Краткая биография салтыков-щедрин самое главное. Государственная деятельность


на тему: "Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского"


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889)


Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Молодой Салтыков получил прекрасное образование. Он окончил Дворянский институт в Москве, а потом Царскосельский лицей и был зачислен чиновником на службу в военное ведомство.

Уже во время учебы в лицее юноша приобщился к чтению статей Белинского, а по окончании его примкнул к кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В 1847 г. была опубликована повесть Салтыкова "Противоречия", а в 1848 г. - повесть "Запутанное дело". Оба произведения были созданы в духе "натуральной школы". Напуганные Французской революцией, власти арестовали автора этих повестей за "вредное направление" и отправили в ссылку в Вятку. Там он прожил семь лет, служа чиновником губернского правления. Художественным итогом этого периода можно считать цикл "Губернские очерки", опубликованный под псевдонимом "Н. Щедрин", ставшим отныне писательским именем М.Е. Салтыкова. После изгнания он возвращается в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел. Затем его назначают рязанским и тверским вице-губернатором. В 1864-1868 гг. он является председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Административная служба дает ему богатый материал для написания произведений.

В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869-1870). В книге нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но нельзя буквально понимать временные рамки книги, указанные автором: 1731-1826 гг. Речь в ней идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образа отечественной истории. Одним из приемов создания такого образа является анахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой. В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе над книгой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй - описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова. Жизнеописания градоначальников открывает портрет Брудастого, который произносил всего два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом всей истории Глупова. Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали гротеск и сатирическая фантастика. Эти приемы помогают Щедрину поставить точный диагноз многих социальных болезней. В книге дан сатирический портрет деспотического режима, который держится на определенных свойствах народа, воплотивших слабые стороны народного миросозерцания. В их числе Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое терпение и слепую веру в верховную власть. Такое изображение давало повод некоторым критикам упрекать Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему отношении, но они не поняли, что это диктуется не только глубокой любовью к народу и сочувствием его положению, но и трезвой оценкой социально-исторической ситуации. Жестокий и беспощадный смех в "Истории одного города" имеет очистительный смысл.

В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды относительно особенностей жанра романа и задач современного романа. Писатель считал, что классический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. В романе изображен распад буржуазной семьи. Этот процесс сатирик считал симптомом серьезной общественной болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают патриархальных дворян Ростовых. Это люди с совершенно иной психологией. Щедрин сосредоточивает внимание не на материальном разорении дворянской семьи (напротив, его Головлевы прекрасно приспособились к современным условиям и разбогатели), а на процессе духовного опустошения своих персонажей.

Итоговым произведением писателя принято считать "Сказки". Над этой книгой Щедрин работал в 1882-1886 гг. В ней нашли отражение все главные сатирические темы его творчества. В основе сатирической фантазии "Сказок" лежат народные сказки о животных. Щедрин не только заимствует в фольклоре готовые образы, но и развивает заложенное в них сатирическое начало. Как к испытанному средству прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно условно разделить на четыре группы: сатира на правящие круги, сатира на либеральных интеллигентов, сказки о народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.

К первой группе относятся сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках "Карась-идеалист" и "Самоотверженный заяц".

Горькой иронией пронизаны "Коняга" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". В "Повести" мужик предстает как первоисточник и основа жизни. Он находчив, трудолюбив, ловок, но в то же время привык к повиновению. Гротескным становится образ мужика, вьющего веревку, которой генералы привязывают его, чтобы не сбежал.

В "Сказках" Щедрина звучит сочувствие к бесправному и страдающему народу и вместе с тем осуждение его покорности, гражданской пассивности и политической наивности.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)


Отец Достоевского принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия. Мать писателя - Мария Федоровна, урожденная Нечаева. Сам Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а, выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь и родился Федор Михайлович Достоевский.

В 1838 г. юноша поступил в Главное инженерное училище, которое окончил в 1843 г. и был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Но уже в 1844 г. он вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе. Еще в 1843 г. он перевел роман Бальзака "Евгения Гранде", а в 1845 г. написал свою первую оригинальную повесть "Бедные люди". Повесть была напечатана в альманахе Некрасова "Петербургский сборник" в 1846 г. и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Она привела в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг "натуральной школы".

