Что сделал жак луи давид. Французская академия в Риме


Давид Жак Луи (1748-1825), французский живописец.

Родился 30 августа 1748 г. в Париже в семье богатого буржуа. Мальчик рано
обнаружил склонность к рисованию. В 1766 г. его приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры, где учителем Давида стал художник Ж. М. Вьен, создававший картины на античные сюжеты. Закончив Академию, молодой живописец, как тогда было принято, отправился на стажировку в Италию. Там он провёл четыре года (1775-1779 гг.). По возвращении на родину Давид стал членом академии и регулярно участвовал в её выставках.

Уже в ранних работах мастера утверждалось торжество гражданского мужества и разума над бездумной жестокостью («Бой Минервы и Марса», 1771 г.). Теперь античные сюжеты прочно вошли в творчество художника. Романтический гражданский дух был характерен для классицизма предреволюционной эпохи во Франции. Первой работой Давида в этом стиле является полотно «Велизарий, просящий подаяние» (1781 г.). Эта подчёркнуто строгая картина, воспевающая стойкость истинного гражданина в невзгодах, сразу привлекла внимание зрителей.

Ещё большей популярностью пользовалось другое полотно Давида - «Клятва Горациев» (1784 г.) на сюжет из римской истории. Трое братьев из знатного рода Горациев одолели в битве с городом Альба-Лонга трёх своих противников. И хотя двое из братьев погибли, поединок закончился в пользу римлян, что принесло им быструю и бескровную победу.

Давид работал по государственному заказу: академия поощряла произведения, возбуждающие патриотические чувства. В 1787 г. живописец создал картину «Смерть Сократа», в 1789 г. - «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». Последнее полотно было выставлено в революционном Париже уже после штурма Бастилии и сразу стало очень популярно. На нём изображались такие знакомые парижанам картины - женщины оплакивают погибших.

С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г.) не была закончена мастером, так как большинство её героев - депутатов парламента - уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г., и др.), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г.; портреты четы Серизиа, 1795 г.) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805-1807 гг).

После поражения Наполеона Давид был вынужден уехать в Брюссель (1816 г.), где и умер 29 декабря 1825 г.

Жак-Луи Давид (1748-1825) - знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма .

Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).

В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.

За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни. В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние ). В 1779 г. Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы .

Смерть Сенеки

Антиох и Стратоника

Велизарий, просящий милостыню

После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины , и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.

Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.

В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом - это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.

Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ - студия событий . Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.

Клятва горациев

В 1787 году Жак-Луи Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.

В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.

В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».

Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена. Все образы этого полотна - своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок - лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение. Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.

Смерть Сократа

Портрет господина Лавуазье и его жены

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

Жак-Луи Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости - все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).

Портрет графа Станислава Потоцкого

Андромаха у тела Гектора

Портрет доктора Альфонсо Леруа

Любовь Париса и Елены

В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.

Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. - произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.

Клятва на поле для игры в мяч

В 1793 г. Jacques-Louis David пишет картину «Смерть Марата». Марат - член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.

Смерть Марата

После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Жак-Луи Давид был арестован и помещен в тюрьму. Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») - это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами. Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)

На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.

Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон

Портрет Пьера Серизиа

Портрет мадам Аделаиды Пасторе

Портрет тюремщика

Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува

Портрет Жан Бон Сент-Андре

Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына

Портрет мадам де Вернинак

Портрет Жоржа Руже

Портрет мадам Рекамье

Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри

Зинаида и Шарлотта Бонапарт

Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

Творчество Жака Луи Давида

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ЖАКА ЛУИ ДАВИДА ДО НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

