Образы героев произведения евгений онегин. Евгений онегин


План характеристики литературного героя:
1. Где родился и живёт Онегин, каково его положение в обществе?
2. Какое образование получил Онегин, было ли такое образование исключением в дворянской среде?
3. Чем занят Онегин, чем увлекается, какие книги читает?
4. Как повлияла на Онегина светская жизнь?
5. Какие четы героя отмечает подружившийся с ним автор романа?
6. Чем занят Онегин в деревне?
7. Что узнаёт Татьяна об Онегине в его доме?
8. Как автор романа оценивает ответ Онегина на письмо Татьяны?
9. Почему Онегин принял вызов Ленского?
10. Как чувствует себя после дуэли и путешествия?
11. Что приносит Онегину встреча с Татьяной в высшем свете?

Онегин — молодой столичный аристократ 20-х годов XIX в., получивший типичное аристократическое воспитание под руководством гувернеров. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде: он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, поверхностно — историю, имел даже представление о политэкономии Адама Смита. Такое образование, безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его, на взгляд общества, блестящим представителем светской молодежи своего времени. На светскую жизнь у Онегина ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше окружавшей его толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой и праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование жизнью. Томясь скукой, Онегин пробует искать смысла жизни в какой-либо деятельности. Его при влекла литературная работа. Но попытка писать «зевая», от скуки, не могла, конечно, увенчаться успехом. Отомстила за себя и система его воспитания, не приучившая его к труду: «ничего не вышло из пера его».
Онегин начинает читать. И это занятие не дало результатов: Онегин «читал, читал, а все без толку», и задернул полку книг «траурной тафтой».

В деревне, куда Онегин уехал из Петербурга для получения наследства, он делает еще одну попытку практической деятельности. Характер Онегина раскрывается дальше в следующем сюжетном плане: дружба с Ленским, знакомство с Татьяной Лариной, дуэль с Ленским, путешествие, любовь к Татьяне и последняя встреча с ней. По мере развития действия романа обнаруживается сложность натуры Онегина. Онегин выступает в романе как яркая, незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества, как одарённостью натуры, так и душевными запросами.

«Резкий, охлажденный ум», «мечтам невольная преданность», неудовлетворенность жизнью — вот что создавало «не подражательную странность» Онегина и возвышало его над средой «самолюбивой ничтожности». Вслед за характеристикой Онегина в первой главе Пушкин вспоминает свои мечты о свободе («Придет ли час моей свободы?») и добавляет:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.»

Эти строки проливают свет еще на одну важную черту душевного облика Онегина — на его вольнолюбие. «Знаком ли вам? И да, и нет … » спрашивает и отвечает Пушкин, словно сомневаясь, что читатель правильно поймет сложный общественный тип Онегина. А герой романа был действительно таким общественным типом, отдельные черты которого Пушкин мог раскрыть только намеками. «Онегинство» было распространенным явлением в России в годы, когда писался роман. Объяснение этого явления нужно искать в общественно-политической обстановке страны. В 20-е годы «дней александровых прекрасное начало» уже минуло, сменившись реакцией. Уделом лучших людей русского общества становились скука, разочарование. Отмечая именно это, Пушкин писал в 1828 г. о князе П. Вяземском: «Как мог он на Руси сохранить свою веселость?» Правда, в кругах наиболее передового русского общества уже назревало политическое движение, которое привело потом к восстанию декабристов. Но это было тайное движение, которое не охватывало всех передовых людей. Большинству русской интеллигенции оставалось или идти на службу, т.е. присоединиться к толпе «хопопьев добровольных», или стать в стороне от правительственного курса политики, оставаясь праздными наблюдателями общественной жизни.

