Боевой гопак страна происхождения. Как ссср создал украине "национальный танец" гопак



Гопак - танец украинских казаков, возник в южной Украине и России в украинских военных общинах в 1600-х. Казаки отмечали возвращение из боя с победой путем подобного импровизированного танца. Музыканты собирали свои инструменты: скрипки, волынки и флейты и дудки, и присоединялись к танцующим в праздничном спектакле, названном гопак.


В 16 веке Украина пережила длительный период борьбы за независимость, в основном против Османской империи (1657-1709) и русской империи (1686-1709). В это время казаки в районе под названием "Сечь", ввели необычную традицию празднования своих побед по возвращению домой. В качестве празднования эти обычные воители начали танцевать, воспроизводя свои батальные сцены, чтобы все могли видеть то, что они пережили. Они делали своеобразные танцевальные пантомимы, используя свои мечи и другое оружие, а местные музыканты присоединялись к ним в танце. Затем мужчины стали импровизировать, исполняя акробатические этюды в воздухе, а также другие специфические движения, такие как приседания, чтобы доказать свою мужественность и героизм. Этот стиль движений в танце и дал название гопаку - из-за украинского слова "гопати", то есть "прыгать".


Так как танец был чистой импровизацией, казаки могли изменять его темп в любое время. Темп игры музыкантов был основан на выборе танцоров, потому что танец позволял им выразить свою индивидуальность. Хотя музыка не имела конкретно заданного темпа и мелодии, музыкальный размер гопака, как правило, был 2/4. Музыка, как правило, наращивала темп от довольно спокойной в начале до практически яростной к концу танца. В качестве сопровождения для танца обычно выступал также кобзарь - украинский народный певец-сказитель. Классические инструменты, которые использовались для музыкального сопровождения гопака - скрипки, волынки, флейты, трубы, и цимбалы. Со временем, музыка гопака развивалась и ее начали включать в оперы и балеты. Так, одним из самых ярких примеров выступает опера "Мазепа", написанная Чайковским.


Танец также эволюционировал на протяжении всей истории. То, что начиналось, как исключительно танец воинов в Сечи, со временем переросло в праздничное действо и для всех остальных. Хотя мужчины все еще играли ведущую роль в танце, когда танец начал распространяться в окружающие деревни, в нем вскоре начали принимать участие юноши, девушки, и женщины. Эта смешанная версия гопака стала повсеместной, когда Сечь была разрушена в конце 18-го века.

Общая структура танца развивалась, в том числе путем возможности участия в нем большего количества танцоров. Скорее всего, Украины. Сегодня, гопак изменил свой вид, чтобы соответствовать более современному восприятию танцев. Теперь он не является только чистой сольной импровизацией. Большинство танцев исполняется в унисон группой мужчин и женщин. Акробатический аспект гопака исполняется в основном солистами-мужчинами.

Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Причем они даже не гордятся – они чаще «пышаются». Хотя слово «пыха» переводится на русский, как «спесь».

Хотя, как уже писал «Антифашист» в украинском языке нет слова «гордиться». Там где у русского гордость, у свидомого - «пихатість», что по-русски «тщеславие».

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак.

И вот – нашли! И сразу же канонизировали – боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие «национальный вид спорта», а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень – прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими «гопами» они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до – можно было бы считать ЭТО ударами. А так – мастера «боевого гопака» просто тупо копируют удары японского каратэ-до – маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о боевом гопаке, но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, а первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в «Майской ночи» Римского-Корсакова, «Мазепе» Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают, что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Таким образом, не только так называемый «боевой гопак» никакого отношения к национальному боевому искусству не имеет, а является слабой копией японского каратэ-до, но и сам танец «гопак» является симбиозом национальных танцев других народов.

Получается, Украина ворует не только праздники?

И пришла пора поговорить о самой нации – украинцы. Может быть, она тоже создана искусственно?

В гопаке – вся украинская душа. Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Ему многократно аплодировали зрители многих стран мира.

История возникновения

Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18 веках. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гетьманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Название гопака произошло от слова «гопать» — прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп».

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Современный гопак исполняется в ряде балетов («Тарас Бульба», «Гаянэ», «Конёк-Горбунок», «Маруся Богуславка») и опер («Запорожец за Дунаем», «Майская ночь», «Энеида», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка») и включается в программу ансамблей и солистов.

