В какой стране родился композитор rossini. Произведения джоаккино россини


Дата смерти: Место смерти:

Портрет Россини

Джоакино Россини

Джоакино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini ; -) - итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.

Биография

Россини родился 29 февраля 1792 г. в итальянском городке Пезаро . Его родителями были музыканты (отец - трубач и валторнист, мать - певица). С детства Джоакино обучался пению, игре на чембало и скрипке, а также теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижер хора в оперных театрах. С 1806 по 1810 г. обучался музыке в Болонском музыкальном лицее, где его преподавателями были В. Каведаньи (виолончель) и С. Маттеи (контрапункт). С г. Россини - член Болонской филармонической академии. Первая опера (всего написал - 38 опер), «Вексель на брак», была написана в г. В последующие годы он регулярно пишет оперы для театров Венеции и Милана.

Через 6 лет после окончания лицея (1816 год), Россини создал (за 20 дней) своё самое известное произведение - оперу «Севильский цирюльник » по пьесе Бомарше.

В г. Россини женится на певице Изабелле Кольбран. В г. по приглашению директора Лондонского Королевского театра композитор едет в Великобританию, где ему за пятимесячную работу выплачивают жалованье в 7000 фунтов стерлингов. В г. Россини получает должность директора Итальянского театра в Париже.

В г. Россини возвращается в Болонью. В ноябре 1830 снова едет в Париж. С по г. жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским музыкальным лицеем.

В г. умирает первая жена композитора. В г. Россини женится на Олимпии Пелиссье. В г. вновь обосновался в Париже, сделав свой дом одним из самых модных музыкальных салонов.

Россини скончался 13 ноября 1868 г. в городке Пасси близ Парижа. В г. прах композитора был перевезен во Флоренцию.

Имя Россини носит консерватория в его родном городе , созданная согласно его завещанию.

Оперы

  • Брачный вексель (La Cambiale di Matrimonio) - 1810
  • Странный случай (L’equivoco stravagante) - 1811
  • Деметрий и Полибий (Demetrio e Polibio) - 1812
  • Счастливый обман (L’inganno felice) - 1812
  • Кир в Вавилоне, или Падение Бальтазара (Ciro in Babilonia (La caduta di Baldassare) - 1812
  • Шёлковая лестница (La scala di seta) - 1812
  • Камень преткновения (La pietra del paragone) - 1812
  • Случай делает вором (L’occasione fa il ladro (Il cambio della valigia) - 1812
  • Синьор Брускино (Il Signor Bruschino (or Il figlio per azzardo) - 1813
  • Танкред (Tancredi) - 1813
  • Итальянка в Алжире (L’Italiana in Algeri) - 1813
  • Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira) - 1813
  • Турок в Италии (Il Turco in Italia) - 1814
  • Сигизмунд (Sigismondo) - 1814
  • Елизавета Английская (Elisabetta regina d’Inghilterra) - 1815
  • Торвальд и Дорлиска (Torvaldo e Dorliska) - 1815
  • Альмавива, или Напрасная предосторожность (Севильский цирюльник)(Almaviva (ossia L’inutile precauzione (Il Barbiere di Siviglia)) - 1816
  • Газета (La gazzetta (Il matrimonio per concorso) - 1816
  • Отелло, или Венецианский мавр (Otello o Il moro di Venezia) - 1816
  • Золушка, или Торжество добродетели (La Cenerentola o sia La bontà in trionfo) - 1817
  • Сорока-воровка (La gazza ladra) - 1817
  • Армида (Armida) - 1817
  • Аделаида Бургундская, или Отто, король Италии (Adelaide di Borgogna or Ottone, re d’Italia) - 1817
  • Моисей в Египте (Mosè in Egitto) - 1818
  • Адина, или Калиф Багдадский (Adina or Il califfo di Bagdad) - 1818
  • Риччардо и Зораида (Ricciardo e Zoraide) - 1818
  • Гермиона (Ermione) - 1819
  • Эдуард и Кристина (Eduardo e Cristina) - 1819
  • Дева озера (La donna del lago) - 1819
  • Бьянка и Фальеро (Совет трёх) (Bianca e Falliero (Il consiglio dei tre) - 1819
  • Магомет второй (Maometto secondo) - 1820
  • Матильда ди Шабран, или Красота и Железное Сердце (Matilde di Shabran, or Bellezza e Cuor di Ferro) - 1821
  • Зельмира (Zelmira) - 1822
  • Семирамида (Semiramide) - 1823
  • Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия» Il viaggio a Reims (L’albergo del giglio d’oro) - 1825
  • Осада Коринфа (Le Siège de Corinthe) - 1826
  • Моисей и фараон, или Переход через Красное море (Moïse et Pharaon (Le passage de la Mer Rouge) - 1827 (переработка «Моисея в Египте»)
  • Граф Ори (Le Comte Ory) - 1828
  • Вильгельм Телль (Guillaume Tell) - 1829

Другие музыкальные произведения

  • Il pianto d’armonia per la morte d’Orfeo
  • Petite Messe Solennelle
  • Stabat Mater
  • Cats Duet (attr.)
  • Bassoon concerto
  • Messa di Gloria

Примечания

Ссылки

  • Краткие содержания (синопсисы) опер Россини на сайте «100 опер»
  • Джоакино Антонио Россини: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Россини, Джоаккино Антонио" в других словарях:

    РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио (1792 1868), итал. оперный композитор. По словам А. М. Верещагиной, Л. «во все горло и до потери дыхания» пел дуэт из оперы Р. «Семирамида» (1823) (письмо от 18 авг. 1835; VI, 468). Л. упоминает имя композитора … Лермонтовская энциклопедия

    Россини (Rossini) Джоаккино Антонио , итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец ‒ трубач и валторнист, мать ‒ певица). С детства обучался… … Большая советская энциклопедия

    - (29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей; Там упоительный Россини, Европы баловень Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же; вечно новый. Он звуки льет они кипят. Они текут,… … Музыкальный словарь

    Джоаккино Антонио Россини Gioacchino Antonio Rossini … Википедия

    - (Rossini) (1792 1868), итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы начала XIX в. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием… … Энциклопедический словарь

    Джоакино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор Дата рождения: 29 февраля 1792 … Википедия

    Россини, Джоаккино Джоаккино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор, портрет работы Винченцо Камуччини … Википедия

    РОССИНИ - (Джоаккино Антонио Р. (1792 1868) итал. композитор; см. тж ПЕЗАРСКИЙ) Теперь и пенного Россини По новому впиваю вновь И вижу только чрез любовь, Что небеса так детски сини. Куз915 (192) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    - (Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать певицей. Обучался игре на спинете… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Практическая школа современного пения. 18 трелей (рулад) и 4 сольфеджио. 12 вокализов для высокого , Россини Джоаккино. Джоаккино Антонио Россини (1792-1868) - итальянский оперный композитор, автор духовной и камерной музыки, 39 опер, среди которых бессмертный "Севильский цирюльник" . Данная книга представляет…

Каких только похвал ни расточали поэты Джоаккино Россини! Генрих Гейне называл его «божественным маэстро», Александр Сергеевич Пушкин – «Европы баловнем»… но, пожалуй, правильнее всего было бы назвать его спасителем итальянской оперы. Италия неизменно ассоциируется с оперным искусством, и нелегко представить, что итальянская опера могла сдать позиции, выродиться в нечто бессодержательное – в пустое развлечение в опере-buffa и череду надуманных сюжетов в опере-seria. Тем не менее, в начале ХIХ столетия ситуация была именно такова. Нужен был гений Россини, чтобы исправить положение, чтобы вдохнуть в итальянскую оперу новую жизнь.

Жизнь Джоаккино Россини была связана с оперой еще в детские годы: появившись на свет в Пезаро, мальчик кочевал по Италии с отцом и матерью – оркестрантом-валторнистом и оперной певицей. О систематических занятиях речи не было, но слух и музыкальная память развивались прекрасно.

Джоаккино обладал красивым голосом. Из-за чрезмерно пылкого темперамента родители сомневались, что он сможет стать оперным певцом, но считали, что он сможет стать композитором. Основания для таких предположений были – к тринадцати годам мальчик создал уже несколько сонат для струнных инструментов. Его представили композитору Станислао Маттеи. У него четырнадцатилетний Россини начал обучаться сочинению в Болонском музыкальном лицее. Уже тогда Джоаккино определил направление своего будущего творческого пути, создав оперу «Деметрио и Полибио» – правда, поставлена она была лишь в 1812 г., следовательно, оперным дебютом Россини считать ее нельзя.

Подлинный оперный дебют Россини состоялся позже, в 1810 г., таковым стала опера-фарс «Брачный вексель», представленная в венецианском театре «Сан-Моизе». На создание музыки композитор потратил считанные дни. Быстрота и легкость работы и впредь будут отличительной чертой Россини. Следующие комические оперы – «Странный случай» и «Счастливый обман» – тоже были поставлены в Венеции, причем сюжет последней до Россини использовал Джованни Паизиелло (подобная ситуация еще возникнет в творческой биографии композитора). Далее последовала первая после «Деметрио и Полибио» опера-seria – «Кир в Вавилоне». И, наконец, заказ от «Ла Скала». Успех оперы «Пробный камень», созданной для этого театра, сделал двадцатилетнего композитора знаменитым. Международную известность принесли ему опера-buffa « » и опера на героический сюжет «Танкред».

Нельзя сказать, что творческая биография Россини была сплошной «дорогой славы» – например, «Турок в Италии», созданный в 1814 г. для Милана, успеха ему не принес. Гораздо удачнее сложились обстоятельства в Неаполе, где Россини создал оперу «Елизавета, королева английская». Главная роль предназначалась для Изабеллы Кольбран. Несколькими годами позже примадонна стала супругой Россини… Но не только этим примечательна «Елизавета»: если прежде певцы произвольно импровизировали фиоритуры, демонстрируя свою блестящую технику, то теперь Россини положил конец этому произволу исполнителей, тщательно выписывав все вокальные украшения и потребовав их точного воспроизведения.

Примечательное событие в жизни Россини произошло в 1816 г. – в Риме была впервые поставлена его опера «Альмавива», впоследствии известная под заглавием « ». Озаглавить ее так же, как комедию Пьера Огюстена Бомарше, автор не решился, поскольку до него этот сюжет воплотил в опере Джованни Паизиелло. Опера-buffa потерпела фиаско в Риме и имела шумный успех в других театрах, не только итальянских. По словам Стендаля, после Наполеона Россини стал единственной личностью, о которой говорят по всей Европе.

