Сценарий концерта "музыка - волшебная страна". И окрылит прекрасный Юбилей!!! Мальчики под музыку Марша «Прощание славянки» В


Екатерина Богданова

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты, дудки и пищалки, относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших «музыкальных инструментов» является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люд.

В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче – появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но, как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного развлечения, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Цель: познакомить и показать детям разнообразие духовых инструментов.

Задачи:

Образовательные:

пробудить интерес у детей к истории возникновения и бытования

музыкальных духовых инструментов.

обогатить знания о духовых инструментах (внешний вид, тембровая

Развивающие:

развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный,

тембровый, творческие способности,

способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения

под аккомпанемент.

Воспитательные:

прививать любовь к музыке духового оркестра.

воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;

способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, металлофон, магнитные доски, карточки с музыкальными инструментами, музыкальные духовые инструменты: кларнет, саксофон, труба.

Прогнозирование результатов развлечения: дети познакомятся с духовыми музыкальными инструментами, узнают названия инструментов, научатся определять их на слух по тембру. Разовьётся сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

Ход мероприятия

Звучит классическая музыка в исполнении духового оркестра (А. Вивальди «Концерт для гобоя с оркестром»). Педагог приветствует детей, приглашает занять места в зале. Дети проходят в зал, садятся на стульчики.

Вводная часть

Музыкальный руководитель: Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.

Сегодня к нам в гости пришёл руководитель духового оркестра Городского Дома Культуры Азарников Михаил Тимофеевич, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов. Вы готовы?. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом». (Глиссандо на металлофоне).

Основное содержание

Посмотрите, куда мы попали? У этого города нет названия. А что же за музыкальные инструменты здесь живут? Интересно, что здесь делают эти предметы? Какие-то камушки, ракушки, тростинка, лук. Может, вы мне подскажите, в чем здесь дело? Тогда слушайте! Я расскажу вам, в чем секрет! Совсем не случайно эти предметы оказались в музыкальной стране. Все музыкальные инструменты, которые мы с вами знаем, произошли от этих предметов. Ударим камень о камень – получается четкий ритмичный звук. На какую группу инструментов похож звук ударяющихся камней? (ударные) А если натянутую тетиву лука задеть, то она запоет. Какие инструменты начинают звучать также? (струнные) А это морская раковина и если в нее подуть, то она издает протяжный звук. На какие инструменты похожа раковина? (духовые) А это обыкновенная тростинка, внутри она пустая, но если в ней сделать дырочки, то она начинает чудесно петь. Похожа она на деревянные духовые инструменты.

Так камень, тетива, раковина и тростинка стали родоначальниками всех существующих инструментов. Природа сама разделила их на четыре основные группы. Может, мы назовем этот город Древним?

А я знаю самый древний инструмент – это наш голос. И мы с вами можем использовать его в любое время. Давайте споем, используя наш древний инструмент.

Исполняют песню «Зелёные ботинки»

муз. С. Гаврилова сл. Л. Алдониной

Музыкальный руководитель: И вновь мы отправляемся в путь! «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом». (Глиссандо на металлофоне).

Следующий город Духовой. Посмотрите, какие инструменты живут здесь (показ и рассматривание музыкальных инструментов: флейта, кларнет, фагот, тромбон, валторна, гобой, труба). А называются они духовые, потому что звуки получаются лишь тогда…. А когда мы можем услышать звук этих инструментов? (Ответы детей) Правильно! Необходимо подуть в них – «выпустить дух».

«Люди дуют в инструменты,

Звуки льются, как живые.

Мы такие инструменты

Называем духовые.»

Игра «Выбери духовые музыкальные инструменты»

На карточке изображены различные музыкальные инструменты ваша задача – обвести только духовые музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты бывают двух видов: деревянные и медные. Деревянные инструменты, как вы догадались, делают из дерева. Ну, а медные, соответственно, из металла.

Деревянные духовые инструменты

У флейты музыка полна

Какою-то чудесенкой,

Как будто вдаль зовет она

Красивой, нежной песенкой.

А родилась она, ребята,

Еще давным-давно когда-то,

Наверно, в древние века

От дудочки из тростника.