К началу XIX века общепризнанным лидером среди художников был Жак Луи Давид - самый последовательный представитель неоклассицизма. Свое художественное образование он начал в мастерской Вьенна, с 1766 года учился в Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1771 году успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771; Лувр). Картина была написана в духе академической манеры того времени, однако же, успех картины не обеспечил Давиду желанной награды. Профессор Вьен, возможно, задетый тем, что ученик выступил, предварительно его не осведомив, в целях педагогического воздействия, отклонил премию под тем предлогом, «что для первого раза Давид может считать себя счастливым уже потому, что он понравился своим судьям». Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Замятина А.Н. Давид. С. 15. . Две следующие попытки добиться желаемого так же оказались безуспешными, и когда в 1774 году Давид за картину «Антиох, сын Селевка, короля Сирии, больной любовью, которою он проникся к Стратонике, своей мачехе, врач Эразистрат обнаруживает причину болезни» добился, наконец, долгожданной награды, то известие о победе так потрясло его, что он упал в обморок и, придя в себя, откровенно воскликнул: «Друзья мои, в первый раз за четыре года я вздохнул легко» Князева В. Ж.Л. Давид. С. 16. . Те стилистические изменения, которые заметны в этой картине по сравнению с «Боем Марса и Минервы», не являются проявлением творческой индивидуальности Давида, а лишь отражают те сдвиги, которые происходят в официальном искусстве. Господствующий стиль рококо изживает себя в эфемерном возрождении академизма и в возврате к классическим традициям XVII века: характер сюжета конкурсной картины представляет собой исторический анекдот, но приемы его разработки остались по существу теми же.

Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном. Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества. До сих пор он затверживал приемы изображения, теперь он учится воспринимать впечатления художественных образов живописи и скульптуры. Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности… Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Шнаппер А. Давид свидетель своей эпохи. С. 37. .

Давид захотел вновь учиться, но уже противоположным методом, исходя не из изучения приемов без отношения к содержанию, но овладевая этими приемами, как средством выражения содержания, которое может быть бесконечно увлекательным и о котором надо уметь рассказать на языке живописцев. Александр Левуар так описывает поведение Давида: «Он не писал больше; как юный школьник, он принялся рисовать в течение целого года глаза, уши, рты, ноги, руки и довольствовался ансамблями, копируя с лучших статуй…» Замятина А.Н. Давид. С. 21. .

В голове Давида уже возникали творческие замыслы, в которых он стремился к такому идеалу: «Я хочу, чтобы мои работы носили бы отпечаток античности в такой мере, что если бы один из афинян вернулся в мир, они показались бы ему работой греческих живописцев» Вентури Л. Художники нового времени. С. 39. .

И уже в первой картине, показанной по возвращении из Италии, «Велизарий, узнанный солдатом, который служил под его командованием, в тот момент, когда женщина подает ему милостынго» (1781; Лилль, Дворец изящных искусств), он попытался осуществить задуманное. Показательно, что Давид берет теперь не мифологический сюжет, а исторический, хотя и овеянный легендой. Стиль искусства Давида в этой картине уже достаточно четко выявился.

Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида - портрет графа Потоцкого (1781; Варшава, Национальный музей). Поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод: в Неаполе Давид стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Пусть несколько театрален жест Потоцкого, приветствующего зрителя, но по тому, как конкретно, со всеми характерными подробностями, художник передал облик портретируемого, как нарочито подчеркнул небрежность в одежде, как противопоставил спокойствие и уверенность седока горячему беспокойному нраву лошади, видно, что художнику не была чужда передача реальной действительности в ее живой конкретности. С этих пор творчество Давида идет как бы по двум направлениям: в исторических картинах на античные темы художник в отвлеченных образах стремится воплотить идеалы, волнующие предреволюционную Францию; с другой стороны, он создает портреты, в которых утверждает образ реального человека. Эти две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции.

Так, в 1784 году Давид пишет «Клятву Горациев» (Лувр), которая явилась первым реальным триумфом Давида и которая, несомненно, была одним из предвестников Революции. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма, идею гражданственности. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига - одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями. Солдатская тривиальность принесения клятвы, мелодраматическая поза отца, манерная томность женщин мешают видеть художественные достоинства этого произведения. Но в то же время никто не может забыть, что в этом произведении в первый раз изобразительная риторика выражена с такой простотой, с таким умением подчеркнуть контраст между силой воинов и слабостью женщин.

Как бы восполняя отсутствие индивидуального, конкретного момента в художественном строе своих исторических композиций, Давид пишет портреты г-на и г-жи Пекуль (Лувр). Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Художник показывает некрасивые руки своих моделей с толстыми короткими пальцами, а в портрете г-жи Пекуль - ожиревшую шею, кожа которой нависает на жемчуг. Благодаря костюму и типу этой женщины в этом портрете не чувствуется ничего от классицизма. Из изучения классической формы Давид почерпнул только мощное построение, которое, с одной стороны, подчеркивает жизненную силу модели, а с другой - ее вульгарность.

Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ.

Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788; Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Красота линейных контуров, изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов должны передать обаятельный образ ученого и его жены. Современный Давиду критик писал: «...Лавуазье - один из наиболее просвещенных и великих гениев своего века, а его жена из всех женщин наиболее способна его оценить. В своей картине Давид передал их добродетель, их качества» Князева В., .Ж.Л. Давид. С. 26. . Понятие «добродетель» воплощено здесь в живых конкретных образах.

Если же говорить о манере письма художника в этот первый дореволюционный период, то можно отметить, что уже в 1784 году достиг полной зрелости в ремесле искусства. Эволюция его стиля продолжается до конца жизни, но основа - его виртуозность остается неизменной. Однако, первые произведения Давида еще не были классицистическими и носили на себе печать той манерности XVIII века, крупнейшим представителем которой был Буше. Однако уже в первых произведениях Давид обнаруживает некоторую нечувствительность к цвету и живейший интерес к передаче выражения лиц. Отрывок из воспоминаний Этьена Делеклюза уточняет это: «Видите ли, мой друг, что я называл тогда не обработанной античностью. Срисовав весьма тщательно и с большим трудом голову, я возвращался к себе и делал рисунок, который вы здесь видите. Я приготовлял ее под современным соусом, как я выражался в то время. Я слегка хмурил ей брови, подчеркивал скулы, чуть-чуть приоткрывал рот, т. е. придавал ей то, что современные художники называют выражением и что сегодня я называю гримасой. Понимаете, Этьен? И все же нам трудно приходится с критиками нашего времени - если бы мы работали точно в духе принципов древних мастеров, наши произведения нашли бы холодными» Шнаппер А. Давид свидетель своей эпохи. С. 43. .

Уже в 1807 году Давид понимал, что чистое подражание древним холодно и безжизненно. И он отходит от древних образцов, вносит в рисунок выражение.

Но от передачи выражения до реализма путь не далек. Ту же настойчивость мастера, какую Давид проявлял в подражании древним, он вкладывал и в передачу объектов окружающего мира. В «Раздаче знамен» один из современников Давида восхищался правдивостью изображения солдат: «Лицо, рост, даже ляжки... характерны для данного рода оружия: приземистый пехотинец, подтянутый, с короткими ногами, какими отличаются люди, отбираемые для этих полков» Вентури Л. Художники нового времени. С. 37. . Но это был реализм поверхностный, точная передача видимой действительности, без участия воображения и с очень малым чувством. Отсюда обвинение Давида в отсутствии у него любви к людям, которое неоднократно повторялось и в дальнейшем. Но техника Давида имела решающее значение. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое, искусное ремесло добросовестного работника … нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» Князева В. Ж.Л. Давид. С. 30. . И действительно, этот далекий от искусства реализм Давида был необычайно виртуозен и подобен классицизму, стремившемуся создать чистую красоту. Менялись только изображаемые объекты - античная статуя или живая природа. Но процесс изображения в обоих случаях был тождествен, виртуозность имитации совершенна и уверенна.

Следствием этого в творчестве Давида явилась «мужественная и мощная проза», как характеризует Делакруа одну из его картин Вентури Л. Художники нового времени. С. 36. . Но все же проза, а не поэзия, крепившаяся в отношении к искусству как средству, а не цели, как средству для достижения морального, социального и политического идеалов.

Великая буржуазная революция и искусство Франции

В последней четверти XVIII в. -- в период подготовки и свершения буржуазной революции во Франции -- на первый план выдвигается искусство революционного классицизма, насыщенное антифеодальными идеями...

Культура Белоруссии в 1954-1985 гг.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шемякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шемякина "Глубокое течение", И. Мележа "Минское направление", М. Лынькова "Незабываемые дни"...

«(…) одним из прекраснейших явлений той необыкновенной эпохи были празднества. (…) Стoит без предвзятости полистать планы празднеств, набросанные Давидом, и познакомиться с великими живописными и музыкальными творениями...

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Революция, начавшаяся в 1789 году во Франции, потрясла всю Европу. О её роли в мировой истории написаны тома как собственно исторической, так и художественной прозы...

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Когда речь идет о создании французской школы музыки, то, несомненно, первым будет названо имя «композитора революции» Франсуа Жозефа Госсека, так как именно его деятельность создала в начале революции то народное художественное движение...

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Французская революция создала исключительно благоприятную почву для развития массовых песенных жанров. Острые социальные столкновения, необходимость агитировать за выдвинутые идеалы свободы, равенства и братства, убеждать...