Россини создает еще одну комическую оперу – « », но написанная в 1817 г. « » ближе к драме. В дальнейшем композитора больше занимают сюжеты драматические, трагические и легендарные: «Отелло», « », «Магомет II», «Дева озера».

В 1822 г. Россини четыре месяца провел в Вене. Здесь была поставлена его опера «Зельмира». Не всех она привела в восторг – например, Карл Мария фон Вебер резко ее раскритиковал – но в целом Россини имел успех у венской публики. Из Вены он ненадолго возвращается в Италию, где ставится его опера « », ставшая последним образцом оперы-seria, а затем посещает Лондон и Париж. В обеих столицах его ожидал горячий прием, а во Франции он по предложению министра королевского двора возглавил Итальянский театр. Первым его произведением, созданным в этом качестве, стала опера « », посвященная коронации Карла Х.

Стремясь создать оперу для французской публики, Россини внимательно изучает ее вкусы, а также особенности французского языка и театра. Результатом труда становится успешное исполнение новых редакций двух творений – «Магомета II» (под заглавием «Осада Коринфа») и « », а также произведение в жанре французской комической оперы – «Граф Ори». В 1829 г. в Гранд-опера ставится его новая героическая опера « ».

И вот, после такого грандиозного шедевра Россини прекращает создавать оперы. В последующие годы он написал « », цикл фортепианных пьес «Грехи старости», – но для музыкального театра не создал больше ничего.

Двадцать лет – с 1836 по 1856 – Россини провел в родной стране, где возглавлял Болонский лицей, затем вернулся во Францию, где оставался до смерти в 1868 г.

С 1980 г. в Пезаро ежегодно проводится Оперный фестиваль Россини.

Музыкальные Сезоны

(29 II 1792, Пезаро - 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа)

Джоаккино Россини (Rossini) Россини открыл в музыке Италии блестящий XIX век, за ним последовала целая плеяда оперных творцов: Беллини, Доницетти, Верди, Пуччини, словно передававшие друг другу эстафетную палочку мировой славы итальянской оперы. Автор 37 опер, Россини поднял на недосягаемую высоту жанр оперы-буффа. Его «Севильский цирюльник», написанный спустя почти столетие после рождения жанра, стал вершиной и символом оперы-буффа вообще. С другой стороны, именно Россини завершил почти полуторавековую историю самого знаменитого оперного жанра - оперы-seria, покорившей всю Европу, и открыл путь для развития новой, пришедшей ему на смену героико-патриотической оперы эпохи романтизма. Основная сила композитора, наследника итальянских национальных традиций - в неистощимой изобретательности мелодий, увлекательных, блестящих, виртуозных.

Певец, дирижер, пианист, Россини отличался редкой доброжелательностью и общительностью. Без всякой зависти, с восхищением отзывался он об успехах своих молодых итальянских современников, готовый помочь, подсказать, поддержать. Известно его преклонение перед Бетховеном, с которым Россини встретился в Вене в последние годы его жизни. В одном из писем он писал об этом в присущей ему шутливой манере: «Я занимаюсь Бетховеном два раза в неделю, Гайдном - четыре, а Моцартом ежедневно... Бетховен - это колосс, который часто дает вам хорошего тумака в бок, тогда как Моцарт всегда восхитителен». Вебера, с которым они соперничали, Россини называл «великим гением, и к тому же п о д л и н н ы м, ибо он творил самобытно и никому не подражал». Симпатичен ему был и Мендельсон, особенно его Песни без слов. При встрече Россини просил Мендельсона играть ему Баха, «много Баха»: «Его гений просто подавляет. Если Бетховен чудо среди людей, то Бах чудо среди богов. Я подписался на полное собрание его сочинений». Даже к Вагнеру, творчество которого было очень далеко от его оперных идеалов, Россини относился уважительно, интересовался принципами его реформы, о чем свидетельствует их встреча в Париже в 1860 году.

Остроумие было свойственно Россини не только в творчестве, но, и в жизни. Он утверждал, что это предвещала сама дата его рождения - 29 февраля 1792 года. Родина композитора - приморский городок Пезаро. Его отец играл на трубе и валторне, мать, хотя и не знала нот, была певицей и пела по слуху (по утверждению Россини «из ста итальянских певцов восемьдесят находятся в таком же положении»). Оба были членами странствующей труппы. Рано проявивший способности к музыке Джоаккино в 7 лет, наряду с письмом, арифметикой и латынью, обучался игре на клавесине, сольфеджио и пению в пансионе в Болонье. В 8 лет он уже выступал в церквах, где ему доверяли самые сложные партии сопрано, а однажды поручили детскую роль в популярной опере. Восхищенные слушатели предсказывали, что Россини станет знаменитым певцом. Он аккомпанировал себе с листа, свободно читал оркестровые партитуры и работал аккомпаниатором и руководителем хора в театрах Болоньи. С 1804 года начались его систематические занятия игрой на альте и скрипке, весной 1806-го он поступил в Болонский музыкальный лицей, и уже через несколько месяцев знаменитая Болонская музыкальная академия единогласно избрала его своим членом. Тогда будущей славе Италии было всего 14 лет. А в 15 он написал свою первую оперу. Услышавший ее несколько лет спустя Стендаль восхищался ее мелодиями - «первыми цветами, созданными воображением Россини; в них была вся свежесть утра его жизни».

