Что такое композиция в искусстве определение кратко. Свойства формы и понятие композиции


Свойства формы и понятие композиции.

Для того, что бы оценить интерьер, дать его идейно-эстетическую характеристику необходимо знать критерии оценки. Не достаточно сказать, что этот интерьер красив или некрасив, такая оценка не раскрывает даже самого общего эстетического содержания. Необходимо знать какие то категории, критерии оценки, расчленить качество и содержание интерьера на составляющие и уже суммируя их аргументировано говорить о достоинствах или недостатках интерьера. Дизайнер или художник, работая над созданием интерьера также должен руководствоваться этими категориями и знать, что же обуславливает идейно-эстетическую ценность данного интерьера.

Попытаемся выделить какие-то общие характеристики интерьера, исключив всякое практическое и эстетическое его содержание. Такими признаками являются: внешняя форма, соотношения, объемно-пространственное строение и материал, из которого изготовлены элементы предметной среды, стены помещения, интерьер которого мы рассматриваем.

Внешняя форма. Интерьер помещения, предметная среда представляют собой объемно-пространственные формы. Проектирование и восприятие формы основывается на объективных свойствах, присущих любым формам. Это геометрический вид формы, размещение ее в пространстве, закономерности ее восприятия.

Форма интерьера и его составляющих может быть симметричной и асимметричной. Симметрия – известный нам термин. Мы знаем, что симметрия присуща не только элементарному предмету, но и предмету, состоящему из нескольких частей.

Известны, зеркальная и осевая симметрия. Фигура человека – типичный пример зеркальной симметрии. Примерами осевой симметрии могут служить все тела (изделия) вращения, яблоко, груша и т.п. Симметрией мы называем одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств органи­зации формы.

На основе симметрии строится все многообразие ре­ального мира: и органические вещества, и флора, и фауна, и сам человек, а многие и многие орнаментальные моти­вы художники, как известно, заимствуют у природы.

Простейший вид симметрии - зеркальная симмет­рия левого в правом, верхнего в нижнем и наоборот. В этом случае одна половина формы является как бы зер­кальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется осью сим­метрии.

Ось симметрии не следует понимать букваль­но в виде некоей линии, каким-либо образом обязанной присутствовать на поверхности предмета или в плоскости. Эта ось мысленная, ее существование определяется наличием элементов (деталей), тяготеющих к такой воображаемой линии и создающих ощущение оси за счет одинакового расположения элементов по обе сто­роны от нее. Если ось будет выявлена слишком отчетли­во, то общее построение может развалиться на две мало связанных между собой части.

Ось симметрии может иметь различ­ные направления - вертикальное, горизонтальное, диаго­нальное, а также наличие одних и других одновременно.

Главной оси, объединяющей всю конструкцию, могут сопутствовать подчиненные оси, определяющие симмет­рию частей. При частом повторении осей воз­никает ритм. Ритмичные повторения чрезвычайно харак­терны для интерьера. Основная задача при использовании ритма - выбрать частоту повторения под­чиненных осей.

Система сооружения, интерьера, мебели связывается с организацией его функций, например плоскость симмет­рии - ось здания, помещения либо мебели - определяет обычно, местонахождение главного входа и начало основных потоков движения.

Говоря об осевой симметрии, нельзя забывать фигу­ры с центральной симметрией (круг, квадрат), где вся конструкция построена вокруг центральной оси. Один и тот же мотив перемещается несколько раз на определенный угол относительно центра.

Асимметрия - лишь отсутствие симметрии. Состоя­ние завершенности таких конструкций находится путем оптического уравновешивания их частей. Асимметрич­ные решения динамичнее симметричных, но и слож­нее для восприятия и соподчинения.

Асимметричная конструкция может складываться из симметричных частей, связь между которыми не подчи­няется закономерностям симметрии. Такой характер име­ют и многие природные формы - симметрии подчинены части, целое - асимметрично (например, листья и дерево в целом).

Геометрический вид формы определяется характером очертания, и ее размерами. По отношению к интерьеру это квадратные, прямоугольные, криволинейные, цилиндрические, сложные формы поверхности. Размещение формы в пространстве определяется по отношению к координатным осям и к зрителю. Форма в осях координат определяется параметрами интерьера - длиной, шириной и высотой. Зритель может рассматривать форму с разных точек зрения – охватывая взглядом весь интерьер или его часть, может меняться угол зрения, высота расположения наблюдателя и т. п.

Закономерности зрительного восприятия формы. Видимое человеком качество предметно-пространствен­ной среды не всегда соответствует действительности. Это связано с оптическими иллюзиями, причиной которых яв­ляются как физические свойства предметов, так и особен­ности бинокулярного зрения человека, его первичные ори­ентировочные навыки. При взгляде на сложное предметное образование че­ловек стремится свести эту сложность к какой-либо бо­лее простой, упорядоченной системе. Так, симметричные близко расположенные элементы воспринимаются как единое целое, асимметричные - как отдельные формы. Можно сказать, что симметрия обладает группирующим свойством. Восприятие объемно-пространственных форм во многом зависит от положения зрителя относительно этих форм. Нормальный угол зрения не должен превышать 50-60°, иначе будут искажаться размеры интерьера. Очень важно также выбрать точку зрения, т. е. положение на­блюдателя относительно предмета.

Соотношения. Как интерьер, так и любой предмет его составляющий, обладает размерами и реальной величиной. Они характеризуются и своими внутренними соотношениями. Например, в колонне улавливаем соотношение диаметра и высоты, в картине на стене ее размеры по отношению к размерам стен. Соотношение тесно связано с понятиями контраста и нюанса. Здесь контрастные или нюансные соотношения можно применить к любому предмету материального мира. Например, большой и маленький мяч - контрастны по размеру, контрастны по цвету красный и синий и т.п. В нюансных соотношениях, степень сходства или несходства, напротив, сближены. Например, по цвету: темно - синий, синий, светло - синий, голубой и т. д. или русские матрешки, постепенно уменьшающиеся по размеру.

Сопоставления могут быть разнообразны по величине, по пластической форме, по фактуре, текстуре и т. д.

Материал. В оформлении интерьера применяются разнообразные материалы, в большинстве своем, знакомые нам, узнаваемые. В последние годы появилось много новых отделочных материалов, иногда совершенно незнакомых, по внешнему виду не всегда узнаваемых. Иногда, чтобы определить материал приходится к нему прикоснуться, более внимательно рассмотреть. Поверхность каждого предмета отличается какими-то своими качествами, она может быть гладкой или шероховатой, полированной или рифленой. Более подробно о материалах, применяемых в оформлении интерьера, рассказано ниже.

Зная основные признаки, присущие любому предмету, любому интерьеру вне зависимости от его эстетических качеств мы приблизились к основной нашей цели - познанию того, что такое гармоничная форма, каковы ее признаки, как она создается.

Процесс создания гармонической формы, гармоничного произведения носит название «композиция»

Композиция (от лат. Compositio - сочинение, составление, соединение, расположение), представляет собой научную дисциплину, рассматривающую закономерности формообразования, расположения отдельных составляющих образа, его элементов и частей в определенной системе и последовательности – средство раскрытия идейно-художественного образа произведения.

