Сценарий праздника "взрослые и дети". Сценарий праздника «Неразлучные друзья-взрослые и дети



Сценарий праздника «Взрослые и дети»
Составила учитель начальных классов МОУ лицея № 14 г.о. Жуковский
Русина Татьяна Игоревна
Ведущий.
Зерно прозревает в земле,Дитя прозревает в семье.В семье человек вырастает,И все, что потом обретает,Приходит к нему не извне.
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он спросил старца, главу семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Тогда старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово “понимание”.
До сих пор во многих домах, особенно в деревнях, на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников, а в центре, на видном месте увеличенные портреты глав семейства: отца и матери.
Родители и Родина – слова одного корня. Эти святые слова помогают нам понять, полюбить родной язык, родную природу, традиции своего народа.
Как здорово, что сегодня в нашем классе собрались представители нескольких поколений замечательных семей. Ведь во все времена шли по жизни рядом молодость и мудрость, опыт и юношеский максимализм. Так будет всегда, пока есть на земле взрослые и дети.
Звучит музыка. Идет показ слайдов с семейными фотографиями.
Звучит песня “Взрослые и дети”.
Взрослые и дети
1.Живут на свете взрослые:
Большие и серьёзные.
Им, порою, некогда
Заглянуть в окно.
О мире рассуждают
За стенами квартир
И не замечают,
Как изменился мир.
ПРИПЕВ
Давайте, давайте
Нас на руки возьмите
И поднимите на своё плечо.
Давайте, давайте
Все вместе поиграем.
Все вместе поиграем
И песенку споём.
2.Живут на свете милые
Весёлые ребята:
Смешные, шаловливый,
Как я или, как ты.
О волшебстве и чуде
Читаем книжки мы.
Посмотрите все вокруг,
Как прекрасен мир.
ПРИПЕВ
Давайте, давайте
Нас на руки возьмите
И поднимите на своё плечо.
Давайте, давайте
Все вместе поиграем.
Все вместе поиграем
Солнечным лучом.
3. Живут на удивительной,
Загадочной планете
И взрослые – родители,
И маленькие – мы.
И если всей душою
Останемся, как дети -
Будет интереснее
И краше станет мир.
ПРИПЕВ (2 раза)
Давайте, давайте
Нас на руки возьмите
И поднимите на своё плечо.
Давайте, давайте
Все вместе поиграем.
Все вместе поиграем
И песенку споём (солнечным лучом).
Ведущий. Как нужна человеку родная семья, дом с теплом бескорыстным и светом. А главное в этом доме – мама.
1-й ученик: Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
2-й ученик: Мама… Ты еще не умел говорить – она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить. Она прочитала тебе первую книгу. От нее ты узнал, как зовут птиц. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Ведущий: И когда я задаю вопрос: с чего начинается любовь к Родине, ответ оказывается простым и естественным – с любви к матери. В своих сочинениях наши ребята искренне написали много тёплых слов о своих мамочка.
Отрывки из сочинений.
3-й ученик: Что значит слово «мама» для меня? В нем твоя чуткость, теплота сердечная, Готовность похвалить, простить, понять, Твоя любовь, терпенье бесконечное.
4-й ученик: Твой голос милый ясно слышу в нем, Он силы придает и вдохновение, Меня ты рада поддержать во всем, А если надо – даришь утешенье.
5-й ученик:В тебе источник всех моих побед, Моих успехов и душевной силы. Что значит слово «мама»? Это свет, которым весь мой путь ты озарила.
6 ученик: В нем доброта твоих любимых рук, Их нежностью вся жизнь моя согрета. Ты, мамочка, мой самый близкий друг! Спасибо тебе, милая, за это!
Дети исполняют песню «Наши мамы самые красивые». Показ слайдов.
Наши мамы самые красивые
Песня улетает в небо синее Из большого школьного окна, Наши мамы самые, самые красивые, Песню подарила им весна. Наши мамы самые, самые красивые, Песню подарила вам весна. Больше не метёт зима порошею, Солнце к нам заглядывает в класс, Наши мамы самые, самые хорошие, Кто об этом знает лучше нас. Наши мамы самые, самые хорошие, Кто об этом знает лучше нас. Белые, как перья лебединые, Вдаль плывут пушинки облаков, Наши мамы самые, самые любимые, В мире, полном звёзд и васильков. Наши мамы самые, самые любимые, В мире, полном звёзд и васильков. Радуги играют переливами, Светят над просторами земли, Наши мамы самые, самые счастливые, Это мы в глазах у них прочли. Наши мамы самые, самые счастливые, Это мы в глазах у них прочли.
Сценка «Разговор»
Мальчик1: Наш звонок ужасно звонкий,
Вылетаю в коридор…
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор.
Девочка 1: А у нас был практикант! Это раз!
Написали мы диктант! Это два!
В-третьих, мы читали книжку,
Там про одного мальчишку,
Изобрёл он вертолёт:
Летает задом наперёд! А у вас!
Мальчик 2: А у нас Наташка – плакса,
У неё в тетради – клякса,
Кляксу Натка не сотрёт,
Из-за кляксы день ревёт! А у вас?
Девочка 2: А у нас - цветы на стенке,
А ещё на стенке – план…
А ещё не любит пенки
В молоке один пацан… А у вас?
Мальчик 3: А у нас Васильев Петя
Он сильнее всех на свете –
Двум мальчишкам нос разбил!
Папа в школу приходил…
Девочка 3: Любит сладости Андрюша,
Вечно что-то он жуёт…
Он один полторта скушал –
Десять дней болел живот! Вот!
Мальчик 4: А мой папа – чемпион!
Ходит он на стадион:
Он кидает кверху гири –
Будет самым сильным в мире!
Девочка 4:Хоть мужчины и сильны –
Не умеют печь блины…
Вы мужчины, недотёпы,
Вас воспитывать, учить:
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить!
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор потребляя,
Вы ложитесь на диван!
Мальчик 5: От мужчины нету толка?
Это нам талант не дан?
Кто прибил на кухне полку?
Починил на кухне кран?
Девочка 5: Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну, а больше толку нет!
Мальчик 6: Ты, колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льёте слёзы
И к тому же без причин…
Ты обидные слова
Говоришь, робея…

