Французская писательница франсуаза саган. Новейшая история зарубежной литературы


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет славянской филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы


Жизнь и творчество Ф. Саган


Выполнила:

студентка 3 курса

Медведева Мария Сергеевна


Симферополь, 2015


Введение

Заключение


Введение


Яркая личность Ф. Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков. Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж. Мурга, Ж. Урдена и Ж. Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П. де Буадеффр, Ж. Ган, М. Надо, Ф. Сенар, П. Вандром, А.Вийлор).

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англо-американских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж. Г. Миллер, В. А. Липтон, М. В.Сент-Онж).

В отечественном литературоведении последнее время отмечено появлением ряда статей, в которых наблюдается стремление пересмотреть негативные оценки творчества Саган, вынесенные литературной критикой 50-60-х годов и дающие о нем достаточно искаженное представление. Однако в основном литература, посвященная творчеству Саган, представлена предисловиями и послесловиями, носящими ознакомительный характер, а также упоминаниями в статьях и очерках преимущественно учебного или обзорного характера (Л. Зонинз, Ю. Уваров, Л. Андреев, Н. Ржевская, И. Шкунаева), причем исследователями рассматриваются в основном отдельно взятые ранние произведения писательницы, а более поздняя проза Саган остается без внимания.

Цель настоящего исследования - представить Ф.Саган и ее творчество не только как социологический феномен, но и, приподняв завесу окружающей ее легенды, увидеть в ней писателя, личность, женщину, определить художественное значение ее творчества, его связь с литературной традицией и место в современной французской литературе.

саган писательница женский


Глава 1. Обзор биографии Ф. Саган


В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», - Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов. Но сама Франсуаза - или Кики, как ее называли близкие- любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев. С детства мучило будущую писательницу обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их - и, как следствие, невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала. И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию. В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам - при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе. Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение. Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс. Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра». Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно. Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу. Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов. Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам, но везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать. Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери. Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась. Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны - Парижского университета. Однако чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе. Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей - это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне - от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо. Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф. Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Из-за неудачи на экзамене по английскому Франсуазе пришлось забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца. 6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ - ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще. Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной. Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса. Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много. Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам».

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров. Но вскоре потребовалось третье переиздание - уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят. В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен- триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги - сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего. Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла. К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье. Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману - «Смутная улыбка» (1956 г.), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Она мчалась в машине на огромной скорости в нетрезвом состоянии. Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти. Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, - Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим. Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями. К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Забеременев, она вышла замуж второй раз - за скульптора Боба Уэстхоффа. В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами. Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении. Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер - в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.


Глава 2. Анализ творческого метода Ф. Саган


1 Тема «потерянного поколения» в произведениях писательницы


Большинство критиков, исследующих творчество Саган (Р.М.Альберес, П.де Буа-деффр, Т. Витман), сходятся во мнении, что ее романы близки по духу произведениям ряда молодых писателей, вошедших во французскую литературу на рубеже 40-50-х годов и отразивших в своем творчестве негативные настроения, воцарившиеся в послевоенной Франции. Представителями этого пласта литературы стали Р. Нимье, Ж. Лоран, А.Блонден, а также ряд других, близких им по настроению писателей. Т.Витман в диссертации, посвященной исследованию творчества этих авторов, называет это поколение «потерянным» по аналогии с «потерянным поколением», появившимся после первой мировой войны. Повествуя о трагедии послевоенного поколения, молодые авторы затрагивают в своем творчестве извечную тему французского романа - проблему взаимоотношений отцов и детей, тему судеб молодого поколения. В этом смысле они, по сути, продолжают традиции жанра семейного романа, в то же время отказываясь от традиционных для него формы и сюжета.

Рассматриваемая обычно в традиционном жанре семейного романа проблема взаимоотношения поколений приобретает совершенно новое звучание в произведениях «потерянных» авторов, отразивших в своем творчестве настроения разочарования результатами войны и пессимизма относительно будущего, охватившие значительную часть населения послевоенной Франции. Основой творчества этих авторов стал отказ от идеи «ангажированности», популярной в годы Сопротивления, от социальной и политической проблематики, свобода от всяких моральных обязательств и нравственных норм. Они создали специфичный для французской литературы тип романа - саморазоблачения, повествующего о выбитых из колеи, циничных, аморальных молодых людях, о трагедии молодого поколения, оказавшегося перед хаосом разрушающегося у них на глазах мира. Пессимистическое мироощущение «потерянных» авторов обусловило своеобразную трактовку в их творчестве тем, характерных для жанра семейного романа: проблема взаимоотношений отцов и детей однозначно решается ими как неприятие мира взрослых, а в решении темы судеб молодого поколения выражен крайний пессимизм.

Творчество писателей «потерянного поколения» является симптоматичным для своего времени, поскольку отражает мироощущение и настроения значительной части послевоенного поколения молодых людей. Вместе с тем оно представляет собой лишь определенное направление в развитии французской литературы этого периода, в которой продолжает развиваться семейный роман в его традиционном виде. Поэтому анализ ранних произведений Саган именно с этой точки зрения способен пролить свет на истоки пессимистического мироощущения автора, объяснить безнадежность ее жизненной концепции, сохранившейся и в более поздних романах писательницы.

В ранних произведениях Ф. Саган намечаются тематика и тональность ее последующего творчества, и тема любви, женской судьбы, обычно находящаяся в центре внимания писательницы, безусловно, занимает в них самое значительное место. Однако далеко не самое основное. Примером этому может служить роман «Здравствуй, грусть» (1954), в котором тема женской судьбы связана скорее не с образом главной героини, а раскрывается во взаимоотношениях других персонажей книги. В романах «Смутная улыбка» (1956) и «Через месяц, через год» (1957) тема любви уже непосредственно связана с образами главных героев, однако служит, скорее, для раскрытия другой, не менее интересной и значительной проблематики - темы молодого поколения и его судеб и связанных с нею проблем воспитания, взаимоотношения поколений.

