Магическое значение чисел в сказках. Числа в русских народных сказках Названия русских сказок с цифрами


Известно ли вам магическое значение чисел в сказках? В устном народном творчестве и авторских произведениях часто встречаются цифры 1, 3, 7, но несут ли эти они какую-то смысловую нагрузку или не наполнены никаким символическим смыслом?

В статье:

Значение чисел в сказках - число 1

Цифры окружают каждого человека ежедневно. Мы их видим в номерах телефонов, автобусов, банковских карт и так далее. С давних пор люди наделяли цифры особым магическим значением.

Кузьма Скоробогатый

Но что думали об определенных числах наши предки и каким сакральным значением их наполняли? Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.

Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Подобная фигура весьма целостная, самодостаточная. Это становится понятно, если мы обратимся к нумерологическому значению числа 1 и увидим, что оно отождествляется с единством, сосредоточением силы в одном источнике.

Символическое значение числа 2

Гуси-лебеди

Как часто в сказках встречается цифра 2? Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини - две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей.

Волк и семеро козлят

Если мы обратимся к нумерологии то обнаружим, что подобное число в сказках могло символизировать святость, разум, крепкое здоровье. Данная цифра означала победу мудрости над злом.

Цифра 12

Цифра 12 весьма важна в нумерологии. Упоминается эта цифра в античной мифологии, в ветхом и новом завете, в различных религиях. Среди наиболее распространенных сказок, в которых упоминается это число, «Двенадцать месяцев».

Числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев.

Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.

Числа в русских народных сказках

Впервые с числами мы встречаемся в самом раннем детстве, когда читаем свои первые сказки.

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев - 3 . Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одно глазка, Двух глазка и Трёх глазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Илья Муромец»

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30 коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200 лет.


Проанализировав только малую часть русских народных сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числительным является «3».

Число « 3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

СИВКА-БУРКА

«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»....

Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

«В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.

Иван ищет свою стрелу три дня.

Сыграли три свадьбы.

Стилистический прием — три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...»

Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.

Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.

Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве , у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...»

Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.

Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.

Во время пути Иван четыре раза пожалел и не убил: медведя, селезня, зайца и щуку.

И они в свою очередь помогли Ивану добыть Кощееву смерть: иглу в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце, ларец — на вершине дуба, дуб — в дремучем лесу (6 позиций).

Вспомним сказку А.С.Пушкина «Сказку о царе Салтане»:

«Три девицы — под окном...»

Спасение Гвидоном лебеди от коршуна (инициация с перспективой награды)

Лебедь: «Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня».

Три приезда купцов в город Гвидона.

Три провокации трех испытательниц — «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой». Провокации — задания идущие по восходящей — требование чуда с острова-Буяна.

Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое — все оказались со всеми, то есть добились Целого.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Три раза старик кидал в море свой невод.

« Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой - золотой…»

ОКАМЕНЕЛОЕ ЦАРСТВО

Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.

Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.

Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.

Данная примета существует и для детей, которые должны уяснить себе одну маленькую истину. Не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. Данная примета является ссылкой на другую - «вода и камень точит». То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз.

Проанализировав употребление в русских народных сказках и сказках Пушкина различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.

Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Художественная литература

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Сказочный КВН

Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 "Северная сказка", город Петрозаводск
Описание работы: сценарий развлечения предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей подготовительных групп. Развлечение проводится как итог театральной недели в детском саду. Можно провести КВН между командами двух дошкольных учреждений.

Цель: расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях
Материал для проведения: костюм Сказочника, книга сказок, 2 набор а сказочных пазлов, буквы, сундучок, 3 орешка, лапоток, лепесток, рукавичка, дудочка, банка с вареньем, колосок, ведёрко
Предварительная работа: придумать название команды и приветствие.
Дети входят в зал под музыку "Сказка, приходи", встают в полукруг.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами шагнем в мир сказки – мир фантазии, смекалки и находчивости, мир забавных и веселых игр.

Появляется Сказочник со сборником сказок.

Сказочник: Приветствую вас юные дарования и знатоки сказок. Любите ли вы сказки? Сможете ли справиться с моими заданиями?

Ведущий: Уважаемые Веселые и Находчивые!
С началом праздника вас поздравляем,
Удачи в конкурсах мы всем вам пожелаем,
Наш КВН по сказкам начинаем!
Прошу занять места!
Дети делятся на 2 команды

Ведущий: А сейчас представляем наше жюри, которое будет строго и беспристрастно оценивать каждый конкурс. (Представление жюри).