Мальчики: Папа в доме голова
Девочки: А мама в доме – шея!
Мальчик 1: Я махнул рукою Свете.
Эх! В буфет я не успел:
Вот всегда девчонки эти
Оторвут от важных дел!
Девочка 6: Нет! Решать не надо в споре,
В коридорном разговоре.
Кто сильней и кто важней…
Просто… мама всех нежней!
Ведущий. Крепка та семья, где муж с женой ладно живут. Так пословица говорит. Где муж – голова, а жена – сердце, там и семья счастлива. Супруги – это два человека, которые понимают и любят друг друга, все делают слаженно. Опора дома, его защита – это наши папы. Вот, что написали наши дети в своих сочинениях.
Дорогие папы, для вас звучит эта песня.
Звучит песня “Лучше папы друга нет”.
Был когда-то папа маленьким, как я, И пускал кораблик плавать вдоль ручья, А кораблик этот унесла вода, Так он и остался в детстве навсегда. Лучше папы друга нет, поверьте, Рядом и в кино, и на концерте, Даже в зоопарк не интересно Без него идти. И недаром мы решили с мамой, Что мой папа добрый самый-самый, Что нигде другого вот такого Просто не найти. Очень мы похожи, я и папа мой, Жду я чтоб скорее он пришёл домой, Книжки почитаем мы наверняка Дедушки Корнея или Маршака. Лучше папы друга нет, поверьте, Рядом и в кино, и на концерте, Даже в зоопарк не интересно Без него идти. И недаром мы решили с мамой, Что мой папа добрый самый-самый, Что нигде другого вот такого Просто не найти. Мне во всём охота папе подражать, Даже ложку так же за столом держать, С папой мы играем, шутим и поём, Веселее вдвое, если мы вдвоём. Лучше папы друга нет, поверьте, Рядом и в кино, и на концерте, Даже в зоопарк не интересно Без него идти. И недаром мы решили с мамой, Что мой папа добрый самый-самый, Что нигде другого вот такого Просто не найти. И недаром мы решили с мамой, Что мой папа добрый самый-самый, Что нигде другого вот такого Просто не найти.
Ведущий.
Жизнь человека только мигВ безбрежном времени Вселенной.И только в памяти живыхОна становится нетленной.Все это так. Да вот беда,Что забываем иногда,Откуда мы, кто наши предки.Заставить нас забыть о нихНе должен злой народа гений.Уйдя из памяти живых,Исчезнет много поколений.Одной мы связаны судьбой,Одной семьей, единой кровью.Потомки станут нам с тобойНадеждой, верой и любовью.И дух наш, продолжая жить,Во внуков, правнуков прольется.И никогда не оборветсяВеков связующая нить.
Мы хотим сказать огромное спасибо тем, перед кем в долгу и маленькие дети, и взрослые. Это наши бабушки и дедушки.
МОЯ БАБУШКА
Я уселась и сижу,И гулять не выхожу,Телевизор не включаю,Отказалась я от чая,Не хочу ни есть, ни спать -Буду бабушку я ждать!Почему же не пришла,Может, срочные дела?Может быть, она устала,Прилегла и захворала?Кто же даст больной таблетки,Кроме добренькой соседки?Может, помощь ей нужна,Ведь живет она одна?Все! Решила! Побегу,Я сама ей помогу!Вдруг, я слышу: тук- тук- тук!Это в дверь бабулин стук!Здравствуй, милая моя,Обниму ее, любя!Знает пусть весь белый свет,Что родней бабули нет!
МОЙ ДЕДУЛЯ
Мой дедуля дорогой,Мы гордимся все тобой!И скажу я по секрету:Лучше нет на свете деда!Буду я всегда старатьсяНа тебя во всём равняться!
Ведущий. Есть замечательная русская пословица о жизни человека. Начинается она словами: трижды человек дивен бывает. Первое диво – рождение на белый свет. В старинных семьях было много детей. Рождение каждого – радость. Вот как весна. Сколько раз ее встречают люди! Так и рождение человека. Мы хотим рассказать о больших дружных семьях, в которых более двух детей.
Ведущий называет многодетные семьи.
Читает стихотворение ребёнок из многодетной семьи.
Большая семья собралась за столом.Здесь каждый уже не считается ртом.Про этих не скажешь: “Сидят едоки”.За общим столом собрались мужики.
Ведущий. Изба детьми весела. Вся радость наша, все счастье наше в детях. Все мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети были здоровы, умны, веселы, счастливы. И многое для этого делаем.
А какими бывают наши мальчики и девочки?
Девочки читают стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают мальчишки»
Мальчишки бывают драчливыми,
Мальчишки бывают ворчливыми,
Кудрявыми, рыжими, русыми,
Тощими и упитанными,
Смельчаками и трусами.
Мальчишки бывают жующими,
Свистящими и поющими,
Играющими в прятки,
Стреляющими из рогатки.
Бывают – гоняльщики кошек,
Затем – чемпионы подножек,
Охотниками за косичками,
А также – без кличек и с кличками:
К примеру, «Сорока», «Рубало»,
«Козёл», «Филимоша» и «Сало».
Что значит: Сорокин, Рубальников,
Козлов, Филимонов и Сальников.
Бывают мальчишки – кричальщики,
Дразнильщики и толкальщики.
И все они без исключенья
Находят свои приключенья.
Им снятся погони и скачки,
Хоккейные клюшки и жвачки.
К тому же им снится, наверное,
Что их поведенье – примерное.
Мальчики читают стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают девочки»
Бывают девочки худышками,
Бывают девочки толстушками.
Ещё бывают – коротышками.
Ещё бывают – хохотушками.
Порой – с коротенькими стрижками,
Порой – с весёлыми веснушками.
Бывают девочки плаксивыми
И задаваками обычными,
Но чаще всё-таки красивыми.
И просто – очень симпатичными.
И все они без исключенья
Терпеть не могут огорченья,
Что совершенно не секрет.
Они поют от восхищенья
При виде мёда и варенья,
Халвы, пломбира и печенья,
Пирожных разных и конфет.
Известно им не понаслышке,
Как бантик дёргают мальчишки,
И это – тоже не секрет.
А впрочем, девочка любая,
Обиды быстро забывая,
Лишь потому молчит в ответ,
Что до мальчишек – дела нет!
Ведущий. Наш праздник нам хотелось бы закончить словами народной артистки СССР Ольги Волковой, всем известной по роли бабушки в сериале «Папины дочки»: “Мы перестали радоваться, и самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю”.
И мы верим в то, что в ваших семьях будет все хорошо, что всегда в них будет добро и согласие, уют и покой, никогда не погаснет ваш семейный очаг. Здоровья вам и всех земных благ.
Вручение подарков семьям.
Построение детей.
Ученик.
Ты да я, да мы с тобой,Ты да я, да мы с тобой,Здорово, когда на свете есть семья.Будем мы всегда неразлучны.Дружба дарит нам к счастью ключик,Дружба будет с нами навсегда.
Звучит «Песня о дружбе»
Песня про дружбу1.Зазвенел ручей и слышно, Как трещит на речке лёд, И капель с промокшей крышиНам за шиворот течет!.. Речка разлилась напрасно, Ей друзей не разлучить, Ну а вместе нам не страшно Даже ноги промочить!..Припев:
Солнечные зайчики Прыгают по лужам, Ручеек сверкает лентой голубой.Капли разлетаются брызгами веснушек!.. Только дружбу крепкуюНе разлить водой!2.Не беда когда грохочетНад весенней рощей гром.Если дождик нас промочит,Нам и это нипочёмРадуга блестит над лесом.Светит солнце для друзей.И весёлой нашей песнеПодпевает соловей!Припев
Чаепитие.

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь человека подрастающего, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, которые стали значимыми для ребенка на определенном этапе жизни в силу сложившихся обстоятельств, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

Что такое жизненные сценарии?