Приемы и средства композиции известны давно и широко применяются в художественной практике: в архитектуре, литературе, живописи, музыке. дизайне.

Мастерство построения произведения, композиции состоит в умении художника организовать отдельные разрозненные элементы в единое целое.

Например, художник, намереваясь написать натюрморт, подбирает составляющие и располагает их в определенном порядке. Уже составление этого натюрморта является композицией. Установка света, выбор фона и, наконец, написание самого натюрморта с его корректировкой также является композицией.

Или, другой пример - художник на пленере, пишет пейзаж, мысленно убирая одни деревья, заменяя другими, переставляя элементы, то есть, добиваясь завершенности произведения, его органичности, также работает над композицией. Этой работе художника помогает не только внутренняя интуиция, но и знание законов композиции.

Для успешного проектирования интерьера, необходимо знать основные закономерности композиции, и уметь пользоваться ее средствами.

Говоря о закономерности формообразования необходимо, прежде всего представлять свойства формы, ее положение в пространстве и т. п.

Интерьер помещения, предметная среда представляют собой объемно-пространственные формы. Проектирование и восприятие формы основывается на объективных свойствах, присущих любым формам. Это геометрический вид формы, размещение ее в пространстве, закономерности ее восприятия. Смотри выше.

При оценке или разработке интерьера можно выделить два вида композиций: фронтальную и пространственную.

Фронтальная композиция. Она характеризуется раз­витием формы по горизонтальной и вертикальной коор­динатам. Фронтальная ком­позиция воспринимается при движении зрителя по направлению к ней или вдоль нее. Это фронтальная проекция одной из стен интерьера.

Пространственная композиция характерна не только для интерьера помещений, но и для архитектурных, садово–парковых ансамблей, зон отдыха. В пространственной композиции элементы могут располагаться и, соответственно, восприниматься зрителем по вертикальной, фронтальной и глубинной координатам. Она является наиболее сложной из всех видов композиции, так как кроме композиционного решения составляющих элементов интерьера (мебели, оборудования, деталей озеленения и пр.) требует соблюдения закономерности их организации в единое композиционное целое.

Свойства и качества композиции. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: с одной стороны, как процесс дизайнерско­го творчества (формообразования), с другой - как резуль­тат этого творчества, т. е. готовую форму, образец.

Соот­ветственно, в процессе работы над формой дизайнер использует приемы и средства композиционного формо­образования, а для оценки хода проектирования или го­тового изделия пользуется свойствами и качествами ком­позиции.

К качествам композиции относят, объем­но-пространственную структуру, пропорциональность, мас­штабность, композиционное равновесие, симметрию и асим­метрию, статичность и динамичность формы, единство стиля, колористическое и тональное единство. Во всех определе­ниях композиции всегда выделяют единство и целостность формы, которые проявляются в таком качестве, как гар­моничность.

В процессе проектирования необходимые качества композиции обеспечиваются с помощью композиционных средств. К ним относят пропорции, масштаб, контраст, нюанс, тождество, метрические и ритмические повторы, пластику, а также группу средств, основанных на исполь­зовании цвета и тона, фактуры и текстуры материала.

К средствам композиции относят также и качества - состояния формы, такие как тектоника, объемно-простран­ственная структура, симметрия и асимметрия, статичность и динамичность.

Таким образом, средства композиции используются в процессе проектирования формы, при этом необходимо учитывать закономерности проявления каждого из них. При оценке композиции средства выступают и в роли критериев качества (масштаб оценивается масштабнос­тью, пропорции - пропорциональностью, симметрия - симметричностью и т. п.). В качестве объективных кри­териев оценки формы могут использоваться и такие фак­торы формообразования, как функции изделия, материал и его свойства, соответствие эргономическим и другим требованиям.

В процессе работы над формой изделия одновремен­но используется не одно, а несколько композиционных средств, так как они взаимообусловлены и связаны друг с другом. Например, симметрия, как правило, связана со статичностью, пропорции - с масштабом и т. п. Гармо­ничность и целостность формы достигаются обычно с по­мощью многих композиционных средств.

В методических целях суть каждого качества и сред­ства композиции лучше рассматривать отдельно.

Гармоничная целостность и образность формы. Гармоничность и целостность достигаются взаимо­связью и соподчиненностью законов и свойств компози­ции. Это пропорциональность, масштабность, композици­онное равновесие, единство характера формы всех элементов, колористическое, и тональное единство. Все это дает гар­моничную целостность формы, художественную вырази­тельность и эстетическую ценность.

Что же такое целостность?

Целостность формы - понятие, родившееся в сфере искусства, для которого естественен образный, метафори­ческий язык. Закон целостности вытекает из основного закона о целостности мира и его материальности.

В дизайне, находящемся на стыке искусства и техники, оно наполнено конкретным содержанием. Все элементы композиции находятся во взаимной связи и зависимости - это первое. Каждый элемент должен быть сам композиционно организован - это второе. Вместе все элементы должны составлять сис­тему, т. е. целостность.

Система - это соподчинение элементов главных, ме­нее значимых и второстепенных. Целостность художе­ственной вещи дает возможность сразу охватить ее еди­ным взглядом и одновременно определить в ней основную часть, вокруг которой размещаются менее значительные, но также необходимые элементы.

Главное и второстепенное в композиции. Основным законом композиции является выделе­ние главного композиционного центра. Выразительность предмета повышается художественным выделением в нем главной части, детали, которая легко становится за­метной на общем фоне окружающих или примыкающих к ней частей. Этот глав­ный элемент или группа элементов условно называется центром композиции.

Существует ряд приемов для выделения главного элемента либо группы элементов:

1 - главное по месту положения формы в простран­стве;

2 - главное по размеру формы;

3 - главное по структуре формы;

4 - главное по цвету.

Второй важной задачей является нахождение места расположения главного элемента в композиции. Центр происходящего размещается в наиболее видном месте (плоскости, пространстве). Он должен в первую очередь привлечь внимание зрителя. Это сюжетно-композиционный центр. В нем выражено идейное содержание всей композиции. При нахождении места сюжетно-композиционного центра важно найти соотношение сюжетного центра с размером плоскости либо с размерами простран­ства, в котором решается композиционная задача. Как выделить композиционный центр?

Более простым способом является геометрический центр:

1 - на пересечении радиальных линий в круге;

2 - на пересечении диагоналей в квадрате;

3-в прямоугольной форме центр, как правило, не­много смещен вверх относительно середины. Это связано со зрительным восприятием. Если компози­ционный центр будет совпадать с геометрическим, то со­здастся иллюзия падения. Расположение центра зависит от характера действия, направления движения, а также от общего идейного за­мысла. В то же время надо учитывать, что композиционный центр может находиться в любом месте пространства или плоскости, но единственным условием является то, что он должен быть уравновешен любым предметом (объе­мом), подходящим по смыслу, теме, стилю.

В сложной композиционно развитой форме наряду с главным композиционным центром, могут иметь место свои центры, но по силе выразительности они должны быть менее значительными, чем общий центр.

Можно сделать вывод, что объемно-про­странственная структура являются важнейшим началом, которое определяет качество всей композиции. Гармонич­ное решение будущего изделия и целостность компози­ции закладываются уже на стадии формирования объем­но-пространственной структуры. Добиться высокого уровня композиции дизайнер может лишь в том случае, если он вникнет в самую суть конструкции. Поэтому работа над формой должна осуществляться в начале проектирова­ния, когда выявляются конструктивная схема изделия, принцип его компоновки, т. е. размещение и взаимоувяз­ка основных элементов изделия.