В центре повести - история взаимоотношений титулярного советника Макара Алексеевича Девушкина, образ которого восходит к таким персонажам, как Самсон Вырин Пушкина и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя, и молодой сироты Варвары Алексеевны Доброселовой, рассказанная в их письмах друг к другу. Такая "архаическая" литературная форма, напоминающая сентиментальные романы в письмах, позволила Достоевскому глубоко раскрыть внутренний мир своих персонажей, показать самосознание "маленького человека". Этот герой наделен обостренным чувством собственного достоинства. Но у задавленного нуждой Макара Алексеевича Девушкина это чувство развивается в какой-то болезненной форме, заставляя его смотреть на себя со стороны и оценивать свои поступки глазами окружающих. Понятие "бедный" в произведении Достоевского приобретает философскую окраску, обнаруживая неблагополучие, "болезнь" всей современной цивилизации.

За участие в кружке Буташевича-Петрашевского, приверженца учения французского социалиста-утописта Фурье, Достоевский был арестован 23 апреля 1849 г. и приговорен к смертной казни, которая должна была состояться 24 декабря, но в последний момент, когда осужденный уже стоял на эшафоте и ждал расстрела, ему было объявлено о том, что он лишается "прав состояния" и приговаривается к каторжным работам на четыре года и последующей службе в армии рядовым. Четыре года провел Достоевский в омском каторжном остроге, а затем служил в Сибирском 7-м линейном батальоне сначала рядовым, потом унтер-офицером и в 1859 г. в чине подпоручика вышел в отставку. В том же году Достоевский получил возможность переехать в Тверь, а затем и в Петербург. Так, спустя десять лет Достоевский возвращается в литературу.

Годы, проведенные на каторге и солдатской службе, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Он разочаровался в утопическом социализме, у него складывается новая система общественно-политических и этических взглядов, получившая название "почвенничества" и представляющая собой вариант христианского социализма. По его мнению, современное состояние общества, называемое цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, неизбежно влечет за собой создание ложных кумиров, которым начинает поклоняться человек. Атеистический индивидуализм, по мысли Достоевского, может привести человечество к катастрофическому концу.

Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития. Идею разумного и гармонического общества социалисты, как считает Достоевский, взяли в христианстве, но наметили ложный путь ее осуществления. Но человеческое совершенство зависит от экономического устройства общества, а нравственные начала определяют область общественных, и в том числе экономических, отношений. Идеал - это принесение своего "я" в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу - нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Но это страдание уравновешивается блаженством исполнения закона. По убеждению Достоевского, этот нравственный закон христианства лучше других уберегла русская культура, в которой отсутствует начало обособления людей, столь характерное для культуры европейской. Русская же интеллигенция в своей европеизации оторвалась от народных начал, и ей следует вернуться к ним, "обществу" вернуться к "почве", чтобы дать миру новую общечеловеческую идею, ибо русскому народу суждена великая миссия всечеловеческого воссоединения. Но время такого воссоединения оторванного от "почвы" общества еще далеко впереди.

Середина 60-х гг. - сложный период в истории страны. Общественное движение после неудачного покушения Каракозова на Александра II было сковано правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Освобожденная в условиях ломки русского общества "личная инициатива", не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, оказывалась во власти "новейших идей", возводивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном состоянии общества.

Именно такое болезненное состояние общества и молодого человека, ставшего его жертвой, изображает Достоевский в романе "Преступление и наказание" (1866). Его героем стал не просто человек, непосредственно участвующий в изображаемых событиях, но и идеологически оценивающий их. Идея зачастую становится непосредственным импульсом поступков, руководя действиями человека. Развенчание ложных социалистических идеи составляет важную часть замысла романа.

В центре романа - фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми идеями, новыми общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культ активной личности героя, который ради достижения своих целей может пренебречь всеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убежден, что именно такие люди движут историю, обеспечивают исторический прогресс общества, прочие же - просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом, человечество оказывается разделенным на две неравные части, одна из которых "право имеет", а другая - "твари дрожащие". Эта идея родилась у Раскольникова в результате наблюдений за жизнью современного ему общества, в котором меньшинству богатых и сильных позволено все, и изучения исторического развития человечества, где царил тот же закон. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху, живущую ростовщичеством и приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает сам герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество прежде всего духовное, его жизненную неприкаянность.