Итак, команды готовы, жюри во всеоружии – пора начинать!
Конкурс «Приветствие» или «Визитная карточка».
(для подготовки этого конкурса заранее дается домашнее задание)

Командам нужно представиться (название, девиз, пожелания жюри, соперникам).
Конкурс «Разминка».
В ходе этого конкурса команды по очереди должны Закончить имя сказочного героя:
1. Кощей … Бессмертный
2. Елена … Прекрасная
3. Василиса … Премудрая
4. Сестрица… Аленушка
5. Братец … Иванушка
6. Феникс…Ясный сокол
7. Крошечка … Хаврошечка
8. Змей … Горыныч
9. Сивка … Бурка
10. Старик…Хоттабыч

Жюри называет результаты после каждого конкурса.

Музыкальная пауза"Танец Бабка-Ежка"

Программу продолжает
Конкурс «Угадай-ка»

В ходе этого конкурса команды по очереди отвечают на вопросы сказочника:
1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
2.Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"?(11братьев)
3.Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
5.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого "Три медведя"? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)
7.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
("Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?")
8.Какой мальчик должен был выложить слово"вечность"?За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет.(Кай)
9.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
10.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
11.Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
13.Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька? (Хоттабыч)
14. Как зовут главных героев сказки Э.Успенского"Каникулы в Простоквашино"? (Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)

Конкурс «Сказочный портрет». Команды собирают из крупных пазлов по 2 картинки из сказок - "Кот Леопольд", "Красная шапочка", "Три поросенка","Царевна лягушка"
(В конкурсе оценивается скорость и сплочённость команды.)

Музыкальная пауза Танец "Красная шапочка"

Конкурс «Числа в названиях сказок».

Команды называют сказки, в названии которых встречаются числа. («Три медведя», «3 мушкетера», «Али-Баба и 40 разбойников», «1000 и одна ночь», «Три орешка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и др.) Выигрывает команда назвавшая последнюю сказку.
Музыкальный конкурс "Угадай мелодию"
Участникам команд необходимо, прослушав музыкальные фрагменты, назвать фильм или мультфильм-сказку, имя сказочного героя.

1. "Красная шапочка"
2. "Приключения Буратино"
3. "Львенок и черепаха"
4. "Бременские музыканты"
5. "Улыбка"
6. "Чебурашка"
7. "Песенка Кота Леопольда"

Танцевальная разминка.(по выбору музыкального руководителя)

Конкурс «Читалочка».

Спит щенок на печке,
Кошка на крылечке,
Снятся им во сладком сне
Две сосиски на окне.

Бежит щенок по полю
Корову гонит к дому
Лает, заливается
Цапнуть собирается.

Конкурс капитанов «Угадай название сказки». Капитаны угадывают и составляют название сказки из мягких пазлов с буквами. («Теремок», «Колобок»). Капитаны могут выбрать по одному помощнику из своей команды.

Конкурс «Сказочные загадки»

1. На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло... (Буратино)

2. Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор... (Айболит)

3. Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик...(Оловянный)

4.Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый...(Карлсон)

5. "Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?" -
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
"Всех прекрасней молодая
Падчерица..." (Белоснежка)

6. Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу... (Золушка)

Музыкальная пауза "Песенка про Карлсона" И.Пономаревой

Конкурс «Сундучок».

Команды угадывают «Из какой сказки предмет?» (3 орешка, лапоток, лепесток, рукавичка, дудочка, банка с вареньем, колосок, ведёрко и др.)

Сказки:
1. Три орешка для Золушки
2. Лапоток
3. Цветик-семицветик
4. Рукавичка
5. Дудочка и кувшинчик
6. Карлсон,который живет на крыше
7. Колосок
8. Морозко

Подведение итогов конкурса - слово жюри.
Награждение команд грамотами и сладкими призами.

Сказочник: спасибо всем участникам, вы действительно знатоки сказок и я был рад побывать у вас на сказочном КВНе. До встречи, мои друзья!

Тема урока: «Волшебная сказка. Волшебная цифра

Цели:

  • раскрыть волшебную роль цифр в сказках;
  • выявить лучшего знатока сказок;
  • выявить лучшего математика.

Тип урока: интегрированный: литература + математика, урок в «чужом» классе.

Подготовительный этап.

