Значение каких оперных терминов ты можешь объяснить. Дать определение оперы


Орнамент - одно из первых проявлений творчества древних народов. В завитках, черточках, кругах, перекрестных линиях человек пытался отобразить окружающую его действительность. Нередко узорам отводилось таинственное и магическое значение.

Применение орнаментов

Традиция использовать орнаменты во многих странах Африки тянется до сих пор. В каждом из узоров отображается накопленная веками мудрость предков, мировосприятие и вера. Африканские орнаменты и узоры не создавались просто так, в них вкладывали особый смысл.

В зависимости от значения узоры применялись для разных ритуалов и церемоний. Их могли наносить на предметы быта и украшения, на вещи, которые отправлялись в могилу вместе с покойником, на предметы, которые использовали для ритуалов, на оружие.

Часто, африканский орнамент наносился на одежду. В Западной Африке для этого была придумана специальная техника. Орнамент выцарапывали на воске, который перед этим наносился на ткань. Затем ткань вываривали в кипящей краске. Воск таил под воздействием температуры, но рисунок отпечатывался на ткани. Ещё одним способом было нанесение орнамента деревянными штампами, которые смачивали в краске.

Другим материалом для нанесения узоров является кожа. Чтобы защититься от врагов или одержать победу на охоте, африканцы расписывают себя символами. Некоторые наносятся для определенных случаев и обрядов, другие можно носить постоянно.

Особенности стиля

Как и другие узоры в мире, африканский орнамент отображает действительность народа. Яркое солнце, экзотические животные, безусловно, нашли свое воплощение в народном искусстве. Узоры Африки отличает контрастные сочетания цветов, удивительное соединение и трансформации всевозможных геометрических форм. Использование холодных цветов и оттенков для африканцев не характерно.

Африканский орнамент, как правило, пропорционален. Узоры содержат множество элементов, а рисунки выполнены в манере примитивизма. В них не прорисовываются мелкие элементы, изображение скорее схематическое, чем точное. Для украшения домов жители Эфиопии чаще используют геометрические фигуры, полосы являются отличительной чертой Бенинцев. Флористические рисунки часто встречаются у жителей Кот-д’Ивуара.

Символика

Цвет играл не маловажную роль. В красный цвет одни племена вкладывали значение силы и здоровья, у других племен это был траурный цвет. Африканский орнамент белого цвет означал связь с предками и богами. В некоторых племенах мальчики могли носить желтый цвет только после наступления определенного возраста.

Нередко в значение узора закладывалось слово, а иногда и целая фраза или пословица. В орнаментах Африки можно увидеть ромбы, круги, спирали. Среди символом может быть и изображение крокодила, который означает приспособленность к различным условиям, а, например, пальма у племени ашанти означает богатство и самостоятельность. В качестве военных символов использовали изображения скрещенных мечей, острого рожка.

И снова приветствую вас на нашем курсе истории искусств! Из Южной Америки мы с вами отправляемся дальше и исследуем загадочный мир африканского искусства. Давайте выясним, как сильно повлияла история на искусство того времени.

Бенинская маска из слоновой кости.

Искусство Тропической Африки

Африка - колыбель человечества. Задолго до появления первых письменных источников люди, культура и традиции процветали здесь под ослепительно палящим солнцем.

Почитая плоды, даруемые природой, африканцы сосредотачивали свои художественные стили вокруг различных изображений животного и растительного мира, а также природных мотивов.

Однако, все течет, все меняется, - и в африканское искусство пришли новые темы и новые материалы. И хотя художники вдохновлялись как правило человеческими формами, они также открывали для себя множество новых стилей за пределами норм традиционного африканского искусства, таких как современная живопись и прекрасные ткани ручной работы.

Так давайте знакомиться с разнообразными стилями этого таинственного континента, начиная с самых ранних скульптур цивилизации Нок и заканчивая превосходным бронзовым литьем Восточной Африки.

Бенинская бронза из Нигерии.

Скульптура и резьба

В раннем железном веке представители цивилизации Нок в северной Нигерии создавали потрясающие терракотовые скульптуры, зачастую изображавшие абстрактные фигуры древних людей и животных, как надгробия или магические амулеты.

Скульптура Нок.

И хотя о культуре Нок практически ничего не известно, в ходе раскопок археологами было найдено множество глиняных статуэток, созданных приблизительно 2 тыс. лет назад. Стилизованные головы, украшенные замысловатыми драгоценностями едва пережили долгие годы разрушительного воздействия воды и сейчас позволяют нам увидеть жизнь этой ранней цивилизации.

Скульптура "королевы-матери" из Бенина.

Даже сегодня скульптура - весьма распространенная форма искусства в Африке. Исторически, ее делали из дерева и других органических материалов, собираемых художниками.

Западные африканцы, однако, позже поспособствуют притоку бронзового литья в этот регион, так как оно использовалось для украшения дворцов правителей и многого другого.

Маски

Хоть африканские маски и относятся к форме скульптуры, их история заслуживает отдельного разговора.

Коммерческие африканские маски.

Сочетая в себе религиозные и духовные смыслы, эти маски использовались для ритуальных танцев и различных церемониальных действ. Маска как таковая по сути не имела ничего общего с реалистичным человеческим лицом. И хотя маски напоминали формой человеческую голову или морду животного, стиль исполнения их разнился, имея множество абстрактных толкований.

Мужская маска Mwaash aMbooy.