Сценарий… Что означает это слово? Слово «сценарий» произошло от итальянского scenario , от лат. scaena – сцена. Это изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей.

Можно сказать, что мы живем по сценариям, в которых определен порядок поведения, но определен не жестко, мы реагируем на изменяющиеся условия, реакции других людей. Можем ли мы сами писать эти сценарии или бессознательно следуем чьим-то авторитетным словам, выполняем программу, написанную для нас значимыми людьми?

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей.

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы встречаемся с родительским предписанием, наставлением, которое и становится жизненным сценарием героя: При расставании (юного Павлуши Чичикова с отцом. Ред.) слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном… и с тех пор его больше не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

В повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» описывается история молодого человека, поступки которого во многом были определены словами сотрудницы детской библиотеки: Помимо скверного характера было еще кое-что, некоторое неудобство, оставленное ему светлой страдалицей Серафимой Ильиничной. А именно: подслеповатый, упорный ее взгляд, и тихое: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Дворовым был, не присмотренным, сыном телефонистки, что вечно в две смены, а придет домой – валится как подкошенная, и главная мечта жизни – отоспаться. Детская память легкая, многое затушевывается – жидкий чай в закутке библиотеки, твердый пряник с размоченным в чашке уголком, выбранные ею книжки, настойчиво и тихо формировавшие его ум, рассказы о лагерях, где она провела семнадцать лет, – многое забылось. Но вот это – «Надо быть честным мальчиком, Петечка» – въелось родимым пятном. Таскал с собой повсюду, как узелок с бедным скарбом, стеснялся и прятал: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Просто до банальности. Но несколько раз это останавливало на том краю, с которого другие ступали.

Будучи взрослыми уважаемыми людьми – родителями, учителями, руководителями, – мы можем неосознанно прописывать сценарии жизни нашим любимым и не очень любимым подопечным, повторяя им определенные высказывания-послания: «Ну что тебе, больше всех надо?», «Плохо тебе придется с таким характером!», «Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы», «Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно время расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет, что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей, и прежде всего учителей, поэтому очень важно выяснить суть вопроса, озадачиться своей ролью в жизни подрастающих людей. Я как-то раз услышала, как завуч по воспитательной работе говорила назидательным тоном провинившемуся подростку: «Я могу сказать, что из тебя выйдет в жизни: сначала тебя поставят на учет в детскую комнату милиции, потом ты начнешь пить, а потом попадешь в тюрьму». Чем не страшный сценарий жизни? Надеюсь, что данный сценарий не сбылся, во-первых, потому что отношения между подростком и завучем больше располагали к развитию контрсценария, вопреки словам данного человека; во-вторых, этот подросток отличался самостоятельностью мышления, внушению поддавался плохо.

В любом случае нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность. Это в какой-то степени помогает нам снимать с себя ответственность в отношении выбранных сценариев жизни людьми, на которых мы оказывали влияние. В.Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» обращает внимание на это противостояние внушения со стороны других и самости человека: Внушаемость – ворота души: открытость другому, способность верить. Столь очевидная и беспредельная детская внушаемость сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. И врачебное внушение, и гипноз возможны лишь потому, что в каждом всю жизнь продолжает жить, страдать и надеяться внушаемое дитя. Но внушаемостью человек только начинается. В нас заложено и изначальное ее отрицание – САМОСТЬ, природная самобытность. Развиваясь вместе с нами, внушаемость делается все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться и – если только развитие не останавливается – переходит в управляемую САМОвнушаемость. Только так возникает существо мыслящее и способное к самоусовершенствованию – существо творческое – человек духовный».

Вот небольшой отрывок из повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», который очень наглядно показывает возможность десятилетнего ребенка противостоять обидным словам, не впитывать их, не делать своим сценарием жизни. В детстве бабушка постоянно говорила мне, что я – идиот, больной, клинический кретин, хуже всех, что ничего у меня не получится, и будь я проклят… При этом сам я всегда знал, что я – самый умный, самый здоровый и дайте мне только шанс, я всем это покажу. Вокруг была словно защитная скорлупа, которую не пробивали никакие нападки. Я мог плакать от обиды, потом садился где-нибудь в углу, и внутренний голос тихо говорил: старик, расслабься, ты не кретин, не больной и вовсе не хуже всех… все наоборот!

Да, ребенок может противостоять настойчивым бессознательным предписаниям (бабушка зла не хотела, просто так воспитывала), но не каждый обладает такой эмоциональной и личностной устойчивостью, не у каждого рядом есть мудрые родители, такие, как Елена Санаева и Ролан Быков.

Жизненные позиции

А теперь важно подробно рассмотреть психологические механизмы возникновения сценариев жизни.

Что же такое важное закладывается в нас в детстве и программирует нашу судьбу? Ответ дает транзактный анализ (transaction – сделка, соглашение) – наука о человеческом поведении. Основателем этого научного направления является американский психиатр Эрик Берн.

Первые предписания дети получают в семье.

Э.Берн выдвинул интересную идею, связанную с возникновением у человека жизненных сценариев. По Э.Берну, уже в раннем детстве человек имеет представление о себе и об окружающих его людях. Варианты оценки самого себя и других людей получили название жизненные позиции .

Я плохой, ты хороший

Это самая распространенная позиция, потому что каждый ребенок под влиянием критики, запретов и наказаний со стороны родителей проходит стадию самосознания: «У меня что-то не в порядке. Я плохой». А о всемогущих родителях думает: «У них все в порядке. Они хорошие». Ребенок становится неуверенным в себе и, хотя в целом он доброжелателен, очень самокритичным. В школе эта позиция может поддерживаться, если ребенок часто испытывает чувство стыда и вины за собственную неуспешность. А достаточно часто эти чувства и еще чувство тревоги развиваются в школе как суррогат учебной мотивации. Становясь взрослым, этот человек стремится к любви и признанию, зависим от поддержки и одобрения окружающих. У него нет чувства собственной значимости: что бы он ни делал хорошего, все равно считает себя плохим.

Я плохой, ты плохой

Выход из первой позиции в позицию «Я плохой, но и ты тоже» формируется при спартанском воспитании (или отсутствии родителей), когда мало ласки и «поглаживаний» родителей. Впоследствии человек отвергает все знаки внимания, даже исходящие от чистого сердца, часто замкнут, не любит ни себя ни других, никому не доверяет. С ним сложно общаться, так как он видит в других только плохое. Если демонстрировать ему свои достоинства, злится и мстит за это унижение. Общение с таким учеником является сложным: слишком много недоверия надо преодолеть учителю, слишком сложно бывает уделить достаточно времени и сил этому ребенку, чтобы выявить, а главное поддерживать изо дня в день позитивные особенности его личности.

Важно осознавать, что такие люди склонны к уходу в другую реальность (религия, виртуальность) и к самоуничтожению: алкоголь, наркотики, конфликты, обжорство, самоубийства.