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Музыка революционной Франции создала новый законченный художественный стиль, который ознаменовал громадный рубеж в развитии мирового музыкального творчества. Его влияние на передовую музыкальную культуру последующей эпохи было огромным...

Памятные места Иерусалима

Памятные места Иерусалима

За пределами Старого города, у Сионских ворот стоит скромное здание с минаретом. На первом этаже можно увидеть могилу царя Давида. Это место во времена Давида находилось за пределами Иерусалима и, как считают многие историки...

Творчество Жака Луи Давида

Франция стала первой большой страной на Европейском континенте, где революция привела к разгрому феодального строя. Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде. Вместе с тем во Франции, прошедшей через четыре революции...

Творчество Жака Луи Давида

В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей...

Есть художники, занимающие в искусстве особое место. Их работы резко отличаются от произведений современников, но вместе с тем не являются чем-то чуждым общему процессу художественного развития, а, скорее, дополняют и обогащают его...

Творчество К.С. Петрова-Водкина

Советская эпоха открывает новый значительный период в творчестве Петрова-Водкина. Его живописная и образная системы, эволюционируя по пути углубления реалистических тенденций, получают в это время значительно больший размах...

Жак-Луи Давид

1748-1825гг.

французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма



Жозеф Вьен

Франсуа Буше

Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди.

Давид берёт уроки рисунка в Академии Святого Луки, в 1764 году родственники представляют его Франсуа Буше в надежде, что тот возьмёт Жака-Луи себе в ученики. Однако из-за болезни художника этого не произошло - тем не менее, он рекомендовал юноше начать заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Вьена.


Королевская Академия живописи и скульптуры

Французская академия в Риме

Два года спустя, в 1766 году Давид поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена.

В 1775-1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.


Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности… Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя»


В 1771 году Давид успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом». Картина была написана в духе академической манеры того времени, однако же, успех картины не обеспечил Давиду желанной награды. Профессор Вьен, возможно, задетый тем, что ученик выступил, предварительно его не осведомив, в целях педагогического воздействия, отклонил премию под тем предлогом, «что для первого раза Давид может считать себя счастливым уже потому, что он понравился своим судьям».

«Битва Минервы с Марсом»

Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя»


«Антиох, сын Селевка, короля Сирии..»

В 1774 году Давид за картину «Антиох, сын Селевка, короля Сирии, больной любовью, которою он проникся к Стратонике, своей мачехе, врач Эразистрат обнаруживает причину болезни» добился, наконец, долгожданной награды, то известие о победе так потрясло его, что он упал в обморок и, придя в себя, откровенно воскликнул: «Друзья мои, в первый раз за четыре года я вздохнул легко»


В 1775г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном.

В голове Давида уже возникали творческие замыслы, в которых он стремился к такому идеалу: «Я хочу, чтобы мои работы носили бы отпечаток античности в такой мере, что если бы один из афинян вернулся в мир, они показались бы ему работой греческих живописцев»

И уже в первой картине, показанной по возвращении из Италии, «Велизарий, узнанный солдатом, который служил под его командованием, в тот момент, когда женщина подает ему милостынго» , он попытался осуществить задуманное.

«Велизарий, узнанный солдатом..»

Показательно, что Давид берет теперь не мифологический сюжет, а исторический, хотя и овеянный легендой. Стиль искусства Давида в этой картине уже достаточно четко выявился.


Портрет графа Потоцкого, поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод: в Неаполе Давид стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Пусть несколько театрален жест Потоцкого, приветствующего зрителя, но по тому, как конкретно, со всеми характерными подробностями, художник передал облик портретируемого, как нарочито подчеркнул небрежность в одежде, как противопоставил спокойствие и уверенность седока горячему беспокойному нраву лошади, видно, что художнику не была чужда передача реальной действительности в ее живой конкретности. С этих пор творчество Давида идет как бы по двум направлениям: в исторических картинах на античные темы художник в отвлеченных образах стремится воплотить идеалы, волнующие предреволюционную Францию; с другой стороны, он создает портреты, в которых утверждает образ реального человека.


«Клятва Горациев»

В 1784 году Давид пишет «Клятву Горациев» (Лувр), которая явилась первым реальным триумфом Давида и которая, несомненно, была одним из предвестников Революции. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма, идею гражданственности. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига - одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями.



Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788; Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Красота линейных контуров, изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов должны передать обаятельный образ ученого и его жены.

Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ.


Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Теперь патриотические темы вовсе не надо было искать в античности, героика вторгается в саму жизнь. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства».


Людовик XVI

Активно участвовал в революционном движении. В 1792 году был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Из-за политических разногласий в это время развелся с женой.


«Клятва в зале для игры в мяч»

«Смерть Марата»

Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).

Задача- воздействовать на чувства зрителя, дать ему урок патриотизма. Но с этой задачей здесь органически сочеталась другая тенденция искусства Давида: стремление к конкретной, индивидуальной характеристике, которая была присуща его портретам.




После контрреволюционного переворота Давид отрекся от Робеспьера, но все же был арестован и посажен в тюрьму. Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794; Лувр). Спокойствие разлито по всему пейзажу. И, наоборот, в автопортрете (1794; Лувр), написанном также в тюрьме, и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение.

Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов.

Автопортрет 1794г.


Бонапарт на Сен-Бернарском перевале (1801)

В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти - придворным «первым художником». Давид создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, а также ряд композиций и портретов приближённых к Наполеону лиц


«Коронование императора и императрицы»

«Присяга армии Наполеону»

В 1804 году Наполеон Бонапарт стал императором, и Давид получил звание «первого живописца императора». Наполеон требует в искусстве восхваления империи, и Давид по его заказам пишет две большие композиции «Коронование императора и императрицы» (1806--1807; Лувр) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 года» (1810; Версаль).


«Сафо и Фаон»

Портрет остается сильной стороной творчества Давида до конца его жизни, что же касается композиционных работ, то они, утратив былой революционный пафос, превращаются в холодные академические картины. Подчас его строгий стиль сменяется претенциозной изысканностью и красивостью, как, например, в картине «Сафо и Фаон» (1809; Эрмитаж).


Наступают годы реакции, и в 1814 году к власти приходят Бурбоны. Давид вынужден отправиться в эмиграцию, но, несмотря на это, в Париже его ученики продолжают чтить культ маэстро и ожидают его возвращения: «Ваши старейшие ученики Вас любят по-прежнему…» - пишут они Давиду.

«Марс, обезоруживаемый Венерой»

В период эмиграции наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой» 1824р., он создает ряд портретов, написанных в разной манере. Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817; Лувр) и актера Вольфа

Портрет Александра Ленуара


Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции - времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства, империи, реставрации Бурбонов, - он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Давид - один из самых крупных мастеров неоклассицизма, и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи - ампира (1804-1814).

Давид начинал свою деятельность в 1760-е годы, когда неоклассицизм начал свое распространение во Франции и в других европейских странах. Стремясь получить хорошую живописную школу, в 1766 году Давид становится учеником парижской Академии художеств. Педагогическая система его учителя - известного исторического живописца Ж.М. Вьена - основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Полученная Давидом первая премия на Римском конкурсе в Академии давала ему право на совершенствование мастерства в Италии в качестве пенсионера Французской академии в Риме. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.

1775-1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Здесь он попадает в круг знатоков и любителей античности; вместе с французским ученым и критиком А.К. Катрмером де Кенси, авторитет которого в деле изучения античности был очень велик, он совершает поездку в Неаполь, Геркуланум, Помпеи, Портичи, куда на королевскую виллу свозились новые памятники. «И с глаз спала пелена», - скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Давид изучает античную скульптуру в только что открывшемся Музее Пио-Климентино в Ватикане. Его настольными книгами становятся иллюстрированные сборники - источники вдохновения мастеров неоклассицизма, и история античного искусства И.Й. Винкельмана.

Свидетельством кропотливых занятий рисунком, преклонения перед античным наследием является огромный рисованный фриз «Похороны Патрокла» (1780, США, частное собрание). Техника рисунка с глубокими тенями, светлыми местами, пройденными белилами, создает впечатление римского барельефа с торжественными величественными фигурами на гладком фоне. По словам Давида, его учителями в Риме были «Рафаэль и античность».

По возвращении в Париж в 1780 году его целью становится получение доступа в Академию, что открывало путь к завоеванию успеха, возможность периодически два раза в год выставляться в луврских Салонах. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце, из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Давид трактует его с сентиментальной чувствительностью в традиции Вьена, демонстрируя прекрасное владение передачей классически стройной композиции, мастерством четкого рисунка, благородного колорита, строящегося на разработке красного и коричневого цветов. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. В качестве особой привилегии Давид получает квартиру в Лувре, и в его мастерской начинают работать ученики Ж.Ж. Друэ, А.Л. Жироде, Ж.Б. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами.

Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Драматическая сцена из Илиады Гомера изображена на фоне элементов античного декора - античного массивного ложа, дорических колонн, известного по гравюрам Пиранези канделябра, копья и щита Гектора, заимствованных у Пуссена. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма.

В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Давид решил писать картину в Риме, и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Современники отнесут его Клятву Горациев к революционному творчеству художника, назвав его самого предвестником революции.

Линию «героического» классицизма Давида продолжило полотно «Смерть Сократа» (1787, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Избранный сюжет, рекомендованный художникам Дидро для прославления добродетели, мужества, морали, отвечал вкусам эпохи Просвещения. Для исполнения картины Давид использовал рисунки с римских скульптур.

Совершенно иная, идиллическая элегантная античность предстает в полотне «Любовь Париса и Елены» (1788, Париж, Лувр). Оно прославляет любовь, наслаждение земными радостями жизни. Плавными гибкими контурами очерчены фигуры двух влюбленных, изображенных в пышном античном декоре, воспроизведенном с археологической точностью. В яркую цветовую гамму сплавлены оттенки резко контрастных зеленого и пурпурно-красного цветов.

С энтузиазмом встретив революционные события 1789 года, Давид начинает играть ведущую роль в руководстве искусством; в 1792 году он становится членом Конвента, принимает участие в проведении и декоративном оформлении революционных празднеств, ведает установкой исторических монументов деятелям революции, занимается разработкой костюмов должностных лиц Республики; в 1791 году - возглавляет выступление художников за пересмотр недемократических установлений Академии о допуске к участию в конкурсах и салонах.

Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей; рисунок пером - Лувр), оставшееся незавершенным. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». В парковом павильоне дворца в Марли 20 июня 1789 года часть депутатов Генеральных Штатов, представлявших третье сословие, объявили себя Национальным собранием. Художник изобразил патетический момент, когда депутаты дают клятву борьбы за идеалы Свободы, Равенства, Братства. Работая над полотном, Давид создал много рисунков и эскизов, которые являются образцами его высокого мастерства портретиста.

Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Фигура его передана скульптурно, а в композиции элементы классической античной и христианской иконографии соединяются для раскрытия сюжета из современной истории.

После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца, из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805-1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».

Полотно «Коронование..,» состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне - пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину), имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Давид досконально и правдиво передал торжественную церемонию, в костюмах и атрибутах которой подчеркивалась преемственность империи Наполеона по отношению к империи Карла Великого. За эту картину Давид был удостоен Наполеоном ордена Почетного легиона, и известно, что император, сняв шляпу, поклонился художнику.

В портрете Наполеона в рабочем кабинете в Тюильри, по свидетельствам современников, был создан самый правдивый образ императора. Он изображен в скромном синем костюме полковника гренадеров гвардейской пехоты, стоящим у позолоченных массивных стола и кресла, на фоне свитков и фолиантов, часов, показывающих раннее время, когда начинается работа императора французов. Давид не польстил модели: хотя образ выглядит эффектным, но художник подчеркнул маленький рост Бонапарта, редкие волосы, обрюзгшее лицо.

Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Первые опыты работы 1780-х годов ("Госпожа Пекуль" и "Господин Пекуль" - парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Тонкое наблюдение индивидуальных качеств модели всегда сочетается с глубоким психологическим обобщением, придавая каждому образу яркую жизненность. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе ("Госпожа де Веркинак", 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре ("Портрет госпожи Серезиа "- сестра жены Давида; "Портрет Пьера Серезиа", оба - 1795, все - Париж, Лувр).

Олицетворением наполеоновской эпохи явился «Портрет госпожи Рекамье» (1800, Париж, Лувр). Давид создал не просто образ хорошенькой кокетливой дамы, но женский тип, образ эпохи, покоряющий своей убедительностью.

После падения империи Давид жил в Брюсселе, хотя и не подвергался преследованиям - в годы реставрации новое правительство сделало для него исключение. Он оставил память о себе, как о выдающемся живописце эпохи неоклассицизма, самые талантливые мастера которой умели в рамках стиля создавать новое. Учениками его были многие художники яркого дарования, среди которых Ж.О.Д. Энгр, Ж.А. Гро, П.П. Прудон и другие.

Елена Федотова