Онегин избрал второе. Позиция Онегина — позиция праздного человека, но эта позиция была формой протеста против официальной России. Трагедия Онегина заключалась в его «душевной пустоте», Т.е. в том, что у него не было положительной программы, высоких целей, которые наполнили бы его жизнь общественным содержанием. Жизнь его — жизнь «без цели, без трудов». Не становясь на сторону правительства, Онегин не участвует и в борьбе с правительственной реакцией. Он остается в стороне от действующих исторических сил, выражая недовольство жизнью лишь В «злости мрачных эпиграмм». Этой пассивности способствовали и некоторые свойства его характера: барское отвращение к труду; привычка к «вольности и покою», безволие и ярко выраженный индивидуализм (или «эгоизм», по выражению Белинского). Онегин заслужил право быть главным действующим лицом романа, но жизнь обрекла его на роль главного бездействующего лица истории. Уделом Онегина становятся жизнь скитальца и одиночество. Вернувшись в Петербург после путешествия, он всем «кажется чужим». Он оказывается «лишним человеком» в своем обществе. Так называли людей, которые, возвышаясь над окружающей средой, оказывались неприспособленными к жизненной борьбе и терпели крушение и в общественной жизни, и в личном быту.

Роман заканчивается сценой встречи Онегина с Татьяной после трехлетней разлуки. Как сложилась дальнейшая судьба Онегина? Есть основание думать, что потрясение, испытанное Онегиным, могло послужить к его возрождению. Действительно, сохранившиеся отрывки десятой (сожженной) главы романа позволяют утверждать, что автор предполагал ввести Онегина в кружок декабристов. Но эта новая страница жизни героя была только намечена автором, но не раскрыта. В романе Онегин предстает как живой символ «лишних людей» своей эпохи.

Подведем итоги прочитанного.

Евгений Онегин — молодой человек, петербургский аристократ, получивший поверхностное, оторванное от национальной почвы домашнее образование.

Гувернёр-француз не заботился о нравственном воспитании Евгения, не приучил его к труду, поэтому основное занятие Онегина, вступившего во взрослую жизнь, — погоня за удовольствиями.

Представление о том, как он прожил восемь лет в Петербурге, даёт описание одного дня героя. Отсутствие серьёзного дела и постоянная праздность наскучили герою и привели его в молодые годы к разочарованию в светской жизни. Попытка заняться делом не приносит результатов, так как он не умеет трудиться.

Жизнь в деревне не стала для него спасением, так как смена обстановки без работы
над собой, внутреннего духовного перерождения не избавила Онегина от хандры.

Важно увидеть, как герой проявляет себя в дружбе и любви. Приходим к выводу, что Онегин, покорявший светских красавиц, поступил благородно по отношению к Татьяне.

Роман в стихах Евгений Онегин, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным, является центральным в его творчестве. В произведении множество ярких, по-своему уникальных героев, в том числе и сам Александр Сергеевич, который ввел себя в роман в качестве персонажа.

Евгений Онегин

Евгений Онегин – один из главных героев романа, относится к типу «лишнего человека» в литературе. «Лишний человек» - это литературный герой, имеющий исключительные таланты, но не способный реализовать их в обществе, не находящий для них нужного применения.

Онегин – молодой богатый дворянин, живущий в Петербурге. Евгений родился «на брегах Невы», он был обычным ребенком в совершенно обычной дворянской семье. Отец не занимался его воспитанием, а француз «учил его всему шутя».

Юность героя проходит в столице. Онегин модно одет, подстрижен, изъясняется по-французски и танцует мазурку. Евгений не имеет образования, но отличается начитанностью, остроумием и широким кругозором. Герой интересуется культурными, историческими и политическими вопросами. Окружающие решают, что Онегин «умен и очень мил». Однако свет не интересовался внутренними качествами героя, люди смотрели лишь на его оболочку, они не знали, каким на самом деле он был человеком.

Автор не идеализирует Евгения Онегина, наделяя его такими чертами характера, как лицемерие, эгоистичность, равнодушие, холодность. Хандра, неудовлетворенность жизнью, скука, однообразие разочаровывает героя.