Объемно-пространственная структура, являясь свойствами композиции, служит также и важны­м ее средством, так как с ее помощью закладываются основы качества формы.

Композиционное равновесие. Важным свойством композиции является ее равно­весие. Равновесие - такое состояние формы, при кото­ром все элементы сбалансированы между собой. Оно за­висит от распределения основных масс композиции относительно ее центра (центр - понятие условное). Равновесие может достигаться одинаковостью пра­вых и левых частей формы, основанной на симметрии, а также более сложным способом. Сущность его заклю­чается в том, что уравновешиваемые элементы компози­ции или группы их получают такую форму и обработку, что их выразительность выравнивается. Так, элемент не­большой площади, темной, глухой окраски может быть уравновешен другим - большой площади, светлой ок­раски и с наличием мелких деталей. Этот при­ем лежит в основе равновесия предметов с внутренней асимметрией. В ней отдельные элементы, имеющие свое композиционное построение (оси, ритм, центр), уравнове­шивают друг друга таким образом, что общее целое полу­чается зрительно устойчивым и статичным.

Композиционное равновесие не обязательно соот­ветствует лишь глубокой статической устойчивой не­подвижности. Оно может быть и динамичным, где внут­ренняя динамика или движение частей может создавать и впечатление неустойчивости, но не выходящей за рамки целого, и обязательно остановлено деталями, которые успокаивают внутреннее движение и не дают деталям вырваться за рамки композиционного простран­ства.

Композиции могут быть также статические, т. е. та­кие, где нет внутреннего движения. Как правило, впечат­ление устойчивости создается использованием совершен­ных геометрических фигур - равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов, арок, трапеций, а в объемных композициях - кубов, пирамид, прямых призм.

Эллипс, круг, шар, лежащий цилиндр придают компо­зиции динамику, так как эти формы неустойчивы.

Статичность и динамичность формы. Расчленение всего предметного мира на движущи­еся и неподвижные объекты обусловило наличие ста­тичной и динамичной композиции. Для статичной ком­позиции характерны закономерности симметрии и метрического строя, для динамичной - асимметрия и ритм.

В динамичной композиции всегда присутствует глав­ное направление движения - ось. Лишь вдоль нее может развиваться динамика движения. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных на­правлениях.

Приемы композиционного формообразования. Приемы композиции сами по себе не имеют абсолют­ной эстетической ценности. Средства композиции еще в древности служили не поверхностному украшению, а орга­низации материала в произведении, построению целесооб­разной, прочной, удобной формы. Композиция изделия - это художественно-выразительная система их формы и декора, обеспечивающая эстетически воспринимаемое пра­вомерное размещение всех частей и элементов (объемов, поверхностей, линий, цветов).

Если дизайнер пытается использовать один и тот же композиционный прием в проектирова­нии различных по назначению изделий, то его непремен­но постигнет творческая неудача. Форма изделия долж­на отражать его назначение, конструктивную основу и технологию производства. Носителями композиционных закономерностей являются: объемность, пространственность, прочность, массивность, плотность.

Работа над гармонизацией формы ведется после уточ­нения конструктивной схемы изделия, выбора материа­лов, установления функциональных размеров и эргоно­мических требований. С самого начала работы над формой дизайнер выявляет идею композиции, т. е. тот компози­ционный прием, который будет положен в основу, а затем последовательно развит.

Пропорции и пропорционирование. Пропорция, масштаб, контраст, нюанс представляют собой следующую качественную ступень закономерной организации формы и характеризуют эстетические досто­инства формы.

Под пропорциями форм понимают гармонические соотношения размеров частей, сторон, площадей и т. д. Пропорции определяют соотношение деталей между со­бой и предметом в целом. При определении пропорций границами отсчета являются места перелома формы, если она решается на основе светотени, либо линии стыков де­талей, если плоскостная композиция строится на основе контраста составляющих частей. Размерные от­ношения между элементами формы, т. е. пропорциональ­ность между частями и целым, служат важной основой, на которой строится вся композиция.

Форма элементов интерьера, в боль­шинстве случаев, представляет собой простые геометри­ческие фигуры. Для композиции элементов интерьера очень важно иметь выразительное соотношение длины и ширины, особенно если они повторяются неоднократно. При поиске соотношений длины и ширины элементов интерьера за ис­ходную фигуру может быть принят квадрат. Но квадрат­ная форма слабовыразительна, в ней нет контраста. Более выразительная форма - прямоугольник. Его можно стро­ить на основе квадрата и получать различные соотноше­ния длины и ширины.

Рассматривая практику пропорционирования, следует отметить метод построения прямоугольников со сложным соотношением сторон. Наиболее распространена и популярна пропорция или метод «олотого сечения» Метод «золотого сечения» («золо­тая пропорция», гармоническое деление) это деление отрезка АС на две части таким образом, чтобы большая его часть АВ относилась к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ, т. е. АВ: ВС = АС: АВ.

Следует заметить, что пропорциональные отношения являются важным средством композиции, влияя на со­подчинение элементов формы, ее динамичность или ста­тичность, зрительную устойчивость.

Масштаб и масштабность . Важным условием достижения гармоничности ком­позиции является определение правильной масштабности. В широком значении масштаб - это отношение, по­зволяющее определить неизвестную величину в соотно­шении с известной.

Под масштабностью предметного мира понимают со­размерность или относительное соответствие формы и раз­меров предмета его назначению и размерам человека.

Чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо, хотя бы подсознательно срав­нить размеры вещей с чем-то хорошо известным. В своей деятельности человек выступает как мера всех вещей. Поэтому архитектор при проектировании здания рядом с фасадом изображает фигуру человека в масштабе чер­тежа. Аналогично, создавая предметы быта, мебель, мы связываем их размеры с антропометрическими данными человека, а также средой, в которой они находятся. На­пример, немасштабными будут кровать для взрослого в детской комнате, низкие стулья в комнате с высокими потолками, крупногабаритные предметы в тесной комна­те и т. д.

Контраст, нюанс, тождество . Необходимым условием достижения гармонии яв­ляется соблюдение меры контраста, создание плавных пе­реходов между контрастирующими элементами.

Контраст-это наиболее распространенное средство выделения и повышения выразительности композицион­ного элемента. Он представляет собой резкое противопо­ставление характеристик, например темное и светлое, боль­шое и малое, простое и сложное, прямое и кривое, гладкое и шероховатое, плоское и рельефное, легкое и тяжелое, а также контраст по положению элементов в про­странстве позволяет избежать вялости и однообразия в худо­жественных решениях. Соединение нескольких противоположных характе­ристик может усиливать контраст. Так, светлая гладкая поверхность будет выглядеть более контрастной к тем­ному рельефу, чем светлая поверхность к светлому ре­льефу.

Выбор степени контраста определяется художником исходя из его чутья и художественного опыта. Очень силь­ный контраст может визуально разрушить предмет. По­этому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления види­мого.