Африканские маски, напоминающие животных, считались духами этих самых животных. Буйволы, крокодилы и антилопы были одними из самых популярных объектов изображения, в частности, в культуре догонов и бамбара, где такие маски использовались во время церемоний инициации юношей.

Маска Wabele.

Кроме дерева использовались и многие другие материалы. Для ручного изготовления таких масок важнейшими материалами также являлись металл, светлый камень и даже ткани различного типа.

Текстиль

Яркие ткани также пришли к нам из обширных земель Африки. Догоны Западной Африки, к примеру, считали,что искусство прядения и ткачества имеет прямое отношение к человеческому размножению, а также к идее возрождения.

Ткань кенте.

Каждый цвет символизировал определенное качество или признак, характерный для их культуры. Черные и белые ткани кенте, к примеру, надевались, как правило, во время похорон народностями эве и ашанти.

Боголан бамбара.

Ткать не запрещалось никому: и мужчины, и женщины учились этому с самых ранних лет. Художники окрашивали свои ткани красителями местного производства, которые позволяли получить очень красивые оттенки коричневого, желтого, красного и небесно-голубого цветов.

Африканский рынок тканей боголан.

И хоть вестернизация во многом способствовала упадку искусства создания тканей, оно все еще занимает значительное место в африканском обществе. Как полагают многие, оно олицетворяет историю континента, "написанную на ткани".

Африканское искусство – традиционное и первобытное искусство народов Африки; наскальная живопись, петроглифы, ритуальные статуи и маски, предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям.


Искусство Африки включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным.

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части - в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Именно здесь (бассейн рек Нигер и Конго) достигло наивысшего расцвета художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура. Иной характер имеет искусство народов северной полосы Судана и Восточной Африки, то есть области распространения ислама. Здесь почти отсутствует скульптура и какая бы то ни было живопись, что в значительной степени объясняется влиянием мусульманства и его запрета изображения человеческой фигуры.

Своеобразно и искусство восточной Африки. Здесь, много веков тому назад на побережье Индийского океана сложилась особая, местная, банту-индо-арабская культура. Правда, влияние ее ограничивалось преимущественно узкой полосой побережья и она не проникала в глубь материка. Культура эта связана с Ираном, Индией и средневековым арабским миром. Однако как к северной части Судана, так и на восточном побережье художественное творчество местного африканского населения нашло и свое самобытное выражение - преимущественно в народной архитектуре и в украшении домов лепным геометрическим и растительным орнаментом, который встречается также в резьбе по дереву. Итак, собственно африканское изобразительное искусство, преимущественно скульптура, - есть искусство Западной и Центральной Африки.

В результате многочисленных археологических исследований понемногу открываются нам страницы далекого прошлого африканского материка и становится ясным, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Выясняется, что африканское искусство развивалось некогда не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в ныне безводных, лишенных всякой растительности горных массивах Сахары, которая тогда, семь-восемь тысяч лет назад, была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние - к первым векам нашей эры.

Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. Так, в горах Матопо, в Родезии, в 20-х гг. были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо и мн. др., показывающие, что все эти памятники были созданы народами высокой культуры, уже знакомыми с земледелием, - по всей вероятности, предками нынешних обитателей Родезии.
Наконец, на крайнем юге африканского материка, в Драконовых горах, и в горных районах юго-западной Африки были обнаружены многочисленные росписи и рисунки. Эти весьма реалистические и высокохудожественные изображения сначала приписывали древнейшему аборигенному населению Южной Африки -бушменам. Однако детальное изучение этих росписей показало, что не все они были сделаны бушменами. Стиль, сюжеты и весь характер изображений очень различны. Теперь очевидно, что наскальные рисунки Южной Африки относятся к разным эпохам и являются памятниками художественного творчества разных народов.
Теперь мы знаем, что на территории Африки возникали и исчезали многочисленные относительно развитые культуры раннерабовладельческих и феодальных государств. Европейские колонизаторы за время завоевания африканского материка, начавшегося еще в 16 в., безжалостно разгромили независимые государства «черной Африки», подавили или уничтожили их самобытную культуру. Однако колонизаторам не удалось полностью уничтожить народную основу местной африканской культуры и искусства.
Эта древняя, искони народная основа африканской культуры оказалась несравненно более живучей и жизнеспособной, чем не успевшая полностью развиться и вытеснить собственно народное искусство художественная культура раннефеодальных государств Африки. Наиболее полно эта культура сохранилась в 19 в. в тех областях Африки, которые в меньшей степени были вовлечены в зону той беспощадной и обескровливающей целые народы пиратской работорговли, которую в 16-18 вв. вели «цивилизованные» державы Европы.
Основные мотивы творчества
Когда человек смотрит на предметы африканское искусство, то он может увидеть, что некоторые элементы повторяются в нем снова и снова. Эти элементы представляют понятия, которые чрезвычайно важны для культуры страны; к ним относятся:
- пары
- женщина с ребенком
- мужчина с оружием или животным
- чужеземец (человек с нехарактерной внешностью)
Пары показаны как свободно стоящие фигуры приблизительно одинакового роста и комплекции. Они могут олицетворять собой предков, семейную пару, близнецов или основателей общества. Основная идея заключается в том, что двое становятся одним. Большая часть таких рисунков украшает храмы или места церемониального назначения. Интимные отношения крайне редки в африканских произведениях искусства, поскольку мужчины и женщины стараются не демонстрировать публично свою связь. Основная идея пары мужчины и женщины – сила и уважение, а не любовь.
Пара мать и ребенок может служить отражением образа матери-земли и людей, как ее детей. И все же африканские женщины очень любят детей. Сильные отношения между матерью и ребенком присутствуют в африканской культуре повсеместно.
Мужчина с оружием и животным (обычно это лошадь) служит для демонстрации уважения по отношению к ушедшим предкам. Изображения животных здесь редко делаются для того, чтобы изобразить внешнюю или внутреннюю красоту/уродство зверя. Они призваны обозначить статус человека. Даже сегодня, обладать лошадью в Африке – это высокий статус, более высокий, чем владение автомобилем. Рисунок человека с лошадью говорит о том, что ему необходимо оказывать великое почтение. Иногда люди изображаются рядом с мифическими животными. Цель такого изображение – показать могущество человека, оседлавшего зверя, и его богатство.
Женщины получают значимость посредством своих детей, а мужчина – через оружие. Тот, кто идет сражаться должен иметь физическую, эмоциональную и духовную энергию, чтобы выжить и завоевать. По этой причине во многих африканских рисунках встречается культ человека с оружием.
В Африке чужеземец – это некто из другого племени или страны. Ему обычно не рады, так, он символизирует неудачу. Белые незнакомцы могут, кроме всего прочего, демонстрировать уважение, которое африканцы испытывают к их оружию и мощи.
К сожалению, большинство символов африканской культуры так просто не расшифровывается. Для этого необходимо глубинное познание местной культуры и осознание наследия всего континента.



Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки

Древний буйвол.
Петроглиф, горы Ксур.
Северная Сахара.
8-е тысячелетие до н. э.

Изобразительное искусство.

Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения - петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений, создавались разными народами приблизительно с 8-го тысячелетия до н. э. Открыты и изучаются со 2-й половины XIX века. Наибольшее количество наскальных изображений найдено в различных районах Сахары - Тассилин-Аджере, Тибести, Феццане, Ахаггаре, Ахенете, Эннеди, Борку, Аире, Адрар-Ифорасе. Комплексы изображений были обнаружены также на территории Анголы, Заира, Замбии, Зимбабве, Мали, Мозамбика, Намибии, Судана, Танзании, Эфиопии, ЮАР (Драконовы горы). Приблизительные датировки основываются на стилистическом и тематическом изучении перекрывающих друг друга слоев изображений, данных фауны, флоры, климата. Наиболее древние петроглифы открыты в Сахаре и Сахарском Атласе и относятся к так называемому охотничьему периоду (8-6-е тысячелетие до н. э), когда пустыня была покрыта влажными тропическими лесами (встречаются изображения слонов, носорогов, крокодилов, жирафов, достигающие огромных размеров). Рисунки животных (контурные или выбитые целиком в камне) отличаются анатомической точностью, лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать их характерные черты. Особый интерес представляют глубоко высеченные монументальные контурные изображения Древнего буйвола, вымершего в начале неолитического периода. Массивная фигура животного изображается в профиль, рога в фас, передние и задние конечности сдвоены (петроглифы в горах Ксур, Северная Сахара). Кроме отдельных фигур изредка встречаются рисунки, содержащие элементы композиционного построения (ритмически уравновешенные вереницы животных одного вида - слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, антилоп), парные изображения, объединённые не только формально, но и имеющие смысловую связь: дерущиеся буйволы (петроглиф в Эль-Гише, Северная Африка), самец и самка, самка с детёнышем, а также изображения человека (петроглифы в Ксар-Амаре, в Тиуте, Северная Африка). Несколько иной характер носят петроглифы Южной Африки (возможно относящиеся к более позднему периоду), между реками Вааль и Оранжевой и в прилегающих районах. Это небольшие по размеру изображения отдельных животных, в которых поверхность внутри выбитого или вырезанного контурного рисунка заполнена параллельными штрихами или густой сутью мелких выбоин, что позволяет передать фактуру, а иногда даже и тоновую окраску предмета.

Наиболее древняя живопись представлена монохромными контурными рисунками. Позднее вводится дополнительный цвет, появляется полихромия (до 10 цветов), создаются многофигурные сцены с элементами перспективы. Примерно к концу охотничьего периода, 6-му тысячелетию до н. э. (датировка спорна), относится большинство произведений живописи Южной Африки, в частности бушменов (см. ).