Все действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления. Прежде всего в противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура Раскольникова; Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила чувства, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая глубокая и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенному идеей, действиями "натуры" являются и сны Раскольникова. В одном из них перед героем проходит картина из детства, глубоко запавшая в душу ребенка. Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и в итоге забивают ее насмерть. Сон потрясает Раскольникова не меньше, чем пережитое наяву, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за Лермонтовым: "идеи - создания органические... их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие..." Действия Раскольникова, совершенные под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чем не повинная Лизавета, а ведь она из числа тех самых людей, которые страдают от угнетения таких, как старуха-процентщица, и которых в своих расчетах освобождает от этой бесчеловечной власти Раскольников. Но жизнь нередко опровергает самые продуманные расчеты, не укладываясь в рамки исчерпывающих теоретических объяснений. Рушится и теория Раскольникова, построенная на сведении всего богатства и многообразия жизненных отношений к нескольким первопричинам, легко поддающимся объяснению и в силу этого позволяющим изменять весь строй жизни согласно воле одного человека.

Убив старуху, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с людьми, он как бы отрезал себя от всего человечества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого иссушающего душу отчуждения. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж - Сонечка Мармеладова. Ей открывается Раскольников, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила "вечный" нравственный закон и загубила свою душу. Он жаждет найти в Соне союзника, но находит сурового судью, который в то же время становится и сострадающим преступнику человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе "кровь по совести". Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не "тварь дрожащую", как полагал он вначале, приняв ее самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, "униженных и оскорбленных", помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в жизни Раскольникова, началом его душевного исцеления, которое завершится только на каторге после тяжелой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Именно тогда приснится Раскольникову провидческий сон, который, по мысли Достоевского, дает образ современной больной цивилизации, пораженной недугом индивидуализма, когда превыше всего каждый человек ставит свое желание и волю, пренебрегая желаниями и интересами других людей.

Роман "Преступление и наказание" станет ответом Достоевского на новую духовно-культурную ситуацию, которая сложилась в России в пореформенные годы, когда общество мучительно пыталось найти или выработать новые принципы построения жизни в стране.

Роман "Идиот" (1868) был задуман Достоевским как продолжение "Преступления и наказания", и в нем он намеревался дать образ "положительно прекрасного человека". Главный герой романа возвращается в Россию после долгого вынужденного отсутствия. Много лет он провел за границей в клинике для душевнобольных, вне современной цивилизации, пытаясь излечиться от тяжелого недуга. Но именно этот страдающий, болезненный человек оказывается духовно здоровым в петербургском обществе. Он отличается от всех других героев своей детской непосредственностью, простотой и отсутствием какого бы то ни было эгоистического чувства, а главное, он совершенно лишен ложного самолюбия, и это делает его душу свободной. Он не боится выглядеть смешным в глазах окружающих, его невозможно обидеть или оскорбить. Личность князя Мышкина действует на людей обновляюще. Он призван, по мысли автора, спасти этот мир, как спас его когда-то Иисус Христос. Но вопреки этому князь провоцирует катастрофу. Это проявляется в сюжетной линии, связанной с историей любви Настасье Филипповне и дружбой с богатым купцом Пар-феном Рогожиным, страстно любящим ту же женщину. Такая коллизия романа свидетельствует о длительном и тяжелом пути к христианскому добру, на котором неизбежна мучительная борьба в сознании людей, пораженном недугами современной цивилизации. Но только путем страданий достигнет человечество христианского идеала, олицетворением которого стал в романе князь Мышкин.

Роман "Братья Карамазовы" (1879-1880) вобрал в себя основные мотивы произведений Достоевского. Действие романа происходит в провинциальном городе Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых. Всеобщий разрыв связей характеризует атмосферу города, символизирующего современную Достоевскому Россию. В семействе Карамазовых родственные узы не просто ослаблены - члены семьи живут в атмосфере вражды и ненависти. Болезнь под названием "карамазовщина", заключающаяся в отрицании всех святынь, охватила все российское общество. Главным носителем этой болезни в романе выступает Карамазов-старший. В мире, где все связи между людьми извращены и каждый стремится возвыситься над другими, где торжествует исступленное самоутверждение, нет никаких моральных норм. В убийстве Федора Павловича виноват не только непосредственный убийца - Смердяков, незаконный сын Федора Павловича и дурочки Елизаветы Смердящей, но и старшие сыновья - Дмитрий и Иван.