В лицее Россини проучился (в том числе игре на виолончели) около 4 лет. Его педагогом по контрапункту был знаменитый падре Маттеи. Впоследствии Россини сожалел, что не мог пройти полный курс композиции - ему приходилось зарабатывать на жизнь и помогать родителям. В годы учения он самостоятельно знакомился с музыкой Гайдна и Моцарта, организовал струнный квартет, где исполнял партию альта; ансамбль переиграл по его настоянию множество гайдновских сочинений. У одного любителя музыки он брал на время партитуры ораторий Гайдна и опер Моцарта и переписывал их: вначале только вокальную партию, к которой сочинял свой аккомпанемент, а потом сравнивал его с авторским. Впрочем, Россини мечтал о карьере певца, гораздо более престижной: «когда композитор получал пятьдесят дукатов, певцу доставалась тысяча». По его словам, он почти случайно попал на композиторский путь - началась мутация голоса. В лицее он пробовал силы в разных жанрах: написал 2 симфонии, 5 струнных квартетов, вариации для солирующих инструментов с оркестром, кантату. Одна из симфоний и кантата были исполнены в лицейских концертах.

По окончании учебы 18-летний композитор 3 ноября 1810 года впервые увидел свою оперу на сцене венецианского театра. На следующий осенний сезон Россини был ангажирован театром в Болонье на написание уже двухактной оперы-буффа. В течение 1812 года он сочинил и поставил 6 опер, в том числе одну зепа. «У меня быстро возникали идеи, и мне не хватало только времени, чтобы записывать их. Я никогда не принадлежал к тем, кто потеет, когда сочиняет музыку». Опера-буффа «Пробный камень» была поставлена в крупнейшем театре Италии, миланском Ла Скала, где прошла 50 раз подряд; чтобы послушать ее, по словам Стендаля, «толпы людей прибывали в Милан из Пармы, Пьяченцы, Бергамо и Брешии и из всех городов на двадцать миль в округе. Россини стал первым человеком своего края; всем хотелось во что бы то ни стало его увидеть». А 20-летнему автору опера принесла освобождение от военной службы: «Пробный камень» так понравился генералу, командовавшему в Милане, что тот обратился к вице-королю, и армия не досчиталась одного солдата.

Переломным в творчестве Россини стал 1813 год, когда в течение трех с половиной месяцев в театрах Венеции увидели свет рампы две оперы, популярные доныне («Танкред» и «Итальянка в Алжире»), а третья, провалившаяся на премьере и теперь забытая, принесла бессмертную увертюру - Россини использовал ее еще дважды, и ныне все знают ее как увертюру к «Севильскому цирюльнику». Через 4 года импресарио одного из лучших театров Италии и самого большого в Европе, неаполитанского Сан Карло, предприимчивый и удачливый Доменико Барбайя, прозванный вице-королем Неаполя, подписал с Россини длительный, на 6 лет, контракт. Примадонной труппы была красавица испанка Изабелла Кольбран, обладавшая роскошным голосом и драматическим талантом. Она была знакома с композитором давно - в один и тот же год 14-летний Россини и Кольбран, на 7 лет старше его, были избраны членами Болонской академии. Теперь она была подругой Барбайи и одновременно пользовалась покровительством короля. Кольбран вскоре стала возлюбленной Россини, а в 1822 году - его женой.

За 6 лет (1816- 1822) композитор написал для Неаполя в расчете на Кольбран 10 опер-seria и 9 - для других театров, преимущественно буффа, так как Кольбран не исполняла комических ролей. Среди них - «Севильский цирюльник» и «Золушка». Тогда же рождается новый романтический жанр, который в дальнейшем вытеснит оперу-seria: опера народно-героическая, посвященная теме борьбы за освобождение, с изображением больших народных масс, широким использованием хоровых сцен, занимающих не меньшее место, чем арии («Моисей», «Магомет II»).

1822 год открывает новую страницу в жизни Россини. Весной он вместе с неаполитанской труппой отправляется в Вену, где уже на протяжении 6 лет с успехом ставятся его оперы. В течение 4 месяцев Россини купается в лучах славы, его узнают на улицах, толпы собираются под окнами его дома, чтобы увидеть композитора, а иногда и послушать, как он поет. В Вене происходит его встреча с Бетховеном - больным, одиноким, ютящимся в убогой квартире, которому Россини напрасно пытается помочь. За венскими гастролями последовали лондонские, еще более продолжительные и успешные. 7 месяцев, до конца июля 1824 года, он дирижирует в Лондоне своими операми, выступает как аккомпаниатор и певец в публичных и частных концертах, в том числе в королевском дворце: английский король - один из самых верных его поклонников. Здесь же была написана кантата «Жалоба муз на смерть лорда Байрона», на премьере которой композитор пел партию солирующего тенора. По окончании гастролей Россини вывез из Англии целое состояние - 175 тысяч франков, что заставило его вспомнить гонорар за первую оперу - 200 лир. А с тех пор не прошло и 15 лет...