В решении композиции большую роль играет нюанс, сущность которого заключается в плавном переходе ха­рактеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления. Он предполагает небольшое различие свойств. В композиции он неразрывно связан с контрас­том. Если контраст не дополняется тонкими нюансными переходами, он может огрубить форму, разрушить ее цело­стность. Нюанс - это последовательный переход от одно­го свойства к другому, например, от светлого к темному, от большого к малому, от простого к сложному. Художники используют также нюанс по форме, по положению в пространстве и т. д.

Если нюанс усилить, он может перейти в контраст. Если же его сильно ослабить, он окажется зрительно не­различимым, т. е. станет тождеством. Тождество - это равенство.

Тождество используется в случаях, когда имеют мес­то повторы одинаковых элементов, поэтому оно связано с теми средствами композиции, которые основаны на по­вторах.

Метрический повтор. Неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим рядом, или метром. Это средство композиции широко ис­пользуется при проектировании мебели, особенно корпус­ной.

Повтор как некий порядок начинает воспринимать­ся с того момента, когда количество элементов не улавли­вается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более воспринимаются как груп­па. Следовательно, при шести и более элементах на вос­приятие воздействует закономерность многократного по­втора.

Восприятие метрических рядов во многом зависит от сложности самих элементов. Например, объемные или слож­ные элементы вызывают ощущение многократного повто­ра раньше, чем плоскостные и простые.

Метрические ряды могут иметь различную слож­ность. Простые ряды основаны на одинаковых повторах одного элемента, в более сложных могут сочетаться, на­пример, три, четыре ряда или сразу развиваться несколь­ко метрических повторов.

При слишком большой протяженности метрическо­го ряда с одинаковыми элементами для достижения ком­позиционной выразительности отдельные элементы можно скомпоновать в группы. Тогда ряд усложнится и будут чередоваться не только элементы, но и их группы. На метрических повторах основано построение орнаментов.

Законы ритма проявляются в строении дерева, дея­тельности человека, работе машин и т. д. Именно поэто­му ритм и метр также относятся к основным средствам композиции формы.

Ритм может быть простым, основанным на повторе­нии одной и той же формы или слож­ным, основанным на повторении групп форм. Сложные ряды могут быть также образованы сочетани­ем нескольких простых рядов. Внутри ритмической сис­темы можно сформировать метрические ряды. Коли­чество мыслимых комбинаций бесконечно.

Активность ритма в композиции зависит от силы проявления самой ритмической закономерности. Если изменения чередований незначительны, ритм будет вы­ражен слабо. Наоборот, при остром изменении ритм мо­жет служить главным началом в композиции. Многое зависит и от протяженности ряда. Если он слишком ко­роткий, то не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Три элемента не создают впечатления закономерного повтора, поскольку воспринимаются как начало или фрагмент ряда.

В то же время чрезмерная длина ряда утомляет. Ощущение угнетающей монотонности нарастает особен­но быстро, когда ритмический порядок прост, а его акцен­ты активны.

Чтобы снять ощущение монотонности, используется прием остановки ритма, нарушения непрерывной после­довательности его ряда.

Ритмический повтор , или ритм, - это закономерность композиции, которая основана на постепенных количе­ственных изменениях в ряду чередующихся элементов.

Пластика формы. Пластичность, или скульптурность,- свойство любой формы. И то, как «вылеплена» эта форма, может оказать решающее влияние на облик предмета. Поэтому, сохраняя одну и ту же объемно-пространственную структуру, мы име­ем еще много возможностей видоизменять, варьировать эту внешнюю форму.

Мобильный телефон, например, может быть и круглым, и состоящим из плоскостей, «аморфным» и «кристалличе­ским» - и это при совершенно одинаковом его внутреннем устройстве.

Пластика характеризует особенности объемно-про­странственной структуры, определяет ее рельефность, на­сыщенность тенями и светом, форму перехода образую­щих поверхностей и линий. Пластичная форма имеет мягкие, плавные переходы образующих линий. Грани у такой формы заовалены или скруглены. Форма, у кото­рой нет пластичности, резкая, рубленая, аскетичная. Пластика связана и с тенями. У сложной формы часть поверхностей или элементов находится в зоне глубоких теней и контрастирует с освещенными, придавая объему графическую выразительность

Пластика формы и тенесветовая структура имеют особенно важное значение при достижении цельности ма­лых и миниатюрных форм.

Контрольные вопросы

1. Значение изучаемого курса для студентов технологов?

2. Что такое эстетика и как она соотносится с интерьером?

3. История возникновения эстетики как науки.

4. Модульные системы и пропорции в древнегреческой архитектуре.

5. Перечислите основные стили в архитектуре и искусстве.

6. Дайте характеристику основным стилям в архитектуре, искусстве.

7. Охарактеризуйте гармоничное произведение.

8. Что такое композиция, и ее значение в создании интерьера?

9. Что понимают под главным и второстепенным в композиции?

10. Что такое композиционное равновесие?

11. Опишите приемы композиционного формообразования.

12. Приведите примеры пропорций и пропорционирования?

13. Что такое масштаб и масштабность?

14. Что такое контраст, нюанс, тождество?

Введение

Моё исследование посвящено одному из самых сложных и принципиально важных учебных предметов в подготовке художников- педагогов - композиции.

Композиция способствует развитию образного мышления, несет в себе содержательный аспект и делает творчество более осознанным, а не случайным. Поэтому нам так важно изучение данной учебной дисциплины. В подтверждение этому обращусь к цитате Леонардо да Винчи: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их» .

Композиция как учебный предмет, появился значительно позже, чем такие предметы как рисунок или живопись. Долгое время композиция не могла стать самостоятельным учебным предметом, так как считалось индивидуальным видом творчества, достаточно сложным, доступным лишь узкому кругу учеников.

Поэтому более, позднее композиция сформировалась как самостоятельный учебный предмет следствием этого и послужила, сложность и многогранность данного учебного предмета, который является более интуитивным, чем логическим, а так же трудно поддающийся самостоятельному изучению.

В 20-30 годы советского времени развитие композиции как науки сильно тормозили, её недооценивали, а порой и вовсе отрицали. С этим не был согласен художник А.А. Дайнека «Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции» .

Поэтому мне так важно обратить внимание на композицию, как основу любого творческого искусства (рисунок, живопись, скульптура).

В настоящий момент композиция, основательно изучена, имеет огромную базу и постоянно развивается (пишутся новые методики и технологии). Но без такого посредника как учитель ученику будет крайне сложно изучить данные дисциплины.

Я считаю, что композиция является базой для создания творческого продукта человека. Мы должны чувствовать и понимать сюжетный замысел, идейность, гармоничность. Сопереживать произведению. Для этого то и нужна композиция, без знаний этого учебного предмета наше творчество станет пустым.

Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция»

«Объемно-пространственная композиция» - сложное составное понятие. Для того чтобы разобраться в его сущностных характеристиках необходимо разобрать его отдельные составляющие.

композиция объемный пространственный творческий

Сущность понятия «композиция»

Для начала обратимся к самому понятию композиции. «Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, сложение» .