"Карамазовщина" стала, по мысли Достоевского, русским вариантом всеевропейской болезни, охватившей современное общество. Причины ее в том, что человечество, утратив нравственные ценности, освященные религией, самообожествилось. Истоки этого всемирного духовного кризиса Достоевский видит во всеобщем безверии. Своеобразным нервным центром романа становится сочиненная Иваном легенда о Великом инквизиторе, в которой герой ее, Великий инквизитор, противопоставляет духовной силе, которая якобы не может объединить людей, силу материальную, основанную на торжестве земной власти кесаря. Однако всем эмоциональным строем повествования Достоевский развенчивает идеи Великого инквизитора и, следовательно, автора легенды Ивана Карамазова. Идеям, отрицающим духовное начало в человеке, Достоевский противопоставляет идеи христианства как могучего жизнеутверждающего источника, отрицающего силы распада и разложения. В романе носителем этих идей является старец Зосима, чьи доброта и гуманность основаны на вере в Божественное начало, существующее в каждом человеке. В личности Христа видел Достоевский далекий идеал, к которому стремится человечество, достижение которого возможно не в одиночку, а только общими усилиями, через братскую любовь всех людей друг к другу.

Салтыков-Щедрин не только талантливый писатель, но и организатор, который старался быть полезным для Родины и служить ей. Родился он в Тверской губернии 27 января 1826 г. Свое детство он провел в усадьбе отца. Это нашло свое отражение в его произведениях.
У Михаила было отличное образование, благодаря чему в 10 лет он поступает в Московский институт и проводит там 2 года. После этого переводится в Царскосельский лицей. На лицеиста большое влияние имело творчество таких великих писателей, как Белинский и Герцен.
Окончив лицей в 1844 году, молодой человек становится помощником секретаря и поступает на службу в Военное министерство. Но его влекла другая жизнь. Ему нравилось общаться с учеными, писателями, философами. Он начал посещать Петрашевские "пятницы", где откровенно веяло противкрепостническим настроением. Это приводило к поискам эталонов справедливого общества. Щедрин раскрывает острые социальные проблемы в своих первых произведениях "Противоречие" и "Запутанное дело". Испуганные французской революцией власти обратили на писателя свое внимание и отправили его в Вятку.
Там в1850 году он получает в Губернском правлении место советника. Это дает возможность Салтыкову часто разъезжать по городам и видеть мир чиновников и жизнь крестьян изнутри. Полученные от этих поездок впечатления отразились в сочинениях писателя в виде сатирических замечаний.
Когда в 1855г умер Николай I, Михаилу разрешили проживать там, где захочет, и он снова едет в Петербург.
В 1856-1857 годах выходит его произведение «Губернские очерки». Вся читающая Россия называет Щедрина наследником Гоголя.
Салтыков-Щедрин взял в жены вице-губернатора Вятки. Он сочетает государственную службу с писательской деятельностью.
С 1856 по 1858 год Михаил работал в Министерстве внутренних дел. Занимался только особыми поручениями. В то время именно там находился центр подготовки крестьянской реформы.
В 1858-1862 гг он жил в Рязани, позже -в Твери. Занимал должность вице-губернатора. Писатель набирал к себе в команду образованных, и обязательно честных молодых людей.
В эти годы Салтыков издает статьи в которых отражаются крестьянские проблемы.
Салтыков уходит в отставку в 1862 году и перебирается в Петербург. Попадает в редакцию журнала «Собеседник» по приглашению Некрасова. В это время журнал испытывает большие трудности. Щедрин берет на себя все ответственность, всю писательскую работу и редактирование статей. Главное внимание он посвящает обозрению «Нашей общественной жизни», выходящему ежемесячно. Оно впоследствии стало монументом российской публицистики 1860 года.
В 1864 году Салтыков покидает состав редакции из-за разногласий, появившихся внутри коллектива. Споры касались вопросов тактики ведения общественной борьбы в изменившихся условиях.
Вернувшись на муниципальную службу, писатель становится во главе Казенных палат, переезжая из Тулы в Рязань, а затем в Пензу. Он внимательно наблюдает за жизнью, протекающей в городах. Это становится основным сюжетом «Писем о провинции».
своих памфлетах-гротесках Салтыков откровенно насмехался над начальниками губерний. Этим была обусловлена частая смена городов и мест его службы. После очередной жалобы в рязанского губернатора Салтыкова в чине статского действующего советника отправляют в отставку. Писатель вновь возвращается в Петербург и становится одним из редакторов журнала «Отечественные записки».
Он полностью отдается писательской деятельности. В этот период появляется «История одного города» - являющаяся вершиной его сатирического искусства.
В последние месяцы жизни писатель плодотворно работал. Умер литератор в 1889 году.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Государственная деятельность. Зрелое творчество