Рассматривая в своем творчестве проблемы, характерные для семейного романа, романа воспитания, писательница трактует их в ключе «потерянного поколения». Произведениям Саган свойственно полное отсутствие социального фона, сужение сферы изображаемого до межличностных отношений героев. Замкнутость персонажей Саган в мире чувств и любовных переживаний предстает как своеобразная реакция молодых на окружающую действительность и обусловливает своеобразный «эскепизм» романов писательницы, присущий произведениям и других авторов «потерянного поколения». Главной особенностью воплощения семейной проблематики в творчестве Саган является то, что писательница рассматривает проблемы, характерные для семейного романа, через призму любовных отношений. В произведениях Саган традиционный семейный сюжет предстает в значительно измененном виде, поскольку писательница не показывает семью в ее обычном, традиционном варианте. В романе «Здравствуй, грусть» семья представлена в лице главной героини Сесили, ее отца Раймона и Анны, его любовницы. Во взаимоотношениях этих трех персонажей и разворачивается в произведении Саган настоящий конфликт поколений. В противоположность Анне, отстаивающей мир прежних, традиционных ценностей, Сесиль и Раймон являются представителями нового, разуверившегося поколения французов. Описывая взаимоотношения отца и дочери, Саган подходит к объяснению того факта, что целое поколение молодых людей, не будучи непосредственными участниками войны, тем не менее стали ее жертвами, ощутив на себе ее воздействие через посредство старшего поколения. Это поколение отцов, вышедшее из войны разочарованным и опустошенным, оказалось не способным передать по наследству своим детям ничего, кроме безверия, бездуховности и циничного отношения к действительности. В связи с этим в центре внимания писательницы оказывается именно сложный внутренний мир подростка, проблема душевного взросления юной героини, едва вступающей в жизнь и обнаруживающей вокруг себя цинизм и равнодушие взрослых.

В романе «Смутная улыбка» Саган продолжает исследование темы взаимоотношения поколений, полностью перенося ее в область чувств, на любовную почву. В этом произведении писательница еще дальше отходит от первоначальной модели семейных отношений. Она совсем не показывает родителей главной героини, однако любовник Доминики и его жена, не имеющие детей и взявшие девушку под своеобразную опеку, по возрасту вполне могли бы быть ее родителями. Подобное изображение семьи, постановка семейной проблемы не случайны, поскольку продиктованы особенностями времени, характеризующегося свободой нравов и неустойчивостью, распадом традиционных форм семейных связей. В результате послевоенное поколение молодежи оказывается, как отмечает Ж. Урден, «поколением без родителей», что верно как в буквальном (чьи-то родители, возможно, не вернулись с войны), так и в переносном смысле. Это старшее поколение, вынесшее из военных лет ощущение внутреннего надлома и опустошенности, не в состоянии выполнять свои родительские функции по отношению к детям, поскольку способно передать им лишь негативный опыт, безверие и пессимизм. Таким образом, молодые люди, вступая в мир, оказываются в нем совершенно одинокими и беззащитными.

В романе «Через месяц, через год», в котором Саган отходит от семейной тематики, на первый план выступает судьба молодого поколения, а точнее, тема «потерянности» молодежи, приобретающая здесь еще более трагический оттенок, а ощущение безысходности становится всеобщим, распространяясь на целый ряд персонажей книги - вялых, пресыщенных, уставших от жизни несчастных молодых людей, безуспешно пытающихся любовными переживаниями и рассеянным флиртом заполнить пустоту своего существования. В отличие от тех французских писателей, которые связывают с новым поколением надежды на будущее (Р. Мартен дю Гар «Семья Тибо», С. де Бовуар «Прелестные картинки»), Саган не верит в будущее своих героев, поскольку историческая реальность дает слишком мало поводов для оптимизма, и, подобно «потерянным» авторам, решает тему молодого поколения в пессимистическом ключе.

Итак, вслед за писателями «потерянного поколения», Ф.Саган в своем раннем творчестве в определенном ракурсе запечатлела облик послевоенной эпохи, отразила настроения пессимизма, разочарования, отчаяния и безысходности, охватившие значительную часть французской молодежи 50-х годов. Анализ творчества писательницы на фоне литературы «утраченных иллюзий» позволяет сделать вывод о том, что, при всей кажущейся поверхностности, произведения Саган обладают достаточно серьезной проблематикой, поскольку проливают свет на духовную и социальную драму XX в., дают ключ к осмыслению послевоенной эпохи, а также к пониманию всего последующего творчества писательницы.


2 Воплощение «женской» темы в творчестве Саган


Соприкасаясь, с одной стороны, с семейным жанром, Саган в то же время продолжает традиции женской литературы, поскольку основные темы ее произведений обычно получают выражение через женский образ, почти всегда стоящий в центре повествования. Несмотря на то, что термин «женский роман» достаточно широко используется в современном литературоведении, до сих пор нет единого мнения о том, что включает в себя это понятие. Подвергается сомнению вообще правомерность выделения этого пласта литературы в особую группу. В данной работе, говоря о женской литературе, мы имеем ввиду произведения, написанные женщинами о женщине, женской судьбе, восприятии женщиной окружающего мира и себя в нем, иными словами, произведения, в которых делается попытка осмысления особого, отличного от мужского, бытия женщины в мире.

В отечественном литературоведении нет традиции рассматривать женскую литературу как целостное явление, в то время как во Франции попытка подобного подхода к исследованию произведений женщин-писательниц была предпринята еще в начале века Ж.Ларнаком в его «Истории женской литературы во Франции» (1923). Среди современных исследований в области истории женской литературы можно назвать работы Э. де Ларошфуко, М. Мерсье и некоторых других авторов.