Однако нельзя назвать композицией любой набор элементов, это «не простое размещение по соседству, но их согласование и примирение» . Синонимом этих понятий, вобравшим в себя все смысловые значения, является гармоничность, поэтому композицию можно назвать гармоничным соединением частей в единое целое. В данном смысле термин «композиция» трактуется широко и применяется в различных областях. Существуют не только литературная, музыкальная, архитектурная композиция, но и шахматная, цветочная, математическая и т.д. В более узком смысле, особенно в среде художников под композицией чаще всего имеют в виду произведение какого-либо вида искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Композицию считают основой всех видов искусства, это «важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому» . Однако степень разработанности проблемы композиции с научной точки зрения в различных видах искусства не одинакова. По мнению профессора Н.П. Бесчастнова теория композиции наибольшим образом разработана в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве она находится «в стадии становления» . В 20 веке многие исследователи-теоретики и художники-практики обращались к проблеме композиции в пластических искусствах, рассматривая ее в разных аспектах. Большой вклад внесли В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, К.Ф. Юон, Н.Н. Волков, Е.В. Шорохов, Н.М.Сокольникова, О.Л. Голубева и др.

Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле к конкретным произведениям искусства.

Точного научного определения композиции, которого бы придерживался каждый художник, нет. Поэтому, художники выявляют сущность композиции субъективно, которая на их взгляд является наиболее важной. Обратимся к некоторым из них.

Е.А. Кибрик: «Композиция - закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимосвязи. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, даёт практическую основу композиции».

В.А. Фаворский: «Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера».

«К.Ф. Юон видит в композиции конструкцию, то есть распределение частей на плоскости, и структуру, которую образуют также плоскостные факторы».

Сложно полностью согласиться с одним и отбросить теорию другого. Возможно, каждый из них ставил разные задачи перед своей работой, вследствие чего и возник разный базис композиции.

С точки зрения структуры и конструкции композицию рассматривали Е.А. Кибрик и К.Ф. Юон. Именно на их определения композиции мы и будем опираться в нашей работе, так как нашей целью в практической части работы и будет являться выявление конструкции природного материала, а в последующем сложение и соотношение частей конструкции в единое гармоничное единство.

В композиции Е.А. Кибрик создает определенный конструктивный принцип, который является основой будущего произведения, способный объединить в одно целое все его детали, т. е. решает вопрос о неделимости композиции». То есть художник находил ядро- центр композиции и подчинял ему второстепенные элементы, тем самым гармонизируя композицию. Художник считал что, прежде всего, нужно найти идею, мотив композиции, прежде чем приступать к компоновке.

Так же воспользуемся понятием Советского энциклопедического словаря: « Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому».

В пластических искусствах композицию принято определять как объединение частных элементов художественной формы в единое составляющее. Происходит это (объединение) с помощью правил композиции. Обратимся к ним.

КОМПОЗИЦИЯ - построение. Есть внешняя композиция. Так, повествовательные произведения делятся на главы (в лиро-эпической поэме они могут быть маленькими: “Мцыри” Лермонтова; большие главы романа А.Н. Толстого “Петр Первый” делятся на подглавки), части (“песни” в доромантической и отчасти романтической поэме), тома, “книги”.

Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений. Теоретики эпохи Возрождения пытались сделать нормой пять актов - эту норму закрепили классицисты - и установили, что первому из них соответствует экспозиция, т.е. введение в обстановку изображаемого действия, знакомство с персонажами, второму - развитие интриги, третьему - кульминация (вершина сюжета, самое напряженное место в нем), четвертый подготавливал развязку, происходившую в пятом акте (в переносном смысле “пятый акт” - трагический финал, Печорин пишет в своем журнале: “С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя”). Это уже не внешняя композиция, это компоненты сюжета. Среди них необходимо назвать и завязку - начало конфликта и развития действия (далее идет цепочка эпизодов).

Te же компоненты сюжета усматриваются литературоведами в эпосе - повествовательном роде литературы. Ho и в драме классицистические правила соблюдались не строго. У самих классицистов, например Мольера, были трехактные пьесы. Русские драматурги XIX-XX вв. нередко предпочитали четырехактное строение пьес (“Горе от ума” Грибоедова, “Бесприданница” Островского, “Вишневый сад” Чехова, “На дне” Горького, “Дни Турбиных” Булгакова). Кульминация очень часто совпадает или почти совпадает с развязкой, но бывает и несколько кульминаций, особенно в больших эпических произведениях, а разные сюжетные линии имеют каждая свою развязку. Чехов в позднем творчестве вовсе обходится без развязок, до него не было никакой единой развязки в таком грандиозном произведении, как “Война и мир” Л.Н. Толстого. В драматургии “развязка не всегда совпадает с концовкой. В качестве замыкающего момента вводятся обычно особые речи “под занавес”...” . В литературе кроме них, а также речей персонажей необходимо выделять и зложение, менее “наглядный”, чем повествование, обобщенный рассказ. В исторически ранней прозе изложение нередко перевешивает повествование. К нему еще очень часто прибегают в прозе Стендаль и Пушкин, но вскоре такая манера стала казаться архаичной. В “Войне и мире” Толстого есть и изложение (например, суммарный рассказ о Тарутинском сражении во второй половине главы VI второй части четвертого тома), и рассуждения, однако основа текста романа-эпопеи - “наглядное” повествование. Пушкин широко использовал изложение не только в прозе, но и в стихах, где оно бывает достаточно образным. Первая глава “Евгения Онегина” - это прежде всего изложение обычных повторяющихся, хотя и представленных как бы единичными примерами событий жизни молодого героя в Петербурге. Повествование само по себе весьма вариативно. В сюжете бытие персонажей и события мыслятся непрерывными, но в повествовании, когда текст более или менее объемист, это “дискретные компоненты” , перебиваемые другими событиями с другими персонажами. В воле автора возвращаться к ним чаще или реже, говорить о них подробно или бегло. Это один из признаков различения сюжета и фабулы (см.: Сюжет).

Повторяющийся элемент повествования, описания, лирического излияния, речей персонажей называется мотивом. “Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив” . Повторяются отдельные детали, портретные черты персонажей, пейзажные и прочие описания, какие-то эпизоды. Обрамление сюжета с мотивировкой рассказа (Максима Максимыча, вспоминающего историю Печорина и Бэлы, почтмейстера, решившего, что Чичиков - это капитан Копейкин, шолоховского Андрея Соколова с его необычной и тяжелейшей судьбой) относится к образному миру, семантике текста. Такое обрамление сообщает об одноразовых событиях. Однако обрамление бывает и повествовательным приемом. М. Горький любил украшать начала и финалы своих небольших произведений пейзажем. “Старуху Изергиль” пейзажи обрамляют в целом, обрамлены и включенные в рассказ легенды. Тень и искры, видные в степи, становятся поводом для перехода к обеим легендам. Это элементы общего сюжета. А пейзаж, окружающий повествователя и его старую собеседницу, хоть и изменяющийся, все-таки в художественной реальности один и тот же. Частота обращения к нему - элемент не только сюжета, но и повествования. Нельзя было описывать его бесконечно, автор делает это столько раз, сколько ему нужно для реализации своих художественных целей. Бунин дважды, в зачине и финале “Господина из Сан-Франциско”, говорит про нанятую “влюбленную” пару, танцующую во время рейсов на кораблях. Она нанимается и танцует постоянно, поэтому, воспроизводя, как “на самом деле”, реальность, ее нужно было бы и показывать постоянно. Писателю же достаточно двух раз, чтобы было ясно: имеется в виду не два раза, а очень много.