После Лондона Россини ждал Париж и хорошо оплачиваемая должность руководителя Итальянской оперы. Однако пробыл Россини на этом посту лишь 2 года, хотя и сделал головокружительную карьеру: «композитор его величества короля и инспектор пения всех музыкальных заведений» (высшая музыкальная должность во Франции), член Совета по управлению королевскими музыкальными школами, член комитета театра Grand Opera. Здесь Россини создал свою новаторскую партитуру - народно-героическую оперу «Вильгельм Теллъ». Рожденная в преддверии революции 1830 года, она воспринималась современниками как прямой призыв к восстанию. И на этой вершине, в 37 лет, Россини прекратил свою оперную деятельность. Однако сочинять не перестал. За 3 года до смерти он говорил одному из своих гостей: «Видите эту этажерку, полную музыкальных рукописей? Все это написано после «Вильгельма Телля». Но я ничего не публикую; пишу потому, что не могу поступать иначе».

Самые крупные сочинения Россини этого периода относятся к жанру духовной оратории (Stabat Mater, Маленькая торжественная месса). Немало было создано и камерной вокальной музыки. Наиболее известные ариетты и дуэты составили «Музыкальные вечера», другие вошли в «Альбом итальянских песен», «Смесь вокальной музыки». Писал Россини и инструментальные пьесы, нередко снабжая их ироническими заголовками: «Сдержанные пьесы», «Четыре закуски и четыре десерта», «Болеутоляющая музыка» и др.

С 1836 года Россини почти на 20 лет возвращается в Италию. Он отдается педагогической работе, оказывает поддержку только что основанной Экспериментальной музыкальной гимназии во Флоренции, Болонскому музыкальному лицею, который когда-то окончил сам. Последние 13 лет Россини вновь живет во Франции, как в самом Париже, так и на вилле в предместье Пасси, окруженный почетом и славой. После смерти Кольбран (1845), с которой он расстался около 10 лет назад, Россини женится на француженке Олимпии Пелиссье. Современники характеризуют ее как женщину ничем не примечательную, но наделенную отзывчивым и добрым сердцем, однако итальянские друзья Россини считают ее скупой и негостеприимной. Композитор регулярно устраивает приемы, знаменитые на весь Париж. Эти «субботы Россини» собирают самое блестящее общество, привлеченное и изысканной беседой, и изысканной кухней, знатоком которой композитор слыл и даже являлся изобретателем некоторых кулинарных рецептов. За роскошным обедом следовал концерт, хозяин нередко и пел, и аккомпанировал певцам. Последний такой вечер состоялся 20 сентября 1868 года, когда композитору шел 77-й год; он исполнил недавно сочиненную элегию «Прощание с жизнью».

Умер Россини 13 ноября 1868 года на своей вилле в Пасси под Парижем. В завещании он выделил два с половиной миллиона франков на создание музыкальной школы в родном Пезаро, где за 4 года до того ему был поставлен памятник, а также большую сумму на учреждение в Пасси дома для престарелых певцов - французских и итальянских, сделавших карьеру во Франции. На заупокойной мессе присутствовало около 4 тысяч человек. Траурную процессию сопровождали два батальона пехоты и оркестры двух легионов Национальной гвардии, исполнявшие отрывки из опер и духовных сочинений Россини.

Композитор был похоронен на парижском кладбище Пер Лашез рядом с Беллини, Керубини и Шопеном. Узнав о смерти Россини, Верди писал: «В мире угасло великое имя! Это было самое популярное имя нашей эпохи, известность самая широкая, - и это была слава Италии!» Он предложил итальянским композиторам почтить память Россини написанием коллективного Реквиема, который должен был торжественно прозвучать в Болонье в первую годовщину его смерти. В 1887 году набальзамированное тело Россини было перевезено во Флоренцию и захоронено в соборе Санта Кроче, в пантеоне великих людей Италии, рядом с могилами Микеланджело и Галилея.

А. Кенигсберг

Итальянский композитор. Один из выдающихся представителeй оперного жанра в XIX в. Его творчество одновременно является завершением развития музыки XVIII в. и открывает пути к художественным завоеваниям романтизма. Его первая опера "Деметрио и Полибио" (1806) написана еще вполне в русле традиционной оперы-сериа. Россини обращался к этому жанру неоднократно. Среди лучших сочинений "Танкред" (1813), "Отелло" (1816), "Моисей в Египте" (1818), "Зельмира" (1822, Неаполь, либретто А. Тоттола), "Семирамида" (1823).

Огромный вклад внес Россини в развитие оперы-буффа. Первыми опытами в этом жанре стали "Вексель на брак" (1810, Венеция, либретто Г. Росси), "Синьор Брускино" (1813) и ряд других сочинений. Именно в опере-буффа Россини создал свой тип увертюры, основанный на контрасте медленного вступления, сменяющегося стремительным allegro. Один из ранних классических образцов такой увертюры мы видим в его опере "Шёлковая лестница" (1812). Наконец, в 1813 г. Россини создает свой первый шедевр в буффоном жанре: "Итальянку в Алжире", где вполне видны уже черты зрелого стиля композитора, особенно в замечательном финале I д. Его удачей стала также опера-буффа "Турок в Италии" (1814). Спустя два года композитор пишет свою лучшую оперу "Севильский цирюльник", по праву занимающую выдающееся место в истории жанра.