С началом в Сахаре так называемого скотоводческого (пастушеского) периода (примерно 6-2-е тысячелетие до н. э.) отмечено постепенное исчезновение изображений диких животных. От западной границы Сахары до Эфиопии и Танзании многочисленные скалы покрыты большими, тщательно выполненными изображениями быков с подвесками и другими признаками доместикации, близкими по стилю петроглифам позднего охотничьего периода. Наивысшего расцвета наскальное искусство Сахары достигло около середины 4-го тысячелетия до н. э., когда её центральные районы населяли как средиземноморские, так и негроидные племена (росписи Тассилин-Аджера, Эннеди). В живописи преобладают многофигурные, полихромные композиции, разнообразные повествовательные сюжеты (перегон стада, сцены охоты, танцы, сражения, бытовые сценки). Чёткое композиционное построение, конкретность и детализированность росписей, блестящее мастерство в передаче движения особенно ярко проявляются в сценах сражений и танцев. Техника контурного рисунка окончательно уступает место силуэтной живописи, создаваемой наложением плотного красочного слоя, заполняющего всю поверхность рисунка, а также мягкому и объёмному изображению отдельными точками или волнистыми линиями. В более поздних рисунках появляется схематизация и условность художественных приёмов (например, люди изображаются в виде двух соединённых вершинами треугольников). Петроглифы пастушеского периода более детализированы, тонки и легки по исполнению, конструктивная точная линия сменяется плавной, изящной. Поверхность внутри контура тщательно обрабатывается: выбитые участки имитируют пятна на шкуре животных, другие силуэтные изображения полностью отшлифованы, некоторые вырублены так глубоко, что близки рельефу.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. (так называемый период лошади) в живописи появляются новые сюжеты: лошади, запряжённые в колесницы, фигуры людей в туниках, всадники с копьями и щитами, в головных уборах, украшенных перьями. Усиливается условность и схематизм, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются, рисунок становится менее чётким. В петроглифах также наблюдается ярко выраженное стремление к схематизму. Техника обработки камня усложняется, однако художественный уровень снижается.

Поздние слои наскального искусства (так называемый период верблюда; первые века н. э.) представлены главным образом схематическими изображениями верблюдов, быков, антилоп, страусов, муфлонов, многочисленными и разнообразными человеческими фигурами - от полунатуралистических изображений к символическим формам (рисунки на территории Эфиопии, Заира, Танзании). Наскальные изображения догон (в скалах Бандиагары, Мали) состоят из простейших геометрических форм (прямоугольников, овалов) и стилизованных наверший маски «канага» («лотарингский крест» с отогнутыми перекладинами).

Наскальное искусство существовало несколько тысячелетий, а в некоторых районах (например, у бушменов) исчезло только с появлением европейцев. Его традиции сохраняются в росписях стен народного жилища, в декоративно-прикладном искусстве, а также в работах современных африканских художников.

Основным видом традиционной скульптуры Тропической Африки является деревянная пластика. Она плохо сохраняется в условиях тропиков, поэтому самые древние произведения относятся к концу XVIII-XIX вв. Попытки изучения истории скульптуры Тропической Африки основаны на анализе отдельных сохранившихся древних ансамблей (а иногда и одиночных памятников) костяной, каменной, терракотовой и бронзовой пластики, свидетельствующих об устойчивости художественных стилистических форм, а также оси элементов традиционной деревянной скульптуры, сложившейся в глубокой древности и на протяжении многих веков передававшейся из поколения в поколение.

Древнейшие известные в настоящее время памятники скульптуры на территории Западной Африки, обнаруженные в 1930-х - 1940-х гг., относятся к культуре (Нигерия), расцвет которой приходится на V-IV вв. до н. э. - II в. н. э. Особое место среди находок занимают терракотовые головы ярко выраженного африканского антропологического типа, составляющие единую стилистическую группу. Разнообразная пластическая трактовка образов (от реалистической до крайне схематичной, почти абстрактной), идентичность найденных украшений и ряд других черт позволяют сравнить культуру Нок с деревянной традиционной скульптурой. Другой значительный и сложный комплекс - скульптура - обнаружен в середине 1920-х гг. в районе озера Чад (современная территория Чада и северного Камеруна). Существовавшая на протяжении длительного периода она сохраняла почти в неизменившемся виде очень древние формы ныне утраченной культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняются её примитивные, но необычайно экспрессивные формы, в которых тесно переплетаются антропоморфные и зооморфные черты. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожжённой глины), здесь представлены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра. Терракотовая скульптура встречается также на территории Мали (Дженне, Мопти; датируется приблизительно XII в. и сходна как со скульптурой Нок, так и Сао), Заира (районы Кисале и Уэле), в северном Камеруне (Джимон). В 1934 в 65 км к северу от г. Ифе (Нигерия), около деревни Эзие, найдено более 800 стеатитовых голов и статуэток, близких культуре Ифе. Их датировка и происхождение не установлены. Памятники каменной скульптуры, датируемые примерно XVI в., найдены и в других районах Тропической Африки Это - фигуры людей и животных в Гвинее, и в Сьерра-Леоне, в Заире, на границе Нигерии и Камеруна.

В X - начале XIX вв. в разных частях Западного Судана, побережья Гвинейского залива, в Центральной Африке существовали обширные государственные образования, о художественной культуре которых имеются лишь отрывочные сведения. По отдельным разрозненным памятникам можно судить об искусстве государств Ашанти (например, миниатюрные золотые стилизованные маски из сокровищ правителя Кофи Калкали, бронзовые и золотые сосуды - «кудуо», терракотовые посмертные маски), Бауле, Куба (деревянные мемориальные скульптурные портреты правителей; см. статью ), Конго (керамические изделия, украшения), Мали (предметы обихода). Более полное представление мы имеем о придворном искусстве государства Дагомеи (Бенин), где сохранились рельефы из раскрашенной глины, многочисленные аппликации, повествующие о важнейших исторических событиях страны. Но только произведения искусства Ифе и особенно Бенина (оба - на территории Нигерии) дают обширный материал для анализа и понимания искусства раннеклассовых африканских государств, создававшегося при дворах правителей мастерами-ремесленниками (ещё не индивидуальное, но уже профессиональное художественное творчество). Скульптуры изготовлялись, как правило, из прочных и дорогостоящих материалов (бронза, золото, слоновая кость) и были предназначены поддерживать престиж царской и религиозной власти, устрашать подданных, демонстрировать мощь и богатство двора. В них наблюдается стремление к индивидуализации образов при сохранении помпезной декоративности. Высокое художественное качество, совершенство технического исполнения терракотовых и бронзовых голов Ифе, создававшихся при дворах правителей городов-государств йоруба (открыты в начале XX в.), послужили основанием для приписывания их этрусским, греческим, индийским, португальским и другим мастерам. Однако ярко выраженный антропологический тип, стилистическое сходство с культурой Нок, скарификация, которые встречаются у ряда африканских народов, отверстия вокруг рта и лба для украшения натуральными волосами, характерные для африканских деревянной скульптуры и масок, свидетельствуют об автохтонных истоках этого искусства. Наряду с идеализированными головами-портретами, связанными с персонификацией власти, создавались большие бронзовые статуи, роскошные ритуальные сосуды, служившие одновременно предметами культа и декоративными элементами дворцов.

Преемником художественной традиции Ифе можно считать искусство Бенина в Нигерии (конец XIII - конец XIX вв.). Предполагается, что первый мастер, обучивший бенинцев искусству бронзового литья и последующей обработки бронзы, был прислан к бенинскому двору правителем Ифе. Однако бенинская бронзовая скульптура (головы умерших правителей и правительниц, декоративные рельефы, фигуры животных) изначально отличалась большей условностью и стереотипностью художественных приёмов, стилизацией отдельных деталей, жёсткостью моделировки. К середине XVIII в. скульптура полностью канонизировалась в соответствии с требованиями могущественного двора. В заупокойном парадном портрете (ухув-элао) преобладает декоративное начало, портретное сходство заменяется специфический для каждого царя набором символических изображений и тщательной проработкой головных уборов, ювелирных украшений, высоких воротников (стилизованное изображение царских регалий). Бронзовые рельефы, резные слоновые бивни являются настоящими летописями деяний каждого правителя. Выразительны изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, но изображение человека в этих рельефах является лишь одной из деталей, подчиненных общему символическому декоративному решению.

Если бронзовая и терракотовая скульптура была сосредоточена преимущественно при дворах правителей, то традиционная деревянная пластика (в основном связанная с религиозными культами различных народов) существовала почти повсеместно, даже в районах, испытавших влияние ислама (почти не встречается лишь у народов, ведущих кочевой образ жизни, - фульбе, туарегов и других кочевников-скотоводов - жителей полупустыни и саванны).

Традиционное искусство играло огромную роль в жизни африканских народов. Оно служило универсальным каналом связи между личностью и обществом, между родами внутри этнических групп, между отдельными этническими группами. Наиболее существенная черта традиционного искусства - его слитность с мифологией, религией, обрядами, колдовством, народной медициной. Зооморфные и зооантропоморфные маски изображают различных духов и мифических персонажей, антропоморфные деревянные статуи служат местом обитания душ умерших предков; фетиши, небольшие фигурки людей и животных используются как инструменты колдовства, рельефы на дверях жилищ и хозяйственных построек, на домашней утвари, так же как и различного рода украшения, амулеты, имеют магическое значение. Сохранившиеся в небольшом количестве древние памятники деревянной скульптуры свидетельствуют о постепенном изменении стиля традиционной скульптуры, на основе которой возникает придворное искусство: деревянные рельефы с историческими сюжетами у сенуфо и бауле (см. , Бауле искусство), статуи вождей бамилеке (см. ), образующие декоративные галереи, скульптуры йоруба, конго, мангбету (см. , ), статуи правителей куба. По стилистическим признакам могут быть выделены 4 больших региона традиционной скульптуры: Западный Судан, Гвинейское побережье, Конголезский бассейн, Восточная Африка. Внутри каждого из них выявляется несколько основных художественных школ, вокруг которых группируются менее значительные. В Западном Судане ярче всего представлено художественное творчество народов бамбара, бобо, догон, сенуфо (см. Бамбара искусство, Бобо искусство, ). Художественные культуры Гвинейского побережья условно делятся на 3 группы: «западная» (от Сенегала до западной части Берега Слоновой Кости) включает искусство народов бага, бидього, менде (см. , Менде искусство), киси, дан, гере и др.; «центральная» (от восточной части Берега Слоновой Кости до дельты Нигера) - искусство народов бауле, гуро, ашанти (см. ), йоруба, «восточная» (от дельты Нигера до Габона) - искусство народов игбо, иджо, ибибио, экой, бамум (см. , Экой искусство, ), бамилеке и др. Основные группы Конголезского бассейна (Заир, Габон, Конго, северные районы Анголы) включают традиционное искусство народов фанг, кота (см. , Кота искусство), квеле, теке (см. ), конго, куба, луба (см. ), мангбету, азанде, яка, ленде, бена-лулуа, чокве, сонге, рега (см. , ) и др. В восточном регионе (Сомали, Замбия, Зимбабве, Танзания, Мозамбик) традиционное искусство представлено главным образом различными видами художественных ремёсел - плетением, ткачеством, гончарством. Скульптура встречается у шиллук, ротсе, шона, зарамо, ньямвези. Особое место занимает творчество народа маконде (см. ).

Повсеместно существуют круглая скульптура (отдельные статуэтки и парные фигурки) и маски, которые можно разделить на 3 основные типа (личина, шлем, наголовник) и 3 вида (зооморфные, зооантропоморсрные, антропоморфные). Отличаясь исключительным разнообразием форм, произведения пластики имеют общие художественные черты. Одна из главных своеобразных особенностей деревянной африканской скульптуры - нарушение пропорциональных отношений отдельных частей фигуры человека: соотношение размеров головы, туловища и ног не соответствует реальной человеческой фигуре Большая голова, считающаяся вместилищем магических сил, как правило, тщательно отработана, при условной трактовке туловища подчёркнуты признаки пола, а также татуировка, свидетельствующая о принадлежности к определенному роду, народу или рангу. Ноги чаще всего толстые, короткие и почти всегда согнутые в коленях, что придаёт видимость тяжести и крепости. Одежда и украшения изображаются редко. При внешней статичности всем фигуркам присуща внутренняя динамика образа. Окраска статуэток сдержанная и монохромная (чёрная, коричневая, красноватая), обогащённая втиранием, задымлением, полировкой, использованием стекла, металла, раковин, растительных волокон, перьев и кусочков ткани и т. д. Исключительно разнообразны маски. У одного и того же народа наряду с достоверными, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные; существует и множество промежуточных форм. Некоторые маски отличаются огромной жизненной убедительностью (маски чокве), другие - крайней лаконичностью форм (рега), третьи - выразительными геометризованными решениями, выявляющими анатомическую структуру лица (сонге). Примером формы, достигшей предела лаконичности и колеблющейся между художественным образом и знаком, является «канага» у догон.

С торговцами, путешественниками, миссионерами в Тропической Африке проникали новые идеи и представления, новые художественные формы, которые переосмысливались и приспосабливались к местным вкусам. Североафриканские купцы были не только носителями ближневосточной культуры, но и посредниками между очагами средиземноморской цивилизации и наиболее развитыми в культурном отношении народами западной Тропической Африки. С XV в. распространилось и влияние западноевропейского искусства. Ввоз декоративных тканей, украшений, оружия отразился на развитии техники ремесла, на эволюции художественной культуры. Многие местные памятники представляют собой своеобразный сплав восточного, европейского и африканского искусства: некоторые виды масок (например, в Судане) восприняли восточный декор, появились статуэтки, изображающие купцов, врачей и миссионеров, в районах влияния католической церкви распространились надгробия в виде натуралистически раскрашенных статуй, деревянные и медные распятия с фигурой Христа, не отличающейся от традиционных изображений предков, образ богоматери слился с традиционным образом материнства и плодородия. Экспансия колониальных держав эпохи капитализма осложнила самостоятельное развитие африканских народов и их культуры.

В. Б. Мириманов.

Новый этап в развитии африканской культуры и искусства начался с подъёмом национально-освободительного движения народов. Формируется новая культура, возникают новые виды искусства. Многие народы Африки, вступившие на путь самостоятельного развития, продолжают традиции древних африканских цивилизаций. Разложение традиционного синкретического комплекса, процессы десакрализации искусства сопровождаются дифференциацией различных видов пластических искусств, преодолением внутривидовой и жанровой аморфности. Однако говорить об угасании традиционного искусства можно только как об общей тенденции исторического развития. Отдельные его очаги существуют в ряде районов, где 70-80% населения живёт в деревнях и сохраняются традиционные верования и обряды. Современное традиционное искусство является своеобразным пережитком фольклорной стадии развития и поэтому не вполне идентично классическому варианту, известному по памятникам XVIII-XIX вв. Художественное качество произведений заметно снизилось уже в конце XIX - начале XX вв. Высокий уровень традиционного искусства классического периода объясняется не только личной одарённостью мастера, но и самой традицией, её устоявшимися, отточенными многовековым развитием формами. Разложение традиционного культурного комплекса разрушило это устойчивое состояние. В искусстве на первый план выдвинулась индивидуальность художника.

На этом переломном историческом этапе появляются многочисленные переходные и промежуточные формы искусства. Они располагаются в широком диапазоне между фольклорным и профессиональным искусством и могут рассматриваться как стихийно возникший механизм преемственности, который создаёт необходимые предпосылки для преодоления глубокого разрыва между традиционным и современным искусством. Африканскому искусству приходится проходить несколько исторических этапов, преодолевая стадиальную отсталость как бы в сжатом, уплотнённом виде. Характерными примерами промежуточных форм являются росписи хижин стран Гвинейского побережья, раскрашенная скульптура из необожжённой глины («дома мбари» у игбо), деревянная скульптура маконде (Мозамбик и Танзания), представляющая собой редкий образец органичного перехода от традиционных форм к современным. Появляются также произведения сувенирного искусства, ориентирующегося на туристский рынок. Первоначально создаваемое отдельными ремесленниками, оно вскоре превращается в отрасль художественной промышленности, приобретает характер поточного производства, стандартизируется и почти утрачивает художественное значение.

На почве современной урбанистической культуры возникают и другие переходные формы, например произведения своеобразного городского фольклора (всевозможные вывески, росписи грузовиков, самодеятельная реклама передвижных музыкальных и театральных групп, живопись на стенах баров, кафе и т. д.). Его отличает наивный реализм и непосредственность, иногда стремление к повествовательности и подчёркнутому иллюзионизму, которые, однако, уступают место шаблонности, как только африканцы начинают сознательно работать под традиционные формы, стараясь угодить вкусам европейских и американских туристов.

От этого направления неотделимо искусство самоучек, самодеятельных и полупрофессиональных художников. Некоторые из них получили начальную подготовку в различных любительских кружках при художественных галереях и клубах («клубы Мбари» в ряде городов Нигерии), а также в школах, открытых европейцами («летние школы» в Ошогбо, Нигерия). Некоторые художники становятся профессионалами, однако и здесь, как и в случае с традиционным искусством, между теми и другими невозможно провести чёткую грань.

Первые профессиональные африканские художники (А. Онаболу, О. Ампофо, Б. Энвонву и др.) учились в Западной Европе. В странах Африки система профессионального художественного образования начала складываться лишь в середине XX в. Ей предшествовали небольшие частные школы и студии, такие, как «Ангар» П. Р. Дефоссе (Заир), М. Троуэлл (Уганда), школа П. Лодса (Конго) и др., которые создавали прогрессивно настроенные европейцы. Некоторые из них стали той базой, на которой в дальнейшем возникли отделения искусства при африканских университетах и колледжах. Такие же отделения открывались и при вновь организованных высших учебных заведениях (например, при университете в Зарии, Северная Нигерия). Почти все они ориентируются на подготовку учителей рисования для начальной и средней школ. Поэтому многие художники стремятся завершить профессиональное образование в Европе и Америке.

Центральной проблемой развития современного африканского искусства является сформирование национальных художественных школ. Этот процесс, начавшийся в середине XX в., сталкивается со многими трудностями, прежде всего с незавершённостью национальных процессов. Поэтому на современном этапе говорить о существовании сложившихся национальных школ было бы преждевременно. Этот процесс представляется лишь как ведущая тенденция.

Современное африканское искусство переживает длительную и трудную переходную стадию, отмеченную чертами эклектизма, хотя некоторые художники получили широкое признание в других странах (Кофи Антубам, А. Тэкле, Б. Энвонву и др.). Его будущее связано с развитием национальных школ искусства, способных отразить новую действительность Африки в полнокровных художественных формах.

Н. Е. Григорович.

Художественные ремёсла.

Художественная культура Африки находит своё выражение в многообразных ремёслах, широко распространённых у всех народов. Среди них одно из первых мест занимает резьба по дереву, которую подчас невозможно дифференцировать с традиционной скульптурой. На косяках и балках дверей, опорных столбах внутри хижин в Камеруне, Нигерии и др. вырезаются орнаментальные изображения масок, человеческих голов, жанровых, религиозных и военных сцен, расположенные сплошными горизонтальными или вертикальными рядами. Хитросплетённые узорные композиции из фигурок людей, животных и птиц украшают мебель (Ангола, Заир, Нигерия), носы лодок (Камерун), всевозможную домашнюю утварь (сосуды, ступки, чаши, кубки, тарелки, части сёдел, древки копий), музыкальные инструменты, детские игрушки, подголовники, женские украшения. Шедеврами резьбы по дереву являются кубки в виде экспрессивных, тонко проработанных человеческих голов из Заира, детали ткацких станков из Берега Слоновой Кости, сосуды для хранения краски из Камеруна, чаши из Зимбабве. У некоторых народов (Нигерия, Гамбия) распространена резьба по слоновой кости (солонки, кубки, ложки, браслеты), по скорлупе кокосового ореха. Повсеместно изготовляют сосуды из тыквы - калебасы. Украшающий их резной или выжженный геометрии, орнамент имеет аллегорическое или магическое значение. Среди лепных керамических изделий наиболее интересны глиняные трубки в виде выразительных человеческих голов из Камеруна, сосуды затейливой формы, изготовленные без гончарного круга, из Нигерии и Ганы, сосуды, украшенные фигурками людей и животных, из Замбии и Бенина, сильно вытянутые в длину глазурованные сосуды из белой глины, а также горшки и плоские сковороды из красной глины из Сомали, тонкие бокалы из Уганды.

Во многих странах культивируется плетение из волокон пальмы рафии (циновки, сумки в Заире, ширмы, ковры, маты в Руанде), листьев пальмы (корзины в Заире), соломы (сумки, веера, циновки, корзины в Гвинее, Анголе, Танзании, Уганде и других странах), реже - травы, прутьев. Плетёные изделия украшаются геометрическим узором, причём каждая страна и даже район имеют свою излюбленную цветовую палитру и символические узоры, значение которых часто утрачено для самих исполнителей и повторяются ими как традиционный мотив. Иногда в геометрический узор вплетаются схематизированные изображения животных и птиц.

Не меньшее развитие получило и ткачество. Народные мастера создают бесчисленные варианты узорчатой ткани, из которой делаются покрывала или декоративные драпировки для внутреннего убранства жилища, одежда, в том числе национальная одежда «бу-бу», сшитая из отдельных тонких лент синего цвета, украшенных вышивкой (страны Западной Африки), «кенте» из нарядной ткани с вытканным орнаментом (Гана), расшитая цветами или фигурками животных, одежда в виде тоги (Камерун) и др. Изготовляются также изделия из шкур животных (меховые плащи «кароссы» в Гане, круглые коврики в Лесото и Гвинее), из кожи, в том числе сёдла, сбруи, щиты, сумки, украшенные раковинами каури (Сомали), аппликацией (Нигерия), росписью (Кения), выпуклым узором из кожи другого цвета (Сомали). Из золота, серебра, бронзы, меди изготовляют различные ювелирные изделия, среди которых наиболее интересны украшения из серебра в сочетании с сердоликом, скорлупой страусовых яиц (Чад), из золота со слоновой костью (Гамбия), филигранные золотые украшения (Сенегал).