Еще одним повествовательным приемом является художественное предварение. Таков сон Гринева, который он считает пророческим, о бородатом мужике с топором, желающем благословить его в качестве посажёного отца (по словам матушки) среди окровавленных мертвых тел. Без помощи веселого душегуба Пугачева действительно не состоялось бы счастливое соединение Гринева и Маши. С одной стороны, это элемент сюжета, с другой - способ подготовки читателя к тому, чего он еще не знает и чего не знал сам Гринев, когда видел столь необычный сон, “приоткрытое” будущего, заинтриговывающее читателя. Ведь Гринев -повествователь пока не объяснил, что в этом сне было пророческого: роман еще только на второй главе - “Вожатый”, название “Капитанская дочка” никак не намекает на то, что вожатый окажется Пугачевым и что вообще о нем будет речь. Художественное предварение - это одновременно и недоговаривание, и “недоумолчание”. Оно может подтверждаться только в эмоциональном плане, а в сюжетном быть обманчивым. В “Ледоходе” Горького сообщается о сосновых ветвях, которые торчали в хрупком весеннем льду реки, “обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами”. Данное сравнение усиливает напряженность дальнейшего повествования, однако все персонажи перебегают тронувшуюся реку хоть и проваливаясь, но в итоге благополучно.

Ракурс, в котором подаются читателю те или иные элементы образного мира, называют точкой зрения, причем подразумевается не только то, что потенциально можно увидеть (читателю - “зрительно” представить). Разные исследователи выделяют пространственную, временную (или пространственно-временную), прямо- и косвенно-оценочную, фразеологическую, психологическую (в плане субъективности или объективности описания) “точки зрения” . Ими обладают как автор, так и повествователь и по крайней мере некоторые персонажи. Чаще всего читатель произведения “видит мир” вместе с главным, преимущественно положительным, героем, однако возможны разнообразнейшие варианты. До девятой главы “Мертвых душ” действие происходит в тех местах, где находится Чичиков, в девятой и большей части десятой главы Чичикова нет: он, его тайные замыслы лишь становятся предметом обсуждения и догадок дам и чиновников губернского города. Автор как будто знает примерно столько же, сколько те или иные персонажи. В “Солнечном ударе” Бунина, казалось бы, все случившееся дано в восприятии поручика, и автор даже не сообщает его имени (как и имен главных персонажей “Господина из Сан-Франциско” и “Чистого понедельника”), но на самом деле, конечно, автор всеведущ, знает все, что герой делал, думал, чувствовал и говорил, как знал и мысли и ощущения безымянного господина из Сан-Франциско или его дочери. Он выходит за временные рамки сюжета, данного временного кругозора героя (поручика) и навсегда расставшейся с ним после единственной совместной ночи героини: “...оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”. В “Господине из Сан-Франциско” два абруццких горца остановились у статуи Богоматери в гроте. “Оба обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире...” В этой авторской фразе выражены не только оценочная позиция горцев (“смиренно-радостные хвалы” тому-то и такой-то) и отчасти привычная им фразеология (“непорочной заступнице”), но и собственно авторские, не совпадающие с ними оценочная позиция и фразеология: хвалы “наивные”, “в этом злом и прекрасном мире” - слишком изысканный оксюморон (см.: Антитеза) для людей простых, наивных и в данный момент совсем не думающих о зле.

Оценочные “точки зрения” могут иногда совпадать у автора и нескольких, весьма различных и даже вовсе не обязательно близких автору персонажей. Так, у Гоголя недавно живых крестьян весьма положительно, даже с восхищением оценивают продавец Собакевич, покупатель Чичиков, размышляющий над списком своих мертвых душ, и председатель гражданской палаты Иван Григорьевич. На уровне организации повествования их и авторская оценочные точки зрения идентичны, сколь ни различно в целом отношение автора к подобным людям и самому себе.

Оценочная точка зрения чаще всего выражается соответствующей фразеологической, но необязательно. В “Одном дне Ивана Денисовича” А.И. Солженицына повествователь как будто не выходит за пределы кругозора Шухова, лагерь предстает таким, каким его воспринимает он: и в пространстве, и во времени (пока герой работает, время идет очень быстро, вообще “сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идет, не убавляется его вовсе”), и в оценочном плане (отношение к начальству, тем или иным лагерникам), и во фразеологическом (речь в рассказе примерно такова, какой должна быть речь этого бывшего крестьянина, бывшего солдата и зэка с уже немалым опытом). Ho Шухов не повествователь. В тексте звучит и интеллигентская речь Цезаря Марковича, и жилистого старика, спорящего с ним об Эйзенштейне, и командирская речь кавторанга Буйновского, и украинский акцент, и особенности речи зэков из Прибалтики. Все это воспроизвести Шухов не мог бы. Он соображает, что в санчасти “фельдшер” Коля Вдовушкин занимался “левой” работой - “писал ровными-ровными строчками и каждую строчку, отступя от краю, аккуратно одну под одной начинал с большой буквы”. Фразеология шуховская, но “левая” работа бывшего студента литературного факультета - сочинение стихов - остается, как прямо говорит автор, “для Шухова непостижимой”. Когда же кавторанг заявляет, что по декрету советской власти “солнце выше всего в час стоит”, необразованный Иван Денисович изумляется (внешне это оформлено как авторская, а не внутренняя речь персонажа): “Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?” Здесь мысль героя подается с легкой иронией, и это, конечно, авторская оценочная точка зрения.

В драматургии такая игра точками зрения невозможна, все поступки и слова воспринимаются читателем (зрителем) объективированно, со стороны. Ho к композиции в смысле организации драматического действия относится, как и в эпическом повествовании, быстрая смена мест, в которых разворачиваются события (в эпосе это смена вообще мгновенная, а в театре нужны смены декораций или некий условный знак), временные “пропуски” между действиями (в “Днях Турбиных” три первых акта охватывают короткое время, четвертый открывается ремаркой “Через два месяца”), иногда уплотнение времени, когда продолжительность сценического действия условно выдается за время несколько более длительное (в той же булгаковской пьесе за ужином во второй картине первого акта весьма быстро напились не только непьющий Лариосик, который даже поспать успел, но и многоопытный Мышлаевский; в “Клопе”

В.В. Маяковского после восклицания парня: “Зоя Березкина застрелилась!” - и еще всего нескольких реплик прибегают уборщик с врачом).

Смена точек зрения, иногда резкая, возможна в лирике, наделенной чертами повествовательности. Особенно показательный пример - “Ночь” Б.Л. Пастернака.

Считается, что первым употребил слово «композиция» по отношению к произведению искусства итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения, живописец и архитектор Леон Баггиста Альберти (1404 — 1472), считавший, что композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются в картину. В последующие столетия, и вплоть до наших дней, попытки дать исчерпывающее определение композиции не прекращаются. Приводим некоторые из них.