ХОД УРОКА

Класс красиво и празднично оформлен рисунками к сказкам. На доске – яркие цветные цифры. У доски парта для занятий Мальвины с Буратино.

Первый вариант:

Детям до урока раздаются листы бумаги, на которых они пишут свою фамилию и имя, и заполняют ответы на вопросы во время урока: автор сказки, её название, число – ответ.

Второй вариант:

Вместо листов за каждый правильный ответ выдается открытка – жетон, с надписью «Победителю», которые считаются в конце урока.
Урок проводится на площадке «чужого» класса, поэтому рекомендуем пятиклассникам иметь бейджики.

Волшебные сказки, волшебные мысли,
Волшебные звуки, волшебные числа…

I. Вступительное слово Феи Сказки

– Ребята! Мы сегодня собрались с вами на очень необычный урок. Он будет посвящён сказке. На уроках литературы мы прочитали много волшебных сказок и узнали, что большую роль в сказках играют волшебные предметы. Какие? Назовите их (яблоко, зеркало, колечко, туфелька и т.д.) . Но кроме волшебных предметов в сказках встречается много … об этом загадка.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Что это за братья? Это – цифры.
– Наш сегодняшний урок посвящён роли волшебных цифр в сказках. А необычный он потому, что его проведут не учителя, а Феи. Фея Сказки и Фея Цифр (Чисел).

II. Творческие задания (проводит Фея Сказки)

– В названиях каких сказок встречаются цифры? («3 апельсина», «3 орешка для Золушки», «3 поросёнка», «3 медведя», Ю. Олеша «3 толстяка», С. Маршак «12 месяцев», Зденек Слабый «3 банана, или Петр на сказочной планете», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Г. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Али – баба и сорок разбойников».)

– Как звучит цифровое начало сказки? («В тридевятом (тридесятом) царстве, в тридевятом (тридесятом) государстве…»)

III. Викторина по сказкам

Вопросы Феи Сказок сопровождаются иллюстрациями или рисунками учащихся к данной сказке.

  • А. С. Пушкин:
    • Сколько лет жили старик со старухой в своей землянке «у самого синего моря»? (33)
    • Сколько раз приплывала рыбка к старику? (6)
    • Сколько братьев – богатырей было у царевны – лебедь? (33)
    • Сколько раз князь Гвидон летал к отцу? (3)
    • Сколько раз приплывали заморские гости к острову князя Гвидона «в царство славного Салтана»? (3)
    • Сколько раз злая царица спрашивала зеркальце о своей красоте? (5)
  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
    • Сколько желаний было у Страшилы? (3)
    • Сколько волшебных стран прошла Элли? (5)
  • Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
    • Сколько братьев и сестёр было у Чиполлино? (7)
  • Ш. Перро. Сказки.
    • Сколько лет длился сон спящей красавицы? (100)
    • Сколько ударов пробили часы, когда Золушка была на балу? (12)
  • В. Гауф «Карлик Нос»
    • Сколько лет в услужении у старухи провёл Карлик Нос? (7)
  • Г. Х. Андерсен. Сказки.
    • Сколько пуховиков и тюфяков положила королева на горошину? (20+20)
    • Сколько оловянных солдатиков было в коробке? (25)
    • Сколько братьев было у Элизы? (11)
    • Сколько собак увидел солдат в подземелье? (3)

IV. Инсценированные отрывки «Занимательная арифметика»

а) А. Толстой. «Приключения Буратино»

Мальвина: Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино: Врёте, ни одного.
Мальвина: Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино : Два.
Мальвина: Подумайте хорошенько.
Буратино: Два.
Мальвина: Почему?
Буратино: Я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись!

б) В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Топсед: На 100 площадях по 100 зеркал. Сколько же это будет всего зеркал?
Оля: 10000.

в) Слабый «Три банана, или Пётр на сказочной планете»

Тау решал примеры.

3 + 2 = 6
6 + 5 =12
12 + 1 = 14
14 + 4 = 19
19 + 6 = 27
27 + 9 = 45

Исправьте ошибки Тау.

V. Шуточные вопросы

Задаёт Фея Цифр.

– Какую денежку в поле нашла Муха – Цокотуха? (1 копеечку, ребята могут назвать любую монету)
­– А теперь, решив данные примеры, вы узнаете, о каком персонаже мы поговорим дальше.