Литература :
Искусство стран и народов мира, т. 1-5, М., 1962-81;
Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10-11, М., 1969-73;
Искусство народов Африки, М., 1975;
Каптерева Т. П., К вопросу об искусстве развивающихся стран (современный Магриб), в сб.: Советское искусствознание 77, в. 2, М., 1978;
её же, Искусство стран Магриба. Древний мир, М., 1980;
Сидорова Н. А., Чубова А. П., Искусство Римской Африки, М., 1979;
Марков В. (В. И. Матвей), Искусство негров, П., 1919;
Ольдерогге Д. А., Искусство Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958;
Алиман А., Доисторическая Африка, пер. с франц., М., 1960;
Искусство Тропической Африки в собраниях СССР. [Альбом]. Авт.-сост. Г. Чернова, М., 1967;
Искусство Африки, под ред. Н. Е. Григоровича, М., 1967;
Мириманов В. Б., Африка. Искусство, М., 1967;
его же, Основные тенденции развития изобразительного искусства эпохи классообразования, в сб.: Советское искусствознание’79, в. 1, М., 1980;
Воронина В. Л., Современная архитектура стран Тропической Африки, М., 1973;
Громыко Ан. А., Маски и скульптура Тропической Африки, М., 1984;
Schweinfurth G., Artes africanae, Lpz.-L, 1975;
Einstein C., Negerplastik, 2 Aufl., Munch., 1920;
Flamand G.-B.-M., Les ecerres ecrites (Hadjrat-Mektoubat), P., 1921;
Griaule M., Arts de l’Afrique noire, P., ;
Wingert P., The sculpture of Negro Africa, N. Y., 1951;
Lavachery H., Statuaire de l’Afrique noire, Brux., 1954;
Paulme D., Les sculptures de l’Afrique noire, P., 1956;
Segy L., African sculpture, N. Y., 1958;
Maquet J., Les civilisation noires, ;
Fagg W., Merveilles de l’art nigerien, P., 1963;
его же, Sculptures africaines, v. 1-2, P., ;
Korabiewicz W., L’art de l’Afrique noire dans les collections polonaises, Varsovie, 1966;
L’art Negre, P., 1966;
Laude J., Les arts de l’Afrique noire, P., 1979;
Delange J., Arts et peuples de l’Afrique noire, P., 1967;
Gabus J., Art Negre. Recherche de ses fonctions et dimensions, ;
Leiris M., Delange J., Afrique noire. La creation plastique, P., 1967;
Meauze P., L’art negre, sculpture, P., 1967;
Beier U., Contemporary art in Africa, L., 1968;
Bodrogi T., Art in Africa, N. Y., ;
Wassing R. S., L’art de l’Afrique noire, P., 1969;
Leuzinger E., Die Kunst von Schwarz-Afrika, Z., 1970;
Mount M. W., African art. The years since 1920, Newton Abbot, 1973;
Mveng E., L’art de l’Afrique noire. Yaounde, 1974;
Frobenius L., Und Afrika sprach, Bd 1-3, В., 1912-13;
его же, Das unbekannte Afrika, Munch., 1923;
L’urbanisme aux colonies et dans les pays tropicaux, pt 1, , 1932;
Foyle A. M., Architecture in West Africa, «Africa South», 1959, v. 3, № 3;
Gutkind E. A., How other peoples dwell and build. 4 - Indigenous houses of Africa, «Architectural Design», 1953, v. 23, № 5;
Gluck J. K., Afrikanische Architektur. Tribus…, Bd 6. 1956, ;
Engeström T., Notes sur les modes de construction du Soudan, Stockh., 1957;
его же, Origin of pre-islamic architecture in West Africa, «Ethnos», 1969, v. 24, p. 64-69;
Kultermann U., Neues Bauen in Afrika, Tubingen. 1963;
его же, Der Schlussel zur Architektur von Heute, W., 1963;
Mauny R., Tableau Geographique de l’Ouest Africain au moyen Sge…, Dakar, 1961;
Lawrens A. W., Trade Castles and forts of West Africa, Stanford, 1964;
Garlake P. S., The early Islamic architecture of East African coast, Nairobi-L., 1966;
Andersen K. Bl., African traditional architecture, Nairobi, , 1977;
Picard G. Ch., Civilisation de l’Afrique romaine, P., 1959;
Hill D., Golvin L., Islamic architecture in North Africa, L., 1976


Священный баран.
Петроглиф.
Сахара.
4-е тысячелетие до н. э.


Мужские и женские фигуры.
Живопись бушменов.
Южная Африка.


«Белая дама».
Наскальная роспись в пещере Маак, горы Брандберг.
Середина 2-го тысячелетия до н. э.

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера.

Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально - труд, дело, сочинение ). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах. Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию . В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии "Ты взойдешь, моя заря".

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин"
Исполняет Максим Михайлов

Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить ). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной "инструмент" развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии , ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Большую роль в опере играет хор . С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр . Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции - Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии - Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Евгений Онегин", "Мазепа" и "Пиковая дама" Чайковского, "Травиата", "Риголетто" и "Отелло" Верди, "Кармен" Бизе, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Нос" и "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке" С. Прокофьева, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" И. Дзержинского, "Кола Брюньон" и "Семья Тараса" Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...

Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.