Композиция есть такое сопоставление отдельных форм, при котором они связываются в новое целое высшего порядка. Ф. Шмит

Композиция... в литературе и изобразительных искусствах — построение произведения, соотношение отдельных частей (компонентов) произведения, образующих единое целое. Словарь иностранных слов

Все виды искусства... характеризуются наличием такой важнейшей стороны художественной формы, как композиция. В. Ванслов

Композиция — главная форма произведения искусства. Н. Волков

Народный художник СССР Е. А. Кибрик в 1961 г. сетовал, что, когда в Академии художеств разрабатывались программы по композиции, не удалось найти приемлемой для всех формулировки, что есть композиция.

Выработке научного определения термина «композиция» в значительной мере мешает утвердившееся в практике художников различное употребление этого слова. Композицией называется учебный предмет в художественном институте или училище. Композицией называют тематическую картину, в отличие от портрета, пейзажа и натюрморта. Еще больше усложнило определение композиции стремление объединить в одном слове понятия единства содержания и формы художественного произведения. В программе по композиции для художественно-графических факультетов педагогических институтов можно прочитать, что в настоящее время понятие «композиция» рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, так как оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа, и систему идейнотематических и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие закономерности построения художественного произведения, процесса его создания и восприятия. Эти основные уровни понятия «композиция» являются и основными направлениями формирования навыков композиционной деятельности.

О трудностях нахождения окончательного определения термина «композиция» свидетельствуют и попытки Е. В. Шорохова дать это определение в учебнике «Композиция», предназначенном для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. Он пишет: «...Более полное определение понятия «композиция» будет звучать так: «Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения» 1 .

К множеству определений какого-то понятия приходят всякий раз не только в изобразительном искусстве, но и в других областях культуры, когда нет четкого понимания содержания понятия. Чтобы не заблудиться в дебрях словотворчества, остановимся на академическом определении понятия «композиция».

Композиция — это строение формы произведения искусства, направленное на раскрытие замысла автора. Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — это построение произведения искусства, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

В высшей степени целесообразным является ознакомление с высказываниями о композиции известных советских художников и теоретиков искусства, в которых чувствуется биение пульса времени, прозрение и стремление к истине. К. Ф. Юон отмечает, что продуманную и завершенную композицию рассматривают как образную формулу, в которой приведены к смысловому и формальному единству все части картины. В. Ванслов говорит, что закономерности композиции существенно различаются в архитектуре и живописи, музыке и поэзии. Но композиция как план и схема построения произведения, как соотношение и организация его разделов, частей, персонажей и так далее, как соподчииенность целого и его элементов присуща художественной форме произведения любого вида искусства. Композиция есть завершенная целостность, определенная смыслом произведения, утверждает Н. Волков.

Приводим ряд примеров по определению понятия композиция, высказанных художниками и теоретиками искусства.

Художники прекрасно знают..., что, пока не нашлась композиция... бесполезно писать лица. Как бы сильно они ни были написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не найдут свое место в картинном пространстве, в композиционном ряду. В. Леняшин

Мне запомнилось, как он (Б. Н. Зуев) меня учил, что в композиции обязательно должно быть нечетное число фигур. Я это запомнил — что-то в этом правиле есть, хотя бы то, что «неделимую» композицию естественнее сложить из нечетного числа фигур, так как четное число легче распадается на равные части. Е. Кибрик

Композиция есть творческая организация картины. Ни в коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж, изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное небо, является картиной, не имеющей композиции... На самом деле, отношение по размеру неба в длину и ширину к морю уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины — все это элементы композиции. Н. Крымов

Композиция — это всегда построение (цветовое, линейное и т. п.), выявляющее смысловые связи. Композиция — это всегда толкование сюжета. Н. Волков

Со временем убеждаешься, что в основе всякого творчества лежит композиция, что все начинается и кончается ею, что в ней как бы сфокусированы все слагаемые ремесла. Она может быть элементарной, а может быть выверена математической логикой, подчинена интуиции художника. ...Композиция удовлетворяет меня тогда, когда и образно-смысловой строй, и декоративно-пластические задачи находятся в органическом взаимодействии. В. Сидоров

Наше время — век композиции. Если раньше она по существу означала эскизирование, то есть работу над сюжетом картины (предусматривала размещение фигур и интерьера в формате картины), то теперь значение и понимание композиции изменилось. Она может быть в натюрморте и рисунке, в наброске. Это не только соотношение линий, силуэтов, цветов — это и взаимовлияния, и внутренние связи элементов, персонажей, линий, форм на основе стилевого единства, чувства целостности. С. Григорьев

Мне важно, когда я начинаю новый холст, прежде всего ночувствовать весь ход дальнейшей работы. В этом процессе создания вещи я главной для себя считаю композицию. Без нее картина не может существовать, даже когда верно найдены цветовые отношения и выражено состояние. Искать композицию — для меня это значит прежде всего внутренне организовать холст, определить его структурный костяк, его основу. Э. Браговский

Вопрос о композиции является труднейшим, узловым вопросом. Б. Иогансон

...«Вопросы композиции» по-прежнему остаются лишь «вопросами». ...Уже намечен верный путь к теоретическому разрешению этого сложного вопроса; но единого взгляда на композицию все еще нет, нет и установившейся методики обучения композиции. М. Эткинд

Отнюдь не способствует расцвету тематической картины и медленно совершенствующееся преподавание композиции, особенно многофигурной, в наших вузах. Е. Калинин

Число примеров определений композиции, данных художниками и теоретиками искусства, можно легко продолжить. Из них все же следует, что композиция — это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображения, направленная на раскрытие содержания, идеи произведения.

Содержание художественного произведения возникает в голове художника как замысел; иногда оно диктуется заказчиком, конкурсной программой и так далее, а композиция создается художником, строится форма. Когда возникает единство содержания и формы, тогда возникает завершенная целостность — картина, скульптура, офорт. Содержание картины сочиняется, композиция строится. В итоге — это единое целое. Работать над формой— значит работать над содержанием, и наоборот. Логика художника — это сочинение; интуиция его — это геометрия холста, ритмы, пропорции, отношения, потому что глаз и мозг его — неосознанная геометрия, измерение. Всякое познание есть чувственное измерение.

1 Шорохов Е. В. Композиция. — М., 1986. — С. 10-11.

Определение композиции

Считается, что первым употребил слово «ком-
позиция» по отношению к произведению искусства
итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Ран-
него Возрождения, живописец и архитектор Леон
Баггиста Альберти (1404-1472), считавший, что
композиция - это такое разумное основание живо-
писания, благодаря которому части видимых вещей

1 См.: Школа изобразительного искусства: Вып. 1.-М.,
I960.- С. 5.

складываются в картину. В последующие столетия,
и вплоть до наших дней, попытки дать исчерпыва-
ющее определение композиции не прекращаются.
Приводим некоторые из них.

Композиция есть такое сопоставление отдельных форм,
при котором они связываются в новое целое высшего порядка.

Ф. Шмит

Композиция... в литературе и изобразительных искусст-
вах- построение произведения, соотношение отдельных частей
(компонентов) произведения, образующих единое целое.

Словарь иностранных слов

Все виды искусства... характеризуются наличием такой
важнейшей стороны художественной формы, как композиция.

В. Ванслов

Композиция - главная форма произведения искусства.

Н. Волков

Народный художник СССР Е. А. Кибрик в
1961 г. сетовал, что, когда в Академии художеств
разрабатывались программы по композиции, не
удалось найти приемлемой для всех формулиров-
ки, что есть композиция.