Я хороший, ты плохой

Если родители, которые поначалу воспринимались как благополучные, в течение долгого времени обращаются с ребенком грубо и жестоко, то он переключается на эту позицию, ища любви и признания, старается во всем быть первым, чтобы показать свое превосходство. Плохо, если при этом ребенок имеет средние способности. Тогда самоутверждаться он будет путем унижения окружающих: оценивать, осуждать, поучать, наставлять, задавать много унижающих вопросов. Этот человек смотрит на жизнь через черные очки, ему всегда плохо, он считает, что все вокруг виноваты, кроме него. А если так – то можно поступать с другими плохо. Часто проявляет свое превосходство через конфликты. Личность с такой жизненной позицией психологически неблагополучна.

Я хороший, ты хороший

Эта позиция принимается зрелой личностью на сознательном уровне, часто это происходит в подростковом возрасте, когда человек способен осознать и оценить свои поступки, поступки других людей. Однако данная позиция может развиваться и с детства, если ребенок растет в позитивной обстановке, родители показывают ему, что он хороший, и сами демонстрируют свою хорошесть. Такой человек уверен в себе, доброжелателен, спокоен, самокритичен, воспитан в любви, без оценок, обзываний и ярлыков. Его не унижали, а поощряли за хорошее поведение, подбадривали, поддерживали. Он привык не поддаваться эмоциям, а думать, анализировать, оценивать вероятность, просчитывать варианты. Он уважает себя и других людей, в общении занимает партнерскую позицию.

Нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность.

Таким образом, в процессе влияния значимых взрослых, социальных воздействий со стороны общества и своего собственного выбора мы чаще или реже находимся в определенной жизненной позиции (я хороший+, ты плохой–; я плохой–, ты хороший+; я плохой–, ты плохой–; я хороший+, ты хороший+).

Наши жизненные позиции, конечно, нельзя назвать незыблемыми, неизменными, в процессе своей жизнедеятельности мы переходим из одной позиции в другую. Попробуйте вспомнить, в каких ситуациях, при общении с какими людьми вы ощущаете себя в каждой из этих жизненных позиций.

Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, но у каждого из нас есть любимый квадрат, в котором мы проводим большую часть времени. Эта позиция оказывает наиболее сильное влияние на наш жизненный сценарий.

Психологические роли

Следующим важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли , которые мы играем в общении с другими людьми, Э. Берн назвал это тремя состояниями нашей личности: Родитель, Взрослый, Дитя . Во многом именно наши жизненные позиции определяют наши психологические роли. Эти состояния сосуществуют в каждом из нас одновременно, но проявляются только по очереди одно за другим в зависимости от того, с кем мы общаемся, какова ситуация взаимодействия.

В состоянии Родитель мы поучаем, оцениваем других, произнося слова: «ты должен», «так не делай», «это хорошо, а это плохо», но также и жалеем, опекаем, помогаем. То есть состояние Родитель может быть критическим и опекающим . Но в любом случае в этой роли мы общаемся со своим собеседником как с нижестоящим и нуждающимся в нашей заботе или контроле, отводим ему роль Дитя.

В состоянии Взрослый мы уверены в себе, спокойны; анализируем ситуацию, контролируем свои эмоции, выстраиваем равноправное взаимодействие с другими, уважая их точку зрения. В состоянии Взрослый мы уточняем информацию, спрашиваем, сообщаем о чем-то, используем слова: «по-моему», «я так считаю, а вы как думаете?».

В состоянии Дитя мы проявляем свои эмоции, в этом состоянии мы отдыхаем в дружественной компании, или покорно соглашаемся с требованиями начальства, или возмущаемся по поводу этих требований, как бунтующие дети. В этом состоянии мы усваиваем новую информацию, а также поддаемся внушению (вспомним отрывок из книги В.Леви).

Можно сделать небольшой тест и определить тенденцию преобладания состояния личности: Родитель, Взрослый, Дитя.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.

5. Меня нелегко провести, обмануть.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем, наставником.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я человек увлекающийся.

17. Мой основной критерий оценки другого человека – объективность.

18. Мои взгляды постоянны, устойчивы.

19. Бывает, я не уступаю в споре просто потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

ОБРАБОТКА: подсчитайте сумму баллов по следующим трем группам номеров.

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – «ДИТЯ»)

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – «ВЗРОСЛЫЙ»)

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – «РОДИТЕЛЬ»)

Расположите символы состояний (Д, Р, В) в порядке убывания суммы баллов.

Если у вас получилась формула ВДР, значит, вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру эмоциональны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать сохранять эти качества.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики, так как назидания сочетаются с импульсивностью и непосредственностью, а логика и рассуждения, основанные на информации, уходят на последнее место.

Д во главе формулы – приемлемый вариант для человека науки, искусства. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов.

Итак, с помощью этого небольшого теста мы можем обратить внимание, какая тенденция из состояний личности нам присуща. Сильная позиция Родителя (большой отрыв по баллам от других показателей) в поведении учителя может помешать его ученикам становиться взрослыми людьми, так как учитель в процессе общения отводит им роль Дитя, связанную с несамостоятельностью, потребностью в контроле и опеке. В состоянии Родитель критический мы можем своими нравоучительными установками задавать жизненные сценарии внушаемым детям, чья зрелая позиция Взрослого недостаточно сильна.

Не следует считать, что наша позиция Родителя несет только отрицательный заряд неравноправного общения, назидания и излишней опеки. Позитивным в Родительском состоянии является передача опыта, оптимальных моделей поведения, моральных убеждений. Все три состояния (Р, В, Д) значимы и важны в нашей жизни, они делают наше поведение более гибким. Но именно актуализация состояния Взрослого у учителя в процессе его общения с учениками способствует их взрослению, укреплению их позиции Взрослого.

Итак, ребенок получает от родителя, а затем и от других значимых лиц послания, на основании которых формирует представление о себе и о жизни, вырабатываются жизненные позиции и состояния личности. Наиболее часто проявляющиеся жизненные позиции и состояния личности так или иначе влияют на разворачивающиеся сценарии нашей жизни.

Типы жизненных сценариев

Э.Берном выделено несколько типов жизненного сценария .

Победители

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить. Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми. Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею. Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства. Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое. В детстве маленькие Победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «Я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли.

Да, именно люди с позицией «я хороший, ты хороший» чаще разыгрывают сценарий Победителя и способствуют активизации такого сценария у близких к ним детей.

Учителя со сценарием Победителя развивают в своих учениках уверенность и радость открытия, так как сам он открыт для жизни, принимает ее, радуется своей деятельности, внося в нее творчество и жизнелюбие. Ученики таким учителем любуются, стремятся ему подражать.

Непобедители

Основная масса населения относится именно к этой группе, изо дня в день они немного выигрывают и несильно проигрывают, частично достигают своих целей. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать открывателем законов биологии, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального.) Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», – повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

Сценарий Непобедителя часто связан с позицией «я плохой, ты хороший», позицией во многом депрессивной, с чувством собственной малозначимости. Сам того не сознавая, человек будет избирать неприятные чувства и поведенческие проявления, «подтверждающие», что свое место в мире он определил верно.