Музыкальный руководитель: Флейта имеет вид длинной трубки. Звук извлекается, когда исполнитель направляет воздух через овальное отверстие. При игре флейту держат поперечно, направляя в правую сторону. Флейта обладает мягким и нежным звучанием. Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос флейты.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, флейта непременно изображала бы птичку. (Прослушивание темы Птички из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Я слышу: где-то вдалеке,

Кларнет мелодию выводит

Об очень странном чудаке,

Что счастлив был среди мелодий,

Различных песенок и пьес,

Рождённых им забавы ради…

Он жил один, один, как перст,

Лишь музыка была с ним рядом…

Но он не знал печальных нот.

Минор всегда звучал мажорно…

Вот и сейчас кларнет поёт

Красиво, радостно, задорно

О том, что горя в жизни нет,

Беда, какая б, ни пристала…

Пускай и вам поёт кларнет

Любви божественной хоралы…

(Азарников М. Т. демонстрирует кларнет внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Музыкальный руководитель: А прадед кларнета пастуший рожок.

КЛАРНЕТ И РОЖОК

Однажды летом

У речки, за селом, на мягком бережку

Случилось встретиться пастушьему рожку

С кларнетом.

- "Здорово!" - пропищал кларнет.

- "Здорово, брат", - рожок в ответ:

"Здорово!

Как вижу – ты из городских. -

Да не пойму: из бар, аль из каких?"

- "Вот это ново", -

Обиделся кларнет: "Глаза вперед протри,

Да лучше посмотри.

Чем задавать вопрос мне неуместный.

Кларнет я, музыкант известный.

Но за талант я свой в места какие вхож!

Сказать вам, мужикам, и то войдете в страх вы.

А все скажу, не утаю:

Под музыку мою

Танцуют, батенька, порой князья и графы!

Вот ты свою игру с моей теперь сравни:

Ведь, под твою - быки с коровами одни

Хвостами машут!"

- "То так", - сказал рожок: "нам графы не сродни.

Однако, помяни:

Когда-нибудь они

Под музыку и под мою запляшут!"

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, кларнет непременно изображал бы кочешку. (Прослушивание темы Кошки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальный руководитель:

Нас приветствует с тобой томный кавалер гобой.

Он то плачет, то смеётся, то заливисто зальётся.

Инструмент представляет собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком) . Обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос гобоя.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, гобой непременно изображал бы уточку. (Прослушивание темы Утки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальный руководитель: Грустишь в предчувствии чего-то –

Не то любви, не то разлук.

Душа в покое просит мук,

Как ждёт оркестр хрип фагота.

В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название, т. к. в переводе с итальянского fagotto - «вязанка дров»). Фагот имеет вид согнутой длинной трубки с клапанами и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Это инструмент басового низкого регистра.

Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос фагота.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, фагот непременно изображал бы медведя. (Прослушивание темы Дедушки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальная игра

Дети слушают звучание инструментов, движением изображают животных: флейта – птичка, кларнет – кошка, гобой – утка, фагот – медведь.

Музыкальный руководитель: Замираю в восторге, звучит саксофон

И мелодия эта, как сказочный сон.

Звуки музыки льются в ночной тишине,

И чарующим эхом приходят ко мне.

Саксофон все звучит, и волнует меня,

В путешествие к музыке сердце маня.

В эту музыку я окунусь с головой,

И закружится в танце она надо мной.

Саксофон, ты играешь души красоту,

Слышу я в твоих звуках любви чистоту.

Саксофон, ты чудесная сказка в ночи,

Не молчи дорогой, я прошу, ты звучи.

(Азарников М. Т. демонстрирует саксофон внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Медные духовые инструменты

Музыкальный руководитель: Нужно протрубить тревогу

Или возгласы победные,

Призывают на подмогу

Духовые группы медные.

Улитка в саду у концертного зала

С учтивой улыбкой валторне сказала:

Мы с вами похожи, как будто родня.

Сыграйте, пожалуйста, вальс для меня.

Валторна произошла от охотничьего сигнального рога. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.

Я смотрела зачарованно,

Как валторна нарисована,

Через сколько закорюк

У нее проходит звук!

Прослушивание тембра валторны

Музыкальный руководитель: Огромные трубы,

Блестящие трубы –

В оркестре они называются тубы.

И, кажется, нет тяжелее работы,

Чем выдуть из них очень низкие ноты.