Онегин душевно пуст, подвержен хандре, его жизнь однообразна и скучна, потому что напрямую зависит от мнения фальшивого высшего света. Онегину скучно, «упорный труд ему тошен».

Переломным моментом в жизни героя становится убийство Ленского. Онегин вдруг начинает понимать ничтожность своего прежнего существования. Он отправляется в путешествие в надежде измениться и успокоить свою совесть. Возвращается в Петербург он уже совершенно другим человеком. На этом развитие характера главного героя обрывается, Александр Сергеевич оставляет финал открытым.

Татьяна Ларина

Еще одна главная героиня романа в стихах – Татьяна Ларина. Это девушка из небогатой семьи, живущая в провинции. Пушкин делает героиню своей любимицей, наделяя скромностью, невзрачностью, простотой, наивностью, но вместе с тем глубоким внутренним миром.

Татьяна предстает перед читателем поэтичной молодой девушкой, познающей мир вокруг себя через страницы своих любимых романов. Она замкнута и погружена в собственные чувства.

В детстве Татьяна не любила играть в куклы и гулять с подружками, ей было по душе слушать рассказы своей няни, вышивать или сидеть в одиночестве за книгой.

Увидев Евгения Онегина и сравнив его с байроническим героем своего любимого романа, Татьяна поддалась порыву чувств, что совершенно ей не свойственно, и призналась любимому в любви. Татьяна Ларина, будучи наивной, нежной и кроткой, не ожидала услышать отказ. И это разбило ей сердце.

В конце романа читатель видит уже совсем другую Татьяну Ларину. Эта Татьяна повзрослела, превратилась в красивую, мудрую, рассудительную, благородную женщину. Она держится гордо, ровно и холодно, так как полагается в высшем обществе. Татьяна продолжает любить Онегина, но старательно скрывает чувства, глубоко уважая своего мужа. Чувство долга и собственного достоинства она ставит превыше всего, сохраняя честь и верность моральным принципам.

Владимир Ленский

Владимир Ленский представлен в романе как антипод Евгения Онегина. Он совсем еще молодой, наивный, по-своему глупый, сентиментальный поэт-романтик. Ленский, выучившись в Германии, возвращается домой, полный надежд и стремлений.

Несмотря на противоречивые характеры и разные взгляды на мир, Ленский легко сходится с Онегиным и становится его лучшим другом: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...».

Владимир еще не поддался влиянию развращенного света, она искренен, стыдлив и робок, краснеет от улыбки любимой девушки, позволяя себе только коснуться края ее одежды или волос.

Ленский, этот вспыльчивый, нежный, романтичный, вдохновленный жизнью поэт, погибает на дуэли от рук Онегина: «Чуть из младенческих одежд, увял!».

Ольга Ларина

Ольга Ларина – полная противоположность Татьяны Лариной, ее младшая сестра. Ольга имеет ветреный характер, беспечна, кокетлива, отличается от сестры «невинной прелестностью». Героине нравится заигрывать с Ленским, хотя она и не принимает его всерьез. Ольга не отличается глубоким внутренним миром, «в чертах у Ольги жизни нет», глупая, легко увлекается мужчинами. Она не тоскует по погибшему Ленскому и совсем скоро после его гибели выходит замуж. Автор создает образ красивой, но глупой и пустой куклы.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин достоверно показал картину типичной дворянской жизни, образ мышления, моральные принципы и ценности этого общества.

Персонажи романа

Роман "Евгений Онегин" был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1831 году. Это произведение актуально и до сих пор. И неудивительно, ведь в нём поднимаются очень важные и актуальные по сей день проблемы. Кроме того, роман примечателен яркими персонажами, характеры которых не только влияют на сам сюжет, но и являются средством автора, чтобы показать читателю, какими разными бывают люди. Рассмотрим основных героев более подробно.