Что такое гопак?

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

Основные движения гопака (танцуются всеми):

залетный шаг;

веревочка;

ковырялочка;

pas de basque (ноги ровные);

голубцы низкие;

Мужские движения:

голубцы высокие (кабриоль);

прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.);

присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка);

ковырялочка в глубоком приседании;

ход в глубоком приседании;

вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз. и др.)

Женские движения:

ковырялочка с вариациями;

обертасы;

блинчики;

шаг-поворот;

pas de basque в повороте.

Виды

Кроме академического сценического варианта гопака существует боевой гопак. Трюки, выполняемые в гопаке, превосходят по технике многие восточные единоборства. Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал две книги. Историки считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. А системе боевого гопака утверждено 7 уровней мастерства:

Первые три ученические (Желтяк, Сокол, Ястреб)

Промежуточный (Джура)

Три мастерские (Казак, Характерник, Волхв)

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Особенности гопака

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.

После создания СССР возникла идея создания национальных видов танца. Задачи были выполнены советскими хореографами строго по указаниям - больше всего сил было уделено зрелищности грузинской лезгинки. Традиции русского балета были творчески переработаны хореографами, преимущественно еврейскими. Любовь к особой роли грузинского народа нашла своё танцевальное выражение. Зато возникли проблемы с созданием особой чеченской лезгинки или кабардинской лезгинки. Фонды выделили более скромные.

Отношение народа к танцам до появления телевидения в целом было "малокультурным" - никто не брал на себя обязательств ограничиваться строгим, предписанным сверху набором движений. Подбирали движения под себя, поэтому терские казаки или кабардинцы танцевали лезгинку, не обращая внимания, что в ней грузинского или сугубо дагестанского. Точно также пресловутая русская присядка не запрещала танцевать без приседаний, махать руками в стиле грузинской лезгинки или брать элементы "цыганочки", то есть хлопать руками по лодыжкам и подскакивать. Вдобавок, во многих местах танцевали под разные мелодии и делали разные движения в зависимости от музыки. Не было жесткой унификации стилей танца по принципу национальности, было нечто иное - различие стилей танца в зависимости от мелодий. Лезгинку разные народы танцевали схожим образом, поскольку мелодии задавали схожий ритм и настроение. По этой же причине часто не было некой принципиальной разницы между беларусским, русским и украинским танцем. Молдавские отличались в силу традиций, но там чаще танцевали под скрипку, в итоге имели другой ритм и настроение. Впрочем, и здесь сходство музыки и стиля, например, славян-буковинцев и молдован, свидетельствовало, что народ не очень-то придерживался принципой - это движение славянское, а то движение молдавское.

Могучая советская хореография, подкрепленная всей мощью традиций русского балета, позволила создать целую систему танцев. Причем принцип социалистической иерархии культур, где русска национальная культура своим убожеством и бесцветностью должна была подчеркивать красочность и самобытность иных культур, требовал, чтобы украинские танцы были заведомо более красочными, чем русские. Поэтому в гопак ввели акробатические элементы. Позднее эти элементы советского новодела американцы безо всяких ссылок на авторство и авторские права использовали при создании брейк-данса - национального танца негров, который негры не желали и не хотели придумать до того момента, как этот танец придумали для них. Суть брейк-данса проста - подчеркнуть физическое превосходство негров. Гопак преследовал схожую цель - подчеркнуть особую силу и акробатичность украинцев на фоне других народов. Правда, гопак в идеальном исполнении требовал гимнастов-разрядников, то брейк-данс оказался ещё круче. Для качественного исполнения брейк-данса желательно иметь как минимум уровень кандидата в мастера по гимнастике и соответствующие кондиции - маленький рост, способность спокойно сесть на шпагат, иметь отличные навыки в акробатике. Впрочем, даже гопак в лучшем виде простому крестьянину никогда доступен не был. А воину-козаку при исполнении гопака в стиле ансамбля Александрова мешали бы большая мышечная масса и большой рост. Недаром хорошие гимнасты и акробаты в большинстве своем низкорослы.

