Цитаты мольера. Мольер


Настоящее имя - Жан Батис Поклен (1622-1673гг.). Величайший комедиограф в мировой литературе. Достоверных сведений о Мольере сохранилось мало. До наших дней не дошло ни одной рукописи драматурга. Родился в Париже. Точная дата не известна - то ли 13, то ли 16 января 1622г. в семье королевского обойщика и гравировщика, который затем стал камердинером короля. Отец Мольера был зажиточным человеком, коммерсантом по своей натуре. Мать Мольера была женщиной скромной, очень тихой, нежной. Умерла, когда мальчику исполнилось 10 лет. В дом вошла мачеха, которая особо воспитанием пасынка не занималась. Дед со стороны матери Луи Крессе вмешался - он потребовал, чтобы мальчика отправили учиться в Клермонский колледж . За очень короткий срок Мольер становится лучшим учеником. Дед водил своего внука в театр - Бургундский отель. Именно дед познакомил Мольера с миром театра, водил его на ярмарки. Отец планировал передать своему старшему сыну и должность почетную, и свой “бизнес”. Но с сыном спорить не стал, когда тот выбрал театральную жизнь - выделил денег и отпустил

Мольер, благодаря этому малому капиталу, создает свой театр - Блистательный театр.

Вместе со своими друзьями пытается покорить Париж. Сам, сначала, выступает в роли трагического актера. Считал, что в трагедиях сможет проявить свой актерский талант. Но он от природы немного заикался и таланта трагического не имел - это делало его каким-то жалким на сцене. Для осознания этого, ему понадобилось время. А пока, исполняет очень слабые трагические роли. Зал пустой. Касса пустая. За долги попадает в долговую тюрьму. На помощь приходит отец - расплачивается со всеми долгами сына. Мольер извлекает очень важный урок. Мольер был по своей натуре очень целеустремлённым человеком, умел преодолевать трудности. Это мужество его выручало много раз. Решает идти более сложным путем - покорить сначала провинцию. Этот период его творчества был достаточно длительным и достаточно сложным в материальном и бытовом отношениях. 13 лет его труппа ездит по городам Франции. Это была настоящая школа жизни. Мольер не только учился выживать в трудных ситуациях, но он расширил кругозор. Увидел, как живут люди разных сословий, наблюдал за жизнью людей, прислушивался к народной речи. И так, по крупице, он собирал жизненный материал, который впоследствии станет основой его творчества.

В его театре ставили и комедии, и трагедии. Мольер, как руководитель труппы, заботился, чтобы в кассе театра была прибыль, поэтому следил за реакцией публики на выступлениях. Начинает переделывать существующие пьесы. Это был первый шаг к самостоятельному творчеству. В этот период пишет и готовит к постановке свою комедию “Сумасброд” . Представление этой пьесы происходило в городе Леон и имело очень большой успех. Публика стала осаждать кассу театра. Слух о Мольере дошел до Парижа и до самого короля, который очень любил театральные представления. Людовик XIV приглашает Мольера выступить в Версаль. Мольер согласился, но он еще не до конца осознает, что комедии лучше трагедий и показывает королю трагедию “Никомед" . Видит, что публика заскучала - прекращает выступление и тут же, перестроившись, показывает фарс “Влюбленный доктор” .

Начинается парижский период творческой биографии Мольера. За 14 лет написал более 30 пьес. Его дарование развернулось здесь во всем блеске. Этот успех и благосклонность короля вызывали зависть у придворных. У Мольера появилось немало недоброжелателей. Многие придворные узнавали самих себя в пьесах, пытались ему отомстить. Против драматурга восстала церковь. Требовали его казнить, четвертовать. Но Мольер очень стойко держался, сражался за каждую свою пьесу, но в конце концов он просто устал - от суете, атмосферы травли со стороны завистников. Поэтому он покупает дом, чтобы там спокойно жить и творить. Время от времени пишет новые пьесы, выступает. Умер Мольер на сцене. Он играл в своей же собственной пьесе “Мнимый больной” . Почувствовал себя плохо во время выступления. Едва доиграл спектакль и скоропостижно умер в театре. Некоторые считают, что он был отравлен. Дальше началось невообразимое - церковь запретила хранить драматурга в освященной земле. Королю говорили, что, дескать, занимался он всю жизнь небогоугодным делом и умер без причастия, хоронить его надо как самоубийц. Тайно, ночью, по велению короля драматурга похоронили на пятом футе в земле без каких-либо почестей.

Эстетические взгляды Мольера. Он сформулировал их в произведениях “Критика на школу жён” и “Версальский экспромт” . По мнению Мольера, комедия не только равноправный с трагедией жанр, но даже выше ее, т.к. “способствует искоренению пороков”. Мольер считал театр трибуной для выражения идей и школой для общества. “Театр обладает великой исправительной силой”, - утверждал он. Комедия должна быть зеркалом общества и отражать, в первую очередь, его недостатки. Основной критерий художественности, по мнению Мольера - правда жизни. Комедия должна отражать наиболее закономерные явления действительности и создавать обобщенные характеры, т.е. рисовать не портреты, а нравы (герой должен быть не индивидуальностью, а должен выражать одну черту личности). В отличие от трагедии, изображающей героев, комедия должна изображать людей и, тем самым, максимально приближаться к зрителю.