1) 364 +36;
2) 527 – 27;
3) 100 * 54;
4) 428: 2;
5) 12000: 30;
6) 700 – 40;
7) 20 * 25;
8) 7000: 100;
9) 350 + 420;
10) 430 – 5
11) 60 * 90
12) 15000: 30;
13) 10 * 40.

– Молодцы ребята! Правильно! Это – Конёк-Горбунок. А теперь ответьте на следующий вопрос: Конёк-Горбунок был ростом 3 вершка. Какого он был роста, если вершок 44 мм? (44 мм * 3 = 132 мм = 13 см 2 мм)

VI. Весёлая таблица умножения из сказки Дж. Родари «Как придумывают числа»

Читает Фея Цифр, а ответы по очереди дают дети.

Трижды один – Паолина и Мартин!
Трижды два – вкусная халва!
Трижды три – нос скорей утри!
Трижды четыре – шоколад, вкуснейший в мире!
Трижды пять – ошибся опять!
Трижды шесть – я хочу есть!
Трижды семь – никогда суп не ем!
Трижды восемь – милости просим!
Трижды девять – мир слезам не верит!
Трижды десять – ничего не весят!

VII. Многоногая загадка

Читает Фея Цифр.

Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом –
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

К. Чуковский

– Сколько было ног и у кого? (Две – у мальчика, три – у табуретки, четыре – у собаки, одна – куриная нога.)

VIII. Творческое задание: «Смешные названия сказок»

Проводит Фея Сказок.

Задание классу: вспомнить правильное название сказки.

Смешное название

Правильное название

а) Лампочка Ряба
б) Курочка шляпа

Курочка Ряба

а) Рябенький принц
б) Маленький шпиц

Маленький принц

Кладовая колодца

Кладовая солнца

Тёплый хлев

Тёплый хлеб

12 сорванцов

12 месяцев

Горячий пламень

Горячий камень

Златосказка

Златовласка

Серебряное корытце

Серебряное копытце

Мальчик Хоттабыч

Старик Хоттабыч

Золотой корешок

Золотой петушок

Синяя волчица

Синяя птица

Мальчик-маяк

Мальчик-звезда

Золотой замочек

Золотой ключик

Волк и семеро утят

Волк и семеро козлят

Спящая луковица

Спящая красавица

Красная кепочка

Красная шапочка

Руслан и Мальвина

Руслан и Людмила

Рыбак и батрачка

Рыбак и рыбачка

Крошечка-Терёшечка

Крошечка-Хаврошечка

Приключения Карантино

а) Приключения Буратино
б) Приключения Чиполлино

Али Бах-Бах и сорок разбойниц

Али-Баба и сорок разбойников

Свинопляс

Свинопас

Маленький Сук

Маленький Мук

Принцесса на бобах

Принцесса на горошине

Гадкий телёнок

Гадкий утёнок

Золотой груздь

Золотой гусь

Алёнушка и козлик Иванушка

Аленушка и братец Иванушка

Конёк-Прыгунок

Конёк-Горбунок

Цветик-лепесток

Цветик-семицветик

Пятеро из одного совка

Пятеро из одного стручка

Оловянный пузатик

Оловянный солдатик

Босоножка и семь хулиганов

Белоснежка и семь гномов

Бременские негритята

Бременские музыканты

Карлик хвост

Карлик Нос

Айкричит

Трое из Морковкино

Трое из Простоквашино

Аленький песочек

Аленький цветочек

Мальчик с мизинец

Мальчик с пальчик

Кот в ботфортах

Кот в сапогах

Волшебная папка Алладина

Волшебная лампа Алладина

Царевна-квакушка

Царевна-лягушка

Ёжик в капкане

Ёжик в тумане

Краденое оконце

Краденое солнце

Три косяка

Три толстяка

Золотая зыбка

Золотая рыбка

Дикие вредители

Дикие лебеди

Снежная мегера

Снежная королева

Подземное коварство

Подземное царство

Королевство косых зеркал

Королевство кривых зеркал

Волшебник изуродованного города

Волшебник изумрудного города

Крыса в стране чудес

Алиса в стране чудес

Огород мастеров

Город мастеров

Сугробочка

Снегурочка

Шпаргалочка

Русалочка

Волк и Краса

Волк и Лиса

Зубастик

Щелкунчик

Рикки с петушком

Рикки с хохолком

Поводок в табакерке

Городок в табакерке

Голый пароль

Голый король

Орлиная шкура

Ослиная шкура

Синяя сковорода

Синяя борода

Шмакодявочка

Дюймовочка

Приключения жёлтого вулканчика

Приключения жёлтого чемоданчика

Вини-Пух и те-те-те

Вини-Пух и вс-все-все

Хрустальный хомячок

Хрустальный башмачок

Иван-царевич и Серый Смог

Иван-царевич и Серый Волк

Скелет Бессмертный

Кощей Бессмертный

Храбрый дворняжка

Храбрый портняжка

Каменный свисток

Каменный цветок

Хозяйка вредной горы

Хозяйка медной горы

Малахитовая каталка

Малахитовая шкатулка

Сказка о затерянном времени

Сказка о потерянном времени

Баба-Нога

IX. Итог урока

Инсценировка (или выразительное чтение Феей Сказок) стихотворения С. Маршака «Про одного ученика и 6 единиц».
Фея Сказки задает итоговый вопрос классу: «Какова же роль волшебных цифр в сказках?»
Фея Цифр и ребята-консультанты из старших классов осуществляют проверку работ или подсчёт жетонов «Победителю» и объявляют победителя.

Все родители хотят вырастить своих детей умными, способными к наукам. И помочь этому могут ранние занятия математикой. Однако дети не очень-то любят эту сложную науку. Познакомиться с основами математики малышам поможет сказка про числа.

Математику изучать можно играючи

Казалось бы, о каких играх и сказках можно говорить, когда речь идёт о такой серьёзной науке, как математика. Однако мудрые педагоги утверждают, что даже младшим дошкольникам можно объяснить различные нюансы в этом направлении, если сделать занятие интересным и увлекательным для малышей. Истории, где фигурируют живые существа, которым даны имена - числа и цифры - воспринимаются начинающими математиками более эффективно, чем сухая констатация материала, фактов и законов.

К тому же всем детям так нравятся истории, в которых вымысел переплетается с реальностью, где добро побеждает зло. Поэтому сказка про числа ещё полезна малышам и потому, что не только даёт математические понятия, но и в традиционной иносказательной манере раскрывает перед ними суть человеческих отношений.

Сказка про и разрядные единицы

Современные дети с удовольствием читают сказки про числа и цифры. А их сложено детскими писателями немало. Даже сами ребята сочиняют удивительные истории, в которых фигурируют числа.

Например, одна девочка придумала удивительную сказку про царство, которым правила мудрая и добрая царица Тысяча. Она очень любила своих подданных, которых постоянно награждала, умножая на себя. И жители её государства от этого становились величественнее и значимее.

Но вот приключилась с царицей болезнь, которая превратила её при помощи страшного вируса - «перевёртыша с запятой» - в 0,001. И теперь, умножая своих подданных, царица в тысячу раз уменьшала их… И никто не мог её вылечить, кроме одного очень мудрого доктора. Именно он снова привил царице вирус-перевёртыш, который вернул ей прежнюю величину. Вот такая удивительная получилась сказка про числа.

Город Десятки

Это сказка про числа от единицы до десяти. Они, подобно людям, проживали в собственном городе, дружили, ссорились, мирились и совершали ошибки. Итак, словами «Жили-были числа» математическая сказка начинается…

В красивом небольшом городке, что раскинулся на берегу лесного ручейка, стояли маленькие разноцветные домики. Они были очень маленькими, просто даже совсем крошечными, не больше спичечного коробка. Но самим жителям этого города домики казались достаточно большими. А всё потому что сами-то обитатели этого населенного пункта были малюсенькими-малюсенькими, ростом с фасолинку.

Но, несмотря на небольшие размеры жителей, страсти в городке кипели нешуточные. И один из мудрых старожилов городка, имя которому было число Шесть, решил записать самые удивительные истории в книгу и назвать её «Сказки про числа и цифры».

История первая про числа под названием «Кто важнее?»

Естественно, что начиналось повествование словами «Жили-были числа». как и всякая другая, вроде бы ложь, да есть в ней важный намёк, который должен стать уроком добрым молодцам да мудрым девицам.

Жили числа дружно да согласно. Особенно ладно всё было у четырёх неразлучных друзей: Единички, Двойки, Тройки и Четвёрки. А только однажды случился и у них спор, кто же средь них важнее. Начала его Четвёрка:

Хоть и люблю я вас, мои друзья закадычные, но должна сказать вам одну вещь. На самом деле я средь нас самая главная. Вот посмотрите: у дома четыре угла, у стола - четыре ножки. Столько же лап у собак и кошек, колёс у автомобилей. И потому должны вы с сегодняшнего дня обращаться ко мне на «Вы»!

Какая глупость! - возмутилось число Три. - Самое важное число средь нас - я! Только посмотрите: число 3 в сказках является волшебным, магическим. Сыновей у царей всегда трое, заданий нужно выполнить тоже не четыре, не два, а именно три. Да и происходит всё самое важное на третий день. Поэтому лучше уж меня зовите «Господин Три».

Ну это как посмотреть, - засомневалась Двойка.- Люди обычно ищут себе пару, чтобы создать полноценную семью. Рук и ног у человека тоже по паре. Только представьте себе, что люди ходят на четырёх ногах - это ж уму непостижимо! И глаза у человека два, и уха. Так что давайте-ка лучше ко мне обращаться на «Вы», так будет справедливее.

Так-то так, а что-то всё-таки не так, - засмеялась Единичка.- Я, хотя и самая маленькая среди нас, а вот ведь стою в числовом ряду самой первой. И во время соревнований победителю почему-то присуждают первое место и выдают золотую медаль. А за второе-то только серебро положено… Не буду говорить здесь про третье и четвёртое место - нескромно это как-то.

Самое качественное люди всегда называют первосортным. А второсортный или, тем паче, третьесортный товар большинство покупателей стороной обойдёт. Да и мастерство специалистов чаще всего обозначают категориями, где первая указывает на самый высокий уровень.

А уж ежели касаться строения человеческого тела, то органы, которых у людей по одному, являются самыми важными: сердце, печень, мозг.

Если же задуматься о нашем главном предназначении - участвовать в математических действиях, то только я могу разделить на себя любое число без остатка, да таким образом, что оно даже не заметит этого.

Знаете что? Я думаю, что все мы важны одинаково! И поэтому не стоит об этом спорить. Давайте не будем больше спорить. И пусть словами «Дружно и согласно жили-были числа» математическая сказка наша и закончится. А новые истории будут про интересные события, которые произойдут в городке, где жители не спорят и не ругаются друг с другом.

И с тех пор больше не выясняют Единичка, Двойка, Тройка и Четвёрка, кто из них важнее.

История вторая под названием «Сказка про число 5»

Происшествие такое

Приключилось тут на днях:

Прибежала вдруг Пятёрка

Вся в грязи, пыли, репьях!

«Что с тобою? Где была ты?» -

Удивились Семь и Восемь.

«Ох, отстаньте же, ребята!

Лезть туда, куда не просят,

Некрасиво! Я устала», -

Так сказала и упала…

Из кустов тут вышло Шесть:

"Расскажу я всё как есть.

Нынче утром число Пять

С Зайцем бегало гулять.

Тут охотник выбегает,

Как положено, стреляет.

Заяц падает, и Пять

В страхе бросилось бежать.

Сунул Зайца я в корзину,

Поднял ношу я на спину

И пошёл к себе домой.

Пять, вставай! Зайка живой!

Раз, два, три, четыре, пять -

Зайка бегает опять!

Сказки новые, друзья,

Сочиню для всех вас я!"

Предыстория третьей сказки про Семёрку-Кочергу

В городке Десятки жила цифра Семь. Местные жители дразнили ее Кочергой - прозвище такое ей придумали. А цифра эта, и правда, была очень похожа на это приспособление для того, чтобы угли в печи ворошить.

Как известно, кочерга - вещь со странным характером. С одной стороны, с её помощью можно печь растопить и дом обогреть. Хорошая вещь, вроде бы, нужная. А если с другой стороны посмотреть, то кочергой можно и огреть так, что мало не покажется. Частенько в историях про жизнь наших предков фигурировала эта чугунная изогнутая буквой «Г» палка как орудие драк и даже убийств.

Вот и характер Семёрки также был противоречив. Вчера она придумала неделю, в которую входит 7 дней, а последний, седьмой, выходным сделала. Уж как ей все были благодарны! А сегодня уже разозлилась на кого-то и давай орать: «Только попадись мне - семь шкур с тебя спущу!».

А потом вдруг успокоилась и такую красивую радугу на небе нарисовала - загляденье просто! Семь разноцветных полос дугой изогнула, воротами сказочными поставила.