Что касается отечественного литературоведения, то здесь, за исключением редких статей, затрагивающих вопросы американского феминизма, нет работ, посвященных исследованию теоретических аспектов женского вопроса и женской литературы как целостного явления. Анализ произведений Саган в контексте женской литературы дает возможность не только определить особенности преломления в ее творчестве женской проблематики, но и позволяет дать представление о состоянии современной женской прозы во Франции и теоретических взглядов на данную проблему.

Анализ теоретических аспектов женского вопроса показывает, что проблема женской судьбы, женского предназначения получает различные решения в зависимости от того, как понимается суть женщины. В случае если женщину рассматривают преимущественно как половую сущность (Э. Дойч), смысл ее существования сводится к исполнению ею своей непосредственной биологической функции жены и матери. Если же делается акцент на культурном, человеческом аспекте ее существования (С. де Бовуар), то в этом случае предназначение женщины не отличается от предназначения мужчины и заключается в том, чтобы реализовать свое человеческое призвание. Наиболее целесообразным представляется утверждение С.де Бовуар о том, что женщина является «человеческим существом, обладающим сексуальностью». В этом случае ее самореализация как личности включает два аспекта: осуществление ею своего женского предназначения, то есть природной роли жены и матери, и выполнение социальной задачи, то есть самоутверждение в профессиональной, творческой, культурной деятельности.

В произведениях Ф.Саган начинают звучать некоторые социальные мотивы, однако в целом писательница остается верна позициям «потерянных» авторов, что и обусловливает своеобразие трактовки в ее творчестве женской темы.

В литературе проблема женской судьбы приобретает различные решения в зависимости от мировоззренческих установок и творческой концепции автора. Так, если С.де Бовуар, рассматривающая женщину в свете экзистенциалистской философии, почти всегда ставит своих героинь перед проблемой решительного выбора, позволяющего им либо обрести полную свободу, либо остаться заключенной в рамках ограничивающей их ситуации («Гостья»), то есть перед проблемой реализации своего женского и человеческого призвания, то героиням Ф.Саган не удается осуществить ни одного из этих предназначений.

Наиболее показательна в этом отношении судьба Поль из романа «Любите ли Вы Брамса?..» (1959), в котором писательница выводит на сцену уже не беспечную и праздную юную героиню, а женщину, для которой настало время подводить итоги. В этом произведении Саган блестяще демонстрирует свою способность проникновения в женскую психологию, раскрывая внутреннее состояние героини в трудный, кризисный момент, когда та обнаруживает себя на пороге старости и одиночества. Если взглянуть на судьбу Поль через призму существующих представлений о сути и предназначении женщины, то не остается сомнений в том, что ей не удалось реализовать себя в полной мере. Героини Саган без сожаления отвергают традиционную роль хранительницы домашнего очага, которую общество предлагает женщине, и в то же время отказываются от выполнения своей социальной роли, от самоутверждения в профессиональной сфере. Объяснение подобному решению женской темы в творчестве Саган следует искать в мироощущении автора, проникнутого послевоенным пессимизмом. Отсутствие в романах Саган темы материнства, столь характерной для произведений женщин-писательниц объясняется тем, что в литературе с образами детей обычно связана тема будущего, в то время как Ф. Саган, подобно большинству авторов «потерянного поколения», скептически настроена относительно будущего своих героев.

Между тем, тема детства все-таки присутствует в творчестве писательницы, но связана здесь с образами взрослых героинь Саган, которым присуща беззаботность, безответственность, инфантильность, социальная пассивность и неприспособленность к жизни. Что же касается отрицательного отношения героинь Саган к трудовой деятельности, то оно, вероятно, идет от убеждения писательницы в том, что труд, в том виде, в каком его предлагает современное общество, не соответствует внутренним потребностям личности, поскольку носит в основном принудительный, антигуманный характер. В произведениях писательницы работа почти всегда предстает лишь либо как средство обеспечения жизни («Сигнал к капитуляции»), либо как способ заполнить пустоту существования («Любите ли Вы Брамса?..»). Воспринимаемая таким образом, она не приносит ее героиням внутреннего удовлетворения, а вызывает лишь чувство протеста и стыда. С учетом взглядов писательницы на трудовую деятельность, в которых опять же чувствуется ее близость «потерянным» авторам, становится ясно, что социальная пассивность героинь Саган обусловлена не их женской природой, как предполагает фрейдистская концепция женщины, рассматривающая ее как существо, склонное к «пассивности, нарциссизму и мазохизму», но диктуется, в первую очередь, особенностями социальной среды. Социальная пассивность героинь Саган в этом случае предстает как протест против общества, не дающего им возможности реализовать себя в жизни. Однако протест героинь Саган несостоятелен, поскольку, отказавшись от выполнения традиционной женской роли жены и матери, от самоутверждения в профессиональной сфере, они не нашли ничего более достойного, что оправдало бы их существование, придало ему смысл.

В этом заключается и трагедия героини романа «Сигнал к капитуляции» (1965) Люсили, которая отвергает предложенную ей писательницей реальную возможность изменить свою жизнь, не попытавшись ни реализовать себя в материнстве, ни найти точку приложения своим силам в профессиональной деятельности. В отличие от Поль, остро ощущающей свое одиночество и страдающей от того, что жизнь ее прошла совсем не так, как ей хотелось в юности, для Люсиль, в силу ее возраста, еще не пришло время подводить итоги. Тем не менее очевидно, что героиня «Сигнала к капитуляции» несчастна, поскольку ей не удалось найти себя в жизни.

Описывая очередную грустную историю своей героини, Саган на этот раз вводит в роман некоторые социальные мотивы, показывая роль денег в сфере чувств и воздействие потребительской идеологии на женскую психологию. В отличие от других авторов, поднимающих в своем творчестве тему «потребительского общества», Саган, оставаясь верной самой себе и ограничиваясь изображением личных взаимоотношений героев, исследует в своих романах скорее духовный, чем социальный аспект проблемы, показывая проникновение нравов, порожденных «потребительским обществом», в сферу чувств («Сигнал к капитуляции», «Немного солнца в холодной воде»).