Детская позиция «я хороший, ты плохой» также может приводить к развитию сценария Непобедителя, хотя на первый взгляд это может показаться странным, ведь человек всегда стремится быть лучше других. Но, пытаясь возвыситься над другими людьми, он будет проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции. При этом окружающие, скорее всего, будут воспринимать такого человека как подавляющего. Желание быть всегда первым может приводить к нарушению отношений с окружающими, которые не хотят быть приниженными. И тогда сценарий Победителя превращается в сценарий Побежденного.

Побежденные

В жизни это вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, остаться без работы, спиться и т.д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное. Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», – звучит в его голове родительский голос. Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми – частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют. «Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» – говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного. Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

К сожалению, очень часто люди (родители, учителя) со сценариями Побежденных бессознательно влияют на развитие аналогичного сценария у их подопечных.

Л.С. Выготский в 1926 году в своей книге «Педагогическая психология», обращая внимание на значимость личности учителя в деле развития и воспитания детей и на существующую проблему прихода в учительство людей состоявшихся (со сценарием Победителя), писал, что, к сожалению, часто школа является той пристанью, «в которую жизнь отводит поломанные корабли».

Сценарий Побежденного может быть связан как с позицией «я плохой, ты хороший», но чаще это проявление позиции «я плохой, ты плохой», блокирующее развитие способностей человека, его оптимальное взаимодействие с другими людьми.

Надо отметить, что и сам Э.Берн считал данную классификацию относительной. В целом, большинство людей живут по сценариям, представляющим смесь побед, поражений и беспроигрышного варианта.

Как изменить жизненный сценарий

И наши жизненные позиции, и наши излюбленные состояния личности, или психологические роли (Р, В, Д), и наши жизненные сценарии могут изменяться. Как правило, это происходит в результате инсайта (внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария), курса психотерапии или какого-то сильного жизненного потрясения. Но, не дожидаясь жизненных потрясений, при сложностях в прохождении личной психотерапии каждый взрослый разумный человек может при желании заниматься самоанализом своей жизни, относиться очень осознанно к тому, что происходит, не закрывать глаза на конфликтные ситуации и собственные негативные эмоции. Рост осознавания своей жизни поможет освободиться от негативных сценарных предписаний, от образа жертвы, понять, что и наши родители и учителя тоже страдали от эмоциональных травм, поэтому не могли удовлетворить наши потребности в заботе и доверии.

Мы можем изменяться, сознательно прорабатывая наши детские переживания и коллекционируя свои жизненные победы, приближаясь к позиции «я хороший, ты хороший» и состоянию Взрослого. Тем самым мы будем предопределять развертывание сценария Победителя и оказывать благотворное влияние на окружающих нас детей.

Именно потому, что сценарий жизни имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Но изменить свой сценарий может только носитель этого сценария.

А в завершение хочу обратиться к стихотворению неизвестного автора, цитируемому психологом Джеймсом Холлисом:

1.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я падаю в нее.
Я потерялся… Я беспомощен.
Я здесь ни при чем.
Чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

2.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я притворяюсь, что ее не вижу.
Я снова падаю в нее.
Я не могу поверить, что оказался
в том же самом месте.
Но я здесь ни при чем.
Опять, чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

3.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я прекрасно ее вижу.
Я снова в нее падаю… это привычка… но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь. Это моя проблема.
Немедленно вылезаю.

4.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я ее обхожу.

5.
Я иду по другой улице.

Сценарий праздника « Взрослые и дети»

Подготовила: Макарова Е.Г.

  1. В нашем классе – праздник славный
  2. Думаю, что нет его важней.
    Здесь сегодня ваши папы, мамы.
    Есть ли кто-нибудь на свете
    Ближе и родней.

Всех, кого люблю я

И сердцем, и душой,
Сегодня в этом зале

Учитель. Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье.
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он спросил старца, главу семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Тогда старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово “понимание”.

Учитель: Как же ребята представляют себя в роли взрослых?

Ученик.


И скажут мои детки: “Нельзя ли погулять?”
“А час какой? Девятый? Пожалуй, поздновато,
А ну, скажу, ребята, сейчас же марш в кровать!”
Когда я буду взрослым, я буду очень грозным.
И скажут мои детки: “Нельзя ли поиграть?”
Скажу: “Весь день играли? Коробку поломали?
Катушку потеряли? Сейчас же марш в кровать

Песня « Взрослые и дети»

  1. Живут на свете взрослые большие и серьёзные,

И им порою некогда заглянуть в окно

О мире рассуждают за стенами квартир,

И не замечают, как изменился мир.
Припев:
И поднимите на своё плечо,давайте, давайте
Все вместе поиграем,

Все вместе поиграем, и песенку споем.

2. Живут на свете милые весёлые ребята,
Смешные, шаловливые, как я или как ты.
О волшебстве и чуде читаем книжки мы...
Посмотрите все вокруг, как прекрасен мир!
ПРИПЕВ :
Давайте, давайте нас на руки возьмите
И поднимите на своё плечо, давайте, давайте
Все вместе поиграем,

Все вместе поиграем солнечным лучом
3. Живут на удивительной, загадочной планете
И взрослые родители, и маленькие мы
И если всей душою останемся как дети
Будет интереснее и краше станет мир!

Наша дружная семья

Целый день в разлуке:

Школа, музыка, друзья –

Места нет для скуки!

Только к вечеру в квартире

Собирается народ.

Мама - фея в этом мире,

Мы сидим, раскрывши рот!

Маму милую мою

Очень сильно я люблю.

Вместе с нею мы всегда:

И в жару и в холода,

И в работе и в веселье –

Неразлучны мы всегда.

Все мы маму обожаем.

Ужин полностью съедаем.

Чтоб её не утомлять,

Быстренько ложимся спить.

Мамочка любимая,

Ты добрая и милая,

Заботливая, ласковая,

Ты самая прекрасная!

Как выразить заветное словами,

Любимой, самой лучшей моей маме.

Я к ней прижмусь и обниму.

Она поймёт, как я её люблю.

Песня про маму

Мамочка милая, мамочка добрая,

Я о тебе спою, мамочку добрую,

Мамочку славную, очень я люблю.

Припев :

Мама, мама - самый лучший друг

Понимает мама всех людей вокруг.

Мама все простит, мама все поймет,

И на помощь мама вовремя придет

Мамочка ласточка, мамочка ягодка

Чудный подснежник мой

Утро ты свежее, облако нежное

Я, я всегда с тобой.

А как же ребята помогают своим мамам?

Сценка “ВСЁ В ПОРЯДКЕ”

– Мама приходит с работы,

Мама снимает боты

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом

– Был на квартиру налёт?

–Нет.

– К нам заходил бегемот?

–Нет.

– Может быть, дом не наш?

–Наш.

Может не наш этаж?

–Наш. Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

– Значит, это не обвал?

– Нет.

– Слон у нас не танцевал?

– Нет.

– Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.

Сценка “ПОМОЩНИК”

– Миша, сбегай к тёте Оле,

попроси немного соли.

– Соли?