Созданная в 1817 г., "Золушка" свидетельствует о стремлении Россини расширить палитру художественных стредств. Чисто буффоные элементы сменяются сочетанием комического и лирического начал, в том же году появляется "Сорока-воровка", написанная в жанре оперы-семисериа, в которой лирико-комедийные элементы соседствуют с трагическими (как тут не вспомнить моцартовского "Дон Жуана"). В 1819 г. Россини создал одно из наиболее романтических своих сочинений - "Деву озера" (по роману В. Скотта).

Среди поздних сочинений выделяются "Осада Коринфа" (1826, Париж, является французской редакцией его более ранней оперы-сериа "Магомет II"), "Граф Ори" (1828), написанная в стиле французской комической оперы (в ней композитор использовал ряд наиболее удачных тем из оперы "Путешествие в Реймс", созданной тремя годами ранее по случаю коронации в Реймсе короля Карла X), и, наконец, последний шедевр Россини - "Вильгельм Телль" (1829). Эта опера, с ее драматизмом, индивидуально очерченными характерами, большими сквозными сценами, уже принадлежит к другой музыкальной эпохе - веку романтизма. Этим сочинением завершается творческий путь Россини как оперного композитора. В последующие 30 лет он создал ряд вокально-инструментальных произведений (среди них "Stabat Mater" и др.), вокальных и фортепианных миниатюр.

(1792-1868) итальянский композитор

Дж. Россини - выдающийся итальянский композитор прошлого столетия, творчество которого ознаменовало собой расцвет национального оперного искусства. Он сумел вдохнуть новую жизнь в традиционные для Италии виды оперы - комическую (буффа) и «серьезную» (сериа). Особенно ярко талант Россини раскрылся в опере-буффа. Реалистичность жизненных зарисовок, меткость в изображении характеров, стремительность действия, мелодическое богатство и сверкающее остроумие обеспечили его произведениям огромную популярность.

Период интенсивного творчества Россини продолжался около 20 лет. За это время им было создано свыше 30 опер, многие в короткое время обошли столичные театры Европы и принесли автору всемирную славу.

Джоакино Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро. Будущий композитор обладал прекрасным голосом и с 8 лет пел в церковных хорах. В 14 лет он предпринял самостоятельную поездку с небольшой театральной труппой в качестве дирижера. Свое образование Россини завершил в Болонском музыкальном лицее, по окончании которого выбрал себе путь оперного композитора.

Переезжая из города в город и выполняя заказы местных театров, он писал по несколько опер в год. Произведения, созданные в 1813 году, - опера-буффа «Итальянка в Алжире» и героическая опера-сериал «Танкред» - принесли ему широкую известность. Мелодии россиниевских арий распевались на улицах итальянских городов. «В Италии живет человек, - писал Стендаль, - о котором говорят больше, чем о Наполеоне; это композитор, которому нет еще двадцати лет».

В 1815 году Россини был приглашен на место постоянного композитора в театр Сан-Карло в Неаполе. Это был один из лучших театров того времени, с прекрасными певцами и музыкантами. Первая опера, написанная им в Неаполе, - «Елизавета, королева Английская» - была принята с восторгом. В жизни Россини наступил этап спокойной, обеспеченной жизни. Именно в Неаполе были написаны все его главнейшие оперы. Высокой зрелости его музыкально-театральный стиль достиг в монументальных героических операх «Моисей» (1818) и «Магомет II» (1820). В 1816 году Россини написал комическую оперу «Севильский цирюльник» по знаменитой комедии Бомарше. Ее премьера также прошла с триумфальным успехом, и вскоре мелодии из этой оперы пела вся Италия.

В 1822 году политическая реакция, наступившая в Италии, вынудила Россини покинуть родину. Он отправился в гастрольную поездку вместе с группой артистов. Они выступали в Лондоне, Берлине, Вене. Там Россини познакомился с Бетховеном, Шубертом и Берлиозом.

С 1824 года он обосновался в Париже. В течение нескольких лет занимал пост руководителя итальянского оперного театра. Учитывая требования французской сцены, переработал ряд прежних опер и создал новые. Высоким достижением Россини явилась героико-романтическая опера «Вильгельм Телль» (1829), воспевшая вождя национально-освободительной борьбы в Швейцарии в XIV веке. Появившись в канун революции 1830 года, эта опера отвечала свободолюбивым настроениям передовой части французского общества. «Вильгельм Телль» - последняя опера Россини.

В расцвете творческих сил, не достигнув и сорока лет, Россини внезапно перестал писать оперную музыку. Он занимался концертной деятельностью, сочинял инструментальные пьесы, много путешествовал. В 1836 году возвратился в Италию, жил сначала в Болонье, а затем во Флоренции. В 1848 году Россини сочинил итальянский национальный гимн.

Но вскоре после этого вновь вернулся во Францию и поселился в своем имении в Пасси, близ Парижа. Его дом стал одним из центров художественной жизни. На музыкальных вечерах, которые он устраивал, бывали многие прославленные певцы, композиторы, писатели. В частности, известны воспоминания об одном из таких концертов, написанные И. С. Тургеневым. Любопытно, что одним из увлечений Россини в эти годы была кулинария. Он очень любил угощать своих гостей собственноручно приготовленными блюдами. «Зачем вам моя музыка, если у вас есть мой паштет?» - шутливо сказал композитор одному из гостей.