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание) , в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
  • Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
  • Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
  • В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева .

Тест по биографии

Прочитав краткую биографию Салтыкова-Щедрина, пройдите тест.

Картина 1879 г.
И.Н.Крамской

(27 января 1826 года – 10 мая 1899 года) – писатель, журналист, государственный служащий. Настоящая фамилия Салтыков. Псевдоним Николай Щедрин.
Отец – Евграф Васильевич Салтыков (1776-1851). Потомственный дворянин и государственный служащий.
Мать – Ольга Михайловна Забелина(1801-1874). Из семьи богатого московского купца Забелина.
Жена – Елизавета Аполлоновна Болтина (1839-1910). Дочь вице-губернатора Болтина. В браке было двое детей: Константин(1872-1932) и Елизавета(1873-1927).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 27 января (15 января по старому стилю) 1826 года в имении родителей селе Спас-Угол Тверской губернии Российской империи (сейчас село Спас-Угол Московской области Российской Федерации) в семье потомственного дворянина.
Детство Михаила Евграфовича прошло в имении родителей. С семи лет к нему приставили крепостного живописца для обучения грамоте. Потом его образованием занимались старшая сестра, Надежда Евграфовна (1818-1844), гувернантка, священник из соседнего села и студент Троицкой духовной академии. Учился Салтыков усердно, и, благодаря этому, в десять лет (1836 год) был принят в третий класс Московского дворянского института. За отличную учебу в 1838 году был отправлен за государственный счет в Царскосельский лицей, как лучший ученик. Который окончил в 1844 году.
В августе 1845 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра. А в апреле 1848 года за вольнодумство был выслан в Вятку с правом посещать свое тверское имение. Занимал разные должности при Вятском губернском правлении. В этот период его часто, в числе прочих, приглашает к себе вице-губернатор Болотин. На одной из его дочерей, Елизавете, Салтыков женится в 1856 году.
После смерти Николая I, Михаил Евграфович к концу 1855 года получает разрешение уехать из Вятки. Вернувшись в Санкт-Петербург, в феврале 1856 года начинает работать в Министерстве внутренних дел. Ездит с проверками в Тверскую и Владимирскую губернии. В марте 1858 года Салтыкова-Щедрина назначают на должность рязанского вице-губернатора, а в апреле 1860 года его переводят на должность тверского вице-губернатора. В 1862 году первый раз выходит в отставку.
С начала 1863 года по 1864 год работает в «Современнике», помещая в нем свои произведения, статьи и рецензии на книги.
С ноября 1864 года по 1868 год работает управляющим Казенных палат Пензы(1864-1866), Тулы(1866-1867) и Рязани(1867-1868). Частая смена места работы объясняется конфликтами с губернаторами, которых Салтыков высмеивал в своих памфлетах. После жалобы рязанского губернатора в 1868 году, отправлен в отставку, без права занимать государственные должности.
В 1868 году переезжает в Санкт-Петербург, и, приняв приглашение Некрасова, стал одни из редакторов журнала «Отечественные записки». В 1875-1876 годах Салтыков-Щедрин предпринимает поездку за границу для лечения. Он побывал в Германии, Франции и Швейцарии. В 1877 году, после смерти Некрасова, становится руководителем журнала «Отечественные записки». А в 1884 году из-за революционных публикаций был запрещен совещанием министров внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора св. синода. Закрытие журнала стало сильным ударом для Михаила Евграфовича. Эта ситуация усугубила проблемы со здоровьем, подорванным еще в конце 1870-х годов. После этого Салтыков-Щедрин был вынужден печататься в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости».
Умер Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 10 мая (28 апреля по старому стилю) 1889 года в городе Санкт-Петербург. Похоронен 14 мая (2 мая по старому стилю) 1889 году на Волковском кладбище рядом с Иваном Сергеевичем Тургеневым.