Источники “ мольеровского” театра.

  1. Французский фарс (фарс - вставные, смешные сценки) - иначе французский фарс называют “комедией положения”. В основе фарса - внешний комизм (побои, шлепки, какие-то неудачные падения, смешные ситуации. Комические признаки поддерживаются внешностью - большой нос, цвет волос). У Мольера все эти приемы тоже используются;
  2. Итальянская комедия масок . Комедия “Дель Арте”. В основе - закрепленные за героями амплуа или маски.
  3. Французская классицистическая трагедия . Из трагедии Мольер заимствует психологизм и проблематику.

* Верн Ж. * Гарсиа Лорка Ф. * Гашек Я. * Гейне Г. * Гете И. * Голсуорси Д. * Джером К. Джером * Дрюон М. * Дюма А. * Зальтен Ф. * Карнеги Д. * Кастанеда К. * Киплинг Р. * Лондон Д. * Милн А. * Митчелл М. * Мольер * Мопассан Г. - новый автор * Моэм С. * Муркок М. * Оруэлл Д. * Петрарка Ф. * Пьюзо М. * Риплей А. * Роден О. * Ростан Э. - новый автор * Сент-Экзюпери А. * Твен М. * Уэллс Г. * Форд Г. * Хемингуэй Э. * Цвейг С. * Черчилль У. * Шекспир В. * Шиллер Ф. * Шоу Б. * Эразм Роттердамский * Якокка Л.

Мольер (Moliere)
(наст. имя и фамилия - Жан-Батист Поклен, Poquelin, псевдоним - Поклена) (1622 - 1673)

Цитаты - лист 1 () ()

Цитаты из комедии Мольера "Тартюф, или Обманщик", 1664
Перевод с французского: М. Донской

Да, в большинстве своем мы, люди, чудаки
И действуем своей природе вопреки.
Зачем мы разуму дать не желаем веры?
И почему нигде, ни в чем у нас нет меры?
Порой наш замысел прекрасен и велик,
Но начинаем мы рубить сплеча и вмиг
Переусердствуем и добрую основу
Испортим, извратим. - (Клеант)

Не стыдно ли, когда святоши площадные,
Бездушные лжецы, продажные витии,
В одежды святости кощунственно рядясь,
Все, что нам дорого, все втаптывают в грязь;
Когда стяжатели в соперничестве яром
Торгуют совестью, как мелочным товаром,
И, закатив глаза, принявши постный вид,
Смекают, кто и чем за то их наградит;
Когда они спешат стезею благочестья
Туда, где видятся им деньги и поместья;
Когда, крича о том, что жить грешно в миру,
Они стараются пробиться ко двору;
Когда клеветники без совести, без чести,
Личиной благостной скрывая жажду мести,
Дабы верней сгубить того, кто им не мил,
Вопят, что он бунтарь противу высших сил?
И оттого для нас они опасней вдвое,
Что приспособили меч веры для разбоя,
С молитвою вершат преступные дела,
И стало в их руках добро орудьем зла.
Таких притворщиков немало в наше время. - (Клеант)

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.
Уж ежели тебе жених попался скверный,
То, как ты ни крепись, женой не будешь верной. - (Дорина)

Худо, ежели противен тестю зять,
Но если муж жене противен - вдвое хуже. - (Дорина)

Все вам подобные - а их, к несчастью, много -
Поют на этот лад. Вы слепы, и у вас
Одно желание: чтоб все лишились глаз.
И потому вам страх внушает каждый зрячий,
Который думает и чувствует иначе. - (Клеант Оргону)

Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдание в намереньях благих. - (Тартюф)

Завистники умрут, но зависть - никогда. - (Г-жа Пернель)

Коль в жизни встретился вам лицемерный плут,
При чем, скажите мне, все праведники тут?
Пусть вы на удочку попались шарлатану,
Пусть благочестие служило здесь обману,
Но это значит ли, что мерзок целый свет,
Что вовсе уж людей благочестивых нет? - (Клеант)

Кто время выиграл - все выиграл в итоге. - (Дорина)

У нас таких особ немалое число:
Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам? - (Дорина)

Кто любит - должен тот быть твердым, как скала. - (Дорина)

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит,
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя. Нет, не могу постичь я,
Как можно нежностью платить за безразличье. - (Валер)

«Я должен смешить людей, исправляя их», — часто повторял Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер. Автор «Тартюфа» и «Дон Жуана» покинул наш бренный мир в пятницу, 17 февраля 1673 года, спустя месяц после своего 51-го дня рождения.

Анна Зарубина вспоминает великого французского комедиографа подборкой цитат из его бессмертных произведений.

«Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь»

«Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах»

«Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам»

«Кто всякому друг, того я другом не считаю»

«Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели»

Жан-Батист Мольер, портрет работы Шарля Антуана Куапеля

«Коль жены думают лишь о своих мужьях;

Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах»

«Женщины больше всего любят, когда на них тратятся»

«Нет ничего более сладостного, чем сломить сопротивление красавицы»

«Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,

Того дебют в любви частенько неудачен»

«Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть»


Мольер в роли Цезаря в пьесе Пьера Корнеля «Смерть Помпея». Никола Миньяр, 1658 год

«Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств»

«Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить»

«Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили»

«Слова нынче дешевы»

«Коль нанесли тебе сердечную обиду,

Плати забвением — так гордость нам велит;

Не можешь позабыть — тогда хоть сделай вид,

Не унижай себя»



Бюст Мольера работы Жан-Жака Кафери, 1785 год

«Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают»

«От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова»

«Кто время выиграл — все выиграл в итоге»

«Кто добродетелен, тех травят бессердечно;

Завистники умрут, но зависть будет вечно»

«В душе померк бы день и тень настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали бы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно что не жил…»

Тема урока: Х VII век - эпоха расцвета классицизма в литературе и искусстве.

Жан Батист Мольер. Жизнь и творчество великого французского комедиографа.

Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве».

Цели: дать понимание отличительных особенностей классицизма в литературе и искусстве, условий и причин его возникновения; познакомить с личностью и творчеством французского комедиографа Ж.Б.Мольера; выяснить, в чем причина популярности личности и творчества драматурга; содействовать воспитанию интереса к творчеству Мольера и литературы в целом.

Эпиграф к уроку: « Вот он – король французской драматургии!» М.А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Ж.Б. Мольера, презентация «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера Ж.Б.», таблица «Основные особенности классицизма как литературного направления, роман М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний.

1.Чтение сонетов У. Шекспира наизусть.

2.Почему 2 этап творчества Шекспира называется трагическим?

11. Работа над темой урока.

Слово учителя. Эпоху Возрождения, пережившую крах гуманистических идей, сменила эпоха разума- эпоха классицизма, которая царствовала в век Просвещения.

Что представляет собой век Просвещения? Каковы причины возникновения классицизма – нового литературного направления, господствовавшего в век Просвещения?

1). Лекция учителя (основные положения в виде тезисов записываются в тетради обучающихся)

Классицизм (лат. classicus – образцовый)-художественное направление в литературе и искусстве. Исторические рамки: 17- начало 19 века. Родина возникновения – Италия. Представители: в Италии – Альфьери; во Франции – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер; в России – Сумароков, Княжнин, Ломоносов, Тредиаковский. Теоретические принципы изложены в статье Николя Буало «Поэтическое искусство».

2). Работа с таблицей «Особенности классицизма как литературного направления». (Использую заранее подготовленную в ноутбуке).

3). Знакомство с личность и творчеством Ж.Б. Мольера.

А). Чтение отрывка из романа М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Б). Презентация творческой группы обучающихся «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера».

4). Работа с учебником. Составление хронологической таблицы по творчеству Мольера.

5).Словарная работа. Этимология и значение слов «мизантроп», «тартюф», «невежа» и «невежда».

6). Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве». Действующие лица комедии.

111. Рефлексия.

Чем вызвано возникновение классицизма?

Что характерно для нового художественного направления?

Как вы понимаете слова Булгакова «Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик Х111, он станет более знаменит, чем следующий король, э этого короля назовут…Король Солнце!» ?

Домашнее задание по группам:

1 группа – используя текст комедии составить рассказ о Журдене;

2 группа – доказать, что невежественный человек;

3 группа – сделать анализ композиции комедии.

Мольер (фр. Molière, настоящее имя Жан Батист Поклен; фр. Jean Baptiste Poquelin; крещён 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же) - комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.

В любви притворство очень похоже на правду.

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.

Грамматика повелевает даже царями.

Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.

Дурная жизнь приводит к дурной смерти.

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.

Завистники умрут, но зависть - никогда.

Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах.

Знатное происхождение без добродетели - ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.

Как приятно знать, что ты что-то узнал!

Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.

Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится учёностью, а всякая глупость - разумной речью.

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.

Коль жены думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит;
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя.

Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.

Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.

Кто время выиграл - все выиграл в итоге.

Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,
Того дебют в любви частенько неудачен.

Кто всякому друг, того я другом своим не считаю.

Кто не знал любви, тот все равно что не жил.

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

Кто чересчур насчет рогов опаслив,
Тот вовсе не женись - другого средства нет.

Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы,
А праведники те, что подают пример нам,
Не занимаются кривляньем лицемерным.

Лишь тот блаженство знал,
Кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот все равно что не жил…

Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.

Любовь ревнивца более проходит на ненависть.

Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.

Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств.

Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.

Мы любим иногда, не ведая о том,
А часто бред пустой любовью мы зовем.

Не рассудок управляет любовью.

На свете нет лекарств противу клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.

На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это вложить вам что-нибудь в руку.
Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.

От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком - и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, туг и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглоти, и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

Правдивость не порок.

Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерии.

Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние.
Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Ученость в дураке несноснее всего.

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.

В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир - вот грех, и
чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.