Туба – Самый большой из медных духовых инструментов. Обладает суровым низким, массивным тембром. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

Прослушивание тембра тубы

Музыкальный руководитель: Ы, - напыжится тромбон. –

Ы, - трубит, как дикий слон. –

Ы, - то воет, то рычит.

Ну когда ж он замолчит?

Тромбон от других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки.

Прослушивание тембра тромбона

Музыкальный руководитель: Но речь сегодня – о Трубе

Не громкой, самой незаметной,

Последней из отряда медных,

О зауряднейшей трубе.

(Азарников М. Т. демонстрирует трубу внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Музыкальный руководитель: Какая сила в духовых оркестрах!

Какая сила и какая грусть

В мелодиях забытых и известных,

И вытверженных нами наизусть.

Девочки исполняют музыкальную импровизацию

под вальс «Амурские волны» М. Кюсса

с использованием шарфиков, разноцветных лент.

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас под Марш «Прощание славянки» пройдите по залу и передайте настроение и характер музыки в движении.

Мальчики под музыку Марша «Прощание славянки» В. Агапкина

встают в колонну и идут маршевым шагом по залу.

Фото на память с Азарниковым М. Т.

Заключительная часть

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в чудесную страну духовых музыкальных инструментов. Вам понравилось? В следующий раз познакомимся с другими странами и жителями этих музыкальных стран! До новых встреч!


Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна - «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. "Баден-джаз-сюита" 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы "Севильский Цирюльник". Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

5). Ведущая:

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене - Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса - Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, "Романс"

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» - направление.
Люцио " Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий "Мерси". Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

8). Ведущая:

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет - терлИ- терлИ...
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр - не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова "Песня старого извозчика".
Исполняет - Елена Модерова. Аккомпанирует - Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе "Сачидао". Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня" У зори-то, у зореньки" обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса - Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них - яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. "В пещере горного короля"

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.............

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго "Mьетро дель Ангел" солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного "Брыньковский казачок"
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.

Наверное, кому-то было нужно,
Наверное, так было Богу угодно,
Чтобы чествовать людей заслуженных
Не тайком, а вот так, принародно.
Чтобы с разных концов Армизона
Всех вот здесь вас собрать на встречу –
Вас, отзывчивых, в жизнь влюбленных,
Вас, по-разному жизнью отмеченных.
И назвать вас людьми пожилыми
Мой язык, поверьте, отказывается:
Вы активные, вы живые,
Вы красавцы все и красавицы!
Ни к чему вам в паспорте даты,
Коль глаза до сих пор лучатся.
Вы же запросто, как когда-то,
По весне способны влюбляться.
А уж дело свернуть какое –
Молодежи и не угнаться!
В общем, праздник, мои герои,
По-другому должен назваться:
День особенных, самых мудрых,
Самых-самых людей заслуженных,
Устоявших в заботах трудных,
Самых преданных и самых нужных.

Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о музыке, послушать красивые песни, поиграть в музыкальные игры, ну, даже, может быть, самим спеть…

По лесной тропинке узенькой,
Где несмятая трава,
Бродит ранним утром музыка,
Ищет нужные слова.
Ищет робкие и нежные,
А найдет – как цвет сорвёт
И в букет уложит бережно.
И тогда вдруг оживёт
Песня. Робко и доверчиво,
Удивленно вскинет бровь.
Радость утра, мудрость вечера,
Запах леса, ширь лугов,
Всё в той песне непридуманной
Словом за душу берёт,
Как гитара семиструнная
В небе радуга поёт!

Нашу музыкальную программу начинает Руслан Гагин песней __________________________________________________________________

Музыка окружает нас с самых первых дней нашего появления на земле. А что же мы слышим в первые дни, недели, месяцы жизни?

(Все отвечают: Колыбельные!)

Ну, конечно же, колыбельные песенки, которые поёт мама. Ну, вот вы сами стали мамами, а потом и бабушками. Какие колыбельные вы пели своим детям и внукам?

(Гости поют колыбельные песенки)

Спасибо, молодцы. А можете ли вы вспомнить какую-нибудь песенку из своего раннего дошкольного детства?

(Присутствующие отвечают)

Как здорово, что вы не забыли этих песен! Что ж, время идет вперёд, и вы вместе с ним. Вот вы уже и в школу пошли. А что пели в то время?