Русский известный писатель Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 года. В дальнейшем Михаил взял себе псевдоним – Николай Щедрин, отчего и появилась в истории российской поэзии двойная фамилия Михаила Салтыкова-Щедрина.

Родился и вырос Михаил в дворянской семье, в уезде Тверской губернии. Семья Салтыкова-Щедрина была большой – сам по счету русский писатель был шестым ребенком. Его отец, Евграф Васильевич Салтыков, был потомственным дворянином, а также коллежским советником. Мать будущего писателя, Забелина Ольга Михайловна, также происходила из дворянской семьи – была дочерью известного московского дворянина Забелина Михаила Петровича.

Первое свое образование Салтыков-Щедрин получил на дому. Его первым учителем стал крепостной из их губернии, а именно живописец по имени Павел Соколов, а после успешных и плодотворных уроков, Салтыков-Щедрин начал заниматься со старшей сестрой – гувернанткой Московской академии.

Уже в десять лет ему посчастливилось поступить в Московский дворянский институт, а уже спустя два года его перевели в Царскосельский лицей. Это изменение привело к старту писательской деятельности юного Михаила. Первые стихи Михаила были опубликованы в лицейской газете, однако, они не пользовались громкой популярностью, а также не отмечались большим наплывом таланта, из-за чего Салтыков-Щедрин переквалифицировался на писательско-прозаическую деятельность, и не хотел напрочь вспоминать о своих ранних пробах пера.

В 1844 году поступил на службу в военную канцелярию. Именно в этом месте смог наконец серьезно заняться написанием прозы. Первые свои повести выпустил под названием «Противоречие» и «Запутанное дело». Очень интересовался взглядами Французской революции и социалистическими течениями.

28 апреля в 1848 году был отправлен на ссылку в Вятку по обвинению в вольнодумии, но получил чин вятского губернатора в том же году и не был оставлен на обочине жизни и общества, ведь с таким человеком просто нельзя так поступить – хорошее образование и происхождение сделали свои дела.

В 1855 покидает Вятку и углубляется в свое писательское дело. Именно этот период стал молниеносным прорывом его творческих успехов. В «Русском вестнике» было публиковано несколько его произведений. Своими произведениями Салтыков-Щедрин нередко сравнивался с Гоголем, например, благодаря «Губернских очерках» и «Скуке».

В 1858 году сделался вице-губернатором рязанской области, но писательское дело не бросил. Однако, в 1862 году ушел со службы, выпустив несколько циклов своих рассказов: «Невинные рассказы», «Время», «Сатиры в прозе». В этот период работал редактором в «Современнике» в Петербурге, поэтому с писательским делом, так сказать, шел в ногу. С 1884 года и до самой своей смерти работал над многими своими рассказами, которые, несомненно, пополнили кладезь памяти русской литературы. На свет появились такие работы, как «История одного города», «Признаки времени», «Письма из провинции» и прочие. К сожалению, еще с 70-х годов здоровье Салтыков-Щедрина пошатнулось, под впечатлением от многих жизненных сложностей, а также отказом напечатать «Отечественные записки». Мы только можем представить себе, как болезненно переносит отказы тонкая душа писателя. Последние оды своей жизни писатель провел в полу затворническом состоянии, вспоминая былые дни, когда своим творчеством находил отклик. Он еще продолжал писать и лаже опубликовал «Пошехонскую старину», однако былого восторга не ощутил и не получил. До своей смерти были начаты «Забытые слов», но он так и не успел их завершить. Умер Михаил Салтыков-Щедрин 28 апреля 1889 года. Был погребен на Волковском кладбище, почетно рядом с могилой И. Тургенева.

Скачать данный материал: