Что объединяет реализм 19 и 20 века. Основные черты философии и эстетики реализма


Основные черты философии и эстетики модернизма:

1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным;

2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую;

3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления;

4) основной категорией модернизма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления «окультуренных» объектов, локализованных в текстах-предшественниках;

5) сверхценной для модернизма является идея построения текста как «путешествия» по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологическим характером;

6) технически усложненная манера письма.

РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Течения, направления, школы

Русского модернизма конца XIX – начала XX

Предсимволизм

Символизм

Поэтические школы 10-х гг.

И. Анненский

ранний К. Бальмонт

Старший символизм

символизм

футуризм

Московская школа

Петербургская школа

А.Белый А. Блок

С. Соловьев

М. Кузмин

Н. Гумилев

А.Ахматова О.Мандель-штам

В. Брюсов

К.Бальмонт

Д. Мережковский

З.Гиппиус Ф. Сологуб

Д. Бурлюк,

Н. Бурлюк,

Е.Гуро, В. Маяковский, В. Хлебников

И. Северянин

РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Типология

Русского реализма конца XIX – начала XX

Классический

«Естественный»

Философско-психологический

Героико-романтический

Экспрессионистический

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Литература:

1. Соколов А.Г

2. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

3. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

4. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

5. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

6. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

Тема 3. Специфика реализма рубежа 19-20 веков

1.Типология реализма: классический реализм, филcофско-психологический реализм, «естественный» реализм, экспрессионистический реализм, соцреализм. Неонатурализм.

2. Особенности поэтики.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.

Основные черты философии и эстетики реализма:

1) мировоззренческие основы - идеи материализма и позитивизма;

2) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам а) социального; б) исторического; в) психологического детерминизма (обусловленности) образов;

3) народность;

4) историзм;

5) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным;

6) стремление познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему;

7) понимание искусства как средства познания человеком самого себя и окружающей действительности;

8) отсутствие запретных тем, т.к. основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость.

9) герой – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.

* Некоторые теоретики литературы отрицают существование реализма как литературного направления, полагая, что с конца 18 до середины 20 века в искусстве бытовал романтизм, в рамках которого выделяются три стадии: собственно романтизм, поздний романтизм (то, что традиционно называют реализмом) и постромантизм (традиционно – модернизм).

Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1) переходный характер (Если во второй половине XIX века реализм был центральным направлением в искусстве, то на рубеже веков с ним начинает соперничать модернизм, значительно влияя на него.);

2) неоднородность (Практически каждый из авторов-реалистов по-своему понимает реализм, выражая свои представления о нем через обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма (Л. Андреев), импрессионизма (А.П. Чехов) и др.);

3) предпочтение отдается малым эпическим формам (Жанр романа – центральный для реалистической прозы второй половины XIX века - практически вытесняется жанрами рассказа, повести.);

4) тяготение реалистических произведений эпического жанра к лиризму;

5) стремление к созданию символических образов.

Типы русского реализма конца XIX – начала XX века

Классический

«Естественный» реализм

Философско-психологичес-кий реализм

Героико-романтический реализм

Экспрессионистический реализм

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Каждый отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности.

С реализмом связаны наивысшие достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему ориентацию в изменившемся мире, поддержать его.

Наиболее яркая реализация идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир – познай человека. Основа: философия антропокосмизма

Идеологическая ангажированность и политическая тенденциозность литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу угла ставится фактор социальной обусловленности.

Реалистические образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение.

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

3. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

5. Соколов А.Г . История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.

6. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

7. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

8. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

9. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

10. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

11. Бялый Г.А. Русский реализм к. 19 в. – Л., 1973.

12. Келдыш В.А. Русский реализм н.20 в. – М., 1975.

Тема 4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева

1. «Естественный реализм» В. Вересаева и А. Куприна. Художественная летописность Вересаева и экстенсивный способ письма Куприна.

2. М. Горький: мифологии реальности.

3. Экспрессионистическая парадигма в творчестве Л. Андреева.

В.В. Вересаев

Специфика мировосприятия, обусловленная крахом народнических идеалов. Текст как «художественная летопись жизни интеллигенции» порубежного периода. Тематика и проблематика: тема интеллигенции, крестьянская тема, тема миссии искусства. Поздний Вересаев: художественное литературоведение.

А.И. Куприн

Экстенсивный способ познания бытия. Специфика поиска и обретения героя. Особенности сюжетосложения: реабилитация авантюрно-приключенческого элемента. Достоевский и Ницше в художественном сознании писателя. Стихийный элемент в прозе Куприна. Тематика и проблематика. Натуралистический компонент в художественной системе писателя.

«Гранатовый браслет»

Жанр: повесть

Тема: история любви мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной

Проблема: поиск ответа на вопрос «Что есть истинная любовь? Чего она требует от человека?»

Стиль: реалистический с выраженными элементами романтизма

Концепция любви в повести

Концепция

Суть концепции

Примеры из текста

Любовь в представлении Желткова

Любовь есть рыцарское служение Прекрасной Даме. Это чувство не требует ответа, ни на чем не настаивает. Любовь предполагает полное самоотречение, поскольку значение для влюбленного имеет только счастье и покой любимого существа. Страдания, причиняемые любовью, принимаются как благо, так как истинная любовь, пусть даже безответная, есть высшее счастье, которое может быть послано человеку.

Например, письмо княгине Вере в день ее именин, прощальное письмо.

Любовь в пред­ставле­нии

князя Василия

Любовь в жизни современного человека – чувство несколько комичное: ему место скорее в старинных романах, нежели в ре­альности, где пылкая страсть зачастую пре­вращается в забавный анекдот. Самый ло­гичный путь развития чувства любви – это перерастание его в чувство дружбы. Однако эта уверенность несколько колеблется после встречи с Желтковым.

Например, альбом князя Василия, где помещены иллюстрированные полу­анекдотические истории любовных увлечений, ге­роями которых являются люди его ближайшего круга (Вера, Людмила и др.)

Любовь в представлении

Веры

Истинная любовь еще не коснулась ее. Сама не испытав этого чувства, она довольствуется спокойными, ровными, скорее дружескими, нежели любовными, отношениями, установившимися между ней и князем Василием. Смерть Желткова демонстрирует ей силу истинной любви, выполняя его последнюю волю, она испытывает своеобразный катарсис – очищение через страдание. Тем самым она вплотную приближается к пониманию подлинной сути любви.

Например, финальные сцены повести: посещение квартиры Желткова после его смерти и прощание с ним, чувства и мысли, вызванные музыкой Бетховена, ощущение, что жить по-прежнему они с князем Василием больше не смогут.

Любовь в пред­ставле­нии

Анны

Главное в жизни – получение максимума впечатлений и удовольствий. Любовь в ре­альности наиболее удачно реализуется в форме легкого флирта, не заставляющего никого страдать, приносящего лишь радость и развлечения.

Например, сцены с Ва­сючком, идея подарка для Веры – старинный молит­венник, переделанный в дамскую записную книжку.

Любовь в представлении генерала Аносова

Истории о любви, рассказанные старым генералом, как нельзя ярче подтверждают концепцию любви, носителем которой в повести является Желтков: истинная любовь требует от человека самопожертвования, самоотречения. Он первым понимает, что жизненный путь Веры пересекла та самая «любовь, о которой мечтают все женщины, но на которую больше не способны мужчины». Выхолащивание сути любовного чувства, с точки зрения генерала Аносова, приведет к катастрофическим для человечества последствиям.

Например, сцена вечерней прогулки после именин Веры – воспоминания генерала Аносова (истории о любви).

А.М. Горький

«Медиумическая» роль личности Горького в русской культурной жизни рубежа веков. Специфика романтической парадигмы в его раннем творчестве: эпигонство или неомифологизация (трансформация мифологии Ветхого Завета и переосмысление мифологии Ницше). Анархические и систематизаторские тенденции в художественном мышлении. Проза раннего Горького. Роман «Мать» - «Евангелие от Максима»?

Дооктябрьское творчество А.М. Горького (1868-1936): пьеса «На дне»

Жанрово-содержательные особенности пьесы –


Похожая информация.


Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн. В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы. В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в. Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности». Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности. Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

В конце XIX - начале XX века в культурной жизни стран Европы борьба между реалистическим и декадентским течениями достигла своего пика. Народ не принял произведений, созданных в духе декадентства, так как была потребность в произведениях реалистических, ясно и правдиво отображающих жизнь.

Писатели-реалисты стремились к смелому и правдивому отображению окружающей действительности. Поэтому этот период получил название реализма, или критического реализма. В этот период представители русской литературы Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов открыли для зарубежных современников новые возможности реалистического творчества.

Ги де Мопассан является несравненным творцом, который в своих произведениях «Жизнь», «Милый друг», «МонтОриоль» и других мастерски обнажал социальные проблемы французского общества.

Творчество американского писателя Дж. Лондона отличалось радикальными настроениями. В его романе-утопии «Железная пята» содержится предупреждение катастрофы и страшных мук, возможно, ожидающих человечество. В автобиографическом произведении «Мартин Иден» писатель раскрывает столкновения в области искусства.
В романах американского писателя Т. Драйзера «Финансист», «Титан» передан обобщенный образ типичного американского монополиста, некоронованного короля, богача Каупервуда, который в борьбе за обогащение использует мошеннические методы, ложь, подкуп.

Р. Роллан в своем многотомном романе «Жан Кристоф» показывает разложение французского и немецкого буржуазного общества. Его герой - композитор Кристоф - страдает, видя подлость, лицемерие, карьеризм.

Книга из этого цикла «Ярмарка на площади» выделяется чрезвычайно резким обличением сатирическими средствами продажных министров,
В этот период особое значение имела сатира. Роман немецкого писателя-сатирика Г. Манна «Верноподданный» и трилогия «Империя» обладают большой обличительной силой. На страницах этих произведений можно увидеть королей и канцлеров, аристократов и чиновников, предавших свой народ, и даже императора Вильгельма II.

Крупным мастером, высмеивающим существующий строй, был французский писатель А. Франс. В его произведении «Преступление Сильвестра Боннара» резко, открыто высмеиваются пороки Третьей республики, моральное разложение правящих кругов, продажность политических деятелей, интриги монархов. Романы, рассказы, статьи признанного американского писателя-сатирика М. Твена наполнены горькой и гневной правдой. Название статьи М. Твена «Соединенные Линчующие Штаты» или же колкие определения: «Сенатор - человек, который издает законы в свободное от тюрьмы время», «Слуги народа - лица, избранные на свои должности для распределения взяток» - уже говорят за себя.

Демократическая литература

Творцы демократической литературы верили в победу принципов равенства и справедливости, творческие силы человека, его способность изменить мир. Одна из представительниц этой литературы - американская писательница Г. Бичер-Стоу. Роман Бичер-Стоу «Хижина дощи Тома» является шедевром мировой литературы. В нем правдиво освещены жизнь рабов и рабовладельцев Америки XIX века, противоречия между ними, бунт негров против рабства. В произведениях «Я и моя жена», «Мы и наши соседи» также правдиво описана американская жизнь.

«Майор Барбара», наряду с критикой пороков общества противопоставляются насилию силы, служащие социальному развитию и справедливости. Рабиндранат Тагор
Французский писатель Виктор Гюго в своих произведениях «Страшный год», «Отверженные», «93-й год» выражает протест против тирании, невежества и несправедливости. Ненависть к колониализму, сочувствие к борющемуся народу, его трагическая жизнь и борьба отверженного трудового человека - вот основные темы его произведений.
Французский писатель Жюль Верн - величайший представитель научно-фантастического романа. Герои произведений писателя «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру земли», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» - смелые, отважные люди, бросающие вызов судьбе, преодолевающие трудности.

Русский писатель Л.Н. Толстой в последние годы своей жизни критиковал экономичекие и социальные порядки, аморальные устои государства, церкви. А.П. Чехов в пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад» показал типичную картину социальной действительности.

Романы этого периода знаменитых японских писателей Рока Токутоми «Куросиво», «Лучше не жить», Наоэ Киносита «Огненный столп» были направлены против феодальных пережитков, влияния Европы на самобытность японской культуры.

Китайский поэт Хуа Цзунсян в своих стихах призывал народ к борьбе против иностранцев.

Метод критического реализма использовали в своих произведениях и другие мастера слова. Ли Баоцзя прославился своим романом «Наши чиновники», У. Войяо - романом «В течение двадцати лет», Лью Е - романом «Путешествие Jiao Сана», Цзен Пу - романом «Цветы в гневном море». В своих произведениях писатели защищали национальную культуру от иносторанного влияния, вскрывали социальные противоречия общественной жизни страны.

Натурализм

Натурализм произвел революцию в художественном отображении действительности. Группа деятелей искусства, изображавших жизнь того периода в остро сатирических художественных красках, назвала себя натуралистами. Представитель этого течения великий французский писатель Эмилъ Золя поставил перед собой цель показать статус, образ жизни и психологию всех классов и социальных групп Франции. 20-томная серия Эмиля Золя «РугонМаккары» посвящена изображению жизни и социальной истории одной семьи в период Второй империи. Романы «Жерминаль» и «Разгром» считаются вершиной его творчества.

Из представителей натурализма в Италии можно отметить Луиджи Капуана и Джованни Вега. В своих произведениях они с художественным мастерством отразили тяжелую жизнь народа Южной Италии и борцов против ее угнетения. Из американских натуралистов Стивен Крейн в своем произведении «Алый знак доблести» и Френк Норрис в произведении «Спрут» подняли сложные социальные вопросы.

Декадентство нашло отчетливое выражение во французской литературе и оказало чрезвычайно сильное влияние на символизм, в котором главенствовали прозванные «Проклятыми поэтами» П. Верлен, А. Релебо, С. Малларме.

Демократическая литература - литература, служащая не интересам правящих классов, а интересам народа, его будущему, воспитывающая людей в духе веры в светлое будущее, правдиво отражающая действительность.
Декадентство (лат. decadentia - упадок) - общее наименование кризисных, упадочных явлений в европейской культуре. Течение, отображавшее пессимизм, настроение безысходности, отвращение к жизни.

Долгое время в литературоведении господствовало утверждение, что в конце XIX столетия русский реализм переживал глубокий кризис, период упадка, под знаком которого развивалась реалистическая литература начала нового века вплоть до возникновения нового творческого метода — социалистического реализма.

Однако состояние самой литературы противится данному утверждению. Кризис буржуазной культуры, резко проявившийся в конце века в мировом масштабе, нельзя механически отождествлять с развитием искусства и литературы.

Русская культура этого времени имела свои негативные стороны, но они не были всеобъемлющими. Отечественная литература, всегда связанная в своих вершинных явлениях с прогрессивной общественной мыслью, не изменила этому и в 1890—1900-е гг., ознаменованные взлетом социального протеста.

Рост рабочего движения, показавшего появление революционного пролетариата, возникновение социал-демократической партии, крестьянские волнения, всероссийский размах студенческих выступлений, участившиеся выражения протеста прогрессивной интеллигенции, одним из которых была демонстрация у Казанского собора в Петербурге в 1901 г., — все это говорило о решительном переломе общественных настроений во всех слоях русского общества.

Возникла новая революционная ситуация. Пассивность и пессимизм 80-х гг. были преодолены. Все были охвачены ожиданием решительных перемен.

Говорить о кризисе реализма в пору расцвета чеховского дарования, появления талантливой плеяды молодых писателей-демократов (М. Горького, В. Вересаева, И. Бунина, А. Куприна, А. Серафимовича и др.), в пору выступления Льва Толстого с романом «Воскресение» — невозможно. В 1890—1900-е гг. литература переживала не кризис, а период интенсивных творческих поисков.

Реализм видоизменялся (менялась проблематика литературы и ее художественные принципы), но не терял своей силы и своей значимости. Не иссяк и его критический пафос, достигший в «Воскресении» своей предельной мощи. Толстой дал в своем романе всесторонний анализ русской жизни, ее общественных институтов, ее морали, ее «добродетели» и всюду обнаружил социальную несправедливость, лицемерие и ложь.