(Гости поют)

А хотите послушать, что и как поют сегодняшние школьники? Тогда послушайте песенку в исполнении Марины Антоновой.

(Исполняется песня)

Ну, что, вам понравилось? Думаю, исполнение следующего артиста вас так же тронет за душу. Для вас поёт Гульнара Антонова.

(Поёт Гульнара)

Все вы были воспитаны пионерской и комсомольской организацией. Вспомните песни этой тематики. Напойте хотя бы по одному куплету.

(Гости поют пионерские и комсомольские песни)

Современная молодёжь тоже знает хорошие задушевные песни. Думаю, стоит послушать песню в исполнении Руслана Гагина.

(Песня в исполнении Г. Антоновой и Г. Угрюмовой)

О бабушке, так же как и о маме сложено немало песен и стихов. Одно из них вы сейчас услышите. На сцене – Марина Антонова.

(Марина читает стихотворение «Бабушка»)

Песня «Нежность», которую для вас споет Гульнара Антонова, всегда вызывала трепет и волнение в сердцах людей. Поэтому, пожалуйста, не стесняйтесь, подпевайте, если вам хочется.

(Исполняется песня «Нежность»)

Ну, а какая же музыка без музыкальных инструментов? В этой шкатулке – музыкальные загадки. Кто первый правильно ответит ни загадку – получает жетон. Таким образом мы определим Лучшего Знатока Музыки. Начинаем отгадывать загадки:
1. Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (Балалайка)

2. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная! (Гармонь)

3. Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка)

4. Ему покоя не дают,
Его в оркестре бьют и бьют!
Но плакать он не хочет,
Он знай себе грохочет. (Барабан)

5. У скрипки есть огромный брат,
Огромней он во много крат! (Контрабас)

6. У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш … (Рояль)

7. Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поёт про вечер лунный. (Скрипка)

8. На нём клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха. (Аккордеон)

9. Какое музыкальное слово состоит из трёх одинаковых букв?
(Три-о)

10. На каком музыкальном инструменте играл Садко?
(На гуслях)

11. Какое растение вырастает из двух нот?
(Фа-соль)

12. Какой музыкальный инструмент чаще всего упоминается в сказках?
(Дудочка)

13. Назовите русскую плясовую имени насекомого.
(«Камаринская»)

14. Полет какого насекомого положен на ноты?
(Полет шмеля)

15. Название какой рыбы присутствует в песне «Вдоль по Питерской»?
(Судак)

16. Что в известной песне собирала смуглянка-молдаванка?
(Виноград)

17. Если он на крыше, то согласно известной песне, на земле будет мир. Кто он?
(Аист)

18. Четыре человека, поющих вместе – это … Что?
(Квартет)

19. Назовите музыкальную часть шляпки гриба.
(Пластинка)

20. Какие две весёлые птицы жили у бабуси?
(Гуси)

А сейчас проверим, знаете ли вы эстрадных певцов.

Проводится викторина «Звезды эстрады».

Молодцы! Давайте посчитаем жетоны. Итак, Лучшим Знатоком Музыки стал _________________________. Он получает приз.

(Вручение приза)

Ну, а всем остальным – музыкальный подарок в исполнении любимого всеми зрителями Руслана Гагина! Он споет для вас ________________________________

(Исполняется песня)

Предлагаю вам принять участие ещё в одной игре. Она называется «Аукцион музыкальных инструментов». Кто последний назовёт музыкальный инструмент – получит небольшой подарок.

(Проводится Аукцион музыкальных инструментов)

Для концовки:

Мы хотим, чтобы вы жили еще долго-долго, чтобы события в вашей жизни были только позитивными. Пусть история ваших семей будет написана только яркими радостными красками.
Желаем вам оптимизма и бодрости! Чтобы всю дальнейшую жизнь вы следовали старинному русскому рецепту:

Возьмите чашу терпения,
Влейте туда полное сердце любви,
Бросьте две пригоршни щедрости,
Плесните туда кружку юмора,
Присыпьте добротой.
Добавьте как можно больше надежды,
И всё это хорошо перемешайте,
Потом намажьте на кусочек отпущенной вам жизни
И принимайте ежедневно без ограничения!