В романе «Немного солнца в холодной воде» (1969) тема женской судьбы приобретает еще более трагическое звучание. Как и для предыдущих героинь писательницы, любовь для Натали имеет необычайно большое значение, поскольку является для нее единственным способом самовыражения. Крах любви воспринимается как потеря смысла жизни. Поэтому Натали, ощущающая это острее других героинь писательницы, кончает жизнь самоубийством.

В пессимистической трактовке Саган темы женской судьбы, любви, человеческих взаимоотношений ощущается некоторая связь с теорией экзистенциализма. В 50-е годы экзистенциализм перестал оказывать непосредственное воздействие на литературу, но сохранил на нее косвенное влияние, поскольку идеи Сартра, наложившись на царившие после войны пессимистические настроения, были усвоены многими молодыми писателями, прокламирующими отказ от сартровского экзистенциализма, его идеи ангажированности. Безусловно, интеллектуальный климат послевоенной Франции не мог не оказать своего воздействия на формирование мировоззрения Ф. Саган. Однако идеи философа получили в ее произведениях своеобразное преломление. Применительно к писательнице было бы справедливо говорить о «бытовом» экзистенциализме. Описывая любовные драмы своих персонажей, Саган не погружается в философские глубины, а скорее интуитивно воплощает на бытовом уровне идеи, созвучные сартровским, как бы перенося их из области чистой философии в повседневную жизнь.

Романа «Потерянный профиль» (1974) особенно наглядно демонстрирует характер и особенности ее творческой эволюции, выражающейся, с одной стороны, в попытках расширить диапазон своих произведений путем введения в них новых тем, персонажей и, с другой стороны, в неспособности реализовать свой замысел на том высоком уровне, на котором выполнены первые романы Саган. Роман «Потерянный профиль» дает представление и о развитии женской темы в творчестве писательницы. Постепенно Саган сводит протест своих героинь на нет и пытается вывести их из жизненного тупика путем возврата к отрицаемым прежде традиционным ценностям. В романе «Потерянный профиль» она дает, наконец, своей героине возможность самореализации, вводя в повествование тему труда, семейной жизни, материнства. Однако писательница не показывает на страницах романа, как сложилась дальнейшая судьба Люсили. Это говорит о том, что Саган все же так и не удалось преодолеть присущего ей пессимизма в трактовке женской темы. Таким образом, концепция женской судьбы в творчестве писательницы в целом остается безнадежной.


Заключение


Романы Саган, несмотря на близость произведениям «массовой литературы» и распространенное мнение о поверхностности, незначительности ее творчества, содержат в себе достаточно серьезную и значительную проблематику и заслуживают действительно внимательного и пристального прочтения.

Ранние произведения писательницы несут на себе печать послевоенного пессимизма и являются более поздней модификацией романа «утраченных иллюзий», возникшего в конце 40-х годов в творчестве авторов так называемого «потерянного поколения», с которыми Саган сближает общность творческих принципов, настроений и восприятия жизни. Соприкасаясь в своем раннем творчестве с традициями жанра семейного романа, Саган, в силу своего мироощущения, придает особое звучание характерной для него проблематике и, вслед за писателями «потерянного поколения», предлагает крайне пессимистическое решение темы судеб молодого поколения и проблемы взаимоотношений отцов и детей. В дальнейшем Саган несколько отходит от позиций «потерянных» авторов, однако безнадежная жизненная концепция, истоки которой содержатся в ее ранних романах, сохраняется и в более поздних произведениях писательницы, определяя своеобразие воплощения в ее творчестве темы женской судьбы.

Следует отметить, что Саган поднимает данную проблему не только в отношении женских персонажей, но и в отношении героев-мужчин, которые также не могут найти себе места в жизни. Выходя таким образом за рамки женской темы, писательница поднимается до осмысления всеобщей, универсальной проблемы смысла жизни и человеческого предназначения.

Особенности мироощущения Саган обусловили пессимистическое решение темы человеческой судьбы в ее творчестве и настойчивое звучание в ее произведениях мотива неудавшейся, несостоявшейся жизни. Тем не менее, сквозь безнадежность жизненной концепции в романах Саган неизменно проступает вера писательницы в человека, в его способность жить и любить. И именно в этой особенности ее произведений заключается своеобразный «грустный» гуманизм Ф.Саган.


Список использованной литературы


1. Биографии известных людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Биография Ф. Саган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Великие люди. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Жизнь и творчество Ф. Саган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Интервью с Дени Уэстхофф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archive.is/20120804163203/www.izvestia.ru/person/article3112767/

Творчество Ф, Саган. Автореферат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган: Баловень Судьбы или неизбежность эпохи? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Ф. Саган. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган: жизнь по большому счету [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган. «Чтобы помнили» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=635


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

Яркая личность Ф. Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков. Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж. Мурга, Ж. Урдена и Ж. Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П. де Буадеффр, Ж. Ган, М. Надо, Ф. Сенар, П. Вандром, А.Вийлор).

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англо-американских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж. Г. Миллер, В. А. Липтон, М. В.Сент-Онж).

В отечественном литературоведении последнее время отмечено появлением ряда статей, в которых наблюдается стремление пересмотреть негативные оценки творчества Саган, вынесенные литературной критикой 50-60-х годов и дающие о нем достаточно искаженное представление. Однако в основном литература, посвященная творчеству Саган, представлена предисловиями и послесловиями, носящими ознакомительный характер, а также упоминаниями в статьях и очерках преимущественно учебного или обзорного характера (Л. Зонинз, Ю. Уваров, Л. Андреев, Н. Ржевская, И. Шкунаева), причем исследователями рассматриваются в основном отдельно взятые ранние произведения писательницы, а более поздняя проза Саган остается без внимания.