Главный герой - Евгений Онегин . Молодой повеса, уставший от всего, прожигатель жизни, который присытился светским обществом. Именно в этом обществе он и вырос, именно в нём приобрёл свои качества. Евгений холоден, равнодушен, коварен и, отчасти, умён. Он чтит науку, идёт в ногу со временем, но в то же время читатель понимает, что это всего лишь следование моде, которая принята в высшем свете. Даже отношение к любви у Онегина основывается на идеалах светского мира. Можно ли назвать Онегина благородным? Ничуть, но он как Печорин в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" является героем современности Пушкина. Поэтому, нельзя с уверенностью говорить о том - плох моральный облик главного героя романа или всё-таки нет.

Про Евгения Онегина, в частности, можно отметить, что он способен к дружбе. Взаимоотношения с Ленским были самой настоящей дружбой, когда один человек полностью дополняет другого. Но только равнодушие Онегина, вспыльчивость Ленского и ветреность Ольги привели к тому, что Владимир умер, а Евгений лишился, возможно, единственного своего друга. Также, история с Татьяной хоть и печальна, но вина полностью лежит на Онегине, и он это понимает. Читатель может только посочувствовать главному герою и сделать вывод, что порой хладнокровие, принципы, которые не соответствуют человеческой натуре и равнодушие могут привести к трагичным последствиям.

Второй главный персонаж этого романа - несомненно Татьяна Ларина . Старшая дочь в семье Лариных, "серая мышка", чувственная, нежная и очень искренняя натура. Татьяна мила не только автору, но и читателю, ведь она совместила в себе качества простой русской девушки и качества дочери знатного дворянина. Также она показала то, как может измениться человек в новых условиях и в то же время остаться самим собой.

Выйдя замуж за генерала Татьяна стала подлинной аристократкой, но сохранила свои личные качества. Она осталась всё той же романтичной натурой, ранимой и слегка печальной. Никто не может сомневаться в том, что любовь Лариной старшей к Онегину была самой настоящей и искренней любовью, на которую только способны люди. Однако отказ Евгения не только до боли разочаровал Татьяну, но и преподал ей жизненный урок. Так, при повторной встрече с Онегиным, она предпочла брак бурному роману с тем, кого она так горячо любила. Это свидетельствует о том, что Татьяна человек принципа и благородства.

Яркий второстепенный персонаж - Владимир Ленский . Он молод, горяч, вспыльчив, страстен и мечтателен. Онегин - его полная противоположность, и именно это привлекает юного поэта к столичному повесе. У Владимира была невеста - заурядная хохотушка Ольга. Смею предположить, что из-за её легкомыслия и принципиальности Ленского произошла смертельная дуэль. Владимир во время неё, но читатель изначально понимает, что оба друга не хотят стрелять друг в друга, но конфликт - дело принципа. Также, стоит отметить, что в знаменитых строчках о стихах и прозе, льде и пламени - Ленский выступает в роли всего страстного и живого.

В дружбе с совершенно ледяным и прозаичным Евгением Владимир - горячее слово поэзии, приносящее оживление и действие. Можно сделать вывод, что смерть Ленского была самой большой трагедией Онегина, а также, что любовь между Ольгой и Владимиром была что ни на есть кратковременным порывом. Доказательством этого является тот факт, что Ольга практически сразу после смерти ушла к офицеру.

И последний персонаж, о котором сказали так много и не сказали ничего - Ольга . Младшая сестра Татьяны, любимица в семье Лариных. Если бы Татьяна была луной, то Ольга - самым ярким солнцем. Юнна, обворожительна и просто прекрасна. Все эти качества Ольги приводят к тому, что она всегда находится в центре мужского внимания. И, как говорилось ранее, из-за её неразумных действий погиб её жених, и погиб он от рук собственного друга. Но Ольга, предположительно, не берет грех на свою душу, и, недолго погоревав, выходит замуж за перспективного офицера.

