях Советской Армии. За активное участие и хорошие результаты по шефству театру передано на хранение переходящее красное знамя Министерства обороны СССР. Шестьдесят пять артистов награждены почетным значком «Отличник культурного шефства над вооруженными силами СССР». Театр проводит значительную работу по культурному шефству на предприятиях города и в сельской местности Ленинградской области.

Не останавливаться на достигнутом, настойчиво решать идейно-творческие задачи, выдвигаемые современностью, участвовать своим искусством в борьбе за построение коммунистического общества, за подъем музыкальной культуры - вот путь, по которому движется театр, вдохновляемый великими идеями партии Ленина, приведшей страну и народ к знаменательному 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

П. И. Рачинский. «Театр великих традиций и исканий», 1967 год