Г. А. Бялый справедливо писал: «Обличающая сила русского критического реализма в конце XIX века, в годы непосредственной подготовки первой революции, достигла такой степени, что не только крупные события в жизни людей, но и мельчайшие бытовые факты стали выступать как симптомы совершенного неблагополучия общественных порядков».

Не успела еще «уложиться» жизнь после реформы 1861 г., а уже становилось ясно, что капитализму в лице пролетариата начинает противостоять сильный противник и что социальные и экономические противоречия в развитии страны все более усложняются. Россия стояла на пороге новых сложных перемен и потрясений.

Новые герои, показ того, как рушится старое мировоззрение, как происходит ломка устоявшихся традиций, основ семьи, взаимоотношений отцов и детей — все это говорило о коренном изменении проблемы «человек и среда». Герой начинает противостоять ей, и это явление уже не единично. Тот, кто не замечал этих явлений, кто не преодолел позитивистской детерминированности своих персонажей, терял внимание читателей.

Русская литература отобразила и острое недовольство жизнью, и надежду на ее преобразование, и волевое напряжение, зреющее в народных массах. Юный М. Волошин писал матери 16 (29) мая 1901 г., что будущий историк русской революции «будет отыскивать ее причины, симптомы и веянья и в Толстом, и в Горьком, и в пьесах Чехова, как историки французской революции видят их в Руссо и Вольтере, и Бомарше».

На первый план в реалистической литературе начала века выдвигается просыпающееся гражданское сознание людей, жажда активности, социального и морального обновления общества. В. И. Ленин писал, что в 70-е гг. «масса еще спала. Только в начале 90-х годов началось ее пробуждение, и вместе с тем начался новый и более славный период в истории всей русской демократии».

Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию. Примечательно суждение А. С. Суворина, который, не являясь сторонником прогрессивных взглядов, тем не менее с большим интересом следил за творчеством Горького 90-х гг.: «Бывало прочтешь вещь Горького и чувствуешь, что тебя поднимает со стула, что прежняя дремотность невозможна, что что-то нужно делать! И это нужно делать в его сочинениях — было нужно».

Менялась ощутимо тональность литературы. Широко известны слова Горького о том, что настала пора героического. Сам он выступает как революционный романтик, как певец героического начала в жизни. Ощущение нового тонуса жизни было свойственно и другим современникам. Можно привести немало свидетельств тому, что читатели ждали от писателей призыва к бодрости и борьбе, а издатели, уловившие эти настроения, хотели содействовать появлению таких призывов.

Вот одно из таких свидетельств. Начинающий писатель Н. М. Катаев сообщает 8 февраля 1904 г. товарищу Горького по издательству «Знание» К. П. Пятницкому, что издатель Орехов отказался опубликовать том его пьес и рассказов: издатель ставит своей задачей печатать книжки «героического содержания», а в произведениях Катаева нет даже «бодрого тона».

Русская литература отразила начавшийся в 90-е гг. процесс распрямления угнетенной ранее личности, обнаруживая его и в пробуждении сознания рабочих, и в стихийном протесте против старого миропорядка, и в анархическом неприятии действительности, как у горьковских босяков.

Процесс распрямления был сложным и охватывал не только «низы» общества. Литература многообразно освещала это явление, показывая, какие неожиданные формы порою оно принимает. В этом плане недостаточно понятым оказался Чехов, стремившийся показать, с каким трудом — «по капле» — преодолевает человек раба в себе.

Обычно сцена возвращения Лопахина с торгов с известием, что вишневый сад теперь принадлежит ему, трактовалась в духе упоения новоявленного хозяина своей материальной силой. Но у Чехова за этим стоит и другое.

Лопахин покупает имение, где господа драли его бесправных родичей, где сам он провел безрадостное детство, где до сих пор раболепно служит его родственник Фирс. Лопахин упоен, но не столько своей выгодной покупкой, сколько сознанием, что он, потомок крепостных, бывший босоногий мальчишка, становится выше тех, кто претендовал ранее на полное обезличивание своих «рабов». Лопахин упоен сознанием своей уравненности с барами, что отделяет его поколение от первых скупщиков лесов и имений разорявшегося дворянства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.