Цель настоящего исследования - представить Ф.Саган и ее творчество не только как социологический феномен, но и, приподняв завесу окружающей ее легенды, увидеть в ней писателя, личность, женщину, определить художественное значение ее творчества, его связь с литературной традицией и место в современной французской литературе.

саган писательница женский

Обзор биографии Ф. Саган

В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», - Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов. Но сама Франсуаза - или Кики, как ее называли близкие- любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев. С детства мучило будущую писательницу обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их - и, как следствие, невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала. И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию. В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам - при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе. Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение. Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс. Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра». Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно. Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу. Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов. Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам, но везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать. Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери. Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась. Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны - Парижского университета. Однако чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе. Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей -- это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне - от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо. Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф. Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Из-за неудачи на экзамене по английскому Франсуазе пришлось забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца. 6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ -- ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще. Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной. Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса. Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много. Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам».

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров. Но вскоре потребовалось третье переиздание -- уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят. В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен- триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги - сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего. Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла. К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье. Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману - «Смутная улыбка» (1956 г.), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Она мчалась в машине на огромной скорости в нетрезвом состоянии. Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти. Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, - Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим. Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями. К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Забеременев, она вышла замуж второй раз - за скульптора Боба Уэстхоффа. В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами. Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении. Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер - в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.

Имя: Франсуаза Саган (Франсуаза Куаре)

Возраст: 69 лет

Деятельность: писательница

Семейное положение: разведена

Франсуаза Саган: биография

Яркая скандальная биография великой французской писательницы полна любовных интриг, вечеринок, прожигания жизни и денег, а еще книг, которые произвели фурор в литературе.

Будущая звезда романтической прозы родилась 21 июня 1935 года в Кажаре, Франция. В один день с любимым , произведениями которого будет зачитываться в подростковом возрасте. Родители Саган – чета Куарэ, такова настоящая фамилия писательницы.

Глава семьи – зажиточный промышленник, мать Франсуазы с удовольствием занималась домашними хлопотами и блистала на устраиваемых ею светских вечерах. Помимо Франсуазы, у супругов было еще двое детей, с которыми будущая звезда пера искренне и нежно дружила.

С самого детства девочка обожала чтение – это стало настоящей страстью. Она всегда превосходила интеллектом сверстников, любознательность и живость ума не знали границ. Но вместе с этим воинственный дух и неповиновение играли злую шутку в чопорном аскетичном порядке обучения, принятом в частных школах, которые посещала юная бунтарка. Родители относились к непослушанию снисходительно, считая поведение проявлением личности.


В 1953 году амбициозная юная леди поступает на филологический факультет Сорбонны, однако, провалив экзамен по английскому языку, незадачливая студентка покинула стены учебного заведения. Впрочем, для Франсуазы всегда интересней было общение с богемной элитой в кафе и ресторанах, чем скучная учеба в душных аудиториях. Как покажет вся ее жизнь, скука стала самым главным врагом и фобией писательницы, от которой она старалась скрыться.

Литература

Юная писательница стремительно ворвалась в чопорный мир французской литературы со скандальным по своей откровенности и нестандартности характеров героев романом «Здравствуй, грусть!». В 1954 году 18-летняя девушка принесла в кабинет опытного и хваткого издателя Рене Жюйара рукопись о хитрой и коварной юной нимфетке, разбивающей любовь собственного отца и мачехи вдребезги. История полнилась подробностями романтических встреч и близости между мужчиной и девушкой.


Писательница Франсуаза Саган

Для литературы того времени такая история стала исключительной, скандальной, но имела бешеный успех на следующий же день после выпуска на прилавки. Тогда по настоятельной просьбе родителей, которые считали свою фамилию слишком известной для обложек сомнительных книг, Франсуаза взяла псевдоним Саган. Обожавшая , юная интеллектуалка назвалась в честь героини «В поисках утраченного времени».

Получив первый колоссальный гонорар, девушка растерялась и обратилась к отцу с вопросом, что же делать с такой баснословной суммой. Глава семейства ответил, что деньги губительны для дочери и их следует немедленно потратить. Собственно, этой философии писательница придерживалась в течение всей жизни.


Стремительно взлетев на вершину успеха, Саган переживала, что в случае отсутствия второй книги, такой же блистательной, как дебютная, ее назовут бабочкой-однодневкой и с презрением забудут. В 1956 году выходит второй роман «Смутная улыбка», который получил не меньший успех.

По признанию Саган, она сама считала свое творчество неидеальным, а себя – лентяйкой. Браться за перо литераторшу вынуждала потребность в деньгах. Она никогда не подводила издателей и сдавала работы четко в срок.

В общей сложности Саган написала около двадцати романов. Все произведения наполнены любовью, грустью и одиночеством. Четкое лаконичное описание действий, точные психологические портреты героев – отличительные черты прозы Саган.


Особой популярности снискали такие романы, как «Любите ли вы Брамса?» (1959г.), «Немного солнца в холодной воде» (1969г.), «Смятая постель» (1977г.).

Кроме романов, писала великая француженка пьесы и новеллы. В 1987 году свет увидела написанная Саган биография , которую писательница обожала. А в 1980 году опубликовано открытое письмо Саган Сартру, где она с восторгом называет кумира самым честным и умным писателем поколения.

Книги Франсуазы Саган экранизированы в кинематографе, переведены на сотни языков мира и до сих пор переиздаются миллионами экземпляров.

Личная жизнь

Кроме ошеломительного успеха в творчестве, биография Саган удивляла насыщенностью, безрассудностью и яркостью. Гонорары писательницы позволяли вести разгульную жизнь на широкую ногу, что извечная бунтарка и делала. Она устраивала грандиозные вечеринки, на которых алкоголь лился рекой, вывозила толпу приятелей за границу, оплачивала всеобщие гулянки в ресторанах.


Страстью Саган всю жизнь оставались азартные игры и скорость. В казино беззаботная транжира просаживала целые состояния. А страсть к автомобилям почти привела Франсуазу к смерти. В 22 года на огромной скорости перевернулся автомобиль под управлением прожигательницы жизни. Врачи чудом спасли ее, буквально собирая по кусочкам любительницу гонок. После тяжелейшей реабилитации, когда для избавления от боли писательнице приходилось принимать морфин, Саган пристрастилась к наркотикам.

Очнувшись в больнице, девушка увидела возле постели своего давнего приятеля, издателя Ги Шеллера, который был старше ее на 20 лет. Мужчина предложил писательнице стать его женой, чтобы, как он уточнил, спасти ее. А взбалмошная Саган неожиданно согласилась. Впрочем, браку не суждено было продлиться долго. После года совместной жизни женщина поняла, что размеренный брак не для нее, испугавшись быта, она, ни слова не объясняя, собрала сумку и ушла от мужа.


Вторая попытка создать семью сделана писательницей в 1962 году, когда Саган вышла замуж за Боба Уэстхоффа, бывшего летчика ВВС. Оставив службу в армии, мужчина перебрался на Монмартр, пытался строить карьеру манекенщика, называл себя скульптором. Как рассказывал в интервью сын пары Дэни Уэстхофф, появившийся на свет в том же 1962 году, отец не умел делать ничего, кроме как прожигать жизнь вместе с супругой. Скульптором он себя называл только потому, что в его съемной квартире имелась печь для обжига глины.

Вскоре и этот брак распался, хотя после развода бывшие супруги мирно жили под одной крышей еще семь лет. Сын великой писательницы делится, что, конечно, Саган не была матерью, которая штопает деткам носки, но она всегда тепло и заботливо относилась к сыну.


Франсуазе приписывали множество романов, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Сын писательницы подтверждает бисексуальность матери и вспоминает, что длительное время одна из ее любимых женщин - Пегги Рош - жила в одном доме с Франсуазой. Она даже похоронена в одной могиле с писательницей, правда, без упоминания имени на памятнике.

А вот подтверждений романа с президентом Франции Франсуа Миттераном никто не дает. Сама Саган, как и ее сын, говорила, что это была искренняя теплая дружба. Влиятельный друг не раз вытаскивал беззаботную Саган из передряг. А их было немало – обвинения в хранении и употреблении наркотиков, некая загадочная афера, в которой писательница передала письмо бизнесмена Андре Гельфи с предложением о добыче нефти в Узбекистане президенту.


Когда президентом избрали , в дом звездной женщины нагрянула налоговая проверка, в результате которой вскрылась неуплата налогов. На писательницу наложили неподъемный штраф. В итоге звезда романтической прозы полностью разорилась.

Смерть

Образ жизни, который вела Франсуаза Саган, не мог не отразится на ее здоровье. Организм утомился постоянными дозами алкоголя и наркотиков. 24 сентября 2004 года в клинике городка Онфлер великая писательница скончалась от легочной эмболии.


Творчество и судьба писательницы до сих пор интересны поклонникам и обывателям. В 2012 году вышла книга «Одиночество и любовь», собравшая интервью, архивные фото, переписки великой Саган.

Библиография

  • 1954 – «Здравствуй, грусть!»
  • 1956 – «Смутная улыбка»
  • 1959 – «Любите ли Вы Брамса?»
  • 1965 – «Сигнал к капитуляции»
  • 1969 – «Немного солнца в холодной воде»
  • 1972 – «Синяки на душе»
  • 1977 – «Смятая постель»
  • 1980 – «Приблуда»
  • 1981 – «Женщина в гриме»
  • 1985 – «И переполнилась чаша»
  • 1991 – «Окольные пути»
  • 1996 – «В туманном зеркале»


Франсуаза Куарэ появилась на свет в 1935 г. в семье богатого промышленника и с детства ни в чем не знала отказа. В элитном католическом пансионе она и не думала учиться - вместо этого постоянно выражала протесты против скучных семинаров: так, однажды она повесила посреди классной комнаты бюст Мольера, накинув петлю ему на шею. Всего один семестр Франсуаза продержалась на филологическом факультете Сорбонны - и после первой же сессии была отчислена. Зато она перечитала всю домашнюю библиотеку, восхищаясь Прустом, Сартром и Камю.



В 19 лет Франсуаза выбрала себе из произведения Пруста псевдоним Саган и под новым именем выпустила свой первый роман «Здравствуй, грусть», моментально завоевавший огромную популярность. Никто не мог поверить в то, что автор - молодая девушка. На нее обрушилась слава и огромные гонорары - в течение года роман, переведенный на 30 языков, достиг тиража в 2 млн экземпляров. Францию охватила «саганомания».



Знаменитая французская писательница Франсуаза Саган

Франсуаза не знала, что делать со своим неожиданным богатством. «Боюсь, что в твоем возрасте богатство может обернуться большой бедой. Поэтому потрать все как можно скорее», - посоветовал ей отец. И она начала сорить деньгами, что стало одним из ее любимых занятий в жизни. «Да, я люблю деньги, которые для меня всегда были хорошим слугой и плохим хозяином. Они всегда присутствуют в моих книгах, в моей жизни и в моих беседах», - признавалась писательница. При этом она щедро жертвовала крупные суммы благотворительным фондам. А когда деньги заканчивались - отправлялась в казино. Однажды она выиграла 8 млн франков и купила на них дом в Нормандии.



"Прожигательница жизни" Франсуаза Саган

Франсуаза Саган обожала гонять на предельной скорости, и однажды она попала в аварию и угодила в больницу. Тогда ее друг, 40-летний директор издательства, сказал ей: «Если ты выживешь, я женюсь на тебе, чтобы ты больше никогда не делала глупостей». Они действительно поженились, но вот от «глупостей» брак ее не спас. Они прожили вместе всего два года, после чего девушка заскучала и ушла от мужа.


Франсуаза Саган


"Прожигательница жизни" Франсуаза Саган

Во второй раз она вышла за такого же прожигателя жизни и любителя тусовок, как она сама. Этот брак продержался 7 лет, но даже рождение сына не изменило характера «затяжного несчастного случая», как себя называла писательница. «Семейная жизнь - не что иное, как спаржа с уксусом. Это блюдо не моей кухни», - заявила Саган журналистам после развода и пообещала, что больше никогда не выйдет замуж. Свое слово она сдержала.



Писательнице нравилось эпатировать публику. Слухи о ее романах не утихали, при этом ей приписывали связи как с мужчинами, так и с женщинами. С одной из них, Пегги Рош, она долго жила под одной крышей, а когда та умерла, распорядилась похоронить ее в фамильном склепе Саганов. После аварии врачи прописали ей обезболивающие, и с тех пор Франсуаза пристрастилась к наркотикам и алкоголю. В 1995 г. она оказалась в центре громкого скандала: при обыске в ее доме обнаружили кокаин. На суде ее признали виновной в хранении и распространении наркотиков и приговорили к условному заключению и штрафу.


Знаменитая французская писательница Франсуаза Саган

Когда Франсуазе предложили стать членом Французской академии искусств, она отказалась, мотивируя это так: «Во-первых, мне не идет зеленый цвет академического мундира, а во-вторых, там нет ни одного писателя, которым бы я восхищалась!»


Сама себя она называла "старой стрекозой"

Больше всего она боялась забвения и нищеты. Именно это с ней и случилось в последние годы жизни. Однажды она получила большие комиссионные за посредничество в сделке: зная о ее близких отношениях с Миттераном, ее попросили устроить встречу с президентом. Налоги с этой суммы она не уплатила, поэтому опять получила условный срок и обязалась выплатить миллион франков. Все ее имущество описали, а счета заморозили. Ей пришлось заложить квартиру и продать особняк, но от походов в казино ее это не удержало.


Знаменитая французская писательница Франсуаза Саган


"Прожигательница жизни" Франсуаза Саган

В 69 лет Франсуаза Саган скончалась в безденежье и одиночестве. «Счастье мимолетно и лживо, вечной бывает только печаль», - говорила писательница на склоне лет. Многие критики называли ее «нахалкой, попавшей в литературу случайно», но она заняла в ней свое законное место.

Биография

Родилась в местности Кажар. Девочка превосходила ровесниц по уровню интеллекта, хотя была очень недисциплинированной. После провала в её обучении (в 1953 не сдала вступительный экзамен в Сорбонне), в свои 19 лет стала известной благодаря публикации своей первой новеллы «Здравствуй, грусть» (Bounjour, tristesse) (1954), которая имела блестящий успех в обществе и у критиков. Саган, которую Франсуа Мориак назвал “очаровательным монстром”, получила благодаря этой новелле Премию Критики, среди таких опытных авторов, как Жан Гвиттон (Jean Guitton). Саган шокировaла учителей французского среднего класса своей простой историей об одной несовершеннолетней девочке, чувствительной и аморальной, обманувшей легкомысленного отца вместе с его любовницей, которая ей не нравится, рассказанной во фрагментарном и разочарованном стиле. Эта новелла изображает, прежде всего, внутренний мир самой Саган, который уже не изменится с тех пор: светский внутренний мир, состоящий из праздных и поверхностных людей, находящихся в поиске более убедительной реальности, чем тот мир, в котором они живут. Эта новелла считалась не только отражением несомненной чувствительности эпохи (явно своеобразной своим весёлым различием перед лицом решения литературного арбитража других писателей, например Сартра), но и началом определённого стиля женской литературы.

Известность Саган принесла первая повесть «Здравствуй, грусть » (), опубликованная, когда ей было 19 лет. Повесть была переведена на 30 языков мира, а затем экранизирована. За этим произведением последовали и другие романы, и многочисленные рассказы, пьесы, повести, например «Любите ли вы Брамса?» (), «Немного солнца в холодной воде» (), «Потерянный профиль» (), «Нарисованная леди» (), «Уставшая от войны» ().

Все произведения Франсуазы Саган - о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 году за сорокалетнего издателя Гая Шуэллера, а затем в 1962 году - за молодого американца Боба Уэстхоффа, лётчика, сменившего штурвал самолёта на профессию модели. От второго брака остался сын Дэни Уэстхофф .

Создавая романы про хрупкую любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник, сама себя называя «прожигательницей жизни». В её жизни было множество скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, условные тюремные сроки, азартные игры - и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные ею гонорары. Умерла Франсуаза Саган 24 сентября от легочной эмболии .

Творчество

Новеллы Саган были благоприятно восприняты, несомненно, искушённой публикой, сначала благодаря фольклору латинского квартала, его смутно экзистенциалистскому климату, так же как и форме написания “объективной”, более внушающей определённые мысли, чем убеждающей. Её новеллы, характеризующиеся малым количеством персонажей и краткими описаниями, отличаются открытой выдержанностью интриги, обозначенной схемой любовного треугольника. Считается, что психология персонажей Саган уходит корнями в психологию Фицджеральда (Fitzgerald), но у него они находятся в навязчивых идеях о своём прошлом, в то время как герои Саган, такие как Джиллес (Gilles) в «Немного солнца в холодной воде», понимают, что жили всегда в мошенническом и скучном мире и не возвращаются в своё прошлое. Конечно, они блестящие, этот блеск прежде всего интеллектуальный, но также эгоцентрический. Кроме того, несмотря на то что Саган на протяжении многого времени была объектом скандалов в прессе и обнаружила на протяжении всей своей жизни чёткое волеизъявление освободиться от всех норм, конечно, созданные ею женские персонажи соответствуют мнению и желаниям мужчин. После «Здравствуй, грусть» появились другие успешные новеллы, все они основывались на теме любви, грусти и меланхолии: «Смутная улыбка» (1956); «Через месяц, через год» (1957); «Любите ли Вы Брамса?» (1959) и «Волшебные облака» (1961). Другими её произведениями были «Капитуляция» (1965), «Страж сердца» (1968), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Бархатные глаза» (1975), «Смятая постель» (1977), «Нарисованная леди» (1981), «Бегство» (1991) и «Недовольный пассажир» (1994). Обвиняемая в приверженности беллетристике, искусственной и однотонной, Саган продемонстрировала способности работать в других литературных жанрах. Например, написала театральные пьесы «Скрипачи иногда причиняют вред» (1961) и «Лошадь исчезла» (1966), а также написала биографию Сары Бернар (Sarah Bernhardt), озаглавленную ею «Дорогая Сара Бернар» (1987) и автобиографические произведения, такие как «Удары в душу» (1972) и «С моим лучшим воспоминанием» (1984).

Романы

  • Здравствуй, грусть! / Bonjour tristesse , Éditions Julliard, 1954.
  • Смутная улыбка / Un certain sourire , 1956.
  • Через месяц, через год / Dans un mois, dans un an , 1957.
  • Любите ли Вы Брамса? / Aimez-vous Brahms ? , 1959.
  • Волшебные облака / Les Merveilleux Nuages , 1961.
  • Сигнал к капитуляции / La Chamade , 1965.
  • Ангел-хранитель / Le Garde du cœur , Éditions Julliard, 1968.
  • Немного солнца в холодной воде / Un peu de soleil dans l’eau froide , 1969.
  • Синяки на душе / Des bleus à l"âme , 1972
  • Неясный профиль / Un Profil perdu , 1974.
  • Смятая постель / Le Lit défait , 1977.
  • Приблуда / Le Chien couchant , 1980.
  • Женщина в гриме / La Femme fardée , 1981.
  • Недвижимая гроза (Когда приближается гроза, 2010) / Un Orage immobile , 1983.
  • И переполнилась чаша / De guerre lasse , 1985.
  • Рыбья кровь / Un Sang d’aquarelle , 1987.
  • Поводок / La Laisse , 1989.
  • Окольные пути / Les Faux-Fuyants , 1991.
  • Прощай, печаль / Un Chagrin de passage , 1993.
  • В туманном зеркале / Le Miroir égaré , 1996.

Новеллы

  • Бархатные глаза / Des yeux de soie , 1975
  • Синие фужеры / Les fougères bleues , 1979.
  • Музыка к сценам / Musique de scène , 1981.
  • Дом Ракель Вега / La maison de Raquel Vega , 1985.

Сочинения для театра

  • Le Rendez-vous manqué (1958)
  • Замок в Швеции / Château en Suède (1960)
  • Les violons parfois (1961)
  • Сиреневое платье Валентины / La Robe mauve de Valentine (1963)
  • Bonheur, impair et passe (1964)
  • Лошадь исчезла / Le Cheval évanoui (1966)
  • В терновнике / L"Écharde (1970)
  • Пианино в траве / Un piano dans l’herbe (1970)
  • Il fait beau jour et nuit (1978)
  • Другая крайность / L’Excès contraire (1987)

Биографии

  • Дорогая Сара Бернар /Sarah Bernhardt: Le rire incassable , биография, 1987.

Литература

  • Делассен Софи "Любите ли Вы Саган? Пер. с фр. Т. В. Осиповой. М.: ООО ИЗдательство АСТ, 2003.- 414 с.

Примечания

Ссылки

  • Саган, Франсуаза в библиотеке Максима Мошкова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 21 июня
  • Родившиеся в 1935 году
  • Родившиеся в Кажаре
  • Умершие 24 сентября
  • Умершие в 2004 году
  • Умершие в Онфлёре
  • Писатели на французском языке
  • Писатели Франции
  • Драматурги Франции
  • Умершие от тромбоэмболии лёгочной артерии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Волгодонск
  • Монахов, Сергей Юрьевич

Смотреть что такое "Саган, Франсуаза" в других словарях:

    Саган Франсуаза - Франсуаза Саган Дата рождения 21 июня, 1935 Место рождения Карьяк, Франция Дата смерти 24 сентября 2004 Место смерти Нормандия Профессия писательница Жанры … Википедия

    Саган, Франсуаза - Франсуаза Саган. САГАН (Sagan) Франсуаза (родилась в 1935), французская писательница. Многочисленные романы, в том числе Здравствуй, грусть (1954), Любите ли вы Брамса? (1959), Немного солнца в холодной воде (1969), Потерянный профиль (1974),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Саган Франсуаза - (Sagan) (р. 1935), французская писательница. Многочисленные романы, в том числе «Здравствуй, грусть» (1954), «Любите ли вы Брамса?» (1959), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Потерянный профиль» (1974), «Нарисованная леди» (1981),… … Энциклопедический словарь

    Саган Франсуаза - Саган (Sagan) Франсуаза (р. 21.6.1935, Кажарк, департамент Ло), французская писательница. Окончила католический лицей в Париже. Первые романы С. «Здравствуй, грусть» (1954, рус. пер. 1974) и «Подобие улыбки» (1956) выразили умонастроение части… … Большая советская энциклопедия

    САГАН Франсуаза - САГАН (Sagan) Франсуаза (р. 1935), французская писательница. Ром. «Здравствуй, грусть» (1954, п. 1974), «Смутная улыбка» (1956, п. 1981), «Через месяц, через год» (1957), «Любите ли вы Брамса?» (1959, п. 1974), «Чудесные облака» (1961), «Сигнал… … Литературный энциклопедический словарь

    Саган\ Франсуаза - (род. 1935), французская писательница … Биографический словарь Франции

    Франсуаза Саган - Дата рождения 21 июня, 1935 Место рождения Карьяк, Франция Дата смерти 24 сентября 2004 Место смерти Нормандия Профессия писательница Жанры … Википедия