Мы не хотели время торопить,
Но наступил час расставанья…
Мы не хотим «Прощайте» говорить,
А говорим вам «До свиданья!»
Удачи вам и искреннего смеха,
Здоровья вам на долгие года!
Желаем вам во всех делах успеха
И рады новой встрече мы всегда!

Составитель: Н. О. Жирякова, зав. информационно-правовым отделом Армизонской ЦБС

Сценарий

«Военно-духовой оркестр»

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра, его формированием и развитием.
Задачи:
1. воспитывать интерес к духовному оркестру, к исполнению музыки духовым оркестром;
2. воспитывать интерес к музыке

Оборудование: компьютер, проектор
Музыкальное оформление:
1. Марш прощание Славянки (видеозапись)

2. «солдатушки, бравы ребятушки» (видео, + -)
3. Марш Преображенского полка (видеозапись)

4. Марш Семеновского полка (видеозапись)

5. Фрагмент военно-музыкального фестиваля

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята меня зовут Софья Андреевна внеклассное мероприятие проведу у вас я.

Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить течение всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музыкальному морю, имя которому оркестр.

Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок.(Попросту говоря - это «хор» музыкальных инструментов).
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.
Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это площадка, на которой располагался древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – корифей. А в наше время – это дирижёр .

Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (Дирижёр с французского управлять, руководить).
- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно).

Как вы думаете чем отличается дирижер духового оркестра и военно-духового оркестра. (У них разные дирижерские палочки)

Подумайте как они называются. (Дирижерская палочка, военные дирижеры управляют оркестрами с помощью традиционной палочки, но жезл в оркестре все-таки остался. Им указывает ритм специальный человек обычно рослый "гренадер " – тамбурмажор)

А теперь я, вам предлагаю посмотреть видеофрагмент «прощанье славянке» - сводный духовой оркестр. (видеофрагмент)

Мы просмотрели видеофрагмент какая музыка была по характеру(Звонкая, задорная, бойкая, танцевальная, праздничная, маршевая…)

Ребята давайте теперь поговорим немного о истории возникновения военно-духового оркестра. Как вы думаете, давно ли существует военно-духовой оркестр. (Да давно)
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага - морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России - это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны

Ребята, если военно-духовой оркестр возник в годы войны, как предупреждали об опасности. (Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Различными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований).

Духовые оркестры создавались, главным образом, для использования в войсках, с целью игры в походах и в военных церемониалах.

Теперь я предлагаю немного попеть, а для того что бы попеть нам надо разогреть голосовые связки. Давайте проговорим скороговорки.(приложение)

Для начала прослушаем песню «Солдатушки, бравы ребятушки», а потом разучим движения.(читаю выразительно слова, а потом с движениями поем все вместе).

Молодцы ребята пели вы все дружно.
-В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получившие название полков Преображенского и Семёновского.

Ребята, а как вы думаете почему первые гвардейские полки русской армии назывались Преображенский и Семеновский?((Преображенский (Полк сформирован царём Петром I в 1691 году из потешных села Преображенского, от которого и получил своё наименование.)
Семеновский (Сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семёновском под наименованием потешных семёновцев; с 1697 года они начали именоваться Семёновским полком, с 1700года - лейб-гвардии Семёновским).

Я вам предлагаю просмотреть и прослушать марш Преображенского и Семеновского полка.

(Дети просматривают видео Преображенского и Семеновского полка.)

Ребята вам понравилась музыка? Какое настроение она передавала нам?

В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой службы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.

Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая. Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:
корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы. Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

А теперь я хочу проверить, как вы знаете музыкальные инструменты!(приложение)

- Какие же вы молодцы, все инструменты знаете.

Еще ребята, в городе Москве проходит каждый год военно-музыкальный фестиваль в нём принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Традиционно он завершается масштабным мероприятием на Красной площади. Название фестивалю дала Спасская башня Московского Кремля на Красной площади, возле которой традиционно проходит праздник(смотрят видео).

Ребята, в каком веке появились первые оркестры?(17 веке)
-Какая задача у дирижера? заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно)
-Ребята, какие существуют полка?