– Соли.

– Я сейчас!

– Ох, и долог Мишин час!

Ну, явился, наконец!

Где ты бродишь, сорванец?

– Встретил Сашку и Сережку…

– Что ж потом?

– Искали кошку.

– А потом?

– Потом – нашли.

– А потом?

– На пруд пошли.

– А потом?

– Поймали щуку.

Еле вытащили злюку!

– Щуку?

– Щуку.

– Но, позволь, а где же соль?

– Какая соль?!!и.

ВЕДУЩИЙ:
Есть в квартире нашей
Девочка Наташа,
Мама ей в коробке
Принесла конфет.
И сказала строго:

МАМА:
Съешь сейчас немного.
Остальные завтра!
Положи в буфет.

ВЕДУЩИЙ:
А Наташа села,
Все конфеты съела,
Съела и смеется:

НАТАША:
Мама, не ругай!
Я не позабыла.
Помнишь, ты учила:
"Никогда на завтра
Дел не оставляй

Папы с мамами – при деле,

Где взять время для детей?

На работу и с работы,

В магазин ещё поспей.

Кто же с нами погуляет,

Колыбельную споёт?

Наша бабушка родная

Наше детство бережёт.

Кто нас меньше всех ругает?

Кто нам пироги печёт?

Кто нас в школу провожает,

А потом из школы ждёт?

Ну конечно, это самый,

Самый лучший человек.

Пусть головушка седая,

Ты бабуля лучше всех.

У неё всегда есть время,

Чтобы сказку рассказать

И с внучатами со всеми

Порезвиться, поиграть.

Кто же нам котлет нажарит

И заполнит наш досуг?

Это бабушка родная,

Самый верный в мире друг.

Песня про бабушку .

С бабушкой мы буквы в книжках разбираем,


Потому что бабушка, потому что бабушка - лучшая подружка...

Любим мы попрыгать, любим мы побегать,
И, конечно, любим вкусно пообедать,
Всех мы удивляем нашим аппетитом,
Потому что бабушка, потому что бабушка – повар знаменитый
Потому что бабушка, потому что бабушка – повар знаменитый

Если мы случайно встретимся с ангиной
Мы лечиться будем медом и малиной
И пройдет ангина даже без компресса
Потому что бабушка, потому что бабушка лучше, чем профессор
Потому что бабушка, потому что бабушка, чем профессор

С бабушкой мы буквы в книжках разбираем,
С ней играем в куклы и в футбол играем.
Все свои секреты шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка, потому что бабушка - лучшая подружка...
Потому что бабушка, потому что бабушка - лучшая подружка

У папы работа!

У папы забота!

И некогда с нами

ему поиграть.

А мы его любим!

А мы его ждём!

Но если наш папа

берёт выходной,

Как здорово с ним,

Он такой заводной!

Учитель:

Шли мы в школу, дождик капал,
И сказал мне Паша вдруг:

Мальчик:

Папа мой – не просто папа, –
Он мне самый лучший друг!
Мы с ним маме помогаем,
Пол паркетный натираем!
Свет погас – все сразу тут
Папу нашего зовут.
Он приёмник тёте Клаше,
Старенькой соседке нашей,
Починил, потом помог
На двери сменить замок!
Во дворе качели – мостик
Сделал папа для ребят.
“Золотые руки просто!” –
Все соседи говорят

Песня про папу

Давным-давно известно -
У каждого друзья.
Без них неинтересно,
Без них никак нельзя.
Сосед имеет друга,
А с ним и вся семья.
А мне дороже папа,
Мы с папою друзья!

Припев:
Мой папа хороший!
На папу очень-очень я похожа.
Он сильный и смелый,
Находчивый, веселый и умелый.

Бабуля мне подружка,
А мама - идеал.
В квартире всем известно -
Она наш генерал.
А папа - просто папа,
Зато он лучше всех.
Когда мой папа дома -
Всегда в квартире смех.

Припев.

Дорогие наши мамы, папы!

Мы и сами признаем,

Что, конечно, не всегда мы

Хорошо себя ведем.

Мы вас очень, очень любим!

Будем добрыми расти.

И всегда стараться будем

Хорошо себя вести.

Мусор вынести – пустяк!

Обувь вымыть?

Между прочим,

Не такой уж и напряг!

А горяченькой водичкой

Мыть посуду – красота!

В детский садик за сестричкой

Брату сбегать – простота

И вам, родные мы желаем,

Чтоб обходила вас беда.

И поселится к нам счастье

Под крышу дома навсегда.