Джоакино Россини умер 13 ноября 1868 года. Спустя несколько лет его прах был перевезен во Флоренцию и торжественно захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче рядом с останками других выдающихся деятелей итальянской культуры.

Италия - удивительная страна. То ли природа там особенная, то ли народ в ней живёт необыкновенный, но лучшие мировые произведения искусства так или иначе связаны с этим средиземноморским государством. Музыка - отдельная страница в жизни итальянцев. Спросите любого из них, как звали великого итальянского композитора Россини, и незамедлительно получите правильный ответ.

Талантливый воспеватель бельканто

Кажется, что ген музыкальности заложен в каждого жителя самой природой. Неслучайно все использующиеся при написании партитур, произошли из латинского языка.

Невозможно представить итальянца, не умеющего красиво петь. Красивое пение, по-латински бельканто, - истинно итальянская манера исполнения музыкальных произведений. Композитор Россини прославился на весь мир своими восхитительными сочинениями, созданными именно в этой манере.

В Европе мода на бельканто пришлась на конец восемнадцатого-девятнадцатый века. Можно сказать, что выдающийся итальянский композитор Россини родился в самое подходящее время и в самом подходящем месте. Был ли он баловнем судьбы? Сомнительно. Скорее всего, причина его успеха в божественном даре таланта и в особенностях характера. А кроме того, процесс сочинения музыки был для него совсем не утомительным. Мелодии рождались в голове композитора с поразительной лёгкостью - только успевай записывать.

Детство композитора

Полное имя композитора Россини звучит как Джоаккино Антонио Россини. Родился он 29 февраля 1792 года в городе Пезаро. Малыш был невероятно очаровательным. «Маленький Адонис», - вот как звали итальянского композитора Россини в раннем детстве. Местный художник Манчинелли, расписывавший в то время стены церкви святого Убальдо, попросил позволения у родителей Джоаккино изобразить малыша на одной из фресок. Он запечатлел его в виде ребёнка, которому ангел указывает путь в небо.

Его родители, хоть и не имели специального профессионального образования, были музыкантами. Мать, Анна Гвидарини-Россини обладала очень красивым сопрано и пела в музыкальных спектаклях местного театра, а отец, Джузеппе Антонио Россини, там же играл на трубе и валторне.

Единственный ребёнок в семье, Джоаккино был окружён заботой и вниманием не только родителей, но и многочисленных дядюшек, тётушек, бабушек и дедушек.

Первые музыкальные произведения

Первые попытки сочинять музыку он предпринял, как только получил возможность брать в руки музыкальные инструменты. Партитуры четырнадцатилетнего мальчика выглядят вполне убедительно. В них явно прослеживаются тенденции оперного построения музыкальных сюжетов - акцентируются частые ритмические перестановки, в которых преобладают характерные, песенные мелодии.

В США хранятся шесть партитур с сонатами для квартета. Они датированы 1806 годом.

«Севильский цирюльник»: история сочинения

Во всем мире композитор Россини, известен в первую очередь как автор оперы-буфф «Севильский цирюльник», однако мало кто может сказать, какой была история её появления. Первоначальное название оперы - «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дело в том, что один «Севильский цирюльник» к тому времени уж существовал. Первую оперу по забавной пьесе Бомарше написал маститый Джованни Паизиелло. Его сочинение с большим успехом шло на сценах итальянских театров.

Театр Аржентино сделал молодому маэстро заказ на комическую оперу. Все либретто, предложенные композитором, были отвергнуты. Россини попросил Паизиелло разрешить ему написать свою оперу на пьесу Бомарше. Тот не возражал. Знаменитого «Севильского цирюльника» Россини сочинил за 13 дней.

Две премьеры с разным результатом

Премьера прошла с оглушительным провалом. Вообще с этой оперой связано немало мистических происшествий. В частности, исчезновение партитуры с увертюрой. Она представляла собой попурри из нескольких весёлых народных песенок. Композитор Россини должен был спешно придумать замену утраченным страницам. В его бумагах сохранились ноты к написанной семь лет назад и давно позабытой опере «Странный случай». Внеся незначительные изменения, он включил живые и лёгкие мелодии собственного сочинения в новую оперу. Второе исполнение оказалось триумфальным. Оно стало первым шагом на пути к мировой славе композитора, а его певучие речитативы до сих пор вызывают восторг у публики.

Больше серьёзных переживаний по поводу постановок у него не было.

Слава композитора быстро добралась и до континентальной Европы. Сохранились сведения о том, как звали композитора Россини его друзья. Генрих Гейне считал его «Солнцем Италии» и величал «Божественным маэстро».

Австрия, Англия и Франция в жизни Россини

После триумфа на родине Россини с Изабеллой Кольбран отправились покорять Вену. Здесь он был уже хорошо известен и признан как выдающийся композитор современности. Ему рукоплескал Шуман, а Бетховен, совсем ослепший к этому времени, выразил восхищение и посоветовал не уходить со стези сочинения опер-буфф.

Париж и Лондон встретили композитора с не меньшим восторгом. Во Франции Россини задержался надолго.

Во время своего пространного турне он сочинил и поставил на лучших столичных сценах большую часть своих опер. Маэстро был обласкан королями и завёл знакомства с самыми влиятельными людьми мира искусства и политики.