Естественно, хорошая гимнастическая и акробатическая подготовка легко используется в единоборствах. Единобоства изначально всегда включали в себя подготовку в виде акробатических упражнений, растяжку, мостик и т.д. Упражнения среди прочего способствуют координации и скорости движения. Однако выдумать боевой гопак мог только идиот, который ничего не смыслил ни в истории русского балета, ни в логики советского, "национального" новодела, ни в истории казачества.

Если вы откроете первую страницу повести Гоголя Тарас Бульба, то сразу наткнетесь на описание тренировочного, кулачного боя. Удары наносятся в корпус, удары в голову и шею запрещены. Если добавить сюда право наносить удары ногами, то получим классический вариант японского карате. Пожалуйста, тренируйтесь, отрабатывайте удары и защиту. Контрольная проверка с ударами в голову будет во время кулачного боя в праздник. Всё это было у русских, было у украинцев, было у массы иных народов. Во времена Тараса Бульбы никому не пришло бы в голову заниматься "боевым" гопаком. Надевали доспехи, брали в руки деревянные сабли и рубились. Потом дворянство придумало для себя особые рапиры с безопасным наконечником, а до этого от Рима до Японии использовали деревянное оружие, неспособное повредить доспехи, вдобавок, часто его покрывали кожей для мягкости. Подобный вид спорта и военной тренировки существовал вплоть до начала 20-го века. Например, Чехов впервые познакомился с Гиляровским в спортзале, где Гиляровский упражнялся в бое на эспадронах (саблях) с напарником. Правда, доспехи уже использовались спортивные. А сейчас существует спортивный бой на "саблях". Раньше доспехи были более тяжелыми, они ещё более надежно защищали тренирующихся. Таким же образом тренировались сабельному бою, сидя на лошадях.

Другое дело, что огнестрельное оружие сделало доспехи бесполезными. Поэтому к концу 19-го века доспехи сохранились не в каждой казачьей семье и не в каждой дворянской семье. Многие просто не имели возможности нормально тренироваться. Поэтому чаще семейные предания сохранили иные способы тренировки, необходимые для перехода от условного боя с противником к реальному, когда в удар вкладывается сила несколько иначе. Это рубка лозы на скаку, отработка удара по струйке воды. Но раньше главным способом тренировки был бой в доспехах. Точно также искусство вращать саблю было исключительно вспомогательным способом тренировки мышц кисти руки. Ничто никогда не могло заменить реальный спарринг.

Кстати, пресловутые затрещины как символ особого, славянского боевого искусства тоже вздор. Да, затрещиной можно нокаутировать соперника, но логика боя, которую мы видим у Гоголя, показывает, что, скорее всего, касание пальцами как при затрещине или оплехе, а не касание основанием ладони, использовалось для имитации ударов по голове - пальцами в нокаут или в нокдаун не отправишь, но, если попал пальцами, значит, мог достать кулаком. А при наличие шлемов использовать оплеуху для отработки ударов совсем логично. Не надо забывать, что тренировка направлена на развитие навыков, а не имеет целью искалечить соперника.

Боевой гопак - типичный пример бреда, который возникает в головах под влиянием советского новодела. Реальный казак или дворянин, который с детства тренировался и регулярно спарринговал на саблях, просто зарубил бы насмерть любого спеца по боевому гопаку. И не таких убивали. Например, нам много говорят о ниндзя. Да, они много умели - крались, подслушивали. Но в подавляющем большинстве случаев бой между ниндзя и самураем кончался в пользу самурая. Самураи были выше ростом и массивнее, они не могли так долго висеть на кончиках пальцев и ползать по стенам, зато они отлично владели мечами и готовились отразить любое нападение. Вжик мечом и нет ниндзя. Кстати, и на Западе дворяне готовились против разных неожиданностей - нападение с дубинкой, удары ногами и т.д. Хорошее владение шпагой позволяло расправиться с любым крестьянином, возомнившим себя непобедимым от успехов в драке на дубинах или от умения ударить ногой.

Советский новодел - страшное явление. Казалось бы, под соусом борьбы за национальное новодел пора выбросить, ан, нет, новодел оказывается сильнее. Причем, новодел оказывается особенно удобным для дураков. Твори, выдумывай, пробуй. Русский балет в принципе позволял имитировать всё, что угодно - бой на саблях, цирковую акробатику, танец маленьких лебедей, перетягивание канатов. Украинский гопак был создан для того, чтобы украинский обыватель смотрел на сцену и восхищался - ах, какие мы культурные и крутые. Но танец это не боевые искусства. И, вообще, была бы задача создать чукотский гопак краше украинского, создали бы. И боевой чукотский гопак создали бы. Кстати, и с западенческим национализмом пора разобраться - где его больше сочиняли, во Львове, на Западе или в Москве.