Также, основными второстепенными героями нельзя не называть супругов Лариных . Именно они породили двух прекрасных и абсолютно разных меж собой девушек. На момент развития истории отца, Дмитрия Ларина, уже нет в живых. Читатель знает о нём только то, что он был человечным и добрым дворянином в чине бригадира. Его жену, Прасковью Ларину, выдали насильно замуж, по принципу "стерпится-слюбится". И в самом деле между Лариными возникла любовь, а её плодами были две сестры. Супруги крайне близки к своим крепостным и традициям русского народа. Это разительно отличает их от светского дворянства. Но это не противоречит тому факту, что Ларины - добрые, гостеприимные люди, у которых мораль и принципы стоят превыше всего.

В заключение, хочется сказать, что именно персонажи романа "Евгений Онегин" дают краски этому произведению. Их контраст, образы, качества и характеры - всё это способствовало тому логичному ходу событий. Кроме того, через образы главных и второстепенных героев Александр Сергеевич Пушкин показал читателю, каковы последствия могут быть от того или иного характера поведения.

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Картина К. И. Рудаковой "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.

Образ Автора проявляется в многочисленных «лирических отступлениях» романа, которые выстраиваются в особую сюжетную линию.
Уже из 1 главы читатель понимает, что А. гоним и, возможно, сослан. О родном Петербурге А. рассказывает сквозь грустную дымку разлуки. Мы узнаем, что молодость автора пронеслась, как и у Онегина, в вихре света. Теперь об этом ему приходиться лишь вспоминать.
Знакомство А. с Онегиным происходит, когда обоих настигает хандра. Это сближает героев. Но А., в отличие от Онегина, по-другому справляется с тоской. Он уходит в политическую оппозицию, о чем мы узнаем по его намекам на свое изгнанничество.
А. живет вдали от столиц: сначала где-то на юге, затем – в своем имении. Здесь он занимается творчеством: пишет стихи и читает их «старой няне да уткам».
Постоянно вторгаясь в повествование, ироничный А. создает иллюзию свободного течения романной жизни. Рассуждение о поэтической славе, о неприступных красавицах, о русской речи, о любви к самому себе, об альбомах уездных барышень и светских дам, о достоинствах разных вин, литературоведческая полемика, - все это вводит в роман пласты русской действительности и делает его «энциклопедией» русской жизни. Благодаря этому А. становится посредником между романной жизнью и действительностью. От главы к главе А. меняется. В своих симпатиях он постепенно перемещается от Онегина к Татьяне, его идеалы становятся более патриархальными, национальными. В конце 6 главы А. заглядывает в свое будущее: «Ужель мне скоро тридцать лет?» Близится перелом в душе А., вместе с тем меняются и его жизненные обстоятельства: изгнание окончилось, он снова в свете. 8 глава дает совершенно новый образ А. Как и у Онегина, у А. в конце романа начинается новый виток судьбы. На его пороге он вспоминает свои истоки – Лицей, первое появление Музы и т.д. Именно глазами своей Музы А. смотрит на Татьяну и Онегина в конце романа. В финале произведения А. уподобляет роману саму жизнь, где реальность и вымысел перепутаны и тесно переплетены.


Владимир Ленский – антипод Онегина, призванный оттенить качества этого героя.
Л. приезжает в свое имение «из Германии туманной», где он стал поклонником философа Канта и романтическим поэтом.
Л. довольно близко сходится с Онегиным, вводит его в дом Лариных, знакомит с Татьяной и своей невестой Ольгой. Раздраженный Онегин начинает притворно ухаживать за Ольгой за две недели до их свадьбы с Л. Из-за этого герой вызывает Онегина на дуэль, на которой погибает.
В романе Л. 18 лет, он богат и хорош собою. Все поведение Л., его речь, облик («кудри черные до плеч») указывают на свободомыслие, на новомодный романтизм героя. Большим романтизмом отличается и поэзия Л.: он поет «нечто и туману даль», пишет «темно и вяло».
Л. влюбляется в Ольгу, видит в ней романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. Но герой жестоко ошибается в своей возлюбленной и платит за это жизнью.
Несмотря на все модные веяния, которые Л. привез из Германии, в душе он остается милым, простым, не слишком утонченным и не слишком глубоким русским помещиком.
Такая раздвоенность личности героя привела к трагическому финалу: Л. умирает на дуэли, т.к. совместить противоположности его характера невозможно. Если бы Л. стал поэтом или героем, он все равно бы не утратил худших помещичьих черт; если бы он стал уездным помещиком, то все равно бы пописывал стишки. Но в любом случае, не был бы счастлив.


Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что О. любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную О., а придуманный им романтический образ.
О. – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата. Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение О., например, на именинах Татьяны. Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у О. не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.
О. не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.
Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского О. оплачет и очень скоро забудет. «С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.


Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.
О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато герой полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». О. развлекается всеми способами: посещает театр, балы, дружеские ужины, светские обеды и т. д. Но вскоре герой разочаровывается во всем. Его охватывает «хандра». Причина тоски О. – его душевная пустота. Внешний блеск героя указывает на внутренний холод, его язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. О. сам осознает свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, О. едет в деревню к заболевшему дяде. Здесь он знакомится с Ленским, который представляет его семье Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в О. и признается ему в своих чувствах. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но О. отказывает девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни. Спустя некоторое время оскорбленный О. Ленский вызывает героя на дуэль, где погибает от его руки. Гибель юного Л. потрясает О. Он уезжает путешествовать. В конце романа О. появляется вновь. Он прибывает в Петербург, где встречает вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, О. открывает в своей душе способность искренне любить («как дитя»). Письмо, которое он пишет Татьяне, подтверждает это. Не получив ответа, О. в отчаянье принимается читать без разбора, пробует сочинять. Но, если в деревне он читал «по обязанности» и от скуки, то теперь от страсти. От страсти он совершает и «неприличный» поступок: посещает Татьяну без предупреждения, в ее уборной. Пустота героя начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все надежды О., но в то же время произвел в нем переворот всех его мыслей и душевных чувств. Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе О., переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.


Татьяна Ларина – главная героиня романа.
Само имя героини, традиционно простонародное, указывает на ее связь с национальными корнями, с миром провинциальной русской жизни.
В первой части романа Т. предстает уездной 17-летней барышней. С детства она тиха, задумчива, дика. Ее внутренний мир сформирован, с одной стороны, укладом русской помещичьей жизни, с другой стороны, миром сентиментальных романов, которые она так любила. В миг, когда пред ней предстает Онегин, Т. ждет возвышенной любви и готова влюбиться «в кого-нибудь», лишь бы он походил на романтического героя. Т. пишет о своей любви к О. в письме, нарушая все нормы поведения ее времени. Но Онегин отказывает девушке, а позже совсем уезжает из деревни. Оставшись одна, Т. посещает деревенский кабинет О., пытаясь понять его внутренний мир. Рассматривая обстановку, пометы на полях книг, ей открывается истина: «Уж не пародия ли он». Зимою Т. везут в Москву на «ярмарку невест», где на нее обращает внимание «какой-то важный генерал». В конце романа мы видим совсем другую Т. – светскую красавицу-даму, молодую княгиню. Несмотря на внешние изменения, героиня сумела сохранить все лучшие внутренние качества: душевную тонкость, глубину, благородство и т. д. О. влюбляется в Т., но та не отвечает на его письмо и при встрече «делает отповедь» герою: «Тогда …Я вам не нравилась…Что ж ныне Меня преследуете вы?» В ее монологе чувствуется тайная любовь к Онегину, но в то же время достоинство и смирение пред жизненным долгом («Но я другому отдана И буду век ему верна»).

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей - он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
>Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Евгений Онегин Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.
Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией. Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля.

Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
. Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
. Основа мира Татьяны - народная культура.
. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
. Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
. Интуиция, проницательность, природный ум.
. Доброе расположение автора к обоим героям.