Во Францию Россини вернётся и в конце жизни, чтобы лечиться от желудочных недомоганий. В Париже композитор и умрёт. Это произойдёт 13 ноября 1868 года.

«Вильгельм Телль» - последняя опера композитора

Россини не любил слишком много времени тратить на работу. Часто в новых операх он использовал одни и те же, давно придуманные мотивы. На каждую новую оперу у него редко уходило больше месяца. В общей сложности композитор написал их 39.

«Вильгельму Теллю» он посвятил целых шесть месяцев. Все партии писал заново, не используя старые партитуры.

Музыкальная обрисовка австрийских солдат-захватчиков у Россини намеренно эмоционально бедна, однообразна и угловата. А для швейцарского народа, отказавшегося подчиниться поработителям, композитор, напротив, написал многообразные, мелодичные, богатые ритмами партии. Он использовал народные песни альпийских и тирольских пастухов, добавив им итальянской гибкости и поэтичности.

В августе 1829 года состоялась премьера оперы. Король Франции Карл Х был восхищён и наградил Россини Орденом Почётного Легиона. Публика же отнеслась к опере холодно. Во-первых, действие растянулось на четыре часа, а во-вторых, новые музыкальные приёмы, придуманные композитором, оказались трудными для восприятия.

В последующие дни дирекция театра сократила спектакль. Россини был возмущён и оскорблён до глубины души.

Несмотря на то что данная опера оказала огромное влияние на дальнейшее развитие оперного искусства, что видно в подобных произведениях героического жанра Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди и Винченцо Беллини, «Вильгельм Телль» и в настоящее время крайне редко ставится на сцене.

Революция в оперном искусстве

Россини сделал два серьёзных шага по модернизации современной оперы. Он первым стал записывать в партитуре все вокальные партии с соответствующими акцентами и фиоритурами. Раньше певцы импровизировали со своими партиями, как хотели.

Следующим новшеством стало сопровождение речитативов музыкальным аккомпанементом. В операх-сериа это дало возможность для создания сквозных инструментальных вставок.

Окончание сочинительской деятельности

Искусствоведы и историки до сих пор не пришли к единому мнению, что заставило Россини оставить карьеру сочинителя музыкальных произведений. Сам он говорил, что, вполне обеспечил себе безбедную старость, а суета публичной жизни ему надоела. Если бы у него были дети, то он, безусловно, продолжал бы писать музыку и ставить свои спектакли на оперных сценах.

Последней театральной работой композитора была опера-сериа «Вильгельм Телль». Ему было 37 лет. В дальнейшем он иногда дирижировал оркестрами, но к сочинению опер больше не возвращался.

Кулинария - любимое занятие маэстро

Вторым большим увлечением великого Россини была кулинария. Он немало пострадал из-за своего пристрастия к изысканным кушаньям. Уйдя из публичной музыкальной жизни, он не стал аскетом. Дом его всегда был полон гостей, застолья изобиловали экзотическими блюдами, которые маэстро изобретал лично. Можно подумать, что сочинение опер дало ему возможность заработать достаточно денег, чтобы на склоне лет всей душой отдаться самому любимому увлечению.

Два брака

Джоаккино Россини был женат дважды. Первая его жена, Изабелла Кольбран, обладательница божественного драматического сопрано, исполняла все сольные партии в операх маэстро. Она была старше мужа на семь лет. Любил ли её супруг, композитор Россини? Биография певицы об этом умалчивает, а что касается самого Россини, то предполагают, будто бы этот союз был скорее деловым, нежели любовным.

Вторая его жена, Олимпия Пелисье, стала его спутницей до конца жизни. Они вели мирное существование и были вполне счастливы вдвоём. Россини больше не писал музыку, за исключением двух ораториальных произведений - католической мессы «Стояла Мать скорбящая» (1842 г.) и «Маленькой торжественной мессы» (1863 г.).

Три итальянских города, самых значимых для композитора

Жители трёх итальянских городов с гордостью утверждают, что композитор Россини - их земляк. Первый - это место рождения Джоаккино, город Пезаро. Второй - Болонья, где он жил дольше всего и написал основные свои произведения. Третий город - Флоренция. Здесь, в базилике Санта-Кроче, итальянский композитор Д. Россини был похоронен. Его прах привезли из Парижа, а замечательный скульптор Джузеппе Кассиоли сделал изящное надгробие.

Россини в литературе

Биография Россини, Джоаккино Антонио, была описана его современниками и друзьями в нескольких беллетристических книгах, а также в многочисленных искусствоведческих исследованиях. Ему было тридцать с небольшим, когда вышла в свет первая биография композитора, описанная Фредериком Стендалем. Называется она «Жизнь Россини».

Другой приятель композитора, литератор-романист описал его в короткой новелле «Обед у Россини, или Два студента из Болоньи». Живой и компанейский нрав великого итальянца запечатлён в многочисленных рассказах и анекдотах, сохранённых его друзьями и знакомыми.

Впоследствии были изданы отдельные книжки с этими забавными и весёлыми историями.

Кинематографисты также не обошли вниманием великого итальянца. В 1991 году Марио Моничелли представил зрителям свой фильм о Россини с Серджио Кастеллито в главной роли.