Сценарий концерта «Неразлучные друзья - взрослые и дети»
Ведущий 1: Добрый день, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Уважаемые учителя и гости!
Ведущий 2: И он потому сегодня добрый, что посвящен вам, наши милые, дорогие и единственные.
Ведущий 1: Этот праздник мы посвящаем самым близким людям.
Ведущий 2: Людям, которые дали нам жизнь.
Ведущий 1: Людям, которые всегда рядом.
Ведущий 2: Людям, которые заботятся о нас.
Чтец:
Волшебный символ жизни – семья.
В нём капелька Отчизны, в нём – я.
В нём – мама, папа, братик, сестра.
В нём маленький квадратик двора.
В нём - солнце, и берёзка, и дом.
В нём всё теплом смеётся кругом.
Семь нот волшебной песни, семь фраз,
Чтоб солнца свет чудесный не гас.
Смеялись звонко дети Земли,
Продолжить род священный могли.
Ведущий 1: Всё в нашей жизни начинается с мамы.
Ведущий 2: Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «мама»! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.
Ведущий 1: Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе самом, такой знакомый. Такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.
Ведущий 2: У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.
Ведущий 1: Мама! Ты маленький, ещё не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить… Мама прочитала первую книжку. От неё ты узнал, как зовут птиц, что у каждого цветка есть своё имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Ведущий 2: И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят - тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Ведущий 1: Это строки из рассказа Ю. Яковлева «Мама».
Ведущий 2: А теперь познакомьтесь с нашим творчеством.
Презентация (рисунки детей «Портрет мамы»).
Чтецы:Когда снежинки с неба полетели,
И город весь давно уже затих,
Так хочется поговорить о главном
И написать один душевный стих.
Ты помнишь? Детство. Ночь. И ты в кроватке.
И в мире безмятежность и покой.
И голос этот бесконечно сладкий,
Как будто Бог беседует с тобой.
Волшебные чарующие звуки,
Как будто с неба ангелы поют,
И ласковые мамочкины руки
Покой внушают, создают уют.
Пусть за окном морозы и метели -
Так хорошо, уютно в колыбели...
Потом взрослел, учился без поддержки
Ходить и падать, шишки набивал.
Но мама пристально за тем следила,
И ты, конечно же, об этом знал.
Ты вспоминаешь, памятью вернувшись
В те давние года, когда ты рос,
Тебя штормило, но посильно было
Ей за тебя решить любой вопрос.
Наш мир жесток, и это каждый знает,
Опасность караулит там и тут,
В житейских бурях по волнам кидает,
Но, безусловно, каждый твердо знает -
Есть место, где тебя все время ждут.
Туда придешь усталый и голодный,
Израненный, обиженный на мир, А мама ободрит и успокоит,
Она - твой главный в жизни ориентир.
Жизнь наша - словно быстрое кино.
У Бога попрошу я лишь одно:
Ты будь здоровой и счастливой самой,
Любимая мной бесконечно мама!
Пусть годы на тебе не отразятся,
Не бороздят морщинки на челе
Пусть маме будет бесконечно двадцать,
Как будто вечна юность на земле!
Песня «Мама – первое слово».
Что значит слово «мама» для меня?
В нём твоя чуткость, теплота сердечная,
Готовность похвалить, простить, понять,
Твоя любовь, терпенье бесконечное.
Твой голос милый ясно слышу в нём,
Он силы придаёт и вдохновение,
Меня ты рада поддержать во всём,
А если надо – даришь утешенье.
В тебе источник всех моих побед,
Моих успехов и душевной силы.
Что значит слово «мама»? Это свет,
Которым весь мой путь ты озарила.
В нём доброта твоих любимых рук,
Их нежностью вся жизнь моя согрета.
Ты, мамочка, мой самый близкий друг!
Спасибо тебе, милая, за это!
Ведущий 1: А какие трогательные письма писал к матери Антуан де Сент-Экзюпери!
Ведущий 2: Антуан рано потерял отца, его растила мать, женщина большого душевного благородства и редкой стойкости.
Ведущий 1: Материнская любовь снабдила писателя запасом нежности на всю суровую и трудную жизнь.
Чтец: «Мамочка!
Я только что перечитал ваше вчерашнее письмо, проникнутое такой любовью. Моя маленькая мама, как бы мне хотелось быть с вами! Вы даже не знаете, что с каждым днём я люблю вас крепче и крепче…
Что Вы поделываете, мама?
Пишите. Мне так хорошо после ваших писем, будто до меня долетает какое-то дуновение свежести. Мамочка и откуда вы только берёте все те пленительные слова, которыми полны ваши письма? После них весь день хороший растроганный.
Вы мне нужны сейчас, как и в дни младенчества…
Как я мог заставлять вас плакать? Я так страдаю, когда вспоминаю об этом. И я мог давать вам повод сомневаться в моей любви! Если бы вы только знали, как я люблю вас, мама!
Вы - лучшее, что у меня есть в жизни. Сегодня я, как мальчишка, тоскую по дому! Подумать только, что вы там где-то ходите и разговариваете и что мы могли бы быть вместе, а я лишён вашей ласки и не могу быть опорой!
Сегодня мне грустно до слёз. А когда мне грустно, вы – единственное утешение. Когда я мальчишкой возвращался домой, всхлипывая после наказания, вы одним свои поцелуем заставляли забыть невзгоды. Вы были всесильной защитой… В вашем доме я чувствовал себя в безопасности, и я действительно был в безопасности у вас, я принадлежал только вам одной, и как это было хорошо.
И вот теперь, так же как и тогда, вы – моё единственное прибежище, вы знаете всё, вы умеете заставить обо всём позабыть и под вашим крылом волей-неволей снова чувствуешь себя маленьким мальчуганом…
Нежно-нежно вас целую.
Ваш большой сын Антуан.»
Ведущий 1: Ребята! Любите своих матерей! Обращайтесь к ним с уважением! Цените их заботу о вас!
Ведущий 2: Берегите их здоровье! Помогайте им дома! Просто жалейте их!
Ведущий 1: Смысл жизни каждой матери – это её дети!
Песня «Без ума люблю тебя я, мама».
Ведущий 1: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Ведущий 2: Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже. На этой сказочной земле!
Чтецы:
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресение,
И за окошком - не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
Мой папа красивыйИ сильный, как слон.Любимый, внимательный,Ласковый он.Я жду с нетерпениемПапу с работы.Всегда мне в портфелеПриносит он что-то.Мой папа находчивый,Умный и смелый.Ему по плечуДаже сложное дело.Еще он - шалун,Озорник и проказник.С ним каждый мой деньПревращается в праздник.Мой папа веселый,Но строгий и честный.С ним книжки читатьИ играть интересно.И скучно без папыНа санках кататься.Никто не умеетТак громко смеяться.Мой папа - волшебник.Он самый хороший.Он вмиг превращаетсяВ то, что попросишь.Он может стать клоуном,Тигром, жирафом.Но лучше всегоОн умеет быть папой.Его обниму яИ тихо шепну:- Мой папочка, я тебяКрепко люблю!Ты самый заботливый,Самый родной,Ты добрый, ты лучшийИ ты только мой!
В жизни девочек крошечныхИ старух поседевших,Есть мужчина особенный – Он любим и безгрешен!
Он – единственный в мире!Он – заменит любого!И на жизни пунктиреНет другого такого!
Он не спит тёмной ночью,Если ты заболеешь…Он помочь тебе хочет, Раз сама не умеешь…
Он тебя защититИ согреет любовью!Он с тобою грустит,И смеётся с тобою!
Учит точным наукам,Рисовать помогает…И тебя он, хитрюгу,Всей душой обожает!
О тебе только помнитОн в глубокой разлуке…Жадно ловит при встречеТвои тонкие руки!
Он поддержит, научит,И подскажет умело…Твои страхи озвучит,Самой сделает смелой!
В светлых чувствах признатьсяОн тебе помогает!С миром ростом сравнятьсяОн тебе предлагает!
Как знаком его запах,И рубашка, и шляпа…Обниму и шепну:«Я люблю тебя, Папа!»
Песня «Лучше папы друга нет».
Сценка:
1 – я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь? 2 – я: Да что ты, я ещё уроки не сделала. 1 – я: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила! 2 – я: Да – а? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. 1 – я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю. 2 – я: Правда? Это ты их так балуешь? 1 – я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами переписывают. 2 – я: О, действительно строго. 1 –я: Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. 2 – я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила Гм – гм… , У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том… 1 –я: Так, хорошо 2 –я: И днём и ночью пёс учёный… 1 – я: Какой пёс? Какой пёс? 2 – я: Ну, я не знаю, какая у него порода. 1 – я: Да не пёс, а кот учёный, поняла? Кот! 2 – я: А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала, У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный… 1 – я: Ну? 2 – я: С авоськой ходит в гастроном…. 1 – я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела? 2 – я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня ещё столько уроков, я всё перепутала. 1 – я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может в нашу честь какую-нибудь единицу назовут? 2 – я: Её уже назвали. 1 – я: Как? 2 – я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.
Ведущий 1: Ну, конечно же! Какая семья без бабушек и дедушек?
Ведущий 2: Их любовь к внукам не знает границ!
Ведущий 1: Но всё же уроки за них делать не стоит!
Чтецы:
Я - Маша, и бабушка тоже,
Мы с бабушкой очень похожи.
Мы любим ватрушки и булки,
И песни во время прогулки.

Мы вместе на швейной машинке
Шьём платья для куклы Полинки,
И вместе её наряжаем,
И вместе её обожаем.