(Преображенский, Семеновский, Измайловский)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Сценарий
отчетного концерта отделения
струнно-щипковых и духовых инструментов
«В мире волшебных звуков»

Выполнила: преподаватель МБОУДО «Урмарская ДШИ»
Михайлова Маргарита Павловна

Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Урмары - 2014

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья!
Вместе. Добрый вечер!
Ведущая. Мы рады приветствовать вас в этом замечательном зале.
Ведущий. Есть на земле одна страна, зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки, но чьи их открывают руки?
Ведущая. Кто заставляет мир звучать, когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна, которая звенеть должна?
Ведущий. Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,
Его желание творить, и людям красоту дарить.
Ведущая. Мы начинаем наш концерт.
- Приглашаем на сцену учащуюся 1 класса Корнилову Дарью
В ее исполнении прозвучит «Анданте» М.Каркасси
Ведущий. - Учащаяся 1 класса Корнилова Софья
исполнит для вас «Этюд» Д.Агуадо
Ведущая. Мы учимся игре на инструментах,
И ходим на сольфеджио и хор.
На этих замечательных предметах
Росли все музыканты с давних пор.
- М.Каркасси «Вальс» прозвучит в исполнении
учащейся 1 класса Федоровой Дарьи
Ведущий. Музыка громче и громче звучит.
Утро рождения в сердце звучит.
Звезды удачи, волнений любви
Ты, музыкант, поскорее лови!
- В.Моцарт «Аллегретто»
исполняет учащаяся 1 класса Ананьева Вера
Ведущая. Приглашаем на сцену учащуюся 1 класса Андрееву Юлию.
В ее исполнении прозвучит «Этюд» М.Диабелли
Ведущий. Как хорошо подпевает гитара!
Ах, сколько в песне и солнца, и жара!
Несколько строк посвящаем тебе,
Тысячи струн и веселья в судьбе!
- П.Вещицкий «Лирическая песня»
исполняет учащийся 1 класса Голосов Илья
Ведущая. - В исполнении Сапаркиной Анастасии
прозвучит «Кукушка» в обработке Т. Сычетинского
Ведущий. Стихия музыки - могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
- русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
в обработке А.Иванова-Крамского
исполняет квартет гитаристов учащихся 2 класса
Ведущая. Музыка – это не только лишь звук. Музыка – это движенье.

· И вылетает, как птица из рук нот беспокойных круженье.
- Е.Макаров «Вечер» прозвучит в исполнении
учащейся 1 класса Егоровой Констанции
Ведущий. - Польская народная песня «Мишка с куклой»
исполняет струнный ансамбль
Ведущая. - «Частушка» прозвучит в исполнении
учащейся 2 класса Никифоровой Валерии
Ведущий. День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь -
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош!
- «Улыбка»
Ведущая. Прекрасной музыки звучанье поможет нам в печальный час.
В минуты страха и отчаянья она, как друг, поддержит нас.
Когда от счастья мир закружится, и ноги пустятся вдруг в пляс,
Мы сердцем обратимся к музыке.
- Е.Шилин «Волны Испании»
Ведущая. - Л.Бетховен «Тема из 9 симфонии»
прозвучит в исполнении учащейся 3 класса Михайловой Марии
Ведущий. Благодарны папам мы и мамам.
Нелегко бывает с нами им!
И любимым самым, лучшим самым,
Песню посвятить сейчас хотим.
- «Милая» исполняет учащийся 2 класса Кузьмин Дмитрий
Ведущая. - «Солдаты России» - прозвучит в исполнении ансамбля гитаристов
Ведущий. В три струнки включены все состояния души
И смех, и радость, и печаль,
Лишь только медиатор струн коснётся -
На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -
Уж так природа человека создала -
Поёт от звуков домрочки душа.
- Н.Локтев «Топотушки»
исполняет учащаяся 4 класса Симушкина Ульяна
Ведущая. Хочу, чтоб музыка звучала из-под любимых, ладных рук,
И лился чистый сочный звук.
Душа в восторге ликовала: ведь музыкальный инструмент -
Души лишь аккомпанемент.
П.Мориа «Мелодия» - прозвучит в исполнении квартета гитаристов
Ведущий. «Последний звонок» - в том же исполнении
Ведущая. Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.
- слова Юрия Энтина, музыка Евгения Крылатова
«Крылатые качели» - исп. ансамбль учащихся отделения
Ведущая. На этом наш концерт окончен.
Ведущий. Спасибо за внимание.
Вместе. До новых встреч!!!


Приложенные файлы