Только это ещё не история, а присказка. Начало же сказки с ждёт читателя впереди…

Как Семёрка-Кочерга получила новый дом

Может быть, так оно и было, а возможно, враки всё это. Только говорят, что решила однажды Семёрка новый дом себе построить. Да не простой, как у всех, а особенный, чтобы был он о семи стенах. Долго думала она, как бы это сделать, голову ломала. Ничего не получается! Кучу бумаги на чертежи извела Семёрка, пачку карандашей источила, а дело так и не сдвинулось ни на йоту.

Очень расстроилась цифра Семь, прямо до слёз. Закрылась в своём старом домике на замок и не выходит. Всё числа в городе даже забеспокоились, как бы чего плохого не случилось. Столпились они вокруг забора, что жилище числа Семь окружал, обсуждают ситуацию, думают, как бы им поступить. И вдруг…

Услышали они, что из открытых окон вдруг музыка изумительная потекла. Да такая чудесная, что ни в сказке сказать, ни во сне услышать! Такая нежная да приятная, такая душевная мелодия у Семёрки получилась.

А она, оказывается, от горя, что дом необыкновенный у неё не вышел, придумала семь нот. И научилась записывать с их помощью мелодий, подслушанных у ручейка да шелестящих деревьев, поющих птиц и напевающих себе под нос мастеровых. Сначала просто записала на нотный лист музыку, а потом и сыграла на флейте. Так вот и до сей поры музыканты свои произведения записывают при помощи этих удивительных значков.

А дом? Его числа дружно построили для своей соседки Семёрки! Новый, добротный и стенок в нём было ровно семь. А ещё числа раскрасили его в семь цветов так, как будто бы сама радуга решила отдохнуть на нём. С тех пор Семёрку никто Кочергой больше не дразнил. Ведь она одна сумела создать такие прекрасные вещи - радугу и музыку. И имя её стало "Семёрка Прекрасная".

История четвёртая, страшная и ужасная, о кровожадном драконе по имени Ноль

В некотором царстве, Арифметическом государстве, жили-были числа. Математическая сказка не была бы сказкой, если б в ней не случались волшебства разные да чудеса необъяснимые. Вот и на Арифметическое государство напал дракон кровожадный, злой и безжалостный. Имя его было Ноль.

Хватал он всех без разбору, перемножал на себя и уничтожал. А всё потому, что после этого действия числа сами превращались в Ноль. И после каждого преступления у дракона вырастала новая голова, он становился сильнее и кровожаднее. Ну а жителей в государстве становилось всё меньше и меньше. И вот случилось такое ужасное событие - похитил дракон саму принцессу! Траур был объявлен по всему государству.

Стали тут числа думать-гадать, как бы им дракона победить, чтобы можно было сказки новые, добрые и весёлые слагать да детям своим рассказывать. И надумали они подружиться с драконом, хотя дело это было, нужно сказать, непростое.

Бросили числа жребий, и выпало так, что идти к дракону принцессу выручать должно было число 9. В сказках, как известно, оно волшебным считается, ведь получается оно при умножении тройки (которая и так входит в состав чисел сказочных, магических) на саму себя. «Трижды три раза солнце взойдёт, трижды три раза роса на травы упадёт - и появится из-за горы всадник на коне. Вот он-то и спасёт принцессу от лютого змея!» - сказали пророки царские, произведя свои странные обряды.

Так и получилось. Недаром важную роль играют числа в русских народных сказках. Потому-то и здесь ровно через девять дней число Девять, сев на коня, подъехало к логову дракону - принцессу выручать. А за пазухой была у него фляжка водицы родниковой, что, говорят, силой обладает магической.

И встретились они около девятой горы - злобный Ноль и самоотверженное число Девять. Захохотал тут дракон, хвостом своим забил, огонь стал из пасти выпускать. Но только Девять не растерялось, подскочило к нему да встало перед драконом, брызнув в его пасть водою родниковой, магической. И улыбнуться Девятка не забыл, открыто и дружелюбно. Ноль даже растерялся от изумления... Не успел дракон даже умножение своё традиционное произвести, как в один миг срослись цифры 9 и 0 и превратились в одно целое - число Девяносто.

И вышла тут из темницы принцесса, поцеловала своего спасителя, который стал в десять раз сильнее и величественнее, и дала ему согласие стать его супругой верной. Сели они на коня и поехали домой, счастливые и довольные. Тут и закончилась страшная сказка про числа. По математике у кого «отлично» или «хорошо» в журнале стоит - тот понял её. А уж у кого познания в этой науке слабые - не обессудьте, правила учите да примеры решайте, глядишь, в следующий раз и вы всё поймёте!