А если у нас именины,
Мы варим компот из малины.
И крепко целуем друг дружку,
И дарим друг дружке игрушку.

Мы с бабушкой очень похожи.
Я - Маша, и бабушка тоже.
Она у меня не старушка,
А лучшая в мире подружка.
Если вдруг придется туго, Друг спасет от разных бед. Очень я похож на друга, Потому что он мой дед.
С дедом мы по воскресеньям Держим путь на стадион, Я люблю пломбир с вареньем, А мультфильмы любит он.
Краны, спутники и пушки Разбросал я по углам. Дед приносит мне игрушки, А играет в них он сам.
Батальоном оловянным Дед командует: "Вперед!" - И ведет к далеким странам Мой бумажный пароход.
С таким хорошим дедом Не скучно даже в дождь, С таким хорошим дедом Нигде не пропадешь!
Лыжи мы купили с дедом, На снегу они скрипят. Я плетусь за дедом следом На виду у всех ребят.
Не могу понять я все же, Удивленья не тая,
Кто из нас двоих моложе -
То ли дед мой, то ли я?
Ведущий 1: Пусть каждый день, что отвела судьба, Приносит радость с солнечным восходом. И светит вам счастливая звезда, Храня от бед и жизненной невзгоды.
Ведущий 1: Пусть годы идут, голова поседеет. Внуки растут, а душа молодеет. Пусть теплом и уютом полнится дом. За чуткое сердце вам – Низкий поклон.
Песня «Бабушка Зоя»
Ведущий 1: Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни.
Ведущий 2: Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Цените своих родителей! Берегите их! Не обижайте, а поддерживайте!
Чтецы:
Папа с мамой уснули,
Я упрямо не сплю -
Как солдат в карауле
У окна я стою.
Охраняю покой их
В полутьме, в тишине -
Это очень такое
Дело, нужное мне!
Чтоб родители знали,
Для чего их сыны:
Чтоб родители спали,
Чтобы видели сны.
А когда я наутро
Завтра их разбужу...
Но гляжу: почему-то
Сам в кровати лежу...
Папа радостно ходит -
Он давно уже встал:
- Крепко так, как сегодня,
Никогда я не спал!
Ведущий 1: Любили тебя без особых причин. За то, что ты - внук, За то, что ты - сын,
Ведущий 2: За то, что - малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей"
Ведущий 1: Мудрая заповедь гласит: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго и счастливо жить».
Ведущий 2: Спасибо, Вам, дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Низкий Вам поклон!
Песня «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

Зал украшен воздушными шарами, ленточками.

Ход мероприятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в зал под веселую музыку и встают в три ряда. У каждого ребенка в руках цветные, яркие ленточки.

Ведущий: Вот и пришел в наш праздничный зал долгожданный праздник. Наступило лето и наши ребята переходят в среднюю группу. Пусть музыка сейчас играет и песня радостно звучит. Мы всех сегодня удивим!

А сейчас встречаем наших дошколят!

Исполняется танец — « Какого цвета лето?»
(ДМЦ «Волшебный микрофон»)

Дети:

1.​ В нашем садике друзья,
Просто замечательно!
Мы – как дружная семья
С нашим воспитателем.

2.​ Вместе песенки поем,
Веселимся, празднуем,
Вообще здорово живем
И смеемся радостно.

3.​ Я люблю свой детский сад
В нем полным – полно ребят
Раз, два, три, четыре, пять
Жаль, что всех не сосчитать
Может сто, а может двести
Хорошо когда мы вместе.

Исполняется танец – «Страна чудес»
(группа «Непоседы»)

Ребята рассказывают стихи, о том какие они пришли в детский сад.

1 ребенок:
В уютной нашей группе
Живем мы словно дома
Любые уголочки нам в ней
Сейчас знакомы.

2 ребенок:
Мы пришли сюда в пинетках
Были маленькие детки.
Нас учили спать и кушать
Нас учили сказки слушать.

3 ребенок:
Время быстро пролетело,
Стали очень мы умелы.

Исполняется танец – «Губки – бантиком»
(Кристина Орбакайте)

Ведущий: А сейчас наши мальчики расскажут, в какие игрушки мы играем в детском саду.

Все дети говорят хором:
Хороши у нас игрушки
Куклы, мишки и хлопушки
С ними весело играть
Но не надо забывать.

Мальчики:

1. Игрушки – не люди
Но все понимают
И очень не любят
Когда их ломают.

2. Неваляшку на подушку
Я никак не уложу,
Непослушная игрушка
Это точно – я скажу.

3. Мой мишка – он совсем живой,
Пушистый, мягкий и родной,
Пусть молчит он иногда,
Но в такт кивает голова.
Мы с мишкой верные друзья
И врозь нам быть никак нельзя!

4. Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем.

Ведущая: Мы веселье продолжаем, на сцену девочек пускаем. Вы,красотки выходите и для нас скорей спляшите.

Исполняется танец – «Раз ладошка, два ладошка»
(Евгения Зарицкая)

Ведущая: Мамы, папы, дедушки и бабушки хотим мы с вами поиграть. Вот приготовили для вас задание.

1задание: игра « Чей поезд быстрее получится?» — под веселую музыку дети и родители передвигаются по залу, как только музыка выключается взрослые и малыши строят два поезда – чья команда будет быстрее.

Воспитатель хвалит ребят с родителями и все садятся на места.

Ведущая: Второе задание – отгадывание загадок. Кто больше угадает взрослые или детишки.

Скачет по болоту
зеленая квакушка
зелененькие ножки
Зовут ее…(лягушка)

Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала
Потом вдруг убежала.(еж)

Кто на себе свой дом несет? (черепаха)

Очень медленно и тихо
По листу ползет? (улитка)

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)

Что за скрип, что за хруст?
Что за куст?
Как же быть без хруста,
Если я….(капуста)

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием.

Наши девочки и мальчики умеют не только петь, плясать, заниматься, играть, но и проказничать. Да шалунишки? (дети отвечают)

Ребенок читает стихотворение:

За столом сидела тучка
Перед ней была тарелка.
В ней из хлеба, масла, сала
Тучка дом сооружала.
Так друзья не поступают.
И с едою не играют.
За столом едят друзья
Баловаться здесь нельзя.

Исполняется танец – «Виноватая тучка»
(Слова: Ю. Энтин, Музыка: Д.Тухманов)

Ведущая: Вот теперь можно поиграть с мамами в веселую игру « Игралочка – обнималочка» — дети встают в круг и закрывают глаза, а мамы передвигаются по залу под музыку, когда она заканчивается, ребята открывают глаза и ищут свою маму, и конечно обнимают. Потом меняются местами и уже мамы ищут своих карапузов.

Ведущая: Начинаем хоровод лапки — просятся вперед,

А родители вставайте, танцевать нам помогайте!

Исполняется хоровод со взрослыми « Вперед четыре шага, назад четыре шага крутится вертится шар голубой»

Ведущая: Праздник подошел к концу. Мы надеемся, что он доставил вам большое удовольствие и подарил хорошее настроение!