Выработке научного определения термина
«композиция» в значительной мере мешает утвер-
дившееся в практике художников различное упо-
требление этого слова. Композицией называется
учебный предмет в художественном институте или
училище. Композицией называют тематическую
картину, в отличие от портрета, пейзажа и натюр-
морта. Еще больше усложнило определение компо-
зиции стремление объединить в одном слове поня-
тия единства содержания и формы художественно-
го произведения. В программе по композиции для
художественно-графических факультетов педагоги-
ческих институтов можно прочитать, что в настоя-
щее время понятие «композиция» рассматривается
как явление диалектическое в своей сущности, так
как оно впитало в себя и структурную организа-
цию художественного образа, и систему идейно-
тематических и формально-пластических связей и
зависимостей, и важнейшие закономерности по-
строения художественного произведения, процесса
его создания и восприятия. Эти основные уровни
понятия «композиция» являются и основными на-
правлениями формирования навыков композицион-
ной деятельности.

О трудностях нахождения окончательного опре-
деления термина «композиция» свидетельствуют и
попытки Е. В. Шорохова дать это определение в
учебнике «Композиция», предназначенном для сту-
дентов художественно-графических факультетов


педагогических институтов. Он пишет: «...Более
полное определение понятия «композиция» будет
звучать так: «Композиция произведения изобрази-
тельного искусства есть главная художественная
форма произведения изобразительного искусства,
объединяющая все остальные формы, характери-
зующаяся как целое с фиксированными, законо-
мерно связанными между собой и с целыми частя-
ми (элементами), в котором ничего нельзя пере-
местить или изменить, от которого ничего нельзя
отнять и к которому ничего нельзя добавить без
ущерба художественному образу, это целое, нахо-
дящееся в неразрывном единстве со смыслом (иде-
ей, содержанием) произведения» ".

К множеству определений какого-то понятия
приходят всякий раз не только в изобразительном
искусстве, но и в других областях культуры, когда
нет четкого понимания содержания понятия. Чтобы
не заблудиться в дебрях словотворчества, остано-
вимся на академическом определении понятия
«композиция».

Композиция - это строение формы произведе-
ния искусства, направленное на раскрытие замыс-
ла автора.
Композиция (от лат. compositio - со-
ставление, связывание)-это построение произве-
дения искусства, обусловленное его содержанием,
характером и назначением и во многом определяю-
щее его восприятие.

В высшей степени целесообразным является
ознакомление с высказываниями о композиции из-
вестных советских художников и теоретиков искус-
ства, в которых чувствуется биение пульса време-
ни, прозрение и стремление к истине. К. Ф. Юон
отмечает, что продуманную и завершенную ком-
позицию рассматривают как образную формулу,
в которой приведены к смысловому и формально-
му единству все части картины. В. Ванслов гово-
рит, что закономерности композиции существенно
различаются в архитектуре и живописи, музыке и
поэзии. Но композиция как план и схема построе-
ния произведения, как соотношение и организация
его разделов, частей, персонажей и так далее, как
соподчииенность целого и его элементов присуща
художественной форме произведения любого вида
искусства. Композиция есть завершенная целост-
ность, определенная смыслом произведения, утвер-
ждает Н. Волков.

1 Шорохов Е. В. Композиция.-М., 1986.-С. 10-11.

Приводим ряд примеров по определению поня-
тия композиция, высказанных художниками и тео-
ретиками искусства.

Художники прекрасно знают..., что, пока не нашлась ком-
позиция... бесполезно писать лица. Как бы сильно они ни были
написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не
найдут свое место в картинном пространстве, в композицион-
ном ряду.

В. Леняшин

Мне запомнилось, как он (Б. Н. Зуев) меня учил, что в
композиции обязательно должно быть нечетное число фигур.
Я это запомнил - что-то в этом правиле есть, хотя бы то, что
«неделимую» композицию естественнее сложить из нечетного
числа фигур, так как четное число легче распадается на рав-
ные части.

Е. Кибрик

Композиция есть творческая организация картины. Ни в
коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов
на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж,
изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное
небо, является картиной, не имеющей композиции... На самом
деле, отношение по размеру неба в длину и ширину к морю
уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины -
все это элементы композиции.

Н. Крымов

Композиция - это всегда построение (цветовое, линейное
и т. п.), выявляющее смысловые связи. Композиция - это всег-
да толкование сюжета.

Н. Волков

Со временем убеждаешься, что в основе всякого творче-
ства лежит композиция, что все начинается и кончается ею,
что в ней как бы сфокусированы все слагаемые ремесла. Она
может быть элементарной, а может быть выверена математи-
ческой логикой, подчинена интуиции художника. ...Композиция
удовлетворяет меня тогда, когда и образно-смысловой строй,
и декоративно-пластические задачи находятся в органическом
взаимодействии.



В. Сидоров

Наше время - век композиции. Если раньше она по су-
ществу означала эскизирование, то есть работу над сюжетом
картины (предусматривала размещение фигур и интерьера в
формате картины), то теперь значение и понимание композиции
изменилось. Она может быть в натюрморте и рисунке, в на-
броске. Это не только соотношение линий, силуэтов, цветов -
это и взаимовлияния, и внутренние связи элементов, персона-
х<ей, линий, форм на основе стилевого единства, чувства цело-
стности.

С. Григорьев

Мне важно, когда я начинаю новый холст, прежде всего
ночувствовать весь ход дальнейшей работы. В этом процессе
создания вещи я главной для себя считаю композицию. Без
нее картина не может существовать, даже когда верно найдены
цветовые отношения и выражено состояние. Искать компози-
цию-для меня это значит прежде всего внутренне органи-
зовать холст, определить его структурный костяк, его основу.

Э. Браговский


Вопрос о композиции является труднейшим, узловым во-
просом.

Б. Иогансон

...«Вопросы композиции» по-прежнему остаются лишь «во-
просами». ...Уже намечен верный путь к теоретическому раз-
решению этого сложного вопроса; но единого взгляда на ком-
позицию все еще нет, нет и установившейся методики обуче-
ния композиции.

М. Эткинд

Отнюдь не способствует расцвету тематической картины и
медленно совершенствующееся преподавание композиции, осо-
бенно многофигурной, в наших вузах.

Е. Калинин

Число примеров определений композиции, дан-
ных художниками и теоретиками искусства, можно
легко продолжить. Из них все же следует, что
композиция - это строение, взаимосвязь частей,
обеспечивающая целостность изображения, направ-
ленная на раскрытие содержания, идеи произве-
дения.

Содержание художественного произведения
возникает в голове художника как замысел; иногда
оно диктуется заказчиком, конкурсной программой
и так далее, а композиция создается художником,
строится форма. Когда возникает единство содер-
жания и формы, тогда возникает завершенная це-
лостность - картина, скульптура, офорт. Содержа-
ние картины сочиняется, композиция строится.
В итоге - это единое целое. Работать над фор-
мой- значит работать над содержанием, и наобо-
рот. Логика художника - это сочинение; интуи-
ция его - это геометрия холста, ритмы, пропорции,
отношения, потому что глаз и мозг его - неосоз-
нанная геометрия, измерение. Всякое познание
есть чувственное измерение.