(от укр. гоп - восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати - топать, гопкати - прыгать) - национальный украинский танец. Музыкальный размер гопака - 2/4.
Возникновения гопака связывают с казаками Запорожской Сечи в XVI-XVIII веках. Поэтому первоначально в нём принимали участие исключительно мужчины.
В современной истории возрождение гопака связывают с деятельностью П. П. Вирского, создавшего в 1937 году ансамбль народного танца УССР и бывшего с 1955 по 1975 годы художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца Украинской ССР. На основе классики и традиционного фольклора он поставил, ставший академическим, тот гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

В 1985 году был собран материал по исследованию рыцарского искусства Украины и гопака, как боевого искусства, а 1987 году официально учреждена «Школа Боевого гопака». Наработанный материал был систематизирован и в 1994 году Владимиром Пилатом издана книга «Боевой Гопак». В 1996 году 18-19 мая во Львове были проведены первые всеукраинские соревнования по боевому гопаку, в которых выступало более 150 участников. 10-13 апреля 1997 года во Львове проведены вторые всеукраинские соревнования (300 участников из 8 областей Украины). В октябре 1997 года боевой гопак признан национальным видом спорта. В декабре 1997 года зарегистрирована «Центральная школа боевого гопака», которая является общественной, внепартийной и внеконфессиональной организацией. В течение 1998-2000 годов Центральной школой боевого гопака проведено 7 чемпионатов разных уровней, 8 учебно-воспитательных семинаров, много показательных программ и фестивалей гопака в разных регионах Украины. С 7 по 15 октября 2001 в городе Черджоу в Южной Корее состоялся IV Всемирный фестиваль боевых искусств, на котором сборная Украины по боевому гопаку заняла третье место, чем шокировала весь мир боевых искусств.
Пол Маккартни после своего благотворительного выступления 14 июня 2008 года в Киеве, на Площади Независимости стал регулярно включать в плей-лист концертов песню Mrs Vandebilt (Гоп, хей гоп…). По её исполнении, он, иллюстрируя слова движениями, дополнительно рассказывал, что композиция крайне популярна на Украине за ассоциацию припева с гопаком.

Виды гопака

Кроме академического сценического варианта гопака существует боевой гопак. Трюки, выполняемые в гопаке, превосходят по технике многие восточные единоборства. Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал две книги. Историки считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. А системе боевого гопака утверждено 7 уровней мастерства:
Первые три ученические (Желтяк, Сокол, Ястреб)
Промежуточный (Джура)
Три мастерские (Казак, Характерник, Волхв)

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Позднее появился ещё один вид танца с элементами самообороны, так называемый Боевой гопак. Основоположником боевого гопака считают Лушина Евгения Исфандияровича, так как именно он на открытой сцене первым начал использовать различные ритмичные движения с применением ударной техники.
Используемые для гопака мужские костюмы (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути казачьей формой того времени. Участие женщин в гопаке возникло лишь в его сценическом варианте. Их костюмы обычно являются историческими костюмами центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Особенности гопака

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет. Характерной чертой является демонстрация силы, ловкости, героизма и благородства. Танец импровизационного типа. Двигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости. Девушки их поощряют к всё новым трюкам, а затем танцуют лирическую часть. В финале гопак вновь бурный, искрометный и темпераментный. К специфическим чертам гопака следует отнести шпагат в прыжке («разножка»), когда ноги и руки разносятся в разные стороны. Также присутствует фигура «ползунок», когда танцор в присядке опирается сзади на руки и выбрасывает ноги вперед, перемещаясь по сцене.

Основные движения гопака (танцуются всеми):
— ноги ровные;
— бегунец;
— веревочка;
— голубцы низкие;
— дорожка;
— залетный шаг;
— ковырялочка;

Мужские движения:
— вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз. и др.)
— голубцы высокие (кабриоль);
— ковырялочка в глубоком приседании;
— присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве), растяжка — — вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка;
— ход в глубоком приседании;
— прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.;