Почему у царя было три сына и зачем безглазому дитяти семь нянек?

Не только в реальной жизни огромную роль играют числа. В русских народных сказках очень часто фигурируют три сына, три задания, три дня. А драконы или Змеи Горынычи, которые также появляются трижды, каждый раз имеют возрастающее число голов: сначала три, потом пять, семь или девять, а в третий, самый сложный, раз у чудовища их может быть даже двенадцать. Числа в русских сказках играют чисто символическую роль. Ребёнок, ещё не знакомый с математикой, визуально не станет представлять себе именно то количество голов у дракона, о котором идёт речь. Для него важны такие понятия, как увеличение опасности с каждым разом, и тот факт, что голов было много.

Есть ли какой-то алгоритм, которому подчиняются числа в Наверное, есть. Например, три символизирует совершенство и гармонию не только в русской культуре, но и во всём мире. Поэтому и помним мы по сей день трёх богатырей. А к Илье Муромцу перед чудесным излечением его являются именно три старца. И далёкое место, куда отправляется часто герой сказки, находится за тридевять земель, где-то аж в тридесятом государстве.

В православной религии существует Святая Троица, символизирующая единство Отца, Сына и Святого Духа. А в древней славянской вере было божество о трёх головах. Одна голова властвовала над небесным миром, вторая - над земным, а третья - над подводным.

Шлейф сказочности и чародейства тянется также за числом семь. Например, все помнят сказки, в которых встречаются семимильные сапоги, Белоснежка попадает к семи гномам, подобно тому, как и Спящая красавица - к богатырям соответствующего количества.

В пословицах же и поговорках тоже часто встречается семёрка.

  • Семь раз отмерив, один лишь раз можно отрезать.
  • Семеро с сошкой, а один с ложкой.
  • Семь вёрст до небес.
  • Семеро одного не ждут.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семеро по лавкам.

А закрепилась такая слава за этим числом, скорее всего, потому, что когда-то, ещё до возникновения десятичной системы исчисления, существовала семеричная. То есть двузначные числа начинались не после десятка, а после семи.

То же касается и числа пять. Ведь было время, когда была пятеричной и даже восьмеричной. Осталось тайной только то, почему число восемь не оставило своего следа в устном народном творчестве.

Зато девятка даже в современном мире часто выделяется людьми, которые увлекаются значениями чисел их влиянием на судьбу. Происходит это оттого, что это число как бы представляет собой начало и конец жизненного опыта человека. Оно несет последний земной урок человечества - прощение.

Однако встречается в поговорках и пословицах также и число два, которое не входит в разряд «магических». Это, скорее, отражение положения диалектического материализма, в котором отражается единство и борьба противоположностей.

  • Двум медведям не ужиться в одной берлоге.
  • Два сапога - пара, да оба на левую ногу.
  • За двумя зайцами погнаться - ни одного не поймать.

А в современной сказке лентяю Вовке "помогают" двое из ларца. Да и часто в историях рассказывается о двух дочерях, где одна - добрая и работящая, а вторая - злая и ленивая.

Существуют современные крылатые выражения с самыми разными числами, например: "Просто как дважды два", "Опять двадцать пять!", "Лучше однажды увидеть собственными глазами, чем сто раз услышать".

Нумерология

Думаете, что волшебные числа в сказках только бывают? Вовсе нет! Людей давно уже занимало, какое влияние на человеческие судьбы оказывают цифры и числа. И на этой почве возникла нумерология - то ли наука, то ли верование в мистическую силу чисел. Но, как бы там ни было, а очень многие люди нет-нет, да и обращают своё внимание на то, что цифры автобусного билета или номера встречного транспорта будто бы обладают даром предсказания. Возможно, это простое совпадение. Но, кто знает…

Даже самые отпетые циники с большим неудовольствием заселяются в гостиничные номера под цифрой 13 или 666. Зато практически все просто обожают седьмые, третьи, пятые и девятые. Уж такая слава закрепилась за ними в народе - одни считаются добрыми, волшебными, а другие - приносящими несчастье, даже дьявольскими.

Сегодня можно найти целые научные труды, в которых по схеме есть возможность сделать расчёт своего "числа" по дате рождения и прочитать о себе на страничке, посвящённой этой цифре. Составители этих трудов связывают и характер человека, и его возможности, и его будущее как раз с этим "главным" его числом. А уж насколько они правы, каждый решает сам для себя.